Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 20 апреля 2001 г. N 3-18
(извлечение)
Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству РФ положений Закона Курганской области "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Курганской области", указав, что данный закон в ст.2, п.2.2 предусматривает передачу органам местного самоуправления функций органов государственной власти субъекта в части регистрации уставов муниципальных образований без одновременной передачи средств на осуществление данной деятельности, что противоречит федеральному законодательству РФ. Кроме этого, в ст.3, в п.3.5 областного закона, урегулирован вопрос вступления в силу уставов муниципальных образований, что также противоречит федеральному законодательству РФ, поскольку последнее содержит подобное положение.
От части требований о признании противоречащими федеральному законодательству РФ п.4.2 ст.4, ст.8 данного областного закона, прокурор области в судебном заседании отказался в связи с добровольным удовлетворением его требований, поэтому суд производство по делу в этой части прекратил по ст. 219 п. 4 ГПК РФ.
Представители Курганской областной Думы и Администрации Курганской области с заявлением не согласились, пояснили, что передача органам местного самоуправления государственных полномочий по регистрации уставов муниципальных образований не влечет дополнительных расходов со стороны органов местного самоуправления. При наличии данных расходов, они должны быть учтены в законе "О бюджете". Положение областного закона о вступлении в силу уставов муниципальных образований федеральному законодательству РФ не противоречит.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.
По делу, видно, что прокурор Курганской области обжалует п.2.2 ст.2, п.3.5 ст.3 Закона Курганской области "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Курганской области" от 13 июня 1996 года N 60 (в редакции Закона Курганской области от 3 сентября 1996 года N 77, от 30 апреля 1997 года N 32).
В п.2.2 ст.2 Закона определен порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований представительными органами местного самоуправления районов. Суд считает, что ч.1, ч.2, ч.3 данного п.2.2 ст.2 Закона Курганской области противоречат Федеральному законодательству РФ.
Так, в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей им необходимых материальных и финансовых средств.
Суд считает, что государственную регистрацию уставов муниципальных образований должны производить органы государственной власти Субъекта РФ, однако вышеуказанный закон РФ (ст.6 п.4), позволяет им передать эти полномочия органам местного самоуправления, оставляя за собой контроль за осуществлением этих полномочий и наделяя одновременно органы местного самоуправления необходимыми финансовыми средствами. Не предоставление этих средств ущемляет органы местного самоуправления, поэтому данный Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, подобное ограничение прав последних запрещает (ст.43 закона).
Доводы представителей Областной Думы и Администрации области о том, что подобные финансовые средства могут быть предусмотрены отдельно другим областным законом, в частности законом "О бюджете", являются несостоятельными, так как средства для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий должны им быть переданы одновременно при их наделении этими полномочиями.
В п.2, п.3 ст.4 Закона РФ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25 сентября 1997 года N 126, содержится аналогичное положение о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, при этом указано, что органами государственной власти субъекта РФ одновременно с принятием такого решения определяется размер компенсации органам местного самоуправления.
Суд считает, что органы государственной власти субъекта РФ, передавая органам местного самоуправления государственные полномочия, обязаны определить при принятии такого решения размер компенсации и одновременно передать последним материальные и финансовые ресурсы.
Поскольку обжалуемый п.2.2. ст.2 областного Закона не содержит такого положения, то ч.1; ч.2, ч.3 данного пункта противоречит Федеральному законодательству РФ, при этом ссылка ответчиков на то, что переданные полномочия органам местного самоуправления не требуют финансовых средств, является неубедительным доводом, так как полномочия фактически переданы, а вопрос о размере предполагаемой компенсации органам местного самоуправления не решен. Каких-либо убедительных доказательств, подтверждающих, что исполнение оспариваемого пункта не требует финансирования, Администрацией области и Думой суду не представлено. Не отражено это и в самой статье обжалуемого закона.
В отношении ч.1 п.2.2. ст.2 Областного закона, суд отмечает, что она (ч.1) по своему содержанию не противоречит Федеральному законодательству РФ, так как в ней указано, что регистрация уставов отдельных образований осуществляется Курганской областной Думой, однако при признании противоречащими федеральному законодательству РФ ч.2, ч.3 данного пункта, часть 1 фактически потеряет свое правовое назначение, так как будет регулировать узкий круг правоотношений по регистрации уставов незначительного количества муниципальных образований. Подобная правовая неопределенность будет свидетельствовать о противоречии данной нормы Федеральному законодательству РФ. Часть 4 указанного п.2.2, со слов: "Курганская областная Дума обеспечивает ведение Единого сводного реестра и т.д.", требованиям Федерального законодательства РФ не противоречит, так как согласно п.16 ст.5 закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" - субъекты РФ вправе устанавливать порядок регистрации уставов муниципальных образований.
В п.3.5 ст.3 Областного закона указано, что устав муниципального образования вступает в силу со дня его официального опубликования. Суд не находит это положение противоречащим Федеральному законодательству РФ, так как оно фактически дублирует п.5 ст.8 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в которой изложены требования, предъявляемые к Уставам муниципальных образований.
Суд исходит из того, что текст обжалуемой правовой нормы областного закона соответствует федеральному законодательству РФ, т.е. ему не противоречит.
Согласно ст.72 ч.1 п."н" Конституции РФ, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, поэтому последний при принятии обжалуемого положения закона не вторгся в компетенцию РФ.
Кроме этого, определение порядка вступления в силу любого нормативно-правового акта (в т.ч. и устава муниципального образования), является составной частью последнего. В ст.8 закона РФ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ", содержатся требования к уставу муниципального образования, при этом в уставе должны быть указаны (п.7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, что предполагает, что устав является одним из нормативно-правовых актов, в связи с чем в уставе должен быть определен порядок его принятия и вступления в силу, что обжалуемым пунктом и закреплено.
Таким образом, п.3.5 ст.3 областного закона федеральному законодательству РФ не противоречит, установлен в интересах граждан, поэтому оснований для удовлетворения заявления прокурора области в этой части не имеется.
Суд решил:
Заявление прокурора Курганской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству РФ, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п.2.2 ч.1, ч.2, ч.3 ст.2, до слов "Курганская областная Дума обеспечивает ведение единого реестра и далее по тексту" - закона Курганской области от 13 июня 1996 года N 60 (в редакции законов Курганской области от 3 сентября 1996 года N 77, от 30 апреля 1997 года N 32) "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Курганской области".
В остальной части, в удовлетворении заявления прокурора Курганской области отказать за необоснованностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 20 апреля 2001 г. N 3-18
Текст решения опубликован в газете "Новый мир" от 31 июля 2001 г. N 138