Постановление Администрации Курганской области
от 21 декабря 1999 г. N 689
"О Программе совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и общественных объединений по сохранению и развитию национальных культур народов Зауралья на 2000-2002 годы"
Утратило силу на основании постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 года N 139.
В целях реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, создания благоприятных условий для сохранения и развития национальных культур, образования, традиций народов, проживающих на территории Курганской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и общественных объединений Курганской области по сохранению и развитию национальных культур народов Зауралья на 2000-2002 годы (далее именуется - Программа).
2. Финансирование Программы осуществлять ежегодно в пределах ассигнований, предусматриваемых Законом Курганской области об областном бюджете соответствующим комитетам и управлениям Администрации области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - директора департамента гуманитарной сферы и социальной политики Охохонина В.Ф.
Глава Администрации (Губернатор)
Курганской области
О.А. Богомолов
Приложение к постановлению
Администрации Курганской области
от 21 декабря 1999 года N 689
Программа
совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления учреждений культуры, образования, средств массовой информации и общественных объединений Курганской области по сохранению и развитию национальных культур народов Зауралья на 2000 - 2002 годы
I. Обоснование необходимости разработки программы
II. Цели и задачи программы
III. Приоритеты программы
IV. Основные принципы программы
V. Механизмы реализации и контроля программы
VI. Мероприятия по обеспечению сохранения и развития национальных
культур народов Зауралья на 2000 - 2002 гг.
Утратило силу на основании постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 года N 139.
I. Обоснование необходимости разработки программы.
На территории Курганской области проживают представители более 100 национальностей. На формирование национального состава населения нашей области существенное влияние оказало ее географическое положение (между Уралом и Сибирью), покорение и освоение Сибири, приток переселенцев в конце XIX и начале ХХ веков, миграция населения после Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, освоение целинных и залежных земель.
Согласно переписи населения 1989 года из 1 млн.103 тыс. жителей русские составляли 1 млн.8,4 тыс. (91,4%), татары - 22,6 тыс. (2%), башкиры - 17,5 тыс. (1,6%), казахи - 15,8 тыс. (1,4%), украинцы - 14 тыс. (1,3%), белорусы - 5,5 тыс. (0,5%), удмурты - 2,9 тыс. (0,3%), чуваши - 2,6 тыс. (0,2%), немцы - 2,6 тыс. (0,2%), мордва - 1,5 тыс. (0,1), другие национальности - 10,1 тыс. (0.9%). Микроперепись населения 1994 года подтвердила сложившееся количественное соотношение национальностей. В Сафакулевском, Альменевском, Шадринском, Шатровском, Щучанском районах татары и башкиры живут в основном компактно. Значительная часть немцев находится в Целинном районе. Казахи расселены дисперсно, но наибольшее их число сосредоточено в районах, граничащих с Казахстаном.
Многонациональный состав населения не является источником серьезных противоречий и конфликтов. Деятельности общественных и национально-культурных объединений татар, башкир, казахов, немцев и других народов не присущи элементы национализма и политического экстремизма. Кроме того распыленность этих народов и длительное тесное совместное проживание с русскими способствует мирному сосуществованию.
Вместе с тем, в сфере национальных отношений на территории области существуют элементы скрытой напряженности. Это наличие более 16 тыс. человек вынужденных переселенцев и беженцев, свыше 90% которых - русские и русскоязычные, прибывшие в Курганскую область, в основном, из Казахстана и других республик Средней Азии. Латентная напряженность заложена и в усиливающемся обнищании основной части населения, недостаточной его социальной защищенности, обусловленные продолжающимся кризисом в экономике и социальной сфере. Данную напряженность может усиливать обострение межнациональных и межрелигиозных отношений в России. Поэтому в нынешних условиях многонационального состава общества необходимо проявлять взвешенность, четко определенную последовательность и поэтапность в реализации конкретных мер по гармонизации межнациональных отношений и достижения гражданского согласия как на федеральном, так и региональном уровне.
Настоящая программа является продолжением предыдущей программы "Основные направления деятельности Администрации области по поддержке развития национальных культур народов Зауралья на 1997-1998 годы". В ней соблюдена преемственность основных положений и подходов. Она разработана в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерацией, федеральными законами, Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.
Данная программа направлена на более полный учет не только общих, но и специфических черт, присущих народам и этническим группам, проживающим в Курганской области.
II. Цели и задачи программы
Основными целями и задачами программы являются:
- создание благоприятных условий для людей разных национальностей в приобщении их к богатствам общечеловеческой и национальной культур, родного языка и традиций,
- формирование у населения области общероссийского патриотизма, любви к родному краю, историческому и культурному наследию всех народов Зауралья ответственности за его развитие и благосостояние;
- развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальной школы, как важнейшего института сохранения и развития этнических культур;
- обеспечение подготовки кадров в сфере национального образования и культуры;
- поддержка деятельности национальных культурных центров и обществ.
- поддержка деятельности национальных средств массовой информации и печати;
- обеспечение научных исследований по проблемам развития национальных культур и межнациональных отношений в регионе.
III. Приоритеты программы.
В социально-экономической сфере:
Значительное снижение уровня жизни населения области и возможностей решения его социальных проблем выступают основой формирования социальной напряженности чреватой выходом в сферу межнациональных отношений.
Для предотвращения таких последствий органам государственной власти совместно с органами местного самоуправления необходимо предусмотреть:
- повышение темпов социально-экономического развития области и районов с целью выравнивания социально-экономических показателей на душу населения со среднефедеральными параметрами;
- поддержку традиционных видов хозяйственной деятельности и социальную защиту населения, ориентированную на сохранение основ жизнеобеспечения и выравнивание социальных и культурных условий жизни народов;
- осуществление мер в сфере занятости и трудовых ресурсов с целью оптимизации социально-профессиональных структур национальных групп и предотвращения социальной стратификации по этническим признакам;
- учет этносоциальных аспектов, связанных с внешней и внутренней миграцией населения.
В духовно-культурной сфере:
- формирование чувств патриотизма и общности исторических судеб народов России;
- Культурное развитие народов Зауралья на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
- формирование национального самосознания в каждом новом поколении, освоение ценностей мировой, общероссийской и этнической культур;
- развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальной школы и образования как важнейших институтов сохранения и развития этнических культур;
- свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни.
В языковой сфере:
- обеспечение на основе государственных гарантии языкового суверенитета народов и личности, всестороннего развития национальных (родных) языков народов, свободы выбора и использования языка общения;
- принятие мер по укреплению и развитию русского языка, как государственного языка и средства межнационального общения;
- разработка мероприятий по подготовке кадров, совершенствование системы образования на языках народов, населяющих область;
- развитие просветительской деятельности, включающей написание учебных пособий, справочников и других видов учебно-методической и научно-популярной литературы.
В сферах науки и информации:
- поддержка различных средств массовой информации, телерадиокомпаний, осуществляющих вещание на языках народов, населяющих область, содействие изданию художественной, публицистической, научной, учебной и другой литературы на языках народов региона;
- научное исследование истории, культуры и современного состояния народов Зауралья, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межъязыкового общения, характера двуязычия и многоязычия;
- издание специализированных газет.
В сфере межнационального общения:
- поддержка деятельности национальных культурных центров, обществ;
- укрепление межнациональных политических и культурных связей.
IV. Основные принципы программы
Национальные проблемы относятся к приоритетным социальным-экономическим* и социокультурным проблемам области.
Программа строится на основе всестороннего анализа национального состава населения области, национальных особенностей различных этнических групп, их социально-экономического положения, национально-культурных потребностей народов, проживающих в регионе, опыта работы по решению национальных проблем.
Программа представляет собой систему мер, направленную на сохранение и развитие национальных культур народов Зауралья.
Органы государственной власти по согласованию и взаимодействию с муниципальными образованиями области принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного осуществления национальной политики Российской Федерации на территории области и содействия всестороннему развитию народов, населяющих область, реализации их национальных, политических, экономических, социокультурных прав, поддержанию связей с другими регионами.
Программа предусматривает не только государственные меры по сохранению и развитию национальных культур народов Зауралья, но и содействие работе национальных обществ, национально-культурных центров, национально-культурных автономий.
Финансирование программы обеспечивается выделениями средств из областного и бюджетов, райгорадминистраций* из бюджетов общественных организаций, средств спонсоров.
Мероприятия программы являются дополнительными по отношению к текущим направлениям деятельности управлений и комитетов Администрации области. Для достижения поставленных целей программа базируется и развивается на принципах, определенных Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Программа также предусматривает учет следующих реалий и тенденций сложившейся в межнациональной обстановке региона.
Саморазвитие национальных отношений. Динамика межэтнических отношений есть диалектическое переплетение объективных условий и социально-активной деятельности по осознанной их регуляции. Причем определяющая роль принадлежит объективным условиям. Органам власти, исходя из этого, не следует навязывать населению формы и методы развития национальных культур и межнациональных отношений.
Неравномерность этнокультурного процесса. Изменение межэтнических отношений происходит не плавно и постепенно, а в "рваном" темпе. Национальная политика должна адекватно реагировать на темп этносоциального развития.
Отслеживая различные процессы каждой национальной культуры, анализировать, прогнозировать и предпринимать соответствующие меры.
Неравномерность социально-экономического развития. Экономическая ситуация в Зауралье характеризуется различием в достигнутом уровне социально-экономических параметров. В результате имеет место разрыв в показателях качества жизни населения в различных районах области. Отсюда вытекает требование обеспечения равных возможностей в удовлетворении социальных и духовных потребностей, выравнивание уровня социально-экономического развития районов. Для чего может быть использован механизм распределения финансовых потоков с учетом уровня развития городов и районов.
Экономическая и этнокультурная интеграция. Исторически зауральский регион представляет собой целостное хозяйственное и социокультурное образование, что дает объективные основания для гармонизации межнациональных отношений. Гармонизацию можно обеспечить через межнациональную интеграцию путем проведения совместных мер экономического и социокультурного характера.
Автономность государства и церкви как социальных институтов. В современных условиях реального отделения церкви от государства требуется разумное соотношение религиозной и светской работы с населением.
На основе сложившихся реальностей в Зауралье, данная программа строится на принципах:
- объективной обоснованности национальной политики;
- адекватного реагирования на динамику этно-социальных процессов;
- равных возможностей в удовлетворении социальных и духовных потребностей разных национальностей и этнических групп;
- гармонизации межнациональных отношений;
- разумного сочетания религиозного и светского воздействия на население.
V. Механизмы реализации и контроля программы
Глава Администрации (Губернатор) области:
организует реализацию указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, решений областной Думы по национальным вопросам;
выходит с предложениями по национальным проблемам к Президенту Российской Федерации, Правительству России, в ассоциацию "Большой Урал", в областную Думу;
координирует вопросы реализации программы между Правительством России, областной Администрацией и органами местного самоуправления;
заслушивает ответственных лиц Администрации области по реализации программы, получает постоянную информацию по национальным проблемам;
обеспечивает содействие всестороннему развитию народов, населяющих область, выравнивание социально-экономических и культурных условий их жизни.
Заместитель Главы Администрации (Губернатора) области - директор департамента гуманитарной сферы и социальной политики:
обеспечивает текущий, постоянный контроль за ходом реализации программы всеми управлениями, комитетами Администрации области, анализирует проблемы, причины недостаточной реализации программы и разрабатывает рекомендации по их устранению;
руководит Консультативным Советом по проблемам национальных отношений, при Администрации области;
готовит проекты документов, в реализации которых необходимо участие разных уровней управления, нескольких управлений комитетов Администрации области, направленных на реализацию программы в целом или ее части;
обобщает и представляет руководству Администрации области информацию о ходе реализации программы;
обеспечивает реализацию ряда мероприятий программы с учетом национальных особенностей населения.
Заместители Главы Администрации (Губернатора) области:
организуют выполнение указов и постановлений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжении Правительства Российской Федерации, Администрации области по национальным проблемам, разделов программы по направлениям своей деятельности, представляют достаточную информацию Главе Администрации (Губернатору) области и по этим проблемам анализируют ход реализации программы, обеспечивают участие подчиненных им управлений, отделов, областных производственных объединений, предприятий, учреждений в реализации программы, в работе комитетов областной Думы и Администрации области, занимающихся национальными вопросами и реализацией программы.
Финансовое управление Администрации области:
производит финансирование программы в пределах ассигнований, предусматриваемых Законом Курганской области об областном бюджете соответствующим комитетам и управлениям Администрации области.
Главное управление образования Администрации области:
организует реализацию мер по обновлению содержания образования, использованию регионального и школьного компонента учебных программ, факультативных курсов для изучения родных языков, литератур, национальных культур, истории этноса, быта народов Зауралья, является главным организатором-координатором раздела программы "Мероприятия по развитию системы школ с изучением родного языка".
Комитет по культуре и искусству Администрации области:
обеспечивает культурное развитие народов на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
реализует основные мероприятия раздела программы "Система мер по сохранению и развитию культурно-национальной самобытности народов".
Комитет по печати и средств массовой информации Администрации области, Курганская государственная телерадиокомпания:
обеспечивают информацией население по национальным проблемам, о ходе реализации программы, поднимают проблемные вопросы развития языка и культуры, способствуют развитию средств массовой информации, удовлетворяющих потребности народов, населяющих область.
Миграционная служба Курганской области:
осуществляя управление и контроль за миграционным потоком, информирует об этих процессах департамент гуманитарной сферы и социальной политики Администрации области, национальные культурные центры и общества.
Советник по связям с религиозными организациями и национальной политике Администрации области:
обеспечивает сбор обобщение информации о ходе реализации программы выполнение целевых показателей;*
совместно с отделом контрольно-организационной работы и государственной службы Администрации области;
осуществляет технический контроль за исполнением программы;
участвует в корректировке программы и обеспечивает взаимосвязь всех исполнителей программы;
готовит совещания по вопросам реализации программы;
осуществляет взаимодействие органов государственной власти с национальными и религиозными организациями непосредственно и через Консультативный Совет по проблемам национальных отношений и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Администрации области.
Курганский государственный университет:
по заказам Администрации области проводит целевые исследования по проблемам развития национальных культур и межнациональных отношений;
организует подготовку будущих специалистов и педагогов по вопросам развития национальных культур и межнациональных отношений;
проводит научно-практические конференции и семинары по проблематике настоящей программы;
содействует изданию научной литературы по вопросам межнациональных отношений.
Общественные национальные формирования:
содействуют реализации программы, а также активному участию населения в реализации программы.
Курганское отделение Российского фонда культуры:
оказывает содействие в реализации программы.
VI. Мероприятия по обеспечению сохранения и развития национальных культур народов Зауралья на 2000-2002 гг.
-------------------------------------------------------------------------
Основные | |Сроки | |Источ-
направле- |Мероприятия по реализации |выпол- | Ответственный |ники
ния деяте-|основных направлений |нения | исполнитель |финан-
льности | |(годы) | |сирова-
| | | |ния
----------+--------------------------+-------+-------------------+-------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
-------------------------------------------------------------------------
1. Система мер по сохранению и развитию культурно-национальной самобытности народов
Организа- |1. Продолжение формирова- |Весь |Обл. комитет по |Обл.
ция и ко- |ния сводного архива "Фо- |период |культуре и искусст-|бюджет
ординация |льклор Зауралья" и созда- | |ву, Главное управ- |
собирате- |ния каталога "Фольклор За-| |ление образования |
льской ра-|уралья" | |(ГлавУО; областное |
боты на | | |методическое объе- |
местах | | |динение (ОМО) |
| | |"Культура" (по сог-|
| | |ласованию) |
| | | |
|2. Пополнение и создание |Весь |Райгорадминистрации|Обл.
|архивов фольклорных и эт- |период |(по согласованию) |бюджет,
|нографических материалов в| | |бюджеты
|районах и городах | | |городов
| | | |и райо-
| | | |нов
| | | |
|3. Подготовка методических|Весь |ОМО "Культура", |Обл.
|пособий по записи и архив-|период |райгорадминистра- |бюджет,
|ной обработке фольклорных | |ции, институт повы-|бюджеты
|произведений, материалов | |шения квалификации |городов
|по этнографии | |работников образо- |и райо-
| | |вания (ИПКРО) (по |нов
| | |согласованию) |
| | | |
|4. Создание этнографиче- |2000 |Администрации горо-|Бюджеты
|ских коллекций народного |год |да Шадринска и Шад-|г.Шад-
|быта русского населения | |ринского района, |ринска
|Шадринского уезда | |центр русской на- |и Шад-
| | |родной культуры |ринско-
| | |(ЦРНК) "Лад" (по |го рай-
| | |согласованию) |она
| | | |
Научно-ис-|1. Организация фольклор- |Весь |Обл. комитет по |Обл.
следова- |ных, этнографических, диа-|период |культуре и искусст-|бюджет,
тельская |лектологических экспедиций| |ву; Курганский го- |бюджеты
работа по |по изучению культур, про- | |сударственный уни- |городов
изучению |мыслов, ремесел и языков | |верситет, райгорад-|и райо-
истории и |народов Зауралья | |министрации, ОМО |нов
культуры | | |"Культура", учили- |
народов | | |ще культуры, музы- |
этнических| | |кальное училище |
групп Зау-| | |(по согласованию) |
ралья | | | |
| | | |
|2. Проведение науч- |Ежегод-|Обл. комитет по |Обл.
|но-практических конферен- |но |культуре и искусст-|бюджет,
|ций по проблемам традици- | |ву, ГлавУО; ОМО |бюджеты
|онной музыкальной культу- | |"Культура", ИПКРО, |городов
|ры, этнографии, возрожде- | |обл. краеведческий |и райо-
|ния народных промыслов и | |музей, райгорадми- |нов
|ремесел | |нистрации (по сог- |
| | |ласованию) |
| | | |
|3. Издание сборников и |2001 |Обл. комитет по |Обл.
|учебных пособий: |год |культуре и искусст-|бюджет,
|- этнографические обозре- | |ву, ГлавУО; ОМО |бюджеты
|ния по календарной и се- | |"Культура", райгор-|городов
|мейно-бытовой обрядности | |администрации (по |и райо-
|народов и этнических групп| |согласованию) |нов,
|Зауралья: | | |внебюд-
|- "Обычаи и традиции наро-|2002 | |жетные
|дов Зауралья" |год | |средст-
| | | |ва
| | | |
|4. Проведение науч- | |Администрация г.Ша-|Бюджет
|но-практических конферен- | |дринска, Шадринский|г.Шад-
|ций по проблемам традици- | |педагогический инс-|ринска,
|онной культуры и языков | |титут, ЦРНК "Лад", |област-
|народов Зауралья: | |Курганский государ-|ной
|- "Шадринский годовой |2000 |ственный универси- |бюджет
|круг", |год |тет (по согласова- |
|- "Языки, культура народов|2001 |нию); обл.комитет |
|Зауралья: традиции и со- |год |по печати и СМИ |
|временность" | | |
2. Сохранение и развитие национальных культур народов и этнических групп Зауралья
Создание |1. Организация и поддержка|Весь |Обл. комитет по ку-|Бюджеты
условий |деятельности музеев этни- |период |льтуре и искусству,|городов
для сохра-|ческих групп, музеев кра- | |ГлавУО; обл.крае- |и райо-
нения и |еведения, этнографии в го-| |ведческий музей, |нов,
развития |родах и районах области | |райгорадминистрации|внебюд-
националь-| | |(по согласованию) |жетные
ных куль- | | | |средст-
тур, куль-| | | |ва
тур этни- | | | |
ческих |2. Создание и поддержка |Весь |Райгорадминистра- |Бюджеты
групп Зау-|национальных, этнических, |период |ции, ОМО "Культура"|городов
ралья |фольклорно-этнографических| |(по согласованию) |и райо-
|коллективов | | |нов,
| | | |внебюд-
| | | |жетные
| | | |средст-
| | | |ва
| | | |
|3. Оснащение учреждений |Посто- |Райгорадминистрации|Бюджеты
|культуры необходимым обо- |янно |(по согласованию) |городов
|рудованием, национальными | | |и райо-
|костюмами, музыкальными | | |нов,
|инструментами | | |внебюд-
| | | |жетные
| | | |средст-
| | | |ва
| | | |
|4. Создание музея истори- |2000 |Администрация г.Ша-|Бюджет
|ческих и традиционных тех-|год |дринска, ЦРНК "Лад"|г.Шад-
|нологий в г.Шадринске | |(по согласованию) |ринска
| | | |
Поддержка |1. Поддержка действующих и|Весь |Райгорадминистрации|Бюджеты
деятель- |создание в городах и рай- |период |(по согласованию) |городов
ности на- |онах новых националь- | | |и райо-
циональных|но-культурных центров и | | |нов,
и этничес-|центров культуры этниче- | | |внебюд-
ких куль- |ских групп | | |жетные
турных | | | |средст-
центров | | | |ва
| | | |
|2. Открытие в городе Кур- |2001 |Департамент гумани-|Област-
|гане областного Дома друж-|год |тарной сферы и со- |ной
|бы народов Зауралья | |циальной политики |бюджет,
| | |Администрации обла-|внебюд-
| | |сти, обл.комитет по|жетные
| | |культуре и икусст- |средст-
| | |ву; областное отде-|ва
| | |ление Российского |
| | |фонда культуры (по |
| | |согласованию) |
| | | |
Подготовка|1. Организация целевой |Ежегод-|Райгорадминистрации|Бюджеты
кадров для|подготовки национальных |но |(по согласованию); |городов
учреждений|кадров в учебных заведени-| |обл.комитет по ку- |и райо-
культуры |ях городов Казани, Уфы, | |льтуре и искусству,|нов
националь-|Костаная, Петропавловска | |ГлавУО |
ных сел и |(на договорной основе) и | | |
повышение |Кургана | | |
их квали- | | | |
фикации |2. Включение в учебные |2000 |Обл.комитет по ку- |Обл.
|планы курсов повышения |год |льтуре и искусству;|бюджет,
|квалификации работников | |курсы повышения |бюджеты
|культуры циклов лекций по | |квалификации работ-|городов
|истории культуры, этногра-| |ников культуры, ОМО|и райо-
|фии, фольклору. Организа- | |"Культура" (по сог-|нов
|ция зональных районных се-| |ласованию) |
|минаров по данной пробле- | | |
|матике | | |
| | | |
|3. Открытие в училище ку- |2001 |Обл.комитет по ку- |Обл.
|льтуры факультета "Соци- |год |льтуре и искусству;|бюджет
|ально-культурная деятель- | |училище культуры |
|ность и народное художест-| |(по согласованию); |
|венное творчество" и спе- | | |
|циализации "Народное инст-| | |
|рументальное творчество | | |
|тюркского этноса" | | |
| | | |
Содействие|1. Проведение фестивалей |Ежегод-|Обл.комитет по ку- |Обл.
развитию |национальных культур, ку- |но |льтуре и искусству;|бюджет,
националь-|льтуры этнических групп, | |ГлавУО; ОМО "Куль- |бюджеты
ной куль- |смотров-конкурсов детских | |тура", национальные|городов
туры, зна-|и взрослых самодеятельных | |центры, областные |и райо-
комство |коллективов, дней национа-| |библиотеки, райгор-|нов,
населения |льной культуры, встреч с | |администрации (по |внебюд-
с обряда- |писателями, поэтами, ма- | |согласованию) |жетные
ми, куль- |стерами искусства и т.д. | | |средст-
турой раз-| | | |ва
ных наро- | | | |
дов, про- |2. Организация на договор-|Ежегод-|Обл.комитет по ку- |Обл.
живающих в|ной основе обменных га- |но |льтуре и искусству;|бюджет,
области |стролей профессиональных и| |райгорадминистра- |бюджеты
|самодеятельных коллекти- | |ции, ОМО "Культу- |городов
|вов, представляющих раз- | |ра", обл.филармония|и райо-
|личные национальные и эт- | |(по согласованию) |нов
|нические культуры | | |
| | | |
|3. Проведение областного |2001 |Обл.комитет по ку- |Обл.
|фестиваля славянской куль-|год |льтуре и искусству;|бюджет
|туры | |ОМО "Культура" (по |
| | |согласованию) |
| | | |
|4. Организация ежегодных |Ежегод-|Райгорадминистра- |Бюджеты
|праздников народов Заура- |но |ции, национальные |городов
|лья (святки, масленица, | |общественные орга- |и райо-
|наурыз, каргатуй, сабантуй| |низации, ОМО "Куль-|нов,
|и др.) | |тура" (по согласо- |средст-
| | |ванию) |ва спо-
| | | |нсоров
| | | |
|5. Организация областных |Ежегод-|ОМО "Культура", |Обл.
|выставок-продаж (ярмарок) |но |райгорадминистра- |бюджет,
|изделий народного творче- | |ции, обл.художест- |бюджеты
|ства, произведений народ- | |венный и краеведче-|городов
|ных мастеров Зауралья | |ский музеи, обл.от-|и райо-
| | |деление Российского|нов,
| | |фонда культуры (по |средст-
| | |согласованию) |ва спо-
| | | |нсоров
| | | |
|6. Открытие школ народной |Весь |Райгорадминистрации|Бюджеты
|культуры, студий (отделе- |период |(по согласованию) |городов
|ний) традиционных культур | | |и райо-
|при школах искусств и му- | | |нов
|зыкальных школах | | |
3. Межрегиональное и межнациональное культурное сотрудничество
Организа- |1. Реализация соглашений о|Посто- |ГлавУО, обл.комитет|Бюджеты
ционная |сотрудничестве в гумани- |янно |по культуре и ис- |ГлавУО,
деятель- |тарной сфере с Республика-| |кусству, обл.коми- |комите-
ность |ми Башкортостан, Татар- | |тет по печати и |тов по
|стан, приграничными обла- | |СМИ; отделение Рос-|культу-
|тями Республики Казахстан,| |сийского фонда ку- |ре и
|национальными автономными | |льтуры (по согласо-|искус-
|округами Тюменской области| |ванию) |ству,
| | | |печати
| | | |и СМИ,
| | | |внебюд-
| | | |жетные
| | | |средст-
| | | |ва
| | | |
|2. Развития сотрудничества|Весь |Обл. комитет по ку-|Бюджеты
|в национально-культурной |период |льтуре и искусству,|комите-
|сфере с Республикой Бела- | |ГлавУО, обл.комитет|тов по
|русь | |по печати и СМИ |культу-
| | | |ре и
| | | |искус-
| | | |ству,
| | | |печати
| | | |и СМИ,
| | | |ГлавУО
| | | |
|3. Привлечение специалис- |Посто- |Обл. комитет по ку-|Обл.
|тов из Республик Башкорто-|янно |льтуре и искусству;|бюджет,
|стан, Беларусь, Казахстан | |ОМО "Культура", |бюджеты
|и Татарстан для оказания | |райгорадминистра- |городов
|методической и практичес- | |ции (по согласова- |и райо-
|кой помощи фольклорным и | |нию) |нов
|самодеятельным коллективам| | |
|области на договорной ос- | | |
|нове | | |
| | | |
|4. Участие национальных |Ежегод-|Райгорадминистра- |Бюджеты
|коллективов и отдельных |но |ции, ОМО "Культура"|городов
|исполнителей области в фе-| |(по согласованию) |и райо-
|стивалях и праздниках, | | |нов
|проводимых в гг. Уфе, Ка- | | |
|зани, Петропавловске, Ко- | | |
|станае и других городах | | |
|национальных республик | | |
| | | |
|5. Обеспечение методиче- |Посто- |ОМО "Культура", |Обл.
|скими материалами, литера-|янно |обл.библиотека |бюджет,
|турой учреждений культуры | |им.Югова, райгорад-|бюджеты
|городов, районов и наци- | |министрации (по со-|городов
|ональных сел | |гласованию) |и райо-
| | | |нов
| | | |
|6. Подготовка и издание |2000 |Департамент гумани-|Обл.
|научной монографии "Баш- |год |тарной сферы и со- |бюджет,
|киры Курганской области" | |циальной политики |средст-
|на договорной основе с | |Администрации обла-|ва спо-
|Академией наук Республики | |сти; Курганский го-|нсоров
|Башкортостан | |сударственный уни- |
| | |верситет, Академия |
| | |Наук Республик Баш-|
| | |кортостан (по сог- |
| | |ласованию) |
4. Мероприятия по развитию русского языка и системы школ с изучением национальных (родных) языков
Принятие |1. Разработка и реализация|2000- |ГлавУО, обл.комитет|Обл.
мер по |областной программы "Со- |2002 |по печати и СМИ; |бюджет
поддержке |хранение и развитие рус- |гг. |Курганский государ-|
и развитию|ского языка как государст-| |ственный универси- |
русского |венного и языка межнаци- | |тет (по согласова- |
языка как |онального общения" на базе| |нию) |
государст-|федеральной программы | | |
венного и |"Русский язык" | | |
языка меж-| | | |
националь-| | | |
ного обще-| | | |
ния | | | |
| | | |
Развитие |2. В планах развития обра-|Весь |Администрации Сафа-|Район-
сети школ |зовательных учреждений |период |кулевского, Альме- |ные
с изучени-|районов области предусмат-| |невского, Зверино- |бюджеты
ем нацио- |ривать (в соответствии с | |головского, Курта- |
нальных |желанием детей и родите- | |мышского, Макушинс-|
(родных) |лей) открытие школ с изу- | |кого районов (по |
языков, |чением национального | |согласованию); |
укрепление|(родного) языка | |ГлавУО |
их учебно-| | | |
материаль-|3. Пересмотреть и внести |2000 |ГлавУО; райгорадми-|Бюджет
ной базы, |соответствующие коррективы|год |нистрации (по сог- |ГлавУО
улучшение |в заказы на учебники и | |ласованию) |
условий |учебно-методическую лите- | | |
обучения и|ратуру для школ с препода-| | |
воспитания|ванием национальных язы- | | |
детей |ков. | | |
| | | |
|4. Закупить и оборудовать |2000- |ГлавУО; райгорадми-|Бюджеты
|два комплекта кабинетов |2002 |нистрации (по сог- |городов
|татарского и башкирского |гг. |ласованию) |и райо-
|языков и литературы для | | |нов
|Сафакулевского и Альменев-| | |
|ского районов | | |
| | | |
Совершенс-|1. Провести анализ резуль-|2000 |ГлавУО; райгорадми-|Обл.
твование |татов учеб- |год |нистрации, админис-|бюджет,
учебно- |но-воспитательной работы | |трации школ (по |бюджеты
воспита- |школ, с изучением национа-| |согласованию) |городов
тельного |льных (родных) языков, и | | |и райо-
процесса |наметить меры по повышению| | |нов
|результативности общеобра-| | |
|зовательной подготовки | | |
| | | |
|2. Внедрение регионального|Весь |ГлавУО; райгорадми-|Бюджеты
|базисного плана, использо-|период |нистрации, админис-|городов
|вание регионального и | |трации школ (по |и райо-
|школьного компонентов для | |согласованию) |нов
|изучения национальной ис- | | |
|тории и культуры | | |
| | | |
|3. Проведение районных и |Ежегод-|Райгорадминистрации|Бюджеты
|городских олимпиад по на- |но |(по согласованию) |городов
|циональным (родным) языкам| | |и райо-
| | | |нов
| | | |
|4. Организация кружков |Посто- |Райгорадминистра- |Бюджеты
|прикладного народного |янно |ции, администрации |городов
|творчества школьников. | |школ (по согласова-|и райо-
|Проведение выставок изде- | |нию) |нов
|лий, поделок, конкурсов | | |
|умельцев | | |
| | | |
|5. Создание школ национа- |2000- |Райгорадминистрации|Бюджеты
|льной культуры на базе об-|2001 |(по согласованию); |районов
|щеобразовательных школ в |гг. |ГлавУО |и г.Ку-
|г.Кургане, Альменевском, | | |ргана
|Сафакулевском районах | | |
| | | |
|6. Создание в школах и до-|Посто- |Райгорадминистра- |Бюджеты
|мах творчества школьников |янно |ции, администрации |городов
|коллективов художественной| |школ (по согласова-|и райо-
|самодеятельности на наци- | |нию) |нов
|ональных (родных) языках, | | |
|кружков художественного | | |
|слова, вокальных фольклор-| | |
|ных ансамблей, драматиче- | | |
|ских коллективов. Проведе-| | |
|ние смотров, конкурсов | | |
|чтецов, песен на национа- | | |
|льных (родных) языках | | |
| | | |
|7. Разработка новых тури- |2000 |ГлавУО; райгорадми-|
|стских маршрутов и реко- |год |нистрации, (по сог-|
|мендаций по изучению род- | |ласованию) |
|ного края, его культуры | | |
| | | |
|8. Открытие в общеобразо- |Ежегод-|ГлавУО; облДЮСШ, |Бюджеты
|вательных школах, детских |но |райгорадминистра- |городов
|и юношеских спортивных | |ции, администрации |и райо-
|школах (ДЮСШ) секций наци-| |школ (по согласова-|нов
|ональных видов борьбы, | |нию) |
|проведение соревнований, | | |
|первенств, спартакиад | | |
| | | |
|9. Оказание содействия и |Посто- |Райгорадминистрации|Бюджеты
|поддержки национальным и |янно |(по согласованию); |городов
|общественным центрам в | |ГлавУО |и райо-
|открытии и функционирова- | | |нов
|нии воскресных школ, дру- | | |
|гих альтернативных учебных| | |
|заведений, а также круж- | | |
|ков, факультетов по изуче-| | |
|нию родных языков, наци- | | |
|ональных культур, обеспе- | | |
|чение их необходимой лите-| | |
|ратурой | | |
| | | |
|10. Разработка программы |2000 |Администрация |Бюджеты
|"Воспитание и обучение де-|год |г.Шадринска, Шадри-|г.Шад-
|тей в дошкольных учрежде- | |нский педагогичес- |ринска
|ниях в рамках традиционной| |кий институт (по |и Шад-
|русской народной культуры"| |согласованию) |ринско-
| | | |го пе-
| | | |дагоги-
| | | |ческого
| | | |инсти-
| | | |тута
| | | |
Работа с |1. Обеспечить своевремен- |Ежегод-|Райгорадминистрации|Бюджеты
кадрами |ное прохождение курсов по-|но |(по соглаованию); |городов
|вышения квалификации учи- | |ГлавУО |и райо-
|телей башкирского языка в | | |нов
|г.Уфе, татарского - в | | |
|г.Казани, казахского - в | | |
|г.Петропавловске и | | |
|г.Костанае в соответствии | | |
|с договорами | | |
| | | |
|2. В плане работы ИПКРО в |Посто- |ГлавУО |Бюджет
|школах с изучением наци- |янно | |ГлавУО
|ональных (родных) языков | | |
|предусмотреть: | | |
|- проведение проблемных | | |
|курсов для учителей препо-| | |
|дающих национальные (род- | | |
|ные) языки; | | |
|- организацию опорных пун-| | |
|ктов передового педагоги- | | |
|ческого опыта; | | |
| | | |
|3. Увеличить квоту для |2000 |ГлавУО; Курганский |Обл.
|внеконкурсного поступления|год |государственный |бюджет
|в ВУЗы области абитуриен- | |университет (по |
|там Альменевского и Сафа- | |согласованию) |
|кулевского районов | | |
| | | |
|4. Обеспечить ежегодное |Ежегод-|ГлавУО; райгорадми-|Обл.
|направление абитуриентов |но |нистрации (по сог- |бюджет
|на учебу в ВУЗы и училища | |ласованию) |
|по специальности учитель | | |
|татарского, башкирского и | | |
|казахского языков | | |
| | | |
|5. Укрепить штаты отделов |2000 |Райгорадминистра- |Бюджеты
|образования райгорадмини- |год |ции (по согласова- |городов
|страций методистами по на-| |нию) |и райо-
|циональным языкам | | |нов
| | | |
|6. Организовать работу вы-|Ежегод-|ГлавУО; ИПКРО, рай-|Бюджеты
|ездных приемных комиссий |но |горадминистрации |городов
|ВУЗов и СУЗов Башкортоста-| |(по согласованию) |и райо-
|на, Казахстана, Татарстана| | |нов
|в г.Кургане | | |
| | | |
|7. Организация при факуль-|2000 |Шадринский педаго- |Бюджеты
|тете переподготовки учите-|год |гический институт, |Шадрин-
|лей Шадринского педагоги- | |администрация |ского
|ческого института курса | |г.Шадринска, (по |педаго-
|"Традиционная русская на- | |согласованию); |гичес-
|родная культура на примере| |ГлавУО |кого
|этнографических и фольк- | | |инсти-
|лорных материалов | | |тута и
|г.Шадринска и Шадринского | | |г.Шад-
|района" | | |ринска
5. Совместная деятельность религиозных и светских организаций в развитии национальных культур народов Зауралья
Информаци-|1. Проведение социологиче-|2000 |Департамент гумани-|Обл.
онно-ана- |ских исследований "Рели- |год |тарной сферы и со- |бюджет
литическая|гиозные процессы в Заура- | |циальной политики |
работа |лье" | |Администрации обла-|
| | |сти |
| | | |
|2. Подготовка аналитиче- |Ежегод-|Департамент гумани-|Обл.
|ских ежегодных материалов |но |тарной сферы и со- |бюджет
|о религиозной ситуации в | |циальной политики |
|области | |Администрации обла-|
| | |сти |
| | | |
Подготовка|1. Проведение семинаров с |Ежегод-|Департамент гумани-|Обл.
кадров |ответственными работниками|но |тарной сферы и со- |бюджет
|райгорадминистраций по | |циальной политики |
|вопросам государствен- | |Администрации обла-|
|но-церковных отношений | |сти |
| | | |
Организа- |1. Совместно с Курганской |2000 |Департамент гумани-|Обл.
ционная |епархией Русской право- |год |тарной сферы и со- |бюджет,
работа |славной церкви, другими | |циальной политики |бюджет-
|христианскими конфессиями | |Администрации обла-|ные
|реализовать мероприятия по| |сти, обл.комитет по|фонды
|празднованию 2000-летия | |культуре и искус- |
|христианства | |ству; обл.общество |
| | |"Знание" (по согла-|
| | |сованию) |
| | | |
|2. Обновить список культо-|2000 |Департамент гумани-|Обл.
|вых зданий, сохранившихся |год |тарной сферы и со- |бюджет,
|на территории области | |циальной политики |бюджет
| | |Администрации обла-|НПЦ
| | |сти; научно-произ- |
| | |водственный центр |
| | |(НПЦ) по охране па-|
| | |мятников истории и |
| | |культуры (по согла-|
| | |сованию) |
| | | |
|3. Установить учет и конт-|Посто- |Департамент гумани-|Обл.
|роль за использованием ку-|янно |тарной сферы и со- |бюджет,
|льтовых зданий с целью ре-| |циальной политики |бюджет
|ставрации и своевременного| |Администрации обла-|НПЦ
|их возврата религиозным | |сти; НПЦ по охране |
|организациям | |памятников истории |
| | |и культуры (по сог-|
| | |ласованию) |
| | | |
|4. Содействие в оборудова-|2000 |Департамент гумани-|Област-
|нии исламского культурного|год |тарной сферы и со- |ные
|центра в г.Кургане | |циальной политики |внебюд-
| | |Администрации обла-|жетные
| | |сти |фонды,
| | | |средст-
| | | |ва спо-
| | | |нсоров
| | | |
|5. Помощь Курганской епар-|2000- |Департамент гумани-|Област-
|хии РПЦ в открытии и обо- |2001 |тарной сферы и со- |ные
|рудовании центра право- |гг. |циальной политики |внебюд-
|славной культуры | |Администрации обла-|жетные
| | |сти, обл.комитет по|фонды,
| | |культуре и искусст-|средст-
| | |ву |ва спо-
| | | |нсоров
| | | |
|6. Содействие в строитель-|2000- |Администрация обла-|Област-
|стве мечети в г.Кургане |2001 |сти; администрация |ные
| |гг. |г.Кургана (по сог- |внебюд-
| | |ласованию) |жетные
| | | |фонды,
| | | |средст-
| | | |ва спо-
| | | |нсоров
6. Система мер по развитию средств массовой информации для удовлетворения духовных запросов народов и этнических групп Зауралья
Деятель- |1. Посредством постоянных |Посто- |Редакции областных |Обл.
ность ре- |рубрик, целевых полос и |янно |и районных газет, |бюджет,
дакций га-|специальных программ вести| |гостелерадиокомпа- |учреди-
зет и дру-|широкое информирование на-| |ния (ГТРК) (по сог-|тели,
гих учреж-|селения по вопросам наци- | |ласованию) |доходы
дений |ональной политики, разви- | | |редак-
|тия национальных культур и| | |ций
|межнациональных отношений | | |
| | | |
|2. Оборудовать редакцию |2000 |Областной комитет |Обл.
|Сафакулевской районной га-|год |по печати и СМИ |бюджет,
|зеты "Трудовая слава" на- | | |спон-
|стольно-издательским комп-| | |сорские
|лексом для расширения объ-| | |средст-
|емов выпуска газеты и дру-| | |ва из
|гой печатной продукции на | | |Респуб-
|татарском языке | | |лики
| | | |Татар-
| | | |стан
| | | |
|3. Практиковать обмен опы-|Посто- |Областной комитет |Обл.
|том, организовать встречи,|янно |по печати и СМИ; |бюджет,
|стажировки, совещания, се-| |редакции областных |спон-
|минары журналистов, поли- | |газет "Новый мир", |сорские
|графистов, издателей и | |"Зауралье" (по сог-|средст-
|книгораспространителей | |ласованию) |ва из
| | | |Респуб-
| | | |лик
| | | |Башкор-
| | | |тостан,
| | | |Татар-
| | | |стан,
| | | |Казах-
| | | |стан
| | | |
|4. Приобретение тиражиру- |2000 |Обл.комитет по пе- |Обл.
|ющего аппарата марки "РИ- |год |чати и СМИ |бюджет,
|ЗО" для спецвыпусков газет| | |спон-
|на национальных языках | | |сорские
| | | |средст-
| | | |ва из
| | | |Респуб-
| | | |лики
| | | |Башкор-
| | | |тостан
| | | |
|5. Регулярно обмениваться |Посто- |Областной комитет |Обл.
|специальными полосами га- |янно |по печати и СМИ; |бюджет,
|зет, посвященных Дням | |редакции областных |доходы
|стран СНГ и национальных | |газет "Новый мир", |редак-
|республик | |"Зауралье" (по сог-|ций об-
| | |ласованию) |ластных
| | | |газет
| | | |"Новый
| | | |мир",
| | | |"Заура-
| | | |лье"
| | | |
|6. Содействие школам и |Весь |Обл.комитет по пе- |Обл.
|библиотекам в подписке на |период |чати и СМИ; |бюджет,
|газеты и журналы на наци- | | |доходы
|ональных языках | | |редак-
| | | |ций
| | | |район-
| | | |ных
| | | |газет
| | | |
Работа ра-|1. Создать на базе Курган-|2000 |Департамент гумани-|Обл.
дио и те- |ской гостелерадиокомпании |год |тарной сферы и со- |бюджет,
левидения |общественную национальную | |циальной политики |бюджет
|редакцию | |Администрации обла-|ГТРК
| | |сти; ГТРК (по сог- |
| | |ласованию) |
| | | |
|2. Совершенствовать обла- |Посто- |ГТРК (по согласова-|Бюджет
|стную радиопрограмму "Ту- |янно |нию) |ГТРК
|ган як" ("Родной край") | | |
| | | |
|3. Организовывать телера- |Посто- |ГТРК (по согласова-|Обл.
|диомосты с Республиками |янно |нию) |бюджет,
|Башкортостан, Беларусь, | | |бюджет
|Казахстан, Татарстан | | |ГТРК
| | | |
|4. Производить регулярный |Посто- |ГТРК (по согласова-|Бюджет
|обмен телерадиопередачами,|янно |нию) |ГТРК
|делегациями журналистов с | | |
|соседними и национальными | | |
|регионами на основе подпи-| | |
|санных договоров | | |
7. Научное обеспечение деятельности Администрации области по поддержке развития национальных культур народов Зауралья
Информаци-|1. Активизировать работу |Весь |Советник по связям |Обл.
онно-ана- |научно-методического |период |с религиозными ор- |бюджет
литическая|(экспертного) Совета при | |ганизациями, нацио-|
работа |Администрации области по | |нальной политике |
|вопросам сохранения и раз-| |Администрации обла-|
|вития национальных культур| |сти |
| | | |
|2. Проведение исследований|2000 |Департамент гумани-|Обл.
|по проблемам межнациональ-|год |тарной сферы и со- |бюджет
|ных отношений | |циальной политики |
| | |Администрации обла-|
| | |сти; Курганский го-|
| | |сударственный уни- |
| | |верситет (по согла-|
| | |сованию) |
| | | |
|3. Создать и обновлять ин-|2000- |Советник по связям |Обл.
|формационную карту (банк |2002 |с религиозными ор- |бюджет,
|данных) для анализа демог-|гг. |ганизациями, нацио-|бюджет
|рафических, миграционных | |нальной политике |обл.
|изменений, фиксации изме- | |Администрации обла-|комите-
|нений в сфере национальных| |сти; обл.комитет |та ста-
|отношений | |статистики (по сог-|тистики
| | |ласованию) |
| | | |
Работа с |1. В вузах области открыть|2000 |Департамент гумани-|Обл.
кадрами |спецкурсы по проблемам |год |тарной сферы и со- |бюджет,
|межнациональных отношений | |циальной политики |бюджет
| | |Администрации обла-|госу-
| | |сти, ГлавУО; Кур- |дарст-
| | |ганский государст- |венного
| | |венный университет |универ-
| | |(по согласованию) |ситета
| | | |
|2. В институте повышения |2001 |Департамент гумани-|Обл.
|квалификации и переподго- |год |тарной сферы и со- |бюджет
|товки работников образова-| |циальной политики |
|ния начать подготовку пре-| |Администрации обла-|
|подавателей по конфиктоло-| |сти; ИПКРО (по сог-|
|гии и проблемам межнаци- | |ласованию) |
|ональных отношений, ввести| | |
|спецкурс "Обычаи и тради- | | |
|ции народов Зауралья" | | |
-------------------------------------------------------------------------
Заместитель Главы Администрации (Губернатора)
Курганской области -
руководитель аппарата -
управляющий делами
В.М. Достовалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Курганской области от 21 декабря 1999 года N 689 "О Программе совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и общественных объединений по сохранению и развитию национальных культур народов Зауралья на 2000-2002 годы".
Текст постановления официально опубликован не был
Утратило силу на основании постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 года N 139 "О признании утратившими силу некоторых постановлений высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области".