Решение
Курганской городской Думы
от 15 января 2003 г. N 1
"О Программе развитая муниципальной системы образования г. Кургана в 2003 - 2005 гг."
Приложение. Программа развития муниципальной системы
образования города Кургана в 2003 - 2005 гг.
Курганская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу развития муниципальной системы образования г. Кургана в 2003 - 2005 гг.
2. Контроль за исполнением решения возложить на департамент социальной политики (Серков В.В.).
Глава городского самоуправления,
мэр города Кургана |
А.Ельчанинов |
Приложение
к решению Курганской городской Думы
от 15 января 2003 года N 1
Программа
развития муниципальной системы образования города Кургана в 2003 - 2005 гг.
Раздел 1. Состояние и основные проблемы системы образования
г. Кургана
Раздел 2. Цель, задачи и основные направления развитая
муниципальной системы образования
Раздел 3. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
Раздел 4. Система мероприятий по реализации программы
Раздел 5. Мониторинг реализации программы
Раздел 6. Финансовое обеспечение программы
Раздел 1. Состояние и основные проблемы системы образования г. Кургана
А. Общая характеристика системы образования г. Кургана.
В период 1998 - 2002 гг. в г. Кургане реализовывалась модель личностно-ориентированного образования, в рамках которой решались задачи создания условий для развития муниципальной системы образования, демократизации управления как в целом муниципальной системой, так и образовательными учреждениями.
В 2002 году в г. Кургане функционировало 87 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), из них 75 - муниципального подчинения. В них воспитывается 12,5 тыс. детей. За 5 лет произошло закрытие и перепрофилирование ряда дошкольных образовательных учреждений, были закрыты детские сады, работающие в приспособленных помещениях, принято 35 ДОУ от ведомств. Сохранился охват детей дошкольного возраста детскими садами: в 2002 г. - 48,8%, 2001 г. - 71,1% (в области в 1999 г. - 47%, в 2000 г. - 48%).
Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования осуществляется через создание комплексов "Начальная школа - детский сад" (NN 58 и 63).
Особенностью развития сети ДОУ является активизация процессов дифференциации, направленных на расширение спектра услуг, предоставляемых детям и родителям. Так, в г. Кургане функционируют 32 детских сада общеразвивающего вида, 30 - комбинированного вида, 4 Центра развития ребенка, 1 детский сад присмотра и оздоровления. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на основе принципа вариативности. Расширяются формы коррекционно-развивающей работы, нацеленной на оказание помощи и педагогической поддержки детям с проблемами в развитии. На 01.09.02 в ДОУ работают:
- логопедические группы - 24,
- группы для детей с ЗПР - 6,
- группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10,
- группы для детей с косоглазием - 4,
- группы для детей с аллерго-дерматозами - 2,
- группы для тубинфицированных детей - 24.
В штатные расписания ДОУ введено 95 ставок учителей-логопедов, 98 воспитателей по физической культуре и оздоровительной работе, 86 воспитателей по изодеятельности, 125 музыкальных руководителей, 68 педагогов-психологов.
Сеть дошкольных ОУ дифференцирована по назначению. В городской дошкольной образовательной системе представлен весь спектр комплексных программ, рекомендованных министерством. В 58% ДОУ реализуются программы нового поколения. Наибольшее распространение получили программы "Развитие" (Л.Н. Венгер), "Радуга" и "Из детства в отрочество" (Т.Н. Доронова), "Детство" (А.Н. Логинова), "Росток" (А.В. Шестакова) и др. В ДОУ создаются психолого-педагогические условия для сохранения физического и психического здоровья детей. Широкий набор физиотерапевтических процедур, медицинских, физкультурно-оздоровительных услуг в комплексе с образовательными программами создают необходимые условия для подготовки детей к школьному образованию.
Сеть общеобразовательных школ составляет 58 за счет присоединения к муниципальной системе образования школ NN 59, 67 и открытия комплекса "школа-детский сад" N 63, 58.
Количество учащихся уменьшилось с 1997 по 2002 г. на 10982 человека.
В системе образования города работают учреждения общего образования повышенного уровня: 5 гимназий, 1 лицей. В 12 образовательных учреждениях осуществляется углубленное изучение предметов, 18 школ города имеют опыт организации работы профильных классов. В системе образования города сохранены 5 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, реализующих принцип общедоступности и адаптивности системы образования к уровню, особенностям развития и подготовки обучающихся через различные формы обучения: очную, очно-заочную, заочную. Режим занятий определяется с учетом запросов обучающихся. В последнее время в вечерних школах наблюдается тенденция к увеличению состава учащихся в возрасте 13 - 15 лет. Трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и обучение первоначальным навыкам профессии в системе осуществляет МУ "Межшкольный учебный комбинат", в котором обучаются учащиеся 7 - 11 классов из 29 школ города. По данным на 2001 - 2002 учебный год, в МУК обучалось 3099 учащихся.
В целях организации педагогической поддержки учащихся, имеющих затруднения в обучении, создаются классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. За период 1996 - 2002 г. количество классов выравнивания выросло с 88 до 197. Проблема компенсирующего обучения в системе решается в школе N 33, имеющей статус муниципальной экспериментальной площадки.
Увеличивается количество логопедических пунктов в школах: 13 - в 1996 г., 16 - в 2002 г., которые оказывают помощь учащимся с различными нарушениями устной и письменной речи. В школе N 52 открыто 7 классов для детей с нарушением зрения. Специальное коррекционное учреждение школа-интернат N 60 обучает детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
Система дополнительного образования представлена 14 ОУ, из них: 3 дома детского творчества, 4 подростковых центра, станция детского и юношеского туризма и экскурсии, Дворец детского, юношеского творчества, 5 спортивных школ и оздоровительный комплекс имени Островского. Число детей, занятых в системе дополнительного образования, увеличилось до 17100 человек в 2002 г. (13170 - в 1996 г.).
Возрастает воспитательный потенциал системы образования. Улучшаются условия для организации воспитательной работы с детьми и подростками. Почти 3 года в городе функционируют 15 базовых учреждений по организации досуга подростков микрорайона в различного вида творческую деятельность через систему общих дел: конкурсов, игровых программ, спортивных мероприятий. С 1997 по 2002 г. в школах города работают 54 заместителя директора по воспитательной работе, введено 15 ставок заместителей директора по воспитательной работе по месту жительства. Организуют досуг учащихся 48 педагогов-организаторов и 19 вожатых. В школах функционируют 312 кружков, 64 секции, 363 факультатива. Приобретает системность деятельность детских и юношеских организаций.
В реализации модели личностно-ориентированного образования большая роль отводится психологической службе муниципальной системы образования, которая представлена педагогами-психологами ОУ, городской психолого-медико-педагогической комиссией, социально-психологической службой ИМЦ. На начало 2002 г. в ОУ города работает 158 педагогов-психологов (в 1996 г. - 11).
Психологической службой города реализуются традиционные для психологической практики образования направления деятельности:
- психологическая диагностика;
- психологическое просвещение;
- профилактика;
- психологическая коррекция и консультирование.
Функции координации деятельности педагогов-психологов ОУ, психологического обеспечения УВП, повышения профессиональной компетентности специалистов выполняет социально-психологическая служба ИМЦ через организацию и проведение психологического мониторинга в ОУ, работу городского методического совета практических психологов образования, через курсы, семинары, конференции, клубы, тренинги и другие формы.
Психологической службой города решаются задачи обеспечения психологической поддержки обучающихся и воспитанников, оказания помощи родителям, педагогам, создания положительного микроклимата в ОУ.
Расширились социально-педагогические функции системы образования. Несмотря на значительные финансовые трудности, в образовательных учреждениях организована социальная поддержка опекаемых детей и детей из малообеспеченных семей. Усилиями специалистов органов опеки и попечительства в 2002 году 80 детей устроены в детские дома области и Курганский Дом ребенка, переданы под опеку 156 детей, на усыновление - 95 детей, оставшихся без попечения родителей. Организована адресная социальная помощь опекаемым детям: за 2002 год на содержание этих детей сумма выплат составила 7022707 рублей. Помощь в организации работы с семьей и защите прав ребенка оказывают социальные педагоги, количество которых возросло: 28 человек - 1998 год, 44 человека - 2002 год.
В образовательных учреждениях города работают около 6 тыс. педагогических работников. Из них 87 педагогов имеют звание "Заслуженный учитель РФ", 530 имеют знаки "Отличник просвещения" и "Почетный работник общего образования РФ", 16,6% педагогам присвоена высшая квалификационная категория.
Система повышения квалификации педагогических кадров приобретает преемственный и непрерывный характер. Курсовую подготовку при областном ИПК прошли в 2001 г. 1685 человек, в 2002 г. - 1440 человек. Действует договор с центром повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при КГУ, при котором прошли повышение квалификации 240 человек в 2001 г., 189 - в 2002 г. Повышение квалификации работников образования без отрыва от производства осуществляет Курганский городской инновационно-методический центр через систему методической работы.
Управленческая деятельность органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений строилась на основе реализации программы целевого подхода: прошли лицензирование 96% ОУ, успешно завершилась аттестация 31% ОУ, получили государственную аккредитацию 14% ОУ. В 2001 - 2002 учебном году осуществлялся переход на новую процедуру аттестации педагогических и руководящих работников ОУ. В соответствии с этим формировалась новая система работы городской аттестационной комиссии по обеспечению преемственности и взаимодействию с аттестационными комиссиями ОУ, стимулированию целенаправленного, непрерывного роста профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ.
В последние два года муниципальная система образования работает над созданием условий для повышения уровня управления качеством образования. С этой целью продолжалось формирование информационных банков о кадровом потенциале, программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса. Создана информационная база "Школьный учебник", идет экспериментальная работа по внедрению новых управленческих технологий в школах N 29, 35.
Реализация целевого подхода в управлении образованием обеспечивается проведением образовательного и психологического мониторингов. Активизировался процесс участия выпускников образовательных учреждений в аттестационном федеральном тестировании, что позволяет иметь наиболее объективные данные о качестве их подготовки.
Деятельность муниципальной системы образования за период 1996 - 2002 годов способствовала сохранению основных направлений ее функционирования с целью обеспечения конституционных прав граждан на образование. Продолжалось развитие системы образования по реализации принципа вариативности, личностно-ориентированной направленности и социализации личности ребенка.
1.2. Проблемы функционирования и развития муниципальной системы образования.
Развитие муниципальной системы образования осуществлялось в сложных социально-экономических условиях. Несмотря на это, доля ассигнований на образование увеличилась: 1999 г. - 166 тыс. руб., 2000 г. - 231,8 тыс. руб., 2002 г. - 527,8 тыс. руб. Однако анализ материально-технического состояния образовательных учреждений показывает, что реальное финансирование не соответствовало необходимому. Например, финансирование капитального и текущего ремонтов составило в 2000 г. 81,6%, в 2001 г. - 82,6% от заложенного в бюджете, и соответственно, в 2000 г. - 8%, в 2001 г. - 13,5% от необходимого. Удельный вес учащихся дневных школ, занимающихся во 2-ю смену, составляет 40,1%, в 3-ю смену - 1,3%. Следствием этого является ухудшение материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений. По ряду учебных предметов обеспеченность учебниками нового поколения составляет 41% от нормативного. 59% - учебники морально устаревшие. Возросли затраты родителей на покупку учебной литературы: 75% учебников обеспечивают родители, 25% - школа. В настоящее время возникла необходимость более строгого отбора учебников в школах города, т.к. не всегда соблюдается преемственность в преподавании отдельных предметов. Возможен стихийный переход от одной системы обучения (программы) на другую, что нарушает единое образовательное пространство в муниципальной системе образования.
На 01.01.02 оснащенность образовательных учреждений компьютерной техникой составила 22,7%.
Средства на организацию питания школьников выделяются не в полном объеме, что приводит к ухудшению его качества.
На развитие муниципальной системы образования влияет снижение социального статуса педагогических работников. Уровень феминизации педагогических кадров уменьшился с 90% в 1996 г. до 81% в 1999 г., хотя данная проблема остается достаточно актуальной и в 2002 году. Негативным явлением можно считать "старение" педагогических кадров: в возрасте свыше 55 лет работают 9,9% учителей. В детских садах этот процент уменьшился до 1,8% (против 3,8% в 1996 г.). Численность учителей, обучающихся в вузах, снизилась до 2,5% (2,85% в 1996 г). Педагогов в возрасте до 25 лет в школах города работает 10,9%. Снижается удовлетворенность педагогических работников профессией: с 1995 по 1999 г. - в 2,9 раза.
За последние три года обновилась почти треть состава руководящих кадров (руководителей и заместителей руководителей). Это требует гибких и оперативных форм повышения квалификации данной категории работников, подготовки резерва руководителей образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях не отработан механизм функционирования попечительских советов, а если они есть, то не обладают реальными полномочиями и влиянием на учебно-воспитательный процесс в школе.
Наблюдается негативное воздействие на систему образования демографической ситуации. С 1996 по 2002 гг. на 13% уменьшилось количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; на 8% уменьшилось количество школьников. По прогнозу, к 2005 году количество детей в начальной школе значительно уменьшится. На 01.09.2002 года в начальной школе обучается 11972 школьника (в 1996 году 16525). Соответственно, уменьшение учебной нагрузки педагогических работников потребует решения проблемы их переподготовки и трудоустройства.
Анализ состояния здоровья учащихся показывает, что 77% из них состоят на диспансерном учете, а 73% этих детей нуждаются в компенсирующих мерах в учебно-воспитательном процессе.
Для обеспечения личностно-ориентированного подхода к образованию и оказания педагогической поддержки каждому ребенку используется принцип вариативности, реализующийся через профильное обучение, систему коррекционно-развивающего обучения, деятельность школ нового типа, вечернего (сменного) образования. Среднегородской показатель качества образования отражается в следующих данных: успеваемость - 98,09%, качество - 34,93%. Однако реальный уровень учебных достижений, выявляемый в ходе проведения итогового тестирования, позволяет отмечать факт, что 15% учащихся не усваивают обязательный объем знаний.
Сохраняется число детей вне образования. На 01.09.02 не село за парты 50 учащихся.
Такая ситуация во многом объясняется некоторой инерцией руководителей и педколлективов ОУ в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды. В образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания проблемам содержания образования, меньше - технологиям управления образовательной деятельностью. Анализ профессиональных интересов и затруднений педагогических работников позволяет отметить, что 16,8% педагогов обращаются к образовательным технологиям, из них 26% проявляют интерес, 11,2% имеют опыт в этой области. Результаты педагогического мониторинга и анкетных опросов показывают, что большинство педагогов ждут помощи со стороны, отсутствует мотивация к самостоятельному поиску решения проблем, трудно идет процесс изменения стиля взаимодействия учителя и ученика. Выбор педагогами путей реализации их интересов показывает постоянную необходимость помощи со стороны, отсутствие мотивации к самостоятельному поиску решения проблемы.
Другая причина состоит в том, что, реализуя личностно-ориентированный подход к образованию, школы не в полной мере работают над формированием общеучебных умений и навыков. Это подтвердил проведенный в январе 2002 г. конкурс материалов школьных методобъединений.
Школы недостаточно отработали учебно-методическое обеспечение по важным составляющим современного образования: образовательных областей "технология", "обществознание", предметам "информатика", "экономика".
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования влияет на состояние здоровья детей. На 01.01.2002 г. зарегистрировано в среднем 3,8 раза обращений каждого школьника в медицинское учреждение в течение учебного года. Школой также не удовлетворяется одна из основных потребностей детей - потребность в движении. Объем двигательной нагрузки в основном ограничивается выполнением требований базисного учебного плана. Сверх норматива преподавание предметов двигательного компонента лишь в 40% школ города. Спецмедгруппы открыты в 28 школах, в которых занимается 987 человек. Однако эта работа охватывает лишь 34% нуждающихся. Несмотря на развивающуюся систему коррекционного обучения, в школах города выявляется большое количество детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ: условно переведены в следующий класс 644 школьника, 1123 оставлены на повторное обучение. Проведенный анализ численности неуспевающих учащихся в школах г. Кургана показал достаточную стабильность этой группы учащихся, несмотря на принимаемые педагогическими коллективами меры: 1998 г. - 1,6%; 1999 г. - 1,4%; 2000 г. - 1,5%, 2002 г. - 1,8%. В вечерних школах численность неуспевающих выше почти в 10 раз. Школьники испытывают затруднения в речевой деятельности, что сказывается на качестве обучения. Дефицит квалифицированных специалистов позволяет охватить логопедической работой 73% школ, имеющих классы выравнивания.
Несмотря на рост внимания к воспитательной работе, неблагоприятные тенденции наблюдаются в уровне воспитанности детей. В сфере организованного педагогического воздействия оказываются в большей степени дети младшего и среднего школьного возраста. В учреждениях дополнительного образования охват детей по возрасту выглядит следующим образом: 6 - 10 лет - 4578 чел., 11 - 14 лет - 4882 чел., 15 - 17 лет - 1728 чел., причем охват мальчиков - 4435 чел.; девочек - 6753 чел. Таким образом, дети подросткового возраста остаются вне занятости, в большей степени это мальчики. В этом можно видеть одну из причин роста молодежной преступности, употребления подростками алкоголя и наркотиков. Следствием является то, что 296 учащихся второй и третьей ступеней образования (0,72%) не завершили образование в 2002 г. в общеобразовательных учреждениях, 35 из них прошли через городскую комиссию по делам несовершеннолетних. В этих условиях возникает необходимость преобразования воспитательной работы от различных мероприятий в целостную воспитательную систему, которая бы объединила усилия каждого ОУ в создание единого воспитательного пространства в городе.
В условиях социального и психологического неблагополучия проживает почти 2500 детей из 1138 семей. В 2002 г. 159 детей учтено в положении беспризорных и безнадзорных. Возрастает численность социальных сирот: в 2001 г. на 164 больше, чем в 2000 г. Требуют внимания вопросы обеспечения государственной поддержки таких детей: 10% из них не имеют собственного жилья. В то же время в городе не реализуется такая форма устройства детей, как передача на патронат, отсутствует социальный приют для детей и подростков.
Таким образом, в функционировании и развитии муниципальной системы образования сложились противоречия между:
- усилением роли образования в социально-экономическом развитии города и недостаточным уровнем финансового и материально-технического обеспечения ОУ;
- требованиями к качеству образовательной подготовки молодого поколения и уровнем профессиональной готовности педагогических кадров к работе в условиях гуманизации образования;
- современными требованиями к содержанию образования и состоянием физического и психического развития дошкольников и школьников;
- реализацией принципов демократического и государственно-общественного характера управления образованием и некоторой отстраненностью участников образовательного процесса от возможности решать проблемы образования.
Положения 1-го раздела являются основой для определения цели, задач и направлений развития муниципальной системы образования на период 2003 - 2005 гг.
Раздел 2. Цель, задачи и основные направления развитая муниципальной системы образования
Цель: обеспечение гарантий прав граждан в получении качественного образования, удовлетворение запросов социальных заказчиков на получение образовательных услуг.
Задачи:
1. Создание условий для стабильного функционирования и развития муниципальной системы образования, обеспечивающих государственные гарантии получения полноценного образования, социальную защиту и жизненное самоопределение обучающихся.
2. Совершенствование системы управления качеством образования на основе гуманизации образования и использования современных педагогических технологий.
3. Внедрение информационных технологий в педагогический процесс, управление образованием и организацию* методической работы.
Основные направления развития:
1. Создание единого образовательного пространства через обеспечение преемственности между ступенями образования и через интеграцию общего и дополнительного образования.
2. Внедрение современных управленческих технологий в практику образовательных учреждений.
3. Развитие воспитательной функции образования. Расширение здоровьесберегающей и социальной функций образовательной системы.
4. Обновление и расширение научно-методического обеспечения образовательной деятельности.
5. Повышение социального статуса и профессиональной компетентности работников образования.
6. Совершенствование экономической политики в области образования, развитие общественной поддержки образования.
Раздел 3. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
3.1. Дошкольное образование.
Направления развития:
1. Сохранение и развитие системы дошкольного образования, обеспечение доступности и максимального охвата детей всех групп населения, в том числе детей с ограниченными возможностями.
2. Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения личностного развития воспитанников ДОУ в соответствии с требованиями природосообразности, здоровьесбережения, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
3. Развитие форм содействия семьям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
4. Создание условий для развития различных форм дошкольного образования через научно-методическое, ресурсное обеспечение и приведение содержания образовательной деятельности в соответствие с государственными требованиями.
Ожидаемые результаты:
1. Функционирование и развитие дошкольных образовательных учреждений различных видов, расширение перечня услуг, предоставляемых детям.
2. Оказание влияния на повышение педагогической компетентности родителей, расширение участия семьи в образовательном процессе.
3. Реализация новых подходов к управлению воспитательным процессом в ДОУ, к наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей. Повышение качества дошкольного образования в условиях его вариативности и разнообразия.
4. Охват различными формами дошкольного образования до 60% детей.
3.2. Общее образование.
Направления развития:
1. Создание условий для оптимальной дифференциации сети образовательных услуг в рамках общего образования.
2. Развитие материальной базы, методического и учебно-дидактического обеспечения реализации образовательных стандартов.
3. Развитие профильного обучения.
4. Обеспечение формирования познавательных общеучебных умений и навыков, интеллектуальной компетенции обучающихся.
5. Усиление гуманитарной составляющей содержания учебных предметов.
6. Создание единой системы психологического сопровождения образовательного процесса и развития личности учащихся.
7. Обеспечение объективной оценки результатов образования.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение доступности общего образования.
2. Повышение качества общего образования.
3. Внедрение технологий оценки качества образования, обеспечивающих объективный характер и личностно-ориентированный подход к данной процедуре.
4. Дифференциация образовательных услуг в рамках муниципальной системы образования и каждого образовательного учреждения.
5. Обновление содержания и технологий общего образования.
6. Адаптация выпускников образовательных учреждении в социуме.
3.3. Дополнительное образование.
Направления развития:
1. Совершенствование научно-методического обеспечения системы дополнительного образования города.
2. Разработка моделей взаимодействия общего и дополнительного образования.
3. Поддержка и методическое обеспечение детско-юношеских общественных организаций, движений, действующих в образовательных учреждениях.
4. Обновление материальной базы учреждений дополнительного образования города (УДО).
5. Адаптация содержания дополнительного образования к проблеме возрастных этапов развития и творчества ребенка.
6. Координация усилий УДО по обеспечению широкого спектра дополнительных образовательных услуг в соответствии с социальным, региональным заказом.
7. Более широкое использование возможностей УДО для выявления и развития индивидуальности детей, расширения их кругозора, формирование опыта творческой деятельности, развития способности к самоопределению, в том числе профессионального.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение научного руководства деятельностью УДО, систематизация собственных научных поисков и исследований.
2. Наличие элементов маркетинга при планировании деятельности. Повышение степени удовлетворенности потребностей семьи и ребенка в дополнительных образовательных услугах.
3. Обогащение программ дополнительного образования общепедагогическими, психологическими и социально-педагогическими функциями.
4. Создание условий для организационного обеспечения непрерывности общего и дополнительного образования. Охват формами дополнительного образования не менее 50% обучающихся и воспитанников.
5. Улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса в УДО.
3.4. Дополнительное профессионально-педагогическое образование (повышение квалификации педагогических кадров).
Направления развития:
1. Создание условий для приобретения педагогами и руководителями образовательных учреждений принципиально нового образовательного опыта.
2. Формирование личностно-ориентированного профессионального поведения и управленческого стиля.
3. Дифференциация форм методической работы и программ повышения квалификации.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение разнообразия и вариативности программ повышения квалификации педагогических кадров.
2. Достижение более высокой степени удовлетворенности профессиональной деятельностью.
3. Внедрение в практику работы органов управления и учреждений образования новых педагогических и управленческих технологий, прогрессивного опыта педагогов-новаторов.
3.5. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация детства.
Направления развития:
1. Своевременность выявления и устройства детей - социальных сирот.
2. Становление новой формы государственной поддержки воспитанников детских домов - патронат, приемная семья.
3. Совершенствование и развитие деятельности психолого-медико-педагогических служб, организация системной, обязательной дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку и семье.
4. Создание условий для предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин, способствующих этому.
5. Повышение внимания вопросам оздоровления семьи.
6. Создание условий для социализации детей, имеющих различные отклонения.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества психологической, педагогической и социальной помощи обучающимся и воспитанникам.
2. Создание образовательного пространства, обеспечивающего проблемному ребенку условия обучения в соответствии с его индивидуальными возможностями.
3. Становление различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Обеспечение условий полноценной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот в современное общество.
5. Создание системы образовательной деятельности, способствующей стабилизации и снижению числа правонарушений среди несовершеннолетних.
6. Положительная динамика основных показателей оздоровительной работы.
3.6. Ресурсное обеспечение системы образования.
Направления развития:
1. Расширение мер по социальной защите работников образования.
2. Развитие социального партнерства на всех уровнях (областном, муниципальном, в учреждениях образования) для улучшения условий труда и быта педагогических работников.
3. Повышение эффективности аттестации педагогических и руководящих кадров.
4. Поэтапное улучшение материальной базы ОУ.
5. Информатизация системы образования.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение социального статуса и улучшение материального положения педагогических работников.
2. Создание эффективной системы аттестации педагогических и руководящих кадров.
3. Повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.
3.7. Совершенствование управления образованием.
Направления развития:
1. Реализация правового статуса ОУ в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
2. Повышение квалификации управленческих кадров системы образования.
3. Расширение участия социальных заказчиков в управлении образованием.
4. Развитие межведомственного взаимодействия для реализации образовательных целей.
Ожидаемые результаты:
1. Приведение в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовых актов ОУ, реализация в полном объеме прав ОУ как юридических лиц.
2. Организация информационного взаимодействия в системе образования.
3. Повышение профессиональной компетентности руководителей органов управления и учреждений образования.
4. Обеспечение участия в управлении всех участников образовательного процесса.
5. Внедрение в практику работы образовательных учреждений деятельности попечительских советов.
6. Завершение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Раздел 4. Система мероприятий по реализации программы
В систему мероприятий по реализации программы вошли комплексные мероприятия, предусмотренные механизмом реализации программы.
4.1. Развитие дошкольного образования
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение и анализ потребностей населения в видах и формах услуг дошкольного образования |
Ежегодно | Городской отдел образования, ИМЦ, ДОУ |
2. | Корректировка и стандартизация технологий: - определения уровня подготовки детей к школьному обучению; - оценки эффективности деятельности ДОУ по переходу на программы нового поколения. |
2003 | ИМЦ, педагоги- психологи ДОУ, руководители ДОУ |
3. | Лицензирование и аттестация деятельности ДОУ |
2003 - 2005 | Городской отдел образования |
4. | Создание условий для реализации принципа вариативности в ДОУ |
2003 - 2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
5. | Принятие в муниципальную собственность д/с ЮУЖД, КАВЗ, ТЭЦ |
2003 | Городской отдел образования |
6. | Открытие групп раннего возраста на базе функционирующих ДОУ |
2003 - 10 гр 2004 - 5 гр 2005 - 5 гр |
Городской отдел образования |
7. | Оптимизация сети специализированных груп для детей с ограниченными возможностями |
2003 - 2005 | Городской отдел образования |
8. | Инициирование создания на базе ДОУ групп кратковременного пребывания, групп выходного дня на договорной основе |
2003 - 3 гр 2004 - 2 гр 2005 - 2 гр |
Городской отдел образования, ДОУ |
9. | Открытие на базе ЦРР платных консультационных пунктов (ДОУ 45, 115, 122, 126, 135, 97) |
2003 | Городской отдел образования, ИМЦ, ДОУ |
10. | Профессиональная подготовка педагогов по реализуемым программам "Школа 2100" "Развитие" "Детство" "Радуга", "Из детства в отрочество" |
2003 - 5 2004 - 5 2005 - 5 2003 - 5 2004 - 5 2005 - 5 2003 - 2 2004 - 3 2005 - 2 2003 - 3 2004 - 3 2005 - 5 |
Городской отдел образования, ИМЦ, ДОУ |
11. | Подготовка и выпуск информационно-аналитических, методических материалов о состоянии и развитии дошкольного образования |
Ежегодно, август |
ИМЦ |
12. | Проведение городского конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года" |
Январь - февраль, ежегодно |
ИМЦ |
13. | Проведение общегородского родительского собрания |
2003 | Городской отдел образования, ДОУ |
14. | Проведение педагогических чтений | 1 раз в 2 года |
Городской отдел образования, ИМЦ |
15. | Проведение детского хореографического и театрального фестивалей |
Ежегодно | Городской отдел образования, ДД(Ю)Т |
4.2. Развитие общего образования
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение опытно-экспериментальной работы по организации УВП на III ступени обучения в связи с переходом на профильное обучение |
2003 | Городской отдел образования, ИМЦ |
2. | Завершение апробации регионального компонента общего среднего образования "ОЖС", обеспечение преемственности курса на II ступени образования |
2003 | Городской отдел образования, ИМЦ |
3. | Участие в эксперименте по переходу на 12-летнее (полное) общее образование в школе N 48 |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ, ОУ |
4. | Проведение организационно-методических мероприятий по поэтапному переводу школ на профильное обучение. Подготовительные мероприятия по обеспечению выбора учащимися профиля обучения (анкетирование, опросы, беседы и т.д.). Разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей профильное обучение на муниципальном уровне |
2003-2005 |
Городской отдел образования, ИМЦ, ОУ |
5. | Проведение методического семинара "Оценка деятельности учащихся в гуманистической парадигме образования" |
2003 | ИМЦ |
6. | Разработка учебно-методического комплекса по профильному обучению |
2003-2005 | ИМЦ |
7. | Организационно-методическое обеспечение итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
8. | Проектирование развития олимпиадного движения в муниципальной системе образования |
2003 | ИМЦ |
9. | Развитие сети экспериментальных площадок на базе ИМЦ |
2003-2005 | ИМЦ |
10. | Подготовка тематических сборников из опыта работы ОУ по результатам внедрения новых педагогических технологий |
Ежегодно, август |
ИМЦ |
11. | Организация постоянно действующего семинара по вопросам психологического обеспечения образовательного процесса для всех категорий работников образования |
2003-2005 | ИМЦ |
12. | Инициирование и расширение конкурсного движения педагогического мастерства "Учитель года", "Воспитатель года", "Педагог - психолог года", "Лучшее методическое пособие", "Лучшее профессиональное объединение" |
Ежегодно | Городской отдел образования, ИМЦ |
13. | Организация повышения квалификации учителей начальных классов (по 4-х летнему начальному образованию), основной школы (по обучению в профильных классах) |
2003-2004 | ИМЦ |
14. | Подготовка аналитических материалов: - по итогам аттестации ОУ - по результатам итоговой аттестации выпускников в ОУ и тестирования - по результатам олимпиад - по результатам образовательного и психологического мониторинга |
Ежегодно | Городской отдел образования, ИМЦ |
15. | Сохранение и развитие сети специализированных коррекционных классов в школе |
Весь период (по потребности) |
Городской отдел образования, ИМЦ |
16. | Организация работы по повышению квалификации и методической поддержки педагогических кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: - проведение компьютерного всеобуча; - проведение семинаров, практикумов и др; - консультирование, стажировка, тьюторская деятельность |
Ежегодно | ИМЦ |
17. | Создание городского сервисного центра. Координация работ по инженерно-техническому обслуживанию, усовершенствование технических средств |
2003 | Гор УНО, ИМЦ |
18. | Создание телекоммуникационной образовательной системы: - упорядочение структуры и содержания информационных банков данных о системе образования; - внедрение системы обмена информацией на основе компьютерных технологий |
2003-2004 | Гор УНО, ИМЦ |
19. | Разработка методических рекомендаций по использованию предметных дисков |
2003 | ИМЦ |
4.3. Дополнительное образование и воспитание
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Введение в штаты УДО специалистов: психологов, социальных педагогов, социологов. |
2003-2005 | Городской отдел образования |
2. | Создание условий для полного удовлетворения образовательных и творческих потребностей учащихся в техническом творчестве и спортивной деятельности через улучшение материальной базы ОУ: В техническом творчестве: 15% охвата детей. В спортивных секциях 40% охвата детей. |
2005 2005 |
Городской отдел образования, ОУ |
3. | Развитие сети базовых учреждений по месту жительства. Ввести 60 дополнительных ставок для работы в микрорайонах. |
2003 | Городской отдел образования |
4. | Организационно-методическое обеспечение повышения уровня педагогической компетенции семьи через разнообразные формы работы с родителями: Университеты для родителей (в Заозерном, п.Рябково, центральный район) |
2003-2005 | Городской отдел образования, базовые учреждения по месту жительства |
5. | Методическое и организационное обеспечение функционирования детско-юношеских общественных организаций и органов самоуправления через работу школы актива города. |
2003 | Дворец детского юношеского творчества |
6. | Внедрение в ОУ города превентивной программы по воспитанию полезных навыков и привычек по здоровому образу жизни. |
2003-2005 | Городской отдел образования, ОУ |
7. | Организация деятельности центров по патриотическому воспитанию. Введение дополнительных ставок педагогов (школы N 75, 23, 37) |
2003 | Городской отдел образования |
8. | Введение дополнительных платных услуг в системе дополнительного образования города |
В течение всего периода |
УДО |
9. | Разработка и внедрение интегрированных профессионально-ориентированных программ, выводящих обучающихся на начальную профессиональную подготовку |
2004 | Городской отдел образования, ИМЦ, УДО |
10. | Организация работы стажерской площадки на базе "Школы выживания ДДЮТ г. Кургана" |
2003 | Городской отдел образования, ДДЮТ |
11. | Участие в областном конкурсе проектов воспитательной системы ОУ |
2003 | Городской отдел образования |
12. | Проведение смотра-конкурса работы ОУ по взаимодействию с семьей в интересах развития ребенка |
2005 | Городской отдел образования |
13. | Проведение конкурсов, фестивалей, детского и юношеского творчества с опубликованием результатов в СМИ |
В течение всего периода |
Городской отдел образования, ДДЮТ |
14. | Проведение экспертизы и создание базы данных учебно-образовательных программ, реализуемых в системе ДО города |
2003-2004 | Городской отдел образования, ДДЮТ |
15. | Разработка и реализация образовательно-профессиональной программы повышения квалификации педагогов УДО города |
2003-2005 | Городской отдел образования, ДДЮТ, ИМЦ |
16. | Введение в действие оздоровительно-образовательного комплекса санаторного типа на базе лагеря им. Островского |
2003 | Городской отдел образования |
17. | Разработка и реализация подпрограмм и проектов направленных на воспитание юных курганцев (реализация воспитательного проекта "Я - гражданин России") |
2003-2005 | Городской отдел образования, ДДЮТ |
4.4. Дополнительное профессионально-педагогическое образование (повышение квалификации педагогических кадров)
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Разработка и реализация программы развития КГ ИМЦ |
2003 | ИМЦ |
2. | Совершенствование учебных планов методической работы по образовательным областям и направлениям деятельности через использование активных форм взаимодействия с педагогами и специалистами ОУ города |
2003-2005 | ИМЦ |
3. | Научно-методическое обеспечение управления инновационными процессами в ОУ |
2003-2005 | ИМЦ |
4. | Проведение смотра деятельности школьных методических объединений (кафедр) в образовательных учреждениях города, смотра методической работы в ДОУ |
2003 | ИМЦ |
5. | Проведение конкурса материалов по инновационной работе, опытно-экспериментальной работе, инновационных проектов |
2003 | ИМЦ |
6. | Проведение городских педагогических чтений: 1. "Город - малышам: дошкольное образование сегодня" - "К.Д.Ушинский и современная школа" (к 180-летию со дня рождения) |
2003 2004 |
Городской отдел образования, ИМЦ |
7. | Проведение смотра нормативного, учебно-методического обеспечения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города |
2003 | Городской отдел образования, ИМЦ |
8. | Организация курсовой подготовки учителей- предметников по проблеме "Информационные технологии в образовательном процессе" |
2003-2005 | ИМЦ |
9. | Участие в областных научно-практических конференциях, педагогических чтениях |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
10. | Проведение конкурсов на лучшее профессиональное объединение, на лучшее методическое пособие. |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
11. | Проведение семинара "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе" |
2003 | ИМЦ |
12. | Проведение исследования "Эффективность профессиональной деятельности педагогов, соискателей первой квалификационной категории" |
2003 | ИМЦ |
4.5. Социальная защита работников образования
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовка нормативно-методических материалов по совершенствованию механизма аттестации педагогических и руководящих кадров |
2003 | Городской отдел образования, ИМЦ |
2. | Проведение психолого-педагогического семинара "Лаборатория педагогической деятельности" для соискателей II и I квалификационных категорий |
Ежегодно | ИМЦ |
3. | Организация и проведение городского конкурса профессионального мастерства "Учитель года", "Воспитатель года", "Руководитель года", "Педагог дополнительного образования года", "Педагог-психолог" |
2003-2005 |
|
4. | Профессиональная переподготовка педагогов | 2003-2004 | Городской отдел образования, ИМЦ |
5. | Введения фонда доплат и надбавок работникам ОУ: - 2% премиального фонда для образовательных учреждений; - увеличение фонда доплат и надбавок школ до 25%, других учреждениях образования до 20% |
2003 2004 |
Городской отдел образования |
6. | Введение 15% надбавки за опытно-экспериментальную работу |
2004 | Городской отдел образования |
7. | Предусмотреть в бюджете города: - введение доплаты молодым специалистам (при стаже работы до 3 лет) в размере 30% оклада; - премии мэра для талантливых молодых педагогов |
2004-2005 2003 |
Городской отдел образования |
8. | Организация торжественных приемов мэром города лучших педагогических работников. |
Ежегодно | Городской отдел образования |
9. | Обучение руководителей ОУ в ИПК и ПРО на курсах "Менеджер образования" |
2003 - 5 чел. 2004 - 7 чел. 2005 - 9 чел. |
Городской отдел образования, ИМЦ |
4.6. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация детства
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Формирование банка данных о выпускниках-сиротах для осуществления социального патронажа |
2003-2005 | Городской отдел образования, Отдел опеки, попечительства и охраны прав несовершенно- летних. |
2. | Увеличение размера денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой, исходя из фактических цен, сложившихся в регионе |
2003 | Департамент социальной политики |
3. | Проведение социального мониторинга дисфункциональных семей |
Отдел опеки, попечительства и охраны прав несовершенно- летних |
|
4. | Реализация Программы раннего выявления и оказания специальной помощи детям с отклонениями в развитии |
2003-2005 | ПМПК |
5. | Создание банка данных о детях с отклонениями в развитии |
2003-2005 | ПМПК |
6. | Разработка и внедрение программы коррекционно-развивающей помощи родителям проблемных детей от 0 до 4 лет |
2003-2005 | ПМПК |
7. | Внедрение в ОУ образовательных программ по формированию активной отрицательной позиции школьников по отношению к асоциальным явлениям |
2003-2005 | ОУ, социальные педагоги |
8. | Распространение опыта работы и содействие функционированию школьных ПМПС - центров |
2003-2005 | ИМЦ |
9. | Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних |
2003-2005 | Городской отдел образования |
10. | Оказание адресной помощи детям из малообеспеченных семей |
2003-2005 | Городской отдел образования, Отдел опеки, попечительства и охраны прав несовершенно- летних |
11. | Усиление контроля за соблюдением законодательства в области образования в части обеспечения общедоступности начального общего и основного общего образования |
2003-2005 | Городской отдел образования, МУО |
12. | Формирование системы правового воспитания несовершеннолетних |
2003-2005 | МУО |
13. | Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс |
2003-2005 | МУО |
14. | Выделение раздела "Социальная защита учащихся" в планах учебно-воспитательной* |
2003-2005 | МУО |
15. | Продолжение деятельности базовых учреждений по организации досуга подростков по месту жительства |
2003-2005 | Городской отдел образования, МУО |
4.7. Материально-техническое обеспечение ОУ
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение капитального и текущего в ремонта ОУ |
2003-2005 | Городской отдел образования |
2. | Оснащение образовательных учреждений учебным и спортивным оборудованием: - лабораторным оборудованием по физике - лабораторным оборудованием по химии - спортивным инвентарем - технологическим оборудованием для мастерских |
2003 2003-2004 2003-2005 2005 |
Городской отдел образования |
3. | Компьютеризация образовательных учреждений: - поставка ЭВТ в ОУ - документирование ОУ компьютерной техникой - поставка ЭВТ в вечерние, начальные школы, УДО |
2002-2003 2003-2004 2004-2005 |
Городской отдел образования |
4. | Учебно-материальное обеспечение развития технического творчества детей |
2003-2005 | Городской отдел образования |
5. | Замена технологического оборудования пищеблоков ОУ |
2003-2005 | Городской отдел образования |
6. | Замена технологического оборудования прачечных в ДОУ |
2003-2005 | Городской отдел образования |
7. | Обеспечение учебной литературой образовательных учреждения* |
2003-2005 | Департамент социальной политики, Городской отдел образования |
4.8. Систематизация управления образованием
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Осуществление эффективного контроля за исполнением Закона РФ "Об образовании" |
2003-2005 | Городской отдел образования |
2. | Включение в образовательный портал ГлавУО | 2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
3. | Освещение проблем образования в средствах массовой информации |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
4. | Проведение ПДС для руководителей ОУ. Проведение курсов "Введение в должность". Разработка программы работы с резервом руководителей ОУ. |
Ежегодно | ИМЦ, Городской отдел образования |
5. | Внедрение активных форм методической работы с заместителями руководителей ОУ |
Ежегодно | ИМЦ |
6. | Выявление, обобщение и распространение опыта управленческой деятельности |
Ежегодно | ИМЦ |
7. | Проведение мероприятий по переходу на формы независимой аттестации и контроля качества образования, подготовка и участие в ЕГЭ |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
8. | Разработка механизма реализации программы развития муниципальной системы образования |
2003 | Городской отдел образования, ИМЦ |
9. | Организационная и научно-методическая поддержка муниципальных экспериментальных площадок |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
10. | Проведение образовательного и психологического мониторингов с целью отслеживания развития системы образования |
2003-2005 | ИМЦ |
11. | Внедрение программы "Школьный учебник" | 2003 | Городской отдел образования, ИМЦ |
12. | Разработка и внедрение целевой программы по воспитанию |
2003 | ИМЦ, ДДЮТ |
13. | Разработка программы физкультурно- оздоровительной работы |
2003 | Городской отдел образования, отдел спорта и молодежи, ИМЦ |
14. | Разработка программы взаимодействия отделов Департамента социальной политики Администрации г. Кургана по работе с ОУ |
2003 | Городской отдел образования |
Раздел 5. Мониторинг реализации программы
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственны |
1. | Разработка системы мониторинга реализации программы развития по следующим параметрам: - Степень выполнения программных мероприятий; - Уровень достижения прогнозируемых результатов; - Качество результатов образовательного процесса; - Состояние процесса гуманизации муниципальной системы образования |
2003 | ИМЦ |
2. | Проведение мониторинга с использованием следующих форм: - Статистические наблюдения; - Контрольно-инспекционная деятельность; - Мониторинговые исследования; - Экспертиза инновационной деятельности. |
2003-2005 | Городской отдел образования, ИМЦ |
3. | Анализ данных в информационных банках | 2003-2005 | ИМЦ |
4. | Подготовка материалов о состоянии развития муниципальной системы образования по итогам учебного года. |
ежегодно | Городской отдел образования, ИМЦ |
5. | Информационное обеспечение руководителей ОУ, других социальных заказчиков результатами мониторинга. |
ежегодно | Городской отдел образования, ИМЦ |
Раздел 6. Финансовое обеспечение программы
N п/п |
Направление финансирования |
2003г. тыс. руб. |
2004г. тыс. руб. |
2005г. тыс. руб. |
Всего тыс. руб. |
1 блок | |||||
1. | Капитальный ремонт материально- технической базы ОУ |
12480 | 25000 | 27000 | 64480 |
2. | Текущий ремонт материально-технической базы ОУ |
4167 | 35000 | 37000 | 76161 |
3. | Организация питания учащихся | 33215 | 35000 | 40000 | 108215 |
Итого: | 49.862 | 95.000 | 104.000 | 248.862 | |
2 блок | |||||
1. | Оснащение ОУ учебным, спортивным и технологическим оборудованием |
9000 | 10000 | 11000 | 30000 |
2. | Компьютеризация образовательных учреждений |
1500 | 2000 | 2000 | 5500 |
3. | Учебно-материальное обеспечение развития технического творчества детей |
500 |
2000 |
3000 |
5500 |
4. | Замена технологического оборудования пищеблоков ОУ |
500 | 2000 | 2000 | 4500 |
5. | Замена технологического оборудования прачечных в ДОУ |
500 | 1500 | 2000 | 4000 |
6. | Обеспечение учебной литературой ОУ | 500 | 1250 | 1500 | 3250 |
7. | Проведение городских конкурсов профессионального мастерства |
62 | 100 | 120 | 282 |
8. | Повышение квалификации педагогических кадров |
87 | 100 | 120 | 307 |
9. | Научно-методическое сопровождение муниципальных экспериментальных площадок |
40 | 50 | 60 | 150 |
10. | Смотр-конкурс ОУ | 120 | 130 | 140 | 390 |
Итого: | 12809 | 19130 | 21940 | 53879 | |
Всего: | 62.671 | 114.130 | 125.940 | 302.741 |
Сокращения, используемые в тексте Программы
ОУ - образовательное учреждение
УДО - учреждение дополнительного образования
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
ДЦП - детский церебральный паралич
КГУ - Курганский государственный университет
ИМЦ - инновационно-методический центр
ЦДО - Центр дополнительного образования
ПМПК - психолого-медико-педагогическая консультация
МУО - муниципальные учреждения образования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганской городской Думы от 15 января 2003 г. N 1 "О Программе развития муниципальной системы образования г. Кургана в 2003 - 2005 гг."
Текст решения опубликован в газете "Курган и курганцы" от 25 марта 2003 г. N 32