Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 6 декабря 2000 г. N 3-87/2000
(извлечение)
О проверке обоснованности настоящего решения см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 13 февраля 2001 года N 82Г01-2.
Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п.п. 1 и 2 постановления Администрации Курганской области от 25 мая 1999 года N 294 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы".
В обоснование своих требований указал, что 25 мая 1999 года Администрация области приняла постановление N 294, пунктами 1 и 2 которого с 1 июня 1999 года введены тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999 года N 309, для организаций бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета и повышены в 1,62 раза месячные оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел, учреждений государственной противопожарно службы, финансируемых из областного бюджета.
Прокурор считает, что указанные пункты постановления в части сроков введения повышенных тарифных ставок и увеличенного размера месячных должностных окладов противоречат федеральному законодательству, в частности, Федеральному закону от 4 февраля 1999 года N 22-ФЗ от 4 февраля 1999 года и Указу Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638. Кроме того, оспариваемые положения противоречат Конституции РФ, т.к. не обеспечивают работнику право требовать равное вознаграждение за равный труд по сравнению с данными категориями граждан других субъектов РФ.
Просил суд признать п.п. 1 и 2 постановления недействительными.
Представители Администрации Курганской области с требованиями прокурора не согласились.
Пояснили, что постановление принято в соответствии с законом, в пределах предоставленных Главе Администрации области полномочий и возможностей бюджета области. Указали, что ст.4 Федерального закона от 4 февраля 1999 год N 22-ФЗ в части определения источников финансирования дополнительных расходов, указанных в ст. 1 и 2 этого Закона, не исполнена при формировании федерального бюджета на 1999 год. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" Курганской области целевых дотаций на дополнительные расходы по повышению заработной платы работников бюджетной сферы не выделялось. Позднее субсидий и трансфертов на эти цели из федерального бюджета также не поступало. Областной бюджет на 1999 год, утвержденный Законом Курганской области 30 декабря 1998 года был с дефицитом в 55,6 млн.руб., поэтому у области не было финансовой возможности ввести повышенные тарифные ставки с 1 апреля 1999 года и повышение месячных окладов работникам органов внутренних дел и учреждений государственной противопожарной службы с 1 января 1999 года.
Считали, что п.3 постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 года N 309 делегировано право принятия решений о повышении тарифных ставок работникам бюджетной сферы, финансируемых из региональных и муниципальных бюджетов, органам власти субъектов РФ.
Соглашаясь с прокурором в том, что Единая тарифная сетка обязательна к применению на всей территории Российской Федерации и утверждается на федеральном уровне, полагали, что сроки введения тарифных ставок устанавливаются органами субъекта РФ. Кроме того, полагали, что введение новых тарифных ставок в рамках ЕТС без финансирования дополнительных расходов из федерального бюджета является вмешательством федеральных органов в бюджетный процесс субъекта РФ, что недопустимо в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, закона "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов краев, областей гг.Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".
Считали, что Указ Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия..." и постановление Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 определили сроки введения новых условий оплаты труда для организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета и не содержат поручений и рекомендаций субъектам РФ по срокам повышения денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел, состоящих на бюджетах субъектов РФ, и по источникам финансирования дополнительных расходов.
Представители УВД Курганской области и УГПС УВД Курганской области с требованиями прокурора согласились. Пояснили, что сотрудники их организаций в зависимости от подразделений, в которых они работают или проходят службу, получают денежное довольствие из бюджетов трех уровней: Федерального, областного и местных бюджетов. Сотрудники, работающие в подразделениях, финансируемых из федерального бюджета, получают повышенные должностные оклады в 1,62 раза с 1 января 1999 года. В тех подразделениях, которые финансируются из областного бюджета оклады повышены только с 1 июня 1999 года. Считали указанное положение нарушением трудовых прав работников.
Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора об удовлетворении требований, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия находит заявление прокурора Курганской области подлежащим удовлетворению в части.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы определяется федеральным законом. Установить с 1 апреля 1999 года тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 110 руб в месяц.
Установлено, что 25 мая 1999 года Администрацией Курганской области принято постановление N 294 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". Пунктом 1 указанного постановления с 1 июня 1999 года вводятся тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999 года N 309, для организаций бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета.
Пунктом 2 этого же постановления Администрации области с 1 июня 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел, учреждений государственной противопожарной службы, финансируемых из областного бюджета.
Судебная коллегия находит, что пункт 1 оспариваемого постановления противоречит закону.
Положения п.п 1 и 2 постановления Администрации Курганской области от 25 мая 1999 года N 294 регулируют вопросы оплаты труда, т.е. устанавливают нормы трудового законодательства. Согласно ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст.76 Конституции РФ указано, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральным законом от 4 февраля 1999 года N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" (2) определено, что тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размер которой составляет 110 рублей в месяц, вводится с 1 апреля 1999 года.
Указанным законом установлен не только размер тарифной ставки (оклада) ЕТС, но сроки ее введения.
Положения федерального закона носят императивный характер и регулируют отношения, связанные с оплатой труда работников организаций бюджетной сферы на всей территории Российской Федерации (независимо от того, из бюджета какого уровня финансируются эти расходы). Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленная федеральным законодательством, обязательна к применению всеми организациями бюджетной сферы в сроки, предусмотренные федеральным законом.
Постановление Администрации области N 294, вводя повышение тарифной ставки (оклада) ЕТС с 1 июня 1999 года входит в противоречие с федеральным законом.
Согласно п.5 ст.76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
С учетом изложенного п.1 постановления Администрации области от 25 мая 1999 года N 294 является недействительным и не порождающим правовых последствий.
Доводы представителей Администрации области в том, что повышение тарифной ставки работников организаций бюджетной сферы, на которых распространяется Единая тарифная сетка, финансируемых из бюджета субъекта РФ, должно происходить с момента получения субъектом РФ федеральных целевых дотаций необоснованны и не могут быть приняты. Указанный вывод не вытекает из положений федерального закона N 22-ФЗ. Кроме того, в постановлении Правительства РФ от 18 марта 1999 года N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (п.3) прямо предусмотрено, что повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных (местных) бюджетов производится субъектами РФ в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления (т.е. с 1 апреля 1999 года) за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанные доводы опровергаются также самим постановлением Администрации области, поскольку повышенная тарифная ставка была введена в действие без каких-либо поступлений из федерального бюджета.
Утверждения представителей Администрации области о том, что постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999 года N 309 субъектам РФ делегировано право установления сроков введения новой тарифной ставки для работников финансируемых из областного бюджета, также несостоятельны, поскольку размер и срок введения новой тарифной ставки ЕТС по оплате работников организаций бюджетной сферы установлены Федеральным законом N 22-ФЗ, который имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Положения закона продублированы в п.1 постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 года N 309. Нельзя также согласиться с доводами о нарушении бюджетных прав субъекта РФ, поскольку федеральным законом N 22-ФЗ и оспариваемым постановлением Администрации области не регулируются бюджетные и межбюджетные отношения.
Пункт 2 постановления Администрации области от 25 мая 1999 года N 294, предусматривающий повышение месячных окладов сотрудникам органов внутренних дел, учреждений государственной противопожарной службы, финансируемых из областного бюджета, в 1,62 раза с 1 июня 1999 года, судебная коллегия находит законным и обоснованным. В указанной части постановление Администрации области не противоречит ст.76 Конституции и федеральному законодательству.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 и постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 предусматривается, что повышение месячных окладов в 1,62 раза с 1 января 1999 года военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции обеспечивается за счет и в пределах ассигнований федерального бюджета предусматриваемых на содержание Вооруженных Сил РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.
В судебном заседании было установлено, что отдельные службы органов внутренних дел, в том числе государственной противопожарной службы созданы и финансируются за счет бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов. На федеральном бюджете состоят: управление исполнения наказаний МЮ РФ, управление внутренних дел области (кроме подразделений милиции общественной безопасности), управление госпожслужбы (военнизированная пожарная охрана). Из областного бюджета финансируются управление внутренних дел области (подразделения милиции общественной безопасности, патрульно-постовая служба, инспекции по делам несовершеннолетних, спецприемники-распределители), управление госпожслужбы - расходы по содержанию пожарной охраны (кроме военнизированных частей). На местном бюджете находятся участковые инспектора милиции, медицинские вытрезвители, муниципальные пожарные части.
Поскольку Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 урегулировано повышение окладов для сотрудников перечисленных органов, денежное довольствие которых финансируется из федерального бюджета, Администрация области в соответствии со ст.76 Конституции РФ имела право предусмотреть иной порядок повышения месячных окладов сотрудникам органов внутренних дел и государственной противопожарной службы, финансируемых из бюджета области.
На основании издоженного, руководствуясь ст.ст.72, 76 Конституции РФ, Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции", постановлениями Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72, от 18 марта 1999 года N 309, ст.ст. 197, 203 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Курганской области удовлетворить в части.
Признать пункт 1 постановления Администрации Курганской области от 25 мая 1999 года N 294 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
В остальной части требований прокурору Курганской области отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 6 декабря 2000 г. N 3-87/2000
Опубликовано:
Газета "Новый мир" N 62 за 5 апреля 2001 года.