Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 1 октября 1997 г. N 3-5
(извлечение)
См. также кассационную жалобу Администрации области на данное решение.
См. также кассационную жалобу Курганской областной Думы на данное решение.
О рассмотрении данных жалоб см. определение Верховного Суда РФ от 18 ноября 1997 года.
Комитет профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратился и суд с заявлением об отмене Закона Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области", принятого решением Курганской областной Думы N 34 от 30 апреля 1997 года, и указал, что названный Закон противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Решение Курганского областного суда от 30 мая 1997 года, удовлетворившее требования заявителя, было отменено определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 1997 года с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом судебном разбирательстве Комитет представил уточненные требования, в которых просил признать незаконными статьи 5, 6, 8, 10, 11, 13 и 14 Закона Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции на территории Курганской области (далее по тексту - Областной закон).
В судебном заседании представители Комитета поддержали требования и просили суд, кроме вышеуказанных статей, отменить статью 4 Областного закона. Пояснили, что оспариваемые статьи противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. В объекты регулирования необоснованно включена пиво, как акцизный товар. Установив лицензирование этилового спирта, алкогольной продукции и пива, размеры лицензионных сборов, сроки и порядок их уплаты, административную ответственность, областная Дума превысила свои полномочия, как субъекта Российской Федерации. Определила порядок декларирования и изъятия указанной продукции отличный от порядка, предусмотренного федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее по тексту Федеральный закон) и постановлением Правительства РФ. В ряде статей (п.11.2. ст. 11) необоснованно ограничила права индивидуальных предпринимателей на осуществление предпринимательской деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
Представитель Курганской областной Думы с требованиями не согласился. Пояснил, что Областной закон принят в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, т.к. Конституция РФ относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ и административное законодательство. Имеющиеся неточности в Областном законе были устранены законом области от 1 сентября 1997 года "О внесении изменений в Закон Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области".
Представитель Администрации Курганской области с требованиями также на согласился. Пояснил, что оспариваемый закон, в частности, статьи 4, 5, 6, 8, 13 и 14, заполнили правовой вакуум по вопросу совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок декларирования объемов этилового спирта, алкогольной продукции и пива (ст.8 Областного закона) полностью соответствует постановлению Правительства РФ N 128 от 8 февраля 1996 года. Положения ст.10 Областного закона, касающиеся вопросов изъятия, хранения и реализации этилового спирта, алкогольной продукции и пива, находящихся в незаконном обороте, соответствуют правилам установленным постановлением Правительства РФ N 1056 от 20 августа 1997 года. Ограничения, касающиеся индивидуальных предпринимателей были устранены Законом области от 1 сентября 1997 года.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего требования заявителя удовлетворить полностью, суд находит заявление Курганского областного комитета профсоюза работников среднего малого бизнеса подлежащим удовлетворению в части.
В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного", ведения России и ее субъектов не должны противоречить федеральным законам.
Законом Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (статья 2) предусматривается обязательное соответствие законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону.
Закон Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области" определяя вопросы государственного регулирования в нарушение ст.1 Федерального закона включил в число объектов регулирования производство и оборот пива.
Федеральный закон (ст. 6) закрепил необходимость лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, предусмотрел, что за выдачу лицензии заявитель должен платить лицензионный сбор, установил, что размеры и порядок уплаты сбора определяются федеральным законом (до принятия этого федерального закона указанный сбор уплачивается в порядке и, размерах которые устанавливаются Правительством РФ). В статье 4 Федерального закона определен предмет ведения субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Пунктом 4.4 статьи 4 Областного закона предусматривается лицензирование "оптовой" реализации пива Администрацией Курганской области. В ч. 1 пункта 5.1 и п. 5.2 статьи 5 Областного закона, в статье 6 этого же закона установлены лицензионные сборы за производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции и пива в процентах от установленного законодательством минимального размера оплаты труда за литр реализованной продукции, сроки и порядок их уплаты.
Указанные положения Областного закона являются незаконными, принятыми Областной Думой с превышением полномочий, т.к. затронутые вопросы не включены Федеральным законом в предмет ведения субъекта Российской Федерации.
Установление лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта алкогольной продукции и пива субъектом Российской Федерации противоречит также статье 18 закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которым определены виды налогов и обязательных отчислений краев и областей, вводимых на территории Российской Федерации запрещено вводить дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Кроме того, лицензионные сборы, установленные Областным законом, необоснованно отнесены к местным налогам. В ст. 6 предусмотрено их перечисление в федеральный, областной бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления. Согласно п. "з" ст.71. и ч. 3 ст.75 Конституции РФ установление федеральных налогов и сборов относится к ведению Российской Федерации. Система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Установление местных налогов и сборов и формирование местного бюджета относится по ст.132 Конституции РФ к самостоятельному ведению органов местного самоуправления.
Статьи 5 и 6 Областного закона воспроизводят положения постановления Правительства РФ, N 197 от 28 февраля 1995 года которое постановлением Конституционного Суда РФ N 3-П от 18 февраля 1997 года признано не соответствующим Конституции РФ, что является основанием для отмены других нормативных актов, содержащих такие же положения.
Доводы представителей областном Думы и областной Администрации о том, что предусматривая лицензирование, устанавливая размеры сборов, сроки и порядок их уплаты, Дума заполнила правовой вакуум и действовала в рамках Конституции РФ судом не принимаются на основании вышеизложенного, а также с учетом того что Федеральный закон определил предмет ведения субъекта РФ в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и право установления размера лицензионного сбора, порядка его уплаты отнесено к компетенции Российской Федерации.
Ссылка представителя областной Администрации на Указ Президента Российской Федерации N 1311 от 29 октября 1992 года "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" в обоснование правомерности введения лицензирования оптовой реализации пива, Администрацией области несостоятельна, т.к. согласно упомянутого Указа лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми акцизами, отнесено к компетенции местных органов власти, выдача лицензий должна производиться местными органами исполнительной власти, на территории которой производиться торговля.
Согласно ст. 15 Федерального закона предусмотрено декларирование объемов алкогольной продукции в соответствующие государственные органы по состоянию на первое января очередного года. Право устанавливать порядок представления деклараций предоставлено Правительству РФ.
В нарушение указанной нормы в ст. 8 Областного закона предусмотрена обязанность декларирования не только алкогольной продукции, но и производства и оборота этилового спирта и пива. Установлено ежеквартальное предоставление деклараций. Предоставлено право устанавливать порядок декларирования Администрации области. Кроме того, вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции ежемесячно предоставлять в налоговый орган расчеты по установленной форме, утвержденной Администрацией области.
Суд не принимает доводы представителя областной Администрации о том, что содержание ст. 8 Областного закона соответствует постановлению Правительства РФ N 129 от 8 февраля 1996 года, поскольку указанное постановление Правительства РФ в части декларирования производства и оборота этилового спирта, сроков предоставления деклараций не соответствует ст. 15 Федерального закона. Предоставление расчетов в налоговый орган по п. 8.3. ст. 8 Областного закона не предусмотрено ни Федеральным законом, ни постановлением Правительства РФ.
Не соответствуют требованиям Конституции РФ и федеральному законодательству положения ст.10 Областного закона о порядке изъятия, хранения и реализации этилового спирта, алкогольной продукции и пива, находящихся в незаконном оборота на территории Курганской области поскольку указанная норма не учитывает требования ч. 3 ст. 35 Конституции. Кроме того, Указом Президента РФ N 1213 от 18 августа 1996 года установление порядка изъятия этилового спирта и алкогольной продукции отнесено к компетенции Правительства РФ. Это же подтверждено постановлением Правительства РФ N 987 от 19 августа 1996 года.
Принятое 20 августа 1997 года постановление Правительства РФ N 1056 об утверждении "Временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте устанавливает иной порядок изъятия и конфискации, чем это предусмотрено Областным законом: не совпадают случаи, когда этиловый спирт и алкогольная продукция признаются находящимся в незаконном оборот, и органы имеющие право производить изъятие. В Областном законе предусмотрено, как случай незаконного оборота нелегальность производства алкогольной продукции или поступления на таможенную территорию Курганской области алкогольной продукции иностранного производства", что не только не соответствует Временному порядку, но и противоречит ст. 74 Конституции РФ, устанавливающей принцип единой таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с п.11.2. статьи 11 Областного закона право осуществления розничной торговли алкогольной продукции предоставлено юридическим лицам. Закон Курганской области от 1 сентября 1997 года не внес изменений в данную норму.
Учитывая, что согласно ст.34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Это право может быть ограничено только федеральным законом. Статьей 16 Федерального закона разрешена реализация отечественной и импортной алкогольной продукции в розницу организациями и индивидуальными предпринимателями. Суд приходит к выводу, что п.11.2. ст.11 Областного закона незаконно ограничены права индивидуальных предпринимателей.
Главой V, статьями 13 и 14 Областного закона от 30 апреля 1997 года с изменениями от 1 сентября 1997 года установлена административная ответственность да нарушение законодательства о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области.
Суд находит, что указанные нормы приняты в нарушение федерального законодательства. Законом РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", статьей 20 предусмотрено, что должностные лицо организаций и граждан, (так сформулировано в тексте документа) осуществляющие производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с нарушением требований настоящего Федерального закона, могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР оговорена компетенция области по принятию решений, предусматривающих административную ответственность по вопросам охраны общественного порядка, борьбы со стихийными бедствиями. Согласно ст.46 закона РФ "О краевом областном Совете народных депутатов и краевой областной Администрации" к ведению краевого, областного Совета относится принятие решений, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение решений Совета по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, использования природных ресурсов и охраны природы, застройки и благоустройства территории населенных пунктов, пожарной и дорожной безопасности и иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом указанных законов суд приходит к выводу, что субъекту Российской Федерации не предоставлено право устанавливать административную ответственность за нарушение законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Глава V, статьи 13 и 14 Областного закона приняты с превышением полномочий. Более того, указанные нормы полностью противоречат другому, ранее принятому Закону области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" от 20 ноября 1995 года, которым предусмотрены иные санкции и порядок наложения штрафов за невыполнение Устава и Законов области, решений областной Думы и органов исполнительной власти, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии).
На основании изложенного суд считает, что статьи 6, 8, 10, 13 и 14 п.4.4 ст.4, ч.1 пункта 5.1 и п.5.2 статьи 5, п.11.2. статьи 11 Областного закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области" от 30 апреля 1997 года с изменениями от 1 сентября 1997 года противоречат Конституции и Федеральному законодательству. Их следует признавать незаконными с момента издания. Пункты 4.1-4.3, 4.5. и 4.6. статьи 4, пункты 11.1., 11.3-11.5 статьи 11, часть 2 пункта 5.1. статьи 5 Областного закона воспроизводят положения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Оснований для их отмены, суд не усматривает.
Учитывая положения ст.35 закона РФ "О средствах массовой информации" суд находит необходимым опубликовать резолютивную часть решения в газете "Новый мир".
Руководствуясь ст. ст. 34, 35, 71, 74, 75, 76, 132 Конституции Российской Федерации, законами РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации", "О средствах массовой информации", ст. 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР Указами Президента РФ N 1311 от 29 октября 1992 года N 1213 от 18 августа 1996 года, постановлениями Правительства РФ N 128 от 8 февраля 1996 года N 987 от 19 августа 1996 года N 1056 от 20 августа 1997 года., ст.ст. 191 и 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление Курганского областного комитета профсоюза работников среднего и малого бизнеса об отмене статьей 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13 и 14 Закона Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области," принятого решением Курганской областной Думы N 34 от 30 апреля 1997 года с изменениями от 1 сентября 1997 года удовлетворить в части.
Признать незаконными с моментов издания статьи 6, 8, 10, 13 и 14 п.4.4. статьи и 4, ч.1 пункта 5.1. и пункт 5.2. статьи 5 и п.11.2. статьи 11 Закона Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территорий Курганской области" принятого Курганской областной Думой решением N 34 от 30 апреля 1997 года с изменениями от 1 сентября 1997 года.
В остальной части требований отказать за необоснованностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 1 октября 1997 г. N 3-5
Текст решения официально публикован не был
На данное решение поступила кассационная жалоба Администрации Курганской области от 10 октября 1997 г. N 02-9-896 на решение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 1 октября 1991 г.
На данное решение поступила кассационная жалоба Курганской областной Думы на решение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 1 октября 1997 г. по заявлению Курганского областного комитета профсоюза работников среднего и малого бизнеса о признании незаконным решения Курганской областной Думы от 30 апреля 1997 г. N 34 о принятии Закона Курганской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и пива на территории Курганской области", в части статей 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13 и 14 названного закона
По результатам рассмотрения приведенных выше жалоб вынесено определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России от 18 ноября 1997 г. N 82-г97-5