Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением, где просил признать недействующими, не подлежащими применению пунктов 6.3, 6.4, 6.6 ст. 6 Закона Курганской области "О регулировании оборота алкогольной продукции на территории Курганской области" в силу их противоречия положениям ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и указал, что оспариваемые пункты областного закона предъявляют дополнительные требования по сравнению с федеральным законом, ст. 16, к соискателям лицензий на право розничной торговли в виде необходимости для осуществления розничной торговли спиртным в местах помимо городов иметь складские и торговые помещения не менее 30 кв.м., охранную сигнализацию, кассовые аппараты. Эти ограничения для местностей помимо городов федеральным законом не предусмотрены. Кроме того соискатель обязан получить лицензию, соответственно представить необходимые документы и заплатить сбор за выдачу лицензии на каждый торговый объект, под которым подразумевается каждое торговое место, что также противоречит федеральному закону, ст. 18. Вышеуказанные отношения регулируются только федеральным законом, в компетенцию субъекта федерации не входят. Областным законом можно установить порядок выдачи лицензии на розничную торговлю, а не вид лицензируемой деятельности и не расширение предмета лицензирования.
В судебном заседании прокурор Баркина Л.В. просила заявление удовлетворить по приведенным выше основаниям.
Представители Курганской областной Думы и Администрации Курганской области заявление прокурора просили оставить без удовлетворения, пояснили, что оспариваемые пункты областного закона приняты в соответствии с федеральным законом, регулирующим производство и оборот алкогольной продукции, согласно которому к совместному ведению относится установление и осуществление комплекса мер по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции (ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..."). К компетенции субъекта федерации относится и постановление о порядке выдачи лицензий на розничную торговлю (п. 10 ст. 18 Закона "О регулировании производства и оборота этилового спирта...).
Таким образом, компетенция и полномочия субъекту федерации в области регулирования оборота в розничном виде алкогольной продукции осуществлены в областном законе в соответствии с федеральным законом.
Заслушав прокурора Баркину Л.В., представителей Думы и Администрации Курганской области Шанаурова К.В. и Тюрина А.Г., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявления.
Согласно ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ относится распределение квот, ведение регистрации лицензий, установление комплекса защитных мероприятий в целях охраны жизни и здоровья населения, контроль за соблюдением законодательства в области производства и реализации алкогольной продукции, за качеством, за измерительными приборами.
Этот перечень исчерпывающий.
Определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, комплекса мер по защите здоровья населения находится в ведении РФ (ст. 5 названного Закона).
Пунктами 6.3, 6.4, 6.6 областного Закона введены дополнительные требования к соискателям лицензий на розничную торговлю, расширен перечень объектов лицензирования, перечень предоставляемых документов соискателем лицензии, введены дополнительные по сравнению с Федеральным законом ограничение по площади торговых помещений в местностях, помимо городов, что нарушает права как граждан-предпринимателей, так и права юридических лиц.
Ссылка представителей Думы и Администрации области на право определить согласно ст. 18 Федерального закона порядок выдачи лицензий на розничную торговлю, на право устанавливать мероприятия по защите здоровья населения, что сделано путем ограничения площадей и обязанности получить лицензию на каждое торговое место, несостоятельны. Субъект федерации невправе определять вид деятельности, подлежащий лицензированию, а может только определять порядок выдачи лицензий на розничную торговлю, что не одно и то же, это разные предметы регулирования.
Субъект федераций вправе определять и осуществлять комплекс мероприятий по защите здоровья населения, а не мер, определение которых отнесено к ведению РФ. Определение мероприятий и определение мер также разные предметы регулирования (меры по защите здоровья населения принимаются путем осуществления мероприятий).
В силу ст. 26 п. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." ограничения в области оборота алкогольной продукции могут устанавливаться только Федеральным законом.
Собственное правовое регулирование субъекты федерации могут осуществлять только вне пределов полномочий РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (п. 2 ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...").
Оспариваемые же пункты областного Закона являются собственным правовым регулированием, они приняты не в соответствии, а в противоречии с Федеральным законом, регулирующим производство и оборот алкогольной продукции.
По-видимому, в нижеприведенном абзаце имеет место опечатка. Постановление Правительства РФ N 745 датировано 30 июля 1993 года (а не июня, как указано в тексте)
Обязательное применение кассовых аппаратов обусловлено Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Применение или неприменение ККМ для отдельных категорий предприятий, организаций, предпринимателей в силу специфики деятельности или местонахождения утверждается Правительством РФ (ст. 1 Закона о применении ККМ). Правительство РФ разрешило субъектам федерации ограничивать этот перечень. Таким образом, порядок применения ККМ урегулирован на федеральном уровне (Закон о применении ККМ, постановление Правительства от 30 июня 1993 года N 745), и включение условия об обязательном применении ККМ при розничной торговле алкогольной продукции как условия получения лицензии находится вне связи с регулированием оборота алкогольной продукции в оспариваемых пунктах областного закона.
Руководствуясь ст. 16, 18 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", судебная коллегия решила:
Признать противоречащими Федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению пункты 6.3, 6.4, 6.6 Закона Курганской области "О регулировании оборота алкогольной продукции на территории Курганской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 22 декабря 2000 г. N 3-135/2000 "Ограничения в области оборота алкогольной продукции могут устанавливаться только Федеральным законом". (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был