Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 20 октября 2000 г.
(извлечение)
По-видимому, в нижеприведенном абзаце имеет место опечатка. Закон Курганской области от 29 августа 1995 года N 22 не зафиксирован.
9 июня 1995 года Курганской областной Думой принят Закон N 16 "О статусе депутата Курганской областной Думы", который опубликован в газете "Новый мир". Статьей 14 в редакции Законов Курганской области от 29 августа 1995 года N 22 и от 2 марта 1999 года N 198 предусмотрено право депутата выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации области, в которых Дума является учредителем и обязанность средств массовой информации публиковать в 7-дневный срок материалы, связанные с депутатской деятельностью с условием редактирования этого материала только с согласия депутата.
Прокурор Курганской области в порядке ст. 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года) и ст. 41 ГПК РСФСР обратился в суд с заявлением об отмене ч.2 п.14.1 ст.14 этого Закона, принятого Курганской областной Думой, как противоречащего Конституции Российской Федерации и Закону РФ "О средствах массовой информации". Редакция газеты "Новый мир" заявление прокурора Курганской области поддержала и обратилась с самостоятельным заявлением о признании в целом ст.14 Закона Курганской области от 9 июня 1995 года N 16 "О статусе депутата Курганской областной Думы" недействующей и не подлежащей применению, как противоречащей Конституции Российской Федерации, 3акону РФ "О средствах массовой информации" и нарушающей профессиональную самостоятельность редакции газеты.
Правительство Курганской области заявление прокурора Курганской области признало полностью, а с требованиями редакции газеты "Новый мир" согласны частично, считают п.14.2 статьи 14 Закона соответствующим федеральному законодательству.
Курганская областная Дума заявление прокурора Курганской области и требования редакции газеты "Новый мир" не признала. В обосновании своих возражений указали, что Законом РФ "О средствах массовой информации" предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ публиковать свои официальные сообщения в учрежденных этими органами средствах массовой информации в порядке, регулируемом Уставом редакции или заменяющим его договором. В соответствии с Уставом редакции газеты "Новый мир" одной из задач Редакции является всестороннее освещение деятельности областной Думы, к которой относятся сообщения ее депутатов. Субъект РФ вправе осуществлять по вопросам информационного обеспечения деятельности законодательного органа власти субъекта РФ собственное правовое регулирование. Право депутата областной Думы, как гражданина РФ, областным законом лишь конкретизируется, нисколько не ущемляя прав средств массовой информации.
Выслушав объяснения прокурора Курганской области, представителей редакции газеты "Новый мир", представителя правительства Курганской области, представителя Курганской областной Думы, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Курганской области, полагавшего заявление редакции газеты "Новый мир" подлежащим частичному удовлетворению, а заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что учредителями редакции газеты "Новый, мир" являются Курганская областная Дума и Администрация (Правительство) Курганской области. Районные и городские газеты частично финансируются из областного бюджета. Уставами средств массовой информации не предусмотрен особый порядок опубликования информационных материалов депутата на бесплатной основе, что не оспаривается представителем Курганской областной Думы и подтверждается представленными суду Уставами государственных учреждений редакций газет. Поскольку статьей 14 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской области" предписано всем безотносительно средствам массовой информации "учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также финансируемых полностью или частично из областного, местного бюджетов распространять информационные материалы депутата, то по мнению суда, для проверки соответствия обжалуемого нормативного акта федеральному законодательству, достаточно установления нарушения законодательства хотя бы в отношении одного из вышеуказанных средств массовой информации.
В соответствии со ст.71 Конституции РФ предметом исключительной компетенции Российской Федерации являются вопросы информации и связи.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона РФ "О средствах массовой информации" законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что субъект Федерации не вправе принимать законы, умаляющие права и профессиональную самостоятельность средств массовой информации (ст.19 Закона РФ "О средствах массовой информации"), и противоречащие федеральному законодательству о средствах массовой информации.
Статья 14 Закона Курганской области устанавливает преимущественное право депутата по сравнению с другими собственниками и владельцами информации, понятие которых раскрывается в статье 2 Федерального Закона "Об информации, информатизации и защиты информации", на опубликование информации через средства массовой информации, что противоречит Закону РФ "О средствах массовой информации" и Конституции РФ.
Данное преимущество депутата областной Думы заключается в опубликовании материала депутата в 7-ми дневный срок с установлением цензуры с его стороны, проявляющейся в невозможности редактирования информационного материала депутата без его согласия и обязанности СМИ опубликовать такой материал в том виде, в котором он представлен депутатом.
Законом РФ "О средствах массовой информации" не определен срок опубликования материала его субъекта. Установление такого срока законом субъекта РФ нарушает право средств массовой информации и их профессиональную самостоятельность.
Согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным Законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" регулируются отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Данным законом, в частности ст.9, предусмотрено право депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы выступать по теле и радиоканалу. Этот закон не содержит положений о праве депутата субъекта РФ на выступления через средства массовой информации по вопросам депутатской деятельности.
Предметом ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно статьи 72 п."н" Конституции РФ является и вопрос установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на отсутствие соглашения между Российской Федерацией и его субъектом (Курганской областью) по вопросам, относящимся к их совместному ведению, право самостоятельного решения вопросов информационного обеспечения законодательного органа субъекта РФ предоставлено в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Курганской областной Думе. Однако, по мнению суда, исходя из анализа положений ст.ст.71, 76 Конституции РФ, ст.ст.5, 19 Закона РФ "О средствах массовой информации" данный вопрос законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе решать в соответствии с положениями Закона РФ "О средствах массовой информации" и федерального законодательства о СМИ.
Обжалуемая заявителем и прокурором области статья 14 Закона РФ "О статусе депутата Курганской области" не содержит положения о том, бесплатно ли должны публиковаться средствами массовой информации материалы депутата по вопросам депутатской деятельности.
Закон РФ "О средствах массовой информации" содержит исчерпывающий перечень ситуаций, в рамках которых редакция СМИ обязана опубликовать "бесплатно и в предписанный срок" те или иные материалы, исходящие от органов государственной власти (статья 35 этого Закона). Материалы, связанные с депутатской деятельностью не входят в этот законодательно установленный перечень обязательных к бесплатной публикации материалов. Суд полагает что, понятия информационное обеспечение органа государственной власти субъекта РФ, их официальные сообщения и опубликование информационного материала депутата этого органа по вопросам депутатской деятельности не являются тождественными. Это усматривается из содержания понятий законодательного органа субъекта РФ и депутата областной Думы, их полномочий, функций и задач, решаемых ими, раскрываемых в ст.ст.1, 9 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской области" и ст. 1, 2 Закона Курганской области "О Курганской областной Думе".
Следовательно доводы представителя Курганской областной Думы о равенстве по своей правовой природе этих понятий, дающей право депутату опубликовать свои материалы через СМИ как информационное сообщение государственного органа власти субъекта РФ, несостоятельны.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.18 Закона "О средствах массовой информации" орган государственной власти, имеющий статус учредителя СМИ, вправе обязать его редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).
Пунктами 3.1 и 5.3 Устава государственного учреждения "Редакция газеты "Новый мир" предусмотрено право учредителя, одним из которых является областная Дума, помещать бесплатно в газете сообщения, документы или официальные материалы от своего имени. Из этого следует, что не все документы могут быть опубликованы в газете, учредителем которого является орган власти субъекта РФ, а только те сообщения, которые касаются деятельности учредителя и только по его заявлению и от его имени. Учредитель не вправе обязать редакцию газеты опубликовать иные сообщения от имени лица, не являющегося учредителем газеты, ибо это будет вмешательством в деятельность средств массовой информации, запрет которого содержится в ч.3 ст.18 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Учитывая изложенное, суд полагает, что свои информационные материалы, в том числе и по вопросам депутатской деятельности, депутат вправе опубликовать в средствах массовой информации на общих основаниях (с оплатой услуг СМИ, без установления определенного срока опубликования материала, в соответствии с федеральным законодательством о средствах массовой информации) и на договорных условиях со СМИ.
Таким образом, установление частью 2 пункта 14.1 статьи 14 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской области", срока опубликования материала депутата, обязательного для средств массовой информации, нарушает свободу СМИ и противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 1, 19, 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Статьей 29 п.4 Конституции РФ, статьями 18, 19 Всеобщей декларации прав человека и ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено право гражданина, независимо от его статуса, передавать информацию, в том числе и через любые средства массовой информации. Часть 1 пункта 14.1 статьи 14 Закона РФ "О статусе депутата Курганской области" нарушает право депутата на опубликование материала, связанного с депутатской деятельностью, только в определенных видах средств массовой информации.
В связи с тем, что часть первая пункта 14.1 ст.14 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской области" со слов "учредителями" и до конца пункта 14.1 этой статьи Закона, не соответствует закону и может привести к нарушению прав депутата в реализации прав по передаче и распространению информации, ограничению свободы слова и мысли. В этой части ст.14 вышеуказанного Закона также должна быть признана недействующей.
Статьей 3 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусмотрен запрет цензуры массовой информации. Цензура массовой информации представляет собой требование от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Фактически государственный орган власти пунктом 14.2 ст.14 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской области наложил запрет на распространение в любых случаях информации средствами массовой информации без согласования с депутатом. Понятие государственная должность раскрывается в ст.1 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ". Согласно этой нормы закона государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Таким образом не каждый депутат является должностным лицом областной Думы, а только тот, который обременен обязанностями по исполнению и обеспечению полномочий областной Думы, имеет денежное содержание и несет ответственность за исполнение своих обязанностей. Таким к примеру, по мнению суда, являются председатель областной Думы. По смыслу ст.3 Закона РФ "О средствах массовой информации" применительно к спору между сторонами, только должностное лицо органа власти субъекта РФ, являющееся автором или интервьюируемым вправе требовать предварительного его согласия на опубликование его сообщений и материалов. Статьями 4 и 7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" определены объекты авторского права и раскрыто понятие автора. Из этой нормы закона следует, что сообщения депутата по вопросам депутатской деятельности носят информационный характер и не относятся к объектам авторского права, а депутат по такого рода сообщениям не является автором Средства массовой информации в силу ст.42 Закона РФ "О средствах массовой информации" обязаны соблюдать права на авторские произведения и письма, к которым, как отмечалось судом выше не относятся информационные материалы депутата по вопросам депутатской деятельности.
Более того, в соответствии с статьей 62 Закона РФ "О средствах массовой информации" средства массовой информации несут обязанность по возмещению морального вреда, причиненного лицу, распространением сведений не соответствующих действительности. Следовательно, опубликование материалов о депутатской деятельности в том виде в котором последний желает распространить через средства массовой информации, в случае если эти сведения не соответствуют действительности, влекут для средств массовой информации ответственностью перед потерпевшим, за исключением случаев освобождения от такой ответственности, предусмотренных ст.57 вышеназванного Закона.
Согласно п.4 ст.57 этого Закона редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответсвующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений. Как уже отмечалось выше, информационные материалы депутата по вопросам депутатской деятельности, не относятся к такому роду официальным выступлениям должностного лица областной Думы.
Таким образом положение пункта 14.2 ст.14 Закона Курганской области "О статусе Курганской области", которым предусмотрен в любом случае запрет редактирования СМИ материала, связанного с депутатской деятельностью без согласования с депутатом, с возложением, по существу, на средства массовой информации обязанности опубликования этого материала в том виде, в которым он представлен депутатом, нарушает свободу и профессиональную самостоятельность этих средств массовой информации.
Учитывая изложенное, суд полагает, что обжалованная норма Закона Курганской области не соответствует федеральному законодательству (ст.ст. 3, 4, 18, 19 Закона РФ "О средствах массовой информации") в части опубликования в 7-дневный срок средствами массовой информации материала связанного с депутатской деятельностью, с правом редактирования этого материала СМИ только с согласия депутата, а также в части ограничения права депутата выступать только в средствах массовой информации, учредителем которого является областная Дума, либо финансируемых (полностью или частично), из средств областного, местного бюджета.
В остальной части, статья 14 этого Закона, в которой констатируется право депутата выступать в средствах массовой информации, как и любого другого гражданина, носит общедекларативный характер, это положение соответствует федеральному законодательству. В соответствии со ст.35 Закона РФ "О средствах массовой информации" общественно-политическая газета "Редакция "Новый мир" обязана опубликовать сообщение о принятии данного судебного решения в установленный судом срок. По мнению суда, 20-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, является реальным и достаточным для опубликования такого сообщения.
Руководствуясь ст.13 ГК РФ, ст.ст. 191-197 ГПК РФ, суд решил:
Признать противоречащими федеральному законодательству РФ, недействующими и неподлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу, и не порождающих правовых последствий со дня издания часть 1 со слов "учредителями" и далее по тексту до конца пункта первого статьи 14 и пункт 14.2 статьи 14 Закона Курганской области "О статусе депутата Курганской области".
В соответствии со ст.35 Закона РФ "О средствах массовой информации" обязать общественно-политическую газету "Новый мир" опубликовать сообщение о принятии данного решения в срок 20 дней со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 20 октября 2000 г.
Данных о публикации нет.
Копия документа получена из ведомственных источников.