Председатель |
Л.Г. Ефремов |
Программа
комплексных мер борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Курганской области на 1998 - 2000 годы
Характеристика ситуации
Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных общественных проблем. Анализ состояния наркотической ситуации в Курганской области свидетельствует об ее резком обострении. Высокими темпами растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Так, если в 1992 году на учете органов здравоохранения и внутренних дел состояло 203 таких лица, из них 19 несовершеннолетних, то на 1 января текущего года уже 1517, в т.ч. 426 несовершеннолетних. Однако реальное количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, по экспертным оценкам, превышает официальные данные в 5-10 раз.
Растет и связанная с наркотиками преступность. Это обусловлено значительным уровнем наркотизации населения, многократным ростом наркопреступности, формированием организованных преступных групп наркодельцов и активизации контрабандного ввоза наркотических средств в область, а также наличием собственной сырьевой базы.
За 5 последних лет количество выявленных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 3,5 раза. В 1997 году в связи с изменением нормативных актов и активизацией работы милиции темпы выявления наркопреступлений еще выше. За 1997 год выявлено 1347 преступлений, каждое пятое из них связано со сбытом наркотических средств. Особую тревогу вызывают качественные изменения в структуре подростковой преступности. За преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 107 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности.
Одним из факторов, влияющих на обострение наркотической ситуации в области, является ее приграничное расположение со среднеазиатскими государствами - традиционными поставщиками наркотиков. Значительная протяженность границы с Казахстаном (576,6 км), отсутствие пограничной службы, слабое техническое оснащение таможенных постов способствуют беспрепятственному провозу на территорию области и других регионов России крупных партий наркотиков.
Ситуация осложняется и тем, что область располагает значительной сырьевой базой для приготовления наркотика - солома масличного мака.
Из незаконного оборота за 1997 год изъято свыше 155 кг различных наркотических средств, из них три четверти - сырье местного происхождения (солом масличного мака).
Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу, становится очевидной необходимость принятия и реализации Программы комплексных мер по противодействию и злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998 - 2000 годы, предусматривающей комплекс скоординированных мер социального, медицинского, правового и организационного характера.
Цели и принципы программы
Главной целью программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений.
N пп. | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
1. Организационные мероприятия 1.1. | В целях повышения эффективности бо-|Администрация |I квартал |рьбы с распространением наркомании, |области |1998 года |обеспечения координации деятельности | | |государственных и хозяйственных орга-| | |нов, общественных организаций пере- | | |смотреть состав действующей при Адми-| | |нистрации области комиссии по проти- | | |водействию злоупотреблению наркотиче-| | |скими средствами и их незаконному | | |обороту. | | | Координацию деятельности правоохра-|Прокуратура |Постоянно |нительных органов области по борьбе с|области | |наркоманией и незаконным оборотом на-| | |ркотиков осуществляет прокуратура | | |Курганской области. Общая координация| | |этой деятельности возлагается на Ад- | | |министрацию области. | | 1.2. | Для более полного учета лиц, упот- |Органы здраво- |Постоянно |ребляющих наркотики, обеспечить вза- |охранения, рай-| |имное информирование органов здраво- |онные отделы | |охранения, образования, внутренних |внутренних дел,| |дел, призывных комиссий райвоенкома- |районные воен- | |тов, о всех случаях выявления лиц, |коматы, учебные| |замеченных в употреблении наркотиче- |заведения | |ских и сильнодействующих средств. | | 1.3. | Осуществить меры по увеличению |Администрация |1998-2000 гг. |штатной численности подразделений по |области, Управ-| |работе с незаконным оборотом наркоти-|ление внутрен- | |ков Управления внутренних дел Курган-|них дел | |ской области, введению штатных долж- | | |ностей в районных отделах внутренних | | |дел районов с наиболее сложной нарко-| | |ситуацией. Решить вопрос об укрепле- | | |нии материальной базы и приобретении | | |необходимых технических средств для | | |подразделений по работе с незаконным | | |оборотом наркотиков области (Прило- | | |жение 1). | | 1.4. | От имени областной Думы Администра-|Администрация |1998 год |ции области выйти с ходатайствами: |области, тамож-| | - в Государственный таможенный ко- |ня | |митет РФ о выделении Курганской та- | | |можне, как приграничной, штатов для | | |создания отдела по борьбе с контра- | | |бандой наркотиков и кинологической | | |службы; | | | - в Правительство РФ о создании зон| | |таможенного и пограничного контроля | | |пассажирских и грузовых поездов на | | |приграничных железнодорожных станциях| | |Петухово и Зауралье. | | 1.5. | Руководству УВД области, таможни и |УВД, таможня, |1998-1999 гг. |областного отдела пограничной стражи |областной отдел| |решить вопрос о выделении средств на |погранстражи | |расширение имеющегося в УВД питомника| | |служебного собаководства и увеличения| | |его штатов для дальнейшего использо- | | |вания всеми указанными ведомствами. | | 1.6. | Руководству УВД и линейному отделу |УВД, линейный |1998 |внутренних дел на железнодорожной |отдел внутрен- | |станции Петухово создать при Петухов-|них дел | |ском РОВД кустовую экспертную лабора-| | |торию для проведения экспертиз нарко-| | |тиков. | | 1.7. | Из числа руководителей оперативных |Прокуратура об-|1998 год |подразделений прокуратуры, УВД, УФСБ,|ласти, подраз- | |УВДТ, таможни и отдела пограничной |деление по не- | |стражи создать постоянно действующую |законному обо- | |группу для обмена оперативной инфор- |роту наркотиков| |мацией и выработки путей ее реализа- |УВД, Управление| |ции, проведения совместных операций. |Федеральной | | |службы безопас-| | |ности, Управле-| | |ние внутренних | | |дел на транс- | | |порте, таможня | 2. Профилактика злоупотребления наркотическими веществами 2.1. | Изучать в исправительно-трудовых |УВД, управление|Постоянно |учреждениях области практику лечения |здравоохранения| |лиц, потребляющих наркотики, и осуж- |области | |денных за совершение преступлений. По| | |результатам разрабатывать и осуществ-| | |лять меры по повышению ее эффективно-| | |сти и пресечению распространения на- | | |ркомании в местах лишения свободы. | | 2.2. | В целях выявления причин и условий,|Юргамышская |Постоянно |способствующих распространению нарко-|воспитательно- | |мании и токсикомании, проводить среди|трудовая коло- | |воспитанников специальных учреждений |ния, Куртамышс-| |социологические исследования, резуль-|кое специальное| |таты обобщать и направлять в отдел по|училище, Прос- | |организации работы участковых инспек-|ветская специа-| |торов милиции и предупреждению право-|льная школа, | |нарушений несовершеннолетних для |Центр временной| |практического использования. |изоляции несо- | | |верешннолетних | | |нарушителей | 2.3. | Подготовить совместную программу |УВД, Главное |I полугодие |ведения антинаркотической пропаганды |управление об- |1998 года |для населения области через средства |разования Адми-| |массовой информации и другие источни-|нистрации обла-| |ки. |сти, областной | | |наркологический| | |диспансер, | | |Центр медицинс-| | |кой профилакти-| | |ки, редакция | | |газеты "Новый | | |мир", телера- | | |диокомпания | 2.4. | Разработать и направить на места |Главное управ- |II квартал |методические рекомендации по выявле- |ление образова-|1998 года |нию больных наркоманией для педагоги-|ния Администра-| |ческих работников школ, преподавате- |ции области, | |льского состава профессиональных |управление | |учебных заведений, ВУЗов и средних |здравоохранения| |специальных заведений. |Администрации | | |области | 2.5. | Обеспечить сохранность, учет и вы- |Руководители |Постоянно |дачу наркотических средств в аптечных|аптечных и | |и лечебных учреждениях в соответствии|больничных уч- | |с предъявляемыми требованиями. |реждений | 2.6. | Своевременно пресекать попытки ор- |УВД, налоговая |Постоянно |ганизации мест незаконной торговли "с|полиция | |рук" лекарственными средствами. | | 2.7. | Провести в аптеках и лечеб- |Главные врачи |1 раз в год |но-профилактических учреждениях атте-|лечебно-профи- | |стацию специалистов на знание дей- |лактических уч-| |ствующих признаков, регламентирующих |реждений и за- | |учет, хранение, правила выписки ре- |ведующие аптек | |цептов, отпуска и применения наркоти-| | |ческих лекарственных средств. | | 2.8. | Организовать просвещение родитель- |Главное управ- |1998-2000 гг. |ской и педагогической общественности |ление образова-| |по социальным, психологическим и пе- |ния Администра-| |дагогическим аспектам токсикомании и |ции области, | |наркомании среди детей и подростков. |Центр терапев- | | |тической педа- | | |гогики | 2.9. | Разработать и внедрить комплекс |Главное управ- |1998-1999 гг. |психолого-педагогических технологий в|ление образова-| |образовательных учреждениях области |ния Администра-| |по профилактике наркомании и токсико-|ции области, | |мании. |муниципальные | | |органы управле-| | |ния образова- | | |ния, Центр те- | | |рапевтической | | |педагогики, ин-| | |ститут повыше- | | |ния квалифика- | | |ции работников | | |образования | 2.10.| Совершенствовать систему консульта-|Главное управ- |весь период |тивной психолого-педагогической помо-|ление образова-| |щи детям и подросткам, вовлеченным в |ния Администра-| |среду наркоманов и токсикоманов, и их|ции области, | |родителям в оздоровлении условий се- |муниципальные | |мейного воспитания. |органы управле-| | |ния образова- | | |ния, институт | | |повышения ква- | | |лификации ра- | | |ботников обра- | | |зования, Центр | | |терапевтической| | |педагогики | 2.11.| Организовать взаимодействие с госу-|Главное управ- |систематичес- |дарственными, общественными, религи- |ление образова-|ки |озными и благотворительными организа-|ния Администра-| |циями по профилактике наркомании и |ции области, | |токсикомании. |муниципальные | | |органы управле-| | |ния образова- | | |ния, прокурату-| | |ра области | 2.12.| Разработать и ввести в учебные пла-|Главное управ- |1998 год |ны высших и средних учебных заведений|ление образова-| |спецкурсы изучения педагогических и |ния Администра-| |медицинских аспектов по профилактике |ции области, | |наркомании и токсикомании. |муниципальные | | |органы управле-| | |ния образова- | | |ния, институт | | |повышения ква- | | |лификации рабо-| | |тников образо- | | |вания | 2.13.| Подготовить методические рекоменда-|Центр терапев- |1998 год |ции и памятки по организации и прове-|тической педа- | |дению реабилитационно-педагогических |гогики, Инфор- | |мероприятий в образовательных учреж- |мационно-изда- | |дениях области по профилактике нарко-|тельский центр,| |мании и токсикомании. |Главное управ- | | |ление образова-| | |ния Администра-| | |ции области, | | |институт повы- | | |шения квалифи- | | |кации работни- | | |ков образования| 2.14.| Создать областной фильмофонд по |Главное управ- |1998 год |пропаганде здорового образа жизни, |ление образова-| |организации профилактической работы |ния Администра-| |по предупреждению употребления нарко-|ции области, | |тических и токсических веществ в уча-|Информационно- | |щейся среде. |издательский | | |центр, комитет | | |по культуре, | | |институт повы- | | |шения квалифи- | | |кации работни- | | |ков образования| 3. Лечение и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков 3.1 | На базе облнаркодиспансера открыть |Управление |1998 год |отделение на 15 коек для лечения бо- |здравоохранения| |льных наркоманией (приложение 2). |Администрации | | |области | 3.2. | Решить вопрос об открытии нарколо- |Администрация |1999 год |гического реабилитационного центра |области | |для лиц, употребляющих наркотические | | |и психотропные вещества (приложение | | |2). | | 3.3. | Укомплектовать вакантные должности |Управление |1998-1999 гг. |врачей-наркологов в центральных рай- |здравоохранения| |онных больницах. |Администрации | | |области, адми- | | |нистрации райо-| | |нов | 3.4. | Обеспечить наркологические учрежде-|Управление |в течение |ния современными лекарственными пре- |здравоохранения|1998 года |паратами направленного действия для |Администрации | |лечения наркомании. |области, ГП | | |"Курганфарма- | | |ция" | 3.5. | Совместно с заинтересованными ве- |Главное управ- |1998 год |домствами администрациям Юргамышской |ление образова-| |ВТК, Куртамышского спецучилища, Про- |ния Администра-| |светской спецшколы и Центра временной|ции области, | |изоляции несовершеннолетних правона- |УВД | |рушителей при УВД разработать и осу- | | |ществить комплекс мер по реабилитации| | |воспитанников, допускавших немедицин-| | |ское употребление наркотических и | | |сильнодействующих средств. | | 3.6. | Разработать меры по оказанию специ-|Главное управ- |II полугодие |альной и психологической помощи детям|ление образова-|1998 года |и подросткам, употребляющим наркотики|ния Администра-| |и токсические вещества, через центры |ции области | |реабилитации, медикопсихологические | | |консультации. | | 3.7. | Создать службу доверия (телефон) в |Главное управ- |1998 год |городах и районных центрах области |ление образова-| |для детей, употребляющих наркотики и |ния Администра-| |токсические вещества, нуждающихся в |ции области, | |индивидуальной помощи и психологиче- |администрации | |ской поддержке. |районов | 4. Меры, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков, перекрытие каналов и источников их поступления к потребителям 4.1. | В целях систематизации информации и|Прокуратура об-|Постоянно |выработки управленческих решений на |ласти, УВД, Уп-| |основе анализа уголовных дел, связан-|равление юсти- | |ных с наркотиками, обобщить данные о |ции Администра-| |каналах распространения наркотиков, |ции области, | |путях и способах их перевозки и до- |отдел внутрен- | |ставки на территорию области. Инфор- |них дел на | |мировать соответствующие территори- |транспорте | |альные административные и правоохра- | | |нительные органы. | | 4.2. | Совместно с ОВД на железнодорожном |УВД, отдел вну-|Постоянно |и воздушном транспорте регулярно про-|тренних дел на | |водить мероприятия, направленные на |транспорте, | |выявление и пресечение ввоза и вывоза|Курганская та- | |наркотиков и наркотикосодержащего сы-|можня, УФСБ, | |рья. |Отдел федераль-| | |ной пограничной| | |стражи | 4.3. | В целях пресечения поступления на- |УВД (ОВИР), та-|Постоянно |ркотических средств из дальнего зару-|можня | |бежья на территорию области и исполь-| | |зование области для транзитного пере-| | |мещения наркотиков из | | |стран-производителей в стра- | | |ны-потребители анализировать выезды | | |российских граждан в стра- | | |ны-производители и потребители нарко-| | |тиков в целях выявления лиц, наиболее| | |часто перемещающихся по путям между- | | |народной наркомафии. Особое внимание | | |обратить на работников и владельцев | | |негосударственных коммерческих струк-| | |тур. | | 4.4. | В целях пресечения поставок нарко- |УВД |Постоянно |тиков и наркотикосодержащего сырья на| | |территории области из республик СНГ | | |гражданами, имеющими статус "бежен- | | |цев": | | | - организовать сбор информации о | | |прибывающих в районы области беженцах| | |и вынужденных переселенцах, в том | | |числе наличии у них судимости, психи-| | |ческих заболеваний, склонности к | | |употреблению наркотиков. Создать цен-| | |трализованный банк данных о таких | | |гражданах; | | | - поставить на учет беженцев, си- | | |стематически выезжающих в места быв- | | |шего проживания, известные как районы| | |производства наркотических веществ и | | |в отношении которых поступает инфор- | | |мация о причастности к незаконному | | |обороту наркотиков. | | 4.5. | В целях пресечения распространения |Военный гарни- |Постоянно |наркомании среди военнослужащих, про-|зон, УВД | |ходящих службу на территории области,| | |силами военной контрразведки обеспе- | | |чить сбор информации о потребителях | | |наркотиков среди военнослужащих и | | |служащих вооруженных сил, о каналах | | |поступления наркотиков в подразделе- | | |ния. Выявлять "выходы" военнослужа- | | |щих, связанных с распространением ли-| | |бо приобретением наркотиков. Имеющу- | | |юся информацию передавать для совме- | | |стной обработки в УВД. | | 4.6. | Совместно с ГП "Курганфармация" |Управление |Постоянно |осуществлять проверки состояния, хра-|здравоохране- | |нения, учета и использования наркоти-|ния, ГП "Кур- | |косодержащих препаратов в лечеб- |ганфармация", | |но-профилактических учреждениях. По |УВД | |результатам принимать меры, исключа- | | |ющие использование этих препаратов не| | |по назначению. | | 4.7. | Для перекрытия каналов поступления |УВД, Админист- |1998-2000 гг. |в незаконный оборот наркотикосодержа-|рация области, | |щих лекарственных препаратов и синте-|администрации | |тических наркотиков, изготовленных |районов | |кустарно или в подпольных лаборато- | | |риях, ежегодно проводить комплексную | | |операцию "Допинг". | | 4.8. | В целях уничтожения и пресечения |УВД, Админист- |1998-2000 гг. |поступления в незаконный оборот на- |рация области, | |ркотических средств растительного |администрации | |происхождения, выращиваемых на терри-|районов, облас-| |тории области и ввозимых из других |тной комитет | |регионов России и СНГ, ежегодно про- |охраны окружаю-| |водить комплексную операцию "Мак". |щей среды, Кур-| | |ганская таможня| 4.9. | С целью подрыва финансовой основы |УВД, УФСБ, уп- |Постоянно |наркобизнеса добиваться выявления ме-|равление юсти- | |ханизмов и способов "отмывания" на- |ции Администра-| |ркоденег, полученных в результате |ции области, | |сбыта наркотических и психотропных |налоговая поли-| |веществ, конфискации имущества и изъ-|ция | |ятия ценностей и денежных средств у | | |лиц, осуществляющих незаконный оборот| | |наркотиков. | | 4.10.| Организовать активную работу по вы-|УВД |Постоянно |явлению притонов для лиц, употребля- | | |ющих наркотические средства и иные | | |вещества, влекущие одурманивание. | | |Оперативно принимать меры по устране-| | |нию условий, способствующих возникно-| | |вению притонов, привлечению к ответ- | | |ственности их организаторов и соде- | | |ржателей. | | 5. Международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков 5.1. | Изучить возможность обмена опытом |Прокуратура об-|1998 год |борьбы с незаконным распространением |ласти, УВД | |наркотиков, используя зарубежный | | |опыт. | | 5.2. | В целях выявления и перекрытия ка- |УВД, Курганская|1998-2000 гг. |налов контрабанды наркотических |таможня, отдел | |средств и психотропных веществ, ра- |федеральной | |зоблачения лиц, занимающихся нарко- |пограничной | |бизнесом, располагающих межрегиональ-|стражи | |ными и международными связями, уста- | | |новить контакты и наладить сотрудни- | | |чество с правоохранительными органами| | |Северо-Казахстанской и Кустанайской | | |областей Казахстана. | | 5.3. | В целях предотвращения незаконного |Администрация |Постоянно |ввоза и вывоза наркотикосодержащих |области | |веществ осуществлять информационную | | |пропаганду среди лиц, выезжающих в | | |турпоездки через Курганские турфирмы.| | |
Заместитель |
В.М. Достовалова |
Приложение N 1
Наименование | Получатель | Кол-во | Цена в тыс.руб. |
Всего |
1. Кадровое обеспечение Увеличить штатную численность подразделений НОН УВД области, ввести штатные должности в ОВД районов с наиболее сложной нар- коситуацией: Далматовский Звериноголовский Макушинский Мишкинский Притобольный Целинный Шатровский Шадринский Щучанский Юргамышский 2. Материально-техническое и автотранспортное обеспечение 2.1. Легковой автомобиль 2.2. Хронато-масспектрометр НР-973 2.3. Малогабаритные перенос- ные радиостанции 2.4. Диктофон 2.5. Телевизор, видеомагнито- фон, видеокамера 2.6. Копировально-множитель- ная техника 2.7. Портативная пишущая ма- шинка 2.8. Аккумуляторные батареи, видео, аудиокассеты, расходные материалы для принтера, копиро- вальной техники, пишущей машин- ки 2.9. Запасные части для авто- транспорта Всего: |
Подразделение НОН УВД Подразделения НОН УВД Экспертно- криминалисти- ческое управ- ление УВД Подразделение НОН УВД Подразделение НОН УВД Подразделение НОН УВД Подразделение НОН УВД Подразделение НОН УВД Подразделение НОН УВД Подразделение НОН УВД |
10 2 1 10 10 2 1 2 - |
39 50 100 3 0,5 10 3 1 - |
390 100 100 30 5 20 3 2 5 5 660 |
Заместитель Главы Администрации (Губернатора) |
В.М. Достовалова |
Приложение N 2
Объем финансирования дополнительно к бюджетному финансированию
/------------------------------------------------\
| Всего |1998 год |1999 год |2000 год|
|----------------+----------+-----------+--------|
|3.1. 94600 руб. |94600 руб.| - | - |
|3.2. 175200 руб.| - |175200 руб.| - |
\------------------------------------------------/
Заместитель Главы Администрации (Губернатора) |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганской областной Думы от 24 февраля 1998 г. N 942 "О Программе комплексных мер борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Курганской области на 1998 - 2000 годы"
Опубликовано:
Текст решения опубликован в газете "Ведомости", от февраля 1998 г. N 2