Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению
Значение безопасности в чрезвычайных ситуациях для населения и территорий Курганской области.
Курганская область требует особого внимания и подходов в вопросах защиты ее населения, территорий и экономического потенциала от чрезвычайных ситуаций. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития Курганской области во многом зависят от уровня безопасности объектов жизнеобеспечения, экономической и социальной инфраструктуры, организаций, населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Уровень безопасности в чрезвычайных ситуациях определяется состоянием защищенности от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов.
Чрезвычайные ситуации (далее ЧС) - аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии - наносят ущерб окружающей природной среде, угрожают жизни и здоровью людей, несут значительные материальные потери и нарушают устойчивость работы объектов жизнеобеспечения населения.
Уровень безопасности в ЧС оказывает решающее влияние на эффективность работы органов государственной власти по управлению риском возникновения чрезвычайных ситуаций, предупреждению и ликвидации их последствий. Через государственное регулирование и при непосредственном участии населения можно добиться приемлемого уровня безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Главной задачей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения ЧС, снижение материальных потерь, размеров ущерба окружающей природной среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Цель государственной политики Курганской области в борьбе с авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями - обеспечить необходимый уровень безопасности населения и территорий в ЧС, при котором источники ЧС не могут быть противодействующим фактором устойчивого социально-экономического развития региона.
Анализ чрезвычайных ситуаций на территории области
Виды чрезвычайных ситуаций, характерных для Курганской области, можно разделить на две условные группы:
- первая группа - ЧС, зафиксированные на территории области (аварии), в том числе периодически возникающие и сезонные ЧС;
- вторая группа - ЧС, крупномасштабные ЧС (катастрофы), не зафиксированные на территории области, но возможные в силу наличия источников их возникновения.
К первой группе относятся:
1. ЧС природного характера (стихийные бедствия) - паводки, ураганы, лесные пожары. Аварии гидротехнических сооружений - прорывы дамб, разрушение плотин, которые приводят к затоплению населенных пунктов, разрушению мостов, размыву дорог;
2. ЧС техногенного характера - аварии на системах жизнеобеспечения населения (водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях), разрывы нефте- и газопроводов, пожары и взрывы на объектах экономики и в жилых домах, катастрофы на транспорте.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Курганской области за период 1997-2000 годов, приведены в таблице 1.
Таблица N 1
-------------------------------------------------------------------------
| | Численность пострадавшего |
Виды |Количество| населения, человек |
чрезвычайных|произошед-|----------------------------| Прямой материальный
ситуаций |ших ЧС |Погибших|Поражен-|Нарушалась| ущерб, млн.руб.
| | |ных |жизнедея- |
| | | |тельность |
------------+----------+--------+--------+----------+--------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
------------+----------+--------+--------+----------+--------------------
Техногенные:| | | | |
1997 г. | 3 | - | - | 130 | 10,4
1998 г. | 4 | - | - | 97 | 4,9
1999 г. | 4 | - | - | 10076 | 0,4
2000 г. | 5 | 1 | 1 | 10742 | 2,6
| | | | |
Природные: | | | | |
1997 г. | 3 | - | - | 198 | 0,4
1998 г. | 3 | - | - | 261 | 354,8
1999 г. | 3 | - | - | 218 | 19,0
2000 г. | 3 | | | 5900 | 558,9
| | | | |
Всего: | 28 | 1 | 1 | 27622 | 951,4
1997 г. | 6 | - | - | 328 | 10,8
1998 г. | 7 | - | - | 358 | 359,7
1999 г. | 7 | - | - | 10294 | 19,4
2000 г. | 8 | 1 | 1 | 16642 | 561,5
-------------------------------------------------------------------------
Средний ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 240 млн. рублей, без учета социальных и косвенных экономических потерь.
Ниже представлены некоторые чрезвычайные ситуации, произошедшие за период 1997-2000 годов:
Техногенные чрезвычайные ситуации.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: в 1999 году на участке Булдак - Хутора произошел разрыв трубы подачи питьевой воды в г.Макушино с населением 9,9 тыс. человек. Население г.Макушино 8 дней оставалось без воды. Затраты на ликвидацию составили 0,15 млн. рублей.
В 2000 году в г.Макушино произошло размерзание центральной котельной и системы отопления г.Макушино с населением 9,9 тыс. человек, возникшей из-за прекращения подачи питьевой воды по основному водоводу. Затраты на ликвидацию составили 0,24 млн. рублей.
Аварии на магистральных трубопроводах: В 1997 году на 189 км нефтепродуктопровода Курган-Тюмень произошел выход дизельного топлива на поверхность грунта в 35 метрах от реки Мостовка. На поверхность вылилось 198,5 тонн дизельного топлива. Материальный ущерб причиненный окружающей природной среде составил 10,2 млн. рублей.
Природные чрезвычайные ситуации.
Весеннее половодье - является наиболее частым и опасным для населения Курганской области видом стихийного бедствия. Реки Курганской области характеризуются высоким подъемом уровней воды в период весеннего половодья. Из-за разлива рек Тобол, Исеть, Миасс, при весеннем половодье, на территории Курганской области в зону затопления попадают объекты экономики, жилые дома, сельскохозяйственные угодья. Так например в 2000 году в зоне затопления оказались 41 населенный пункт с населением 5,9 тысяч человек, размыты 42 моста, 85,9 км автомобильных дорог, 68,0 км линий связи, 2,5 км канализации, 1 км водопровода. Материальный ущерб составил 158,4 млн. рублей. Весеннее половодье 2000 года на реках области было высокое, в основном 2-10% обеспеченности (2-10 раз в 100 лет).
Ураганы и другие опасные метеорологические явления.
В 1999 году прошел сильный град диаметром до 40 мм. Общая площадь ЧС около 20 км.кв., пострадал урожай, выбиты стекла в домах, повреждена кровля. Повреждено около 3000 домов частного сектора. Материальный ущерб составил 0,6 млн. рублей. В 2000 году прошел ураганный ветер со скоростью 20-25 м/с. Общая площадь ЧС около 40 км.кв., повреждены крыши жилых домов и административных зданий, линии связи и электропередачи. Материальный ущерб составил 0,39 млн. рублей.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются следующие факторы: постоянно усложняется современное производство, в процессе которого часто применяются ядовитые агрессивные компоненты, на малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей; изношенность основных производственных фондов; снижение производственной и технологической дисциплины; невнимательность, расхлябанность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования; ухудшение материально-технического обеспечения сил и средств для ликвидации аварий; отсутствие финансовых средств на замену изношенных основных производственных фондов; ограниченная готовность областной службы наблюдения и лабораторного контроля; неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации, газовых, тепловых и электрических сетей.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера являются: ограниченная готовность областной службы наблюдения и лабораторного контроля; хозяйственная деятельность и проживание населения на паводко-опасных территориях; низкая надежность заградительных дамб; низкая устойчивость систем связи и оповещения населения о стихийном бедствии; ограниченная готовность сил РСЧС к локализации и ликвидации лесных пожаров.
Тенденции к снижению количества и масштабов чрезвычайных ситуаций не просматривается. Таким образом, без проведения специальных мероприятий, снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций первой группы ожидать не приходится. Также необходимо проведение комплекса мер по смягчению последствий данных ЧС, с целью максимально возможного снижения числа погибших, пострадавших и материального ущерба, то есть максимального уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций и недопущения их перехода в крупномасштабные (катастрофы).
Ко второй группе относятся:
1. Крупномасштабные химические аварии, приводящие к массовым поражениям и гибели людей в результате отравления аварийно химически опасными веществами (далее АХОВ);
2. Пожары и взрывы, приводящие к массовым поражениям и гибели людей;
3. Аварии на системах жизнеобеспечения населения (водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях), приводящие к массовым поражениям людей;
4. Аварии гидротехнических сооружений - прорывы дамб, разрушение плотин, которые могут привести к катастрофическим последствиям (затоплению населенных пунктов, разрушению мостов, размыву дорог и гибели людей);
5. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к массовым поражениям людей.
6. Массовые инфекционные заболевания людей (эпидемии);
7. Массовые инфекционные заболевания животных (эпизоотии);
8. Массовые поражения растений и леса опасными вредителями и болезнями (эпифитотии)
Источниками возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (катастроф) в Курганской области являются потенциально опасные объекты (далее ПОО), стихийные бедствия, опасные виды болезней людей и животных, болезней и вредителей растений.
Оценка опасности источников возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (катастроф) на территории Курганской области приведена в таблице 2.
Таблица N 2
-------------------------------------------------------------------------
|Объемы |Численность|Возможное|Возможное|Возмож-
Виды источников возмо-|источников|населения в|число по-|число по-|ный ма-
жного возникновения |возможного|зонах воз- |раженных |страдав- |териа-
крупномасштабных ЧС |возникно- |можных ЧС, |и погиб- |ших, ты- |льный
|вения кру-|тысяч чело-|ших, ты- |сяч чело-|ущерб,
|пномасшта-|век |сяч чело-|век |млн.
|бных ЧС | |век | |рублей
----------------------+----------+-----------+---------+---------+-------
Химически опасные объ-| 67 шт. | 372,0 | 0,5 | 1,446 | 876
екты | | | | |
| | | | |
Взрыво- и пожароопас- | 215 шт. | 125,016 | 4,12 | 31,9 | 7560
ные объекты | | | | |
| | | | |
Гидротехнические со- | 44 шт. | 12,46 | 0,5 | 12,46 | 1200
оружения | | | | |
| | | | |
Объекты жизнеобеспече-| 41,767 | 1110 | 95,0 |1110 | 1260
ния населения | тыс.км. | | | |
| | | | |
Весеннее половодье (1%| 2,928 | 150,2 | 0,1 | 150,2 |30000
обеспеченности - 1 раз|тыс.кв.км.|(в 256 на- | | |
в 100 лет) | |селенных | | |
| |пунктах) | | |
| | | | |
Ураганы и другие опас-| 71,5 | 1110,0 | 0,4 | 35,4 | 85
ные метеорологические |тыс.кв.км.| | | |
явления | | | | |
| | | | |
Лесные пожары |1458 | 24,0 | 2,2 | 7,6 | 280
|тыс.га. | | | |
| | | | |
Массовые инфекционные | 24 | 1096 | 3,87 | 640 | 3200
заболевания людей |района | | | |
(эпидемии) |области | | | |
| | | | |
Массовые инфекционные | 24 | 2154 |199,3 | - | 72,0
заболевания животных |района |тысяч голов|тысяч го-| |
(эпизоотии) |области |скота и |лов скота| |
| |птицы |и птицы | |
| | | | |
Массовые поражения | 24 | 2800 |287,7 | - | 57,5
растений и леса опас- |района | тыс.га |тыс.га | |
ными вредителями и бо-|области | | | |
лезнями (эпифитотии) | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
На территории области имеется 67 химически опасных объектов, из них:
- 1 степени по химической опасности - 3,
- 2 степени - 2,
- 3 степени - 8,
- 4 степени - 54,
на которых используется или хранится 464,2 тонн АХОВ, в том числе: хлора - 57 т, аммиака - 143,4 т. Общее количество боевых химических веществ (далее БХВ) около 5,4 тыс. тонн, что составляет 13% общероссийских запасов: зарин - 2921 т. (53,4%), зоман - 1840 т. (33,7%), Vx - 697 т. (12,8%), фосген - 5 т. (0,1%).
Кроме того по железным дорогам области ежесуточно перевозится до 200 тонн различных АХОВ.
При авариях на химически опасных объектах зоны возможного химического заражения могут возникнуть на территории:
- городов Курган, Шадринск, Щучье, Катайск, Куртамыш, Макушино, Петухово;
- поселков городского типа: Варгаши, Каргаполье, Лебяжье, Юргамыш;
- сел: Белозерское, Кетово, Мокроусово, Половинное, Сафакулево, Целинное, Шатрово;
- деревни: Новая Сидоровка;
- поселка Водный (Притобольного района).
При авариях на химически опасных объектах в зону возможного химического заражения попадают до 372,0 тысяч человек.
В том числе в п.Плановый Щучанского района расположен объект хранения боеприпасов с БХВ в/ч 92746. В случае аварии на объекте хранения химического оружия в зону возможного химического заражения попадают 16 населенных пунктов с населением 15178 человек.
На территории области расположены 9 взрывоопасных объектов и 206 пожароопасных объектов, из них:
- Промышленных объектов - 11;
- Железнодорожных станций - 5;
- Воинских частей - 3;
- Линейных производственных диспетчерских станций - 9;
(ЛПДС)
- Линейных производственных управлений - 2;
магистральных газопроводов (ЛПУМГ)
- Нефтехранилищ - 9;
- Нефтебаз - 6;
- Элеваторов - 13;
- Автозаправочных станций (АЗС) - 157.
По железным дорогам области ежесуточно перевозится до 1000 тонн различных взрывчатых веществ и около 85000 тонн нефтепродуктов. К взрыво- и пожароопасным относятся железнодорожные узлы станций Курган, Шадринск, Утяк и станции Окуневка и Просвет, на которых возможно скопление составов со взрыво- и пожароопасными веществами.
На территории области расположены линейные производственные диспетчерские станции (ЛПДС) и линейные производственные управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ), которые эксплуатируют магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы. По территории Курганской области проходят 5 нефтепроводов, 3 продуктопровода и 2 нити газопровода общей протяженностью 2821 км. При авариях на газо-, нефте-, и продуктопроводах могут произойти выбросы фонтанов нефти и газа в объемах 20-250 тонн нефтепродуктов и 2,0 тыс.м.куб. газа. В результате чего в зону аварии может попасть 80 населенных пунктов с населением 51,716 тыс. человек, в том числе вблизи продуктопровода 38 населенных пунктов с населением 1,95 тыс. человек и вблизи газопровода - 22 населенных пункта с населением 12,7 тыс. человек.
На взрыво- и пожароопасных объектах (промышленные объекты, воинские части, железнодорожные станции, нефтебазы, нефтехранилища, элеваторы) могут произойти взрывы с образованием ударной волны и возникновением сплошных пожаров. В результате могут возникнуть сплошные пожары общей площадью 65,9 кв.км. В зоне сплошных пожаров может оказаться 73,3 тысяч человек. В том числе: при возникновении пожара на ж/д станции Курган и ПО "Курганприбор" площадь пожара может достигнуть 4,7 кв.км с населением 10,5 тыс. человек; при авариях ж/д транспорта с взрывчатыми веществами на железнодорожных узлах станций Курган, Шадринск, Утяк и станций Окуневка и Просвет могут образоваться зоны разрушений с радиусами:
- зона полных разрушений - 150-300 м;
- зона сильных разрушений - 300-500 м;
- зона средних разрушений - 650-1000 м;
- зона слабых разрушений - 900-1200 м.
В зоне разрушении может оказаться 10,5 тыс. человек, ориентировочные потери составят 4 тыс. человек.
Магистральные нефтепроводы 22 раза пересекают реки Тобол, Исеть, Юргамыш и другие. Таким образом, эти нефтепроводы представляют серьезную потенциальную угрозу экологической безопасности территорий. В случае порыва трубопровода и попадания нефти в реку - возможно катастрофическое загрязнение водных бассейнов.
Гидротехнические сооружения.
На территории Курганской области находится 44 гидротехнических сооружения. 43 из которых земляные. В 1998-99 гг., проведена инвентаризация и проверка технического состояния всех гидротехнических сооружений на территории Курганской области. В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) области от 25 августа 1999 года N 465 "О мерах по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений" проведено техническое обследование гидротехнических сооружений водохранилищ. 21 плотина находится в аварийном состоянии, требуется проведение ремонтно-восстановительных работ. В настоящее время проводятся ремонтные работы на плотинах р.Черная в с.Раскатиха Притобольного района, р.М.Кочердык с.Целинное Целинного района и проведен частичный ремонт Курганского гидроузла на р.Тобол. При прорыве плотин гидротехнических сооружений в зоне затопления могут оказаться 28 населенных пунктов с населением 12,46 тыс. человек.
Объекты жизнеобеспечения населения.
Водоснабжение и канализация: Источниками водоснабжения в основном являются поверхностные объекты (реки, озера). В области остается катастрофическое положение с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой. Водные объекты используются не только как источники водоснабжения, но и как приемники сточных вод.
Поверхностные водные ресурсы области представлены стоком р.Тобол и его притоков. Поверхностные источники, такие как реки Исеть, Миасс и их притоки, из-за интенсивного загрязнения промышленными и хозяйственно-бытовыми сточными водами соседних Челябинской, Свердловской областей, непригодны к использованию на хозяйственно-питьевые и производственные нужды.
Поверхностным источником водоснабжения для центральных, восточных районов области и г.Кургана является р.Тобол. Водные ресурсы р.Тобол зарегулированы Курганским водохранилищем.
Курганский гидроузел, введенный в эксплуатацию в 1962 году, интенсивно эксплуатируется в течение 38 лет в очень сложных условиях: пропуска частых больших паводковых расходов с затоплением прилежащих пойменных территорий.
Общее состояние гидротехнических сооружений Курганского гидроузла признано аварийным по следующим основным показателям:
- состояние бетонных элементов водосбросной плотины;
- состояние механического оборудования, обеспечивающего пропуск расходов воды через водосбросные отверстия плотины;
- состояние эстакады для размещения подъемных механизмов затворов.
В 1998 году было выделено 2,9 млрд. рублей (неденоминированных) из средств МЧС на ремонтно-восстановительные работы (демонтаж и монтаж эстакады, переходного мостика, подъемных механизмов). Работы по восстановлению эстакады выполнены.
На полную реконструкцию Курганского гидроузла потребуется 50,5 млн. рублей. Для ликвидации аварийного состояния водосбросной плотины необходимо выполнить следующие основные работы:
- реконструировать рисберму и ее концевую часть (ковш);
- провести капитальный ремонт левобережного крепления отводящего русла в конце ковша;
- отремонтировать массивные элементы водосбросной плотины;
- предусмотреть изготовление и плановую замену затворов.
На основании Приказа МПР РФ от 2 марта 1999 года N 39 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 1303 "Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" Курганский гидроузел на р.Тобол подлежит декларированию в 2000 году. Декларация безопасности не разрабатывается из-за отсутствия денежных средств.
На современном уровне в створе г.Кургана наблюдается дефицит водных ресурсов, так как фактическое водопотребление превысило расчетный сток р.Тобол. Дефицит водных ресурсов в области составляет 60 млн.куб.м.
Загрязнение трансграничных рек на территориях соседних Челябинской, Свердловской областях и в республике Казахстан, а также и на территории Курганской области, нарушили естественное состояние водных объектов. Ниже г.Кургана воды р.Тобол для питьевого водоснабжения не используются, так как сточные воды в г.Кургане не подлежат полной очистке и этим загрязняют водоисточник. Количество очистных сооружений по области составляет 60 штук с общей производительностью 102 млн. 763,2 тыс.куб.м воды в год. Очистные сооружения работают с перегрузкой и не обеспечивают нормативной очистки стоков, что может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время в г.Шадринске выполнен проект очистных сооружений мощностью 50 тыс.куб.м в сутки. Эффективность очистки сточных вод в настоящее время в г.Шадринске составляет 60-70%, после строительства - 85%.
Современное техническое состояние сооружений и систем водоснабжения характеризуется, как неудовлетворительное. Велик процент износа водопроводных сетей. Для города Кургана он превышает 60%. Частые аварии на водопроводных сетях приводят к большим утечкам воды и увеличению степени эпидемиологической опасности в городах и рабочих поселках. Из 4320 км сетей водопровода находятся в ветхом состоянии и требуют срочной замены 660 км., из 192 км сетей канализации требуют срочной замены 120 км. Весь комплекс работ по ремонту и содержанию сетей, водопровода и канализации проводят аварийно-восстановительные бригады организаций, к которым относятся водопроводные и канализационные сети.
Энергообеспечение: Выработка тепловой и электрической энергии в ОАО "Курганэнерго" производится на Курганской ТЭЦ. Курганская ТЭЦ является единственным источником выработки тепловой энергии для бытовых нужд г.Кургана. Курганская ТЭЦ вырабатывает 19% количества от потребляемой Курганской областью всей электроэнергии (за год). Остальную электроэнергию (81%) Курганская область потребляет из других энергосистем (Свердловская, Челябинская, Оренбургская), т.е. закупает на рынке "ФОРЭМ" (федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности). Основным видом топлива Курганской ТЭЦ является природный газ. Резервными видами топлива является мазут топочный и каменный уголь. Аварии на Курганской ТЭЦ в отопительный сезон могут привести к нарушению нормального теплоснабжения г.Кургана. Вывод из строя Курганской ТЭЦ, а также отсутствие основного и резервных видов топлива может привести к крупномасштабной чрезвычайной ситуации.
Весеннее половодье (1% обеспеченности) - является наиболее опасным для населения Курганской области видом стихийного бедствия. На формирование максимумов весеннего половодья влияют многочисленные факторы, как например, запасы воды в снеге, осеннее увлажнение, интенсивность снеготаяния, время добегания склонного стока. Максимумы редкой повторяемости формируются в результате одновременности прохождения максимумов с верховьев реки и с притоков. Максимальные уровни воды при прохождении весеннего половодья сопровождаются значительными затоплениями поймы, что приводит к затоплению населенных пунктов.
Затоплению подвергаются г.Курган, г.Шадринск и 18 районов Курганской области. При этом зона затопления составит 2,928 тыс.км.кв. с населением 150,2 тыс. человек. В зону затопления могут попасть 438 ед. деревянных и железобетонных автомобильных мостов и 3 ж/д моста, 38 объектов экономики (промышленные объекты), 256 населенных пунктов, около 5,8 км ж/д путей, около 240 км автомобильных дорог и 150 км линий связи и электропередачи.
Часть населенных пунктов, которые подвержены затоплению, защищены дамбами. Всего по области девятью дамбами защищены 38,3 тысяч человек населения. Из 29,7 км общей длины дамб только 30% построено в соответствии с действующими нормами. Остальные участки дамб, в том числе такие важные для безопасности населения, как Восточная дамба в г.Кургане, являются ненадежными (не соответствуют требованиям СНиП 2.06.15-85) и несут в себе большую потенциальную угрозу для населения.
В 1995 году разработана Федеральная целевая программа "Защита от затопления и подтопление городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Российской Федерации. Противопаводковые мероприятия по Курганской области". Для защиты населения на территории области согласно Программе следует построить около 820 км защитных дамб. Сумма затрат составит около 6,2 млрд. рублей. В первоочередные мероприятия можно включить строительство защитных дамб в населенных пунктах области, которые затапливаются при 25% обеспеченности (1 раз в 4 года) и выше. Длина дамб составит около 90 км. Сумма затрат составит около 0,71 млрд. рублей.
Суммарный ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком, может достигать 30 млрд. рублей. При этом паводки, близкие по масштабам к максимальным историческим, происходят через каждые 5-10 лет, т.е. в среднем каждый год угроза ущерба от паводков составляет не менее 3 млрд. рублей.
В последние годы прослеживается тенденция роста ущербов от наводнений. Причинами этого являются: активное антропогенное воздействие на водосборные площади и поймы рек; интенсивное нерациональное и, часто незаконное, использование паводко-опасных территорий; создание искусственных подпоров (увеличение уровней паводков), в связи интенсивной застройкой пойменных земель; ухудшение качества и достоверности прогнозов водности, связанное с сокращением и недостаточным финансированием гидрометеорологической сети; недостаточность средств на восстановление и постройку новых объектов инженерной защиты (защитные дамбы, обвалование, расчистка русел рек, водопонижение территорий, крепление берега).
Весеннее половодье 1-10% обеспеченностью (1-10 раз в 100 лет) приводит к громадному ущербу, связанному с разрушением жилых и хозяйственных объектов, значительным потерям промышленной и сельскохозяйственной продукции, возможны экологические и санитарно-эпидемиологические последствия.
Таким образом, весеннее половодье представляет серьезную угрозу для населения и территорий Курганской области, и может быть источником чрезвычайной ситуации территориального и регионального масштаба.
Ураганы и другие опасные метеорологические явления. Стихийным бедствиям метеорологического характера подвержена практически вся территория области. Ураганные ветра (скоростью более 25 м/с) и выпадение осадков в виде града, приводят к повреждениям жилых домов и объектов социальной инфраструктуры. Вероятные ущербы от ураганов и града могут быть значительны, и приводить к нарушению жизнедеятельности населения на больших территориях. Особенно опасны ураганные ветра в осенне-зимний период, так как они могут приводить к нарушению тепло- и энергоснабжения населенных пунктов и к возникновению крупномасштабных ЧС. Значительный ущерб может наноситься сельскохозяйственным угодьям области.
Основными источниками возникновения лесных пожаров являются деятельность людей (местное население, лесозаготовители), жаркая, сухая погода и сильный ветер; грозовые разряды. При возникновении массовых лесных пожаров в течении пожароопасного сезона (апрель-октябрь) в опасной зоне может оказаться до 225 населенных пунктов с общим населением до 24,0 тыс. человек.
Территория области является неблагоприятной по ряду инфекционных заболеваний из-за наличия природных очагов этих инфекций и совокупности ряда причин и факторов, способствующих возникновению и распространению инфекций.
Массовые инфекционные заболевания людей (эпидемии).
Возможны вспышки инфекционной заболеваемости:
туляремии - по всей территории области, особенно в центральных и восточных районах, из-за существования природного очага и широкого распространения грызунов;
бешенства - на всей территории области, но наиболее вероятно в северных и центральных районах, из-за существования природного очага и миграции животных;
клещевого энцефалита - в 17 районах области, из-за существования природного очага;
острых кишечных инфекций - в гг. Кургане, Шадринске; Макушинском, Петуховском, Лебяжьевском, Щумихинском, Шатровском, Катайском районах, из-за недостаточного водоснабжения районов области.
Массовые инфекционные заболевания животных (эпизоотии)
Возможны эпизоотии:
бешенства среди сельскохозяйственных и диких животных, из-за существования природного очага и миграции диких животных;
сибирской язвы - по всей территории области, наиболее вероятно в Альменьевском, Сафакульевском, Куртамышском, Целинном, Лебяжьевском районах, где имеются старые скотомогильники, а также не исключен завоз из соседних областей;
бруцеллеза и туберкулеза - в Петуховском, Макушинском, Притобольном, Целинном, Шумихинском районах, из-за невыполнения ветеринарно-санитарных правил в полном объеме и перемещения животных между хозяйствами внутри области и ввоза животных из соседних областей.
Для предупреждения инфекционных заболеваний людей и животных проводятся санитарно-противоэпидемические и санитарно-ветеринарные мероприятия, контроль за качеством продуктов питания и питьевой воды, состоянием канализационных и водопроводных систем, борьба с грызунами и насекомыми, вакцинация и иммунизация, изоляция и лечение больных, наблюдение за контактными, дезинфекционные мероприятия в очагах и др.
Массовые поражения растений и леса опасными вредителями и болезнями (эпифитотии).
Климатические условия Курганской области способствуют размножению хвое- и листогрызущих вредителей леса; распространению болезней зерновых культур и корнеплодов.
На основании данных фитосанитарного обследования, в северной части Казахстана и в Омской области происходит интенсивное заселение саранчой. Ожидается миграция саранчи на территорию Курганской области. Необходимо создать резервный запас инсектицида.
Одной из наиболее острых проблем в сфере обращения с отходами является утилизация химических средств защиты растений, которые были в разное время запрещены к применению либо пришли в негодность. Их у сельскохозяйственных предприятий скопилось на 1 января 2001 года 929 тонн.
Анализ нынешнего состояния деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуации.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций - ликвидацию их последствий, обеспечение безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшение ущерба народному хозяйству области осуществляет областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Курганской области. Задачи и функции РСЧС определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Состояние защиты населения и территорий Курганской области от чрезвычайных ситуаций по своим основным показателям не соответствует предъявляемым требованиям по уровню безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и на прилегающих к ним территориях осуществляет служба наблюдения и лабораторного контроля (далее СНЛК), созданная приказом начальника гражданской обороны - Главой Администрации Курганской области от 24 июня 1996 года N 4 "О создании службы наблюдения и лабораторного контроля в Курганской области".
Функцией областной службы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является получение качественной и своевременной мониторинговой информации и прогнозов.
В состав областной СНЛК включены 66 учреждений, из которых 6 являются головными.
Укомплектованность учреждений СНЛК приборами радиационной, химической и бактериологической разведки и дозиметрического контроля составляет 85%, специалистами - 92%. Служба способна вести круглосуточное наблюдение за состоянием природной Среды, как вблизи объектов использующих в производстве АХОВ, так и на остальной территории области. Учреждения СНЛК не имеют возможности приобретения реактивов, новейших и универсальных средств разведки и контроля объектов окружающей среды, а оснащенность средствами индикации на ОВ по прежнему остается очень низкой (10%). Часть приборов морально устарела и требует замены. В настоящее время СНЛК не в состоянии нормально функционировать из-за слабой материально-технической базы.
Ухудшается достоверность прогнозов паводковой обстановки, нет возможности делать краткосрочный прогноз опасных метеорологических явлений (ураган, град). Необходимо обеспечить учреждения СНЛК современным оборудованием, внедрить автоматизированные средства контроля, наблюдения и обработки информации, обеспечить приборами для экспресс-анализов.
В комплексе заблаговременных мер по защите от ЧС одними из основных являются мероприятия инженерной защиты населения и территории. Проведение инженерно-технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.
Низкую степень надежности и высокую потенциальную опасность при высоких паводках имеют водозащитные дамбы и другие гидротехнические сооружения. Состояние инженерной защиты территорий от паводков требует принятия комплексных мер по водохозяйственному обустройству территории области (восстановление и постройка новых защитных дамб, расчистка русел рек, крепление берега) с целью устранения негативных экологических и социально-экономических последствий наводнений.
Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Курганской области построена на базе аппаратуры 5Ф88 и АДУ- ЦВ 60-х годов выпуска. Она обеспечивает доведение сигналов оповещения до двух категорированных городов и 22 районных центров. Системой централизованного оповещения охвачен 91% населения области.
Для оповещения и информирования населения в речевой форме в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени используются имеющиеся радиотрансляционные сети, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевидения. Охват населения радиовещанием - 90%, телевидением - 95%.
Автоматизированная система централизованного оповещения Курганской области введена в эксплуатацию и поставлена на дежурство в 1976 году. В настоящее время аппаратура выработала установленный ресурс, морально и физически устарела, часто выходит из строя и по своему назначению ограниченно готова к применению.
Благодаря большим усилиям специалистов ОАО "Электросвязь" аппаратура оповещения поддерживается в постоянной готовности к приему и передаче сигналов ГО. Однако в результате длительной эксплуатации отдельные блоки и устройства часто выходят из строя, для чего на ремонт оборудования требуются дополнительные затраты сил и средств, в виду отсутствия комплектующейся элементной базы, т.к. данный тип аппаратуры оповещения давно снят с производства.
На основании проведенного анализа случаев и характера неисправностей аппаратуры оповещения следует, что процент готовности оборудования в последнее время неуклонно снижается, несмотря на то, что затраты на поддержание его в готовности будут возрастать.
В целом территориальная автоматизированная система централизованного оповещения Курганской области нуждается в реконструкции на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения.
Создание локальных систем оповещения (ЛСО) потенциально опасных объектов (ПОО), предусмотрено постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". На территории области локальные системы оповещения созданы только в АКО "Синтез" г.Курган, АО "Шадринский автоагрегатный завод" г.Шадринск, АО "Молочно-консервный комбинат" г.Шадринск. Это создает предпосылки к массовым поражениям персонала ПОО и населения прилегающих к ПОО районов в случае ЧС.
Защита населения вблизи химически опасных объектов (ХОО) спланирована, в основном, методом эвакуации. Однако при возникновении экстренных ЧС вывод или выход населения из зон возможного химического заражения должен осуществляться в минимальные сроки до начала воздействия на людей поражающих факторов АХОВ, ОВ. Эти сроки могут составлять от нескольких минут до нескольких часов. В такой ситуации наиболее эффективным способом защиты населения в условиях заражения окружающей среды от АХОВ, ОВ будет использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
В настоящее время обеспеченность обслуживающего персонала на ХОО промышленными противогазами изолирующего типа составляет только 10%, а население, проживающее вблизи этих объектов, не имеет СИЗ вообще. Особенно остро эта проблема стоит для населения, проживающего вокруг объекта хранения химического оружия (ХО) в г.Щучье. В этих населенных пунктах (16) на 15178 человек необходимо предусмотреть выдачу двух комплектов СИЗ: 1 - дома, 1 - на рабочем месте.
Далее для проведения санитарной и специальной обработки населения, попадающего в зону возможного химического заражения необходимо развернуть на территории области санитарно-обмывочный пункт (СОП), станцию обеззараживания одежды (СОО), станцию обеззараживания техники (СОТ). Для чего стационарные объекты коммунально-бытового назначения дооборудовать и приспособить для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, в соответствии со СНиПами. В настоящее время приспособление проведено на 23% объектов ЖКХ, а оснащенность основными видами имущества составляет только 17%.
В Курганской области развитие лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при чрезвычайных ситуациях, диктуется наличием большого числа опасных производств и технологий с устаревшим или исчерпавшим проектный ресурс оборудованием, создающими угрозу поражения и гибели людей. В оказании медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи населению возникают
В тексте предоставленной копии страница 19 отсутствует.
Выделяемые денежные средства распределяются между формирователями резерва. Формирователи резерва представляют расчеты денежных средств в финансовое управление Курганской области.
К формирователям материальных запасов относятся: Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, Департамент сельского хозяйства Курганской области, Управление здравоохранения Курганской области.
Система резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе резервы продовольствия, средств индивидуальной защиты, резервы для ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях, строительных материалов и нейтрализующих веществ, средств связи, в настоящее время практически не создана, что приводит к расширению масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций, росту тяжести их последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.