Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 9 августа 2000 г. N 3-75/2000
(извлечение)
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2000 г. N 82-Г00-7 настоящее решение оставлено без изменения.
Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей закону, недействующей и не подлежащей применению ст.3 Закона Курганской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Курганской области" в части исключения из категории плательщиков налога юридических лиц, в части расширения перечня сфер деятельности, а именно распространения закона области на все транспортные услуги и без применения ограничения численности работающих у субъектов предпринимательства. В обосновании требований указано, что Закон РФ "О едином налоге на вмененный доход..." указывает в ст.3 в числе плательщиков налога как физических так и юридических лиц. В противоречие с этой нормой в законе области из числа плательщиков налога исключены юридические лица, что субъект федерации делать не вправе.
Федеральный закон предоставляет субъектам федерации право регулировать сферы деятельности для перевода на единый налог, причем в пределах перечня, установленного этим законом, размер налога, льготы, порядок уплаты налога, иные особенности взимания единого налога в соответствии с законами России. Субъекты налоговых отношений определены в НК РФ, в ст.3 Закона "О едином налоге..." РФ. Эти нормативные акты не предусматривают возможность субъекта федерации определять плательщиков налога самостоятельно.
В перечне видов деятельности для перевода на единый налог, данного в ст.3 п.1 ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" указаны автотранспортные услуги, оказываемые предпринимателями, а также организациями, у которых число работающих не превышает 100 человек.
В оспариваемом же законе области в перечень видов деятельности для единого налога включено оказание транспортных услуг, без конкретизации вида транспорта и без ограничения численности работающих, что расширяет федеральный перечень, следовательно противоречит Федеральному Закону "О едином налоге..." где субъект федерации может определить сферы деятельности в пределах перечня, указанного в законе РФ. Отсутствие же ограничения численности работающих расширяет круг плательщиков единого налога за пределы ограничений, установленных Федеральным законом.
В судебном заседании прокурор Баркина Л.В. заявление просила удовлетворить, дополнила, что прокуратурой приносился протест в областную Думу на предмет приведения в соответствие областного закона федеральному, но протест необоснованно отклонен со ссылкой на право субъекта РФ определять иные особенности взимания единого налога. Эта ссылка необоснованна, так как особенности взимания налога не могут быть объединены одним понятием. Взимание налога - действие, а плательщик налога - субъект налоговых отношений, субъекты же налоговых отношений определены законом РФ, изменены быть могут только федеральным законом.
Представитель Курганской областной Думы и представитель Администрации Курганской области заявление прокурора считают необоснованным, пояснили, что оспариваемый закон принят в пределах компетенции Думы, в соответствии с федеральным законодательством о налогах, вправе определять сферы деятельности для единого налога на вмененный доход в пределах перечня, установленного Федеральным законом "О едином налоге", ст.1, определять иные особенности взимания налога. К этим особенностям они относят и круг плательщиков. В связи с этим они и сузили круг плательщиков, исключив юридические лица.
Сфера транспортных услуг в областном законе указана без ограничений, так как, во-первых, по Правилам дорожного движения под транспортом понимается механическое транспортное средство, во-вторых, ограничение численности работающих в федеральном законе относится только к организациям, а в областном законе организации исключены из числа плательщиков налога, поэтому и нет ограничения по численности.
Заслушав прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, представителей областной Думы и Администрации области, изучив письменные материалы, судебная коллегия находит заявление прокурора области обоснованным.
В судебном заседании установлено, что Курганская областная Дума 27 апреля 1999 года приняла Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Курганской области". В ст.3 названного закона определены сферы деятельности для перевода на эту систему налогообложения, а также плательщики налога. Из плательщиков налога исключены юридические лица (п.2.1), а в п.3.1.2. указана сфера предпринимательской деятельности - оказание транспортных услуг, без определяющих вид транспорта признаков и без ограничения численностью работающих, т.е. фактически под действие закона подпадают все виды транспортных услуг (водного, воздушного и т.д. транспорта), и независимо от числа работающих у субъекта предпринимательства.
Согласно ст.1 Закона РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" субъект федерации самостоятельно определяет сферы деятельности для перевода на этот порядок налогообложения, но в пределах перечня, установленного ст.3 Федерального Закона.
В статье 3 Федерального Закона определены плательщики налога - физические и юридические лица и 12 сфер деятельности, для которых такой порядок уплаты налога может устанавливаться. В п.9 ст.3 Закона РФ "О едином налоге..." есть автотранспортные услуги оказываемые субъектами предпринимательства, с численностью работающих до 100 человек.
Данный перечень, в силу ст.1 Федерального Закона, субъектом федерации расширен быть не может. Перевод же на уплату единого налога всех хозяйствующих субъектов на всех видах транспорта, без ограничения численностью работающих расширяется перечень, указанный в Федеральном Законе.
В статье 19 НК РФ дается понятие субъектов налогообложения - это физические и юридические лица, т.е. определен круг субъектов налоговых отношений. В Федеральном законе "О едином налоге..." круг субъектов сужен, - налог платят только физические лица - предприниматели и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, причем для обоих субъектов определен перечень сфер деятельности.
В возражениях же Думы и Администрации круг субъектов налоговых отношений и круг плательщиков налога фигурируют как одно понятие. Между тем, содержание понятия "субъект налогообложения" шире понятия "плательщик налога", субъект налоговых отношений определяется Федеральным законом о конкретном налоге. В данном случае таковыми определены как физические лица - предприниматели, так и организации, и Федеральный закон не предоставил права субъектам федерации сужать круг субъектов налоговых отношений, а предоставил право сужать круг плательщиков налога в зависимости от сфер деятельности в пределах федерального перечня.
Данный вывод подтверждается и статьями 3 ч.1 п.1 Федерального закона и п.3 этой же статьи, из контекста которых следует, что плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица - предприниматели, право же добровольного перехода на уплату единого налога или же сохранение существующего порядка уплаты налогов предоставляется только общественным организациям инвалидов, или предприятиям, собственником которых являются эти организации. Следовательно другие организации такого права не имеют и обязаны перейти на уплату единого налога.
Доводы против заявления прокурора о самостоятельности субъекта федерации в регулировании налоговых отношений в областном законе не могут быть приняты во внимание, так как по вопросам совместного ведения субъект федерации ограничен рамками Федерального закона, что закреплено в Конституции РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.19 НК РФ, ч.1 п.1 ст.3, подпунктом 9 п.1 ст.3, п.3 ст.3 Закона РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", ст. 191, 197, 239-7 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Курганской области удовлетворить.
Признать противоречащими Федеральному закону, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу п.3.1 ст.3 Закона Курганской области от 27 апреля 1999 года N 208 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Курганской области" в части исключения из плательщиков налога юридических лиц; п.3.1.2 ст.3 этого же Закона в части расширения сферы предпринимательской деятельности и распространения Закона помимо оказания автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек и на другие транспортные услуги, без ограничения численностью работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 9 августа 2000 г. N 3-75/2000
Данных о публикации нет.
Копия документа получена из ведомственных источников.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2000 г. N 82-Г00-7 настоящее решение оставлено без изменения.