Постановление администрации г. Кургана
от 19 марта 1999 г. N 15
"Об утверждении "Положения об аренде целевым назначением объектов муниципального нежилого фонда, относящегося к муниципальной казне"
Постановлением администрации г. Кургана от 15 января 2003 г. N 1 настоящее постановление признано утратившим силу
На основании главы 34 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 29, 30 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также руководствуясь статьями 33, 49 Устава города Кургана и Решением Малого Совета Курганского городского Совета народных депутатов от 11 февраля 1993 года N 24 "О положении "О порядке учета и предоставления в пользование помещений муниципального нежилого фонда в г. Кургане" постановляю:
1. Утвердить "Положение об аренде целевым назначением объектов муниципального нежилого фонда, относящегося к муниципальной казне" (приложение N 1).
2. Установить, что действие данного Положения распространяется и на договорные отношения при предоставлении по решению городской Думы муниципальных нежилых объектов на правах безвозмездного пользования.
3. Департаменту муниципального имущества и потребительского рынка обеспечить переоформление договоров аренды или заключение дополнительных соглашений к ним в соответствии с настоящим Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра г. Кургана, директора Департамента муниципального имущества и потребительского рынка Пшеничникова Н.Д.
Мэр города Кургана
А.Ф.Ельчанинов
Приложение N 1 к постановлению
Администрации города Кургана
от 19 марта 1999 года N 15
Положение
об аренде целевым назначением объектов муниципального нежилого фонда, относящегося к муниципальной казне
1. Общие положения
2. Порядок подачи и рассмотрения заявок на предоставление в аренду
объектов муниципального нежилого фонда целевым назначением
3. Оформление и заключение договора аренды
4. Допуск Арендатора в помещение и оформление акта приема-передачи
5. Порядок оформления других документов
6. Договор аренды
7. Изменение, прекращение, расторжение, заключение на новый срок и
возобновление действующего договора аренды
8. Арендная плата и другие платежи
9. Контроль за использованием сдаваемых в аренду объектов
10. Ответственность Балансодержателя
11. Заключительные положения
Утратило силу на основании постановления администрации города Кургана от 15 января 2003 года N 1.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок сдачи в аренду целевым назначением объектов муниципального нежилого фонда, не закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, то есть относящихся к муниципальной казне.
Целевым назначением объекты муниципального нежилого фонда предоставляются в аренду конкретному арендатору для осуществления определенного вида деятельности в соответствии с функциональным назначением объекта.
1.2. К объектам муниципального нежилого фонда относятся нежилые здания, помещения (в т. ч. встроенно- пристроенные нежилые помещения в жилых домах) и сооружения, являющиеся недвижимым имуществом и включенные в Реестр объектов муниципальной собственности города Кургана.
1.3. Органом, уполномоченным сдавать в аренду объекты муниципального нежилого фонда, является исключительно Департамент муниципального имущества и потребительского рынка (далее - Департамент).
Действия по распоряжению муниципальным нежилым фондом, совершенные другими лицами, являются недействительными.
1.4. Предоставление в аренду объектов муниципального нежилого фонда целевым назначением производится, как правило, на срок не более одного года (с последующим возобновлением договора на новый срок с добросовестным арендатором). В необходимых случаях срок договора аренды может быть увеличен до пяти лет.
Сдача в аренду муниципальных объектов на срок до одного года осуществляется Департаментом самостоятельно, на больший срок - по распоряжению главы администрации г. Кургана.
1.5. Предоставление объекта в аренду не влечет передачу права собственности на него.
1.6. Департамент муниципального имущества и потребительского рынка, осуществляющий полномочия собственника при сдаче в аренду муниципального имущества, именуется АРЕНДОДАТЕЛЕМ.
Юридические и физические лица, арендующие муниципальные нежилые объекты, именуются АРЕНДАТОРАМИ.
Муниципальные унитарные предприятия, а также другие предприятия и организации, имеющие на своем балансе сдаваемые в аренду нежилые объекты и обслуживающие их по договору с Арендаторами, именуются БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЯМИ.
2. Порядок подачи и рассмотрения заявок на предоставление в аренду объектов муниципального нежилого фонда целевым назначением.
2.1. Право подачи заявки на предоставление в аренду объектов муниципального нежилого фонда целевым назначением имеют любые юридические лица, организационно-правовая форма которых соответствует действующему законодательству, а также физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие отметку Госналогслужбы о постановке на налоговый учет.
Кроме того, правом подачи заявки обладают государственные органы власти и управления, органы местного самоуправления, а также их структурные подразделения, являющиеся юридическими лицами.
2.2. Подача и рассмотрение первичных заявлений.
2.2.1. Оформление первичных заявлений на рассмотрение возможности предоставления в аренду муниципального нежилого объекта производится в свободной форме. При этом заявление должно содержать данные о заявителе, его организационно-правовой форме и его координатах, сведения об ориентировочных характеристиках запрашиваемого помещения (площадь, район, функциональное назначение), а также цели предполагаемого использования помещения.
2.2.2. Максимальный срок рассмотрения первичного заявления - 2 недели с момента его регистрации в Департаменте. По результатам рассмотрения, исходя из наличия свободных или предполагаемых к освобождению помещений, принимается одно из следующих решений:
- о невозможности удовлетворения заявления;
- о постановке заявления на контроль;
- о возможности удовлетворения заявления с направлением заявителю предложения о заключении договора аренды на конкретный объект.
О любом из принятых решений заявитель извещается письменно.
2.2.3. Постановка заявлений на контроль производится, как правило, по поручениям руководства администрации города для размещения органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления либо юридических лиц, занимающихся социально значимой для населения города деятельностью.
При освобождении помещения, отвечающего заявленным требованиям, Департамент направляет заявителю предложение о возможности предоставлении ему конкретного объекта.
2.2.4. В случае, если имеются ряд заявлений на предоставление в аренду конкретного объекта, предполагаемого к освобождению от имеющегося Арендатора, приоритетным правом на оформление договорных отношений обладают платежеспособные субарендаторы этого объекта.
2.2.5. В том случае, если заявитель обращается с просьбой о предоставлении ему в аренду конкретного объекта, предполагаемого к освобождению от основного Арендатора, имеющего задолженность по арендным платежам, и добровольно заявляет о своей готовности погасить долги бывшего Арендатора (по согласованию с ним), Департамент вправе заключить дополнительное трехстороннее соглашение к договору аренды о передаче прав и обязанностей Арендатора заявителю, то есть предоставить заявителю помещение в аренду в порядке перенайма.
2.3. Оформление заявок на аренду предложенного Департаментом конкретного объекта целевым назначением.
2.3.1. При наличии возможности удовлетворения первичной заявки заявителю направляется предложение о заключении договора аренды на конкретный объект, к которому прилагается типовая форма заявки (для заполнения ее заявителем) по установленной приказом департамента форме.
Предложение департамента о заключении договора аренды является действительным в течении:
- 14-ти календарных дней при его направлении почтой;
- 10-ти календарных дней при его вручении заявителю лично.
2.3.2. Заявитель выражает свое согласие на оформление договорных отношений по пользованию предложенным объектом путем представления в Департамент заявки по направленной ему форме, надлежащим образом оформленной и заверенной печатью (для юридических лиц).
К заявке прилагаются:
- копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями (для юридических лиц) или копия свидетельства о регистрации предпринимателя без образования юридического лица, заверенные нотариально либо органом, зарегистрировавшим юридическое лицо или предпринимателя;
- справка Госналогинспекции о постановке на налоговый учет и об отсутствии задолженности по налогам;
- справка о платежеспособности заявителя по утверждаемой Департаментом форме;
- заключения Госпожарнадзора и Горсанэпиднадзора о возможности использования помещения под заявляемый вид деятельности;
- заключение Межведомственной комиссии администрации города о возможности использования помещения под заявляемый вид деятельности (при несоответствии вида деятельности функциональному назначению объекта).
Заявка должна быть согласована с Балансодержателем помещения, что свидетельствует о том, что заявитель с помещением ознакомлен. Балансодержатель обеспечивает ознакомление заявителя с определенным помещением при предъявлении им письма департамента с предложением о заключении договора аренды на это помещение. Ознакомление заявителя с объектом производится в присутствии представителя Балансодержателя, (при необходимости, с представителем Арендодателя).
Приказом директора департамента перечень документов, прилагаемых к заявке, может быть расширен.
2.3.3. В случае, если в обозначенные выше сроки надлежащим образом оформленной заявки в департамент не поступает, объект предлагается другому заявителю.
При предоставлении заявителем в обозначенные Департаментом сроки надлежащим образом оформленной заявки с приложением указанных в п.2.3.2 документов, департаментом оформляется договор аренды в течении 3-х дней с момента их получения.
В том случае, если представленные документы свидетельствуют о слабой платежеспособности заявителя, департамент вправе в письменной форме отказать ему в заключении договора аренды.
3. Оформление и заключение договора аренды.
3.1. Договор аренды составляется по типовой форме, утверждаемой приказом директора департамента муниципального имущества. С типовой формой договора заявитель должен быть заблаговременно ознакомлен.
Учитывая составление договора по типовой форме, разногласия Арендатора по условиям договора не рассматриваются. В случае необходимости дополнения каких-либо условий договора в договоре по согласованию сторон оформляется раздел "Особые условия". Особые условия могут быть предложены Арендатором при представлении им заявки, т.е. до оформления договора.
3.2. Договор аренды составляется департаментом (Арендодателем) в 3-х экземплярах. Договору присваивается номер, указывается дата его заключения и срок действия.
Для договоров, заключаемых впервые, начальный срок действия договора определяется путем прибавления недельного срока к дате, указанной как дата его заключения.
При заключении договора аренды на новый срок начальный срок его действия определяется как следующий день за последним днем прекращаемого срока.
С начального срока действия договора начисляется арендная плата. Произведенный департаментом "Расчет арендной платы" начиная со срока действия договора прикладывается к договору и является его неотъемлемым приложением.
Оформленные указанным выше образом 3 экземпляра договора выдаются на руки Арендатору.
3.3. Все экземпляры полученного договора Арендатором подписываются с указанием его реквизитов и с заверением печатью, и не более чем в трехдневный срок с момента получения возвращаются для подписания Арендодателю. Арендодатель, в свою очередь, не более чем в трехдневный срок обеспечивает подписание договора со своей стороны.
2 экземпляра подписанного обеими сторонами договора выдаются Арендатору, один из полученных экземпляров вручается Арендатором Балансодержателю для обеспечения его допуска в арендуемое помещение и оформления акта приема-передачи.
В случае своего несогласия с условиями договора Арендатор должен в течение 3-х дней известить Арендодателя об отказе в заключении договора. Договор в этом случае считается незаключенным.
Договор аренды, подписанный обеими сторонами, является основанием для допуска Арендатора в помещение и для оформления им документов, указанных в п. 3.3.
3.4. В течение двух недель с момента заключения договора Арендатор представляет Арендодателю соответствующим образом оформленные, заверенные печатями следующие документы, являющиеся неотъемлемыми приложениями договора:
- Акт приема-передачи помещения, оформленный в соответствии с п.4 настоящего Положения;
- Справка органа техинвентаризации ("Абриса") по установленной форме о характеристиках помещения, его инвентаризационной стоимости и проценте износа с приложением выкопировки;
- Договор на техническое обслуживание помещения и на предоставление коммунальных услуг либо справка соответствующих организаций о том, что указанные договоры находятся в стадии оформления;
- Договор с департаментом развития городского хозяйства на аренду условной доли земельного участка либо справка отдела городского земельного кадастра о том, что документы находятся в стадии оформления.
В случае, если договор аренды заключается на новый срок с тем же Арендатором и профиль его деятельности в данном помещении не меняется, предоставления указанных выше справок не требуется, если ранее они были Арендодателю представлены и имеются в его распоряжении.
3.5. Если Арендатор, при отсутствии вины других сторон, не более чем в трехнедельный срок с момента заключения договора не представил Арендодателю указанные выше документы, договор расторгается Арендодателем в одностороннем порядке путем направления Арендатору и Балансодержателю письменного уведомления а Арендатор немедленно сдает помещение по акту Балансодержателю (при наличии акта) либо договор считается незаключенным (при отсутствии акта).
3.6. При представлением Арендатором указанных выше документов, являющихся неотъемлемыми приложениями договора, договор аренды утверждается приказом директора департамента, в договорах делается об этом соответствующая отметка с заверением печатью общего отдела департамента.
Каждый экземпляр договора прошивается вместе с приказом об его утверждении и приложениями к договору.
Один экземпляр договора (с приложениями) остается у Арендодателя, один экземпляр (с приложениями) возвращается Арендатору.
Копия приказа об утверждении договора направляется департаментом Балансодержателю.
4. Допуск Арендатора в помещение и оформление акта приема-передачи.
4.1. Договор аренды, подписанный и заверенный печатями обеих сторон, является единственным документом, дающим основание Балансодержателю на допуск Арендатора для размещения в указанном договором помещении.
4.2. Допуск Арендатора в помещение производится в присутствии представителя Балансодержателя.
Немедленно после обеспечения допуска оформляется и заверяется печатями акт приема-передачи помещения от Балансодержателя Арендатору.
В особых случаях допуск Балансодержателем в помещение Арендатора и оформление акта приема-передачи производится в присутствии Арендодателя.
Акт оформляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у Балансодержателя, 2 других - у Арендатора. Обязанность по предоставлению Арендодателю акта приема-передачи помещения лежит на Арендаторе.
Ключи от предоставляемого в аренду помещения Арендатор получает от Балансодержателя только при наличии акта приема-передачи, надлежащим образом оформленного и заверенного печатями обеих сторон.
При необходимости к акту приема-передачи прикладывается дефектная ведомость.
4.3. В целях повышения эффективности использования муниципальных помещений допускается передача помещений непосредственно от одного Арендатора (при прекращении или расторжении договора с ним) другому Арендатору (при заключении с ним договора на данное помещение).
Передача помещения по акту приема-передачи от одного Арендатора другому производится также в присутствии Балансодержателя (при необходимости, и в присутствии представителя Арендодателя), акт заполняется в 4-х экземплярах.
4.4. В некоторых случаях возможна передача помещения непосредственно от Арендодателя Арендатору по акту приема-передачи либо иному подписываемому сторонами документу.
4.5. Оформление актов приема-передачи помещения рекомендуется производить по утверждаемой департаментом форме.
5. Порядок оформления других документов.
5.1. Для организаций, оформляющих документы, указанные в п.3.3, основанием для работы с конкретным заявителем является договор аренды помещения, подписанный и заверенный печатями обеих сторон.
На данной стадии отметки об утверждении договора аренды Приказом директора Департамента не требуется.
6. Договор аренды.
6.1. Договор аренды является основным документом, регламентирующим отношения Арендодателя и Арендатора.
Договор аренды заключается в письменной форме и подписывается сторонами.
Договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации. Арендатор несет ответственность как за государственную регистрацию права аренды по такому договору, так и за государственную регистрацию последующего прекращения права аренды.
6.2. В договоре аренды однозначно определяется объект аренды, указываются сроки аренды, права и обязанности Арендодателя и Арендатора по содержанию и использованию помещения, размер и порядок внесения Арендатором арендной платы, ответственность сторон, условия изменения, продления и расторжения договора.
Обязательным условием договора аренды является определение целевого назначения нежилого помещения.
7. Изменение, прекращение, расторжение, заключение на новый срок и возобновление действующего договора аренды.
7.1. Изменение условий договора.
Изменение условий договора аренды (срок действия, арендуемая площадь, целевое использование помещения) допускается путем оформления дополнительного соглашения сторон.
В случае изменения решением Курганской городской Думы ставок арендной платы изменения договора в части указания арендных платежей производится Арендодателем в одностороннем порядке путем направления Арендатору нового "Расчета арендной платы".
В случае принятия нормативных документов органа местного самоуправления, регламентирующих порядок аренды муниципального имущества, изменения условий договора на предмет их соответствия местной законодательной базе производится в бесспорном порядке. Отказ Арендатора от внесения изменений является основанием для расторжения договора в одностороннем порядке.
7.2. Прекращение договора.
Договор аренды прекращается по истечении срока договора. Арендатор обязан письменно уведомить Арендодателя о своем желании прекратить договор в срок, указанный в договоре аренды, или в разумный срок, а также немедленно по истечении срока представить Арендодателю акт передачи имущества. В случае, если акт передачи имущества Арендатором не представлен или представлен несвоевременно, за время просрочки продолжается начисление арендной платы.
7.3. Заключение договора на новый срок.
По истечении срока договора аренды Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить Арендодателя о своем желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, или в разумный срок. Заключение договора на новый срок производится путем оформления дополнительного соглашения к договору.
7.4. Возобновление договора на неопределенный срок.
Если Арендатор продолжает пользоваться арендуемым помещением после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом каждая из сторон имеет право в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не менее чем за один месяц.
7.5. Расторжение договора.
Договор аренды может быть расторгнут досрочно:
- по соглашению сторон;
- в одностороннем порядке по требованию Арендодателя, если это предусмотрено в договоре, в случае нарушения Арендатором условий договора;
- в судебном порядке при грубом нарушении сторонами условий договора.
При расторжении договора в одностороннем порядке оформляется соответствующий приказ директора департамента, в соответствии с которым Арендатор обязан освободить помещение в указанный приказом срок по акту приема-передачи.
В случае, если акт передачи имущества Арендатором не представлен или представлен несвоевременно, за время просрочки продолжает начисляться арендная плата. Если указанная плата не покрывает причиненных Арендодателю убытков, а за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.
7.6. О фактах предстоящего досрочного прекращения договора аренды департамент муниципального имущества письменно извещает Балансодержателя помещения и отдел городского земельного кадастра департамента развития городского хозяйства.
8. Арендная плата и другие платежи.
8.1. За пользование арендуемым помещением Арендатор своевременно вносит в городской бюджет арендную плату. Размер, сроки внесения и счета перечисления арендной платы указываются в договоре аренды.
8.2. Ставки арендной платы устанавливаются решением городской Думы.
8.3. Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке по инициативе Арендодателя на основании решения городской Думы в случае изменения общих ставок. В пределах срока действия договора аренды арендная плата может быть изменена не чаще одного раза в год. В случае изменения размера арендной платы в период действия договора начисления платы производятся по новым ставкам с момента принятия соответствующего решения об их изменении; об изменении размера арендных платежей Арендатор извещается путем направления ему письменного извещения, являющегося неотъемлемым приложением к договору.
8.4. Льготы по арендной плате могут устанавливаться исключительно решением городской Думы.
8.5. Оплата за коммунальные услуги и техническое обслуживание производится Арендатором по утвержденным в установленном порядке нормативам и тарифам.
8.6. Арендная плата за пользование условной долей земельного участка в сумму арендной платы за пользование помещением не входит; платежи за пользование земельным участком производятся Арендатором в соответствии с документами, оформляемыми отделом городского земельного кадастра департамента развития городского хозяйства.
8.7. Арендатор самостоятельно оплачивает установленные действующим законодательством налоги, связанным с перечислением арендной платы (налог на добавленную стоимость).*
8.8. За просрочку внесения арендной платы Арендатор выплачивает пени в размерах, устанавливаемых решением городской Думы.
8.9. Задержка по внесению арендных платежей более чем на один месяц является основанием для:
- расторжения Арендодателем договора аренды в одностороннем порядке;
- изъятия Арендодателем части сдаваемых в аренду площадей при наличии пригодного к изъятию изолированного помещения;
- размещения в арендуемом помещении субарендаторов по направлению Арендодателя с внесением субарендных платежей в бюджет города либо требования внесения непосредственно в городской бюджет субарендных платежей имеющихся субарендаторов;
- требования от Арендатора оформления дополнительного соглашения с представлением обязательства обслуживающего Арендатора банка, о согласии на проведение списания в безакцептном порядке арендных платежей и пени в соответствии с настоящим договором на весь срок его действия.
8.10. Оплата пени и неустоек, предусмотренных договором аренды, производится в городской бюджет в том же порядке, что и арендная плата, с указанием в платежном поручении цели платежа. Основанием для оплаты Арендатором неустойки является письменное представление Арендодателя об установленном факте нарушения Арендатором определенных условий договора.
9. Контроль за использованием сдаваемых в аренду объектов.
9.1. Арендодатель вправе проверять использование арендованных помещений в соответствии с условиями договора. Результаты проверок оформляются актами.
При установлении нарушения целевого использования арендованного объекта, а также его неэффективного использования, Арендодатель имеет право досрочно расторгнуть договор или изъять площади, используемые не эффективно или не по назначению.
В случае выявления сдачи Арендатором арендуемого помещения в субаренду, скрытую субаренду (договор о совместной деятельности с предоставлением площади) без разрешения Арендодателя, а также в случае выявления других нарушений условий договора Арендодатель вправе предъявить Арендатору неустойку в соответствии с условиями договора, а также расторгнуть договор аренды.
10. Ответственность Балансодержателя.
10.1. Балансодержатель является хозяйствующим субъектом Арендодателя и выступает его полномочным представителем при оформлении актов приема-передачи объектов в аренду.
10.2. Балансодержатель отвечает за техническое обслуживание сдаваемых в аренду объектов в объеме договора на техническое обслуживание, заключаемого им с Арендатором, а также за сохранность временно пустующих муниципальных объектов при отсутствии в них Арендаторов.
11. Заключительные положения.
11.1. Порядок проведения капитального ремонта сдаваемых в аренду объектов, а также порядок их субаренды регламентируются нормативными документами органа местного самоуправления.
11.2. В случае несоответствия условий действующих договоров аренды нормам действующего законодательства, а также положениям нормативных документов органов государственной власти и местного самоуправления, регламентирующих порядок аренды муниципального имущества, указанные договора подлежат изменению.
11.3. Взаимоотношения сторон, не урегулированные договором аренды и настоящим Положением, регламентируются решениями городской Думы по вопросам аренды муниципального недвижимого имущества, а также действующим законодательством РФ.
Заместитель мэра города,
управляющая делами
администрации города Кургана
Р.А. Новоселова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Кургана от 19 марта 1999 г. N 15 "Об утверждении "Положения об аренде целевым назначением объектов муниципального нежилого фонда, относящегося к муниципальной казне"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением администрации г. Кургана от 15 января 2003 г. N 1 настоящее постановление признано утратившим силу