Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Курганской областной Думы
от 14 ноября 2000 г. N 3194
Областная целевая программа
"Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах"
18 сентября 2001 года
См. также постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 2 октября 2000 г. N 475-1
Паспорт
областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах"
Наименование Программы Областная целевая программа "Пере-
селение граждан Курганской области
из ветхого и аварийного жилищного
фонда в 2001-2005 годах"
Наименование, номер и дата Распоряжение Правительства Российс-
документа, на основании которого кой Федерации от 26 октября 1999
разработана Программа года N 1744-р
Дата принятия решения о разра- Постановление Администрации (Прави-
ботке Программы тельства) Курганской области от
10 июля 2000 года N 391 "О разра-
ботке областной целевой Программы
"Переселение граждан Курганской об-
ласти из ветхого и аварийного жи-
лищного фонда в 2001-2005 годах"
Заказчик Программы Администрация (Правительство) Кур-
ганской области
Основной разработчик Программы Государственная жилищная инспекция
Курганской области, Департамент
строительства и жилищно-коммуналь-
ного хозяйства аппарата Администра-
ции (Правительства) Курганской об-
ласти, Департамент экономики Кур-
ганской области, Финансовое управ-
ление Курганской области
Цели и задачи Программы Реализация системы мер по улучшению
жилищных условий граждан области,
ликвидация ветхого и аварийного жи-
лищного фонда
Сроки и этапы реализации Прог- 2001-2005 годы
раммы 1 этап: 2001-2002 годы
2 этап: 2003-2005 годы
Объемы и источники финансирова- Всего 778 млн. руб., в том числе:
ния
220 млн. руб. - предполагаемые в
доле средств федерального бюджета
в федеральной целевой программе
"Переселение граждан Российской
Федерации из ветхого и аварийного
жилищного фонда в 2001-2005 годах"
164 млн. руб. - в доле средств об-
ластного бюджета в областной целе-
вой программе "Переселение граждан
Курганской области из ветхого
и аварийного жилищного фонда в
2001-2005 годах"
164 млн. руб. - предполагаемые из
бюджетов муниципальных образований
230 млн.руб. - предполагаемые вне-
бюджетные источники
Постановлением Курганской областной Думы от 18 сентября 2001 г. N 655 программа дополнена нижеследующим абзацем
Мероприятия, исполнителями которых
являются органы местного
самоуправления, реализуются по
согласованию с нимиэ
Ожидаемые конечные результаты Ликвидация до 2005 года существую-
щего на настоящее время ветхого и
аварийного жилищного фонда и выяв-
ленного в ходе работы по реализации
Программы; предоставление гражда-
нам, проживающих в нем, другого
благоустроенного жилого помещения
Контроль за исполнением Програм- Департамент строительства и жилищ-
мы но-коммунального хозяйства аппарата
Администрации (Правительства) Кур-
ганской области, Департамент эконо-
мики Курганской области, Финансовое
управление Курганской области, Го-
сударственная жилищная инспекция
Курганской области
Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
По данным Курганоблкомстата на 1 января 2000 года жилищный фонд Курганской области составил 18999,4 тыс.кв.м общей площади.
Имеющийся жилищный фонд по своему качеству не удовлетворяет потребности населения. Около полутора процентов населения Курганской области в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для проживания. Объем ветхих и аварийных жилищ в области на 1 января 2000 года составляет 341813 кв.м общей площади и в них проживает 16120 человек. Всего удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,8 процентов от общей площади жилищного фонда области. Благоустройство городского и сельского жилищного фонда находится на низком уровне. В среднем только 46,6 процента оборудовано водопроводом, 43,1 - канализацией, 49,1 - центральным отоплением. Особенно острой эта проблема является в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В настоящее время в государственном жилищном фонде области находится более 42,6 тыс.кв.м общей площади аварийного и ветхого жилья, в муниципальном - 66,8 тыс.кв.м, в частном - 210,7 тыс.кв.м, в коллективном - 21,7 тыс.кв.м.
Ветхие и аварийные жилища имеются во всех районах области, но их количество в городах и районах распределяется неравномерно - от 0,5% общей площади жилья (Куртамышский район), до 7,7 - 8,1% в Целинном и Частоозерском районах.
Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Определенную долю в ветхом и аварийном жилье занимают приватизированные квартиры.
Кроме того, в результате недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия необходимых финансовых средств для ремонта, технического обслуживания и содержания жилья в области сохраняется стойкая тенденция к постоянному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. Только за последний год оно увеличилось на 30 тыс.кв.м, что составляет 9% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. К 2005 году количество ветхого и аварийного жилищного фонда увеличится на 45% или на 153,9 тыс.кв.м.
В настоящее время граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на получение в пользование жилого помещения (ст.ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому государство несет определенную ответственность за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья вытекает также из того, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реиновации жилищного фонда.
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры направленные на разрешение проблемы связанной с ликвидацией ветхого и аварийного жилья, улучшением жилищных условий проживающих в нем граждан.
В соответствии с "Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах" межведомственными комиссиями муниципальных образований в 2000 году определен размер ветхого и аварийного жилищного фонда в области, подлежащего сносу, общая площадь которого составляет 84,72 тыс.кв.м (532 жилых дома, 2746 квартир), где проживает 6212 человек (Приложение). В это количество не вошел жилищный фонд ряда муниципальных образований требующий капитального ремонта и реконструкции, а также основная часть частного, государственного (ведомственного) жилищного фонда.
Данные о числе семей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащих переселению, указаны в таблице N 1.
Таблица N 1
-----------------------------------------------------------------------------
| | Количество семей проживающих в ветхом
| | и аварийном жилом фонде
| |-----------------------------------------------
Территориально |Количество|Всего| В том числе
| жителей |семей|-----------------------------------------
| | |1 человек|2 чело-|3 чело-|4 чело-|5 чело-
| | | |века |века |века |век и
| | | | | | |более
------------------+----------+-----+---------+-------+-------+-------+-------
По области | 6212 | 2701| 1000 | 657 | 490 | 357 | 197
В том числе: | | | | | | |
По городу Кургану| 3528 | 1373| 399 | 322 | 275 | 242 | 135
По городу Шадрин-| 2133 | 1064| 493 | 264 | 163 | 88 | 56
ску | | | | | | |
-----------------------------------------------------------------------------
Решение задачи переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зависит от определения ее правовых рамок.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Жилищный кодекс РСФСР;
- Закон РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- Закон РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
В настоящее время на территории Курганской области действуют следующие законодательные акты в жилищной сфере:
- Закон Курганской области от 7 октября 1997 года N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";
- Закон Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области".
16 августа 2000 года постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 434 утверждена "Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах". Настоящая методика устанавливает критерии и порядок отнесения жилых зданий и жилых помещений к категории непригодных для проживания на территории Курганской области. В качестве критериев непригодности для проживания жилищного фонда методика определяет опасное техническое состояние конструкций или инженерного оборудования:
- Ветхое состояние здания - техническое состояние системы "здание - основание - инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния (физический износ более 60%), но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны.
- Аварийное состояние здания - техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования - для полносборных, кирпичных и каменных зданий свыше 70%, для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард свыше 65%.
Рассмотрение вопросов о непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания возлагается на межведомственные комиссии городских и районных муниципальных образований, акты которых утверждаются органами местного самоуправления и служат основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, сноса или переоборудования для использования в других целях, отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.
Условия и порядок предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, прежде всего, будут определяться основаниями признания граждан нуждающимися в предоставлении жилища, очередностью и нормами площади предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с жилищным законодательством Курганской области норма площади предоставляемого жилого помещения по договору найма в жилищном фонде социального использования должна соответствовать социальной норме площади жилища: 18 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, 42 кв.м - на семью из 2-х человек, 33 кв.м - на одиноко проживающих граждан. Граждане, жилище которых в результате аварийного состояния стало непригодным для проживания имеют право на бесплатное получение жилых помещений социального использования и признаются нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма, в случае отсутствия жилья. Если жилое помещение, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, то граждане (указанные в ст.7 Закона Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области") также признаются нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений.
Уровень жилищной обеспеченности граждан Курганской области по данным облкомстата на 1 января 2000 года составляет 17,4 кв.м общей площади на одного человека. Основное количество построенных типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования не соответствуют установленной социальной норме площади жилья в Курганской области. При дефиците областного и муниципальных бюджетов новое строительство жилых домов, покупка жилья на вторичном рынке недвижимости потребует значительных финансовых затрат.
При экономической целесообразности собственник жилищного фонда будет проводить капитальный ремонт или реконструкцию. Поэтому в целях проведения единой технической политики необходимо утвердить "Нормативы Курганской области по технической эксплуатации жилищного фонда". Одним из нормативов будет - "Капитальный ремонт и реконструкция зданий и объектов".
При реализации Программы необходимо руководствоваться и требованиями областного земельного законодательства:
- Закон Курганской области от 4 марта 1998 года N 103 "О земле";
- Закон Курганской области от 5 июня 2000 года N 327 "О порядке изъятия и предоставления земельных участков в Курганской области".
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по социальной норме площади жилья требуется предоставить 132,3 тыс.кв.м жилой площади (согласно Закона Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области"). Согласно протокола от 13 июля 2000 года N 3-2000 заседания Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области средняя стоимость строительства 1 кв.м общей площади жилья на 1 июля 2000 года в текущих ценах составляет 6,4 тыс. рублей. Данная цена применена для расчета финансовых затрат переселения граждан городов Кургана и Шадринска (Таблица N 2), для районов и сельских местностей в расчете применены установившиеся цены за 1 кв.м общей площади жилья на конкретной территории. Таким образом, потребность в финансовых ресурсах для предоставления жилья переселяемым гражданам области составляет 777585 тыс. рублей (в том числе по районам и сельским местностям - 17304 тыс.руб.). Расходы на реализацию Программы предполагается ежегодно уточнять с учетом изменения цен на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, утверждаемых Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области.
Таблица N 2
Расчет
финансовых затрат для переселения граждан городов Кургана и Шадринска
------------------------------------------------------------------------------
Состав|Количество|Количество| Норма | Норма |Площадь,|Стоимость |Финансовые
семьи | семей | человек |площади |площади |требуе- |1 кв.м. | затраты
(чел.)| | |на семью|на чело-|мая для |общей жи- |(тыс.руб.)
| | |(кв. м.)|века |пересе- |лой площа-|
| | | |(кв. м.)|ления |ди (тыс. |
| | | | |(кв. м.)|руб.) |
-------+----------+----------+--------+--------+--------+----------+----------
1 | 892 | 892 | 33 | | 29436 | 6,4 | 188390
2 | 586 | 1172 | 42 | | 24612 | 6,4 | 157516
3 | 438 | 1314 | | 18 | 23652 | 6,4 | 151373
4 | 330 | 1320 | | 18 | 23760 | 6,4 | 152064
5 | 191 | 963 | | 18 | 17334 | 6,4 | 110938
и более| | | | | | |
Итого:| 2437 | 5661 | | |118794 | | 760281
------------------------------------------------------------------------------
Курганская область является дотационной областью. Доходы областного и местных бюджетов не позволяют обеспечить финансирование неотложных социальных расходов, в связи с чем, без поддержки федерального бюджета не представляется возможным решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Предполагаемая доля средств федерального бюджета составляет 40% от всех бюджетных средств, как предусмотрено Концепцией федеральной целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах". Предполагаемая доля стоимости областной целевой Программы, которую может профинансировать Курганская область, с учетом привлечения внебюджетных источников, составляет 558 млн.руб. (70% от ее общей стоимости).
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- скорейшее решение проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания;
- создание механизма для оптимального развития территории, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
В процессе достижения поставленных целей предстоит решить три блока задач:
Задача 1. Формирование основ для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Решение данной задачи потребует прежде всего:
- установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному;
- формирование нормативной и методической базы обеспечения переселения граждан;
- установление очередности сноса жилищного фонда и переселения граждан из него, планирование будущих работ.
Задача 2. Обеспечение переселяемых граждан иным жильем.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда следует использовать следующие механизмы улучшения жилищных условий:
- предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются, исходя из юридически установленных гарантий государства перед гражданами;
- предоставление гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде, жилищного сертификата на сумму, равную нормативной стоимости жилья, определенного на основе обязательств государства.
Для решения задачи предоставления гражданам иного жилья необходимо привлечение и накопление определенных финансовых ресурсов. Для методического обеспечения мероприятий, направленных на решение данной задачи, рекомендуется использовать "Методику предоставления жилищных сертификатов гражданам, переселяющимся из ветхого и аварийного жилищного фонда"; "Методику консолидации финансовых ресурсов для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", а также "Финансовые инструменты привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках ликвидируемого ветхого и аварийного жилищного фонда", которые в настоящее время разрабатываются специально для Программы и на первом этапе реализации Программы будут утверждены.
Задача 3. Обеспечение развития территорий, на которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
Мероприятия, направленные на решение этой задачи, должны включать:
- планирование реконструкции и развития территорий, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд;
- поэтапный снос ветхого фонда;
- освобождение и подготовку земельных участков для новой застройки;
- конкурсную продажу участков.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2001-2005 годов. Эти же сроки рекомендуется распространить на реализацию программ муниципальных образований.
Реализация программы будет происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет идти за счет, в основном, бюджетных средств. В то же время должны создаваться предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2001-2002 годы) должны быть созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач программы:
- формирование методологических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы.
А также на первом этапе предусматривается начало процесса переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Второй этап программы (2003-2005 годы) должен быть посвящен реализации задачи непосредственного переселения граждан и ликвидации ветхого, аварийного жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого, аварийного жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, представляет собой перечень конкретных мероприятий, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах реализации программы (см. таблицу N 3).
Таблица N 3
-------------------------------------------------------------------------
NN |Наименование мероприятия|Исполнитель|Срок |Источники финансирования
задач| | | |
-----+------------------------+-----------+-----+------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
-----+------------------------+-----------+-----+------------------------
Этап I
1 | 1.1. Формирование ме- | | |
|тодологических основ | | |
|оценки и собственно | | |
|оценка размеров ветхого | | |
|и аварийного фонда, под-| | |
|лежащего ликвидации, а | | |
|также необходимых ресур-| | |
|сов площади жилищного | | |
|фонда для переселения | | |
|граждан: | | |
| - разработать "Мето- |Государст- |До |В пределах средств обла-
|дику по определению не- |венная жи- |2001 |стного бюджета, выделен-
|пригодности жилых зданий|лищная инс-|года |ных на основную деятель-
|и жилых помещений для |пекция Кур-| |ность
|проживания на территории|ганской об-| |
|Курганской области" |ласти | |
| - оценка размеров вет-|Государст- |2001 |В пределах средств обла-
|хого и аварийного жилищ-|венная жи- |год |стного и муниципальных
|ного фонда, подлежащего |лищная инс-| |бюджетов
|ликвидации |пекция Кур-| |
| |ганской об-| |
| |ласти, ор- | |
| |ганы мест- | |
| |ного само- | |
| |управления | |
| 1.2. Формирование нор-| | |
|мативной и методической | | |
|базы обеспечения пересе-| | |
|ления граждан: | | |
| - разработать "Мето- |Департамент|2001 |В пределах средств обла-
|дику предоставления жи- |строитель- |год |стного бюджета, выделен-
|лищных сертификатов |ства и ЖКХ | |ных на основную деятель-
|гражданам, переселяющим-|аппарата | |ность
|ся из ветхого и аварий- |Администра-| |
|ного жилищного фонда" |ции (Прави-| |
| |тельства) | |
| |Курганской | |
| |области | |
| - разработать "Мето- |Департамент|2001 |В пределах средств обла-
|дику консолидации финан-|экономики |год |стного бюджета, выделен-
|совых ресурсов для реше-|Курганской | |ных на основную деятель-
|ния проблемы переселения|области | |ность
|граждан из ветхого и | | |
|аварийного жилищного | | |
|фонда" | | |
| - разработать Методику|Департамент|2001 |В пределах средств обла-
|привлечения внебюджетных|государст- |год |стного бюджета, выделен-
|источников финансирова- |венного | |ных на основную деятель-
|ния Программы |имущества, | |ность
| |промышлен- | |
| |ной полити-| |
| |ки и потре-| |
| |бительского| |
| |рынка, об- | |
| |ластное фи-| |
| |нансовое | |
| |управление | |
| - разработать Положе- |Областное |2001 |В пределах средств обла-
|ние об областном целевом|финансовое |год |стного бюджета, выделен-
|бюджетном фонде для ре- |управление | |ных на основную деятель-
|ализации Программы | | |ность
| - разработать "Норма- |Государст- |2001 |В пределах средств обла-
|тивы Курганской области |венная жи- |год |стного бюджета, выделен-
|по технической эксплу- |лищная инс-| |ных на основную деятель-
|атации жилищного фонда" |пекция Кур-| |ность
| |ганской об-| |
| |ласти | |
| - разработка муниципа-|Органы ме- |2001-|В пределах средств муни-
|льной норматив- |стного са- |2002 |ципальных образований
|но-правовой базы реали- |моуправле- |годы |
|зации Программы |ния | |
| 1.3. Установление оче-|Департамент|2001-|В пределах средств обла-
|редности сноса жилищного|строитель- |2002 |стного бюджета и бюдже-
|фонда (по районам, мик- |ства и ЖКХ |годы |тов муниципальных обра-
|рорайонам, участкам, |аппарата | |зований, выделенных на
|зданиям) и, соответст- |Администра-| |основную деятельность
|венно, очередности пере-|ции (Прави-| |
|селения граждан |тельства) | |
| |Курганской | |
| |области, | |
| |органы ме- | |
| |стного са- | |
| |моуправле- | |
| |ния | |
2 | 2.1. Создание механиз-|Департамент|2001-|В пределах средств обла-
|мов привлечения и акку- |экономики |2002 |стного бюджета и бюдже-
|мулирование финансовых |Курганской |годы |тов муниципальных обра-
|ресурсов для реализации |области, | |зований
|программы |областное | |
| |финансовое | |
| |управление,| |
| |органы ме- | |
| |стного са- | |
| |моуправле- | |
| |ния | |
| 2.2. Основное пересе- |Департамент|2003 |Средства областного це-
|ления граждан |строитель- |год |левого бюджетного фонда
| |ства и ЖКХ | |
| |аппарата | |
| |Администра-| |
| |ции (Прави-| |
| |тельства) | |
| |Курганской | |
| |области, | |
| |органы ме- | |
| |стного са- | |
| |моуправле- | |
| |ния | |
Этап II
| 2.3. Формирование жи- |Департамент|2003 |Средства областного це-
|лищного фонда для пере- |строитель- |год |левого бюджетного фонда
|селения граждан из до- |ства и ЖКХ | |
|мов, подлежащих сносу |аппарата | |
| |Администра-| |
| |ции (Прави-| |
| |тельства) | |
| |Курганской | |
| |области, | |
| |органы ме- | |
| |стного са- | |
| |моуправле- | |
| |ния | |
3 | 3.1. Поэтапное пересе-|Департамент|2003-|Средства областного це-
|ление жильцов и снос |строитель- |2005 |левого бюджетного фонда
|ветхого, аварийного жи- |ства и ЖКХ |годы |
|лищного фонда |аппарата | |
| |Администра-| |
| |ции (Прави-| |
| |тельства) | |
| |Курганской | |
| |области, | |
| |органы ме- | |
| |стного са- | |
| |моуправле- | |
| |ния | |
| 3.2. Подготовка осво- |Органы ме- |2003-|Средства муниципальных
|божденных земельных уча-|стного са- |2005 |образований
|стков для новой застрой-|моуправле- |годы |
|ки и их конкурсная про- |ния | |
|дажа | | |
-------------------------------------------------------------------------
Ресурсное обеспечение программы
При общей оценке стоимости Программы в 778 млн.руб. предполагается, что в первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.
Предполагается переселение граждан из ветхого и аварийного государственного (ведомственного) жилищного фонда площадью 11390 кв.м. и затратами в пределах 100 млн. рублей.
Увязка программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно существенно увеличить бюджетные ресурсы, которые являются пока основными финансовыми источниками, а в дальнейшем их доля в финансировании программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет сокращаться.
Ключевая задача Программы состоит в формировании внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения граждан и развития освобождающихся территорий.
К внебюджетным источникам могут относится:
- средства хозяйствующих субъектов для переселения граждан из ведомственного ветхого и аварийного жилищного фонда;
- кредиты банков;
- муниципальные займы;
- инвестиционные программы, финансируемые на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры;
- предоставление льгот по уплате налогов хозяйствующим субъектам имеющим ветхое и аварийное жилье, а также предоставление квартир жильцам домов, которые состоят в трудовых отношениях с хозяйствующими субъектами.
Основными источниками средств для реализации Программы являются:
- средства федерального бюджета - 28%;
- областного бюджета - 21%;
- местных бюджетов - 21%;
- внебюджетные источники - 30%.
Распределение финансовых средств по источникам финансирования приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
(в млн.руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Год |Всего финансовых| Из них |Федеральный|В том числе|местный|Внебюд-
| средств |бюджетные| бюджет | областной |бюджет |жетные
| | | | бюджет | |источ-
| | | | | |ники
------+----------------+---------+-----------+-----------+-------+-------
2001 | 20 | 20 | 10 | 15 | 7 |
2002 | 100 | 70 | 30 | 20 | 20 | 30
2003 | 150 | 100 | 40 | 27 | 30 | 50
2004 | 200 | 140 | 56 | 37 | 42 | 60
2005 | 308 | 218 | 88 | 65 | 65 | 90
Итого:| 778 | 548 | 220 | 164 | 164 | 230
-------------------------------------------------------------------------
Средства местных бюджетов представлены в таблице N 5:
Таблица N 5
----------------------------------------------------------------------------
Всего|г.Курган|г.Шадринск|Кетовский|Макушинс-|Петуховс-|Шатровс- |Шадринс-
млн. | | | район |кий район|кий район|кий район|кий район
руб. | | | | | | |
------+--------+----------+---------+---------+---------+---------+---------
164 | 106 | 55 | 0,4 | 0,8 | 1,5 | 0,2 | 0,1
----------------------------------------------------------------------------
Управление реализацией Программы
Основной принцип управления Программой состоит в том, чтобы перераспределять ресурсы областного целевого бюджетного фонда в соответствующие муниципальные целевые бюджетные фонды, исходя из имеющихся целевых установок по развитию муниципальных образований и экономической эффективности, представляемых муниципалитетами программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом Администрация (Правительство) Курганской области будет поощрять привлечение муниципалитетами внебюджетных средств на решение данной задачи, а также использование средств самого муниципального бюджета.
Функции по управлению областным целевым бюджетным фондом будет осуществлять Департамент экономики Курганской области, согласовывая производственные и технические аспекты задачи с соответствующими подразделениями (Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства аппарата Администрации (Правительства) Курганской области, областное Финансовое управление, Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Курганской области, Комитет по архитектуре и строительству Курганской области). Основная задача Департамента экономики состоит в том, чтобы провести отбор муниципальных проектов, исходя из объемов требуемых финансовых ресурсов, сроков окупаемости и ожидаемой прибыльности, а также осуществить их финансово-экономическую экспертизу. При этом необходимо разработать процедуры, которые позволяли бы обеспечить возможность конкуренции муниципальных программ за финансовые ресурсы областного целевого бюджетного фонда и прозрачную процедуру принятия решений по распределению бюджетных средств на их реализацию.
Простейшим и одновременно наиболее понятным механизмом распределения средств областного фонда будет являться их распределение пропорционально объему привлеченных муниципалитетом внебюджетных источников, а также средств самого муниципального бюджета, направляемых на финансирование реализации программ.
В процессе реализации Программы необходимо разбить выполнение программных мероприятий на подэтапы, принимая за каждый подэтап один год. Такая разбивка необходима в целях последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах. Кроме того, для управления реализацией Программы требуется составление ежегодных планов, которые готовятся на каждом уровне: муниципальном, областном.
Оценка эффективности программных мероприятий
В соответствии с целью областной целевой программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в качестве оценки эффективности программы должно рассматриваться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда.
По окончанию программы на конец 2005 года из ветхого и аварийного жилищного фонда должно быть переселено 6212 граждан (см. Приложение N 2), а также те жильцы дома которых были выявлены и признаны непригодными для проживания в ходе реализации Программы.
Заместитель Губернатора Курганской области, |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.