Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние и основные проблемы системы образования Курганской области
1.1. Общая характеристика системы образования Курганской области
В 1996-2000 годах в области последовательно реализовывались три целевых программы развития сферы образования, которые были направлены на создание организационно-управленческих, научно-методических и кадровых условий, обеспечивающих сохранение и развитие кадрового потенциала области.
В соответствии с основными направлениями развития областной системы образования решались комплексные задачи ее функционирования и развития, общие для всей системы и специфические для каждого уровня образования.
В 2001 году в области насчитывается 482 дошкольных образовательных учреждения. Контингент воспитанников составляет 29 тыс. человек. С 1996 года количество детских садов сократилось на 151 учреждение, а число воспитанников уменьшилось на 8,4 тыс. детей. В последнее время темпы закрытия дошкольных образовательных учреждений несколько снизились. Наметилась некоторая стабилизация охвата детей дошкольного возраста детскими садами (1999 г. - 47,1%, 2000 г. - 48,3%).
Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования идет путем создания нового типа образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - комплексов школа-детский сад (в области их насчитывается 48).
Совершенствуется система оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Если в 1996 году только 10% детей из числа не посещающих детские сады получали дошкольное образование через другие формы, то в 2000 году этот показатель составил 16,8%. Увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений, переходящих на программы и технологии нового поколения (с 32% в 1998 году до 54,6% в 2000 году).
Сеть дневных общеобразовательных школ не претерпела серьезных изменений. С 1996 года число школ уменьшилось на 31, процесс сокращения происходил в основном за счет начальных школ в связи с малой укомплектованностью классов и возможностью организовать подвоз детей в близлежащие школы. В то же время несколько увеличилось число средних школ: с 297 до 304. Количество учащихся сократилось с 159,8 тыс. до 152,6 тыс. человек.
/----------------------------------------------------\
| |Начальные школы|Основные школы|Средние школы|
|-------+---------------+--------------+-------------|
|1996 г.| 382 | 214 | 297 |
|2001 г.| 348 | 210 | 304 |
\----------------------------------------------------/
В области создано 9 учреждений общего образования повышенного уровня (лицеев и гимназий), из которых одно является негосударственным.
Продолжили эффективное функционирование областные лицейские классы. За пять лет выпущено более 400 человек, из которых 93% поступили в высшие учебные заведения. В области проводится целенаправленная работа по организации перевода третьей ступени средней школы на профильное обучение, на базе средних школ районных центров открыто 16 профессионально-профильных классов.
Для организации педагогической поддержки учащихся, имеющих затруднения при обучении в общеобразовательных школах, создаются классы выравнивания и классы компенсирующего обучения, за последние три года их количество увеличилось соответственно с 255 до 304 и с 56 до 131.
Практически все общеобразовательные учреждения области приступили к изучению национально-регионального компонента общего образования, в пределах возможностей системы образования создаются условия для изучения национальных языков.
По состоянию на 1 января 2001 года в области функционируют 62 учреждения дополнительного образования системы Министерства образования Российской Федерации. На базе областных учреждений создан Центр дополнительного образования детей. Охват детей дополнительным образованием на 1 января 2001 года составил 74,7%.
Начался процесс возрождения воспитательного потенциала системы образования. Преодолена негативная тенденция ухудшения условий для организации воспитательной работы с детьми и подростками, возросло число кружков, секций, клубов. С 1998 года по 2000 год в школах области восстановлены или вновь введены 134 ставки вожатых (педагогов-организаторов), 173 ставки на оплату кружковой работы с обучающимися. Более системный и целенаправленный характер приобрела деятельность по оказанию педагогической поддержки детским и юношеским общественным организациям.
Получила развитие система учреждений государственной поддержки детства. За последние годы вновь открыто 3 детских дома, идет реконструкция оздоровительного лагеря "Гренада" под детский дом. В настоящее время в области 14 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, 13 детских домов, 3 общеобразовательных школы-интерната, 1 специальная школа-интернат для детей и подростков с девиантным поведением, в которых обучается и воспитывается 3960 детей.
Во всех детских домах и школах-интернатах созданы условия для овладения детьми житейскими умениями и навыками. Определенные меры принимаются по социальной поддержке выпускников интернатных учреждений с низкой степенью адаптации к самостоятельной жизни. Действуют социальная гостиница при школе-интернате N 3 г.Кургана, "Дом на полпути" при Куртамышском детском доме-школе, в 2000 году создан при ПУ N 15 г.Шадринска территориальный Центр профессиональной реабилитации подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии.
Расширились социально-педагогические функции системы образования. Несмотря на значительные финансовые трудности, образовательные учреждения области во взаимодействии с органами местного самоуправления сумели организовать адресную социальную поддержку детям из малообеспеченных семей в подготовке их к школе, в обеспечении школьным питанием и подвозом к месту учебы. Усилиями органов опеки и попечительства устроены в детские дома, переданы под опеку или на усыновление все выявленные в области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В период с 1996 по 2000 годы в результате реформирования системы начального профессионального образования было создано профессиональное училище в с.Мокроусово, статус профессиональных лицеев получили Курганские профессиональные училища NN 8, 32, Мишкинское ПУ N 22. В настоящее время учреждения начального профессионального образования объединяют 28 профессиональных училищ, 3 профессиональных лицея и 8 филиалов сельских ПУ.
Остаются стабильными контрольные цифры приема в учреждения начального профессионального образования. Общий контингент обучающихся составляет 13,8 тысячи человек, на 10000 населения области приходится 391 учащийся (в Российской Федерации - 116).
В соответствии со спросом на рынке образовательных услуг инженерно-педагогические коллективы профессиональных училищ ведут подготовку по разработке новых образовательных программ и открытию востребованных профессий ("Мастер электромеханических работ", "Лесовод", "Спасатель", "Младший ветеринарный фельдшер" и др.).
Количество средних специальных учебных заведений увеличилось с 23 до 27, численность студентов - с 15,6 тыс. до 18,2 тыс. Открыты Курганский технологический колледж и техникум железнодорожного транспорта. С 2-х до 7-и возросло число колледжей, открытых на базе ССУЗов. В расчете на 10 тыс. населения в Курганской области приходится 166 студентов средних учебных заведений (в Российской Федерации - 158).
В последние годы произошло расширение сети учреждений высшего профессионального образования, что позволило увеличить возможности приема обучающихся:
-------------------------------------------------------------------------
1996 г.|4 государственных, 1 негосударственный вуз |13,6 тыс. студентов
| |
2001 г.|4 государственных, 4 негосударственных |20,9 тыс. студентов
|вуза, 15 филиалов вузов |
-------------------------------------------------------------------------
На 10 тыс. населения в Курганской области приходится 172 студента высших учебных заведений (в Российской Федерации - 183).
Набирают силу процессы интеграции между различными уровнями профессионального образования: если в 1996 году в системе интеграционных связей участвовало 2 высших и 6 средних профессиональных учебных заведений, то в 2000 году - 3 ВУЗа и 21 ССУЗ. Заключено более 40 договоров о совместной образовательной деятельности, подготовка специалистов с сокращенными сроками обучения ведется по 20 специальностям. Расширение спектра специальностей в системе профессионального образования, открытие негосударственных образовательных учреждений или их филиалов позволило увеличить возможности подготовки кадров для социально-экономического комплекса области.
В образовательных учреждениях области занято свыше 23 тысяч педагогических работников. Из них 478 педагогов удостоены звания "Заслуженный учитель Российской Федерации", 7,2% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. В системе высшего образования занято 55 докторов и 519 кандидатов наук.
Система профессионального педагогического образования стала более гибко реагировать на потребности дошкольного, общего и специального образования. Расширился спектр специальностей и специализаций в педагогических учебных заведениях, получила развитие система многоступенчатой подготовки преемственности и непрерывности подготовки педагогических кадров.
Внеконкурсный прием выпускников сельских школ в педагогические учебные заведения увеличился с 31 человека в 1996 году до 195 в 2000 году.
Обеспечение областной образовательной системы высококвалифицированными педагогическими кадрами реализуется также через систему повышения квалификации для получения новых специальностей, специализаций и более высоких квалификационных категорий. В институте повышения квалификации организована профессиональная переподготовка по 13 специальностям, по 22 образовательным программам проводится профессиональная переподготовка на базе Курганского государственного университета и Шадринского педагогического института.
Наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества слушателей курсов повышения квалификации в областном ИПКРО (1997 год - 4217 человек, 1998 год - 5582, 1999 - 7327, 2000 - 7816). Ежегодно проводятся комплексные научно-методические выезды работников института повышения квалификации в территории области, идет становление новых форм повышения квалификации и научно-методической помощи - адрогогических мастерских и дней науки. Повышение квалификации работников образования без отрыва от производства осуществляет 26 муниципальных методических служб через различные формы методической работы.
В 1996-2000 году шел процесс формирования нормативной правовой базы функционирования и развития областной системы образования. Приняты Законы Курганской области "О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования" и "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области", "О передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат".
Особенностью управленческой деятельности органов управления и руководителей образовательных учреждений в последние годы является создание условий для перехода на управление образованием по результатам. С этой целью продолжилось формирование информационного банка данных о результатах, состоянии и условиях образовательного процесса. Отрабатывалось информационное взаимодействие между различными уровнями управления, повысилась информированность населения области, научной и педагогической общественности о проблемах образования. Расширилось межведомственное взаимодействие и межрегиональное сотрудничество в интересах образования.
Внедрение программно-целевого принципа управления образованием обеспечивалось взаимодействием федеральной, областной и муниципальной программ развития образования. Активизировались процессы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, увеличился охват выпускников образовательных учреждений аттестационным тестированием как наиболее объективной формой оценки уровня их подготовки.
Главным итогом деятельности отрасли, работы педагогических коллективов, органов управления всех уровней является то, что несмотря на все сложности переходного периода, система образования области сохранила основные параметры деятельности и продолжала развиваться в соответствии с общими целями и задачами обеспечения конституционных прав граждан на образование, формирования культурного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
В то же время в процессе функционирования и развития областной системы образования наблюдается ряд существенных проблем.
1.2. Проблемы функционирования и развития областной системы образования
Система образования Курганской области развивается в последние годы в непростых социально-экономических условиях. Недостаточность и задержки финансирования остаются главным дестабилизирующим фактором и источниками кризисных ситуаций в образовании.
Несмотря на то, что доля ассигнований на образование в консолидированном бюджете области в последние годы постоянно увеличивалась и составила в 2000 году 24,9% (один из самых высоких показателей в РФ), размер расходов на одного учащегося в Курганской области остается самым низким в Российской Федерации - чуть больше 3 тыс. рублей в год.
Следствием этого является ухудшение материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, реализация не в полном объеме социальных льгот и гарантий участникам образовательного процесса. Особенно негативное влияние оказывают социально-экономические трудности на функционирование сельских образовательных учреждений, доля которых в области составляет 85,3%.
Так, в последние годы резко снизился уровень благоустройства школьных зданий: если в 1991 году 71,6% школ имели центральное отопление, то к 1999 году их доля уменьшилась до 59,6% (в Российской Федерации в 1999 году этот показатель был равен 75,6%).
Вызывает серьезное беспокойство уровень учебно-материального обеспечения образовательных учреждений. По ряду учебных предметов он составляет не более 30% от нормативного. В 2000 году только 15% общеобразовательных школ области имели кабинеты информатики (в РФ - 39,3%). Компьютерная техника, которой они оснащены, не отвечает современным требованиям.
Более половины использующихся в общеобразовательных учреждениях учебников физически и морально устарело. Бюджетные ассигнования на приобретение учебников в последние годы резко сократилось, используются в основном на обеспечение учебниками региональных курсов. В то же время значительно возросли затраты родителей на покупку учебной литературы.
Выделение не в полном объеме компенсации на организацию питания школьников приводит к ухудшению качества питания, замене полноценного питания в школьных столовых на буфетное.
Нарастают трудности в организации подвоза детей к месту учебы. На протяжении последних десяти лет парк транспортных средств практически не обновлялся, требует ремонта, наблюдается дефицит горюче-смазочных материалов. В результате обеспечение обучающихся подвозом сократилось с 99,2% в 1998 году до 97,5% в 2001 году. Растет число учащихся, которые добираются до школы пешком или доставляются родителями.
Снижается социальный статус педагогических работников, что приводит к ухудшению качественных показателей кадрового обеспечения системы образования. Доля педагогов 5-11 классов, имеющих высшее образование снизилась за последние годы до 88,3%. В школах области работает 570 учителей-неспециалистов, остается не закрытым значительное число вакансий, особенно преподавателей иностранного языка. В то же время в образовательных учреждениях трудоустраивается менее половины выпускников педагогических учебных заведений.
Неблагоприятное воздействие на систему образования начинает оказывать складывающаяся в области демографическая ситуация. По прогнозу к 2005 году количество обучающихся в общеобразовательных школах уменьшится с 147 тыс. человек до 115 тысяч.
Сокращение контингента обучающихся увеличит количество малочисленных сельских школ, что создаст дополнительные трудности в организации адаптивного обучения в начальной и основной школе, в обеспечении профильного обучения старших классов общеобразовательных школ. С другой стороны, высвобождение в результате уменьшения учебной нагрузки педагогических работников потребует дополнительных мер по их переподготовке и трудоустройству.
В системе образования области также наблюдается ряд негативных явлений, которые обусловлены наряду с социально-экономическими и организационно-педагогическими факторами.
Сохраняется значительное число детей вне образования, особенно дошкольного и среднего школьного возраста. В 2000 году только 39% поступивших в школы области первоклассников получали полноценное воспитание и развитие в дошкольных образовательных учреждениях. Ежегодно до 200 учащихся общеобразовательных школ не приступают к учебе по причинам материальных затруднений и педагогической запущенности, еще свыше 500 подростков отчисляются из школ в течение учебного года.
В системе начального профессионального образования отсев составляет 5,8% от общего контингента, что равнозначно работе "вхолостую" двух профессиональных училищ. Сложившаяся в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования система фактически обязательной платы за дополнительные образовательные услуги во многих случаях ограничивает возможности получения образования способной молодежи из малоимущих семей.
На протяжении последних лет в области остаются стабильными и достаточно высокими результаты государственной аттестации выпускников образовательных учреждений. Однако реальный уровень учебных достижений, выявляемых в ходе проведения тестирования и областных контрольных работ, позволяет сделать вывод как о невысокой объективности существующей оценки качества результатов образования, так и о наличии значительного числа обучающихся (до 30%), не усваивающих по различным причинам обязательный объем знаний.
Во многом это объясняется существующими проблемами в организации адаптивного обучения детей. С другой стороны, школа еще не в полной мере дает знания по трем важнейшим составляющим стандарта наступившего века: информатике, иностранным языкам и базовым социальным дисциплинам (экономике и праву). Содержание образования сельских школ слабо ориентировано на сельский уклад жизни. Так, курс "Хозяин (хозяйка) крестьянского подворья" включен в качестве школьного компонента только в 5 образовательных учреждениях области, "Автодело (машиноведение, трактор)", - в 18, "Овощеводство (садоводство, цветоводство)" - в 12 школах.
В образовательный процесс медленно внедряются новые технологии обучения, большинство педагогов области продолжают использовать малоэффективные иллюстративно-объяснительные методы. По данным сверки педагогических кадров только 482 педагога (2,18%) от общего количества педагогов области работают по какой-либо технологии, а интерес к проблеме проявляют 1038 преподавателей (4,68%). В процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров также по-прежнему используются в основном устаревшие технологии обучения.
Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ.
Так, заболеваемость детей возросла с 1444 случаев на 1000 детского населения в 1998 году до 1641 случая в 2000 году. Результаты профилактических осмотров свидетельствуют о ежегодном приросте детей всех декретированных возрастов с так называемыми школьно-зависимыми заболеваниями: с понижением остроты зрения, нарушениями осанки и со сколиозом.
Отмечается определенный разрыв между потребностями рынка труда области и структурой подготовки рабочих кадров и квалифицированных специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. Удельный вес выпускников, получивших в 2000 году направления на работу составил 55,6%, выпускников средних учебных заведений - 20,1%.
Заказ Правительства области на профессии, запрашиваемые "Союзом промышленников", удовлетворен системой начального профессионального образования на 80%. Вместе с тем учреждения начального профессионального образования не закрывают заказ на 21 профессию, по которым предприятия области готовы предоставить 352 рабочих места.
Целевая, контрактная подготовка специалистов в большинстве своем осуществляется за счет бюджетных средств, число обучающихся по направлениям хозяйственных организаций различных форм собственности исчисляется пока единицами. Возможности установления интеграционных связей в системе общего и профессионального образования используются еще не в полной мере.
Неблагоприятные тенденции наблюдаются в уровне воспитанности детей и подростков. Растет молодежная преступность, употребление наркотиков, распространение венерических заболеваний среди несовершеннолетних. В то же время дети наиболее тревожного в социальном плане подросткового возраста остаются в большинстве своем вне сферы организованного педагогического воздействия во внеучебное время. В системе дополнительного образования постепенно сдает свои позиции востребованное подростками техническое творчество.
Требуются дополнительные меры поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, особенно выпускников учреждений государственной поддержки детства. Так, в 2000 году из детских домов области выпустилось 95 детей, из них только половина имели закрепленное жилье. В основном выпускники-сироты вынуждены получать образование в профессиональных училищах, причем в тех из них, которые имеют общежития.
Вызывает беспокойство уровень квалификации и профессионализма руководящих кадров системы образования. В ряде территорий области от 15 до 30 процентов руководителей образовательных учреждений не проходили никакой управленческой подготовки. Фактически отсутствует система глубокой профессиональной подготовки руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием.
Не обеспечивается в полном объеме демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Во многих образовательных учреждениях руководители не создают благоприятных условий для функционирования общественных советов из педагогических работников, обучающихся, их родителей, противодействуют наделению их реальными полномочиями. Органы управления и учреждения образования занимают пассивную позицию в создании попечительских советов и фондов развития образования.
До сих пор в области 39% образовательных учреждений не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности, только 26,5% учреждений образования прошли государственную аккредитацию.
Положения раздела I являются основой определения цели, задач и направлений развития областной системы образования на предстоящие годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.