Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению Курганской городской Думы
от 21 февраля 2001 года N 15
Основные мероприятия
по повышению доходной части бюджета города и снижению бюджетных расходов в 2001 году
Подходы к оценке бюджетной эффективности
"Мероприятиями" сделана попытка предложить методический подход и оценить эффект для бюджета от их реализации.
Под бюджетной эффективностью понимается повышение доходов и сокращение расходов городского бюджета.
Приведенные цифры для всех расчетов являются максимально приближенными к реальным на основе динамических тенденций и аналитических результатов.
Основные источники повышения доходов
Повышение доходов выражается в увеличении как налоговых, так и неналоговых поступлений в городской бюджет. Основными статьями налоговых доходов бюджета города является: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог с продаж, налог на вмененный доход, земельный налог, неналоговые доходы и другие сборы и пошлины.
Общая сумма налогов, поступивших на территории города Кургана с распределением по уровням бюджетов (данные ГНИ) в динамике за 3 года свидетельствует о надежно сложившемся потенциале налогооблагаемой базы предприятий и наметившихся позитивных тенденций роста.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Городской бюджет | Всего |
1998 1999 % 2000 % к 1999 % к 1998 |
178878 455960 254,9 605578 132,8 338,5 |
155357 332684 214,1 217611 65,4 140,1 |
578420 618920 107,0 988923 159,8 171,0 |
912655х 1407564 154,2 1812112 128,7 198,6 |
х) без учета налогов в Дорожный фонд
Вывод: Доходная часть бюджета города в части налогов формировалась со значительным отставанием от темпов роста налоговых поступлений в федеральный бюджет. Особенно наглядно показал 1999 год. За 3 года рост налогов в федеральный бюджет составил 338,5 %, в бюджет города - 171,0 %, т.е. отставание в 2 раза, что подтверждает неэффективное налоговое регулирование. При всем этом, полнота сборов налогов является одним из главных условий формирования доходной части бюджета.
Мероприятия по повышению доходной части бюджета города
N п/п |
Мероприятия | Ответственный исполнитель |
Срок ис- полнения |
Бюджетная эффективность |
1. 2. 3. 3.1 4. 4.1 4.2 5. 6. 7. 8. |
Стимулирование Управления Министерства РФ по налогам и сборам по городу Кургану путем образования и перечисления до 30% в его фонд развития от сумм, доначисленных и взыскан- ных по результатам проверок (в 2000 году доначислено 124 млн.руб., а взыскано 5 млн.рублей). Продлить и активизировать действие решения городской Ду- мы от 19 апреля 2000 года N 32 "Об утверждении положения о материально-техническом стиму- лировании инспекционных орга- нов, участвующих в работе по увеличению собираемости нало- гов и сборов" Стимулирование роста налого- облагаемой базы: Активизация работы по при- влечению производственных предприятий к участию в кон- курсе "Лучшее предприятие го- рода по повышению жизненного уровня населения" (своевре- менное подведение итогов, от- ражение результатов конкурса в СМИ) Разработать механизм, стиму- лирующий наращивание имущест- венного капитала предприятий, организаций, предусмотрев: На- лог на имущество (юридических и физических лиц). Предприятия, имеющие сниже- ние налогооблагаемой базы, или обеспечивающие 100% к уровню предыдущего квартала уплачива- ют налог по предельной ставке - 2%, а предприятия, достигшие роста налогооблагаемой базы к предыдущему кварталу с суммы превышения уплачивают налог дифференцированно по ставке 1,9 - 1%, при условии направ- ления высвободившейся части налогов на пополнение собст- венных оборотных средств. Консервацию имущества осуще- ствлять в случаях, когда поте- ря налога на имущество покры- вается приростом других нало- гов (согласно договорных обя- зательств) и составляет не бо- лее 30% от общей суммы приро- ста налогов в реальном исчис- лении. Примечание: Прирост других налогов при- нимается в величине реального прироста без учета индекса ин- фляции Земельный налог (в доле, по- ступающей в бюджет города) 5.1. Снижение ставки земель- ного налога и арендной платы за землю до 50% предприятиям, имеющим в пользовании земель- ные участки, площади которых заняты законсервированными в установленном порядке произ- водственными объектами, если условиями договора сумма ука- занных налоговых потерь возме- щается другими налогами (сти- мулирование роста объемов про- изводства, прибыли, повышение заработной платы рабочим); 5.2. Предоставление льготы в течение срока до 3 лет по арендной плате за землю в раз- мере 50% за земельные участки, отведенные предприятию для многоквартирного жилищного строительства на условиях, оговоренных в п. 5.1. 5.3. Преимущественное право предоставления в аренду земе- льных участков, предназначен- ных для строительства произ- водственных объектов, с целью расширения конкретных произ- водств. Налог на прибыль 5.1.*При исчислении налога на прибыль предприятий и орга- низаций, облагаемая прибыль для зачисления в бюджет города может уменьшаться на суммы, фактически направленные на фи- нансирование капитальных вло- жений производственного и не- производственного назначения, а также на погашение кредитов банка, полученных и использо- ванных на эти цели при условии дополнительного открытия рабо- чих мест и повышения жизненно- го уровня работников предпри- ятия на суммы, превышающие установленную льготу. Единый налог на вмененный доход 7.1. С целью повышения дохо- дов бюджета установить в горо- де Кургане действие данного налога во всех сферах предпри- нимательской деятельности, оговоренных ст. 3 ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельно- сти". Это позволит дополнительно получить около 3 млн.рублей (в условиях расчетных коэффициен- тов и суммы дохода, утвержден- ных в 2000 году) 7.2. Уточнить в 2001 году с комитетом по статистике, ГНИ МНС РФ базовую сумму вмененно- го дохода по каждому виду де- ятельности. Произвести расчет эффектив- ности замены данным налогом налога с продаж. Неналоговые доходы 1. Упорядочить взимание и размер платы за пользование муниципальным имуществом, осу- ществить своевременность и полноту сбора в соответствии с решением Курганской городской Думы от 28 декабря 2000 года N 115 2. Реализация мероприятий по взысканию задолженности по арендной плате учреждений фи- нансируемых за счет средств федерального и областного бюд- жетов 3. Активизировать работу в акционерных обществах с целью повышения доходов по дивиден- дам от акций, принадлежащих администрации города 4. Ликвидация убыточных, ре- организация нерентабельных и создание новых муниципальных предприятий с наиболее эффек- тивной деятельностью 5. Разработка и внедрение программы "Муниципальный иму- щественный потенциал" |
Финансово-казначейский комитет, управление по налогам и сборам по городу Кургану Финансово-казначейский комитет, управление по налогам и сборам по го- роду Кургану, НКО "Го- родской расчетный центр" Финансово-казначейский комитет, отдел экономи- ческой и промышленной политики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи и конкурс- ная комиссия, НКО "Го- родской расчетный центр" Финансово-казначейский комитет, отдел экономи- ческой и промышленной политики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи Те же Те же и ДРГХ ДРГХ ДРГХ Инициатива депутатов го- родской Думы перед Обла- стной Думой -"- ДМИ и ПР Финансово-казначейский комитет Юридический отдел Отдел экономической по- литики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи ДМИ и ПР ДМИ и ПР ДМИ и ПР ДМИ и ПР |
В течение года В течение года Подведе- ние ито- гов 2 ра- за в год (согласно Положе- ния) I квартал 2001 года С III квартала 2001 года С IV кв. 2000 года со II квартала 2001 года II полу- годие 2001 года I квартал 2001 года I квартал 2001 года в течение 2001 года в течение года -"- -"- |
- оперативное поступление налогов, - оперативная информация, - прогнозируемый эффект до 65 млн.руб. в год 15 млн.руб. 95 млн.руб. 1,2 млн.руб. 0,4 млн. 0,5 млн.руб. Расширение сферы реального сектора экономики 0,5 млн. 2,8 млн.руб. 1,6 млн.рублей 20 млн.руб. 0,5 млн.руб. |
Основные направления сокращения расходов
Учитывая некоторые возможности увеличения доходов бюджета города в краткосрочной перспективе в 2001-2002 годах , городская администрация в ближайшее время будет все же вынуждена сокращать свои расходы. В первую очередь могут быть сокращены расходы бюджета на субсидии предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и городского общественного транспорта.
Мероприятия в этих двух отраслях муниципального образования разбиты на два этапа, каждый из которых занимает примерно 2 года. На первом этапе (2001-2002 год) отрабатываются схемы сокращения расходов городского бюджета, на втором (2003-2004) они задействуются в полном объеме. Предполагается, что в дальнейшем экономия от реализации программы будет составлять постоянную долю относительного уровня расходов на ту или иную статью городского бюджета.
Расходы, не финансируемые в полном объеме
При оценке бюджетной эффективности программы в расчет принимались не только реальные расходы, которые городская администрация должна была бы понести для обеспечения необходимого качества предоставляемых услуг. Расходы, в частности на жилищно-коммунальное хозяйство, оплачиваются из городского бюджета не в полном объеме, что увеличивает кредиторскую задолженность городского бюджета, и снижает качество услуг, предоставляемых населению. Однако, в силу сложившихся условий реальная недостаточность доходов городского бюджета не освобождает администрацию города от необходимости производить требуемые расходы. Таким образом, снижение гипотетических расходов, которые вынуждена была бы нести городская администрация, также учитывается при расчете бюджетной эффективности.
Основные задачи, на решение которых направлены "мероприятия", с точки зрения их эффекта для городского бюджета
- переход на казначейскую систему исполнения городского бюджета;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
- реструктуризация расходов городского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт. Увеличение расходов на капитальные вложения в эти отрасли городского хозяйства за счет сокращения дотаций муниципальным предприятиям в результате развития конкуренции и создания прозрачной системы утверждения тарифов.
Мероприятия по сокращению бюджетных расходов
N п/п |
Мероприятия | Исполнитель | Срок ис- полнения |
Эффект |
1. 1.1 - 2. 3. 4. 5. 6. |
Совершенствование механизма реформирования жилищ- но-коммунального хозяйства: Цель - устранение противоре- чий между коммерческой устой- чивостью предприятий коммуна- льного хозяйства, обслужива- ющих население, и возможностью оплаты коммунальных услуг со стороны малообеспеченного на- селения. Проблема - действующий меха- низм формирования цен на элек- троэнергию и тепло, поставля- емые ТЭЦ (на уровне РЭК) пере- распределяет, в пользу постав- щика электроэнергии, непропо- рционально высокую долю прибы- ли от совместного производства электроэнергии и тепла. Суще- ствующая система формирования тарифов на электроэнергию - это главный "губитель" реаль- ного сектора экономики муници- пального образования. На уровне городской Думы инициировать решение данной проблемы во всех инстанциях (Государственная Дума, област- ная Дума, ФЭК, РЭК) и добить- ся, чтобы тарифы на электро- энергию стали предельно про- зрачными и для предприятий и для населения. На уровне ФЭК оптимизировать и опубликовать порядок распре- деления прибыли, вложенной при формировании тарифов. На местном уровне - рост та- рифов на коммунальные услуги определять не ниже уровня ро- ста среднедушевого дохода на- селения, доводя их до минима- льнонеобходимой величины, обе- спечивающей устойчивую работу предприятий коммунального хо- зяйства, осуществляя при этом защиту малообеспеченных семей - за счет адресных выплат, по- полняющих доходы населения; - разработать систему стиму- лирования всех потребителей коммунальных услуг, производя- щих авансовые платежи за услу- ги Значительно расширить сферу конкуренции коммунальных ус- луг, оказываемых юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии и сертификаты на вы- полнение данных видов услуг, с целью снижения тарифов путем проведения открытых конкурсов В условия конкурсов на полу- чение прав на аренду нежилых муниципальных помещений, уста- новки временных гаражей вклю- чать "содержание и благоуст- ройство близлежащей террито- рии" (согласно паспорта объек- та), оставляя это условие и при переуступке права аренды помещений Внедрение во всех муниципа- льных предприятиях, муниципа- льных учреждениях задания на оказание платных услуг населе- нию, осуществление жесткого контроля за его выполнением Разработать рекомендации, Положение и подготовить необ- ходимый пакет документов (с расчетами) по формированию фонда МПГПТ по развитию город- ского общественного транспорта и изысканию дополнительных ис- точников финансирования приоб- ретения подвижного состава (с возможным привлечением средств федеральных структур, обеспе- чиваемых бесплатными перевоз- ками) |
Городская Дума Депутаты городской Думы Отдел экономической и промышленной политики, развития предпринимате- льства, транспорта и связи, ДЖКХ ДЖКХ, ЖЭУ, отдел эконо- мической и промышленной политики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи, конкурс- ная комиссия ДМИ и ПР, ДРГХ Отдел экономической и промышленной политики, развития предпринимате- льства, транспорта и связи, департаменты, му- ниципальные предприятия и учреждения Отдел экономической и промышленной политики, развития предпринимате- льства, транспорта и связи |
В течение I кварта- ла 2001 года В течение года -"- -"- I квартал 2001 года (выполне- ние в те- чение го- да) I квартал 2001 года |
позволит снизить тарифы на элек- троэнергию и тепло, создаст более благопри- ятные условия для обеспечения конкурентной Среды товаропро- изводителей 25 млн.руб. Снижение деби- торской задол- женности 1,5 млн.рублей 0,2 млн.рублей 8,5 млн.рублей (доходов) Привлечение в течение года внебюджетных ис- точников до 5 млн.рублей |
III. Механизм рационального использования средств городского бюджета# |
||||
1. 2. 2.1 2.2 2.3 3. - 4. |
Муниципальные предприятия и учреждения Осуществить мероприятия по укреплению и устойчивому раз- витию муниципального имущест- венного комплекса города Кур- гана: - усовершенствовать Уставы муниципальных унитарных пред- приятий, расширить влияние и ужесточить контроль за деяте- льностью предприятий, ликвиди- ровать неэффективные предпри- ятия - создать новые муниципаль- ные предприятия, осуществля- ющие услуги (работы) и исполь- зующие бюджетные средства Внедрение во всех муниципа- льных предприятиях экономиче- ских, (а включая муниципальные учреждения) и материаль- но-технических нормативов, обеспечение контроля за их со- блюдением: Формирование должностного оклада и премирования руково- дителей муниципальных предпри- ятий и учреждений с учетом вы- полнения экономических и мате- риально-технических нормативов При формировании тарифов по муниципальным предприятиям и учреждениям на оказываемые платные услуги в расчетах эко- номического обоснования прини- мать расходы в пределах утвер- жденных экономических и мате- риально-технических нормативов Поэтапное внедрение Програм- мы ресурсосбережения: - Значительное расширение сферы муниципального заказа по приобретению всех видов ресур- сов, установке приборов учета и регулирование расхода мате- риальных ресурсов, капитально- му и текущему ремонту объектов социальной сферы, дорог, ис- пользуя при этом все формы расчетов; - продолжение перевода го- родских котельных на природный газ (котельная N 25, 12, 14) - разработка совместно с на- укой удельных норм расхода всех видов топлива, использу- емого при работе всех видов оборудования, транспорта, ко- тельных, выбор вариантов эко- номичного их использования и внедрение в муниципальных предприятиях; - разработка применительно к условиям существующих инженер- ных сетей норм естественных потерь, корректировка графиков ремонтов и замены сетей в го- роде; - приобретение на условиях, лизинга более экономичной тех- ники, оборудования Повышение стимулирующей роли всех видов дотаций - разработка Пакета докумен- тов о выставлении доли бюджет- ных сумм дотаций на конкурс (- на транспортные услуги (в час "пик") - на жилищно-коммунальное обслуживание). Переход на дифференцирован- ный подход к вопросу регулиро- вания и государственной подде- ржки дотируемых отраслей и предприятий в зависимости от качества предоставляемых ус- луг, обеспечение доли покрытия убытков от регулируемой деяте- льности собственными прочими рентабельными услугами поэтапное осуществление та- рифной политики в доле оплаты жилищно-коммунальных услуг на- селением города приближенной к Федеральным стандартам и сни- жение тем самым сумм бюджетных дотаций Осуществить введение дого- ворных отношений в сфере экс- плуатации и ремонта жилья, объектов инженер- но-коммунальной инфраструктуры |
ДМИ и ПР отдел экономи- ческой и промышленной политики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи Те же Отдел экономической и промышленной политики, развития предпринимате- льства, транспорта и связи, департаменты, му- ниципальные предприятия и учреждения -"- -"- -"- ДРГХ, ДЖКХ -"- -"- -"- Отдел экономической и промышленной политики, развития предпринимате- льства, транспорта и связи -"- ДЖКХ, муниципальные предприятия |
в течение года -"- -"- I квартал 2001 года |
0,6 млн.рублей 0,5 млн.рублей 9,5 млн.рублей Повышение качес- тва предоставля- емых услуг 0,5 млн.руб. Обеспечение сох- ранности инже- нерных коммуни- каций 0,2 млн. руб. |
Совершенствование межбюджетных отношений |
||||
1. 2. 3. |
Совершенствование механизма получения трансфертов (финан- совой поддержки) из федераль- ного бюджета Цель: - Механизм получения транс- фертов должен базироваться на стимулирующей основе. (по пра- вилу: "Больше Федерации - больше городу!") ("Больше субъекту - больше городу") Мера: - Разработать проект Закона и предложить его Государствен- ной Думе, учитывая, что: - Плановая сумма трансферта определяется исходя из плано- вой суммы налоговых и ненало- говых поступлений в муниципа- льном образовании. Трансферты (финансовая поддержка) должны возвращаться с учетом сверх- плановых поступлений в федера- льный и областной бюджеты (не менее тридцати копеек с каждо- го дополнительного рубля, пе- речисленного в федеральный и областной бюджеты) Совершенствование принципов выравнивания уровня бюджетной обеспеченности Принцип выравнивания уровня бюджетной обеспеченности насе- ления муниципальных образова- ний должен базироваться на со- ответствии ее относительно ми- нимальных норм и стандартов (стимул: "больше доходов - приближение к нормативной обе- спеченности") С этой целью: Каждое муниципальное образо- вание (равно как и Субъект Фе- дерации) обязаны нормативно утвердить бюджет города исходя из минимальных социальных норм и стандартов на все выполня- емые функции, определить при- оритетность статей расхода бюджета согласно ранжировки, и дальнейшее налоговое регулиро- вание осуществлять соответст- венно к минимальным бюджетам муниципальных образований Разработка и реализация ме- ханизма расчетов федерального и областного бюджетов с муни- ципальным образованием - город Курган по задолженности феде- ральных и областных учреждений городскому бюджету и муниципа- льным предприятиям |
Финансово-казначейский комитет, отдел экономи- ческой и промышленной политики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи Депутаты городской Думы Те же Финансово-казначейский комитет, отдел экономи- ческой и промышленной политики, развития пред- принимательства, транс- порта и связи Городская Дума Финансово-казначейский комитет |
I квартал 2001 года I квартал 2001 года |
Создание ста- бильных эконо- мических усло- вий развития муниципального образования -"- |
Всего по прогнозируемым мероприятиям программы социально-экономического развития в 2001 году ожидается бюджетный эффект в увеличении доходов - 202,5 млн.руб.
Сокращениями неэффективных расходов - 51,5 млн.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.