Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 января 2001 г. N 3-5/2001 г.
(извлечение)
21 февраля 2001 г.
Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению ст. 13, п. 21.1 ст. 21, пп. 22.2, 22.3, 22.4 ст. 22, п. 24.4.2 ст. 24, п. 25.2.4 ст. 25, п. 29.1.4 ст. 29, п. 26.3.5 ст. 26, п. 30.1.2, 30.2 ст. 30, п. 34.3 ст. 34, п. 38.3.2 ст. 38 Закона области "Об охоте и охотничьем хозяйстве" от 4 ноября 2000 года N 349 и указал, что указанные положения Закона устанавливают полномочия, задачи и функции Управления по охоте, охране и регулированию использования охотничьих животных, являющегося органом Министерства сельского хозяйства, приравнивает путевку на право охоты к лицензии на право занятия добычей животных, определяет сроки долгосрочного пользования охотничьими животными, требует предоставления обоснований на право охотопользования для приоритета, определяет порядок прекращения пользования охотничьими животными и угодьями, размер сбора за лицензию, дополняет основания ответственности за сокращение численности животных в виде недостоверности учета, что противоречит Закону "О Правительстве РФ", Закону "О животном мире".
Управление по охране охотничьих животных входит в систему федеральных органов, поэтому его функции определяются в силу ст. 12 Закона "О Правительстве РФ" Правительством России, а не органом государственной власти субъекта РФ. Путевка выдается охотопользователем, который осуществляет свою деятельность на основании лицензии, Законом "О животном мире" как вид разрешения на определенный вид деятельности не предусмотрена, поэтому данное положение областного Закона противоречит ст. 35 Закона РФ "О животном мире".
Сроки длительного пользования определяются лицензией, порядок лицензирования определяется только Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Охотпользование осуществляется на основании лицензии, для получения которой необходимо представить ряд документов, поэтому требования обосновать приоритетное право пользования противоречит ст. 37 Закона "О животном мире", где такое ограничение отсутствует. Размер сбора за лицензии в силу ст. 5 Закона РФ "О животном мире" определяется Правительством РФ, которое определяет в том числе порядок выдачи лицензий. Такое основание ответственности за сокращение численности животных, как их неправильный учет, Законом не предусмотрено.
В судебном заседании прокурор Радаева О.В. просила заявление удовлетворить.
Представитель Администрации Курганской области Тюрин А.Г. заявление прокурора считает обоснованным, пояснил, что полностью согласен с доводами прокурора о противоречии областного Закона "Об охоте..." федеральному законодательству.
Представитель Курганской областной Думы Попова И.Д. частично согласна с заявлением, пояснила, что положения областного Закона, указывающие на путевку, как на основание деятельности охотопользователей, на обоснование приоритетного права на пользование угодьями как основание для получения права такого пользования действительно могут противоречить федеральному законодательству, хотя они взяты из руководящих актов федеральных органов в целях целесообразности. Неправильный учет также не может быть основанием для ответственности за сокращение численности животных и причиненный этим ущерб. Считает что ст. 13, п. 21.1 ст. 21, п. 30.1.2, 30.2 ст. 30, п. 34.3 ст. 34 областного Закона не противоречит Федеральному закону.
Охота и охотничье хозяйство относятся к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, поэтому они вправе издавать законы по этому предмету. Полномочия органов управления охотничьим хозяйством сформулированы в соответствии с Законом РФ "О животном мире" и типовым положением, утвержденным Минсельхозпрод 22 октября 1997 года. Срок пользования также соответствует постановлению Правительства "О мерах по стимулированию проведения мероприятий по охране... диких животных". П. 30.1.2 и 30.2 ст. 30 областного Закона, устанавливающие условия прекращения охотопользования, его порядок, не противоречат Федеральному закону, а лишь конкретизируют его положения. Размер сборов за выдачу лицензии в областном Законе определен в рамках Федерального закона, поэтому п. 34.3 ст. 34 также не противоречит федеральному законодательству.
Заслушав прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, представителей Курганской областной Думы, Администрации Курганской области, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 72 и в Конституции РФ вопросы владения, пользования природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По этим вопросам субъект федерации вправе издавать Законы, но в соответствии с Федеральными законами. Федеральный закон "О животном мире" устанавливает, что вопросы охотопользования помимо настоящего Закона регулируются Федеральным законом об охоте и охотничьем хозяйстве. В связи с этим субъект федерации вправе издавать правовые акты по охоте и охотничьему хозяйству в соответствии с Законом "О животном мире", поскольку Федерального закона об охоте нет. Самостоятельность субъекта в данном случае носит рамочный характер, акты субъекта федерации принимаются в рамках существующего федерального законодательства. Оспариваемые положения областного Закона противоречат ФЗ "О животном мире".
Ст. 13 областного Закона определяет задачи и функции Управления по охране охотничьих ресурсов, которая входит в систему федеральных органов исполнительной власти, его полномочия и функции определены в силу ст. 12 ФЗ "О Правительстве РФ" Правительством РФ.
Данная ст. 13 областного Закона выходит за рамки Федерального закона.
Статья 35 Федерального закона РФ "О животном мире" не содержит пунктов. По-видимому, в нижеприведенном абзаце имеются в виду абзацы пятый и шестой
В соответствии с п. 5 и 6 ст. 35 Закона "О животном мире" пользование животным миром осуществляется на основании лицензии, выдаваемой государственным органом. В ст. 22, 24, 25, 29 областного Закона вводится дополнительное основание - путевка. Данное положение также выходит за рамки Федерального закона.
Статья 35 Федерального закона РФ "О животном мире" не содержит пунктов. По-видимому, в нижеприведенном абзаце имеется в виду абзац шестой
Указание в п. 21.1 ст. 21 областного Закона на срок пользования охотничьими угодьями 25 лет также противоречит п. 5 ст. 35 Закона РФ "О животном мире", т.к. пользование осуществляется на основании лицензии, которая и выдается на определенный в ней срок.
В ст. 37 ФЗ "О животном мире" дается перечень предоставляемых документов и сведений для получения лицензии. Требования обосновать приоритетное право в статье нет, поэтому п. 26.3.5 ст. 26 областного Закона, устанавливающий такое требование, противоречит Федеральному закону. Перечень лицензируемых видов деятельности, порядок выдачи лицензии в области использования природных ресурсов, в т.ч. охотопользования относится к ведению только РФ. Прекращение деятельности в этой области производится путем аннулирования лицензии, поэтому такое основание, как нарушение договора о предоставлении охотничьих угодий, а также издание постановлений Администрации области о прекращении пользования, установленные в п. 30.1.2, 30.2 ст. 30 областного Закона противоречат ст. 47 ФЗ "О животном мире".
В соответствии со ст. 5 ФЗ "О животном мире" порядок выдачи лицензии относится к полномочиям РФ, поэтому субъект федерации не вправе определять размер сбора за ее выдачу, что сделано в п. 34.3 ст. 34 областного Закона. Данный пункт также противоречит Федеральному закону.
Пункт 38.3.2 ст. 38 областного Закона в качестве основания ответственности за ущерб, нанесенный охотничьим животным, приводит резкое сокращение численности животных, в результате их недостоверного учета, т.е. фактически ответственность предусмотрена за недостоверный учет без фактического сокращения численности животных. Такое основание ФЗ "О животном мире" не предусматривает, в связи с чем и этот пункт противоречит Федеральному закону.
Доводы представителя Курганской областной Думы Поповой Е.Д., что по вопросам совместного ведения при отсутствии Федерального закона (Закона об охоте) субъект федерации осуществляет собственное правовое регулирование, не могут быть приняты во внимание, т.к. как указанно выше, самостоятельность субъекта РФ осуществляется в рамках федерального законодательства. Вопросы охотопользования регулируются ФЗ "О животном мире", поэтому, не смотря на отсутствие специального Закона об охоте, субъект федерации должен регулировать данные правоотношения в соответствии с ФЗ "О животном мире", другими Федеральными законами природоохранительного характера.
Руководствуясь ст. 12 Закона РФ "О Правительстве РФ", ст. 1, 5, 35, 37, 47, 56 Закона РФ "О животном мире", ст. 191, 197, 239-7 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Определением Судебной коллегий по гражданским делам Курганского областного суда от 21 февраля 2001 г. в резолютивную часть настоящего решения внесены изменения
Признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению ст. 13; ст. 21 в части установления срока пользования охотничьими животными; п. 22.2, 22.3, 22.4 ст. 22, п. 24.4.2 ст. 24, п. 25.2.4,* ст. 25, п. 29.1.4 ст. 29 в части условия для права пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями получение путевок; п. 26.3.5 ст. 26, п. 30.1.2, п. 30.2 ст. 30 в части требований обоснований приоритетного права на пользование животным миром и определения порядка прекращения пользования охотничьими животными; п. 34.3 ст. 34 в части определения размера сбора за выдачу долгосрочной лицензии; п. 38.3.2 ст. 38 в части указания основания для ответственности за ущерб охотничьим животным резкое сокращение их численности в связи с недостоверным учетом Закона Курганской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве" от 4 ноября 2000 года N 349.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 января 2001 г. N 3-5/2001 г.
Данных о публикации нет
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Определение Судебной коллегий по гражданским делам Курганского областного суда от 21 февраля 2001 г. (извлечение)