Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации Курганской области
от 6 июня 1997 г. N 361
Программа
развития и сохранения культуры и искусства Курганской области (1997-1999 гг.)
Паспорт Программы
Наименование Программы |Развитие и сохранение культуры и искусства
|Курганской области (1997-1999 годы).
|
Дата принятия решения |Распоряжение Администрации области
о разработке Программы |от 2 октября 1996 года N 417
|
Дата утверждения Программы |Решение Курганской Областной Думы
|от __________________ 1997 г. N
|
Государственный заказчик |Администрация Курганской области
|
Основные разработчики |Комитет по культуре и искусству областной
Программы |Администрации.
|Областной методический центр народного
|творчества и досуга.
|Областной методический кабинет по учебным
|заведениям культуры и искусства.
|Областная универсальная научная библиотека
|им А.К.Югова.
|
Цели и задачи Программы |Сохранение культурного потенциала области,
|развитие и поддержка приоритетных направле-
|ний и форм культурно-досуговой деятельнос-
|ти.
Сроки реализации Программы |1997 - 1999 годы.
|
Перечень разделов Программы |Поддержка и развитие профессионального ис-
|кусства.
|Совершенствование библиотечного обслужива-
|ния.
|Музейное дело. Сохранение, формирование и
|эффективное использование музейного фонда.
|Сохранение и использование историко-куль-
|турного наследия.
|Народное творчество и культурно-досуговая
|деятельность.
|Кинообслуживание.
|Сохранение и развитие системы профессио-
|нального образования и повышения квалифика-
|ции кадров.
|Развитие материальной базы и
|техническое оснащение отрасли.
|
Исполнители Программы |Комитет по культуре и искусству Администра-
|ции области.
|Областной методический центр народного
|творчества и досуга.
|Областная универсальная научная библиотека
|им А.К.Югова.
|Творческие союзы и общества.
|Муниципальные органы культуры.
|
Объемы и источники |Всего 184856,8 млн. руб.
финансирования |в том числе:
|федеральный бюджет 55800,0 млн. руб.
|областной бюджет 116871,8 млн. руб.
|бюджеты муниципальных и местных
|органов управления 1780,0 млн. руб.
|
Ожидаемые конечные резуль- |Обеспечение и защита конституционных прав
таты реализации Программы |граждан на культурную деятельность,
|доступа всех социальных слоев населения к
|ценностям Российской и мировой культуры,
|осуществление государственной политики в
|сфере культуры.
|Стимулирование плодотворного развития всех
|видов и жанров культуры и искусства, сохра-
|нение культурного потенциала области и его
|активное использование в нравственном и эс-
|тетическом воспитании населения.
|Разграничение полномочий и эффективное вза-
|имодействие с Министерством культуры России
|и муниципальными органами управления куль-
|турой.
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами.
В области накоплен значительный культурный потенциал, развернута широкая сеть культурно-досуговых учреждений, позволяющая обеспечить достаточно высокий уровень культурного обслуживания населения.
Профессиональное искусство представлено 4 государственными театрами, областной филармонией, творческими Союзами: писателей, художников, театральных деятелей. С каждым годом повышается творческий профессиональный уровень коллективов и отдельных исполнителей профессионального искусства.
За минувший театрально-концертный сезон (осень 1995 - весна 1996 г.) театрами области подготовлено 19 премьерных театральных постановок, сыграно 760 спектаклей, артистами областной филармонии подготовлено 16 концертных программ, в области состоялось 830 концертов. По количеству концертов на 10 тысяч слушателей городского и сельского населения Курганская филармония занимает 2 место в Уральском регионе.
В течение 1996 года проведены фестивали: "Театральные смотрины 96", классической музыки, в 6 районах области - фестивали народной музыки, 8 выставок курганских художников, издано 12 книг зауральских писателей, вышел третий номер литературно-художественного альманаха "Тобол". Высокий профессиональный уровень творческих коллективов и отдельных исполнителей подтверждает их успешное участие в Международных, Российских и региональных конкурсах, выставках, смотрах и фестивалях.
Вместе с тем, уменьшается количество спектаклей, концертов, зрителей и слушателей на селе, в районных центрах и городах области. По сравнению с 1994 годом количество спектаклей и концертов в районах области сократилось в 1,5 раза. Это явилось следствием резкого снижения финансирования на проведение выездных концертов и спектаклей при одновременном значительном удорожании транспортных расходов, гостиниц, низкой платежеспособности населения.
Обслуживание населения библиотечной книгой осуществляют 642 библиотеки, в числе которых 4 государственные областные, 638 муниципальных, объединенных в 26 централизованных библиотечных систем. В области сохранилась достаточно высокая обеспеченность населения библиотечной книгой - 9,2 книги на одного жителя, что значительно превышает эти показатели по России - 6,7 и Уральскому региону - 6,1 книги. В настоящее время услугами библиотек пользуется 41,7% населения, что также выше, чем по России (36,6%), и Уральскому региону (36,7%).
Однако сокращение сети библиотек и библиотечных пунктов, которое составило за эти годы соответственно 54 и 281, явилось главной причиной снижения охвата населения с 42,8% до 41,7%. Имеется тенденция к сокращению библиотечных фондов и ухудшению их качественного состава. Поступление новой литературы уменьшилось в 8 раз, с 433 экз. на одну библиотеку в 1990 году до 51 экз. в 1995 году, что обусловлено разрушением системы централизованного комплектования. В библиотеки области не поступает до 80% книг, издаваемых на территории России. Общее сокращение книжного фонда составляет 300 тыс. экз., при чем это, в основном, учебная, детская, экономическая, научно-популярная и классическая литература.
В области функционируют 2 государственных музея с 6 филиалами, 6 муниципальных и 72 общественных музея. Для их работы характерно расширение выставочной деятельности, рост числа мероприятий, поиск и внедрение новых форм работы с посетителями.
За последние годы была проведена большая работа по научному описанию музейных коллекций, завершается паспортизация государственной части музейного фонда. Начато формирование компьютерной научно-справочной библиотеки.
В течение минувших двух лет в фонд областного краеведческого музея были переданы коллекции музея молочной промышленности и трофеев зауральского спорта, областным художественным музеем приобретено частное собрание картин художника Г.А. Травникова.
В целом же фонды государственных музеев растут несколько медленнее, чем по Российской Федерации. В 1994 году число экспонатов основного фонда музеев увеличилось лишь на 2,93 процента, тогда как по музеям местного подчинения России - на 5,88 процента.
На территории области имеется 1459 недвижимых памятников истории и культуры, из них 13 отнесены к памятникам федерального значения. Инвентаризация историко-культурного наследия в 1993 году позволила выявить вновь 565 недвижимых памятников, ведется их паспортизация. Изменение структуры органов охраны памятников истории и культуры способствовало совершенствованию системы государственного управления историко-культурным наследием.
В связи с отсутствием надлежащей правовой базы на федеральном уровне, затянувшегося процесса разграничения собственности по объектам историко-культурного наследия сдерживается решение многих вопросов пользования, содержание и реставрации памятников.
Сократились бюджетные ассигнования на консервацию и реставрацию памятников истории и культуры, а средства, поступающие от их аренды, далеко не покрывают расходов на эти цели. По этой причине прекращена реставрация усадьбы купца Березина, дома поэта-декабриста Кюхельбекера, объектов Далматовского Успенского монастыря, реконструкция областного театра кукол "Гулливер". Эпизодический характер осуществления реставрационно-восстановительных работ по мере финансирования приводит к нарушению технологии.
Значительная роль в культурном обслуживании населения принадлежит учреждениям культуры клубного типа. В области функционирует 860 муниципальных клубных учреждений и 36 Домов и Дворцов культуры, принадлежащих акционерным объединениям, высшим учебным заведениям, различным обществам и организациям.
Интенсивное строительство клубов в 70-80 годы позволило области занять ведущее место в регионе по их обеспеченности населения. Так, в 1985 году показатель наличия клубов на 1000 жителей был в 2 раза выше, чем в Российской Федерации, в 3,3 раза, чем в Свердловской и в 2,5 раза, чем в Челябинской областях. По числу посадочных мест на одно клубное учреждение (187 мест) в 1994 году Курганская область находилась на уровне показателей наиболее промышленно-развитых областей Уральского региона и немногим превышала среднероссийский показатель.
За последние годы происходит упорядочение и реорганизация сети клубных учреждений, идет процесс передачи ведомственных, профсоюзных клубов в муниципальную собственность и сокращение общего числа муниципальных клубных учреждений.
Происходят существенные изменения в содержании культурно-досуговой деятельности, наблюдается рост интереса населения к традиционной народной культуре, создаются центры культуры и фольклора, различные студии, школы-мастерские по возрождению народных промыслов и ремесел, декоративно-прикладному искусству.
Одновременно наблюдается снижение посещаемости клубных учреждений, участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений. Общее количество коллективов традиционных жанров народного творчества уменьшилось по сравнению с 1990 годом на 229 и участников в них на 3972 человека. Сокращена гастрольная деятельность самодеятельных коллективов, редко практикуется проведение обменных концертов и творческих встреч. Меньше стало проводиться массовых праздников, смотров, театрализованных представлений, фестивалей, вечеров и других культурно-досуговых мероприятий.
Крайне недостаточно развита в области сеть парковых учреждений: функционирует один парк культуры и отдыха в областном центре и городской сад в г. Шадринске. Характерным для данного типа учреждений культуры является значительное падение объемов культурно-досуговой деятельности вследствие резкого ухудшения материально-технической базы и прежде всего аттракционного хозяйства. Практически отсутствуют в райцентрах парко-садовые зоны и приклубные территории для организации культурно-массовых мероприятий на открытом воздухе.
Система кинообслуживания в области включает в себя Облкиновидеопрокат с тремя отделами в гг. Шадринске, Шумихе, Макушино, киноремонтное предприятие, 23 дирекции киносети отделов культуры и одну самостоятельную в г. Далматово, 7 муниципальных кинотеатров г. Кургана. С 1993 года число киноустановок сократилось на 30,4%, киносеансов в 2 раза, зрительская аудитория уменьшилась в 3,5 раза. В сложных условиях находится киносеть г. Шадринска, где ни один из 3-х кинотеатров города не выполняет своих функций. Существенно повлияли на снижение зрительского интереса к кино массовый показ по эфирному и кабельному телевидению лучших кинолент российского и мирового кинематографа, ухудшение уровня сервиса и комфортности кинозалов, особенно на селе, разрушение системы киновоспитания и кинообразования детей и молодежи в учебных заведениях, ухудшение репертуара фильмофонда, его недостаточность, плохое техническое состояние. Если в 1993 году приобретено 241 фильмокопия, то в 1996 году всего 16, на 600 единиц сократилось количество кинолент.
Подготовку специалистов для отрасли культуры осуществляет областное училище культуры и музыкальное училище. По результатам государственной аттестации отмечен достаточно высокий уровень подготовки специалистов и организации учебно-воспитательного процесса.
В учебных заведениях продолжается работа по приведению структуры специальностей к потребностям отрасли, введению в учебный процесс новых учебных планов и программ, специальностей и специализаций. Завершается работа по созданию системы трехуровневой подготовки специалистов. С этой целью областным училищем культуры заключен договор с Челябинским государственным институтом искусства и культуры о многоуровневой подготовке специалистов с высшим образованием. Аналогичная работа ведется музыкальным училищем с Уральской консерваторией и Курганским государственным университетом. Это вызвано тем, что Курганская область остается одной из слабообеспеченных территорий Российской Федерации кадрами высшей квалификации.
В области сложилась оптимальная сеть учебных заведений начального профессионального образования. Это 46 музыкальных, художественных школ и школ искусств, в которых обучаются свыше 8 тысяч детей или каждый 9-ый учащийся общеобразовательной школы. Все школы имеют лицензию, более 50 преподавателей и руководителей учебных заведений по результатам аттестации повысили свою квалификационную категорию. Ежегодно начисляется более 30 стипендий для лучших учащихся и студентов учебных заведений культуры и искусства области.
Четвертый год действует областная целевая программа "Юные дарования", в рамках которой проводятся областные фестивали, конкурсы, выставки, победители которых участвуют в Международных, Российских, региональных конкурсах, фестивалях, выставках.
Постановлением коллегии комитета по культуре и искусству от 26 мая 1994 года была принята трехуровневая система повышения квалификации специалистов отрасли, которая осуществляется на базе областных курсов повышения квалификации. Создана система школ, которая позволила ввести систематическую работу по повышению квалификации работников культуры районного уровня: школа оперативного реагирования для директоров ЦБС, школа бизнеса для директоров РДК, школы методического мастерства для методистов РОМЦ. Продолжает работать, при участии специалистов Министерства культуры РФ, школа руководителя. Опыт работы со Звериноголовским районом позволил сделать вывод, что в современных условиях работа курсов повышения квалификации с отдельным районом по конкретной тематике дает хорошие результаты. Поэтому в настоящее время областными курсами заключены договоры еще с двумя районами на организацию одногодичных районных школ.
Развитие культурно-досуговой деятельности, внедрение современных форм культурного обслуживания населения во многом определяется состоянием материально-технической базы учреждений культуры, искусства и кино. Созданию нормальных условий для работы и обслуживания посетителей, обеспечению сохранности и функционирования зданий способствовала концентрация бюджетных средств для этих целей.
Однако в последние годы эти объемы ассигнований резко сокращены. Длительная эксплуатация зданий учреждений культуры, искусства и кино без капитального ремонта не обеспечивают в настоящее время безопасной эксплуатации. Крупные вложения требуются для ремонта Шадринского областного драматического театра, областной филармонии и областного художественного музея.
Имеющееся в учреждениях оборудование, аудио и видеоаппаратура, другие технические средства в большинстве своем пришли в негодность, либо требуют срочного ремонта. Остро ощущается нехватка по количеству и качеству музыкальных инструментов, что влияет на уровень проводимых мероприятий и учебный процесс в учреждениях музыкального и художественного образования. Требует обновления парк автотранспорта. Из-за отсутствия должного финансирования, роста стоимости запчастей, ремонтных работ каждый четвертый автомобиль находится в неисправном состоянии.
Прекращение эксплуатации объектов культуры на селе в осенне-зимний период по причине отсутствия тепла, отключения электроэнергии отрицательно сказывается на объемах и качестве культурного обслуживания населения. Решение вопросов обновления материальной базы учреждений отрасли по "остаточному" принципу финансирования не позволяет ее укрепление на приоритетных направлениях сохранения и развития культуры и искусства.
Бюджет культуры области, будучи весьма незначительным (в 1993 г. - 3,9% от расходной части бюджета области, в 1994 г. - 3,2 %, в 1995 г. - 3,4%, в 1996 г. - 3,5%) исполнялся в среднем на 73 - 98%. Ни в одном из этих годов норматив финансирования сферы культуры, установленный Основами законодательства Российской Федерации о культуре, т.е. не менее 6% средств местных бюджетов и бюджетов Российской Федерации, не был выдержан. Ни в плане, ни при фактическом исполнении он не превысил 4%.
В аналогичном положении находятся учреждения культуры, искусства и учебные заведения, финансируемые из основного бюджета. Расходы на их содержание составили в 1993 году 2,28%, в 1994 году 1,54%, в 1995 году 1,74% и в 1996 году 1,78 процента от расходной части областного бюджета. В утвержденном на 1997 год областном бюджете расходы на культуру составляют 2,12 процента, при установленном нормативе 6 процентов. Возможности увеличения собственных доходов учреждений культуры, искусства и кино ограничены их социальными целями. И хотя за три года они возросли и покрывают ныне до 20% общей суммы расходов, дефицит финансовых средств увеличился.
При наличии нормативной базы и условий для многоканальной системы финансирования учреждений культуры, искусства и кино бюджетное финансирование остается главным доходным источником, однако потребность учреждений области в бюджетных ассигнованиях в эти годы удовлетворялась в среднем на 50-60 %. Средства, предусматриваемые в бюджете области на культуру и искусство в 1993 - 1995 гг. обеспечивали оплату в полном размере лишь защищенных статей расходов (заработную плату, отчисления во внебюджетные государственные фонды, стипендию и компенсацию на питание студентам, компенсацию на детей и коммунальных платежей). Доля ассигнований, расходуемых на основную деятельность учреждений культуры, искусства и кино (постановка новых спектаклей и концертов, приобретение литературы, подписка на периодические издания, организация выставочной деятельности в музеях, проведение мероприятий культурно-досуговой деятельности), составляла 10-20 % от общей суммы ассигнований на отрасль.
Организационно-управленческая и нормотворческая деятельность комитета по культуре и искусству и всех звеньев отрасли строилась в строгом соответствии с Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", в котором определены принципы культурной политики, правовые нормы отношений субъектов культурной деятельности, государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства в творческие процессы.
В целях реализации этого Закона, других нормативных актов федеральных законодательных и управленческих органов по вопросам культурного строительства комитетом вносились вопросы в областную администрацию, принимались собственные документы по различным сторонам деятельности отрасли.
Деятельность органов и учреждений культуры области была направлена на сохранение сложившейся за многие годы системы культурного обслуживания населения, снижения до минимума потерь культурного потенциала, вызванных экономическими и нравственными деформациями происходящих процессов в обществе.
На реализацию этих целей была направлена "Областная Программа развития и сохранения культуры и искусства на 1994-1995 гг", принятая в сентябре 1993 года и продленная на 1996 год "Основными направлениями деятельности комитета по культуре и искусству, областных учреждений искусства, культуры, учебных заведений, киновидеопроката, методических центров в 1996 году".
Эти и другие организационно-управленческие меры позволили в определенной степени ослабить кризисные процессы в сфере культуры, но не остановить полностью. Отдельные перспективные задачи, предусмотренные областной программой "Сохранение и развитие культуры и искусства на 1994-1995 годы", остались не реализованными во многом из-за недостаточного финансирования и сохраняют свою актуальность.
Не получила еще достаточной проработки многоканальная система финансирования культуры, меценатство культуры крайне медленно входит в практику предприятий, банков и других коммерческих структур.
Увеличился разрыв между культурными потребностями населения, особенно молодежи, и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры, искусства и кино.
Вместе с тем сегодня выдвигается ряд новых задач в сфере культуры, когда наряду с сохранением ранее накопленного потенциала необходимо больше направить усилий на его дальнейшее развитие путем осуществления комплекса разнообразного по формам, содержанию и методам реализации мероприятий.
Такой увязанной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системой мероприятий является областная "Программа развития и сохранения культуры и искусства Курганской области (1997-1999 гг.) (далее именуется - Программа). Данная Программа разработана с учетом Федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы).
Структурно Программа включает в себя обобщенную краткую справку состояния культурного потенциала области и десять программ по различным составным частям культурного строительства.
Реализация Программы будет способствовать широкому доступу всех слоев населения к имеющимся ценностям отечественной и мировой культуры, сохранению и приумножению существующего историко-культурного наследия Курганской области.
Система программных мероприятий.
1. Поддержка и развитие профессионального искусства.
Основными направлениями подпрограммы "Поддержка и развитие профессионального искусства" предусматривается:
- обеспечение полноценной деятельности и дальнейшего развития государственных учреждений искусства;
- реализация крупных проектов, вносящих заметный вклад в развитие культуры и искусства области;
- поддержка творческих коллективов и деятелей искусства через областей фонд развития культуры и искусства;
- повышение роли профессионального искусства в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения;
- обеспечение широкого доступа населения к результатам художественного творчества;
- культурный обмен и профессиональное сотрудничество между регионами Российской Федерации и республикой Казахстан.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
Создание эстрадно-симфо- нического оркестра Коми- тета по культуре и ис- кусству и труппы музыка- льно-драматического теат- ра на базе областной фи- лармонии и Курганского театра драмы. Открытие при областной филармонии филиала в г. Шадринске музыкального детского театра и фили- алов детской филармонии в городах области. Третий региональный фе- стиваль театров малых го- родов России, посвященный 100-летию Шадринского драматического театра и театров кукол, посвящен- ный 50-летию Курганского театра кукол "Гулливер". Ежегодные фестивали "Те- атральные смотрины", "Дары Мельпомены", совре- менной классической музы- ки в г. Кургане, народной музыки в районах области, выставки зауральских ху- дожников, циклы концертов регионального абонемента филармоний Уральского ре- гиона. Фестивали искусств "Зем- ляки", и "Соседи". Поддержка деятельности ведущих профессиональных творческих коллективов, негосударственных теат- ров, деятелей культуры и искусства, культурных инициатив творческих со- юзов и общественных орга- низаций. Ежегодное вручение об- ластных премий и учрежде- ние областных грантов в сфере культуры, искусства и кино. Издание специализирован- ного журнала "Культура Зауралья", организация циклов телерадиопередач о деятелях искусства и творческих коллективах области. Ежегодные фестивали: "Театр-детям", "Неделя музыки для детей и юно- шества", циклы театраль- ных уроков и музыкальных абонементов для учащихся общеобразовательных школ и ССУЗов области. Конкурс на лучший теат- ральный спектакль для де- тей и подростков. Создание молодежного ли- тературного объединения "Родник", театрального объединения и музыкально- го клуба в Курганском государственном универ- ситете и авиационном по- граничном институте, мо- лодежных секций театраль- ных и музыкальных крити- ков. Гастроли театральных кол- лективов за пределы обла- сти, проведение дней культуры Курганской обла- сти в г.Санкт-Петербурге. Реализация комплекса ме- роприятий (концерты, спектакли, выставки) для жителей сельской местно- сти через областную целе- вую программу "Професси- ональное искусство - се- лу". Организация системы бесп- латного посещения концер- тов, спектаклей, выставок для наименее социально- защищенной категории на- селения, проведение еже- годных культурных про- грамм, посвященных Между- народному Дню инвалидов и Дню пожилых людей. Внедрение новых форм ра- боты со зрителями и слу- шателями разного возраста и социальных групп. Реализация программы ку- льтурного сотрудничества с республиками Казахстан и Башкортостан. Участие лауреатов област- ных конкурсов, смотров, выставок в региональных, российских и международ- ных конкурсах, выставках и фестивалях. |
1997- 1998 годы. 1997- 1998 годы. 1997- 1998 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1998 год. 1997- 1999 годы. 1998 год. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. |
Комитет по куль- туре и искусству, областная филар- мония, Курганский театр драмы. Комитет по куль- туре и искусству, областная филар- мония, Шадринский драматический те- атр, отделы куль- туры гор. Адми- нистраций. Министерство культуры РФ, Ко- митет по культуре и искусству, Шад- ринский драмати- ческий театр, те- атр кукол "Гул- ливер", СТД. Комитет по куль- туре и искусству, СТД, театры, фи- лармония, отделы культуры рай (гор) Администра- ции. Министерство культуры РФ, Ко- митет по культуре и искусству, ре- гиональная об- щественная орга- низация "Заура- лье", СТД, учреж- дения искусства и кино, творческие союзы. Администрация об- ласти, Комитет по культуре и ис- кусству. Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству, СТД, театры, об- ластная филармо- ния, метод. ка- бинет, музыкаль- ное училище. Комитет по куль- туре и искусству, СТД, театры. Комитет по куль- туре и искусству, СТД, театры, фи- лармония, музы- кальное училище, Курганская писа- тельская органи- зация, руководст- во госуниверсите- та и института. Министерство культуры РФ, Ко- митет по культуре и искусству. Областные теат- рально-концертные организации. Филармония, теат- ры, музеи. Областная филар- мония, театры об- ласти, творческие союзы. Министерства ку- льтуры республик Казахстан и Баш- кортостан. Коми- тет по культуре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству, областные методи- ческие и эксперт- ные советы. |
Развитие театраль- но-музыкальных жанров професси- онального искусст- ва. Расширение концер- тного обслуживания населения области. Пропаганда твор- ческих достижений театров Уральско- го региона. Расширение зри- тельской аудито- рии, повышение профессионального мастерства и твор- ческого уровня те- атральных трупп. Пропаганда класси- ческого музыкаль- ного наследия, со- временной класси- ческой и народной музыки. Пропаганда твор- ческих достижений ведущих деятелей искусства и кино- наших земляков и драматических те- атров Уральского региона. Повышение исполни- тельского мастер- ства и творческо- гого уровня кол- лективов и деяте- лей культуры и ис- кусства. Освещение деятель- ности и пропаганда учреждений культу- ры и искусства об- ласти. Эстетическое вос- питание детей и подростков средст- вами театрального и музыкального ис- кусства. Расширение репер- туара для детей и подростков. Приобщение молоде- жи к литературно- художественному творчеству. Повышение профес- сионального уровня театральных кол- лективов. Театрально-кон- цертное обслужива- ние жителей рай- онов области. Театрально-кон- цертное обслужива- ние учащейся моло- дежи, пожилых лю- дей и инвалидов. Организация спек- таклей "малой сце- ны", абонементов, театрализованных концертов, творче- ских встреч, объ- единений и т.п. Культурный обмен на межнациональном уровне. Повышение профес- сионального ма- стерства и творче- ского уровня за- уральских талан- тов. |
2. Совершенствование библиотечного обслуживания.
Мероприятия подпрограммы предусматривают необходимость разработки и реализацию комплекса мер по следующим направлениям:
- анализ процессов и разработка механизмов функционирования библиотечной сети, формирования и сохранности библиотечных фондов;
- внедрение новейших электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным каналам связи;
- поддержка библиотечного обслуживания наименее защищенных групп и слоев населения.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
17 18 19 20 21 22 23 |
Создание областной инфор- мационно-библиотечной си- стемы формирования фон- дов, объединяющей библи- отеки, книгоиздающие и распространяющие органи- зации с организационным центром "Культура, Инфор- мация, Книга" в областной универсальной научной библиотеке. На базе развития новых технологий: - вхождение в единое ин- формационное пространство Российской национальной системы комплектования "Book in print" ("Книга в наличии и печати"), ис- пользуя каталоги и базы данных системы; - установление прямых связей с региональными книгоиздающими и распро- страняющими организациями Урала и Сибири; - создание на базе Об- ластной универсальной на- учной библиотеки малого издательского комплекса для комплектования библи- отек области. Продолжение формирования библиотечных ресурсов на базе компьютеризации биб- лиотек и создания системы региональной и федераль- ной сетевой автоматизиро- ванной связи: - создание локальной вы- числительной сети (LAN) НА БАЗЕ ПО Novel Netware; - создание Курганской го- родской и областной ком- пьютерной сети; - осуществление сетевого сервиса учреждений куль- туры и индивидуальных пользователей; - комплектование фондов библиотек базами данных на электронных носителях информации. Осуществление организаци- онно-методических меро- приятий, обеспечивающих сохранность, рациональное размещение и использова- ние библиотечных ресур- сов: - проведение исследования книжного фонда библиотек региона на предмет выяв- ления и сохранности цен- ных и редких изданий в т.ч. краеведческих; - восстановление книжной коллекции "Зыряновский фонд" - одной из первых массовых библиотек в Рос- сии (1876 г.); - поэтапный перевод фонда на микроносители и опти- ческие диски. Создание научно-информа- ционного центра патентной и деловой литературы. Проведение научно-иссле- довательских работ, спо- собствующих всестороннему изучению края: - Юговские чтения к 95-летию со дня рождения; - Здобновские чтения к 110-летию со дня рожде- ния; - научно-практическая конференция посвященная 85-летию создания Област- ной универсальной научной библиотеки им А.К.Югова. Областной фестиваль "Дни Пушкинской культуры", посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина Поддержка уровня библи- отечного обслуживания на- именее социально и эконо- мически защищенных групп и слоев населения путем создания: - центра социальной и психологической адаптации молодежи; - специальной зоны обслу- живания читателей - инва- лидов по зрению; - центра творческой ре- абилитации детей - инва- лидов; - городского информацион- но-методического центра на базе детской библиоте- ки им. Н.А.Островского в г.Кургане. |
1997 год. 1998 год. 1998 год. 1997 год. 1997- 1998 годы. 1999 год. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1998 год. 1999 год. 1999 год. 1997 год. 1997 год. 1998 год. 1997 год. 1999 год. 1998 год. |
Областные и муни- ципальные библи- отеки. Областные и муни- ципальные библи- отеки, отделы культуры рай(гор) администраций. Областные и муни- ципальные библио- теки. Областная библио- тека им А.К.Югова. Областная универ- сальная научная библиотека им А.К.Югова. Кур- ганский гос. уни- верситет, кра- еведческий музей, отдел культуры Шадринской гор. администрации. Комитет по куль- туре и искусству, областные библи- отеки, методиче- ский центр народ- ного творчества, филармония, Кур- ганский госу- дарственный уни- верситет, ГлавУ- НО. Областная юноше- ская библиотека, областная специ- ализированная библиотека им. Короленко, об- ластная детская библиотека, го- родская детская библиотека им Н.А.Островского. |
Создание механизма комплектования библиотек. Отрабо- тка прямого межре- гионального книго- обмена, библиотеч- ных фондов, сохра- нение общего по- тенциала библи- отечных ресурсов. Развитие единого информационного пространства с центральным серве- ром в Областной универсальной на- учной библиотеке. Становление библи- отек в качестве специфических, полноправных субъ- ектов профильного рынка. Обеспечение сохранности библи- отечных фондов. Сохранение и фор- мирование патент- ного фонда, более полное удовлетво- рение патентного сервиса для госу- дарственных и ак- ционированных предприятий, дру- гих объединений, организаций и учебных заведений. Совершенствование библиографической научно-исследова- тельской деятель- ности. Сохранение русской языковой культу- ры. Обеспечение сво- бодного доступа к источникам инфор- мации, помощь в социальной адапта- ции детей, юноше- ства, инвалидов, оказание информа- ционной помощи ро- дителям, воспита- телям, занимающим- ся проблемами се- мьи. |
3. Музейное дело. Сохранение, формирование и эффективное использование музейного фонда.
Программные мероприятия предусматривают решение задач по следующим основным направлениям:
- обеспечение полноценной деятельности музейных учреждений;
- сохранение и эффективное использование в научных и просветительских целях музейного фонда;
- организационное, методическое и нормативное обеспечение эффективных систем учета и хранения музейных ценностей;
- создание условий для широкого доступа населения к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях;
- развитие музейного обмена на межрегиональном российском уровне;
- создание эффективной системы защиты фондов музеев.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Создание областного ката- лога государственной и негосударственной части Музейного фонда Россий- ской Федерации и элект- ронного каталога област- ного музейного фонда. Государственное лицензи- рование музеев Курганской области всех форм собст- венности. Реставрация предметов го- сударственного музейного фонда и дальнейшее совер- шенствование учетно-хра- нительской деятельности музеев. Создание и реконструкция в краеведческих музеях области экспозиций: - "История дореволюцион- ного прошлого" - в усадь- бе купца Березина; - Отдела природы - в об- ластном краеведском музее - основной экспозиции Далматовского краеведче- ского музея. Приобретение для музеев области из частных кол- лекций произведений рус- ского классического и де- коративно-прикладного искусства, антиквариата, наиболее ценных экспона- тов историко-культурного наследия. Реализация программы на- учно-исследовательской деятельности музеев обла- сти. Организация передвижных выставок а городах и рай- онах области, заключение договоров с ведущими му- зеями Урала, Сибири, гг. Москвы и Санкт-Петербур- га, республик Башкорто- стан, Казахстан о прове- дении обменных музейных выставок. Внедрение системы абоне- ментного обслуживания для различных категорий насе- ления и социальных групп, ежегодное проведение не- дели "Музеи - детям", работа любительских объ- единений и клубов по ин- тересам. Организация бесплатного посещения музеев области наименее социально и эко- номически защищенными ка- тегориями населения, про- ведение Дней бесплатного посещение музеев, меро- приятий, посвященных Меж- дународному Дню инвалидов и пожилых людей. Создание центра арт- терапии для детей с ано- мальным развитием. |
1997- 1999 годы. 1998 год. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1999 год. |
Областные кра- еведческий и ху- дожественный му- зеи. Областная лицен- зионная комис- сия. Областные кра- еведческий и ху- дожественный му- зеи. Музеи. Экспертно заку- почные комиссии Комитета по культуре и ис- кусству, област- ных музеев. Музеи. Музеи. Курган- ская организация Союза художников России. Музеи области. Музеи. Областной худо- жественный му- зей. |
Включение музейных предметов и музей- ных коллекций раз- личных форм собст- венности Курган- ской области в со- став Музейного фонда РФ и наличие каталога на элект- ронных носителях. Приобретение музе- ями организацион- но-правового ста- туса. Возвращение наибо- лее ценных музей- ных экспонатов в областной музейный фонд и унификация форм и методов учета и хранения экспонатов. Включение музейных предметов в массо- во-просветитель- скую работу. Пополнение област- ного музейного фонда наиболее ценными экспоната- ми историко-куль- турного значения. Совершенствование научно-исследова- тельской деятель- ности музеев обла- сти, расширение связей с научными учреждениями обла- сти и региона. Пропаганда музей- ных коллекций и предметов среди населения и озна- комление с музей- ными коллекциями ведущих музеев страны. Создание условий для широкого до- ступа населения к музейным экспози- циям. Обеспечение воз- можности посещения музеев учащейся молодежью, пожилы- ми людьми и инва- лидами. Реабилитация детей с аномальным раз- витием средствами искусства. |
4. Сохранение и использование историко-культурного наследия.
Мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям:
- проведение первоочередных реставрационных работ на памятниках истории и культуры к юбилейным датам - 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 1000-летию принятия Хритстанства на Руси;
- выявление, изучение и сохранение памятников археологии;
- совершенствование государственного учета и охраны памятников;
- совершенствование практики финансирования реставрационных и ремонтных работ.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
34 35 36 37 38 39 40 |
Консервация и реставрация памятников федерального и местного значения, в том числе: в г.Кургане: дом Н.Н.На- рышкина, дом В.К.Кюхельбекера, дом А.Е.Розена, здание союза сибирских маслоделов, усадьба Березина, храм А.Невского; в г.Шадринске: Спасо-Пре- ображенский собор, Нико- лаевская церковь. В районах области: - историко-культурный му- зей - заповедник Т.С.Мальцева в Шадринском районе; - Далматовский Успенский монастырь, Николаевская церковь в г.Далматово; - Купеческая усадьба в р. п. Каргаполье; - дом, где в 1918 году размещался Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в г.Куртамыше; - дом сельских умельцев в с.Мокроусово; - церковь "Фрола и Лавра" в с.Белоярское Щучанского района. Закрепление за недвижимы- ми памятниками земельных участков в пределах уса- деб и охранных зон; выяв- ление, учет и нанесение охранных зон памятников археологии на карты зем- лепользования в Белозер- ском, Сафакулевском, Шад- ринском, Целинном рай- онах. Проведение археологиче- ских раскопок в Савин - 1 и Слободчики - 1 в Бело- зерском районе. Ремонт и реставрация ме- мориальных комплексов, стелл, обелисков и памят- ников, посвященных памяти защитников Отечества. Выявление, изучение, об- следование, учет и созда- ние областного электрон- ного каталога памятников истории и культуры. Изготовление и реализация печатной продукции позна- вательного и воспитатель- ного характера на основе имеющегося в области ис- торико-культурного насле- дия. Отработка механизма ис- пользования недвижимых (нежилых) памятников, на- ходящихся в областной собственности и обеспече- ние контроля за соблюде- нием законодательства по их приватизации. |
1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997 год. |
Комитет по куль- туре и искусст- ву, органы мест- ного самоуправ- ления, науч- но-производствен- ный центр по ох- ране и использо- ванию памятников (НПЦ), фонд ку- льтуры. Научно-производ- ственный центр по охране и ис- пользованию па- мятников. Курганский госу- ниверситет, орга- ны местного само- управления Областной кра- еведческий му- зей, научно-про- изводственный центр по охране и использованию памятников. Кур- ганский госуни- верситет. Органы местного самоуправления, научно-производ- ственный центр по охране и ис- пользованию памятников. Научно-производ- ственный центр по охране и ис- пользованию па- мятников, обл. краеведческий музей, органы местного самоуп- равления. Обл. краеведче- ский и художест- венный музеи, научно-производ- ственный центр по охране и ис- пользованию па- мятников. Комитет по куль- туре и искусст- ву, НПЦ. |
Сохранение истори- ко-культурного наследия. Обеспечение со- хранности археоло- гических памятни- ков и оформление охранных обяза- тельств. Научное исследова- ние памятника, по- полнение фондов музея. Использование ис- торико-культурного наследия в воспи- тательных целях. Расширение фонда историко-культур- ного наследия и его сохранение. Использование культурного насле- дия в учебных и воспитательных це- лях в образова- тельных учреждени- ях и среди населе- ния. Использование арендной платы на реставрацию памят- ников, предотвра- щение ущерба и уничтожения памят- ников. |
5. Народное творчество и культурно-досуговая деятельность.
Исходя из анализа состояния народного творчества и культурно-досуговой деятельности в области, перспективные и необходимые направления в этой области можно определить как:
- поддержка самостоятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности;
- развитие традиционной народной культуры;
- возрождение национальных культур народов, этнических групп, межнациональное сотрудничество;
- активное взаимодействие с муниципальными органами и учреждениями культуры в вопросах совершенствования и становления новых видов и форм культурно-досуговой деятельности.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 |
Развитие разнообразных форм самостоятельного ху- дожественного творчества, культурно-досуговой де- ятельности и традиционной народной культуры через проведение: - областных, межреги- ональных фестивалей чте- цов, народных театров, самостоятельных кукольных театров, фольклор- но-этнографических ан- самблей, хореографических коллективов, народной, эстрадной и авторской песни и музыки, традици- онных массовых народных праздников и гуляний; - телевизионных фестива- лей семейного творчества и детского творчества "Синяя птица", праздников семьи и детства, фестива- лей "Кино - детям", кон- курсов видеофильмов; - выставок народных худо- жественных промыслов; - гастролей "народных" (образцовых) коллективов художественной самодеяте- льности. Социологические исследо- вания по проблемам само- деятельного художествен- ного промысла и культур- но-досуговой деятельно- сти. Создание городских, рай- онных и сельских центров досуга и социокультурных центров. Творческие лаборатории, семинары, стажировки ру- ководителей самодеятель- ных коллективов и органи- заторов социо-культурной деятельности по обучению мастеров декоратив- но-прикладного искусства. Создание информационных локальных телестудий в гг. Шадринске, Далматово, Катайске, Ккртамыше и р.п. Мишкино. Проведение науч- но-практических этногра- фо-искусствоведческих и фольклорных экспедиций, конкурсов по записи фоль- клорно-этнографического материала, формирование коллекций, архива и ин- формационного банка на- родных художественных промыслов и ремесел, из- дание фольклор- но-этнографических сбор- ников, картотек, учеб- но-методических видеофи- льмов и каталогов тради- ционных форм народной ху- дожественной культуры. Поддержка национальных, этнических и фольклор- но-этнографических твор- ческих коллективов, люби- тельских объединений и клубов по интересам Аль- меневского, Сафакулевско- го, Целинного, Шадринско- го и Шатровского районов. Комплектоване фонда ви- деофильмов и аудиокассет о праздниках и обрядах народов и этнических групп Курганской области, подбор и показ художест- венных и документальных фильмов а местах проживания национальных меньшинств и этнических групп. Поддержка деятельности центра русской народной культуры "Лад" и создание музея традиционных худо- жественных промыслов и ремесел в г. Шадринске, оказание содействия в со- здании центров культуры: - русской - г.Петухово; - казков Зауралья - с. Звериноголовское; - немецкой - с. Зеленая сопка, Целинного района; - башкирской - с. Сафа- кулево. Проведение детского музы- кального фестиваля "Ме- лодии дружбы" с участием художественных коллекти- вов Казахстана, Татарста- на, Башкортостана и об- менных гастролей и само- деятельных национальных коллективов Курганской области и этих республик. Областные фестивали наро- дного творчества и фольк- лора "Родные напевы", на- циональной музыки, куль- туры и литературы. |
1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. |
Комитет по куль- туре и искусству, ГлавУНО, Комитет по делам молоде- жи, муниципальные органы управле- ния. Комитет по куль- туре и искусству, муниципальные органы управле- ния. Комитет по куль- туре и искусству, отделы культуры рай (гор) адми- страций. Областной методи- ческий центр на- родного творчест- ва и досуга, от- делы культуры рай (гор) администра- ций. Комитет по куль- туре и искусству, муниципальные органы управле- ния, Курганская телерадиокомпа- ния. Комитет по куль- туре и искусству, муниципальные органы управле- ния, художествен- ный и краеведчес- кий музеи. Комитет по куль- туре и искусству, муниципальные органы управле- ния поименованных районов. Областной методи- ческий центр на- родного творчест- ва и досуга, обл- киновидеопрокат, отделы культуры рай (гор) адми- нистраций. Комитет по куль- туре и искусству, муниципальные ор- ганы управления г Шадринска и поиме нованных районов. Комитет по куль- туре и искусству, театры. Комитет по куль- туре и искусству, муниципальные органы управле- ния. |
Развитие художест- венного творчества населения, выявле- ние новых дарова- ний, поддержка детского творчест- ва, повышение со- держательности се- мейного досуга, развитие кинови- деоклубов. Выявление потреб- ностей, интересов и запросов населе- ния по организации социо-культурной деятельности. Наличие новых ти- пов культурно-до- суговых учрежде- ний. Расширение форм организации досуга. Повышение профес- сиональных навыков и умений организа- торов художествен- ного творчества и досуга. Поиск новых форм пропаганды социо- культурной деяте- льности, развитие местных телевеща- тельных студий. Формирование фоль- клорно- этнографи- ческого фонда, подготовка учебно- го материала и ре- пертуара. Возрождение и раз- витие национальных культур, традиций, повышение творче- ского уровня и ис- полнительского мастерства. Ознакомление с ко- лендарными и се- мейно-бытовыми праздниками, повы- шение качества учебно-концертной деятельности наци- ональных коллекти- вов. Становление метод- ического центра народной культуры в г. Шадринске и создание условий для возрождения национальных тра- диций, обычаев, обрядов, организа- ция досуга различ- ных этнических групп. Активизация теат- рально-концертно обслуживания наци- ональных районов, ознакомление с лучшими образцами национальных куль- тур. Показ лучших ис- полнителей народ- ной музыки, деко- ративно-приклад- ного искусства всех наций Заура- лья. |
6. Кинообслуживание.
Для обеспечения устойчивого функционирования киносети предполагается осуществить комплекс мер по следующим направлениям:
- совершенствование работы по комплектованию, сохранности, пропаганде и продвижению лучших фильмов мирового и отечественного кинематографа;
- развитие материально-технической базы;
- развитие системы киновоспитания и кинообразования населения, маркетинга в кинозрелищных и кинопрокатных организациях.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
52 53 54 55 56 57 58 59 60 |
Создание и ведение реест- ра киновидеозрелищных предприятий и учреждний, лицензирование и контроль их деятельности, связан- ной с публичным показом кино- и видеофильмов на территории области. Государственная поддержка сельской киносети и Кур- ганкиновидеопроката в приобретении в областной киновидеофонд фильмов ве- дущих мастеров отечест- венного и мирового экра- на, детских и юношеских, документальных фильмов и кинолент повторной печа- ти. Реализация совместной федеральной и областной праграммы по внедрению видеопоказа в кинотеат- рах, клубах, домах куль- туры. Создание областного ви- деоцентра при Курганобл- киновидеопрокате на базе существующей видеотеки и службы проката и реклами- рование кинофильмов. Обеспечение необходимых условий для хранения ки- нолент, их использования, ремонта и реставрации, проведения профилактиче- ских мероприятий. Создание на базе муници- пального кинотеатра "Звездный" в г.Кургане Центра российской кинема- торафии. Сохранение производства неигровых кинофильмов и киножурнала "Курганская область". Проведение кинофестива- лей, творческих встреч с мастерами кино, благотво- рительных, льготных кино- сеансов, связанных с по- пуляризацией российских фильмов, поиск и внед- рение новых нетрадицион- ных прогрессивных форм пропаганды кино и работы со зрителями, с использо- ванием средств массовой информации и информаци- онно-рекламных методиче- ских изданий. Внедрение в учебных заве- дениях области учебных программ кинообразования и киновоспитания детей, подростков и юношества. |
1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1998 годы. 1997- 1999 годы. 1997 год. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997 год. |
Комитет по куль- туре и искусству, отделы культуры рай (гор) админи- страций. Комитет по куль- уре и искусству, Киновидеопрокат. Комитет по куль- уре и искусству, киновидопрокат, отделыь культуры рай (гор) админи- страций. Курганкиновидеоп- рокат. Курганкиновидеоп- рокат, руководи- тели кинозрелищ- ных предприятий. Госкомкино, адми- нистрация г.Кур- гана, Киновидео- прокат, руковод- ство кинотеатра. Курганская орга- низация "Киноле- топись" Екатерин- бургской киносту- дии. Киновидеопрокат. Областной методи- ческий центр на- родного творчест- ва и досуга, рай- онные методиче- ские службы. Облкиновидеопро- кат, совместно с ГлавУНО и комите- том по делам мо- лодежи. |
Обеспечение госу- дарственного конт- роля за соблюдени- ем требований дей- ствующего законо- дательства. Улучшение качества фильмофонда. Сохранение и раз- витие видеообслу- живания на терри- тории малых насе- ленных пунктов. Расширение видео- показа. Сохранение дей- ствующего фильмо- фонда для его пол- ноценного исполь- зования. Объединение усилий в прокате лучших поизведений отече- ственного киноис- кусства. Освещение жизни области для более широкого круга на- селения. Активизация марке- тинговых действий со стооны кинозре- лищных и кинопро- катных учреждений. Повышение роли ки- ноискусства в учебно-воспита- тельной работе. |
7. Сохранение и развитие системы прфессионального образования, повышения квалификации кадров.
Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим основным направлениям:
- совершенствование начального профессионального и эстетического образования;
- развитие многоуровневого образования и многопрофильной подготовки специалистов;
- повышение качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с потребностями региона;
- выявление и поддержка юных дарований в сфере культуры и искусства;
- созданеи целостной программы переподготовки, повышения квалификации, ротации кадров работников культуры и искусства области.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 |
Создание областного кол- леджа культуры и искусст- ва на базе областного му- зыкального училища и учи- лища культуры. Открытие в областном кол- ледже культуры и искусст- ва художественно-графи- ческого отделения, специ- ализаций по подготовке кадров для учреждений культуры и образования. Заключение договоров об- ластным колледжем куль- туры и искусства с Кур- ганским гос. университе- том, Уральской консерва- торией, Челябинским госу- дарственным институтом искусства и культуры о сквозной (многоуровневой) подготовке специалистов с высшим образованием и разработка соответству- ющих планов и программ. Государственная аккреди- тация и аттестация обла- стного училища культуры, музыкального училища, му- зыкальных, художественных школ и школ искусств об- ласти. Реализация перспективных направлений эстетического образования, открытие те- атральных, фольклорных, эстрадных, вокальных де- коративно-прикладных от- делений в музыкальных, художественных школах и школах искусств. Проведение мастер-курсов, мастер-классов ведущих преподавателей учебных заведений области и Рос- сии, семинаров по внедре- нию новых методик препо- давания, творческих встреч преподавателей и учащихся различных реги- онов России. Поддержка детских творче- ских коллективов области через целевую программу "Юные дарования", учреж- дение областных стипендий лучшим учащимся и студен- там образовательных уч- реждений культуры и ис- кусства. Участие юных зауральских дарований - победителей областных смотров, кон- курсов в региональных, российских и международ- ных конкурсах, смотрах, выставках. Работа детской филармо- нии, абонементов "Новые имена", "Музыкальное и изобразительное искусст- во". Подготовка циклов телера- диопередач, видеозаписей концертов и выставок, ор- ганизации студийной запи- си и записи на диски, из- дание каталогов выставок ведущих творческих кол- лективов и солистов обла- сти. Подготовка руководящих кадров и ведущих специ- алистов области на базе Российского института пе- реподготовки работников культуры, искусства и ту- ризма, Санкт-Петербургской Ака- демии культуры, Челябин- ского государственного института и культуры и областной "Школы руко- водителя " с участием специалистов Министерства культуры РФ. Работа театральных студий при областном драматиче- ском театре и театре ку- кол "Гулливер". Содействие работникам профессионального искус- ства в выездах на твор- ческие дачи, Дома твор- чества, стажировки в ве- дущие творческие профес- сиональные коллективы. Повышение квалификации специалистов культур- но-досуговых учреждений, библиотек, кино, препода- вателе учебных заведений культуры на постоянно действующих областных курсах Комитета по куль- туре и искусству. Переподготовка специали- стов культуры в системе очно-заочных школ: - основ хореографии; - баянистов-аккорде- онистов; - методистов КПР и кино; - ведущих молодежных тан- цевально-развлекательных программ (шоу-менов); - основ компьютерной гра- мотности. Подготовка кадров ИТР и кинопроката на базе За- горского колледжа и Ро- стовского кинотехникума, киномехаников на основе индивидуального учениче- ства. Создание и подготовка ре- зерва на руководящие дол- жности и должности веду- щих специалистов отрасли. |
1998 год. 1998- 1999 годы. 1997 год. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1998 годы. 1998 1999 годы. 1997- 1998 годы 1997 год 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. |
Комитет по куль- туре и искусству, руководители средних специаль- ных учебных заве- дений. (ССУЗ). Комитет по куль- туре и искусству, областной колледж культуры и искус- ства, методиче- ские центры. Государственная и областная атте- стационные комис- сии. Комитет по куль- туре и искусству, Областной метод. кабинет по учеб- ным заведениям культуры и искус- ства, ССУЗы от- расли, отделы культуры районных администраций. Областной метод. кабинет по учеб- ным заведениям культуры и искус- ства, областной общественный ме- тодический совет. Комитет по куль- туре и искусству, областной метод. кабинет по учеб- ным заведениям культуры и искус- ства. Областной метод. кабинет по учеб- ным заведениям культуры и искус- ства, областной общественный ме- тодический совет, ССУЗы области. Филармония, об- ластные музеи, облметод.кабинет по учебным заве- дениям, ССУЗы от- расли. Филармония, об- ластные музеи, метод.кабинет по учебным заведени- ям, ССУЗы отрас- ли. Отдел кадров Ко- митета по культу- ре и искусству. Курганский драма- тический театр, театр кукол "Гулливер". Комитет по куль- туре и искусству, областные учреж- дения искусства, творческие союзы. Областные курсы повышения квали- фикации. Областные курсы повышения квали- фикации, област- ное училище куль- туры. Отдел кадров Ко- митета по культу ре и искусству, киновидеопрокат, отделы культуры рай (гор) админи- страций. Комитет по куль- туре и искусству областные курсы повышения квали- фикации. |
Подготовка специ- алистов с неполным высшим образовани- ем в сфере культу- ры и искусства. Расширение перечня специальностей и подготовка специ- алистов широкого профиля для обще- образовательных, внешкольных, куль- турно-досуговых учреждений. Подготовка специ- алистов с высшим образованием. Получение государ- ственной аккреди- тации на подготов- ку специалистов по требуемым специ- альностям и юриди- ческого права на ведение образова- тельной деятельно- сти в сфере эсте- тического образо- вания. Расширение специ- ализаций в началь- ном профессиональ- ном образовании. Обмен творческими достижениями в об- ласти начального профессионального и эстетического образования. Развитие творче- ских успехов и со- здание условий для дальнейшего роста профессионального уровня детских творческих коллек- тивов и исполните- лей. Создание условий для роста профес- сионального уровня зауральских даро- ваний. Пропаганда дости- жений юных дарова- ний в сфере куль- туры и искусства. Пропаганда дости- жений юных дарова- ний в сфере куль- туры и искусства. Повышение квалифи- кации руководите- лей и специалистов отрасли культуры, искусства и кино. Подготовка актеров для областных те- атров. Повышение профес- сионального ма- стерства творче- ских работников. Повышение квалифи- кации кадров раз- личных специально- стей. Приобретение про- фессиональных на- выков по избранной специальности. Подготовка специ- алистов с дополни- тельным образова- нием. Обеспечение учреж- дений кино квали- фицированными кад- рами. Наличие резерва кадров для отрас- ли. |
8. Развитие материально-технической базы и техническое оснащение отраслей.
Программыне мероприятия данного раздела направлены на укрепление материально-технической базы учреждений культуры по следующим направлениям:
- строительство, реконструкция и капитальный ремонт областных учреждений культуры, искусства и кино;
- техническое оснащение по приоритеным направлениям развития отрасли, внедрение новых малозатратных эффективных технологий в деятельность областных и муниципальных учреждений культуры.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 |
Продолжение строительства выставочного зала в г. Кургане. Реконструкция зданий об- ластного драматического театра и областного теат- ра кукол "Гулливер". Строительство учебного корпуса и общежития для училища культуры в г. Кургане. Капитальный и текущий ре- монт зданий и инженерных коммуникаций областных учреждений культуры, ис- кусства и кино. Техническое обследование зданий учреждений культу- ры с целью устранения в первоочередном порядке предаварийных и аварийных ситуаций. Приобретение и строитель- ство жилья для веду- щих специалистов област- ных учреждений культуры и искусства. Приобретение необходимых материалов, мебели, спе- циального оборудования, автотранспорта, музыкаль- ной и технической аппара- туры, сценических костю- мов для учреждений куль- туры и искусства, учебных заведений, культурно-до- суговых центров и центров народной культуры, круж- ков и объединений декора- тивно-прикладного искус- ства и народных промыс- лов. С целью монтажа, наладки, профилактики и ремонтных работ на кинозрелищных предприятиях, осуществить проведение контрольно- наладочных работ на кино- установках и приобретение контрольно-наладочной ла- боратории. Приобретение оборудования для реставрации и ремонта кинофильмов, тиражирующей и демонстрационной видео- аппаратуры, специального автотранспорта, запасных частей и эксплуатационных материалов для киносети и киновидеопроката. Оборудование кабинета технических средств кино- видеоаппаратурой. |
1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1998- 1999 годы. 1997- 1999 годы. еже- годно еже- годно 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1998- 1999 годы. 1998- 1999 годы. |
Комитет по куль- туре и искусству, Министерство ку- льтуры РФ. Комитет по куль- туре и искусству, Министерство ку- льтуры РФ. Комитет по куль- туре и искусству, Министерство ку- льтуры РФ. Комитет по куль- туре и искусству, областные учреж- дения культуры. Областные учреж- дения культуры и искусства. Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству, Учреждения куль- туры и искусства, отделы культуры, рай (гор) адми- нистраций. Ремонтно-про- изводственный комбинат (РПК). Комитет по куль- туре и искусству, Курганкиновидеоп- рокат, отделы ку- льтуры, рай (гор) администраций. Училище культуры. |
Расширение выста- вочной деятельно- сти. Создание условий для более комфорт- ного обслуживания зрителей и работы творческих коллек- тивов. Обеспечение норма- тивных требований для учебного про- цесса и создание жилищно-бытовых условий для сту- дентов. Обеспечение норма- льного функциони- рования и эксплу- атации зданий. Обеспечение безо- пасной эксплуата- ции зданий. Улучшение жилищных условий ведущим специалистам. Развитие професси- онального и само- деятельного худо- жественного твор- чества и культур- но-досуговой де- ятельности. Увеличение срока службы оборудова- ния, улучшение ка- чества кинопоказа, сохранности филь- мофонда. Сохранность филь- мофонда, улучшение качества кинопока- за и обеспечение нормативных требо- ваний к кинопоказу Обучение и повыше- ние квалификации работников учреж- дений культуры и кино. |
9. Ресурсное обеспечение программы.
Программа отнесена департаментом экономики и финансов Администрации к числу областных целевых программ, требующих максимальной государственной поддержки ввиду слабости альтернативных, кроме бюджетных, источников финансирования.
Финансирование мероприятий программы осуществляется через государственных заказчиков программ - Министерство культуры Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по кинематографии, комитет по культуре и искусству Курганской области. Государственные заказчики содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий ресурсами в пределах установленного бюджетного финансирования, привлекают и используют новые источники финансирования (средства местных бюджетов по согласованию с ними, кредиты российских финансовых организаций и иные внебюджетные средства), контролируют использование финансовых средств строго по целевому назначению.
Стоимость реализации Программы в 1997-1999 годах составляет - 184856,8 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета 55800,0 млн. рублей; из средств областного бюджета - 116871,8 млн. рублей. Из внебюджетных источников финансирования предполагается использовать - 10405,0 млн. рублей, из них собственных средств организаций - 10088,0 млн. рублей, и из местных бюджетов - 1780,0 млн. рублей.
Финансовые ресурсы по направлениям Программы распределяются следующим образом:
инвестиции (капитальные вложения) - 93447,8 млн. рублей, в том числе капитальные вложения - 60194,0 млн. рублей, из них 51830,0 млн. рублей из федерального бюджета, 41333,3 млн. рублей из областного бюджета;
текущие расходы - 91409,0 млн. рублей, из них 3970,0 млн. рублей из федерального бюджета, 75538,5 млн. рублей из областного бюджета.
Общий размер затрат из областного бюджета на реализацию Программы определен с таким расчетом, чтобы в 1999 году они составляли не менее 6 процентов средств областного бюджета, как это установлено статьей 45 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Сводный расчет потребности в финансировании Программы (млн. руб. в енах 1996 года.)
На период реализации |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
|
1. Текущие расходы - всего в том числе: Федеральный бюджет Областной бюджет- всего в том числе: на культуру и искусство на образование местные бюджеты Внебюджетные источники- всего в том числе: собственные доходы об- ластных организаций прочие 2. Инвестиции - всего в том числе: федеральный бюджет областной бюджет - всего в том числе: на развитие материаль- но-технической базы объектов культуры обла- стного ведения на развитие материаль- но-технической базы объектов объектов куль- туры местных бюджетов внебюджетные источники местные бюджеты 3. Итого по программе в том числе: федеральный бюджет областной бюджет местный бюджет внебюджетные источники всего в том числе: собственные доходы об- ластных организаций Прочие |
91409,0 3970,0 75538,5 52041,2 23497,3 1780,0 10120,5 9803,5 317,0 93447,8 51830,0 41333,3 40845,3 488,0 284,5 - 184856,8 55800,0 116871,8 1780,0 10405,0 10088,0 317,0 |
28310,3 1200,0 23590,3 15844,1 7746,2 330,0 3190,0 3110,0 80,0 16532,7 10530,0 5912,7 5822,7 90,0 90,0 - 44843,0 11730,0 29503,0 330,0 3280,0 3200,0 80,0 |
30206,5 1320,0 24972,0 17132,1 7839,9 550,0 3364,5 3265,5 99,0 20373,1 8500,0 11778,6 11630,6 148,0 94,5 - 50579,6 9820,0 36750,6 550,0 3459,0 3360,0 99,0 |
32892,2 1450,0 26976,2 19065,0 7311,2 900,0 3566,0 3428,0 138,0 56542,0 32800,0 23642,0 23392,0 250,0 100,0 - 89434,2 34250,0 50618,2 900,0 3666,0 3528,0 138,0 |
Затраты на строительство и реконструкцию объектов культуры
N | Наименование объектов куль- туры. |
Мероприятия | Источники финанси- рования |
Объемы финансирования (млрд. рублей.) |
|||
На пери- од реа- лиза- ции |
по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | |||||
1 2 3 4 |
Училище куль- туры с общежи- тием Выставочный зал (г.Курган) Областной дра- матический театр (г.Кур- ган) Областной те- атр кукол "Гулливер" |
Строитель- ство Строитель- ство Реконструк- ция Реконструк- ция |
Всего: в т.ч. федераль- ный бюд- жет. обл.бюд- жет. Всего: в т.ч. федераль- ный бюд- жет. обл.бюд- жет. Всего: в т.ч. федераль- ный бюд- жет. обл.бюд- жет. Всего: в т.ч. федераль- ный бюд- жет. обл.бюд- жет. |
19,91 18,09 1,82 10,8 5,1 5,7 18,4 16,78 1,62 13,28 11,86 1,42 |
2,89 2,89 - 4,3 3,5 0,8 3,28 3,28 - 1,06 0,86 0,2 |
3,58 3,2 0,38 3,2 0,8 2,4 3,92 3,5 0,42 1,12 1,0 0,12 |
13,44 12,0 1,44 3,3 0,8 2,5 11,2 10,0 1,2 11,1 10,0 1,1 |
10. Организация управления программой и контроля за ее реализацией.
Реализацию Программы предполагается осуществлять на основе четкой отработки и совершенствования организационных и управленческих функций Комитета и его структурных подразделений по следующим основным направлениям:
- развитие законодательной и нормативной базы функционирования культуры и искусства;
- активное внедрение договорных отношений с федеральными и муниципальными организациями культуры о разграничении полномочий и совместной деятельности;
- совершенствование структуры, уточнение функций учреждений культуры отрасли, применительно к изменяющимся условиям их деятельности;
- проведение политики социального партнерства Комитета по культуре и искусству со всеми отраслями гуманитарной сферы, общественными объединениями и организациями, союзами и фондами;
- организация систематического контроля за реализацией программы.
N |
Мероприятия | Сроки ис- полн. |
Исполнители | Ожидаемые результаты |
87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 |
Подготовка проектов обла- стных Законов: "О культу- ре", "О музейном фонде и музеях", "Об областных нормативах в сфере куль- туры и искусства", "О го- сударственной поддержке учреждений кинообслужива- ния", "О творческих Со- юзах и общественных орга- низациях". Подготовка проектов По- становлений Администрации области: - о структурной реоргани- зации областного методи- ческого центра народного творчества и досуга; - об аттестации учебных заведений начального про- фессионального образова- ния; - о создании областного колледжа культуры и ис- кусства; - об обязательном экземп- ляре продукции промышлен- ности; - о лицензировании музе- ев; - об областных премиях и грантах в сфере культуры и искусства; - о комбинате народных промыслов при Областном фонде культуры; - о совете при Губернато- ре области по культуре и искусству. Осуществление тесного взаимодействия с Мини- стерством культуры Рос- сийской Федерации и Коми- тетом Российской Федера- ции по кинематографии в вопросах договорных отно- шений о совместно прово- димых и финансируемых на конкурсной основе меро- приятий. Заключение договоров о разграничении полномочий и совместной деятельности с администрациями городов и районов области. Создание новых структур и уточнение функциональных обязанностей отдельных подразделений отрасли. Открытие в Курганском гос. университете факуль- тета культуры и искусства по подготовке специали- стов высшей квалификации. Создание информационно- компьютерной системы меж- ду Комитетом по культуре и искусству и ведущими учреждениями культуры и искусства области. Утверждение "Программы" Областной Думой. Ежегодный отчет о ходе реализации "Программы" в областной Администрации. Ежегодное рассмотрение хода выполнения "Про- граммы" на расширенных заседаниях коллегии Коми- тета по культуре и ис- кусству. Периодическая информация на коллегии, аппаратных совещаниях руководителей Комитета, областных уч- реждений культуры и учеб- ных заведений, отдельных исполнителей о ходе вы- полнения подпрограмм и мероприятий. Оказание помощи муници- пальным органам культуры в разработке комплексных Программ сохранения и развития культуры до 2000 года. Постоянный контроль дого- воров о совместной деяте- льности Комитета по куль- туре и искусству ГлавУНО, комитетами по делам моло- дежи и по экологии. Активное включение в ре- ализацию "Программы" Со- вета представителей твор- ческих Союзов и обще- ственных организаций, об- щественного экспертного Совета и лицензионных ко- миссий. Проведение ежегодных на- учно-практических конфе- ренций по теме: "Культура Зауралья: опыт и уроки развития". Подготовка к изданию Кни- ги очерков "История куль- туры Зауралья". Всемерное содействие по- вышению трудовой и обще- ственной активности ра- ботников отрасли, приме- нение разнообразных форм морального и материально- го стимулирования, прояв- ление постоянной заботы о ветеранах культуры, вни- мательное отношение к их повседневным нуждам, ис- пользование их професси- онального мастерства и богатого опыта творческой деятельности в руководст- ве культурным строитель- ством в области. |
1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997 год. 1997 год. 1998 год. 1998 год. 1998 год. 1997- 1999 годы. 1997 год. 1997 год. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1998 год. 1998 год. фев- раль 1997 де- кабрь ян- варь 1997- 1999 годы. I по- луго- дие 1997 года. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. 1997- 1999 годы. |
Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству. Руководство цент- ра. Руководство обла- сти, Методкабине- та по учебным за- ведениям. Руководство учи- лища. Руководство кра- еведческого му- зея. Руководство музе- ев. Руководство коми- тета. Руководство об- ластного фонда. Руководство коми- тета. Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль- туре и искусст- ву, руководители- учреждений куль- туры, искусства, кино, учебных за- ведений. Комитет по куль- туре и искусству руководство уни- верситета. Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству. Комитет по куль-- туре и искусству Руководство Коми- тета по культуре и искусству. Комитет по куль- туре и искусству, Комитет по куль- туре и искусству обл. орг. метод- центры. Комитет по куль- туре и искусству Комитет по куль- туре и искусству, Комитет по куль- туре и искусству- кафедра социаль- но-политических наук гос. универ ситета. Комитет по куль- туре и искусству- кафедра социаль- но-политических наук гос. универ ситета, краевед- ческий музей. Комитет по куль- туре и искусству отделы культуры рай (гор) адми- нистраций, руко- водители учрежде- ний культуры, ис- кусства, кино и учебных заведе- ний. |
Принятие законов Областной Думой. Издание поста- новлений. Выполнение вза- имных договорных обязательств. Оформление дого- воров с городами и районами. Новые и уточнен- ные нормативные документы. Повышение уровня и качества работы учреждений куль- туры. Совершенствование управления отрас- лью. Придание Програм- ме законодатель- ной основы. Уточнение финан- совых ресурсов на выполнение "Про- граммы". Внесение необхо- димых коррективов в направления и сроки реализации "Программы". Организация кон- трольной деятель- ности. Разработка го- родских, районных Программ. Выполнение и уточнение догово- ров Выполнение "По- ложений" об этих органах. Изучение духовно- го наследия, дос- тижений в сфере культуры. Издание сборника матери- алов. Сохранение духов- ной культуры. Проведение юби- лейных торжеств, бенефисов, вече- ров чествования, "Дней пожилых лю- дей", вручение приветственных адресов, грамот, представление к поощрению в обла- стные и федераль- ные органы вла- сти, оказание ма- териальной помощи остро нуждающимся работникам и ве- теранам отрасли. |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Курганской области от 6 июня 1997 г. N 361 "О Программе развития и сохранения культуры и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.