Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации (Правительства)
Курганской области
от 2 октября 2000 г. N 475-1
Областная целевая программа
"Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах"
20 августа, 18 сентября 2001 года, 2 апреля 2002 года, 8 июля 2003 года, 17 февраля 2004 года
См. также постановление Курганской областной Думы от 14 ноября 2000 г. N 3194
Паспорт
областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах"
Наименование Программы - Областная целевая программа "Переселение
граждан Курганской области из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2001-2005
годах"
Наименование, номер - Распоряжение Правительства Российской
и дата документа, Федерации от 26 октября 1999 года N 1744-р
на основании которого
разработана Программа
Дата принятия - Постановление Администрации (Правительства)
решения о разработке Курганской области от 10 июля 2000 года N
Программы 391 "О разработке областной целевой
программы "Переселение граждан Курганской
области из ветхого и аварийного жилищного
фонда в 2001-2005 годах"
Заказчик Программы - Администрация (Правительство) Курганской
области
Основной разработчик - Государственная жилищная инспекция
Программы Курганской области, Департамент
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства, Департамент экономики, областное
Финансовое управление
Цели и задачи - Реализация системы мер по улучшению
Программы жилищных условий граждан области,
ликвидация ветхого и аварийного жилищного
фонда
Сроки и этапы - 2001-2005 годы
реализации Программы 1 этап: 2001-2002 годы
2 этап: 2003-2005 годы
Раздел "Объемы и источники финансирования" в редакции постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 г. N 135
Объемы и источники - Областной бюджет - 164 млн. рублей
финансирования
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 августа 2001 г. N 342 паспорт программы дополнен нижеприведенным абзацем
Мероприятия, исполнителями которых являются
органы местного самоуправления, реализуются
по согласованию с ними
Ожидаемые конечные - Ликвидация до 2005 года существующего на
результаты настоящее время ветхого и аварийного
жилищного фонда, признанного таковым до
2004 года и предоставление гражданам,
проживающих в нем, другого благоустроенного
жилого помещения
Контроль - Департамент строительства и
за исполнением Программы жилищно-коммунального хозяйства аппарата
Администрации (Правительства) области,
Департамент экономики, областное Финансовое
управление, Государственная жилищная
инспекция Курганской области
Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
По данным Курганоблкомстата на 1 января 2000 года жилищный фонд Курганской области составил 18999,4 тыс.кв.м общей площади.
Имеющийся жилищный фонд по своему качеству не удовлетворяет потребности населения. Около полутора процентов населения Курганской области в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Объем ветхих и аварийных жилищ в области на 1 января 2000 года составляет 341813 кв.м общей площади и в них проживает 16120 человек. Всего удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,8 процентов от общей площади жилищного фонда области. Благоустройство городского и сельского жилищного фонда находится на низком уровне. В среднем только 46,6 процента оборудовано водопроводом, 43,1 - канализацией, 49,1 - центральным отоплением. Особенно острой эта проблема является в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В настоящее время в государственном жилищном фонде области находится более 42,6 тыс.кв.м общей площади аварийного и ветхого жилья, в муниципальном - 66,8 тыс.кв.м, в частном - 210,7 тыс.кв.м, в коллективном - 21,7 тыс.кв.м.
Ветхие и аварийные жилища имеются во всех районах области, но их количество в городах и районах распределяется неравномерно - от 0,5% общей площади жилья (Куртамышский район), до 7,7 - 8,1% в Целинном и Частоозерском районах.
Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Определенную долю в ветхом и аварийном жилье занимают приватизированные квартиры.
Кроме того, в результате недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия необходимых финансовых средств для ремонта, технического обслуживания и содержания жилья в области сохраняется стойкая тенденция к постоянному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. Только за последний год оно увеличилось на 30 тыс.кв.м, что составляет 9% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. К 2005 году количество ветхого и аварийного жилищного фонда увеличится на 45% или на 153,9 тыс.кв.м.
В настоящее время граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на получение в пользование жилого помещения (ст.ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому государство несет определенную ответственность за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья вытекает также из того, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реиновации жилищного фонда.
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры направленные на разрешение проблемы связанной с ликвидацией ветхого и аварийного жилья, улучшением жилищных условий проживающих в нем граждан.
Нижеследующий абзац в редакции постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193
Межведомственными комиссиями муниципальных образований в 2000 году определен размер ветхого и аварийного жилищного фонда в области, подлежащего сносу, общая площадь которого составляет 84,72 тыс.кв.м. (532 жилых дома, 2746 квартир), где проживает 6212 человек (Приложение). В это количество не вошел жилищный фонд ряда муниципальных образований, требующий капитального ремонта и реконструкции, а также основная часть частного, государственного (ведомственного) жилищного фонда.
Данные о числе семей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащих переселению, указаны в таблице N 1.
Таблица N 1
Территориально |
Коли- чество жителей |
Количество семей проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде |
|||||
Всего семей |
В том числе | ||||||
1 че- ловек |
2 чело- века |
3 чело- века |
4 чело- века |
5 чело- век и более |
|||
По области В том числе: По городу Кургану По городу Шадринску |
6212 3528 2133 |
2701 1373 1064 |
1000 399 493 |
657 322 264 |
490 275 163 |
357 242 88 |
197 135 56 |
Решение задачи переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зависит от определения ее правовых рамок.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Жилищный кодекс РСФСР;
- Закон РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- Закон РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
В настоящее время на территории Курганской области действуют следующие законодательные акты в жилищной сфере:
- Закон Курганской области от 7 октября 1997 года N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";
- Закон Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области".
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
16 августа 2000 года постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 434 утверждена "Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах". Настоящая методика устанавливает критерии и порядок отнесения жилых зданий и жилых помещений к категории непригодных для проживания на территории Курганской области. В качестве критериев непригодности для проживания жилищного фонда методика определяет опасное техническое состояние конструкций или инженерного оборудования:
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
- Ветхое состояние здания - техническое состояние системы "здание-основание-инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния (физический износ более 60%), но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
- Аварийное состояние здания - техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования - для полносборных, кирпичных и каменных зданий свыше 70%, для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард свыше 65%.
Рассмотрение вопросов о непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания возлагается на межведомственные комиссии городских и районных муниципальных образований, акты которых утверждаются органами местного самоуправления и служат основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, сноса или переоборудования для использования в других целях, отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.
Условия и порядок предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, прежде всего, будут определяться основаниями признания граждан нуждающимися в предоставлении жилища, очередностью и нормами площади предоставляемого жилого помещения.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
В соответствии с жилищным законодательством Курганской области норма площади предоставляемого жилого помещения по договору найма в жилищном фонде социального использования должна соответствовать социальной норме площади жилища: 18 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, 42 кв.м - на семью из 2-х человек, 33 кв.м - на одиноко проживающих граждан. Граждане, жилище которых в результате аварийного состояния стало непригодным для проживания имеют право на бесплатное получение жилых помещений социального использования и признаются нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма, в случае отсутствия жилья. Если жилое помещение, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, то граждане (указанные в ст.7 Закона Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области") также признаются нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений.
Уровень жилищной обеспеченности граждан Курганской области по данным облкомстата на 1 января 2000 года составляет 17,4 кв.м общей площади на одного человека. Основное количество построенных типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования не соответствуют установленной социальной норме площади жилья в Курганской области. При дефиците областного и муниципальных бюджетов новое строительство жилых домов, покупка жилья на вторичном рынке недвижимости потребует значительных финансовых затрат.
При экономической целесообразности собственник жилищного фонда будет проводить капитальный ремонт или реконструкцию. Поэтому в целях проведения единой технической политики необходимо утвердить "Нормативы Курганской области по технической эксплуатации жилищного фонда". Одним из нормативов будет - "Капитальный ремонт и реконструкция зданий и объектов".
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
При реализации Программы необходимо руководствоваться и требованиями областного земельного законодательства:
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
- Закон Курганской области от 4 марта 1998 года N 103 "О земле";
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 июля 2003 г. N 193 нижеследующий абзац исключен
- Закон Курганской области от 5 июня 2000 года N 327 "О порядке изъятия и предоставления земельных участков в Курганской области".
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по социальной норме площади жилья требуется предоставить 132,3 тыс.кв.м жилой площади (согласно Закона Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области"). Согласно протокола от 13 июля 2000 года N 3-2000 заседания Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области средняя стоимость строительства 1 кв.м общей площади жилья на 1 июля 2000 года в текущих ценах составляет 6,4 тыс. рублей. Данная цена применена для расчета финансовых затрат переселения граждан городов Кургана и Шадринска (Таблица N 2), для районов и сельских местностей в расчете применены установившиеся цены за 1 кв.м общей площади жилья на конкретной территории. Таким образом, потребность в финансовых ресурсах для предоставления жилья переселяемым гражданам области составляет 777585 тыс. рублей (в том числе по районам и сельским местностям - 17304 тыс. руб.).
Таблица N 2
Расчет финансовых затрат для переселения граждан городов Кургана и Шадринска
Состав семьи (чел.) |
Количе- ство семей |
Количе- ство че- ловек |
Норма площади на семью (кв. м) |
Норма площади на человека (кв. м) |
Площадь, требуемая для пере- селения (кв. м) |
Стоимость 1 кв.м об- щей жилой площади (тыс. руб.) |
Финансо- вые затраты (тыс. руб.) |
1 2 3 4 5 и более Итого: |
892 586 438 330 191 2437 |
892 1172 1314 1320 963 5661 |
33 42 |
18 18 18 |
29436 24612 23652 23760 17334 118794 |
6,4 6,4 6,4 6,4 6,4 |
188390 157516 151373 152064 110938 760281 |
Курганская область является дотационной областью. Доходы областного и местных бюджетов не позволяют обеспечить финансирование неотложных социальных расходов, в связи с чем, без поддержки федерального бюджета не представляется возможным решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 г. N 135 нижеприведенный абзац исключен
Предполагаемая доля средств федерального бюджета составляет 40% от всех бюджетных средств, как предусмотрено Концепцией федеральной целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" (см. таблицу N 3). Предполагаемая доля стоимости областной целевой Программы, которую может профинансировать Курганская область, с учетом привлечения внебюджетных источников, составляет 558 млн. руб. (71,7% от ее общей стоимости).
Таблица 3 в редакции постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 г. N 135
Таблица N 3
(в млн. руб.)
/-------------------------------\
| | |
| Год | областной |
| | бюджет |
| | |
|--------------+----------------|
| 2001 | 5 |
| | |
| 2002 | 20 |
| | |
| 2003 | 30 |
| | |
| 2004 | 42 |
| | |
| 2005 | 65 |
| | |
| Итого: | 164 |
\-------------------------------/
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- скорейшее решение проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;
- создание механизма для оптимального развития территории, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
В процессе достижения поставленных целей предстоит решить три блока задач:
Задача 1. Формирование основ для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Решение данной задачи потребует прежде всего:
- установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному;
- формирование нормативной и методической базы обеспечения переселения граждан;
- установление очередности сноса жилищного фонда и переселения граждан из него, планирование будущих работ.
Задача 2. Обеспечение переселяемых граждан иным жильем
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда следует использовать следующие механизмы улучшения жилищных условий:
- предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются, исходя из юридически установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде;
- предоставление гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде, жилищного сертификата на сумму, равную нормативной стоимости жилья, определенного на основе обязательств государства.
Для решения задачи предоставления гражданам иного жилья необходимо привлечение и накопление определенных финансовых ресурсов. Для методического обеспечения мероприятий, направленных на решение данной задачи, рекомендуется использовать "Методику предоставления жилищных сертификатов гражданам, переселяющимся из ветхого и аварийного жилищного фонда"; "Методику консолидации финансовых ресурсов для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", а также "Финансовые инструменты привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках ликвидируемого ветхого и аварийного жилищного фонда", которые в настоящее время разрабатываются специально для Программы и на первом этапе реализации Программы будут утверждены.
Задача 3. Обеспечение развития территорий, на которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд
Мероприятия, направленные на решение этой задачи, должны включать:
- планирование реконструкции и развития территорий, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд;
- поэтапный снос ветхого фонда;
- освобождение и подготовку земельных участков для новой застройки;
- конкурсную продажу участков.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2001-2005 годов. Эти же сроки рекомендуется распространить на реализацию программ муниципальных образований.
Реализация программы будет происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет идти за счет, в основном, бюджетных средств. В то же время должны создаваться предпосылки для крупно-масштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2001-2002 годы) должны быть созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач программы:
- формирование методологических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы;
- начало процесса переселения.
Второй этап программы (2003-2005 годы) должен быть посвящен реализации задачи непосредственного переселения граждан и ликвидации ветхого, аварийного жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого, аварийного жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, представляет собой перечень конкретных мероприятий, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах реализации программы (см. таблицу N 4).
Таблица 4 в редакции постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 г. N 135
Таблица N 4
/---------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий | Исполнитель |Срок| Источники |
| а- | | | | финансирования |
| ач | | | | |
|-----+--------------------------+------------------+----+------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|-----+--------------------------+------------------+----+------------------|
| |
| Этап I |
| |
| 1. | 1.1. Формирование| | | |
| |методологических основ| | | |
| |оценки и собственно оценка| | | |
| |размеров ветхого и| | | |
| |аварийного фонда,| | | |
| |подлежащего ликвидации, а| | | |
| |также необходимых ресурсов| | | |
| |площади жилищного фонда| | | |
| |для переселения граждан: | | | |
| | | | | |
| | - разработать "Методику|Государственная |До |В пределах средств|
| |по определению|жилищная инспекция|2001|областного бюдже- |
| |непригодности жилых зданий|Курганской области|года|та, выделенных на |
| |и жилых помещений для| | |основную деятель- |
| |проживания на территории| | |ность |
| |Курганской области" | | | |
| | | | | |
| | - оценка размеров|Государственная |2001|В пределах средств|
| |ветхого и аварийного|жилищная инспекция|год |областного бюджета|
| |жилищного фонда,|Курганской области| | |
| |подлежащего ликвидации | | | |
Пункт 1.2. в редакции постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 17 февраля 2004 г. N 42
| |1.2. Формирование норма- | | | |
| |тивной и методической ба- | | | |
| |зы обеспечения переселе- | | | |
| |ния граждан: | | | |
| | | | | |
| |- разработать "Нормативы |Государственная |2001|В пределах средств|
| |Курганской области по |жилищная инспек- |год |областного бюдже-|
| |технической эксплуатации |ция Курганской | |та, выделенных на|
| |жилищного фонда" |области | |основную деятель-|
| | | | |ность |
| | | | | |
| | 1.3. Установление|Департамент стро- |2001|В пределах средств|
| |очередности сноса|ительства и ЖКХ |- |областного бюджета|
| |жилищного фонда (по|аппарата Админист-|2002| |
| |районам, микрорайонам,|рации (Правитель- |годы| |
| |участкам, зданиям) и,|ства) Курганской | | |
| |соответственно, |области | | |
| |очередности переселения| | | |
| |граждан | | | |
| | | | | |
| 2. | 2.1. Создание механизмов|Департамент эконо-|2001|В пределах средств|
| |привлечения и|мики Курганской |- |областного бюджета|
| |аккумулирование финансовых|области, областное|2002| |
| |ресурсов для реализации|финансовое управ- |годы| |
| |программы |ление | | |
| | | | | |
| | 2.2. Начало переселения|Департамент стро- |2003|Средства областно-|
| |граждан |ительства и ЖКХ |год |го бюджета |
| | |аппарата Админист-| | |
| | |рации (Правитель- | | |
| | |ства) Курганской | | |
| | |области, органы | | |
| | |местного самоупра-| | |
| | |вления | | |
| |
| Этап II |
| |
| | 2.3. Формирование|Департамент стро- |2003|Средства областно-|
| |жилищного фонда для|ительства и ЖКХ |год |го бюджета |
| |переселения граждан из|аппарата Админист-| | |
| |домов, подлежащих сносу |рации (Правитель- | | |
| | |ства) Курганской | | |
| | |области, органы | | |
| | |местного самоупра-| | |
| | |вления | | |
| | | | | |
| 3. | 3.1. Поэтапное|Департамент стро- |2003|Средства областно-|
| |переселение жильцов и снос|ительства и ЖКХ |- |го бюджета |
| |ветхого, аварийного|аппарата Админист-|2005| |
| |жилищного фонда |рации (Правитель- |годы| |
| | |ства) Курганской | | |
| | |области, органы | | |
| | |местного самоупра-| | |
| | |вления | | |
\---------------------------------------------------------------------------/
Ресурсное обеспечение программы
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 2 апреля 2002 г. N 135 нижеследующий абзац исключен
При общей оценке стоимости Программы в 778 млн. руб. (см.таблицу N 3) предполагается, что в первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.
Предполагается переселение граждан из ветхого и аварийного государственного (ведомственного) жилищного фонда площадью 11390 кв.м. и затратами в пределах 100 млн. рублей.
Величина и объем средств областного целевого бюджетного фонда должны ежегодно утверждаться областной Думой в рамках обычных процедур утверждения бюджета. Составление заявки на выделение средств в целевой бюджетный фонд на очередной финансовый год необходимо проводить на основе сформированной сводной областной программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда на очередной год, а также информации о том, как реализуется сводная программа в текущем году. При составлении заявки необходимо также использовать отчеты об исполнении бюджета целевого бюджетного фонда в предыдущих годах. По итогам очередного финансового года орган, управляющий средствами данного фонда (Департамент экономики Курганской области), должен подготовить отчет об исполнении бюджета целевого бюджетного фонда. В отчет должна включаться информация о составленной сводной областной программе по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуре проведения конкурса среди муниципальных программ, результатах конкурса, объеме направленных на реализацию муниципальных программ средств, результатах мониторинга данных муниципальных программ.
В конце каждого отчетного периода муниципальные целевые бюджетные фонды должны представлять данные о расходовании средств, полученных из областного целевого бюджетного фонда. Такая отчетность должна являться обязательным условием получения средств из областного фонда в будущем.
Источником бюджетных средств задействованным для реализации Программы могут стать средства расходуемые на дотирование жилищно-коммунального хозяйства.
Увязка программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно существенно увеличить бюджетные ресурсы, которые являются пока основными финансовыми источниками, а в дальнейшем их доля в финансировании программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет сокращаться.
К бюджетным источникам могут быть отнесены муниципальные ресурсы, в виде передаваемых застройщиками муниципальному образованию квартир во вновь построенных домах.
Муниципальные бартерные ресурсы в виде квартир образуются за счет большей разности между продажной стоимостью жилья и его себестоимостью.
Ключевая задача Программы состоит в формировании внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения граждан и развития освобождающихся территорий.
К внебюджетным источникам могут относится:
- средства хозяйствующих субъектов для переселения граждан из ведомственного ветхого и аварийного жилищного фонда;
- платежи населения в виде платы за найм муниципального жилья, которые отражают дифференциацию потребительских качеств муниципального жилищного фонда и могут использоваться на его реиновацию;
- внебюджетные платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) земельных участков, где расположен ликвидируемый жилищный фонд, под коммерческое строительство;
- кредиты банков;
- муниципальные займы;
- инвестиционные программы, финансируемые на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры;
- предоставление льгот по уплате налогов хозяйствующим субъектам имеющим ветхое и аварийное жилье, а также предоставление квартир жильцам домов, которые состоят в трудовых отношениях с хозяйствующими субъектами.
Управление реализацией Программы
Основной принцип управления Программой состоит в том, чтобы перераспределять ресурсы областного целевого бюджетного фонда в соответствующие муниципальные целевые бюджетные фонды, исходя из имеющихся целевых установок по развитию муниципальных образований и экономической эффективности представляемых муниципалитетами программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом Администрация (Правительство) Курганской области будет поощрять привлечение муниципалитетами внебюджетных средств на решение данной задачи, а также использование средств самого муниципального бюджета.
Функции по управлению областным целевым бюджетным фондом будет осуществлять Департамент экономики Курганской области, согласовывая производственные и технические аспекты задачи с соответствующими подразделениями (Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства аппарата Администрации (Правительства) Курганской области, областное Финансовое управление, Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Курганской области, Комитет по архитектуре и строительству Курганской области). Основная задача Департамента экономики состоит в том, чтобы провести отбор муниципальных проектов, исходя из объемов требуемых финансовых ресурсов, сроков окупаемости и ожидаемой прибыльности, а также осуществить их финансово-экономическую экспертизу.
При этом необходимо разработать процедуры, которые позволяли бы обеспечить возможность конкуренции муниципальных программ за финансовые ресурсы областного целевого бюджетного фонда и прозрачную процедуру принятия решений по распределению бюджетных средств на их реализацию.
Простейшим и одновременно наиболее понятным механизмом распределения средств областного фонда будет являться их распределение пропорционально объему привлеченных муниципалитетом внебюджетных источников, а также средств самого муниципального бюджета, направляемых на финансирование реализации программ.
В процессе реализации Программы необходимо разбить выполнение программных мероприятий на подэтапы, принимая за каждый подэтап один год. Такая разбивка необходима в целях последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах. Кроме того, для управления реализацией Программы требуется составление ежегодных планов, которые готовятся на каждом уровне: муниципальном, областном.
Оценка эффективности программных мероприятий
В целом Программа ставит генеральную задачу ликвидации до 2005 года включительно существующего на настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда и фонда, признанного таковым до 2004 года. Таким образом, показателем абсолютного выполнения программы для каждого конкретного муниципального образования будет служить полное разрешение проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда на его территории, включая:
- предоставление всем гражданам, проживавшим к началу реализации Программы в ветхом и аварийном жилищном фонде, иного жилья удовлетворительного качества;
- ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда;
- оптимальное решение судьбы освободившихся земельных участков с точки зрения развития муниципальных образований.
Заместитель Губернатора Курганской области |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.