Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Курганской области
от 29 июля 1999 г. N 239
(с изменениями от 8 мая 2003 г.
30 ноября 2007 г.)
Курс регионального (национально-регионального) компонента
государственного образовательного стандарта "Литературное
краеведение и искусство родного края"
30 ноября 2007 г., 10 ноября 2008 г., 10 декабря 2009 г.
Изучение литературного краеведения и искусства родного края призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентации на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и региональной художественной культуры.
Основное общее образование
Цели изучения литературного краеведения и искусства Зауралья в основной школе:
раскрытие особенностей художественной литературы родного края; ее внутренних взаимосвязей и связей с историческими судьбами края, его природой;
развитие интереса обучающихся к народно-поэтическому наследию Зауралья; раскрытие связей литературы с народным фольклором;
формирование умений соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной литературы, выявлять своеобразие художественных решений;
развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия явлений действительности в искусстве и культуре родного края;
воспитание культуры восприятия произведений регионального изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна родного края;
освоение знаний о развитии изобразительного искусства в Зауралье как способе эмоционально-практического освоения народами края окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры в истории Курганской области;
формирование устойчивого интереса к региональному изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ
Русский фольклор. Жанры фольклора. Жанровое своеобразие фольклора последних десятилетий. Устное народное творчество Зауралья как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в зауральском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Мифология Зауралья (предания, заговоры, легенды). Русские народные сказки Зауралья (волшебная, бытовая, о животных). Федорова В.П. "Сто сказок Южного Зауралья". Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (2-3 произведения). Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Частушки в Зауралье. Зауральский свадебный обряд. Краеведы Зауралья. В.П. Бирюков, А.Н. Зырянов, М.Д. Янко.
Родная природа в произведениях местных авторов. Творчество М.С. Керченко. "Лесной барабанщик" (1-2 рассказа из сборника "Янтарные соты", одно стихотворение о природе). Поэты-современники о Зауралье. А.М. Виноградов "Заревой окоем", "Природа в зеркале души". И.И. Анисимова "На земле привольной". К.Н. Сульдин "Мои журавли", "Любимый город". А.Н. Еранцев "Звезда на траве". В. Гилев, Н. Аксенов, Н. Рождественская, В. Ступина, Б. Черемисин, В. Липихин - С. Акулов "Сторона моя зауральская". Ю. Гаврилов - Е. Карганова "Я хочу, чтобы птицы пели". Ю. Гаврилов - К. Сульдин "Зауральское поле". Г. Чебаков - К. Бальмонт "Снежинки". И. Парфенов "Черемуха над водой" и др. Е. Хабарова "Приди весна-веснянка". В.Ф. Потанин "Когда прошли дожди" и др., В. Михайлова "Ржаной хлеб" и др., А. Виноградова. К. Худякова. Изображение родной природы в произведениях династии юрга-мышских поэтов Астафьевых. Творчество В.И. Юровских. "Журавлиные корни" (2-3 произведения по выбору).
Малая Родина в стихотворениях курганских поэтов.
А. Пляхин ("Три столетия Кургана" - фрагмент, "Кургану", "Где бы я ни был..."), Н. Агеева ("Город на Тоболе", "Зауралье мое степное"). Стихотворения Г. Артамонова, Н. Балашенко, А. Баевой, А. Позднякова и др. поэтов по выбору учителя.
Тема исторической памяти в произведениях курганских писателей. В. Федорова ("Первый день из детства", "После войны"), С. Чингин ("Жернова"), В. Потанин ("Боря маленький" и др.), А. Худяков (стихотворения "Проводы", "На занятиях"), К. Сульдин ("У Вечного огня"). А. Пляхин ("Да, сорок лет! и др.), Т. Лепихина ("Старое письмо"), С. Петров ("Мы помним братство боевое"), Г.П. Устюжанин ("Он с Родиной себя не мыслил врозь"), В. Носков (Книга очерков "Любите нас, пока мы живы" - по выбору учителя).
Школьная тема в творчестве писателей Зауралья. Художественные произведения современных авторов о школе. В. Есетов ("Мстители в классе"), В. Ступина ("Петька Рыжий").
Русская литература XIX века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К. Кюхельбекер). Д.Н. Мамин-Сибиряк "Охонины брови".
Русская литература XX века.
А.Е. Федоров "Шадринский гусь". Творчество писателей-современников Зауралья: Потанин В.Ф. "Белые яблони", "Приезд к матери", "Доченька". В.И. Юровских "Столешница". И.П. Яган "За Сибирью солнце всходит".
М.С. Керченко, А.Н. Еранцев, A.M. Виноградов (2-3 произведения по выбору). Литературная сказка. Творчество Л.И. Куликова, Т.И. Липихиной, М.С. Керченко (2-3 произведения по выбору). Современная зауральская поэзия (обзор: Л.Х. Андреева, Л.А. Туманова, А.Д. Львов, Н.А. Аксенов, И.И. Анисимова, В.Ф. Михайлов, В.Н. Лаухтин, И.А. Лещев и др.). Обзор современных журналов Зауралья ("Тобол", "Сибирский край", "Огни Зауралья").
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);
анализ и интерпретация произведений;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание изложений с элементами сочинения;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Искусство Зауралья. Народные промыслы Зауралья. Современные формы сохранения и развития местного народного декоративно-прикладного искусства Зауралья. Творчество художников и скульпторов Зауралья. Монументальное искусство Зауралья. Современные художники Зауралья и их творчество. Архитектура Зауралья. Исторические архитектурные памятники Кургана и др. населенных пунктов области. Храмы Зауралья.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений;
основные мотивы творчества современных зауральских писателей и поэтов;
историю возникновения народных ремесел Зауралья;
особенности уникального крестьянского искусства Зауралья;
особенности развития современного народного декоративно-прикладного искусства Курганской области;
творчество мастеров народного декоративно-прикладного искусства своего края;
историю художественного развития в Курганской области;
роль творчества художников Зауралья в культуре, в жизни общества и человека;
основные виды и жанры изобразительного искусства Зауралья:
творчество выдающихся художников Курганской области - живописцев, скульпторов и графиков;
особенности творчества художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
образный язык архитектурного искусства;
особенности конструктивного строения храмов Зауралья;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
определять вид народного декоративно-прикладного искусства по технике художественной обработки материалов (дерево, лоза, береста, соломка, глина, металл, ткань и др.);
выявлять в произведениях народного декоративно-прикладного искусства Зауралья связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;
определять произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;
анализировать произведения архитектуры, видеть в них единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет);
определения архитектурного стиля зданий своего города, села, деревни;
активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия;
понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Среднее (полное) общее образование
Целью изучения литературного краеведения и искусства Зауралья на ступени средней (полной) школы является реализация принципа единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале родной и русской литературы через дальнейшее изучение произведений зауральских писателей.
Обязательный минимум
содержания основных общеобразовательных программ.
Литературные произведения, предназначенные для чтения и изучения
на ступени среднего (полного) общего образования
В.Ф. Потанин. "Украденная жизнь", "Письма к сыну", "Последний пароход", "Плакала кукушка", "Ожидание моря". С.А. Васильев. Стихи: "Наташа", "Прямые улицы Кургана", "Голубь моего детства". Стихи военных лет. Поэмы "Изба над Тоболом", "Достоинство". Мастерство автора в создании образа поэта-декабриста Кюхельбекера. A.M. Виноградов. Образ Родины в творчестве поэта. Стихи: "Подснежник", "Снегири", "Родина". Г.П. Устюжанин. Повесть "Жестокий ветер-афганец" и другие. Стихи участников афганской войны: А. Каныкина "Мы ранены Афганистаном", В. Верстакова "Нас в горах не найдет", Г. Артамонова "Последняя граната". А.К. Югов. Роман "Страшный суд". В.И. Еловских. Повесть "Спецпереселенцы". В.Ф. Потанин. Повести "Над зыбкой", "Дневники". Рассказы "Подари мне сизаря", "Облака" (по выбору учителя и учащихся). В.Н. Носков. Очерки "Любите нас, пока мы живы". В.И. Юровских. Рассказы (по выбору). И.П. Яган. Публицистика последних лет. Авторская песня: творчество Л. Тумановой, А. Киреева.
Современная поэзия: Е.Л. Ситникова, А.Д. Львов и другие.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений зауральских писателей;
основные факты жизни и творчества зауральских писателей;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы литературных произведений; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
соотносить нравственные идеалы произведений зауральской литературы;
создавать устные и письменные высказывания о произведениях зауральской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Курс регионального (национально-регионального) компонента
государственного образовательного стандарта
"Историческое краеведение"
Основное общее образование
Изучение истории родного края направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории края, их взаимосвязи и хронологической преемственности с отечественной и всемирной историей;
овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ
Родной край в древности. История края в древности. Источники по изучению древней истории края. Археологическое изучение Южного Зауралья. Уникальные памятники археологии на территории Курганской области.
Средневековье. Формирование этно-национального состава населения. Великое переселение народов. Кочевое общество Зауралья. Монгольские завоевания на территории края, установление вассалитета. Борьба за власть между кочевыми племенами. Хан Кучум и Сибирское царство. Поход Ермака и присоединение Сибири к России.
Освоение края в XVII веке. Начало русской колонизации. Слободы и остроги, пограничные линии. Далматовский Успенский монастырь, Шадринская слобода. Царево Городище, их основатели. Состав и занятия населения.
Родной край в XVIII веке. Состав населения, изменения в составе населения. Развитие сельского хозяйства, промыслов, торговли. Социальные движения в XVIII - первой половине XIX вв. Наш край в Отечественной войне 1812 года. Курган - место политической ссылки.
Родной край во второй половине XIX - XX вв. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века, особенности их реализации в крае. Хозяйство края в пореформенный период. Зауральские предприниматели. Общественное движение в крае в 60-90-е гг. XIX в. Южное Зауралье в годы первой русской революции и Первой мировой войны. Падение самодержавия и наш край. Культурная жизнь края. Будни и праздники зауральцев. Роль церкви в жизни края. Начало изучения края. Наш край в описаниях современников. Революционные события 1917 года в Зауралье. Последствия гражданской войны, их преодоление в годы НЭПа. Особенности коллективизации, индустриализации, культурной революции в крае. Деятели культуры, их вклад в развитие края. Общественно-политическая жизнь. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Цена победы. Зауральская Книга Памяти. Социально-экономическое и политическое развитие края во второй половине XX века (1945-2000 гг.). Культурная жизнь края. Уровень жизни населения. Общественно-политическая и социально-экономическая жизнь края на современном этапе. Роль церкви в жизни края.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до наших дней; исторических деятелей края;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
основные источники информации по истории края;
уметь:
соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;
показывать на исторической карте границу области, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов;
давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их существенные черты;
группировать их по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; определять на основе учебного материала причины и следствия событий по истории края;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края, России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Курс регионального (национально-регионального) компонента
государственного образовательного стандарта
"Географическое краеведение"
Основное общее образование
Изучение курса географии Курганской области направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства своей местности и родного края; о Курганской области как целостном субъекте Российской Федерации и разнообразных связях региона с другими территориями страны, СНГ и мира; об экологических условиях родного края, путях сохранения и рационального использования окружающей среды;
закрепление, применение и систематизация общих теоретических знаний по физической, социальной и экономической географии;
развитие умений оценивать географическое положение, природные условия и ресурсы, определять направления социально-экономического развития края; умений наблюдать и описывать природные компоненты, географические объекты, процессы и явления своей местности и родного края;
обеспечение доступа к информации регионального уровня и совершенствование умений работать с ней с целью самостоятельного приобретения новых знаний;
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность; моделирование и проектирование природной, хозяйственной и экологической ситуации на территории родного края;
воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре, истории края и населяющих его народам;
развитие навыков социально-ответственного поведения в природе и антропогенной среде, адаптации к условиям проживания на территории Зауралья; самостоятельного оценивания уровня опасности природных и техногенных явлений;
формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;
знакомство с ситуацией на рынке труда; с профессиями, востребованными в регионе; включение учащихся в решение доступных для них проблем окружающей среды и социально-экономической сферы;
развитие личности учащихся, их мышления, познавательных интересов, эмоциональной сферы в процессе изучения географических особенностей края, сущности происходящих в нем природных, экологических, социально-экономических, геополитических процессов.
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ
География своей местности. Основные источники информации по географии своей местности и родного края. Природные особенности своей местности. Свой населенный пункт. Ориентирование на местности. Составление схематического плана участка местности. Определение по плану и карте направлений, расстояний, абсолютных высот отдельных точек своей местности. Определение географических координат своего населенного пункта и областного центра, г. Кургана. Обозначение его на контурной карте.
География своего административного района (города). Особенности географического положения. Административно-территориальное деление. Типичные и уникальные природные комплексы (ландшафты) своего района. Особенности взаимосвязи компонентов природы в природных комплексах района. Антропогенные ландшафты района (города). Проблемы охраны природы. Заказники, памятники природы на территории района. Перспективы развития сети охраняемых природных территорий. Культурное, географическое, демографическое, при-родно-экологическое, экономическое своеобразие района (города). Достопримечательности. Топонимика местных географических объектов. Моделирование социально-экономической карты района. Использование тематических карт при изучении типичных и уникальных природных комплексов своего района. Описание типичных и уникальных природных комплексов своего района. Показ на карте и определение географического положения изучаемых географических объектов своего района, обозначение их на контурной карте.
География Курганской области. Особенности географического положения, его оценка. Административно-территориальное деление. История освоения и изучения территории области. Имена исследователей и путешественников. Топонимика.
Природные особенности Курганской области. Особенности геологического строения, рельефа, полезных ископаемых области. Климатические условия и факторы их определяющие. Метеорологические явления. Агроклиматические ресурсы Зауралья. Реки и озера области, водные ресурсы. Основные типы почв, земельные ресурсы. Видовой состав растительного и животного мира. Физико-географическое районирование области. Показ на карте и определение географического положения изучаемых географических объектов Курганской области, обозначение их на контурной карте. Определение особенностей размещения и хозяйственного значения полезных ископаемых своего района и области. Выявление влияния климатических особенностей на условия жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявление объектов охраны природы.
Население и хозяйство Курганской области. История заселения территории области. Численность, динамика и движение населения; факторы, обусловившие их особенности. Состав населения. Культурно-исторические особенности народов, обычаи, традиции, религии. Типы населённых пунктов, их внешний облик и уровень благоустройства. Качество и уровень жизни. Трудовые ресурсы и структура занятости населения. Предпосылки развития хозяйства. Отраслевая структура экономики. География важнейших производств; факторы, повлиявшие на размещение хозяйства. Проблемы развития производства. Место Курганской области в географическом разделении труда. География экономических связей области с другими регионами России и странами. Проблемы и перспективы развития Курганской области. Анализ основных показателей, характеризующих население области и отдельных ее территорий. Моделирование экономической карты области; проектирование хозяйственной ситуации на территории родного края.
Природопользование и экология. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность и быт людей. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Зауралья. Экологическая обстановка области, ее влияние на здоровье и продолжительность жизни людей. Проблемы охраны природы. Формы природоохранительной деятельности людей. Перспективы развития сети охраняемых природных территорий Курганской области. Моделирование экологической карты области; проектирование экологической ситуации на территории родного края.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
основные источники информации по географии родного края;
специфику географического положения, административно-территориального деления Курганской области и своего района, особенности их природы, населения, основных отраслей хозяйства, природных комплексов;
причины социальных, экономических и экологических проблем своей местности и родного края;
уметь:
выделять, описывать и объяснять:
особенности природных условий, главные черты населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства области и своего административного района (города);
своеобразие ландшафтов родного края;
определять (измерять):
главные черты географического положения своего населенного пункта, района и области, их влияние на природные условия, историю заселения и экономическое развитие;
особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;
природные и исторические предпосылки развития хозяйства;
уровень эффективности производства на предприятиях области;
место области и отдельного предприятия в системе географического разделения труда;
рациональность экономических связей предприятия и области в целом, направлений и состава грузопотоков;
значительные, типичные и уникальные природные и социально-экономические объекты своего района и области и показывать их по карте;
находить и анализировать информацию об условиях жизнедеятельности людей в области и влиянии производства на конкретные условия жизнедеятельности человека в Курганской области; для моделирования тематических карт района; проектирования хозяйственной, экологической ситуаций на территории родного края; оценки эффективности производства на предприятиях области;
приводить примеры
горных пород, основных типов почв, типичных представителей растительного и животного мира, редких и исчезающих видов;
производимой продукции на важнейших предприятиях области;
экологических проблем родного края и их влияния на здоровье и продолжительность Жизни населения;
владеть навыками исследования и пространственной организации окружающей среды своей местности;
прогнозировать
изменение компонентов природы природно-территориальных комплексов на примере ландшафтов своей местности;
темпы роста населения области, тенденции изменения возрастного состава населения, численности экономически активного населения;
тенденции развития экологической ситуации своей местности, области;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач по определению условий жизни человека в различных районах области;
определения ситуации на рынке труда; выбора профессии, востребованной в регионе;
решения доступных для учащихся проблем окружающей среды и социально-экономической сферы;
организации общения с людьми разных национальностей, религиозных верований и социальных групп;
формирования собственных взглядов и умозаключений на проблемы взаимоотношения общества и природы, социально-экономического развития региона; проведения региональной политики в стране и регионе; территориальной справедливости и комплексного пространственного "здоровья" родного края.
Курс регионального (национально-регионального) компонента
государственного образовательного стандарта
"Третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью"
Начальное общее образование
Целями курса третьего урока физической культуры с оздоровительной направленностью на этапе начального общего образования являются:
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой как эффективному средству формирования, сохранения и укрепления здоровья;
приобретение начальной грамотности, позволяющей осуществить обоснованный выбор физических упражнений с оздоровительной направленностью, и навыков их рационального применения;
овладение элементарными основами проектирования процесса физического самосовершенствования.
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ
Основы теории оздоровительной физической культуры. Рациональная двигательная активность как надежное и действенное средство сохранения и укрепления здоровья и средство оперативного регулирования физического и психического состояния. Общие механизмы положительного влияния рационально организованной двигательной активности на организм человека. Разнообразие средств физической культуры. Принципы выбора физических упражнений для решения оздоровительных задач. Определение условий проявления максимального оздоровительного эффекта физических упражнений. Правила составления комплексов физических упражнений. Основы самоконтроля на занятиях физической культурой: самооценка физического состояния, достигнутого уровня двигательной подготовленности. Обеспечение гигиены и профилактика травматизма при проведении занятий оздоровительной физической культурой.
Проектная деятельность в сфере оздоровительной физической культуры. Составление комплекса оздоровительной гимнастики.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений оздоровительной гимнастики: дыхательная и звуковая гимнастика; гимнастика для глаз; пластическая и суставная гимнастика; пальчиковая гимнастика; комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата; приемы массажа и самомассажа; упражнения в расслаблении. Оздоровительные системы физического воспитания: элементы ритмической гимнастики и танцев. Общеразвивающие упражнения. Двигательные действия, обладающие выраженным оздоровительным эффектом и выполняемые преимущественно на свежем воздухе: оздоровительный бег, оздоровительная ходьба (в том числе на лыжах), катание на коньках, санках (при наличии условий), подвижные игры и другие физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения курса обучающийся должен
знать/понимать:
роль и значимость рациональной двигательной активности как надежного и действенного средства сохранения и укрепления здоровья и средства оперативной коррекции текущего физического и психического состояния;
общие механизмы положительного влияния рационально организованной двигательной активности на организм человека;
правила личной гигиены при занятиях физической культурой;
уметь:
осуществлять подбор физических упражнений для решения конкретной оздоровительной задачи (заданной учителем) и составлять комплекс оздоровительной гимнастики;
самостоятельно выполнять упражнения физической культуры с оздоровительной направленностью;
уметь определять физическую нагрузку на основе оценки текущего физического состояния;
применять физические упражнения для повседневных занятий, направленных на укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Основное общее образование
Целями курса третьего урока физической культуры с оздоровительной направленностью на этапе основного общего образования являются:
воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью;
освоение знаний о принципах и правилах рационального применения средств физической культуры с оздоровительной направленностью;
овладение основами проектной деятельности в сфере оздоровительной физической культуры;
приобретение компетентности в сфере применения физических упражнений для решения прикладных оздоровительных задач.
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ.
Основы теории оздоровительной физической культуры
Роль средств физической культуры в формировании, сохранении и укреплении здоровья. Эффекты рационального и нерационального применения средств физической культуры, проявляющиеся на структурном и функциональном уровнях. Пути коррекции функционального состояния, совершенствования адаптивных свойств организма и регулирования процессов роста и развития средствами физической культуры. Восстановление и повышение физической работоспособности. Оздоровительный потенциал физических упражнений, критерии и методы его определения; иерархия физических упражнений по оздоровительному потенциалу. Условия проявления оздоровительного эффекта физических упражнений (соответствие нагрузки, формы и содержания физических упражнений достигнутому уровню физического развития и физической подготовленности, возрасту и др.). Принципы и правила рационального применения средств физической культуры для решения прикладных оздоровительных задач. Пути повышения эффективности физических упражнений: правильное дыхание при выполнении упражнений, рациональное сочетание различных упражнений, организация восстановительных мероприятий. Правила конструирования комплекса физических упражнений с различными целевыми установками оздоровительно-коррекционной направленности.
Рефлексивная деятельность в процессе физического воспитания. Критерии уровня двигательной дееспособности, методы определения и оценки уровня физического состояния. Правила ведения дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Проектная деятельность в сфере оздоровительной физической культуры. Правила конструирования комплексов физических упражнений с целевыми установками оздоровительного характера (для повышения общего тонуса, для снижения мышечного напряжения, для повышения работоспособности при выполнении умственной деятельности, для регуляции психического состояния). Демонстрация составленных комплексов. Составление плана-конспекта самостоятельных занятий.
Элементы методической работы обучающихся на уроках физической культуры. Методические основы организации и проведения занятий физической культуры с оздоровительной направленностью; проведение комплексов физических упражнений с одноклассниками.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений оздоровительной гимнастики: дыхательная и звуковая гимнастика; гимнастика для глаз, применение офталь-мотренажеров; пластическая и суставная гимнастика; комплексы психофизической тренировки (элементы релаксации и аутотренинга); комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения; гимнастика при занятиях интенсивной умственной деятельностью. Оздоровительные системы физического воспитания: ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, шейпинг, калланетика, стретчинг, атлетическая гимнастика, упражнения восточных оздоровительных систем. Общеразвивающие упражнения. Основы массажа и самомассажа. Двигательные действия, обладающие выраженным оздоровительным эффектом и выполняемые преимущественно на свежем воздухе: оздоровительный бег, оздоровительная ходьба (в том числе на лыжах), катание на коньках, санках (при наличии условий), подвижные (спортивные) игры и другие физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Основы туристской подготовки.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения курса обучающийся должен
знать/понимать:
вклад рационально организованной двигательной активности в качество и продуктивность повседневной жизнедеятельности (высокая работоспособность, результативность учебной деятельности, удовлетворительное эмоциональное состояние);
действие физических упражнений в отношении функционального состояния отдельных органов и систем, в отношении процессов роста и развития;
условия проявления оздоровительного эффекта физических упражнений, пути повышения эффективности физических упражнений с оздоровительной направленностью;
принципы и правила конструирования комплексов физических упражнений с различными целевыми установками оздоровительного характера;
уметь:
осуществлять элементарную оценку преобразований в организме под влиянием двигательной деятельности;
распределять физические упражнения по выраженности оздоровительного эффекта;
обеспечивать оптимальный выбор и рациональное применение физических упражнений для решения конкретных оздоровительных задач;
конструировать комплекс оздоровительных упражнений, демонстрировать его, составлять план-конспект занятия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения общей работоспособности, предупреждения наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья (в том числе школьно-зависимых).
Среднее (полное) общее образование
Целями курса третьего урока физической культуры с оздоровительной направленностью на этапе среднего (полного) общего образования являются:
осознание важности и значимости регулярных занятий физической культурой в контексте личностного развития, социальных и профессиональных перспектив;
овладение технологией проектирования индивидуальной траектории физического самосовершенствования;
приобретение компетентности в сфере применения физических упражнений для решения оздоровительных задач, актуальных для старшеклассников в текущем и перспективном аспекте (повышение производительности умственной деятельности, регуляции эмоционального состояния, повышения стрессоустойчивости и др.).
Обязательный минимум содержания
основных общеобразовательных программ
Основы теории оздоровительной физической культуры. Прикладная роль оздоровительной физической культуры. Здоровье как фактор самореализации, самосовершенствования. Влияние рациональной двигательной активности на функционирование центральной нервной системы, производительность умственной деятельности. Регуляция эмоционально-волевой сферы средствами физической культуры. Повышение стрессоустойчивости. Физическая культура и репродуктивное здоровье. Специфические черты занятий оздоровительной физической культурой девушек и юношей. Сопротивляемость организма и пути ее повышения средствами физической культуры.
Рефлексивная деятельность в процессе занятий физической культурой. Развитие рефлексивных умений в процессе физического воспитания.
Проектная деятельность в сфере оздоровительной физической культуры. Составление индивидуальных оздоровительных программ (физического самосовершенствования).
Элементы методической работы обучающихся на уроках. Проведение фрагментов уроков физической культуры с оздоровительной направленностью.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений оздоровительной гимнастики: дыхательная и звуковая гимнастика, гимнастика для глаз, пластическая и суставная гимнастика, комплексы психофизической тренировки (элементы релаксации и аутотренинга), комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения, гимнастика при занятиях интенсивной умственной деятельностью и эмоциональном напряжении. Оздоровительные системы физического воспитания. Общеразвивающие упражнения. Основы массажа и самомассажа. Двигательные действия, обладающие выраженным оздоровительным эффектом и выполняемые преимущественно на свежем воздухе: оздоровительный бег, оздоровительная ходьба (в том числе на лыжах), катание на коньках, санках (при наличии условий), подвижные (спортивные) игры и другие физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения курса обучающийся должен
знать/понимать:
существенную роль здоровья человека в формировании успешной личности и самореализации;
оздоровительные и профилактические эффекты физических упражнений для регуляции эмоционального состояния, профилактики и ликвидации последствий переутомления, связанного с учебной деятельностью;
технологию разработки индивидуальной оздоровительной программы (физического совершенствования);
уметь:
составлять индивидуальные оздоровительные программы (физического самосовершенствования);
оценивать функциональные сдвиги в организме под влиянием физических упражнений, регулировать объем и интенсивность нагрузки;
использовать способы физкультурно-оздоровительной деятельности с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни;
осуществлять коррекцию недостатков физического развития, саморегуляцию физического и эмоционального состояния;
проводить малые формы физического воспитания с оздоровительной направленностью;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для достижения оптимального уровня работоспособности (в условиях подготовки и участия в различных формах итоговой государственной аттестации, подготовки к поступлению в профессиональную школу и др.).
Законом Курганской области от 3 марта 2011 г. N 02 в раздел "Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта курса "Основы безопасности жизнедеятельности" настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Положения настоящего закона в части регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта курса "Основы безопасности жизнедеятельности" вступают в силу с 1 сентября 2008 года
Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта курса "Основы безопасности жизнедеятельности"
Основное общее образование
Целями курса основ безопасности жизнедеятельности на этапе основного общего образования являются:
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечения здоровья, личной, общественной и государственной безопасности;
развитие разумной осторожности и ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей;
формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ, отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ;
совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности.
Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Основы здорового образа жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. Влияние ценностей на жизненные цели человека. Осознание собственных ценностей. Здоровье как ценность. Понятие здоровья как высокого качества жизни. Личная гигиена и здоровье. Основные понятия о личной гигиене. Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Гигиена и культура питания. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов, генетически
модифицированные источники. Меры, принимаемые на территории Курганской области в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Режим труда и отдыха. Основные принципы и содержание режима дня подростков. Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Достижение эмоционального благополучия. Здоровые способы регуляции эмоций, преодоления тревожности. Эффективное общение и взаимодействие. Приемы неагрессивного отстаивания своей позиции. Способы преодоления неуверенности в поведении. Навыки преодоления и способы конструктивного выражения отрицательных чувств. Способы конструктивного разрешения конфликтов. Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика употребления психоактивных веществ. Понятие психоактивного вещества. Общее представление о влиянии разных психоактивных веществ на человека. Приемлемое и неприемлемое употребление психоактивных веществ, последствия употребления психоактивных веществ. Рекламные приемы. Мифы и факты об алкоголе. Мотивы и последствия употребления алкоголя в компании. Понятие манипулирования. Манипулирование как проявление давления. Способы давления и способы сопротивления давлению в ситуациях, связанных с употреблением психоактивных веществ. Понятие ответственности. Ответственное поведение в ситуациях, связанных с психоактивными веществами. Рискованное поведение. Распознавание приемов, используемых распространителями наркотиков. Правила безопасного поведения в отношении психоактивных веществ. Отказ как способ ответственного поведения. Отработка навыка отказа в ситуациях риска. Здоровые альтернативы употреблению психоактивных веществ. Информация о вирусе иммунодефицита человека (далее - ВИЧ) и синдроме приобретенного иммунодефицита (далее - СПИД): пути передачи, механизм распространения. Рискованное поведение и ВИЧ. Здоровые и безопасные способы проведения досуга, развлечений в компании. Границы безопасного общения с носителями ВИЧ-инфекции. Опасные ситуации, связанные с суицидами (самоубийствами). Профилактика суицидов.
Безопасность в бытовой среде. Безопасность в населенном пункте. Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности. Системы обеспечения безопасности города (полиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальные и другие службы). Правила вызова служб безопасности. Безопасное участие в дорожном движении. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны, пешеходов и групп детей. Правила безопасного поведения велосипедиста на улицах и дорогах. Безопасность на транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном транспорте. Безопасность в быту. Источники опасности в быту и их характеристика. Правила безопасного поведения при пользовании бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа. Правила безопасного поведения при обращении с электрическими и электронными приборами в быту. Правила безопасности при просмотре телепередач. Затопление жилища. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. Правила безопасного поведения при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Правила безопасного поведения с животными в городе.
Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре. Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Причины возникновения пожаров и их последствия. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. Условия процесса горения. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. Правила пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. Пожары и паника. Правила безопасного поведения при панике во время пожара. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты).
Безопасность в природной среде. Безопасность при вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств и попавших в экстремальные условия на природе. Определение направления выхода. Способы ориентирования на местности. Правила оборудования временного жилища. Правила и способы добывания огня. Правила обеспечения водой и питанием. Правила поиска и сбора растительной пищи. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования и способы их подачи. Безопасность на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасности поведения на водоемах летом и зимой. Правила переправы по льду водоемов. Помощь терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на льду. Основные и подручные спасательные средства на воде. Правила пользования ими.
Безопасность в социальной среде. Безопасность в криминогенных ситуациях. Понятие и условия личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Общие сведения о зонах криминогенной опасности. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире), на улице. Правила профилактики личной безопасности в опасных ситуациях криминогенного характера: в общественных местах и в общественном транспорте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила безопасного поведения в местах массового скопления людей. Внешние и внутренние признаки людей, способных совершать преступные действия. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Правила поведения при встрече с хулиганами. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации в отношении несовершеннолетних. Безопасность при террористических актах. Понятие о терроризме. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча. Понятие о наводнении и его характеристика. Меры по снижению потерь от последствий наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушения лесного пожара в лесу.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения во время пожаров на промышленных объектах.
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Правила безопасного поведения при авариях на радиационно-опасных объектах. Транспортные аварии. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при авариях на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров при аварийных ситуациях на воздушном транспорте.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения курса обучающийся должен: иметь представление об опасностях в бытовой, природной и социальной среде;
иметь представление о пожарной безопасности;
иметь представление о чрезвычайных ситуациях;
знать правила поведения при пожаре и в случае возникновения опасности для жизни и здоровья или при чрезвычайной ситуации;
иметь представление о факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;
располагать объективной информацией о психоактивных веществах, мифах и последствиях, связанных с их употреблением; о ВИЧ и СПИДе;
знать здоровые способы регуляции эмоций, преодоления тревожности; правила безопасного поведения в отношении психоактивных веществ;
распознавать ситуации группового давления и манипулирования как способа давления, связанные с психоактивными веществами; приемы, используемые распространителями наркотиков;
уметь находить здоровые и безопасные способы проведения досуга, развлечений в компании;
демонстрировать навыки ответственного поведения (отказа) в ситуациях риска, связанных с психоактивными веществами; навыки преодоления и способы конструктивного выражения отрицательных чувств; способы конструктивного разрешения конфликтов;
Законом Курганской области от 10 декабря 2009 г. N 518 настоящее приложение дополнено разделом Комплексный курс регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта "Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики), вступающим в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Комплексный курс регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта "Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики)
Целью комплексного курса регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта "Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики)", включающего на выбор обучающихся и их родителей основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный учебный курс), является духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям своей этнической, конфессиональной или социокультурной группы, к общечеловеческим ценностям, формирование у школьников гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании, расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром.
Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ
Базовые национальные ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные религии народов России (ценности традиционных религий народов России в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Культурологические и нравственные основы традиционных религий народов России:
история религии (роль и место религии в мировом историческом процессе, в истории России и Зауралья);
нравственная культура религии (нравственные заповеди, духовно-нравственный смысл религиозных праздников и обрядов, религиозная нравственная культура семейной жизни и общественного служения);
письменная и художественная культура религии (священные книги и другие письменные источники, религиозные архитектура, изобразительная деятельность и музыкальная культура).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения по выбору обучающимся и их родителями одной из составных частей комплексного учебного курса обучающийся должен
знать/понимать:
базовые национальные российские ценности;
нравственно-этические ценности народов разных стран;
духовные ценности традиционных религий народов России;
ценностные ориентации общечеловеческого содержания;
уметь:
выстраивать отношение к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: любить свою Родину и свой край, уважать и принимать ценности семьи и общества, отвечать за свои поступки перед семьей и школой, быть доброжелательным.
<< Статья 8. Порядок введения в действие настоящего закона |
||
Содержание Закон Курганской области от 29 июля 1999 г. N 239 "О региональном (национально-региональном) компоненте государственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.