Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Курганской городской Думы
от 16 февраля 2000 года N 7
Отчет
о выполнении Программы социально-экономического развития г. Кургана за 1999 год
I. Структурные изменения в экономике
Социально-экономические реформы, проводимые в стране, привели к радикальным переменам в жизни горожан. В результате либерализации экономики в настоящее время 76 % предприятий относятся к частной и смешанной формам собственности. На территории города зарегистрировано 55 предприятий с участием иностранного капитала, общий объем выпуска продукции работающими из них составил около 50 млн. рублей.
В структуре доходов населения появились отсутствовавшие ранее источники: доходы от собственности, от предпринимательской деятельности, от кредитно-финансовых операций, составившие в совокупности 17 % всех доходов. В среднем по городу уровень доходов на душу населения в месяц составил 863 рублей в месяц. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 61,3 %, но реальный уровень денежных доходов на 10 % ниже, чем в 1998 году. Заработная плата остается основным источником доходов населения. Ее средний размер сложился в сумме 1341,4 рубля, рост по сравнению с предыдущим годом составил 135,1 процента. Усилилась дифференциация населения по уровню доходов. Либерализация экономики и устранение административных ограничений создали условия для развития рынка труда. Начались процессы перераспределения работающих в пользу высокодоходных отраслей: в сферу торговли, обслуживания и рыночной инфраструктуры. Постепенно формируется система коллективно-договорных соотношений между социальными партнерами - за год заключено 557 коллективных договоров, что на 10 % больше, чем в 1998 году. Начали развиваться негосударственные учреждения здравоохранения и образовательные учреждения. У горожан появилась реальная возможность выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха.
II. Промышленность
В январе-декабре промышленными предприятиями города произведено продукции на 7789,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составило 100,4 процента к уровню 1998 года. Среди факторов, ограничивающих рост производства, существенное влияние имеют недостаток оборотных средств у предприятий и отсутствие платежеспособного спроса на производимую продукцию. Несмотря на незначительный рост физического объема производства в целом по городу, снижен объем продукции предприятиями электроэнергетики (на 13,2 %), промышленности стройматериалов (на 24,2 %), легкой (на 53,1 %) и пищевой промышленности (на 24,3 %). В городе возросло производство электростали, медицинской техники и запасных частей к ней, деревообрабатывающих станков, автобусов, минитракторов, прицепов и полуприцепов и других видов продукции машиностроения.
В общем объеме производства потребительских товаров 49 % занимали непродовольственные товары: на долю продуктов питания приходилось 18,5 процентов.
Несмотря на финансовые трудности, предприятиями города получено более 1,6 млрд. рублей прибыли. Получение прибыли обеспечили, главным образом, крупные и средние предприятия машиностроения, пищевой и медицинской промышленности. Наиболее убыточными по-прежнему остаются предприятия автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, а также предприятия промышленности строительных материалов. Немаловажную роль в этом негативе сыграли цены на бензин и дизтопливо, а также значительный рост тарифов на электроэнергию. На 1 декабря суммарная задолженность по обязательствам крупных и средних предприятий и организаций города составила 7386,8 млн. рублей, из нее просроченная 4027,0 млн. рублей или 54,5 процентов от общей суммы задолженности. Из общей суммы задолженности 4,5 % составляют долги в городской бюджет.
В этих условиях с целью поддержки предприятий города Администрацией принимаются меры, направленные на улучшение и стабилизацию их деятельности.
Действует гибкая система предоставления налоговых льгот: в соответствии с заключаемыми соглашениями о взаимных обязательствах Администрация города берет на себя обязательства по предоставлению налоговых льгот, а предприятие - получатель налоговых льгот обязуется представить городскому хозяйству услуги (выполнить работы) на льготных условиях. Администрация города работает в определении локальных зон экономического развития, с целью развития нового производства, внедрения новых технологий.
III. Инвестиции
На развитие экономики и социальной сферы города, за счет всех источников финансирования (по оценке), использовано 630 млн. рублей инвестиций (100,6 % к уровню прошлого года). Происходят изменения в структуре капитальных вложений. При снижении финансирования из федерального бюджета, возросли доли внебюджетных источников и собственных средств предприятий. Предприятиями и организациями всех форм собственности и населением построено и введено в эксплуатацию. 832*** квартиры общей площадью 51,3 тыс.кв.м (65,2 % к уровню 1998 года). Повысилась активность индивидуальных застройщиков, ими введено 60 квартир площадью 6,3 тыс.кв. метров против 1,8 тыс.кв.м в прошлом году. За счет бюджетных средств на строительстве городских объектов освоено 72,7 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом рост объемов составил 100,7 %. Приоритетной задачей в строительстве за счет бюджетных средств является строительство объектов социального назначения. Это строительство диагностического центра, поликлиники по ул. Кравченко, тубдиспансера и др. объектов здравоохранения и народного образования. Продолжались работы по отсыпке противопаводковой дамбы в п. Восточном (освоено 9,1 млн. руб.), на освещении дороги "Курган-Увал" (выполнение работ составило 2,0 млн. руб.). Основной объем строительных работ выполнялся за счет погашения задолженностей предприятий в городской бюджет с минимальным привлечением расчетов в денежной форме. Продолжалась реализация программы "Газификация", освоение средств по которой составило 7,7 млн. рублей. Подготовлены к приему природного газа котельные N 17, 26 продолжались работы по газификации котельных NN 25, 28, 29, газифицированы 162 дома частного сектора, велось строительство магистральных газовых сетей в поселке Восточном, введено в эксплуатацию 11,3 км газопроводов.
На объектах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, освоено 21,8 млн. рублей (реконструкция Курганского гидроузла, строительство Северной котельной, выставочный зал, диагностический центр).
По договорам строительного подряда предприятиями города выполнен объем подрядных работ на 566,7 млн. рублей, что почти на 10 % меньше, чем в предыдущем году.
IV. Развитие сферы городского хозяйства
Администрация города ежегодно освобождает производственные предприятия от социального бремени инфраструктуры, создавая условия в повышении прибыли, снижении затрат и развития производства.
В течение года принято на баланс от ведомств 5 котельных, 65 км теплотрасс, 48 теплопунктов. Только за последние 2 года принято на обслуживание дополнительно 473 тыс.кв.м жилья на сегодняшний день площадь муниципального жилья составляет 3140,7 тыс.кв.м (больше половины всего жилищного фонда города).
Затраты по их содержанию ложатся преимущественно на городской бюджет (около 20,3 млн. рублей в год).
V. Потребительский спрос
Под воздействием финансово-экономического кризиса, активизации инвестиционных процессов, снизился платежеспособный спрос на товары потребительского назначения. В результате произошел спад по сравнению с прошлым годом, оборота розничной торговли до 87,5 %, оборота общественного питания до 81,6 %, общего объема оптовой торговли до 82,6 % (в сопоставимых ценах). В этих условиях, в целях усиления влияния Администрации города на процесс регулирования и управления в сфере торговли, продолжена работа по созданию законодательной базы.
Спад производства в отдельных отраслях послужил причиной таких негативных явлений в социально-экономической сфере, как безработица. Численность безработных на конец года составила 2,6 тыс. человек.
Недостаток бюджетных средств ограничил возможности Администрации города в проведении активной социальной политики, хотя 45 % расходов городского бюджета было направлено на финансирование социальной сферы. В сложившихся экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Удалось сохранить устойчивость системы жизнеобеспечения города, транспортного обслуживания населения, общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.
VI. Уровень жизни населения
а) Средняя заработная плата
Минимальный потребительский бюджет, рассчитанный исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности, и определяющий уровень малообеспеченности, в декабре 1999 года в городе Кургане составил 1334 рубля. Величина прожиточного уровня в среднем на душу населения достигла 800 руб.
Уровень жизни "подорожал" за год в 1,8 раза.
Основным источником доходов населения остается заработная плата. Ее среднемесячный размер по городу в 1999 году сложился в размере 1341 рубль, что на 37 % выше уровня 1998 года. Средне-месячный размер заработной платы по городу может обеспечить 1,6 прожиточных минимумов или покрыть всего лишь 1 минимальный потребительский бюджет по уровню декабря.
Следует заметить, что к концу 1999 года сохраняется (и усугубляется) дифференциация по уровню оплаты труда работников, занятых в различных отраслях. Особую тревогу вызывает уровень зарплаты предприятий жилищного хозяйства, здравоохранения, народного образования, культуры и искусства.
-------------------------------------------------------------------------
Среднемесячная зарплата за 1999 год в % к
-------------------------------------------------------------------------
|мин. потреб.бюджету|прожиточному минимуму
-------------------------------+-------------------+---------------------
Всего по городу Кургану | 100,5 | 162,2
в т.ч. ЖКХ | 64,3 | 103,7
Здравоохранение | 67,5 | 108,9
Народное образование | 59,0 | 96,5
Культура и искусство | 64,4 | 103,9
-------------------------------------------------------------------------
б) Структура бюджетных расходов (таблица 1 таблица 2)
Динамика бюджетных показателей за 1996-1999 гг. свидетельствует о том, что в 1997 году произошли существенные изменения в структуре бюджетных расходов. Так, если в 1996 году она была приближена к нормативной структуре, рассчитанной для бюджета, сформированного с учетом минимальных социальных норм и стандартов, то в 1997 году в связи с ростом цен на тепловую и электрическую энергию акценты сместились в сторону большой нагрузки бюджета расходами, связанными с отраслями материального производства и ЖКХ (1996 год - 36 % в сумме текущих расходов; 1997 год - 45,6 %; изменение +9,6 %; при N = 30,3 %), и ослабления социальной функции бюджета (1996 год - 58,8 %; 1997 год - 43,8 %; изменение -15 %; N = 57,7 %).
В последующие годы сложившаяся структура бюджетного финансирования за счет резкого роста цен на ГСМ значительно не менялась, но тенденция к ее ухудшению сохранялась. Колебания удельного веса по отдельным направлениям расходования средств составляли до 4 %.
Значительно усугубилась обстановка в 1997-1999 гг. Бюджетные затраты на финансирование социально-культурной сферы не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социальной обеспеченности населения города, развития системы народного образования, минимальных потребностей жителей города в медицинском обслуживании. Социальная функция органов власти муниципального образования (полномочия и обязательства) не находит своего финансового подкрепления.
Доходы, поступившие в бюджет города, а соответственно и профинансированные расходы (обязательства), в 1999 году хотя и имеют наибольшие за 4 года значение по абсолютной величине (705,4 млн.руб. и 715,3 млн. руб.), но по темпам роста в 2-3 раза отстают от темпов инфляции и роста потребительских цен.
Сложившаяся государственная политика управления муниципальными расходами привела к порочной практике наращивания долгов городского бюджета за ресурсоемкие услуги.
в) Бюджетная обеспеченность на душу населения
Фактическая
Бюджетная обеспеченность (руб./чел.) на душу населения в год в городе Кургане сложилась на уровне:
- в 1996 году 1179;
- в 1997 году 1831;
- в 1998 году 1714;
- в 1999 году 1948.
Откорректированный (сопоставимый) показатель бюджетной обеспеченности 1999 года (1948 руб.) на индекс потребительских цен к предыдущему году в условиях 1998 и 1997 года составит:
- в условиях 1998 года - 1073 руб. на чел. в год;
- в условиях 1997 года - 857 руб. на чел. в год.
Таким образом, реальный показатель бюджетной обеспеченности на душу населения города в год динамически снижается из года в год, и в 1999 году он в 2 раза ниже уровня 1997 года.
Анализ структуры расходов бюджета города сложившихся в 1996 году был проведен в соответствии с показателями бюджетной обеспеченности, сформированными для 1996 года с учетом минимальных социальных норм и стандартов.
Анализ выявил негативное обстоятельство - фактическая бюджетная обеспеченность на 1 жителя муниципального образования на 42 % ниже нормативной. Учитывая сложившиеся индексы потребительских цен, минимальная нормативная бюджетная обеспеченность (в сопоставимых условиях) на 1 жителя города по годам составит:
1997 год - 3672 руб./чел.
1998 год - 4597 руб./чел.
1999 год - 8348 руб./чел.
Таким образом, фактически сложившаяся бюджетная обеспеченность на 1 жителя города Кургана в 1999 году ниже минимальной нормативной в 4,3 раза, и для достижения минимально необходимого уровня показателя бюджетной обеспеченности, доходы бюджета должны возрасти соответственно (т.е. в 4,35 раза), что практически нереально. Ясно, что объем бюджетных доходов определяется экономическими возможностями города. За 1999 год от предприятий, расположенных на территории города Кургана, в бюджеты всех уровней поступило 1433,5 млн. руб. При условии направления всей полученной суммы налоговых платежей в бюджет города, бюджетная обеспеченность на 1 жителя сложилась бы в сумме 3904 рубля, то есть на уровне нормативной обеспеченности 1997 года.
Исходя из фактической величины бюджетной обеспеченности 1997 года (базовой) 1831 рубль при том же уровне отставания от нормативной (42 %) и сложившемся только в последний 1999 год индексе инфляции (1,816), уровень бюджетной обеспеченности определяется в 1999 году - 3325 руб./чел. - и 3990 руб./чел. - в 2000 году.
Расходная часть бюджета города Кургана на 2000 год, нацеленная на обеспечение финансированием принятых Администрацией города государственных полномочий, влияющих на расходные обязательства муниципального бюджета, должна быть сформирована на уровне 1220-1465 тыс. рублей. Это означает, что в муниципальном образовании должно оставаться не менее, чем 85 % всех видов начисленных налогов, в ином случае более 50 % расходных полномочий и обязательств муниципального образования не обеспечиваются финансированием, т.е. отрасли городского хозяйства и социальная сфера Кургана на протяжении 5 лет не имеют возможности не только совершенствоваться и развиваться, но и поддерживать уровень 1996 года.
Администрация города Кургана видит выход из создавшегося положения только в реформировании межбюджетных отношений, поиске оптимизации подхода к развитию муниципального образования.
Особенность экономики города тесно увязана с ранее сложившейся структурой производства, свыше 85 % ориентированной на государственный заказ (военно-промышленный комплекс). Полное отсутствие средств по Программе Конверсия отбросило промышленность города, городское хозяйство и социальную сферу на 10-15 лет назад. Этот период сейчас должен быть определен льготным и в межбюджетных отношениях.
VII. Механизм реализации Программы социально-экономического развития
Программа социально-экономического развития города Кургана на 1999-2000 г.г. рассматривалась на заседании Курганской городской Думы 7 июля 1999 года и утверждена ее решением N 80.
Вопросы формирования социально-экономического развития города Кургана рассмотрены в Администрации области:
- 8 июля 1999 года представлена Программа социально-экономического развития города Кургана на 1999-2000 г.г.
- 31 августа 1999 года в Администрацию области направлены уточненные показатели Прогноза социально-экономического развития города на 2000 год.
По подготовке вопросов социально-экономического развития при Администрации города работают комиссии, на заседании которых ежеквартально анализируется производственная деятельность и финансовое состояние предприятий, и в пределах компетенции комиссий оказывается влияние на повышение качества услуг и расширение дополнительных видов услуг муниципальными предприятиями города. Рассматривается целесообразность и характер поданных заявок предприятий и, в меру социальной и экономической необходимости, осуществляется консервация имущества предприятий, реструктуризация бюджетной задолженности, определяются границы локальных зон экономического развития.
В целях безусловного повышения эффективности управления муниципальными предприятиями Администрацией города принято распоряжение от 3 марта 1999 года N 1061-р "О реализации экономических методов управления муниципальными предприятиями", согласно которому утвержден порядок и график проведения балансовых комиссий по результатам производственно-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.
За 12 месяцев 1999 года проведено 10 балансовых комиссий, на которых рассмотрена работа 14-ти муниципальных предприятий.
Межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Администрации города проведено в 1999 году 25 заседаний, на которых рассматривались вопросы экономического обоснования цен и тарифов для 17 муниципальных предприятий.
Межведомственной комиссией по формированию и размещению муниципального заказа в течение 1999 года проведено 13 заседаний, на которых подводились итоги конкурсов по размещению муниципального заказа организации работы маршрутных такси в областном центре и на поставку медикаментов, инсулина, продуктов питания, мягкого инвентаря для нужд социальной сферы города.
Комиссией по установлению должностных окладов руководителей муниципальных предприятий города проведено в 1999 году 6 заседаний, где рассматривались вопросы эффективности оплаты труда руководителей муниципальных предприятий всех сфер деятельности.
Комиссией по торговле, общественному питанию и мелкорозничной сети за 1999 год проведено 11 заседаний, рассмотрены вопросы по упорядочению мелкорозничной сети и наведению порядка на микрорынках города, о торговле скоропортящимися продуктами; обсуждались проекты решений и постановлений Администрации города, регламентирующие деятельность торговли.
Городской лицензионной комиссией проведено в 1999 году 22 заседания по выполнению условий лицензирования, на которых рассмотрены представления контролирующих органов, и вопросы выдачи разрешений на торговлю алкогольной продукцией в ночное время.
Координационным Советом предпринимателей, обновленном в 1999 году, проведено 5 заседаний, на которых обсуждались и рассматривались:
- проекты Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", предложения и замечания по которому направлялись в областную Думу в январе 1999 года;
- проект распоряжения Администрации города "Об упорядочении деятельности органов, осуществляющих контроль за предприятиями торговли и частными предпринимателями;
- вопрос организации в г. Кургане бизнес-центра и постоянно действующей выставки-ярмарки продукции, производимой малыми предприятиями и предпринимателями;
- проект Программы поддержки малого предпринимательства в г. Кургане на 1999-2000 г.г., который утвержден Курганской городской Думой с учетом предложений и замечаний Координационного Совета.
Для более эффективного решения социально-экономических проблем муниципального образования в 2000 году Администрация города Кургана и городская Дума обратились к Губернатору Курганской области, Председателю областной Думы, с просьбой поддержать наше обращение в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу по следующим неотложным вопросам:
1). Отрегулировать механизм межбюджетных отношений в соответствии с действующим Указом Президента РФ от 15 октября 1999 года N 1370, нормативными документами Правительства РФ и перейти на конкретную модель межбюджетных отношений, нацеленных на стабильность нормативов и неукоснительное соблюдение принципов государственной политики в области развития местного самоуправления, начиная с 2000 года.
Механизм межбюджетных отношений должен учитывать не только экономическую ситуацию в стране, но и правовые акты государства, направленные на обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, на создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления.
Это значит, что взаимоотношения между Субъектом федерации и муниципальным образованием должны включать в себя налоговое и бюджетное регулирование с поэтапным исключением "перекрестного субсидирования" среди муниципальных образований на уровне монополистов-поставщиков услуг (электроэнергия, газ, телефон и другие). При утверждении тарифов (увеличение тарифов для потребителей одного муниципального образования с целью снижения их для потребителей другого муниципального образования) необходимо поэтапно исключать из практики. В крайнем случае не ухудшать, а улучшать экономическую взаимозависимость путем бюджетного регулирования через областной бюджет.
Межмуниципальное "перекрестное субсидирование" ухудшает и социально-экономическую обстановку в предприятиях города Кургана и населения в целом, искажает уровень бюджетной обеспеченности населения.
2. Определить и законодательно подтвердить четкую государственную политику оплаты труда, которая должна быть положена в основу повышения уровня жизни населения.
3. Освободить от всех видов налогов (кроме подоходного налога с населения) муниципальные предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного городского транспорта и одновременно дотирующиеся из бюджетов муниципальных образований. Эта мера позволит частично на 2-3 года решать проблемы проведения жилищно-коммунальной реформы, вопросы повышения уровня жизни населения.
4. Внести дополнения в Федеральный закон "О дорожных фондах" в части распределения зачисленных налогов в "Дорожные фонды" не только в Федеральный и региональный бюджет, но и в бюджеты муниципальных образований не менее 20 %.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.