И.О. прокурора Курганской области обратился в суд с заявлениями об отмене п.п. 16.1, 16.2, ст. 18 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской областной Думы", принятого 9 июня 1995 года и п. 1 ст. 12 Закона "О Курганской областной Думе", принятого 14 февраля 1995 года, ссылаясь на то, что данные статьи устанавливают неприкосновенность депутатов Курганской областной Думы в сфере уголовного, административного права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, невозможность задержания, ареста, обыска, личного досмотра без согласия Думы. Вопрос лишения депутатской неприкосновенности должен по этому закону решаться по представлению прокурора, а санкция на арест депутата дается Думой по представлению председателя областного суда. Полагает, что Законы области противоречат Конституции РФ, Федеральным законам и подлежат отмене.
Представитель Курганской областной Думы Абдулин Р.С. в судебном заседании, возражая против доводов прокурора, пояснил, что Федеральным законом предусмотрена депутатская неприкосновенность депутатов Государственной Думы, предусмотрена также неприкосновенность депутатов на территории муниципального образования, полагает, что в вопросе неприкосновенности депутатов субъекта Федерации имеется пробел в законе, который в ближайшее время будет дополнен путем принятия Федерального закона, которому законодательство Курганской области не противоречит.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявлений прокурора Курганской области по следующим основаниям.
Законами Курганской области "О статусе депутата Курганской областной Думы" и "О Курганской областной Думе" установлены неприкосновенность депутатов Курганской областной Думы в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального законодательства, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, другие исключения из общего правила федерального законодательства. Привлечение депутатов к уголовной или административной ответственности, арест, применение мер административного воздействия предусмотрено только с согласия областной Думы по представлению прокурора области, а на арест - по представлению председателя областного суда.
Суд считает, что Курганская областная Дума не имела права принимать Законы, в которых устанавливала депутатскую неприкосновенность в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства, поскольку ст. 71 п. "о" Конституции РФ относит уголовное и уголовно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, законы которой имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, а правовые акты субъекта РФ не могут противоречить Конституции и Федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Законы Курганской области приняты в пределах компетенции Российской Федерации, поэтому не могут быть признаны конституционными, в части неприкосновенности депутатов должны быть отменены.
Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 п. "к" ч. 1 Конституции РФ). По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ. Вопросы о статусе, правах и обязанностях депутатов органа субъекта РФ относится к совместному ведению. Законы и иные правовые акты субъектов РФ по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции). Предусмотрев для депутатов Курганской области изъятия из федерального законодательства по вопросам административного права, областная Дума нарушила разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Федерации.
Является незаконным и установленный порядок привлечения депутатов к ответственности, взятия под стражу.
Федеральный закон от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" предусматривает гарантии деятельности депутата: задержание, обыск, арест, привлечение к уголовной ответственности с согласия прокурора субъекта РФ. Законом не предусмотрена обязанность председателя суда субъекта Федерации обращаться в Думу с представлением на арест депутата. Принимая эти положения, а также исключив возможность привлечения депутатов к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержания, ареста, обыска, личного досмотра депутатов без согласия Думы, последняя изменила установленный Конституцией и федеральным законодательством порядок осуществления правосудия и судопроизводства, что относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192-194 ГПК РФ, суд решил:
заявление и.о.прокурора Курганской области удовлетворить.
Отменить как противоречащие Конституции РФ и Федеральным законам п.п. 16.1, 16.2 ст. 16, ст. 18 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской областной Думы", п. 1 ст. 12 Закона Курганской области "О Курганской областной Думе", устанавливающие неприкосновенность депутатов Курганской областной Думы в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, а также иные исключения из общих правил, установленных федеральным законодательством (с момента принятия вышеназванных Законов), исключить из п. 2 ст. 12 Закона "О Курганской областной Думе" слова "...и законом области о статусе депутата".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12 ноября 1997 г. "Об отмене п.п. 16.1, 16.2 ст. 16, ст. 18 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской областной Думы" и п. 1 ст. 12 Закона "О Курганской областной Думе"
Текст решения официально опубликован не был