Объемы и источники Общий объем финансирования 6485 тыс. рублей
финансирования из них:
Программы: областной бюджет 3025 тыс. рублей
федеральный бюджет 2200 тыс. рублей
внебюджетные средства 1260 тыс. рублей
в том числе:
2002 г. 3120 тыс. рублей
областной бюджет 1500 тыс. рублей
федеральный бюджет 1000 тыс. рублей
внебюджетные средства 620 тыс. рублей
2003 г. 3365 тыс. рублей
областной бюджет 1525 тыс. рублей
федеральный бюджет 1200 тыс. рублей
внебюджетные средства 640 тыс. рублей
Сумма средств, выделяемых из областного бюджета, корректируется после принятия на очередной год Закона Курганской области об областном бюджете Курганской области.
Определение источников финансирования, за исключением областного бюджета, носит рекомендательный характер и является предполагаемым.
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы в целом на
результаты реализации начало 2004 года позволит:
Программы: увеличить количество устойчиво работающих
предприятий до 3500 малых предприятий;
увеличить количество занятых в малом бизнесе
до 18% от всех работающих в области;
увеличить вклад малого предпринимательства в
общий объем продукции (работ и услуг),
произведенных в области до 10%;
обеспечить увеличение налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней от малого
предпринимательства до 15% всех налоговых
поступлений.
Система контроля Проведение отделом развития
за исполнением предпринимательства департамента
Программы: государственного имущества и промышленной
политики, областным финансовым управлением
контроля за ходом реализации отдельных
мероприятий, эффективного и целевого
использования бюджетных средств на поддержку
и развитие малого предпринимательства.
Представление в отдел развития
предпринимательства один раз в квартал
ответственными исполнителями информации о
ходе выполнения запланированных мероприятий
для обобщения, анализа и разработки
корректирующих мер.
Рассмотрение один раз в полугодие хода
реализации Программы на областном Совете по
развитию предпринимательства при
Администрации (Правительстве) Курганской
области.
2. Основные положения
Настоящая областная целевая Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", областными Законами от 28 октября 1997 года N 88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Курганской области" и от 22 июля 1996 года N 64 "Об областных целевых Программах".
Сферой деятельности Программы является малое предпринимательство. Объектом регулирования сферы действия Программы являются субъекты малого предпринимательства. Предметом регулирования программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне.
3. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
3.1. В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями малое предпринимательство в Курганской области, как важная часть преобразований, является мощным рычагом для решения комплекса экономических и социальных проблем, формирования среднего класса собственников, способствующего достижению стабильности в обществе, создания прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижения остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест; насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
3.2. Ситуация в малом предпринимательстве достаточно противоречива. С одной стороны, часть субъектов малого предпринимательства (малые предприятия, физические лица) ушла с рынка, возможно временно. Другая часть - в переработке сельскохозяйственной продукции, розливе минеральной воды, производстве стройматериалов, инновационной сфере, наоборот, увеличила объемы деятельности, расширила число новых рабочих мест.
Большинство малых предприятий многопрофильные, что обеспечивает их устойчивость за счет работы в различных сегментах рынка. Многопрофильность большинства малых предприятий объясняется колебаниями спроса и предложения на рынке, частыми изменениями в законодательстве, политической нестабильностью.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.
3.3. Основные мероприятия Программы направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:
- несовершенство законодательной базы по малому предпринимательству;
- неэффективность системы налогообложения;
- нестабильность бюджетного финансирования областной программы поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки малых предприятий;
- трудности в поиске производственных помещений, ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
- изношенность и недостаток современного оборудования;
- недостаток знаний о современном менеджменте, маркетинге, финансовых вопросах, налогообложении и др.
4. Основные показатели положения дел в сфере малого
предпринимательства в Курганской области
4.1. На 1 июля 2001 года на учете в органах статистики состояло 2975 малых предприятий. Из них 38,8% действовали в сфере торговли и общественного питания, 19,2% были заняты выпуском промышленной продукции, 16,6% специализировались на выполнении строительных работ, 8,1% работали в сельском хозяйстве.
4.2. Среди учтенных малых предприятий 89% находятся в частной собственности.
4.3. Доля продукции малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта в 2000 году составила 8%. При этом в промышленности эта доля составляет 34%; в строительстве - 19,7% объема подрядных работ, выполненных строительными организациями области; в торговле - 25,7%.
4.4. На малых предприятиях трудилось более 30 тысяч человек, в том числе на постоянной основе свыше 24 тысяч. Свыше 35 тысяч человек занимались предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
4.5. Доля занятых в сфере малого предпринимательства составляет 16% от общей численности занятого населения области.
4.6. Капитальные вложения малых предприятий в экономику области составили 2% от общей суммы капитальных вложений по области.
4.7. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства составили 10,4% от общей суммы налоговых поступлений.
5. Основная цель и задачи Программы
5.1. Наиболее важная цель Программы:
Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном и муниципальном уровнях.
5.2. Основные задачи Программы:
- Создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;
- Преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства, интеграция финансовых механизмов малого предпринимательства в общую кредитно-финансовую систему области;
- Создание новых рабочих мест, создание условий для производства импортозамещающей продукции;
- Привлечение малых предприятий для выполнения государственного заказа;
- Предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- Расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение иностранных инвестиций в сектор малого предпринимательства области.
6. Приоритетные виды деятельности субъектов малого
предпринимательства в Курганской области
6.1. На 2002-2003 годы определены следующие приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства в Курганской области:
6.1.1. Производство промышленной продукции, производство товаров народного потребления.
6.1.2. Переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.
6.1.3. Строительство жилья, социальных и промышленных объектов.
6.1.4. Внедрение энергосберегающих технологий.
6.1.5. Инновационная деятельность малых предприятий.
6.1.6. Потребительские услуги.
6.1.7. Экологически ориентированное предпринимательство, переработка отходов производства.
6.1.8. Деревообработка, ремесленничество, народные промыслы.
7. Основные направления государственной поддержки малого
предпринимательства в Курганской области
7.1. Цели и приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства определяют структуру мероприятий областной целевой Программы на 2002-2003 годы.
По-видимому, в пункте 7.2. имеет место опечатка. Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы утверждена постановлением Администрации Курганской области от 20 декабря 1999 года N 687 (а не 287, как указано в тексте документа).
7.2. Настоящая Программа сохраняет преемственность с областной целевой Программой государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 20 декабря 1999 года N 287. Программа согласована с целевым Программами социально-экономического развития Курганской области.
7.3. Основные мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в Курганской области, обозначенные в предыдущей Программе, останутся актуальными и в ближайшие годы.
7.4. Цели и задачи Программы реализуются через сочетание блоков основных мероприятий.
В настоящей Программе выделены пять разделов основных мероприятий:
7.4.1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства.
7.4.2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
7.4.3. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
7.4.4. Выставочно-ярмарочная деятельность, мероприятия по работе с общественностью.
7.4.5. Межрегиональное и международное сотрудничество.
7.5. Мероприятия изложены в приложении "Основные мероприятия по реализации областной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2002-2003 годы".
8. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
- областной бюджет;
- предполагаемые средства из федерального бюджета, направляемые на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их занятости.
Кроме того, реализация мероприятий Программы будет осуществляться на условиях долевого участия с привлечением местных бюджетов, средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства. Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы.
Сводные финансовые затраты приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1.
Финансовое обеспечение Программы
-------------------------------------------------------------------------
N |Разделы программных мероприятий| Источники |Объем средств
п/п| | финансирования |(тыс. рублей)
| | |-----------------
| | |2002 г. |2003 г.
---+-------------------------------+-------------------+--------+--------
1.| Нормативно-правовое |В пределах средств | |
|обеспечение малого|областного бюджета,| |
|предпринимательства |выделенных на ос- | |
| |новную деятельность| |
| | | |
2.| Развитие кредитно-финансовых|Областной бюджет | 1000 | 1050
|механизмов и имущественная|Федеральный бюджет | 1000 | 1200
|поддержка субъектов малого|Внебюджетные средс-| 500 | 500
|предпринимательства |тва | |
| | | |
3.| Развитие бизнеса и повышение|Областной бюджет | 310 | 270
|эффективности функционирования|Внебюджетные средс-| 50 | 60
|инфраструктуры поддержки малого|тва | |
|предпринимательства | | |
| | | |
4.| Выставочно-ярмарочная |Областной бюджет | 170 | 185
|деятельность, мероприятия по|Внебюджетные средс-| 50 | 50
|работе с общественностью |тва | |
| | | |
5.| Межрегиональное и|Областной бюджет | 20 | 20
|международное сотрудничество |Внебюджетные средс-| 20 | 30
| |тва | |
| | | |
| Всего, | 6485 | 3120 | 3365
| в том числе |Областной бюджет | 1500 | 1525
| |Федеральный бюджет | 1000 | 1200
| |Внебюджетные средс-| 620 | 640
| |тва | |
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.