Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации (Правительства)
Курганской области
от 25 сентября 2001 г. N 419
Областная целевая программа
содействия занятости населения Курганской области на 2002 - 2005 годы
Паспорт
областной целевой Программы содействия занятости населения Курганской области на 2002 - 2005 гг.
Наименование Программы - Областная целевая Программа содействия
занятости населения Курганской области
на 2002 - 2005 годы
Решение о разработке - Статья 15 Закона Российской Федерации
Программы "О занятости населения в Российской
Федерации". Распоряжение Губернатора
Курганской области от 14 марта 2001
года "О разработке Стратегии
устойчивого развития Курганской
области на период до 2010 года и
Программы социально-экономического
развития Курганской области до 2004
года".
Государственный заказчик - Департамент федеральной
Программы государственной службы занятости
населения по Курганской области (по
согласованию).
Цель Программы - Создание условий для развития
эффективного цивилизованного рынка
труда, оперативно обеспечивающего
работодателей необходимой рабочей
силой, а граждан, ищущих работу,
соответствующей работой, позволяющей
за счет собственных доходов
обеспечивать более высокий уровень
потребления.
Задачи Программы - Совершенствование нормативной правовой
базы в сфере занятости населения;
Государственное регулирование ситуации
в сфере занятости в городах и районах;
Совершенствование работы по
профилактике безработицы;
Реализация специальных мероприятий по
профилированию безработных граждан в
целях повышения эффективности
предоставляемых им услуг и сокращения
длительной безработицы;
Улучшение информационного обеспечения
политики занятости;
Развитие кадрового потенциала путем
совершенствования с учетом
потребностей рынка труда системы
профессионального обучения,
переобучения, переподготовки и
повышения квалификации незанятого и
работающего населения;
Повышение эффективности активных мер
на рынке труда;
Срок реализации Программы - 2002 - 2005 годы
Основные направления - Совершенствование нормативной правовой
базы по занятости населения;
Координация деятельности (в пределах
своей компетенции) органов
исполнительной власти Курганской
области, объединений работодателей,
иных заинтересованных органов по
содействию занятости в отраслях
экономики;
Реализация государственной политики на
областном, городских и районных рынках
труда;
Развитие качества рабочей силы,
содействие повышению квалификации
кадров;
Социальная интеграция и поддержка
кадров с особыми потребностями
(молодежь, женщины, инвалиды,
граждане, уволенные с военной службы,
освобожденные из учреждений
уголовно-исполнительной системы);
Содействие мобильности рабочей силы;
Улучшение функционирования рынка
труда, методическое сопровождение
развития городских и районных служб
занятости населения;
Информационно-аналитическое
обеспечение Программы.
Ответственные за исполнение - Департамент федеральной
Программы государственной службы занятости
населения по Курганской области (по
согласованию), межрайонные и районные
центры занятости населения (по
согласованию), Главное управление
образования области (по согласованию),
Главное управление социальной защиты
населения области (по согласованию),
управление труда области (по
согласованию), управление внутренних
дел Курганской области (по
согласованию), Военный комиссариат
Курганской области (по согласованию),
Федерация профсоюзов (по
согласованию).
Объем и источники - Предполагаемые средства федерального
финансирования Программы бюджета:
- на финансирование мероприятий по
содействию занятости населения - 84,6
млн. руб.
- на финансирование материальной
поддержки безработных - 262,8
млн. рублей.
Средства областного бюджета:
- на финансирование мероприятий по
содействию занятости населения - 28,9
млн. руб.
Ожидаемые конечные - Реализация Программы на 2002 - 2005
результаты реализации Программы год позволит:
- оказать консультационные услуги по
вопросам трудоустройства для 387
тыс.чел.;
- повысить сбалансированность спроса и
предложения рабочей силы на рынке
труда путем заполнения полученных
вакансий;
- обеспечить трудоустройство 115 тыс.
жителей области;
- оказать услуги по профессиональной
ориентации 169,4 тыс.чел.
- предоставить возможность прохождения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки с целью
последующего трудоустройства 8,8 тыс.
человек;
- обеспечить временное трудоустройство
на общественные работы 15,8 тыс.чел.;
- организовать временное
трудоустройство 48,0 тыс.
несовершеннолетних граждан;
- поддержать материально
предпринимательскую инициативу 830
чел.
Система управления и - Контроль за ходом выполнения Программы
контроля за выполнением осуществляет Департамент федеральной
Программы государственной службы занятости
населения по Курганской области (по
согласованию), а также органы
исполнительной власти области,
ответственные за реализацию
мероприятий Программы в части их
компетенции.
Введение
Областная целевая Программа содействия занятости населения Курганской области на 2002 - 2005 годы (далее Программа) разработана на основании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обеспечивает преемственность областной целевой Программы занятости населения на 1999 - 2001 годы и определяет основные направления деятельности службы занятости по реализации мер государственного регулирования рынка труда.
Программа разработана Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области и обеспечивает координацию действий органов государственной власти области и органов местного самоуправления, Департамента федеральной государственной службы занятости населения, профессиональных союзов и работодателей.
В процессе разработки программных мероприятий использовался анализ изменений в области занятости населения и прогноз возможного развития ситуации на рынке труда, рассчитанный на основе изменения соотношения предложения рабочей силы и спроса на нее.
Приоритеты Программы определены на основе Концепции стабилизации и устойчивого социально-экономического развития Курганской области на период до 2005 года.
1. Содержание проблемы
За последнее время на рынке труда Курганской области произошли следующие изменения:
- Увеличился спрос на рабочую силу. Если в 1999 году в службу занятости области поступило 34150 вакансий, то 2000 году уже 45391, или на 33% больше. Увеличение спроса на рабочую силу отразилось и в росте соотношения вакантных рабочих мест и среднесписочной численности работников (если в 1999 году этот показатель составлял 0,4%, то в 2000 году уже 0,6%);
- Снизилась численность занятых по полному кругу предприятий области за 2000 год на 1,2% и составила 333,4 тыс. человек. Для работы на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера привлекалось еще 10,5 тыс.чел. Общее число замещенных рабочих мест составило 343,9 тыс. человек, что на 0,9% меньше соответствующего периода прошлого года. При этом наиболее значительное сокращение численности занятых зафиксировано в сельском хозяйстве, строительстве, ЖКХ, органах управления и кредитования.
- Увеличились показатели движения рабочей силы. По сравнению с предыдущим годом численность "принятых на работу" в 2000 году увеличилась на 12,2% и составила 76,3 тыс.чел. Численность "выбывших" увеличилась на 13,2% и составила 80,6 тыс.чел. Число выбывших по-прежнему превышает показатель приема рабочей силы на 4,3 тыс.чел.
- Снизились масштабы высвобождения рабочей силы. Если в 1999 году по причине высвобождения кадров выбыло 3,6 тыс. человек, то за 2000 год уже только 2,5 тыс.чел.;
- Улучшилось использование рабочей силы, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. Численность работающих неполное рабочее время по сравнению с 1999 годом сократилась почти в два раза (с 20,3 до 10,8 тыс.чел.), численность находящихся в отпусках по инициативе администрации с 30,9 до 23,8 тыс.чел. Средняя продолжительность отпусков по инициативе администрации в 2000 году уменьшилась на 7 дней и составила в среднем 21 день;
- Изменилась качественная сторона потребности рабочей силы. Несмотря на то, что предприятиям по-прежнему чаще требуются рабочие профессии, в текущем году относительная потребность в рабочих сократилась на 6% (по итогам 2000 года этот показатель составлял 75,6%). В тоже время, в составе граждан, обратившихся в службу занятости, увеличилась доля лиц, занятых ранее на рабочих профессиях (на 5,8%), а доля лиц, ранее работавших на должностях служащих, сократилась на 0,2 процентных пункта;
- Увеличивается доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой в результате изношенности основных производственных фондов;
- Сохраняется низкая территориальная мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и возможностями населения по его приобретению;
- Начиная с 1996 года, наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Только за два последних года численность безработных уменьшилась более чем в два раза;
- Происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Доля женщин среди общей численности безработных возросла за 2000 год на 0,9% и составила к концу года 66,1%. Наибольший удельный вес женщин наблюдается среди категорий высвобожденных работников и выпускников ВУЗов.
- Отмечается рост безработицы в сельской местности. За последние два года доля безработных, проживающих в сельской местности, увеличилась с 40,7 до 42,7%. Основными причинами безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась, а труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен для населения как по условиям, так и оплате, особенно для молодежи, которая составляет 27,3%, а в отдельных районах достигает почти 50% (в Половинском районе - 47,9%). Кроме того, недостаток средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе. Отличительной особенностью сельских безработных является меньший удельный вес безработных, имеющих высшее и начальное профессиональное образование, но более высокий процент безработных, имеющих среднее специальное образование;
- Сохраняется значительная дифференциация районов области по уровню безработицы. Наибольший уровень регистрируемой безработицы сложился в Белозерском, Альменевском, Катайском и Звериноголовском районах - от 2,88 дор 3,65%, что превышает среднеобластной показатель в 1,9 раза и более. Напряженность на одно вакантное место в этих районах превосходит среднеобластную от 17 до 81 раза.
2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2002 - 2005 годы
В течение четырех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы, как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. Прирост населения трудоспособного возраста произойдет, в основном, за счет вступления в данную возрастную группу молодежи.
Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, которое может достичь порядка 3,0 тысяч человек, что не превысит 4% от всех выбывающих. При этом около 40% прогнозируемого высвобождения придется на промышленность, по 5-8% на строительство, транспорт, торговлю и общественное питание, финансовую сферу.
В это же время планируется дальнейшее увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации. Ежегодное пополнение предложения рабочей силы за счет военнослужащих прогнозируется на уровне 4,0 тыс. человек.
Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других выплат.
Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. В 2002 - 2005 годах ожидается весьма умеренный рост численности занятых (на 0,5 тыс.чел.). Спрос на рабочую силу увеличится практически во всех отраслях за исключением сельского хозяйства и органов управления.
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2002 - 2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Однако, поскольку в этот период экономический рост будет базироваться в основном на старой технологической основе и носить преимущественно восстановительный характер, увеличение числа занятых не будет сопровождаться существенными сдвигами в их профессионально-квалификационной структуре.
По оценкам специалистов службы занятости, потребность промышленности (главным образом машиностроения) будет все больше проявляться спросом на рабочих высшей и средней квалификации, а также инженерно-технических специалистов со знанием маркетинга, управления персоналом, анализа хозяйственной деятельности.
Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, однако существенного сокращения общей численности безработных не произойдет.
Увеличение объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения профессионально-квалификационной структуры приведет к смене тенденций в динамике обращения населения к услугам службы занятости.
Ожидается, что на фоне незначительного сокращения общей численности безработных (на 800 чел.), численность зарегистрированных в органах службы занятости за 2002 - 2005 годы увеличится почти на треть (Приложение 1).
3. Ключевые проблемы на рынке труда
Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что, несмотря на наличие здесь позитивных сдвигов за счет начавшегося экономического роста, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда.
К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а, следовательно, и целевой программы содействия занятости, относятся следующие:
1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по территории области и каждому населенному пункту. Остается довольно значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных.
2. Значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами.
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест ограничивает возможность роста эффективности труда и трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой. Изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу.
4. Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. По экспертным оценкам специалистов Минтруда до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не сможет трудоустроиться в период 2002 - 2005 годов.
5. Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а, с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу вакансии, как правило, относятся к мало оплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
6. Прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на областном рынке труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
4. Программные методы реализации политики занятости населения на рынке труда
Все перечисленные выше проблемы, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью населения (от относительного благополучия до критической ситуации) в отдельных районах области и отраслях свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние рынка труда действий органов государственной власти, объединений работодателей, профсоюзов, других общественных организаций, которые имеют влияние на состояние рынка труда.
Областная целевая Программа содействия занятости населения направлена на содействие занятости населения области и создание эффективного цивилизованного рынка труда.
5. Цель и задачи программы
Целью Программы является создание условий для развития цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.
Для решения проблем, сложившихся на рынке труда области, Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости;
2. Усиление государственного регулирования ситуации с занятостью населения в районах области;
3. Совершенствование работы по профилактике безработицы;
4. Реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы;
5. Улучшение информационного обеспечения политики занятости;
6. Развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения;
7. Повышение эффективности активных мер на рынке труда.
6. Сроки и этапы реализации Программы
Предусматривается, что программа будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2002 - 2003 годы) реализация программы должна обеспечить:
- Отработку специальных мероприятий по профилированию безработных;
- Совершенствование механизмов финансирования государственной политики занятости;
- Участие в отработке механизмов финансирования государственной политики занятости.
Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:
- Отработку механизма реализации политики занятости в соответствии с законодательством о занятости населения;
- Проведение мониторинга результатов реализации программ занятости;
На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия, которые позволят повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, не допустить роста безработицы и поддержать социальную стабильность в обществе.
7. Контрольные показатели по реализации мероприятий содействия занятости населения, установленные Департаментом ФГСЗН по Курганской области
С целью усиления государственного регулирования ситуации в сфере занятости, реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, усиления внимания на состояние рынка труда отдельных районов Департаментом ФГСЗН по Курганской области установлены контрольные показатели для реализации специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительности безработицы.
-------------------------------------------------------------------------
N | Наименование | Число участников специальных
| | программ, чел.
| |--------------------------------
| |на 2002-2005 гг.|в т.ч. 2002 год
--+-------------------------------------+----------------+---------------
1.| Трудоустройство незанятого| 67140 | 16785
|населения, чел. | |
| | |
| в том числе безработных, чел. | 46600 | 11630
| | |
| Содействие временной занятости| 8350 | 2000
|незанятых и безработных, чел. | |
| | |
| Трудоустройство граждан особо| 7680 | 1890
|нуждающихся в социальной защите, чел.| |
| | |
| в том числе: "Молодежная практика" | 1400 | 350
| | |
2.| Численность граждан, направленных на| 8766 | 2080
|переобучение, чел. | |
| | |
| Из общего числа направленных на| 4760 | 1140
|переобучение, число граждан, особо| |
|нуждающихся в социальной поддержке,| |
|чел. | |
| | |
3.| Организация занятости подростков,| 48000 | 12000
|чел. | |
| | |
4.| Организация общественных работ | 15800 | 3900
| | |
5.| Социальная адаптация граждан (Клубы| 9534 | 2367
|ищущих работу, "Новый старт" и| |
|другие) | |
| | |
6.| Оказание консультационных услуг| 387287 | 99816
|высвобождаемым работникам, чел. | |
| | |
7.| Программа поддержки| 8700 | 2150
|предпринимательства | |
| | |
| в том числе с оказанием материальной| 830 | 200
|помощи | |
| | |
8.| Организация отдыха детей безработных| 670 | 402,0
-------------------------------------------------------------------------
Значения указанных показателей по годам периода представлены в приложении 2 к Программе.
8. Система программных мероприятий
С целью решения ключевых проблем рынка труда области Департаментом разработана система программных мероприятий, которая представлена следующими направлениями:
- совершенствование нормативной правовой базы, включающее подготовку проектов распоряжений, постановлений Администрации (Правительства) области, администраций городов и районов;
- координация деятельности областных, районных и городских структур, общественных объединений, работодателей по обеспечению выполнения показателей Программы занятости населения, развитие социального партнерства в сфере занятости.
- развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства;
- улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложения рабочей силы, профориентации безработных и незанятого населения, реализацию специальных мер по обеспечению занятости граждан, отработку финансирования политики занятости из федерального бюджета, совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями, определяющая меры социальной адаптации для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Система программных мероприятий целевой программы "Содействия занятости населения Курганской области на 2002 - 2005 годы" представлена в приложении 3 к Программе. Выполнение мероприятий Программы, исполнителями которых являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, реализуются по согласованию с ними.
9. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий Программы являются средства федерального бюджета (предполагаемый объем указанных средств составит 84,6 млн. руб.).
Программой впервые предусматривается частичное финансирование активных направлений политики занятости населения за счет средств областного бюджета. Участие области в реализации мероприятий активной политики занятости предлагается определить в объеме 28,9 млн. руб. на 2002 - 2005 годы, в том числе 6,1 млн. рублей на 2002 год. В этом случае доля затрат области в общем объеме затрат на реализацию политики занятости в 2002 году составит 7,7% (без учета средств, направленных на обеспечение деятельности службы занятости области).
Средства областного бюджета будут расходоваться только по следующим направлениям деятельности службы занятости:
- организацию специальных программ (временное трудоустройство несовершеннолетних и организацию общественных работ) - 3,2 млн. руб.;
- профессиональную ориентацию населения - 0,3 млн. руб.;
- организацию переобучения безработных - 2,6 млн. руб.
За период 2002 - 2005 года эти затраты увеличатся по указанным направлениям соответственно до 15,2, 1,2 и 12,5 млн. руб. Направления использования и расчет средств областного бюджета представлено в приложениях N 4 и N 5 к Программе.
В случае выделения из областного бюджета указанной суммы средств в 2002 году будут дополнительно организованы общественные работы для 2015 человек, обеспечена временная занятость 5,8 тысяч подростков, предоставлены услуги профессиональной ориентации для 11,7 тыс. жителей области, получат возможность получения новой профессии 480 безработных, испытывающих трудность в поиске рабочего места. В результате за счет областного бюджета услуги по обеспечению занятости населения получат 20,1 тыс. жителей области.
Порядок финансирования мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом государственный заказчик имеет право уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом реально выделяемых на их реализацию финансовых средств. Бюджетные заявки на ассигнование из федерального и областного бюджетов представлены в приложениях N 6 и N 7 к Программе.
Соисполнителями финансирования программных мероприятий могут быть органы местного самоуправления области (по согласованию), а также объединения работодателей (по согласованию).
10. Механизм реализации программы
Данная Программа реализуется на областном, городском и районном уровнях.
На областном уровне к участию в реализации программы привлекаются органы исполнительной власти Курганской области, объединения профсоюзов (по согласованию), научные организации (по согласованию).
На городских и районных уровнях предложения по совершенствованию политики занятости территорий реализуются районными (межрайонными) центрами занятости населения.
Государственным заказчиком целевой Программы содействия занятости населения Курганской области на 2002 - 2005 год является Департамент ФГСЗН по Курганской области, который осуществляет координацию деятельности городских и районных служб занятости.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости по Курганской области, а также органы исполнительной власти области в пределах их компетенции.
11. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
Реализация мероприятий Программы в 2002 - 2005 годах позволит:
- снизить социальную напряженность на рынке труда;
- улучшить соотношение спроса и предложения рабочей силы, посредством повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- сохранить масштабы трудоустройства граждан при содействии службы занятости на вакантные рабочие места;
- повысить масштабы трудоустройства населения на временные и разовые работы;
- не допустить увеличения средней продолжительности безработицы;
- повысить информированность незанятого населения о ситуации на рынке труда и возможностях службы занятости;
- усилить масштабы работы по предоставлению профориентационных услуг.
В 2002 - 2005 годах предполагается:
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства для 387 тыс.чел.;
- трудоустроить 115 тыс. жителей области;
- оказать услуги по профессиональной ориентации для 169 тысяч жителей области;
- предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации для 8,8 тысяч человек;
- организовать общественные работы для 15,8 тысяч человек;
- организовать временную занятость 48,0 тыс. несовершеннолетних граждан;
- поддержать предпринимательскую инициативу 8,7 тыс. человек.
Руководитель аппарата - |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.