Интервью с начальником управления Федеральной службы налоговой полиции по Курганской области
"До всех у нас просто не доходят руки"
(извлечение)
- Налоговая полиция существует с 1992 года. Сначала это было управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе России. Потом налоговая полиция много раз изменялась, трансформировалась, и, в конце концов, она превратилась в федеральную структуру, имеющую свои управления в каждом субъекте Российской Федерации. На сегодняшний день наши сотрудники кроме Кургана работают еще в пяти межрайонных отделах: Кетовском, Куртамышском, Макушинском, Шумихинском и Шадринском. Численность у нас небольшая, и поэтому налоговая полиция, по сравнению с другими правоохранительными органами, не только самая молодая, но и самая малочисленная структура.
- Валерий Зосимович, обыватель зачастую не видит особой разницы между налоговым инспектором и налоговым полицейским. Не могли бы вы коротко разделить функции налоговой инспекции и полиции? Что входит в вашу компетенцию?
- Налоговая инспекция и налоговая полиция - это две совершенно разные хотя и родственные структуры. И наши функции сейчас уже не пересекаются. Если главной задачей налоговой инспекции является контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты, то в нашу компетенцию входят предупреждение, выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений. В своей работе мы опираемся на такие законы и нормативные акты, как Закон "О федеральных органах налоговой полиции", Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ и, собственно, Налоговый кодекс РФ, который вступил в силу с 1 января нынешнего года.
- Вы проводите самостоятельно финансовые проверки?
- Нет. До вступления в силу нового Налогового кодекса мы действительно осуществляли самостоятельные документальные проверки, как и налоговая инспекция. Отчего у предпринимателей возникла некоторая путаница. Сейчас же мы по закону лишены такого права и проводим документальные проверки только совместно со специалистами Министерства по налогам и сборам.
К тому же с приходом нового директора ФСНП Вячеслава Федоровича Солтаганова перед нами как перед правоохранительным органом были поставлены четкие задачи: больше выявлять налоговых преступлений, больше возбуждать уголовных дел, а в результате - возмещать ущерб, нанесенный казне.
- Одним словом, вашей главной задачей является пополнение бюджета...
- В некотором роде да. Но, по моему мнению, главной задачей налоговой полиции является все-таки воспитание законопослушного налогоплательщика. А уже через понимание того, что уплата налогов - это долг и обязанность гражданина, - пополнение бюджета.
Уголовные дела - это не самоцель, а необходимая мера, применяемая к злостным нарушителям налогового законодательства. На сегодняшний день, по мнению многих, настала пора более жестких мер в отношении таких нарушителей - количество налоговых преступлений растет с каждым днем. Но одними репрессивными мерами ситуацию исправить нельзя. Необходимо снизить налоговый пресс, который давит сегодня на отечественную экономику, но при этом резко увеличить санкции, применяемые к нарушителям налогового законодательства. Либерализация налогового пространства с одновременным ужесточением ответственности за нарушения законов должны повлиять на сознание россиян. Только так мы можем, в конце концов, воспитать законопослушного налогоплательщика.
- Валерий Зосимович, не могли бы вы сделать общий обзор налоговой ситуации в регионе? Какая отрасль бизнеса или производства является зоной вашего повышенного интереса? В какой сфере экономики, на ваш взгляд, работают наименее законопослушные налогоплательщики?
- Для начала несколько цифр: на сегодняшний день на территории Курганской области зарегистрированы 49350 налогоплательщиков. Удельный вес физических лиц среди них - 68 процентов. Из 123 уголовных дел, которые мы возбудили за прошедшие 10 месяцев, - 106 приходятся на долю индивидуальных предпринимателей. Эти цифры говорят сами за себя. Причем сейчас существует тенденция к увеличению количества налоговых правонарушений, совершенных физическими лицами. Хотя еще года два назад соотношение уголовных дел, возбужденных в отношении физических и юридических лиц, было примерно равным. Происходит это во многом потому, что большая часть бизнесменов, ранее зарегистрировавших свои фирмы как юридические лица, предпочла в прошлом и нынешнем годах перерегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Выгода здесь очевидна: у физических лиц более простая система налогообложения, нет ограничений по операциям с наличностью, а финансовую отчетность нужно предоставлять лишь один раз в год.
Зона наших интересов весьма обширна: агропромышленный комплекс, алкогольный бизнес, реализация ГСМ и многое другое. Везде есть предпосылки для совершения налоговых преступлений. В нашем законодательстве существуют обширные правовые "дыры", которыми с "удовольствием" пользуются, мягко говоря, непорядочные предприниматели.
Очень много внимания в последнее время сотрудниками налоговой полиции Зауралья уделяется проблемам Пенсионного фонда, который ежемесячно недополучает от организаций и коммерческих фирм астрономические суммы. Эти деньги предприниматели и руководители организаций предпочитают тратить на ремонт помещений, офисов, покупку автомобилей и другие, по их мнению, первостепенные нужды. А от этого страдают пенсионеры. Занявшись этой проблемой, налоговые полицейские смогли "вернуть" в фонд более семи миллионов рублей. Поделите это на среднестатистическую пенсию, и вы получите количество человек, которым мы сегодня помогли. Не обошлось, правда, без крайних мер: в отношении ряда руководителей крупных предприятий города и области пришлось возбуждать уголовные дела, но эффект от этого налицо. А ведь есть еще, к примеру, дорожный фонд, про который бизнесмены регулярно "забывают".
Или взять алкогольный бизнес, который остается одним из самых криминогенных. Сегодня много говорится о государственной монополии на производство алкоголя, но мы с вами прекрасно понимаем, что на самом деле все до сих пор находится в руках коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей. Отследить всю алкогольную цепочку от производства и реализации спирта и винно-водочных изделий полностью крайне сложно. Для этого нужно иметь целую армию налоговых полицейских. Тем не менее мы, конечно же, стараемся контролировать курганский рынок алкоголя. Только в этом году нами проверено около 1000 организаций, торгующих алкоголем как оптом, так и в розницу.
- И каковы результаты?
- Результаты действительно есть, и мы считаем, что общими усилиями Администрации области и силовых структур в Зауралье удалось в значительной степени сократить реализацию неучтенной водки. Тем не менее мы все-таки время от времени изымаем неучтенную водку. Но тут встает другой вопрос: что же с ней делать? К примеру, в этом году мы арестовали 2938 ящиков поддельной водки и 722 дал спирта. В соответствии с постановлением Правительства, всю изъятую водку необходимо направлять на техническую переработку. Но у нас в области никто этим не занимается, и, кроме того, техническая переработка водки гораздо дороже, чем ее производство. Уничтожать ее тоже было бы неразумно, поскольку, как правило, она соответствует всем требованиям ГОСТа и от ее продажи государство может получить доход. И вот, в результате, эта водка пылится на складах налоговой полиции, а мы обиваем пороги различных инстанций в попытках получить разрешение на ее реализацию. И если нам это удается, реализуем водку, а деньги, вырученные от ее продажи, поступают в местный бюджет.
- Каждый год все частные предприниматели, а их у нас в области более 33 тысяч, сдают налоговые декларации. Однако общеизвестно, что подавляющее большинство из них существенно занижают свои доходы и, к примеру, показывая зарплату своих наемных работников, просто вписывают сумму минимальной заработной платы. Является ли налоговая декларация для налоговой полиции поводом для расследования? И вообще, что необходимо, чтобы налоговый полицейский "обратил внимание" на того или иного предпринимателя?
- Нельзя сказать, что декларация является поводом для проведения проверки. Скорее всего, она - лишь звено в цепочке расследования. Механизм нашей работы выглядит примерно так: когда нам становится известно о том, что некий предприниматель, осуществляя свою коммерческую деятельность, не отражает в бухгалтерских документах истинное положение дел, мы начинаем его оперативную разработку и, если действительно имеет место нарушение налогового законодательства, закрепляем это документально. Вот здесь и может пригодиться налоговая декларация. В ходе расследования мы выясняем, чем он занимался, в каких городах России проводил сделки, и таким образом, "перелопатив" кучу документов, выясняем, к примеру, что он занизил свой доход. Но и это еще не повод для возбуждения уголовного дела. В соответствии с законом мы можем возбудить уголовное дело лишь в том случае, если объем сокрытых доходов физических лиц превышает 200 минимальных размеров оплаты труда.
Но посмотрите, в области зарегистрировано 33 тысячи индивидуальных предпринимателей, и просто физически мы не можем проверить каждого бизнесмена. Тем более что анализ налоговых деклараций проводит не налоговая полиция, а налоговая инспекция.
Возвращаясь к вопросу о поводе для нашего расследования, скажу, что в нашем управлении существует телефон доверия - 41-76-09, по которому в любое время суток любой гражданин может позвонить и сообщить информацию о налоговых правонарушениях. Что движет этим гражданином - любовь к своему Отечеству или стремление устранить конкурента руками налоговой полиции, - это вопрос скорее риторический. Однако любая информация, поступившая в налоговую полицию, самым серьезным образом проверяется нашей оперативной службой, которая и устанавливает достоверность этих сведений. К слову сказать, в Курганском управлении работают настоящие профессионалы, которым под силу решить эту проблему.
- Полагается ли какое-нибудь денежное вознаграждение тому, кто предоставит ценную информацию?
- Да, действительно, в Законе "О федеральных органах налоговой полиции" по этому поводу сказано, что гражданину, сообщившему ценную информацию о налоговых преступлениях, полагается 10 процентов от взысканной с нарушителя суммы. Но здесь есть одно "но" - нет механизма выплаты денег, точнее не определено, из каких источников - федерального или местного бюджетов - будут перечисляться деньги. Мы хотели бы заплатить таким гражданам, но, к сожалению, не можем: вся взысканная сумма идет на погашение долга, а такой статьи расходов, как "Вознаграждение", у нас, к сожалению, нет.
- Ни для кого не секрет, что большинство предпринимателей, торгующих как оптом, так и в розницу, стараются скрыть свои истинные доходы и ведут, что называется, "черную" бухгалтерию. Впоследствии это отражается и в декларациях. Однако, согласитесь, опытному специалисту не составит особого труда, зная, скажем, площадь магазина, установить дневную выручку.
- У нас до этого руки не доходят. Мы все время работаем в таком напряженном режиме. Все нужно проверить, куда-то ехать, что-то разыскивать. Кроме того, проверкой торгующих точек должны заниматься налоговая инспекция, управление цен, торговая инспекция. Это их "хлеб". Мы, как уже говорилось, не занимаемся проверками, а лишь расследуем ставшие известными случаи налоговых преступлений, которые выявили самостоятельно либо получили материалы из других ведомств. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с органами внутренних дел, налоговой инспекцией, прокуратурой, ФСБ.
- А по факту публикации в прессе вы можете возбудить уголовное дело?
- Нет. Для того чтобы возбудить уголовное дело, нам необходимо иметь материалы, подтверждающие факт совершения налогового преступления. Оперативный работник может только ориентироваться на публикацию в проведении расследования налогового преступления. Хотя, с другой стороны, что это за оперативный работник, если он узнает о случившемся только из газет?
- Сколько статей в Уголовном кодексе относится к компетенции налоговой полиции?
- Всего две. Это статьи УК РФ 198 "Уклонение физического лица от уплаты налогов" и 199 "Уклонение от уплаты налогов с организаций". В связи с этим я хотел бы объяснить, почему нам легче и проще "отработать" информацию, касающуюся юридических лиц. Дело в том, что у юридических лиц есть бухгалтерия, там есть за что "зацепиться".
- Но ведь получается парадокс: есть бумага - есть проблема, нет бумаги - нет проблем. Не ведя бухгалтерского учета, предприниматель ограждает себя от налоговой полиции?!
- Нет, мы, конечно же, расследуем уголовные дела и в отношении тех, кто не ведет бухучета. В своей деятельности бизнесмен контактирует с другими коммерсантами, оставляя, как говорится, "бумажный" след. Поэтому на основании документов - накладных, приходных и расходных ордеров и многих других документов, которые хранятся у его деловых партнеров (не все ведь предприниматели уничтожают свою бухгалтерскую отчетность), можно вывести такого предприимчивого товарища на чистую воду. Однако завести на него уголовное дело гораздо сложнее, ведь в суде нам необходимо документально доказать и доходы, и затраты предпринимателя. Это сделать бывает весьма проблематично, если учесть, что, как правило, индивидуальные предприниматели не утруждают себя ведением бухгалтерии. И максимум, что мы можем сделать, - привлечь такого нарушителя к административной ответственности.
- Извините за бестактность, но получается, что таким образом вы обеспечиваете себе жизнь попроще...
- Просто сегодня мы поставлены в такие условия, когда неведение бухгалтерского учета не является основой для возбуждения уголовного дела. К сожалению, нет уголовной ответственности и за умышленное уничтожение бухгалтерских документов.
- Как известно, налоговая полиция занимается также и арестом имущества, его реализацией и т.д. Не так давно главный судебный пристав области Александр Бушмакин заявил журналистам, что все эти функции переходят к службе судебных приставов. Действительно ли это так?
- Да, на сегодняшний день по этому вопросу существует несколько документов - постановление Правительства и Налоговый кодекс, в которых говорится, что с 1 января 2000 года все вопросы, связанные с арестом и реализацией имущества, передаются в ведение службы судебных приставов, а также Долговому центру при Правительстве России. Если к Новому году не будут приняты дополнительные нормативные акты по вопросам ареста имущества и его реализации нашим ведомством, то с января 2000 года мы передаем эту функцию службе судебных приставов. Налоговая инспекция, пока работающая в этом вопросе с нами, с января будет напрямую работать со службой судебных приставов.
Служба судебных приставов и сейчас занимается вопросами ареста и реализации имущества должников на основании постановлений судов, но у них, в отличие от налоговой полиции, другой порядок погашения долгов.
... Конечно же, вопрос реализации арестованного имущества - это головная боль нашего управления. И дело даже не в сложности этого процесса, а в тех объемах, размере сумм, которые необходимо нам получить, реализовав имущество должника. К примеру, на сегодняшний день в соответствии с постановлением Госналогинспекции нам необходимо продать такого имущества на сумму более 362 млн. рублей. В Курганской области нет богатых людей, которые бы покупали выставленное на продажу. Приходится нам реализовывать и недвижимость - склады, производственные помещения, которые, несмотря ни на что, стоят прилично. И опять же все упирается в слабую покупательскую способность курганцев.
- Но, пожалуйста, портрет "среднестатистического" налогового полицейского.
- Средний возраст наших сотрудников - 37 лет. 85 процентов налоговых полицейских имеют высшее образование - юридическое, военное, экономическое. Личный состав Курганского управления налоговой полиции был сформирован из бывших сотрудников органов внутренних дел, ФСБ и Вооруженных Сил. Но очень скоро к нам в управление начнут приходить первые выпускники высших учебных заведений налоговой полиции.
- Как развиваются ваши взаимоотношения с местной властью? Редакции известны случаи, когда служба судебных приставов - федеральная структура - получала непосредственные распоряжения Губернатора Олега Богомолова не арестовывать сельхозтехнику или зерно...
- Отвечу сразу, что никаких указаний или давления со стороны местной власти на нас никогда не было. С другой стороны, мы и сами понимаем, что, к примеру, арест имущества хозяйств в разгар страды равносилен их уничтожению и соответственно развалу сельского хозяйства области.
- Валерий Зосимович, как здравомыслящий человек вы не можете не понимать, что предприятия зачастую просто не в состоянии заплатить все налоги - настолько велик налоговый пресс государства. В то же время как государственный служащий вы призваны следить за соблюдением налогового законодательства. Как вы для себя решаете эту дилемму?
- Вопрос довольно сложный. Конечно, такая дилемма встает довольно часто, однако нельзя отходить от буквы закона. В то же время мы должны понимать, как сейчас легко "угробить" предприятие. Сегодня практически каждый налогоплательщик имеет значительные суммы недоимок и штрафов и уплатить в одночасье их, естественно, не может. А с другой стороны, все должны платить налоги. Без этого нельзя. Как быть? Мы пытаемся найти компромиссное решение: на различных комиссиях, ВЧК, проходящих в администрации, налоговых органах, идет индивидуальная работа с должниками - разрабатываются графики постепенного погашения долгов. Таким образом мы даем возможность налогоплательщику не сворачивая своего производства или коммерческой деятельности, погасить свои долговые обязательства перед бюджетами.
Интервью провел | Антон Казарин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с начальником управления Федеральной службы налоговой полиции по Курганской области "До всех у нас просто не доходят руки"
Текст интервью опубликован в газете "Курган и курганцы" от 7 декабря 1999 г. N 182