Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 24 ноября 2000 г. N 3-96
"О соответствии некоторых норм выборного законодательства Курганской области федеральному законодательству"
(извлечение)
30 января 2001 г.
О соответствии закону настоящего решения см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 82ГО1-1.
Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлениями к Курганской областной Думе, Администрации Курганской области, избирательной комиссии Курганской области, редакции газеты "Новый мир" о признании противоречащими федеральному законодательству РФ в части, законов Курганской области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" от 30 июня 2000 года, "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" от 28 августа 2000 года, "О референдуме Курганской области" от 29 апреля 2000 года, указав, что в данных законах содержатся положения, касающиеся направления избирательными комиссиями области первых экземпляров сводной таблицы о результатах выборов в Курганскую областную Думу, в орган местного самоуправления, в зависимости от уровня выборов, назначения повторных выборов органом местного самоуправления в сроки, определенные его уставом, также содержатся неправильные наименования государственного органа - Управления юстиции Курганской области, которое производит регистрацию избирательных объединений, что противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор области от заявления о признании противоречащим федеральному законодательству положений Закона Курганской области "О референдуме" отказался в связи с добровольным удовлетворением его требований, в остальной части представитель заявителя прокурор Баркина Л.В. доводы заявлений поддержала.
Представитель Курганской областной Думы Шанауров К.В. заявленные требования прокурора признал частично, считал, что законы в части назначения повторных выборов в органы местного самоуправления и наименование государственного органа, осуществляющего регистрацию избирательных объединений не противоречат федеральному законодательству, в остальной части с заявлениями согласился.
Представитель Администрации Курганской области Новолодская О.И. с заявлениями согласилась в полном объеме, пояснив, что редакции законов не должны допускать возможность их различных толкований.
Представитель избирательной комиссии Курганской области и редакции газеты "Новый мир" просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей, каких-либо возражений по заявлениям не представили.
Заслушав стороны, суд считает, что заявления прокурора подлежат удовлетворению частично.
Суд установил, что 30 июня 2000 года был принят Закон Курганской области N 343 "О выборах депутатов Курганской областной Думы", часть 1 пункта 60.2 статьи 60 которого предусматривает, что первый экземпляр протокола о результатах выборов избирательной комиссии области, после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы незамедлительно направляются в Курганскую областную Думу, что прямо противоречит пунктам 1 и 6 ст.57, пункту 1 ст.58 Федерального Закона РФ от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (в редакции от 30 марта 1999 года), предусматривающими направление этих документов в вышестоящую избирательную комиссию.
Федеральное законодательство не содержит норм о направлении указанных документов в иные органы.
Стороны в судебном заседании не оспаривали доводы прокурора, при этом как видно из постановления Курганской областной Думы от 14 ноября 2000 года N 3158, протест прокурора в этой части Курганской областной Думой был удовлетворен.
Аналогичное положение закреплено и в п.49.9 статьи 49 Закона Курганской области от 28 августа 2000 года N 359, которым указано, что первый экземпляр протокола о результатах выборов территориальной избирательной комиссии после его подписания направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы в представительный орган местного самоуправления, что также противоречит вышеуказанным нормам Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и т.д." от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ. При этом, Курганская областная Дума 14 ноября 2000 года приняла постановление, которым в этой части удовлетворила протест прокурора Курганской области.
Таким образом, часть 1 пункта 60.2 ст.60 Закона Курганской области от 30 июня 2000 года "О выборах депутатов Курганской областной Думы" и п.49.9 статьи 49 Закона Курганской области "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" противоречат федеральному законодательству.
По-видимому, в нижеприведенном абзаце имеет место опечатка. Ни статьи, ни пункта 1.98 Закон Курганской области от 28 августа 2000 года N 359 не имеет. Возможно имелся в виду подпункт 1.9.
Кроме этого, прокурор области просил признать противоречащими Федеральному законодательству РФ и другие пункты Закона Курганской области от 28 августа 2000 года N 359 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области". Это ст.1.98, 23.2, в которых неправильно указан государственный орган, осуществляющий регистрацию избирательных объединений.
Так, в данном Законе указано Управление юстиции Курганской области, хотя фактически наименование данного органа, в связи с его преобразованием - Управление Министерства юстиции РФ по Курганской области, о чем свидетельствуют приказы Министра юстиции РФ от 12 июля 2000 года N 209, от 27 сентября 2000 года N 1610.
Учитывая, что наименование государственного органа, указанного в Законе Курганской области не соответствует его фактическому наименованию, данное положение Закона области не отвечает требованиям законодательства РФ.
Доводы представителя Курганской областной Думы в части того, что в настоящее время объединения, регистрация которых производится вышеуказанным государственным органом, не являются избирательными, учитывая сроки их регистрации и т.д., не могут быть приняты во внимание судом, т.к. обжалуемые нормы Закона не соответствуют другим правовым нормам РФ в настоящее время и действие Закона Курганской области не приостановлено до наступления определенных правовых последствий, на которые ссылался представитель областной Думы.
Суд считает заявление прокурора Курганской области в этой части подлежит удовлетворению.
Также прокурор области просил признать противоречащим федеральному законодательству РФ п.50.1 вышеуказанного Закона Курганской области, регулирующей порядок проведения повторных выборов, что они назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, определенные уставом муниципального образования. По мнению прокурора это противоречит п.5 ст.59 Федерального Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и т.д." (в редакции от 30 марта 1999 года), которым предусмотрено, что повторные выборы назначаются в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами субъектов РФ*, а не уставом муниципального образования.
В судебном заседании представитель прокурора просил признать противоречащим только ч.1 п.50.1 ст.50 Закона Курганской области, где содержится обжалуемое прокурором положение областного Закона.
Суд считает, что заявление прокурора в этой части удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Обжалуемым Законом Курганской области, в ст.50.4 указано, что проведение повторных выборов осуществляется в порядке, установленным настоящим Законом, а не уставом муниципального образования.
В ст. 50.1 ч. 2 Закона указано, что повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через 6 месяцев со дня признания выборов недействительными. В части 3 данной статьи установлено положение о более коротких сроках назначения повторных выборов.
Таким образом, указанные положения свидетельствуют о том, что именно субъектом РФ установлены порядок и сроки проведения повторных выборов. Ссылка прокурора области о противоречии федеральному законодательству РФ ч.1 п.50.1 статьи 50 Закона неосновательна, т.к. данное положение части статьи находится в контексте других ее частей и связана с ними, поскольку назначение конкретного дня повторных выборов, в пределах, установленного ч.2 данной статьи шестимесячного срока, определяется на местном уровне, в уставе Муниципального образования.
Прокурор области не учитывает, что назначение конкретных дат повторных выборов (сроков) в различные органы местного самоуправления, Закон субъекта РФ не в состоянии предусмотреть и это должно определяться самим органом местного самоуправления, при этом в пределах сроков, установленных обжалуемым Законом Курганской области.
В связи с этим, ч.1 п.50.1 статьи 50 Закона Курганской области от 28 августа 2000 года N 359 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" федеральному законодательству РФ не противоречит.
Руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РФ, главой 24-1 ГПК РФ, суд, решил:
Заявление прокурора Курганской области о признании противоречащих федеральному законодательству РФ Законов Курганской области удовлетворить частично.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 82ГО1-1 изменена резолютивную часть решения, касающаяся периода не применения признанных противоречащими федеральному закону положений законов области. Указано, что они не подлежат применению со дня вступления решения в законную силу
По-видимому, в нижеприведенном абзаце имеет место опечатка. По смыслу настоящего решения речь должна идти о части первой пункта 60.2
Признать противоречащим# федеральному законодательству РФ, не действующим# и не подлежащим# применению со дня принятия часть 1 пункта 60 Закона Курганской области от 30 июня 2000 года N 343 "О выборах депутатов Курганской областной Думы".
Признать противоречащим федеральному законодательству РФ, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия п.1.9 статьи 1, п.23.2 статьи 23, п.49.9 статьи 49 Закона Курганской области от 28 августа 2000 года N 359 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области".
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 82ГО1-1 решение в части отказа прокурору Курганской области в удовлетворении заявления отменено и решено вынести по делу в этой части новое решение, которым признать часть 1 пункта 50.1 ст.50 Закона Курганской области от 28 августа 2000 года N 359 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении заявления прокурора Курганской области от 28 августа 2000 года N 359 отказать за необоснованностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 ноября 2000 г. N 3-96 "О соответствии некоторых норм выборного законодательства Курганской области федеральному законодательству" (извлечение)
Опубликовано:
Газета "Новый мир" N 83 за 11 мая 2001 года.
Вносились изменения:
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 г. N 82ГО1-1