Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации г. Кургана
от 3 июля 1998 г. N 40
Временное положение
о порядке формирования цен и тарифов на продукцию, услуги и товары муниципальных предприятий и учреждений города Кургана.
1. С целью выбора более эффективного подхода к реализации задач, поставленных концепцией ценовой и тарифной политики на территории города Кургана, вводится настоящее Положение, отражающее поэтапный подход изучения внешних и внутренних факторов (предпосылок) к изменению тарифов, экономической обоснованности их формирования, проверки отнесения затрат при применении различных методов регулирования цен и тарифов.
Настоящее Положение определяет вопросы ценообразования, порядок представления и рассмотрения расчетных материалов для согласования и утверждения цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги.
I. Ценообразование
Основой для построения цен и тарифов являются постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), от 18 июня 1996 года N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", постановление Администрации Курганской области от 30 октября 1996 года N 545 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Курганской области".
1. Внутренние документы, используемые на всех этапах ценообразования: изучения экономического обоснования, проверки формирования и применения тарифов (цен):
1.1. Решение городской Думы от 1 апреля 1998 года N 53 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в отношении муниципальных предприятий города Кургана".
1.2. Другие нормативные акты городской Думы и администрации города в отношении ценовой и тарифной политики (нормы, нормативы, льготы, субсидии, утвержденные цены, тарифы и другие документы).
1.3. Документы, в соответствии с которыми утверждены действующие на предприятиях тарифы (цены).
1.4. Учетная политика, разработанная на основе "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 и дополнения к этому постановлению.
1.5. Устав предприятия (учредительный договор). Договор по использованию муниципальной собственности.
1.6. Бюджет на текущий год (год формирования тарифов, если в бюджете предусмотрены ассигнования из бюджета (участие бюджетных средств в формировании тарифов).
1.7. Акты проверок органов, уполномоченных производить проверку правильности формирования и применения тарифов.
1.8. Информации предприятий о внесении изменений, внесенных в ходе проверок.
2. Изучение факторов, влияющих на изменение тарифов (цен) - внешних и внутренних.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ роста цен (тарифов) обусловлены нормативными актами Правительства РФ, субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления:
- изменение в налоговой политике;
- рост цен на энергоносители, ГСМ, сырье, материалы, основные средства;
- переоценка основных фондов;
- изменения минимального уровня оплаты труда.
К ВНУТРЕННИМ ФАКТОРАМ роста цен (тарифов) относятся:
- изменение учетной политики предприятия, повлекшее за собой изменение в отражении затрат в разрезе услуг или номенклатуре продукции;
- необходимость привлечения дополнительных финансовых вложений, связанная с изменением технологии, освоением новых видов производства продукции, услуг в соответствии с ценовой программой реконструкции и развития городского хозяйства, утвержденных городской Думой;
- исправление ошибок или нарушений выявленных в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности, повлекших за собой изменение себестоимости, прибыли.
Тарифы "замораживаются" в случаях, когда:
- зафиксирован рост себестоимости более высокими темпами, чем увеличение общего индекса по отрасли (городу);
- рост материальных затрат опережает рост оптовых цен в промышленности;
- рост прибыли в структуре проверяемой цены выше, чем темпы роста прибыли по предприятиям города Кургана;
- рентабельность социально-значимой продукции (услуг) выше, чем среднегородской показатель рентабельности.
3. Осуществление анализа экономической обоснованности формирования цен (тарифов) в муниципальных предприятиях.
3.1. Анализ экономической обоснованности формирования тарифов производится как по представленным предприятиями в администрацию города документам, так и с выходом на место (в муниципальное предприятие) для дополнительного изучения показателей аналитического учета, а также проведения выборочных проверок на предмет правильности списания затрат.
3.2. В ходе аналитической работы используются бухгалтерские документы и оформляются следующие аналитические таблицы:
3.2.1. Динамика и структура объемов услуг, доходов предприятия при действующих тарифах по категориям потребителей и видам деятельности (указать нормативный документ, устанавливающий действующий тариф, объемные и стоимостные показатели).
3.2.2. Динамика и структура затрат, относимых на себестоимость продукции:
а) материальные затраты:
- сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудования, исходя из действующих норм;
- обоснование увеличения стоимости материальных ресурсов (копии счетов-фактур, актов на отпуск материалов), учитываемых при расчете тарифов;
- остатки материальных ресурсов по видам материалов по данным баланса за отчетный период;
- перечень работ и услуг производственного характера, требующих технического нормирования (топливо на технологические цели, отопление здания, эксплуатацию транспорта, затраты тепловой и электрической энергии и т.д., исходя из действующих норм);
- покупные материальные ресурсы всех видов;
- динамика нормативного соотношения удельного расхода материальных ресурсов.
б) затраты на оплату труда основного производственного персонала (расчет трудоемкости, численности и ФОТ);
- норматив фонда оплаты труда (нормативное соотношение).
Справочно: ФОТ по действующему отраслевому тарифному соглашению.
в) отчисления на социальные нужды (социальное страхование, фонд занятости, обязательное медицинское страхование, пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством).
г) "износ" основных фондов (исчисленный по нормам амортизационных отчислений, утвержденным правовыми актами РФ и стоимостью амортизируемых основных фондов).
д) прочие затраты:
- налоги, сборы, платежи, относимые на себестоимость;
- платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
- уплата процентов по полученным кредитам;
- затраты на командировки, подъемные;
- плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану;
- затраты на подготовку и переподготовку кадров;
- амортизация по нематериальным активам;
- оплата услуг связи, вычислительных центров, банков;
- плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов;
- отчисления в ремонтный фонд (в случае его формирования);
- другие затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг).
Отнесение затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) определяется в соответствии с "Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 с изменениями и дополнениями, отраслевыми особенностями состава затрат.
- При формировании тарифов на электро-(тепло)-энергию учитывать:
- плановые (нормативные) потери при их передаче потребителям и фактически сложившиеся (в динамике и в %);
- отпуск по структуре потребителей (в сравнении с нормативами согласно действующего законодательства);
- нормы расхода топлива (газа, мазута) для выработки теплоэнергии (согласно установленных действующим законодательством).
3.2.3. Динамика и структура численности работающих. (Для предприятий, получающих дотацию из городского бюджета - дополнительное согласование численности с финансовым Комитетом).
3.2.4. Динамика и структура заработной платы с выделением "финансируемых из бюджета" по категориям работающих. Положение по оплате труда на предприятии. Оценка эффективности действующего Положения.
3.2.5. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности.
3.2.6. Финансовые результаты деятельности и рентабельность предприятия при существующей системе тарифов.
3.2.7. Использование прибыли и амортизационных отчислений.
3.2.8. Соответствие фактически произведенных расходов, полученных результатов деятельности и расчетов предприятия, представленных для утверждения тарифов:
- справка об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, соблюдение нормативов отчислений в фонды накопления и потребления (если таковые определены для предприятия).
4. Проверка постановки бухгалтерского учета на предприятии.
4.1. Наличие на предприятии учетной политики.
(Рекомендации по элементам учета, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов и подлежат обязательному раскрытию в учетной политике прилагаются).
5. Свод результатов анализа (проверки).
6. Выводы об эффективности действующей системы тарифов, разработка мер и путей совершенствования тарифов на предприятии.
II. Порядок представления и рассмотрения расчетных материалов для согласования и утверждения цен и тарифов
2.1. Муниципальные предприятия (учреждения) самостоятельно готовят предложения и расчеты по изменению уровня цен и представляют их в отдел экономической политики или соответствующие отраслевые подразделения администрации города.
2.1.2. Документ для согласования и утверждения на электрическую энергию - в городскую энергетическую комиссию.
2.1.3. Материалы представляются комиссии за 30 дней до предполагаемого срока введения нового тарифа или цены.
2.2. Отраслевые подразделения в течение 10 дней проводят анализ представленных расчетов, готовят предложения об обоснованности изменения тарифов и передают в отдел экономической политики для экспертизы и заключения.
2.3. Отдел экономической политики проводит экономическую экспертизу с участием заинтересованных организаций, проверяет объективность представленных материалов, сопоставляет данные об уровне предлагаемых цен и основных составляющих себестоимости с данными ценового мониторинга по городу.
2.4. В случае несоответствия представленных материалов требованием настоящего Положения, действующим нормативным правовым актам по вопросам ценообразования, документы возвращаются на доработку. При этом сроки их рассмотрения переносятся с учетом даты представления необходимых материалов в полном объеме требований.
2.5. Согласованные материалы, обосновывающие необходимость установление цены, а также экспертные заключения отдела экономической политики рассматриваются отраслевой рабочей группой и утверждаются межведомственной комиссией по ценовой политике (МВКЦ).
2.6. Решения межведомственной комиссии согласовываются председателем межведомственной комиссии по ценовой политике - первым заместителем мэра города, вступают в силу после утверждения их мэром города.
2.7. Копию документа об утверждении (изменении) цен (тарифов) отдел экономической политики, направляет предприятием в течение 5 дней со дня принятия решения.
2.8. Тарифы вводятся в действие в срок, указанный в распоряжении мэра города.
2.9. Тарифы на услуги (виды продукции, работы), затрагивающие жизненно важные интересы населения города, доводятся через средства массовой информации.
III. Методы прямого регулирования цен и тарифов, порядок их применения
3.1. Методам прямого регулирования подлежат услуги, на которые устанавливаются фиксированные и предельные тарифы (цены).
Фиксированные (предельные) цены формируются расчетно по всем статьям затрат с учетом роста потребительских цен, технических и удельных норм расхода материалов, мероприятий, направленных на рост производительности (интенсивности) труда, жизненный уровень населения и состояние экономики города, темп роста средней зарплаты, соответствующий росту качества услуг и уровень рентабельности не превышающий 25 % (при условии рационального использования прибыли в предыдущие годы).
3.2. При формировании муниципального заказа сезонного характера, выполнении услуг по отдельным договорам, при отсутствии прямых норм расхода материалов, в регулировании тарифов могут быть применены нормативные соотношения между стоимостью материальных затрат и стоимостью продукции (работ и услуг).
3.3. На услуги, оказываемые муниципальными предприятиями населению и бюджетным организациям города, в стоимости которых затраты по фонду оплаты труда в удельном весе превышают 25 %, применяется метод установления норматива по фонду оплаты труда и уровня рентабельности не выше 10 %.
3.4. Для муниципальных предприятий, осуществляющих свою основную деятельность с убытком и предусматривающими их покрытие за счет бюджета, тарифы на их услуги регулируются путем установления ограничения среднемесячного фонда оплаты труда работников в пределах не более 10-кратной величины минимальной заработной платы на день рассмотрения цены, расчетной суммы для покрытия налогов (относимых на результаты работы), а также предельного уровня накладных расходов не более 35 % в общем объеме затрат.
3.5. На услуги муниципальных предприятий, осуществляющих торговую деятельность, а также муниципальных предприятий общественного питания, регулируется величина снабженческо-сбытовых и торговых наценок применительно к пункту 3,3 и размера рентабельности до 25% (при условии рационального использования прибыли в предыдущие годы).
IV. Контроль за правильностью применения цен и тарифов
4.1. Контроль за правильностью применения цен и тарифов осуществляется рабочим органом МВКЦ, КРУ финансового комитета, финансово-экономическими службами отраслевых департаментов администрации города.
4.2. Результаты проверок предприятий и предложения по устранению недостатков рассматриваются на заседаниях МВКЦ.
4.3. По мере необходимости информация о состоянии цен и тарифов в муниципальных предприятиях представляется городской Думе.
Управляющая делами |
Р.А. Новоселова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.