Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда
от 18 апреля 2001 г.
(извлечение)
Настоящее решение отменено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2001 года N 82Г01-13.
1 августа 2000 года Курганской областной Думой принят Закон за N 346 "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Курганской области", который опубликован в газете "Новый мир".
Данным Законом определен порядок подготовки и проведения отзыва выборного лица местного самоуправления.
Прокурор Курганской области в порядке ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года) и ст. 41 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании указанного Закона Курганской области противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
По-видимому, в нижеследующем абзаце имеет место опечатка. Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ имеет название "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Курганская областная Дума требования прокурора области не признала, указав, что согласно п.5 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Таким образом, по мнению заинтересованного лица, Законом субъекта предусмотрена не то, что возможность отзыва выборного должностного лица, а необходимость этого Закона, при этом муниципальным образованиям принадлежит право включать соответствующие нормы в свои правовые акты.
По-видимому, в нижеследующем абзаце имеет место опечатка. Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ имеет название "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация Курганской области с заявлением прокурора области также не согласилась, изложив свои возражения в письменном отзыве. В обосновании своих возражений на требования прокурора, указали, что на основании п.5 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" процедура отзыва, возможность которого может быть предусмотрена в уставе муниципального образования, должна быть регламентирована в законе субъекта Российской Федерации, каковым является оспариваемый прокурором Закон.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение и.о.прокурора Курганской области, судебная коллегия приходит к следующему.
Как разъяснено в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 года "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими Закону" правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции РФ, других законов, указов, распоряжений Президента РФ, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).
Согласно п.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречит федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Статьей 12 Конституции РФ гарантирована самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определены ст.5 п."в" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 5 и статьей 18 п.5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.5 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Из содержания данной нормы Закона следует, что полномочия субъекта РФ по вопросу отзыва выборного лица местного самоуправления ограничены рамками закрепления положения о возможности местного самоуправления отзыва своих выборных лиц.
Порядок и оснований отзыва, а также ответственность выборных должностных лиц органов местного самоуправления, отнесены на основании п.2 статьи 6, пункта 1 подпункта 9 статьи 8, пункта 5 статьи 18, статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции местного самоуправления.
При чем понятие "возможности отзыва выборных должностных местного самоуправления" не идентичны понятию "порядка такого отзыва".
Возможность отзыва выборного лица местного самоуправления в Курганской области предусмотрена пунктом 5.2 статьи 5 Закона Курганской области "О статусе депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления Курганской области".
Оспариваемый прокурором Закон Курганской области, устанавливая единый для всех муниципальных образований порядок отзыва выборных лиц, ограничивает права местного самоуправления, что запрещено Законом (ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, Закон Курганской области "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Курганской области" противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 12, 72 Конституции РФ, ст.5 п."в" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 5, 6, 8, 18 п.5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 5.2 статьи 5 Закона Курганской области "О статусе депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления Курганской области", поскольку издан с превышением предоставленных Курганской областной Думе компетенции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит требования прокурора Курганской области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.13 ГК РФ, ст.ст. 191 - 197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Курганской области удовлетворить.
Нижеприведенный абзац резолютивной части полностью соответствует тексту решения.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Закона Курганской области от 1 августа 2000 года за N 346 "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Курганской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18 апреля 2001 г.
Данных о публикации нет.
Копия документа получена из ведомственных источников.
Настоящее решение отменено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2001 года N 82Г01-13.