Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Курганской области
от 13 августа 1997 г. N 520
Областная целевая Программа
"Свой дом"
Утратило силу на основании постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 г. N 153
Цель программы, важнейшие целевые показатели.
Главной целью программы является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным по цене жильем, стоимость 1 кв.м. которого не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Курганской области.
Программой предусматривается развитие механизмов субсидирования, льготного налогообложения и долгосрочных кредитований.
Программа направлена:
- на существенное увеличение объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства с привлечением средств граждан и долгосрочных банковских кредитов и повышение его доли от объемов вводимого жилья ежегодно на одну треть;
- организацию производства и эффективное применение местных строительных материалов, автономных систем инженерного обеспечения, легких строительных конструкций и изделий из древесины и теплостойких металлических профилей и высокоэффективных утеплителей.
Удельный вес ввода в эксплуатацию индивидуального жилья должен к 2000 году выйти на объемы, предусмотренные Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище". Не менее 80% от общего объема индивидуального строительства должно составлять доступное по цене индивидуальное жилье.
Задачи программы.
Для достижения главной цели настоящей Программы предстоит решить следующие задачи:
- разработка и применение механизма долгосрочного кредитования застройщиков на срок от 10 до 25 лет;
- дальнейшее развитие механизмов субсидирования застройщиков;
- введение механизмов льготного налогообложения застройщиков, как юридических, так и физических лиц;
- обобщение и использование опыта, накопленного субъектами РФ, по привлечению средств населения для строительства жилья;
- развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов с созданию открытой архитектурно-строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
- повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;
- создание и применение прогрессивных типов малоэтажных домов из унифицированных индустриальных конструкций, отвечающих требованиям открытой системы строительства, с использованием строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов;
- организация работ по разведке месторождений местного сырья, пригодного для использования в строительном производстве;
- развитие производства строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании требуемого комфорта в возводимых домах;
- создание и применение новых эффективных теплоизоляционных материалов с улучшенными санитарно-гигиеническими характеристиками, плитных облицовочных материалов для многослойных элементов стен, перекрытий и покрытий;
- разработка и утверждение нормативно-правовых документов, стимулирующих индивидуальное жилищное строительство;
- разработка и применение проектов малоэтажных домов, отвечающих требованиям доступности по цене, энергоэффективности и экономичности;
- выбор территорий строительства и осуществление строительства пилотных объектов на демонстрационных территориях;
- модернизация и техперевооружение базы строительной индустрии, перепрофилирование мощностей полносборного домостроения на выпуск экономичных конструкций, материалов и изделий для малоэтажного жилищного строительства;
- создание, организация производств и применение автономных систем инженерного обеспечения малоэтажного жилья, прогрессивных систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации, повышение их надежности, долговечности и экономичности, новое энергосберегающее оборудование для различных инженерных систем, в том числе экономичных и экологически чистых технологий.
Сроки и этапы реализации Программы.
Учитывая разнохарактерность мероприятий в решении финансовых, социальных, экономических и технических задач, целесообразно установить три этапа реализации Программы:
1 этап (1997 год) - создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно-строительных систем, организация демонстрационных зон пилотного строительства, ввод в эксплуатацию не менее 40% доступного жилья от общего объема индивидуального жилищного строительства.
2 этап (1998-1999 годы) - совершенствование правовых и финансово-кредитных механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, ввод в эксплуатацию массового доступного жилья. В 1998 году - 60%, 1999 - 70% общего объема индивидуального жилищного строительства.
3 этап (1999-2000 годы) - массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов с вводом в эксплуатацию в 2000 году не менее 80% общего объема индивидуального жилищного строительства.
Характеристика перспективных видов доступного жилища для индивидуального строительства.
На первый план должны выйти потребительские качества жилья, функциональные удобства проживания, учет природно-климатических и других специфических особенностей района и конкретного места размещения жилья.
Особое внимание должно уделяться типологии малоэтажного городского и сельского жилища с учетом региональных, национальных и культурных традиций, демографических факторов и особенностей социальной направленности.
Повышенные требования к качеству зданий, их архитектуре и инженерному обеспечению обуславливает необходимость непрерывного совершенствования традиционных и создания новых типов малоэтажных зданий, разработки эффективных конструктивных решений, преимущественное использование многослойных наружных ограждающих конструкций.
Должны получить развитие и новые строительные системы: монолитные с оставляемой опалубкой из эффективного утеплителя, каркасные из различных материалов (древесины, металла и бетона).
Архитектурно-строительные системы должны отличаться технологической гибкостью, многовариантностью возможных планировочных и конструктивных решений, доступностью исполнения с расчетом на изменение состава семьи и, в первую очередь, на ее увеличение. Весьма актуальной является задача создания "растущего" дома.
С учетом градостроительных требований и необходимости ресурсо-энергосбережения в индивидуальном строительстве прогнозируются наиболее перспективные типы малоэтажных жилых зданий: одно-, двухэтажные с мансардами, как отдельно стоящие, так и блокированные с экономичным планировочным решением.
Строительство доступного жилья ориентировано на строительство жилых домов с жилой площадью в пределах 50-80 кв.м. (90-120 кв.м. общей площади), отвечающих требованиям по стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, которая не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Курганской области.
Ресурсное обеспечение Программы.
Реализация Программы будет осуществляться в условиях дефицита бюджета Курганской области, поэтому объем бюджетных средств предусматривается в границах необходимого минимума и будет расходоваться на:
- кредитование и субсидирование застройщиков;
- строительство пилотных объектов;
- финансовую поддержку предприятий стройиндустрии, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства с целью организации выпуска местных строительных материалов, конструкций и изделий;
- финансирование конкурса проектов, по которым предполагается начать возведение жилья социального плана;
- финансирование строительных работ по инженерной подготовке территорий, определенных к размещению малоэтажного индивидуального жилья;
- финансирование научно-исследовательских и проектных работ, выполняемых с привлечением центральных научно-исследовательских институтов Минстроя РФ.
За счет средств областного бюджета могут финансироваться наиболее эффективные инвестиционные проекты на конкурсной основе.
Организация производства местных строительных материалов будет осуществляться также за счет внебюджетных источников финансирования, средств предприятий, вложений частного капитала, кредитов финансово-банковских структур.
Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационную базы решения проблемы.
Финансово-кредитная база предусматривает комплексное использование собственных сбережений граждан, бюджетных средств и банковских кредитных ресурсов.
Организационная база предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех субъектов процесса производства и строительства индивидуальных домов с учетом интересов участников.
Финансово-кредитный механизм.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы формируется с целью повышения доступности приобретения жилья для всех категорий граждан, и в первую очередь для лиц, которые способны частично использовать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы на строительство или иные формы приобретения частного жилья. Программа предусматривает комплексное использование для этих целей различных финансовых источников: собственных средств граждан, бюджетных средств (на возвратной и безвозмездной основах), кредитных ресурсов коммерческих банков.
Использование собственных средств граждан.
Существующая система бесплатной приватизации занимаемого гражданами государственного или муниципального жилья, предоставления и приватизации земельных участков для садового и дачного строительства сформировала условия, при которых значительная часть населения может использовать эту собственность в виде начального капитала для улучшения жилищных условий. Предполагается развитие системы по предоставлению коммерческими банками краткосрочных, промежуточных кредитов под залог имеющейся старой квартиры.
Накопление средств гражданами может осуществляться на основе банковского законодательства с использованием системы жилищных накопительных счетов в коммерческих банках, что дает гражданам право на получение на приемлемых условиях в соответствии с договором долгосрочного кредита на приобретение жилья.
Защиту накопленных гражданами средств от инфляционного обесценивания предполагается осуществлять посредством использования рынка ценных бумаг, банковской системы, рынка недвижимости, путем приобретения гражданами жилищных сертификатов (облигаций, займов на жилищное строительство), накопления средств на жилищных накопительных счетах коммерческих банков, использования средств в размере стоимости уже имеющегося у граждан недвижимого имущества.
Правовая база для применения жилищных сертификатов (облигаций, займов на жилищное строительство) установлена Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов". Детальное регулирование выпуска этого вида ценных бумаг определено инструкцией о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 12 мая 1995 года N 2.
Предоставление бюджетных средств гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Одним из основных принципов Программы является направление части бюджетных инвестиций в жилищное строительство на поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и способных использовать собственные средства на строительство или иные формы приобретения жилья.
Для улучшения жилищных условий граждан предполагается предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, компенсаций и других форм безвозвратной помощи населению, бюджетного кредитования населения на возвратной основе через существующую банковскую систему.
Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" установлено, что основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу, будет являться предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья.
Предусматривается единый порядок расходования средств, выделяемых из бюджета, по программам безвозмездной государственной помощи различным категориям населения на строительство и иные формы приобретения жилья. Право на получение безвозмездной государственной поддержки на строительство и иные формы приобретения жилья будет удостоверяться унифицированным документом - свидетельством. Размер безвозмездной субсидии, выделяемой гражданам, может составлять от 5 до 70% стоимости жилья и зависит от социальной нормы занимаемой площади и времени ожидания в очереди на улучшение жилищных условий.
Предполагается разработка таких форм субсидирования, при которых граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие достаточные финансовые ресурсы, по желанию вправе получить по разрешению органов местного самоуправления безвозмездные субсидии в виде доли имущества в не законченных строительством государственных или муниципальных жилых домах, имеющих высокую степень (не менее 80%) технической готовности для завершения их строительства. Правовая основа этого вида субсидирования определена Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1181 "О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов".
Предполагается разработка также таких форм субсидирования, при которых безвозмездная субсидия, выделяемая за счет местного или областного бюджетов, может покрываться путем бесплатного предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельных участков в пределах нормативов под индивидуальное жилищное строительство. При такой форме в стоимость субсидии может быть зачтена рыночная стоимость предоставляемого земельного участка и построенной за счет бюджетов всех уровней инженерной инфраструктуры.
Использование кредитных ресурсов коммерческих банков.
Совершенствованию кредитно-банковской системы отводится важная роль в новом финансово-кредитном механизме обеспечения доступности жилья.
В Указах Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1180 "О жилищных кредитах" и от 29 марта 1996 года N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" предусмотрено развитие существующих и создание новых кредитных схем, дающих возможность гражданам улучшать жилищные условия, используя следующие виды кредитов:
- краткосрочные - сроком на 2-4 месяца, позволяющие гражданину направлять стоимость имеющейся у него приватизированной квартиры для оплаты первоначального взноса при получении долгосрочного кредита на покупку нового жилья;
- среднесрочные - сроком от 6 месяцев до 1,5 года, предоставляемые, в первую очередь, застройщикам - строительным организациям и в некоторых случаях - индивидуальным застройщикам на финансирование жилищного строительства;
- долгосрочные - на срок от 10 до 25 лет, предоставляемые гражданам на приобретение жилья;
- муниципальные займы или кредиты на финансирование инженерной инфраструктуры жилой застройки, обеспеченные частью будущих платежей за соответствующие коммунальные услуги.
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 год N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" способствует интенсификации развития системы долгосрочного кредитования населения в условиях отсутствия закона об ипотеке (залоге недвижимости).
Развитие долгосрочного ипотечного кредитования в целом, а также введение механизма использования средств федерального бюджета на долгосрочное жилищное кредитование связаны с созданием дополнительных элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих привлечение и распределение инвестиционно-кредитных ресурсов в жилищную сферу.
Предполагается обязательное создание Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которое должно способствовать становлению в Российской Федерации рынка закладных. Основная цель агентства состоит в привлечении кредитных ресурсов в сферу банковского долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Предоставление средств для развития долгосрочного кредитования населения и обслуживание возврата этих средств в течение всего кредитного периода предполагается осуществлять с использованием существующей сети коммерческих банков и, в первую очередь, Сберегательного банка Российской Федерации.
Контроль за ходом реализации Программы.
Реализация Программы включает в себя поэтапное выполнение основных мероприятий и проектов, а также при необходимости ее корректировку.
Контроль за выполнением Программы возлагается на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По итогам каждого года Департамент информирует Госстрой России о ходе реализации Программы по следующим показателям:
- использование безвозмездных субсидий, краткосрочных и долгосрочных кредитов коммерческих банков, собственных средств граждан на строительство или приобретение жилья;
- проведение конкурсного отбора коммерческих банков для ипотечного жилищного кредитования;
- освоение средств, выделенных из местных бюджетов на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилых поселений;
- отвод земельных участков, предоставляемых заемщикам кредитов, в бесплатное пользование для жилищного строительства;
- создание новых организационно-управленческих структур для ведения жилищного строительства и реализации мероприятий Программы;
- реализация экономичных проектов строительства доступного жилья, победивших на Всероссийском конкурсе;
- введение в действие новых энерго- и ресурсосберегающих технологических линий по производству материалов и изделий для доступного жилья;
- количество жилья, построенного в рамках Программы, а также фактически сложившаяся стоимость квадратного метра.
Департамент ведет постоянную работу по совершенствованию и выполнению Программы.
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Руководитель аппарата |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.