Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 27 декабря 2000 г. N 3-144/2000
(извлечение)
Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению п/п 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 Закона Курганской области от 28 октября 1997 года N 83 "О дополнительных мерах по социальной защите граждан Курганской области, принимавших участие в вооруженных конфликтах". В обоснование заявленных требований указывал, что Курганской областной Думой 28 октября 1997 года принят вышеупомянутый Закон, которым установлены дополнительные социально-правовые гарантии защиты для определенной категории граждан. Закон опубликован в газете "Новый мир" от 1 ноября 1997 года.
Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 статьи 2 Закона не соответствует по мнению прокурора требованиям Федерального законодательства, в частности ст.ст.107-108 Жилищного кодекса РФ. Статьей 108 ЖК РФ определен перечень граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. Участники вооруженных конфликтов в указанный перечень не входят. Подпунктом 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 Закона Курганской области установлена недопустимость выселения из занимаемых служебных жилых помещений без предоставления безвозмездного другого жилого помещения участников вооруженных конфликтов.
Прокурор просил суд признать противоречащим Федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению п/п 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 Закона Курганской области от 28 октября 1997 года N 83 "О дополнительных мерах по социальной защите граждан Курганской области, принимавших участие в вооруженных конфликтах". Обязать редакцию газеты "Новый мир" опубликовать информацию о состоявшемся решении суда.
Представитель Курганской областной Думы заявленные прокурором требования не признала. Пояснила, что принимая Закон "О дополнительных мерах по социальной защите граждан Курганской области, принимавших участие в вооруженных конфликтах" Областная Дума действовала в пределах предоставленных ей Конституцией РФ полномочий.
Заслушав пояснения прокурора, представителей Курганской областной Думы, Администрации Курганской области, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита и жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
28 октября 1997 года Курганской областной Думой принят Закон Курганской области "О дополнительных мерах по социальной защите граждан Курганской области, принимавших участие в вооруженных конфликтах".
Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 статьи 2 данного Закона предусматривает недопустимость выселения из занимаемых служебных жилых помещений без предоставления безвозмездно другого жилого помещения участников вооруженных конфликтов. Данный подпункт противоречит Федеральному законодательству. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать свои законы, но эти законы должны соответствовать Федеральному законодательству по данному предмету совместного ведения.
Основания возникновения и прекращения права пользования жилыми помещениями установлены Жилищным кодексом РФ. Отношения, связанные с порядком пользования служебными жилыми помещениями, вселением и выселением из них регулируются ст.ст.101 - 108 ЖК РФ. Статьей 108 ЖК РФ определен перечень граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. Участники вооруженных конфликтов в указанный перечень не входят.
Правовых актов, позволяющих субъекту РФ устанавливать иной порядок выселения из служебных жилых помещений нет.
Ни в одном Федеральном законе не определена такая категория граждан, как участники вооруженных конфликтов.
Принцип и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены так же Федеральным законом от 24 июня 1999 года.
Таким образом, исходя из изложенного выше, судебная коллегия считает, что требования, заявленные прокурором являются обоснованными.
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, ФЗ Российской Федерации "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 101 - 108 ЖК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону", судебная коллегия решила:
Признать противоречащим Федеральному закону, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п/п 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 Закона Курганской области от 28 октября 1997 года N 83 "О дополнительных мерах по социальной защите граждан Курганской области, принимавших участие в вооруженных конфликтах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27 декабря 2000 г. N 3-144/2000 (извлечение)
Данных о публикации нет