Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Состояние и основные проблемы деятельности городской централизованной библиотечной системы
В настоящее время значительные преобразования в обществе привели к активизации деятельности его членов в различных сферах жизнедеятельности - политической, экономической, социальной.
В связи с этим муниципальная библиотечная система города, повышая социокультурную активность, все сильнее увязывает свою деятельность с потребностями различных групп населения, с перспективами развития территории, с новой компетенцией органов городского самоуправления, выступая в роли незаменимого источника информации и дополнительного образования.
В настоящее время централизованная библиотечная система г. Кургана объединяет 27 библиотек, в т.ч. центральную городскую библиотеку им. Маяковского (ЦГБ), центральную детскую библиотеку им.Островского (ЦДБ), 5 детских библиотек, 5 сельских и поселковых библиотек, находящихся в микрорайонах города, 4 специализированных библиотеки: экологическую (им. Чехова), историческую (им. Карамзина), библиотеку народных традиций "Русь" (им. Лермонтова) и библиотеку семейного чтения (ЦДБ).
В муниципальных публичных библиотеках города накоплен огромный информационный потенциал.
Библиотечный фонд ЦБС составляет 1003046 единиц. Ежегодно муниципальными библиотеками выдается до 2 млн. экземпляров изданий (т.е. каждый документ за год выдается 2 раза).
Муниципальными публичными библиотеками пользуются все слои населения города.
Самые многочисленные группы: дети - 43000 чел. (46,9 %) и юношество - 23444 чел. (25,5 %).
В 2002 году в различных аудиториях муниципальных библиотек города проведено 3510 массовых мероприятий, которые посетило 80047 человек. При библиотеках работает 35 клубов, кружков, студий, салонов, общественных любительских объединений разной направленности и для разных социальных групп.
Муниципальные публичные библиотеки активно и целенаправленно работают по улучшению информационно-библиотечного обслуживания горожан.
Исследования последних лет показывают устойчивый рост потребностей населения города в библиотечных услугах.
По частоте посещений учреждений культуры библиотеки оказались в числе наиболее востребованных: ежемесячно библиотеки посещают 20 % опрошенных, театры - 6 %, кинотеатры - 5 %, клубы и Дома культуры - 3 %.
Если в 1992 году в библиотеках централизованной системы читало 81600 жителей и им было выдано 1740800 экземпляров документов, то в 2002 году: читателей - 91500 человек, книговыдача составила 1982441 экземпляр. Почти каждый 4-й житель города пользуется услугами МБ. Ежедневно их посещают в среднем 2500 пользователей.
Усиливается социальная ориентированность деятельности библиотек. Муниципальные библиотеки активно занимаются работой по правовому просвещению, оказывают адресную социальную информационную помощь, активно работают с социально уязвимыми слоями (в т.ч. с детьми из социально неблагополучной среды, с учреждениями пенитенциарной системы, безработными, переселенцами и т.п.)# Работает программа "Библиотерапия", организуется досуг детей в библиотеках, работа по социализации молодежи.
Приоритетной становится деятельность по поднятию престижа чтения, пропаганде ценности чтения и книги, формированию информационной культуры детей и молодежи.
В современной социокультурной ситуации эти функции библиотеки приобретают политическое значение, вводя библиотеку в ранг одного из самых демократичных институтов. Важно и то, что библиотека остается единственным учреждением, где основные услуги оказываются бесплатно.
С середины 90-х годов начались процессы активного профилирования и специализации библиотек.
Они были вызваны необходимостью обновления содержательной деятельности библиотек в ответ на изменение интересов и запросов разных групп пользователей. Кроме того, в условиях ограниченного финансирования появилась необходимость сосредоточивать литературу по определенному направлению в одной конкретной библиотеке.
В ответ на новые запросы жителей города ведется постоянная работа по развитию оптимальной структуры библиотек, вводятся новые отделы, секторы, штатные должности. Так, в последние годы были созданы отдел деловой информации, отдел маркетинга, досуговый отдел, служба управления фондами, Пушкинский литературный зал. В штат введены должности юриста, психолога.
Ведется активная автоматизация ЦГБ им. Маяковского. Разрабатывается система поиска альтернативных источников комплектования фондов, начинает создаваться фонд на нетрадиционных носителях. Нарабатывается опыт освоения программно-целевого планирования и проектного управления деятельностью библиотек.
МБ становятся сегодня открытой системой, активно сотрудничая с многими государственными и образовательными организациями; учатся равноправному партнерству, поиску ресурсных доноров, организации рекламных кампаний; инициируют и проводят крупные общественно значимые акции (как, например, городская выставка-ярмарка "Мир книги"). В 2000 г. создан и эффективно работает попечительский совет МУ "ЦБС" под председательством мэра города А.Ф. Ельчанинова. Централизованная система активно работает в ассоциации библиотечных работников г. Кургана, созданной по ее инициативе. Совет ассоциации решает вопросы межведомственного взаимодействия библиотек всех систем и ведомств города, организует крупные совместные акции, масштабные исследования, мероприятия по совместному непрерывному обучению кадров.
Во исполнение "Письма Администрации Президента и Правительства РФ "Об организации в муниципальных библиотеках сбора, хранения и предоставления помощи в использовании информации по вопросам местного самоуправления" идет активное переориентирование деятельности каждой муниципальной библиотеки на интересы местного сообщества, муниципального образования, органов местной власти. МБ становятся видимыми для местной власти, необходимой информационной частью инфраструктуры муниципального образования, содействуют становлению и развитию местного самоуправления.
В свете этой задачи возрастает роль библиотек как важной части социальной инфраструктуры, необходимого института демократизации общества, ключевого звена формирования гражданского и информационного общества.
Главным информационным муниципальным центром по всем вопросам жизнедеятельности местного сообщества стала ЦГБ им. Маяковского. В ее структуре образованы секторы социальной и правовой информации, которые в будущем трансформируются в муниципальный центр социальной и правовой информации.
Несмотря на все трудности, коллектив работников МУ "ЦБС" работает с энтузиазмом, имеет большой творческий потенциал, является автором и инициатором многих инноваций в библиотечном деле города.
За плодотворную и активную деятельность коллектив ЦБС награжден Почетной грамотой областной Думы, 5 раз удостоен премии губернатора в области культуры и искусства за победу в областных конкурсах "Библиотека сегодня" и "Библиотека года". 15 сотрудников МУ "ЦБС" за последние 6 лет получили звание "Лучший библиотекарь города". В 2000 г. был выигран грант Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) за проект "Библиотеки - вынужденным переселенцам".
Сегодня меняется все: миссия, задачи, функции, ориентиры деятельности публичных библиотек.
Муниципальные библиотеки сейчас не только традиционные храмы культуры, образования, мысли, просветительства, но и деловые библиотеки, центры социальной и правовой информации, территориальные центры общественной активности регионов.
Но в функционировании и развитии библиотечного обслуживания в городе сложились серьезные противоречия между новыми задачами в деятельности библиотек и недооценкой их роли и значения в социальной инфраструктуре.
Заниженная оценка социальной роли библиотек существенно ограничивает размеры финансирования библиотек и оплату труда библиотечных работников.
Налицо явное несоответствие между миссией, целями, объемами и значимостью выполняемой работы и ресурсным обеспечением библиотек:
- отсутствие финансовой государственной поддержки на развитие библиотек;
- скудное комплектование фондов;
- полное отсутствие современной техники (кроме ЦГБ);
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек;
- истощение кадровых ресурсов.
Сложившаяся экономическая ситуация остро обозначила перед библиотеками проблему выживания.
Нехватка средств на комплектование фондов библиотек, на содержание их материально-технической базы не могла не сказаться на состоянии библиотечного обслуживания населения.
За прошедшее 10-летие были закрыты библиотеки в п.Смолино, на Увале, в Вороновке, М.-Чаусово, Локомотивном. Для названных окраинных микрорайонов города нарушен конституционный принцип равной доступности информации.
Ситуацию еще более обострило закрытие крупных профсоюзных и ведомственных библиотек (Дворца культуры машиностроителей, ДК "Химмаш", ДК "Кургансельмаш", библиотеки Дома политпросвещения и др.).
Библиотека в Глинках переведена на площади школьной библиотеки. Под угрозой постоянного закрытия (в силу отчуждения помещений собственником) библиотека им.Шолохова и ЦДБ им. Н. Островского.
Недостаточна сеть муниципальных библиотек в самом большом микрорайоне города - Заозерном: 3 библиотеки, две из которых размещаются на площадях 3-комнатных квартир.
6 лет не может расширить свои площади ЦГБ им. Маяковского (где бывает до 600 читателей ежедневно) из-за отсутствия средств на капитальный ремонт дополнительного помещения.
С 1993 года не выделялись финансы на капитальный ремонт библиотек, крайне затруднено проведение текущих ремонтов. В настоящее время одна библиотека находится в аварийном состоянии и четыре требуют капитального ремонта.
Книжные фонды библиотек резко сократились. С 1992 года они уменьшились на 186829 экземпляров. Обновляемость фонда ЦБС ниже нормативной в 2 раза. На одного читателя в год приходится 0,25 новых книг. Фонды катастрофически стареют, ветшают, теряют актуальность. Свыше 80 % книжного фонда составляет литература 70-80-х годов, устаревшая морально и изношенная физически.
По данным городского исследования делового чтения (1999 - 2000), совокупный фонд библиотек всех систем и ведомств города в состоянии удовлетворить только 37% запросов жителей города.
Крайне недостаточен объем подписки на периодические издания из-за резкого ежегодного удорожания газет и журналов.
Недостаточно средств на формирование фондов на нетрадиционных носителях информации (мультимедиа, CD-ROM и др.), на которые у горожан развивается устойчивый спрос.
Кардинальному изменению сложившейся ситуации могло бы способствовать признание на деле комплектования фондов библиотек (в т.ч. подписки на периодические издания) защищенной статьей бюджета, подлежащей финансированию в первоочередном порядке. В настоящее время имеет место прямое нарушение ст. 15.1.1 "Закона о библиотечном деле в Курганской области", предписывающей "гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности книжных фондов городских и муниципальных библиотек".
Значительно снижен и информационный потенциал библиотек города из-за отсутствия автоматизации. Она с трудом осуществляется только в ЦГБ им. В.Маяковского. НиЦДБ им. Н. Островского, ни 25 библиотек-филиалов не имеют компьютерной техники. Все это приводит к ограничению прав горожан на свободный доступ к полной и достоверной информации.
Остро встала кадровая проблема. Происходит заметное старение коллективов библиотек. Средний возраст почти абсолютно женского коллектива 37,7 года.
Процент молодых кадров (со стажем до 3 лет) всего 8,6 %, что значительно ниже среднего по России. Происходит "вымывание" перспективных и молодых кадров в другие более привлекательные и оплачиваемые отрасли.
Приходится признать, что на сегодня существует низкий статус профессии библиотекаря из-за крайне низкого уровня оплаты его труда.
Если за 2002 г. средняя зарплата по городу составила 4173 рубля, то в МУ "ЦБС" - 1570 руб. с учетом всех надбавок и доплат, что составляет 37,6 % от среднегородской. Поэтому сменяемость кадров в 2002 году по системе составила свыше 50 %. Об очень низком престиже библиотечной профессии свидетельствует и тот факт, что в 2001 г. в областное училище культуры на библиотечное отделение не пришло ни одного абитуриента.
Низкая оплата труда также препятствует привлечению в библиотечное дело работников современных специальностей (программистов, экономистов, социологов, менеджеров и т.д.), необходимых для развития и дальнейшего наращивания модернизационных процессов в отрасли.
Унизительная оплата библиотечного труда, равно как и труда преподавателей и медицинских работников, свидетельствует о том, что у государства нет пока понимания, что будущее нации зависит от уровня его духовной культуры, а одним из институтов, реально способным повышать этот уровень, являются библиотеки.
На федеральном и местном уровнях нужно срочно создавать необходимые условия для привлечения в библиотеки высококвалифицированных кадров. Необходимо также выработать систему мер по повышению престижа библиотечной профессии в обществе и во властных структурах.
Улучшение дел с библиотечным обслуживанием в городе предполагает прежде всего изменение отношения к этой проблеме руководителей местных органов законодательной и исполнительной власти, включение деятельности по модернизации библиотек в региональные программы развития социальной сферы.
Положения Раздела 1 являются основой для определения целей, задач, приоритетов развития муниципальной системы библиотечного обслуживания и основных направлений реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.