Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации (Правительства)
Курганской области
от 29 января 2003 года N 32
Областная целевая программа
"Повышение плодородия почв Курганской области на 2003 - 2005 годы"
Паспорт
областной целевой Программы "Повышение плодородия почв Курганской области на 2003 - 2005 годы"
Наименование Программы Областная целевая Программа "Повышение
плодородия почв Курганской области на
2003 - 2005 годы"
Дата утверждения Постановление Администрации
(наименование и номер (Правительства) Курганской области от
нормативного документа) "__"________ 2003 года N _____ *
Заказчик Программы Департамент сельского хозяйства
Курганской области
Основные разработчики Департамент сельского хозяйства
Программы Курганской области
Цели и задачи Программы Целью Программы является сохранение и
воспроизводство плодородия почв,
рациональное использование природных
ресурсов, в том числе
сельскохозяйственных угодий, и создание
на этой основе условий роста
производства сельскохозяйственной
продукции.
Задачи Программы:
обеспечить условия для сохранения и
воспроизводства плодородия почвы;
предотвратить выбытие
сельскохозяйственных угодий из оборота;
повысить степень использования
биоклиматического потенциала области и
стабилизировать сельскохозяйственное
производство;
улучшить экологическое состояние и
повысить устойчивость агросферы к
природно-антропогенным нагрузкам
Исполнители Программы Организации сельского хозяйства (по
согласованию), станции агрохимического
обслуживания (по согласованию)
Объем финансирования Всего 64,0 млн. руб.
Программы из областного в том числе:
бюджета 2003 год - 18,0 млн. руб.
2004 год - 21,2 млн. руб.
2005 год - 24,8 млн. руб.
Ожидаемые конечные Программа призвана закрепить комплексный
результаты Программы подход к осуществлению всех мероприятий,
обеспечивающих сохранение и повышение
плодородия почв, предотвратить
дальнейшее снижение плодородия почв как
основы жизнеобеспечения, обеспечить
экологическую и продовольственную
безопасность области и увеличение
производства сельскохозяйственной
продукции.
Система организации Контроль за ходом выполнения Программы в
контроля за исполнением области осуществляет Администрация
Программы (Правительство) Курганской области и
департамент сельского хозяйства
Курганской области.
Система контроля предусматривает
ежегодную отчетность о выполнении
программы перед Администрацией
(Правительством) Курганской области и
Курганской областной Думой.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование в хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование плодородия почв вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
Важной причиной значительного снижения сельскохозяйственного производства в 1990 - 2000 г.г. наравне с экономическими организационными и климатическими условиями явилось снижение плодородия почв.
По данным государственного учета общая площадь сельскохозяйственных угодий с землями запаса в области составляет 4 млн. 52 тыс. гектаров, в том числе пашни 2 млн. 641 тыс.гектаров или 65% от площади сельхозугодий. Площадь пашни в обороте за 10 лет снизилась на 31 процент.
Особенно обострилась проблема сохранения и повышения плодородия почв в связи с резким сокращением количества применяемых удобрений, прекращением известкования и фосфоритования кислых почв.
В ряде районов складывается отрицательный баланс содержания в почве азота, фосфора и калия. Возрастает площадь малоплодородных почв.
На площади 469,7 тыс.га сельскохозяйственные угодья засолены в различной степени и еще 1147,7 тыс.га имеют солонцеватые комплексы. Часть угодий 775,8 тыс.га характеризуется избыточным переувлажнением и 57,3 тыс.га - заболочены.
Одной из причин низкого уровня и неустойчивого развития агрокомплекса наряду с неудовлетворительным состоянием сельскохозяйственных угодий являются неблагоприятные климатические условия, основные особенности которых - продолжительная зима, короткое, но жаркое лето с периодически повторяющейся засушливостью. Вероятность засух средней и слабой интенсивности во всех агроклиматических зонах области - 100 процентов, очень интенсивных - от 25% в северо-западной, до 45% в южной зонах.
Почти повсеместно проявляются тенденции ухудшения почвенного покрова в результате антропогенной деятельности. Многолетнее изучение влияния сельскохозяйственного использования земель на плодородие черноземов Зауралья показало, что черноземы основных пахотных массивов постепенно теряют свое потенциальное плодородие, заметно снижается содержание гумуса.
Органическое вещество в почве восполняется недостаточно. В последние годы резко сократились объемы внесения органических удобрений (навоз), практически не используется солома и торф. Значительное удорожание минеральных удобрений привело к резкому снижению объемов их применения. Внесение минеральных удобрений на гектар посева уменьшилось в 5 раз (с 29,2 кг д.в. в 1990 году до 5,7 кг д.в. в 2001 году).
Неблагоприятные климатические условия в сочетании с интенсивными процессами ухудшения агроэкологического состояния земель приводят к недобору в целом по области ежегодно 400 - 600 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость областной программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
II. Основные цели и задачи Программы
Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана областная целевая программа "Повышение плодородия почв Курганской области на 2003 - 2005 годы" (далее именуется - Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.
Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции.
Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в АПК области.
Стабилизация почвенного плодородия позволит создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.
Исходя из целей Программы определены следующие задачи:
- обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв, предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
- повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизации сельскохозяйственного производства;
- улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам.
Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям при проведении единой технологической политики в выполнении агрохимических мероприятий в области мелиорации земель и других видов работ.
В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных систем.
Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики области.
III. Система программных мероприятий
Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв.
Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:
- освоение современных систем земледелия и землеустройства;
- агрохимические мероприятия;
- мелиоративные мероприятия.
Системы земледелия и землеустройства
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной адаптивно-ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.
Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.
С учетом опыта создания современной модели адаптивно-ландшафтной системы земледелия в государственном унитарном предприятии "Крутихинский государственный агроландшафтный заказник" Программой предусмотрено освоение этой системы в 6 сельхозорганизациях области: СПК им.Чкалова и ООО а/ф "Лебяжье" Далматовского района, СПК "Шутихинский" - Катайского, ЗАО им.Калинина - Каргапольского, СХК "Рассвет" - Шадринского, СПК "Восход" - Притобольного. В них предусматривается провести внутрихозяйственное землеустройство с учетом внедрения адаптивно-ландшафтной системы земледелия, изменения условий разработки севооборотов и структуры посевных площадей.
Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.
Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат. В то же время нарушение агротехнологий приводит не только к недобору урожаев сельскохозяйственных культур, но и способствует возникновению негативных экологических ситуаций.
Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять безотвальную обработку с учетом почвенно-климатических условий конкретных хозяйств, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.
Применение органических удобрений
В области основным органическим удобрением является навоз и солома. Из-за малых запасов торфа объемы его внесения ограничены.
По имеющимся данным, внесение навоза и соломы оказывает достаточно сильное и продолжительное влияние на урожай всех культур. В среднем 1 т полуперепревшего навоза окупается 0,5 - 0,7 ц зерна или другой продукции в переводе на зерно. Внесение 40 - 60 тонн полуперепревшего навоза повышает на 60 - 100 ц/га урожай зеленой массы кукурузы и на 2 - 4 ц/га урожай зерна последующих культур в течение 5 - 8 лет.
Одна тонна измельченной и внесенной в почву соломы зерновых культур по содержанию органического вещества, азота, фосфора и калия равноценна 2 - 3 тоннам полуперепревшего навоза влажностью 75%, что определяет довольно высокую ценность соломы как удобрения.
/--------------------------------------------------------\
| | Объем | В том числе: |
| Вид удобрений |внесения|----------------------|
| | всего | 2003 | 2004 | 2005 |
| |(тыс.т.)| | | |
|------------------------+--------+------+-------+-------|
| Органические удобрения | 302,3 | 81,0 | 110,6 | 110,7 |
| в том числе: | | | | |
| навоз | 300,0 | 80,0 | 110,0 | 110,0 |
| торф | 2,3 | 1,0 | 0,6 | 0,7 |
\--------------------------------------------------------/
Гипсование солонцовых земель
Согласно почвенному обследованию (Уралгипрозем) из 4052,7 тыс.гектаров земель сельскохозяйственных угодий - солонцы, солоди и солончаки занимают 34,2%. Из 2641,2 тыс.га пашни черноземы в комплексе с солонцами занимают 8,7%, солоди - 0,4%, солонцы - 14,9%, солончаки - 0,3%.
По уровню засоленности, морфологическому строению они характеризуются большим разнообразием и требуют дифференцированных приемов мелиорации. Важнейшим методом мелиорации солонцовых почв является гипсование. Первоочередность выполнения работ определяется экономическими и экологическими критериями, предусматривающими наиболее высокую отдачу вложенных в мелиорацию средств, а также повышение экологической устойчивости всего агроландшафта, включающего мелиорируемые земли.
Объемы гипсования солонцовых почв:
2003 год - 0,075 тыс.га
2004 год - О,100 тыс.га
2005 год - 0,125 тыс.га
Всего - 0,300 тыс.га.
Оросительная и осушительная мелиорация
На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливаются фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.
По состоянию на 1 января 2001 года в области имеется 17,4 тыс. гектаров орошаемых и 10,5 тыс.гектаров осушенных земель.
На основании паспортизации мелиоративных систем региональными сельскохозяйственными и водохозяйственными органами совместно разработаны предложения и определены объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту этих систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений.
Оросительные системы на площади 350 гектаров требуют комплексной реконструкции.
Из 234 единиц дождевальной техники - 179 с истекшим сроком амортизации. В связи с этим ежегодно значительные площади не поливаются.
Основными задачами на период до 2005 года являются реконструкция, ремонт и надежная эксплуатация существующих оросительных систем, увеличение поливаемой площади.
В первоочередном порядке предусматривается восстановление мелиоративной сети и поливной техники в эффективно использующих мелиоративные земли сельхозорганизациях-землепользователях, в которых требуется проведение работ только по отдельным элементам системы.
Эксплуатация мелиоративных систем
Для обеспечения надежного функционирования оросительных систем, своевременной подачи воды на орошение предусматривается комплекс ремонтно-эксплуатационных работ.
В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные) работы, осуществление мониторинга за состоянием мелиоративных земель, ведение учета и паспортизации мелиоративных систем.
Предусмотренные в Программе объемы этих работ позволят обеспечивать нормальную эксплуатацию насосных станций, гидроузлов, систематическое поддержание в рабочем состоянии гидротехнических сооружений, работу дождевальной техники и на этой основе улучшение мелиоративного состояния земель.
Осуществление комплекса мероприятий позволит вовлечь в активный оборот не менее 1,9 тыс.гектаров мелиоративных земель.
IV. Финансовое обеспечение
Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных Программой, определена в соответствии с действующим законодательством. Удельные показатели стоимости объемов работ определены по нормативным и фактически сложившимся данным.
Общая стоимость комплекса работ составляет 64,0 млн. рублей, в том числе агрохимические мероприятия - 24,2 млн. рублей, гидромелиоративные мероприятия - 39,8 млн. рублей.
Осуществление финансирования Программы предусматривается путем компенсации затрат исполнителей программы на проведение программных мероприятий по повышению плодородия почв.
Финансирование будет производиться согласно Порядку, разработанному департаментом сельского хозяйства совместно с финансовым управлением Курганской области.
Источником финансирования Программы является областной бюджет. Распределение средств по видам работ приведено в таблице.
Сводная таблица объемов и денежных средств на выполнение
программных мероприятий по повышению плодородия почв на 2003 - 2005 годы
-------------------------------------------------------------------------------------------\
N | Наименование |Объем | В том числе: |Объем | В том числе: |
п/п| мероприятий |работ |----------------------|финанси-|--------------------|
| |2003 - |2003г.|2004г. |2005г. |рования |2003г.|2004г.|2005г.|
| |2005 гг.| | | |2003 - | | | |
| |всего | | | |2005 гг.| | | |
| | | | | |всего | | | |
| | | | | |млн. | | | |
| | | | | |руб. | | | |
----+------------------------+--------+------+-------+-------+--------+------+------+------|
| Агрохимические | | | | | | | | |
| мероприятия | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
1. |Внесение органических| 300,0 |80,0 |110,0 |110,0 | 20,4 | 6,2| 6,8| 7,4|
|удобрений тыс.т. | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2. |Комплекс работ по торфу,| 2,3 | 1,0 | 0,6 | 0,7 | 0,3 | 0,1| 0,1| 0,1|
|тыс.тонн | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
3. |Гипсование солонцовых| 0,300| 0,075| 0,100| 0,125| 1,7 | 0,4| 0,6| 0,7|
|почв, тыс.га | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
4. |Внедрение | 6 | 2 | 2 | 2 | 1,8 | 0,5| 0,6| 0,7|
|адаптивно-ландшафтного | | | | | | | | |
|земледелия, хозяйств | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Итого: | | | | | 24,2 | 7,2| 8,1| 8,9|
| | | | | | | | | |
| Мелиоративные | | | | | | | | |
| мероприятия | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
1. |Реконструкция и| 0,583| 0,146| 0,192| 0,245| 14,2 | 3,6| 4,7| 5,9|
|восстановление | | | | | | | | |
|оросительных систем,| | | | | | | | |
|тыс.га | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2. |Строительство групповых| 8,0 | 2,2 | 2,7 | 3,1 | 25,6 | 7,2| 8,4| 10,0|
|водопроводов | | | | | | | | |
|сельхозназначения, км | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Итого: | | | | | 39,8 | 10,8| 13,1| 15,9|
| | | | | | | | | |
|Всего по мероприятиям | | | | | 64,0 | 18,0| 21,2| 24,8|
-------------------------------------------------------------------------------------------/
V. Экономическая эффективность программных мероприятий
Выполнение намеченных программой мероприятий обеспечит повышение плодородия почв, динамический прирост сельскохозяйственной продукции.
Реализация Программы в целом является одним из важнейших условий обеспечения экологической и продовольственной безопасности области.
Экологическая значимость - предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослабление отрицательного влияния других природных факторов на сельское хозяйство (засуха, ветровая и водная эрозия и др.).
Особое экономическое значение имеет комплексность осуществления намечаемых мер. Агрохимические работы, внедрение адаптивно-ландшафтной системы земледелия, внесение органических удобрений, гидромелиорация и культуртехническая мелиорация - каждое из этих мероприятий дает возможность увеличить производство сельскохозяйственной продукции, повысить ее качество. В разных условиях затраты на них окупаются за 5-10 лет. Выполнение же их во взаимоувязанном комплексе в условиях учета преимуществ агроландшафтного земледелия позволит сократить среднюю окупаемость до 3 - 5 лет. При этом обеспечивается длительность, долговременность действия всех факторов и достаточно быстродействующее влияние внесения органических, минеральных удобрений и известкования почв.
Реализация мероприятий при общих затратах 64,0 млн. рублей обеспечит за 3 года увеличение производства сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно на 15000 тонн.
Кроме того, за счет реализации Программы можно будет получить свыше 10000 тонн зерна в более отдаленный период времени, так как такие факторы, как внесение органических удобрений, известкование, внедрение адаптивно-ландшафтной системы будут действовать в течение длительного периода.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ее исполнением
Формы и методы управления реализацией Программы определяются заказчиком Программы.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы.
К основным функциям заказчика программы относятся:
- подготовка проекта Программы, его согласование и представление на утверждение органами власти Курганской области;
- координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных вопросов;
- непосредственный контроль за реализацией Программы для обеспечения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами, пользователями земельных участков требований законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти Курганской области.
Проверки хода реализации Программы осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система контроля предусматривает ежегодную отчетность о выполнении программы перед Администрацией (Правительством) Курганской области и Курганской областной Думой.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 29 января 2003 г. N 32 "Об областной целевой Программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.