Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Курганской городской Думы
от 30 декабря 2003 года N 159
Программа
социально-экономического развития города Кургана на 2004 год
Паспорт Программы
социально-экономического развития г. Кургана на 2004 год
Наименование Программы: Программа социально-экономического развития
города Кургана на 2004 год.
Заказчики Программы: Администрация города Кургана, Курганская
городская Дума.
Разработчики и исполнители Отдел экономической и промышленной политики
Программы: администрации города Кургана, департамент
социальной политики администрации города
Кургана, департамент муниципального
имущества администрации города Кургана,
Департамент развития городского хозяйства
администрации города, департамент по
управлению жилищно-коммунальным хозяйством
и благоустройству администрации города,
финансово-казначейский комитет
администрации города; предприятия,
организации и учреждения города.
Цель Программы: Создание качественных условий жизни
населения города и функционирования
хозяйствующих субъектов на территории
муниципального образования.
Задачи Программы: Проведение эффективной социальной политики:
организация образования, охрана здоровья,
обеспечение общественной безопасности и
правопорядка, улучшение торговли и бытового
обслуживания, обеспечение нормальных
условий для отдыха, спорта, развития
культуры и искусства;
- содействие обеспечению стабильности
развития хозяйственного комплекса города;
- сохранение и развитие инфраструктуры
жизнеобеспечения города (прежде всего ЖКХ).
Сроки реализации Программы: 2004 год.
Ожидаемые конечные Рост материального производства, улучшение
результаты Программы: жизненного уровня населения города,
социальная поддержка нуждающихся граждан.
Источники финансирования: Средства городского, областного и
федерального бюджета, внебюджетные
источники финансирования, включая
собственные средства предприятий,
организаций, частные инвестиции в основной
капитал, заемные средства.
Органы управления и Курганская городская Дума, администрация
контроля за ходом города Кургана.
реализации Программы:
Система контроля за Отдел экономической и промышленной политики
исполнением Программы: администрации города 2 раза в год
представляет в городскую Думу и мэру города
информацию о ходе реализации Программы на
основе отчетов отраслевых департаментов.
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Уставом города и является составной частью основных направлений экономической и социальной политики администрации города на долгосрочный период, сформулированных в Программе социально-экономического развития города Кургана на 2002 - 2004 гг. и на период до 2010 года (утверждена решением Курганской городской Думы от 26 января 2002 года N 2).
Настоящая Программа включает основные показатели Прогноза социально-экономического развития города на 2004 год, действующие городские Программы и мероприятия по реализации действующих федеральных и областных программ.
Программа ориентирована на проводимую в регионе экономическую политику, определенную Программой социально-экономического развития Курганской области на 2004 год (утверждена постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 3 июня 2003 года N 169).
Цели и задачи Программы
Основой ориентации деятельности администрации города является социальное развитие, обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и достижение устойчивого экономического развития города, поэтому цель Программы развития города на 2004 год определяется как создание качественных условий жизни населения города и функционирования хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.
Назначение Программы социально-экономического развития г. Кургана на 2004 год - определение первоочередных задач, на реализацию которых будет направлена деятельность администрации города в соответствии с целями социально-экономической политики, разработка механизмов их реализации, а также целевые ориентиры развития экономики и социальной сферы. В 2004 году это:
- проведение социальной политики, обеспечивающей повышение эффективности функционирования отраслей социальной инфраструктуры;
- сохранение и развитие инфраструктуры жизнеобеспечения города (прежде всего ЖКХ);
- содействие обеспечению стабильности развития хозяйственного комплекса города.
В соответствии с основными показателями социально-экономического развития Курганской области на 2004 год основные экономические показатели по городу на 2004 год прогнозно определились в следующем виде:
- обеспечение индекса физического объема промышленной продукции в сопоставимых ценах на уровне не ниже 103,3%, к предыдущему году;
- привлечение инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах не ниже 105% к предыдущему году;
- увеличение оборота розничной торговли и объема платных услуг в сопоставимых ценах на уровне 107% и 105% соответственно;
- обеспечение занятости населения не ниже уровня прошлого года;
- обеспечение роста реальных денежных доходов населения не ниже 106% к уровню прошлого года.
Приоритеты развития
Приоритеты социального и экономического развития города на долгосрочную перспективу установлены Программой социально-экономического развития города на 2002 - 2004 гг. и на период до 2010 года. Соответственно им приоритетами развития на 2004 год определяются:
В социальной сфере:
- реализация социальных программ;
- сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни, заботы об условиях труда, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности.
В экономической сфере:
- развитие и укрепление реального сектора экономики города как основного источника наполнения доходной части бюджета города;
- содействие в наращивании объемов производства промышленными предприятиями города;
- максимизация доходов бюджета города, эффективное использование муниципального имущества;
- оказание содействия в развитии малого предпринимательства;
- развитие комплекса сферы услуг, удовлетворение транспортных потребностей населения города;
- обеспечение устойчивого функционирования и развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, главным образом ЖКХ;
- интенсификация процессов ресурсосбережения;
- улучшение экологической обстановки.
Социально-экономическое положение города Кургана в январе - ноябре 2003 года
Социально-экономическая ситуация в городе в январе-ноябре характеризовалась ростом выпуска промышленной продукции, увеличением оборота розничной торговли и общественного питания, объема платных услуг населению, ввода жилья, реальных денежных доходов населения. Вместе с тем, наблюдалось сокращение объема подрядных работ, возросла численность безработных.
В бюджет города Кургана за 11 месяцев 2003 года поступило 1871,1 млн. рублей, в том числе 526 млн. рублей, переданных в счет взаимных расчетов с областным бюджетом по выполнению федеральных законов РФ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы бюджета увеличились на 25%. Основными источниками доходной части бюджета явились: подоходный налог (45,6%), налог на имущество (9,6%), налог с продаж (2,4%).
Бюджет города за 11 месяцев по расходам исполнен на 1833,1 млн. рублей или в 1,2 раза больше соответствующего периода прошлого года и 86% к годовому плану. Наибольшие объемы средств направлены на финансирование социально-культурной сферы города - 56,7% от общей суммы доходов.
Численность постоянного населения города Кургана на 1 января 2003 года составила 349,5 тыс. человек или 33,1 процента населения области. Сохраняется тенденция ежегодного сокращения численности населения. Уменьшение численности происходит за счет естественной убыли населения. С 1997 года к естественным причинам убыли населения присоединился миграционный отток.
За 11 месяцев 2003 года объем производства промышленной продукции составил 12882,6 млн. рублей, индекс физического объема промышленного производства к январю-ноябрю 2002 года составил 100,9 процента. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-ноябре 2003 года прирост производства наблюдался на предприятиях, черной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой и медицинской промышленности. Снижение выпуска продукции наблюдалось в промышленности строительных материалов, легкой и полиграфической промышленности, на предприятиях электроэнергетики.
Объем производства непродовольственных товаров составил 61,4 % от общего объема товаров для населения. На долю продуктов питания приходилось 33,2%, винно-водочных изделий и пива - 5,4%.
Благодаря сложившейся положительной динамике промышленного производства, снизилось количество предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы, отдельные предприятия стали ощущать нехватку квалифицированных рабочих кадров.
В городе за январь-ноябрь введено в действие 63 новых объекта, в том числе 39 жилых. Сдана в эксплуатацию АТС на 10,6 тыс. номеров, пристрой к котельно-сварочному цеху площадью 1843 кв.м и компрессорная станция в ОАО "Курганхиммаш".
Предприятиями и организациями всех форм собственности и населением за одиннадцать месяцев текущего года построено и введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 22,5 тыс. кв.м., что на 24% больше уровня того же периода 2002 года. В общем объеме введенного жилья 25% составляют жилые дома индивидуальных застройщиков.
Предприятиями и организациями города за одиннадцать месяцев 2003 года выполнен объем подрядных работ собственными силами на 1003,1 млн. ублей. По сравнению с январем-ноябрем прошлого года объем снизился на 8 процентов. Доля подрядных работ, выполненных предприятиями города Кургана, в общем объеме по области составила 49 процентов. Предприятиями малого бизнеса и неформальной экономики города выполнено подрядных работ на 411,1 млн. рублей, что на 5% выше уровня соответствующего периода прошлого года. Кроме того, предприятиями города Кургана выполнен объем строительных работ за пределами области на сумму 201,6 млн. рублей (против 473,7 млн. рублей за 11 месяцев 2002 года). Основные объемы выполнены на территории областей: Свердловской 74,0 млн. рублей, Тюменской 73,5 млн. рублей, Челябинской 39,8 млн. рублей.
В январе-ноябре 2003 года на внутригородских автобусных маршрутах перевезено 138,3 млн. человек (96,8% к январю-ноябрю 2002 года), из них 112,0 млн. человек - муниципальным предприятием городского пассажирского транспорта. Частными перевозчиками перевезено 21,7 млн. человек (16% от числа пассажиров, перевезенных автобусами). Троллейбусами перевезено 50,3 млн. человек. Регулярность выполнения автобусных рейсов на внутригородских маршрутах составила 84,8%, троллейбусных - 98,0%.
Общий объем оборота розничной торговли за 11 месяцев текущего года составил 10143,7 млн. рублей, что в фактических ценах в 1,2 раза больше, чем за 11 месяцев прошлого года. В сопоставимых ценах его объем возрос на 10,9 процента. Большее увеличение отмечалось в торгующих организациях (15,8%). Оборот розничной торговли вещевых, смешанных и продовольственных рынков возрос на 2,8% по сравнению с январем-ноябрем 2002 года. На душу населения оборот розничной торговли за 11 месяцев составил 29,0 тыс. рублей, что в 1,9 раза выше, чем по области. С начала текущего года населению города реализовано платных услуг на 2907,6 млн. рублей, в том числе бытовых - на 241 млн. рублей. В сопоставимых ценах объем платных услуг по сравнению с прошлым годом увеличился на 6,8%, а бытовых - снизился на 1,6%.
За 11 месяцев 2003 года темпы инфляции на потребительском рынке Курганской области снизились по сравнению с соответствующим периодом 2002 года на 1,9 процентных пункта и составили 110,5%. В среднем по Российской Федерации индекс потребительских цен с начала года составил 110,8%.
К концу ноября 2003 года на учете в Курганском межрайонном центре занятости состояло 3,7 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, из них 3,6 тысячи человек имели статус безработного (на 1 декабря 2002 года соответственно 3,8 и 3,5 тысячи человек). Число безработных за январь-ноябрь возросло на 8,3 процента. Пособие по безработице назначено 95 процентам от общего числа безработных.
За январь-ноябрь 2003 г., при помощи службы занятости нашли работу (доходное занятие) 9,7 тыс. человек, из них 4,4 тыс. - безработных. Услуги по профессиональной ориентации получили 19,3 тыс. человек.
Заявленная на конец ноября предприятиями и организациями потребность в рабочей силе составила 1,9 тыс. человек (в том числе рабочих - 1,5 тыс.чел.).
Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,9 (на конец ноября прошлого года - 1,7).
Заработная плата остается основным источником доходов населения. Ее средний размер в октябре сложился в сумме 5227,1 рубля, рост по сравнению с октябрем 2002 года составил 126,3 процента. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса цен, увеличилась за январь-октябрь на 10,8 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Выплаты социального характера работающим в январе-октябре 2003 года возросли в 1,5 раза по сравнению с январем-октябрем 2002 года. С начала года средний размер социальной помощи составил 71,1 рубля на одного работающего.
Перечень
муниципальных целевых программ, финансируемых из бюджета города в 2003 году
N /п |
Наименование программ | План тыс. руб. |
Испол- нение тыс. руб. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 |
Программа повышения качественного уровня эстетики городской застройки, городского дизайна и благоустройства городских территорий на 2002 - 2003 годы "Лицо города" в том числе: - городской фасад - капитальный ремонт городских дорог Программа "Молодежь Кургана" Программа комплексных мер борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Программа "Сахарный диабет" Программа усиления борьбы с преступностью и обеспечения безопасности населения в городе Кургане на 2003 год Программа "Двор - 2003" Программа "Кардиология" Программа энергосбережения города Кургана на 2002 - 2005 гг Программа газификации города на 2002 - 2005 гг Программа развития общественного транспорта в городе Кургане на 2000 - 2003 гг Программа государственной поддержки малого предпринимательства в городе Кургане на 2003 - 2005 гг Программа развития муниципальной системы образования Программа "О путях решения проблемы водоотведения поверхностных грунтовых вод в восточной части г. Кургана" Программа развития библиотечного обслуживания населения г. Кургана централизованной системой муниципальных библиотек в 2003 - 2005 гг Итого: |
39910 14350 25560 2050 1210 11880 4350 2070 3560 10000 14611 70000 240 62671 14400 520 237472 |
39910 14350 25560 1974 1163 11877 4350 1131 187 9595 11713 0 10 62671 0 117 144698 |
Основные направления
Реализация программных задач предусматривается осуществлением комплекса мероприятий по следующим направлениям действий.
Экономическое направление
Промышленная политика
Цель:
Устойчивое развитие промышленности как экономической основы хозяйственного комплекса города, главного источника бюджетных доходов. Реализация II-го этапа Концепции промышленной политики Курганской области на 2000 - 2005 гг.
Основные проблемы:
Ухудшение финансового положения предприятий вследствие низкой экономической эффективности деятельности многих предприятий (увеличение доли убыточных предприятий на 1 апреля 2003 года до 54,7%, сальдированный финансовый результат по крупным и средним промышленным предприятиям - убыток 85,2 млн. рублей).
Задачи:
- сокращение бремени социальных нагрузок на экономику промышленных предприятий;
- содействие переводу развития промышленности города на наукоемкий, социально-ориентированный, конкурентоспособный тип производства, поддержание инновационного развития промышленного комплекса города, содействие финансовой стабилизации отраслей промышленности и росту объема промышленного производства;
- продолжение формирования муниципального заказа для нужд города путем проведения конкурсов по размещению муниципального заказа для обеспечения объектов социальной сферы топливом, медикаментами, продовольственными и потребительскими товарами, приборами учета расхода ресурсов, приобретения дорожной специальной техники, автобусов, выполнения подрядных ремонтно-строительных работ;
- стимулирование энерго-, ресурсосбережения;
Механизм реализации:
- расширение сферы действия муниципального заказа, более активное вовлечение в сферу его размещения местных производителей;
- освобождение предприятий от затрат на социально-жилищную сферу;
- участие в реализации региональной Программы "Энергосбережение Курганской области в 2002 - 2005 г.г.", региональной энергетической Программы Курганской области до 2010 г.;
- упорядочение тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги муниципальных предприятий, проведение политики сдерживания роста тарифов;
- участие в организации выставочно-ярмарочной деятельности.
Критерии реализации: прирост объема промышленного производства в сопоставимых ценах не ниже 103,3% к предыдущему году.
Политика в сфере малого предпринимательства
Цель:
Обеспечение условий для более полного раскрытия потенциала малого предпринимательства в городе.
Основные проблемы:
несовершенство законодательной базы по предпринимательской деятельности, недостаток собственных финансовых средств и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса, слаборазвитая инфраструктура поддержки предпринимательства, недостаточный уровень социальной защищенности и безопасности.
Задача:
формирование взаимодействующей эффективной комплексной системы муниципальной и общественной поддержки малого предпринимательства в городе.
Механизм реализации:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование и развитие малого бизнеса в городе;
- развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- инвестиционная, кредитно-финансовая, имущественная поддержка;
- информационная поддержка.
Критерии реализации: увеличение доли занятых в малом бизнесе в экономически активном населении города на 2 %; увеличение доли малого предпринимательства в экономике города по объему выпускаемой продукции, производимых работ, оказываемых услуг на 2%.
Политика в сфере транспорта
Цель: Удовлетворение транспортных потребностей населения города путем создания условий для бесперебойной работы городского пассажирского транспорта.
Основные проблемы: Высокий уровень изношенности автобусного парка, сокращение парка транспортных средств, недофинансирование затрат от перевозки льготников.
Задачи:
- снижение уровня дотационной зависимости муниципального предприятия городского пассажирского транспорта;
- обеспечение высокого качества пассажирских перевозок;
- сохранение и развитие действующей маршрутной сети и объема пассажирских перевозок;
- развитие производственно-технической базы городского пассажирского транспорта;
- обеспечение безопасности движения и экологической безопасности;
- развитие конкурентной среды на рынке городских пассажирских перевозок;
- поддержание городских дорог в состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта.
Механизм реализации:
- систематическое изучение спроса населения на транспортные услуги;
- рациональная расстановка парка, согласование эффективных графиков движения;
- дальнейшее развитие сети маршрутных такси, постепенный переход предпринимателей от микроавтобусов к автобусам малой и средней вместимости;
- улучшение технического состояния городских дорог и их эксплуатационных характеристик.
Критерии реализации:
- улучшение уровня транспортного обслуживания населения, повышение комфорта и удобства пользования городским пассажирским транспортом, обеспечение выпуска на линию муниципального парка 220 единиц.
Политика в сфере потребительского рынка
Цель:
Обеспечение удовлетворения потребительского рынка города качественными товарами и услугами.
Основные проблемы:
Наличие фактов предоставления некачественных услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Задачи:
- наполнение рынка высококачественными потребительскими товарами, расширение их ассортимента;
- обеспечение контроля качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке, повышение уровня обслуживания потребителей, обеспечение защиты их прав;
- расширение специализированной, социально-ориентированной торговой сети;
- создание благоприятных условий для местных товаропроизводителей;
- сохранение и развитие сети предприятий бытового обслуживания, общественного питания и повышение качества предоставляемых ими услуг.
Механизм реализации:
- внедрение прогрессивных форм торговли, технологий и систем управления на предприятиях торговли;
- увеличение предложения недостаточно развитых бытовых услуг, внедрение новых видов услуг на предприятиях бытового обслуживания и общественного питания;
- повышение квалификации кадров отраслей сферы услуг;
- поддержка частнопредпринимательской деятельности в сфере услуг;
- упорядочение уличной торговли;
- организация проведения городских выставок - продаж товаров, школьных базаров, осенних ярмарок по продаже сельхозпродукции; конкурсов профессионального мастерства.
Критерии реализации: повышение степени удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах, обеспечение качества обслуживания и защиты прав потребителей, рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на уровне 107% к прошлому году, объема платных услуг населению в сопоставимых ценах на уровне 105% к прошлому году.
Аграрная политика
Цель:
Надежное обеспечение продовольственного рынка города качественной сельскохозяйственной продукцией, в основном местного производства.
Задачи:
- обеспечение продовольственной безопасности населения города;
- сохранение природных ресурсов для аграрного производства, рациональное их использование;
- восполнение и наращивание ресурсного потенциала отрасли: основного стада Курганской птицефабрики, развитие породного молочного скотоводства;
- защита сельхозугодий от паводка.
Механизм реализации:
- содействие в расширении рынков сбыта местными сельхозтоваропроизводителями и переработчиками (предоставление льготных мест при организации специализированных ярмарок и распродаж);
- благоустройство, реконструкция продовольственных рынков;
- осуществление противопаводковых мероприятий;
- содействие развитию овощеводства в сельскохозяйственных предприятиях города.
Земельная политика
Цель:
повышение эффективности использования земельных ресурсов города.
Основные проблемы:
- несовершенство земельного законодательства на федеральном и областном уровне, выражающееся в невозможности применения отдельных норм на практике, а также в недостаточности регламентации отдельных правовых моментов;
- отсутствие единой информационной автоматизированной системы учета земельных участков, а также программного обеспечения контроля за поступлением средств от арендной платы за землю с учетом кадастровой стоимости земельных участков.
Задачи:
- повышение эффективности арендных отношений и увеличение доходов городского бюджета от использования земель;
- разграничение государственной собственности на землю;
- обеспечение государственной регистрации прав на земельные участки.
Механизм реализации:
- увеличение доходной части бюджета города за счет продажи и аренды земельных участков;
- выполнение работ по разграничению государственной собственности на землю: подготовка перечней земельных участков и обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности на землю;
- претензионно-исковая работа по взысканию арендной платы за землю.
Критерии реализации: повышение поступлений в бюджет города от использования земельных ресурсов.
Инвестиционная, градостроительная и жилищная политика
Цель:
активизация инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов города, мобилизация различных видов финансовых ресурсов для инвестиционных потребностей города; формирование благоприятной среды жизнедеятельности горожан средствами планировки, застройки, благоустройства и озеленения города; удовлетворение потребностей различных групп населения города в жилище в соответствии с их образом жизни и финансовыми возможностями.
Основные проблемы:
недостаток средств бюджетов всех уровней для инвестиционной деятельности; низкие темпы роста объемов ввода жилья, наличие ветхого и аварийного жилья.
Задачи:
- сосредоточение бюджетных инвестиционных ресурсов на решении проблем социального значения;
- привлечение на взаимовыгодных условиях средств инвесторов в строительство объектов города;
- развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
- разработка схем привлечения финансовых ресурсов для инвестирования;
- градостроительное обеспечение развития города;
- увеличение объемов и улучшение качества жилищного строительства, снос ветхого и аварийного жилья.
Механизм:
- продолжение строительства значимых объектов социальной и коммунальной сферы;
- привлечение предпринимателей-застройщиков к благоустройству территории города и развитию инженерной инфраструктуры;
- привлечение средств населения города в жилищное строительство;
- оказание содействия развитию системы ипотечного кредитования;
- реализация целевых федеральных программ по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас, ликвидаторов аварии на ЧАЭС;
- участие в реализации областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилья в 2001 - 2005 гг.";
- реализация городских программ: "Газификация города Кургана на 2001 - 2005 гг.", "Лицо города", "Развитие сетей ливневой канализации в г. Кургане";
- застройка города на основе Генерального плана с учетом комплексного развития территории, инфраструктуры, рационального природопользования и сохранения исторического и культурного наследия;
- содействие всем участникам инвестиционного процесса в градостроительной деятельности в надлежащем осуществлении установленного законом порядка строительства, реконструкции и ремонта объектов.
Критерии реализации: прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников в сопоставимых ценах на уровне 105% к предыдущему году; ввод жилья не менее 49,7 тыс.м.кв.
Политика в сфере управления муниципальным имуществом
Цель:
эффективное использование муниципального имущества в интересах города.
Основные проблемы:
несвоевременность внесения арендной платы, платы за пользование муниципальным имуществом; убыточность 65% общего числа муниципальных предприятий, неудовлетворительность их финансового состояния.
Задачи:
- повышение эффективности использования муниципального имущества, осуществление контроля за его использованием;
- осуществление процесса приватизации муниципального имущества;
- осуществление мер по созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в установленном порядке, разработке Уставов этих предприятий, учреждений;
- ведение Реестра объектов муниципальной собственности города;
- обеспечение своевременности поступления платы за пользование муниципальным имуществом;
- проведение экономического анализа эффективности использования муниципального имущества, результатов деятельности муниципальных предприятий, проведение балансовых комиссий;
- совершенствование системы представительства интересов города в органах управления акционерных обществ.
Механизм реализации:
- разработка и реализация мероприятий по эффективному использованию сдаваемых в аренду объектов недвижимого имущества; юридическое оформление арендных отношений и контроль за исполнением действующих договоров аренды объектов недвижимости муниципальной казны;
- совершенствование нормативной базы управления и регулирования в сфере обращения муниципальной собственности;
- инвентаризация муниципального имущества;
- осуществление анализа и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий;
- анализ выполнения условий контрактов с руководителями муниципальных предприятий, в том числе в части оплаты труда, усиление контроля за их деятельностью;
- оптимизация структуры муниципальных предприятий, учреждений города;
- формирование ценовой и тарифной политики;
- совершенствование Уставов муниципальных предприятий и учреждений;
- ведение Реестра объектов муниципальной собственности;
- организация и контроль работы представителей Администрации города в акционерных обществах с долей муниципальной собственности в уставном капитале.
Критерии реализации: увеличение доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности; проведение политики сдерживания тарифов на услуги муниципальных предприятий.
Бюджетная и налоговая политика
Цель:
обеспечение роста налоговых платежей и доходов бюджета.
Основные проблемы:
высокий уровень налоговой задолженности, недостаточность темпов экономического развития города и, как следствие, низкие темпы роста налогооблагаемой базы.
Задачи:
- обеспечение роста собственных доходов бюджета города за счет снижения недоимок по налогам;
- сохранение социальной направленности бюджетной политики;
- осуществление перехода на казначейское исполнение бюджета в органах федерального казначейства;
- обеспечение в полном объеме и в установленные сроки выплат заработной платы работникам бюджетной сферы;
- исполнение в полном объеме утвержденных на год бюджетных обязательств;
- формирование бюджета города, сбалансированного по доходам и расходам, оптимизация бюджетных расходов;
- приведение в соответствие с федеральными стандартами тарифов для населения на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение прозрачности бюджета, процедуры закупок товаров и услуг для муниципальных нужд;
- повышение эффективности муниципальных финансов.
Механизм реализации:
- оперативный контроль за поступлением доходов в бюджет города, разработка мер, способствующих повышению собираемости налогов и платежей в бюджет города, снижению недоимки;
- разработка мероприятий, реализация которых приведет к получению дополнительных доходов;
- формирование и финансирование муниципального заказа;
- направление деятельности подразделений администрации города на рациональное расходование средств бюджета, отработку механизмов снижения бюджетных расходов.
Критерии реализации: обеспечение доходов бюджета города не менее уровня 2003 года.
Политика в области охраны окружающей среды
Цель:
улучшение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения города.
Основные проблемы: повышенное загрязнение окружающей среды, неудовлетворительное качество питьевой воды, накопление большого количества бытовых отходов.
Задачи:
- оздоровление окружающей среды и улучшение санитарного состояния города;
- решение проблемы обеспечения населения города питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;
- очистка коммунально-бытовых сточных вод;
- безопасное захоронение, переработка, утилизация бытовых отходов;
- рациональное использование и охрана природных ресурсов;
- реализация политики энерго-, ресурсосбережения, внедрение малоотходных технологий, эффективных методов очистки сбросов и выбросов во всех отраслях.
Механизм реализации:
- дальнейший перевод городских котельных на природный газ;
- улучшение качества уборки городской территории;
- улучшение качества благоустройства за счет применения современных строительных материалов;
- озеленение территории города;
- своевременный ремонт дорог в городе;
- реконструкция гидроузла, строительство иловых площадок на ОСК;
- строительство и организация полигонов твердых бытовых отходов;
- демеркуризация ртутных ламп через МУП "Меркурий";
- организация экологического просвещения горожан, повышение экологической культуры.
Критерии реализации: уменьшение загрязнения окружающей среды, обеспечение чистоты городской территории.
Политика в сфере правоохранительной деятельности
Цель: усиление общественной безопасности, охрана общественного порядка, противодействие терроризму, усиление борьбы с преступностью.
Основные проблемы: высокий уровень преступности в городе с наметившейся тенденцией к уменьшению. За 9 месяцев текущего года в городе зарегистрировано 7377 преступлений всех линий (на 5,3% ниже аналогичного периода прошлого года).
Задачи:
- концентрация усилий на сдерживании неблагоприятных тенденций преступности, снижении ее уровня и смягчении последствий;
- повышение эффективности противодействия угрозе терроризма;
- укрепление материально-технической базы правоохранительных органов города;
- совершенствование управления, организационно-структурного построения, повышение служебно-боевой готовности и профессиональной выучки личного состава.
Механизм реализации:
- недопущение террористических актов, массовых беспорядков, других чрезвычайных происшествий на территории города;
- активизация работы подразделений и служб УВД по раскрытию преступлений;
- реализация мер по борьбе с наркоманией;
- предупреждение и пресечение краж и других имущественных преступлений;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
- профилактика бытовой и рецидивной преступности;
- совершенствование оперативно-служебной деятельности.
Критерии реализации: позитивные изменения в криминогенной обстановке в городе.
Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Цель: повышение надежности и качества обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг, рационализация и снижение затрат муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.
Основные проблемы:
- высокий уровень затрат предприятий ЖКХ;
- отсутствие экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг;
- неразвитость конкуренции в сфере ЖКХ;
- задолженность муниципальных предприятий ЖКХ за тепло, - энергоресурсы.*
Все это привело к высокой степени износа основных фондов, неэффективной работе предприятий, большим потерям энергии, воды и других ресурсов.
Основные задачи:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг при поддержании качества предоставляемых услуг;
- обеспечение рационального и эффективного расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества, находящегося в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги на основе экономически обоснованных затрат предприятий ЖКХ;
- усиление координирующей роли Администрации города Кургана по вопросам реформирования ЖКХ;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, включая дифференциацию оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
- усиление социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Механизм реализации:
- осуществление повышения уровня социальной защиты наиболее малообеспеченных слоев населения путем предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
- предполагается усовершенствовать принцип расчета субсидий, перейдя к расчету, который обеспечит строгую зависимость субсидий от величины совокупного дохода семьи;
- развитие и усовершенствование "единой квитанции" по оплате населением жилья и коммунальных услуг;
- завершение работы по инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ; рассмотрение возможности реструктуризации задолженности этих предприятий по платежам в бюджеты (городской, областной);
- осуществление жесткого контроля за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также за соответствием качеству оказываемых услуг;
- развитие служб по контролю за качеством ЖКУ при муниципальных предприятиях жилищного хозяйства;
- организация товариществ собственников жилья (кондоминиумов) на базе вновь сданных жилых домов как преобладающей формы управления жилыми многоквартирными домами;
- переход на договорные отношения, предоставляющие потребителям возможности влияния на объем и качество потребляемых услуг, развитие конкурентной среды;
- принятие конкретных мер по улучшению обслуживания муниципального жилищного фонда, повышению качества и надежности услуг;
- реализация энергосберегающих мероприятий в рамках Программы энергосбережения г. Кургана на 2002 - 2005 г.г.;
- разработка и реализация городской программы "Двор - Жилой дом";
- продолжение приема ведомственного жилья в муниципальную собственность.
Критерии реализации: обеспечение соответствия условий проживания населения стандартам качества оказываемых услуг.
Социальное направление
Социальная политика администрации города в 2004 году будет нацелена на поддержание и дальнейшее развитие отраслей социальной сферы, улучшение качества предоставляемых населению города социальных услуг, повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на социальные цели.
Демографическая политика
Цель: увеличение численности населения города Кургана путем естественного прироста.
Основные проблемы:
- сокращение численности населения;
- превышение числа умерших над числом родившихся в 1,5 раза;
- снижение средней продолжительности жизни населения города;
- рост смертности лиц в трудоспособном возрасте.
Задачи:
- улучшение здоровья населения города;
- снижение смертности;
- повышение уровня рождаемости.
Механизм реализации:
- проведение мониторинга тенденций демографических процессов в городе Кургане;
- участие в выполнении плана мероприятий на 2002 - 2005 годы по реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на территории Курганской области на период до 2015 года;
- участие в выполнении областной целевой программы "Дети Зауралья" на 2003 - 2006 годы, "Диспансеризация", "Безопасное материнство" и другие.
Критерии реализации:
- увеличение продолжительности жизни населения города за счет реализации мероприятий по охране здоровья;
- увеличение рождаемости.
Политика в сфере труда и занятости населения
Цель:
создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда.
Основные проблемы:
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
- ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест;
- система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе;
- остается чрезвычайно сложным трудоустройство ряда социально-демографических групп: молодежи, инвалидов, отдельных категорий женского населения;
- возможное усугубление ситуации на рынке труда в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики.
Задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам занятости населения;
- координация деятельности органов исполнительной власти, влияющих на ситуацию с занятостью населения;
- улучшение функционирования рынка труда;
- развитие качества рабочей силы;
- содействие занятости молодежи.
Механизм реализации:
- подготовка распорядительных документов и методических материалов по вопросам занятости населения;
- развитие социального партнерства в сфере занятости;
- совершенствование системы информирования граждан и работодателей о рынке труда и предложении рабочей силы; профориентация безработных и незанятых граждан;
- содействие повышению квалификации кадров;
- реализация мер социальной адаптации для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- обеспечения выполнения показателей Программы содействия занятости населения города Кургана на 2002 - 2005 годы.
Критерии реализации: недопущение роста уровня безработицы в сравнении с прошлым годом.
Политика в сфере социального партнерства
Цель:
- совершенствование системы социального партнерства в городе;
- увеличение количества организаций по охвату колдоговорным регулированием, в том числе за счет предприятий малого и среднего бизнеса.
Основные проблемы: низкий уровень охвата колдоговорным регулированием.
Задачи:
- совершенствование системы социального партнерства;
- обеспечение гарантий социальной защиты и трудовых прав населения города.
Механизм реализации:
- реализация трехстороннего соглашения между областной Федерацией профсоюзов, представителями работодателей и Администрацией города;
- проведение городского конкурса "Социальное партнерство - основа социального мира" среди организаций города;
- осуществление экспертизы коллективных договоров на соответствие действующим законодательным и нормативным актам в ходе уведомительной регистрации коллективных договоров и контроля за их выполнением.
Критерии реализации: рост удельного веса работающих, охваченных колдоговорным регулированием.
Политика в сфере охраны труда
Цель:
создание эффективной системы управления условиями и охраной труда.
Основные проблемы: высокий уровень производственного травматизма.
Задачи:
- улучшение условий труда и снижение уровня производственного травматизма.
Механизм реализации:
- участие в реализации областного "Плана основных мероприятий по улучшению условий охраны труда на 2002 - 2004 годы" на предприятиях и в организациях города, включая проведение работы по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, дальнейшее развитие систем охраны труда и техники безопасности как в муниципальных предприятиях, так и во всех городских предприятиях и организациях;
- проведение конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций города Кургана;
- обеспечение целевого финансирования мероприятий по улучшению условий труда и техники безопасности на предприятиях города в рамках Федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Критерии реализации: создание и сохранение безопасных условий труда.
Оплата труда
Цель:
создание во внебюджетном секторе экономики системы гарантий минимального уровня заработной платы не ниже прожиточного минимума на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства.
Основные проблемы:
- низкий уровень оплаты труда;
- значительная дифференциация уровня оплаты труда работников, занятых в различных отраслях экономики.
Задачи:
- рост реальной заработной платы;
- ликвидация и недопущение задолженности по заработной плате.
Механизм реализации:
- обеспечение роста реальной заработной платы в размере не ниже 6 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
- при регистрации трудовых договоров частных предпринимателей добиваться повышения уровня оплаты труда наемным работникам.
Критерии реализации: рост реальной заработной платы.
Политика в сфере социальной защиты населения
Цель: повышение эффективности системы социальной защиты населения города.
Основные проблемы:
- низкий уровень жизни граждан пожилого возраста и инвалидов;
- реабилитация инвалидов (в том числе детей);
- высокое число семей социального риска (неполных, многодетных, семей, воспитывающих детей-инвалидов), рост детской безнадзорности;
- реабилитация лиц, подвергшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций.
Задачи:
- сохранение и дальнейшее развитие действующей на территории города системы социальной защиты социально-уязвимых слоев населения города;
- оптимизация сложившейся системы социальной защиты населения в целях перераспределения социальной помощи в пользу групп риска (инвалидов, безнадзорных детей, одиноких стариков, многодетных семей).
Механизм реализации:
- реализация на территории города действующих Законов Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и др.;
- развитие действующей системы социальной адресной поддержки слабозащищенных слоев населения города;
- развитие и внедрение новых форм социального обслуживания населения;
- расширение сети платных и частично оплачиваемых социальных услуг;
- расширение масштабов реабилитации граждан, имеющих инвалидность, и прежде всего детей;
- обеспечение социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот;
- поддержание материально-технического обеспечения организаций и учреждений социальной защиты.
Критерии реализации: обеспечение социальной защищенности для социально-уязвимых граждан.
Политика в сфере здравоохранения
Цель:
обеспечение конституционных гарантий населения по оказанию медицинской помощи, создание благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности и улучшение состояния здоровья жителей города.
Задачи:
- сохранение муниципальной системы здравоохранения, обеспечивающей предоставление бесплатной медицинской помощи населению в рамках Программы государственных гарантий;
- развитие и дальнейшее совершенствование системы обязательного и добровольного медицинского страхования;
- дальнейшая реструктуризация всех видов медицинской помощи на основе экономической целесообразности и максимального удовлетворения потребностей населения:
- реализация практических мер, направленных на профилактику заболеваний, снижение смертности населения, расширение видов амбулаторно-поликлинической помощи и реабилитации, а также рациональное использование коечного фонда, развитие и совершенствование сети дневных стационаров и других форм стационар-замещающих технологий;
- поддержка и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
- внедрение в практику передовых форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья и среды обитания человека;
- участие в реализации федеральных, областных и муниципальных программ "Сахарный диабет", "Фтизиатрия", "Анти СПИД", "Кардиология", "Безопасное материнство" и т.д.;
- пропаганда здорового образа жизни населения.
Механизм реализации:
- разработка и реализация муниципального заказа на оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи населению;
- реструктуризация коечной сети;
- внедрение и развитие стационарозамещающих технологий;
- укрепление и поддержка материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Критерии реализации:
- снижение уровня заболеваемости по основным группам болезней;
- снижение бюджетных финансовых затрат.
Политика в сфере образования
Цель:
обеспечение гарантий прав граждан в получении качественного образования, удовлетворение запросов социальных заказчиков на получение образовательных услуг.
Основные проблемы:
- недостаточный уровень финансового и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, ухудшение их учебно-материальной базы;
- требования к качеству образовательной подготовки молодого поколения требуют системного подхода к организации работы по повышению уровня профессиональной готовности педагогических кадров в условиях модернизации образования;
- состояние психического и физического развития дошкольников и школьников не соответствует современным требованиям к содержанию образования;
- рост числа детей, проживающих в условиях социального и психологического неблагополучия.
Задачи:
- создание условий для стабильного функционирования и развития муниципальной системы образования, обеспечивающих государственные гарантии получения полноценного образования, социальную защиту и жизненное самоопределение обучающихся;
- совершенствование системы управления качеством образования на основе гуманизации образования и использования современных педагогических технологий;
- внедрение информационных технологий в педагогический процесс, управление образованием и организация методической работы.
Основные направления развития:
- создание единого образовательного пространства через обеспечение преемственности между ступенями образования и через интеграцию общего и дополнительного образования;
- внедрение современных управленческих технологий в практику образовательных учреждений;
- развитие воспитательной функции образования. Расширение здоровьесберегающей и социальной функций образовательной системы;
- обновление и расширение научно-методического обеспечения образовательной деятельности;
- повышение социального статуса и профессиональной компетентности работников образования;
- совершенствование экономической политики в области образования, развитие общественной поддержки образования.
Механизм реализации:
- развитие дошкольного образования;
- развитие общего образования, в том числе развитие профильного образования в соответствии с потребностями городского рынка под руководством отдела образования департамента социальной политики;
- развитие дополнительного образования и воспитания;
- дополнительное профессионально-педагогическое образование (повышение квалификации педагогических кадров);
- социальная защита работников образования;
- социально-педагогическая поддержка и реабилитация детства;
- материально-техническое обеспечение образовательных учреждений;
- систематизация управления образованием.
Критерии реализации: повышение качества образования, обеспечение соответствия уровня образовательных услуг перспективным потребностям рынка труда и социально-экономическим приоритетам.
Молодежная политика
Цель:
создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для физического и духовного развития молодежи, а также для решения ее материальных и социальных проблем.
Основные проблемы:
- распространение в молодежной среде негативных тенденций деструктивного поведения (нарушение общественного порядка, наркомания, алкоголизм и др.);
- слабая социальная защищенность молодежи.
Задачи:
- обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, досуга и творчества;
- содействие решению социальных проблем молодежи;
- создание эффективной системы поддержки деятельности детских и молодежных объединений и их программ.
Механизм реализации:
- организация и проведение мероприятий, направленных на формирование и развитие у молодежи гражданско-патриотических чувств, уважения национальной культуры и народных традиций;
- создание условий для решения вопросов профессионального развития и занятости молодежи, молодежного предпринимательства, организации досуга, физического развития;
- правовая защита и социальная поддержка молодежи, снижение уровня безнадзорности; профилактика правонарушений, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
- всемерная поддержка деятельности детских и молодежных объединений и их Программ.
Критерии реализации: увеличение числа молодежи, охваченной различными формами организованного воспитания, развития, занятости, досуга.
Политика в области физической культуры и спорта
Цель: формирование у горожан потребностей в физической культуре, укрепление здоровья, организация здорового досуга и создание условий для занятий спортом.
Основные проблемы:
- снижение уровня физической подготовленности населения города, особенно детей и подростков;
- нехватка спортивных сооружений, низкий уровень обеспеченности инвентарем, оборудованием.
Задачи:
- совершенствование форм организации физкультурно-оздоровительной работы среди различных категорий и групп населения города;
- повышение роли физической культуры в оздоровлении населения, физической подготовленности молодежи;
- организация всех форм работы с подростками по месту жительства.
Механизм реализации:
- организация и координация работы муниципальных учреждений физической культуры и спорта;
- проведение городских соревнований в соответствии с ежегодно разрабатываемыми календарями спортивно-массовых мероприятий;
- организация работы с населением города по месту жительства;
- укрепление материально-технической базы для организации работы по месту жительства.
Критерии реализации: увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом.
Политика в культурной сфере
Цель:
сохранение и развитие культурного потенциала, создание благоприятных условий для культурного развития жителей города.
Основные проблемы:
- слабая техническая оснащенность учреждений культуры, неудовлетворительное состояние их материальной базы;
- низкий уровень оплаты труда работников сферы культуры, истощение кадровых ресурсов.
Задачи:
- содействие творческой реализации духовных и физических способностей и потребностей горожан, повышение их культурного уровня;
- обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения города;
- поддержка развития всех видов и жанров художественного творчества, повышения творческого уровня и исполнительского мастерства коллективов и отдельных исполнителей, повышение содержательности культурно-досуговой деятельности;
- совершенствование библиотечного обслуживания; сохранение историко-культурного наследия.
Механизм реализации:
- сохранение сети и обеспечение полноценной деятельности учреждений культуры, укрепление их материально-технической базы, повышение эффективности их деятельности;
- содействие росту профессионального уровня ведущих творческих коллективов и деятелей искусства, поддержание народного творчества и культурно-досуговой деятельности через проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок;
- выявление и поддержка юных талантов;
- модернизация и развитие муниципальной библиотечной системы;
- поддержка и развитие народных промыслов и ремесел;
- ремонт и реставрация мемориальных комплексов, стел, обелисков;
- создание условий для развития меценатства и спонсорства;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов культуры и искусства, социальная защита малообеспеченных работников отрасли, поощрение специалистов, достигших высоких профессиональных результатов.
Критерии реализации: рост уровня посещаемости населением города учреждений культуры.
Эффективность Программы
В ходе реализации мероприятий Программы социально-экономического развития города Кургана на 2004 год будет достигнут прирост промышленного производства на 3,3%. Основной прирост предполагается на предприятиях машиностроительного комплекса (ДЗАО "Курганстальмост", АО "Курганхиммаш", АК "Корвет").
В агропромышленном комплексе будет обеспечено производство:
- зерно (в весе после доработки) - 3,6 тыс.т.;
- картофель - 25,8 тыс.т.;
- овощи - 15,8 тыс.т.;
- скот и птица (в живой массе) - 1,0 тыс.т.;
- молоко - 3,1 тыс.т.;
- яйца - 116 млн.шт.
Объем инвестиций возрастет на 5%. За счет всех источников финансирования будет введено жилья 49,7 тыс.кв.м., продолжено строительство социально-значимых объектов и объектов газификации города. Будет обеспечен ввод 20 тыс. телефонных номеров.
В результате выполнения природоохранных мероприятий намечается улучшить состояние атмосферы и водных ресурсов.
Фонд оплаты труда работающих города Кургана возрастет на 117% к 2003 году, уровень среднемесячной заработной платы одного работника составит 5069 рублей, при планируемом уровне инфляции 109% ее реальный рост будет обеспечен на уровне 107,3%. Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения города возрастут на 107,2%.
Заключение
Реализация Программы направлена на улучшение качества жизни городского населения посредством ускоренного роста его доходов, повышения покупательной способности, создания высококачественной среды проживания и наилучших возможностей для реализации разнообразных индивидуальных потребностей и интересов при условии координации усилий власти, предпринимателей и общественности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.