Объемы и источники - Всего 778 млн.руб., в том числе:
финансирования
220 млн.руб. - предполагаемые в доле
средств федерального бюджета в федеральной
целевой программе "Переселение граждан
Российской Федерации из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2001-2005
годах"
164 млн.руб. - в доле средств областного
бюджета в областной целевой программе
"Переселение граждан Курганской области из
ветхого и аварийного жилищного фонда в
2001 - 2005 годах"
164 млн.руб. - предполагаемые из бюджетов
муниципальных образований
230 млн.руб. - предполагаемые внебюджетные
источники
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 августа 2001 года N 342 паспорт программы дополнен нижеприведенным абзацем.
Мероприятия, исполнителями которых являются
органы местного самоуправления, реализуются
по согласованию с ними
Ожидаемые конечные - Ликвидация до 2005 года существующего на
результаты настоящее время ветхого и аварийного
жилищного фонда, признанного таковым до
2004 года и предоставление гражданам,
проживающих в нем, другого благоустроенного
жилого помещения
Контроль - Департамент строительства и
за исполнением Программы жилищно-коммунального хозяйства аппарата
Администрации (Правительства) области,
Департамент экономики, областное Финансовое
управление, Государственная жилищная
инспекция Курганской области
Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
По данным Курганоблкомстата на 1 января 2000 года жилищный фонд Курганской области составил 18999,4 тыс.кв.м общей площади.
Имеющийся жилищный фонд по своему качеству не удовлетворяет потребности населения. Около полутора процентов населения Курганской области в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Объем ветхих и аварийных жилищ в области на 1 января 2000 года составляет 341813 кв.м общей площади и в них проживает 16120 человек. Всего удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,8 процентов от общей площади жилищного фонда области. Благоустройство городского и сельского жилищного фонда находится на низком уровне. В среднем только 46,6 процента оборудовано водопроводом, 43,1 - канализацией, 49,1 - центральным отоплением. Особенно острой эта проблема является в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В настоящее время в государственном жилищном фонде области находится более 42,6 тыс.кв.м общей площади аварийного и ветхого жилья, в муниципальном - 66,8 тыс.кв.м, в частном - 210,7 тыс.кв.м, в коллективном - 21,7 тыс.кв.м.
Ветхие и аварийные жилища имеются во всех районах области, но их количество в городах и районах распределяется неравномерно - от 0,5% общей площади жилья (Куртамышский район), до 7,7 - 8,1% в Целинном и Частоозерском районах.
Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Определенную долю в ветхом и аварийном жилье занимают приватизированные квартиры.
Кроме того, в результате недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия необходимых финансовых средств для ремонта, технического обслуживания и содержания жилья в области сохраняется стойкая тенденция к постоянному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. Только за последний год оно увеличилось на 30 тыс.кв.м, что составляет 9% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. К 2005 году количество ветхого и аварийного жилищного фонда увеличится на 45% или на 153,9 тыс.кв.м.
В настоящее время граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на получение в пользование жилого помещения (ст.ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому государство несет определенную ответственность за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья вытекает также из того, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реиновации жилищного фонда.
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры направленные на разрешение проблемы связанной с ликвидацией ветхого и аварийного жилья, улучшением жилищных условий проживающих в нем граждан.
В соответствии с "Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах" межведомственными комиссиями муниципальных образований в 2000 году определен размер ветхого и аварийного жилищного фонда в области, подлежащего сносу, общая площадь которого составляет 84,72 тыс.кв.м (532 жилых дома, 2746 квартир), где проживает 6212 человек (Приложение). В это количество не вошел жилищный фонд ряда муниципальных образований требующий капитального ремонта и реконструкции, а также основная часть частного, государственного (ведомственного) жилищного фонда.
Данные о числе семей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащих переселению, указаны в таблице N 1.
Таблица N 1
-------------------------------------------------------------------------
| |Количество семей проживающих в ветхом
| |и аварийном жилом фонде
| |-------------------------------------------
Территориально |Коли- |Всего|В том числе
|чество |семей|-------------------------------------
|жителей| |1 че-|2 чело-|3 чело-|4 чело-|5 чело-
| | |ловек|века |века |века |век и
| | | | | | |более
---------------------+-------+-----+-----+-------+-------+-------+-------
По области | 6212 | 2701| 1000| 657 | 490 | 357 | 197
В том числе: | | | | | | |
По городу Кургану | 3528 | 1373| 399| 322 | 275 | 242 | 135
По городу Шадринску | 2133 | 1064| 493| 264 | 163 | 88 | 56
-------------------------------------------------------------------------
Решение задачи переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зависит от определения ее правовых рамок.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Жилищный кодекс РСФСР;
- Закон РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- Закон РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
В настоящее время на территории Курганской области действуют следующие законодательные акты в жилищной сфере:
- Закон Курганской области от 7 октября 1997 года N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";
- Закон Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области".
16 августа 2000 года постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 434 утверждена "Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах". Настоящая методика устанавливает критерии и порядок отнесения жилых зданий и жилых помещений к категории непригодных для проживания на территории Курганской области. В качестве критериев непригодности для проживания жилищного фонда методика определяет опасное техническое состояние конструкций или инженерного оборудования:
- Ветхое состояние здания - техническое состояние системы "здание-основание-инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния (физический износ более 60%), но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной.
- Аварийное состояние здания - техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования - для полносборных, кирпичных и каменных зданий свыше 70%, для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард свыше 65%.
Рассмотрение вопросов о непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания возлагается на межведомственные комиссии городских и районных муниципальных образований, акты которых утверждаются органами местного самоуправления и служат основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, сноса или переоборудования для использования в других целях, отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.
Условия и порядок предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, прежде всего, будут определяться основаниями признания граждан нуждающимися в предоставлении жилища, очередностью и нормами площади предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с жилищным законодательством Курганской области норма площади предоставляемого жилого помещения по договору найма в жилищном фонде социального использования должна соответствовать социальной норме площади жилища: 18 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, 42 кв.м - на семью из 2-х человек, 33 кв.м - на одиноко проживающих граждан. Граждане, жилище которых в результате аварийного состояния стало непригодным для проживания имеют право на бесплатное получение жилых помещений социального использования и признаются нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма, в случае отсутствия жилья. Если жилое помещение, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, то граждане (указанные в ст.7 Закона Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области") также признаются нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений.
Уровень жилищной обеспеченности граждан Курганской области по данным облкомстата на 1 января 2000 года составляет 17,4 кв.м общей площади на одного человека. Основное количество построенных типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования не соответствуют установленной социальной норме площади жилья в Курганской области. При дефиците областного и муниципальных бюджетов новое строительство жилых домов, покупка жилья на вторичном рынке недвижимости потребует значительных финансовых затрат.
При экономической целесообразности собственник жилищного фонда будет проводить капитальный ремонт или реконструкцию. Поэтому в целях проведения единой технической политики необходимо утвердить "Нормативы Курганской области по технической эксплуатации жилищного фонда". Одним из нормативов будет - "Капитальный ремонт и реконструкция зданий и объектов".
При реализации Программы необходимо руководствоваться и требованиями областного земельного законодательства:
- Закон Курганской области от 4 марта 1998 года N 103 "О земле";
- Закон Курганской области от 5 июня 2000 года N 327 "О порядке изъятия и предоставления земельных участков в Курганской области".
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по социальной норме площади жилья требуется предоставить 132,3 тыс.кв.м жилой площади (согласно Закона Курганской области от 7 октября 1997 года N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области"). Согласно протокола от 13 июля 2000 года N 3-2000 заседания Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области средняя стоимость строительства 1 кв.м общей площади жилья на 1 июля 2000 года в текущих ценах составляет 6,4 тыс. рублей. Данная цена применена для расчета финансовых затрат переселения граждан городов Кургана и Шадринска (Таблица N 2), для районов и сельских местностей в расчете применены установившиеся цены за 1 кв.м общей площади жилья на конкретной территории. Таким образом, потребность в финансовых ресурсах для предоставления жилья переселяемым гражданам области составляет 777585 тыс. рублей (в том числе по районам и сельским местностям - 17304 тыс.руб.).
Таблица N 2
Расчет финансовых затрат для переселения граждан
городов Кургана и Шадринска
-------------------------------------------------------------------------
Состав|Количе-|Количе- |Норма |Норма |Площадь, |Стоимость |Финансо-
семьи |ство |ство че-|площади|площади |требуемая|1 кв.м об-|вые
(чел.)|семей |ловек |на |на |для пере-|щей жилой |затраты
| | |семью |человека|селения |площади |(тыс.
| | |(кв.м) |(кв.м) |(кв.м) |(тыс.руб.)|руб.)
-------+-------+--------+-------+--------+---------+----------+----------
1 | 892 | 892 | 33 | | 29436 | 6,4 | 188390
| | | | | | |
2 | 586 | 1172 | 42 | | 24612 | 6,4 | 157516
| | | | | | |
3 | 438 | 1314 | | 18 | 23652 | 6,4 | 151373
| | | | | | |
4 | 330 | 1320 | | 18 | 23760 | 6,4 | 152064
| | | | | | |
5 и | 191 | 963 | | 18 | 17334 | 6,4 | 110938
более | | | | | | |
| | | | | | |
Итого:| 2437 | 5661 | | | 118794 | | 760281
-------------------------------------------------------------------------
Курганская область является дотационной областью. Доходы областного и местных бюджетов не позволяют обеспечить финансирование неотложных социальных расходов, в связи с чем, без поддержки федерального бюджета не представляется возможным решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Предполагаемая доля средств федерального бюджета составляет 40% от всех бюджетных средств, как предусмотрено Концепцией федеральной целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах" (см. таблицу N 3). Предполагаемая доля стоимости областной целевой Программы, которую может профинансировать Курганская область, с учетом привлечения внебюджетных источников, составляет 558 млн.руб. (71,7% от ее общей стоимости).
Таблица N 3
(в млн.руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Год |Привлекаемые|Из них | в том числе |Внебюджетные
|средства |бюджетные|-----------------------------|источники
| | |Федеральный|областной|местный|
| | |бюджет |бюджет |бюджет |
-------+------------+---------+-----------+---------+-------+------------
2001 | 20 | 20 | 10 | 5 | 5 |
| | | | | |
2002 | 100 | 70 | 30 | 20 | 20 | 30
| | | | | |
2003 | 150 | 100 | 40 | 30 | 30 | 50
| | | | | |
2004 | 200 | 140 | 56 | 42 | 42 | 60
| | | | | |
2005 | 308 | 218 | 88 | 65 | 65 | 90
| | | | | |
Итого: | 778 | 548 | 220 | 164 | 164 | 230
-------------------------------------------------------------------------
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- скорейшее решение проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;
- создание механизма для оптимального развития территории, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
В процессе достижения поставленных целей предстоит решить три блока задач:
Задача 1. Формирование основ для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Решение данной задачи потребует прежде всего:
- установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному;
- формирование нормативной и методической базы обеспечения переселения граждан;
- установление очередности сноса жилищного фонда и переселения граждан из него, планирование будущих работ.
Задача 2. Обеспечение переселяемых граждан иным жильем
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда cледует использовать следующие механизмы улучшения жилищных условий:
- предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются, исходя из юридически установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде;
- предоставление гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде, жилищного сертификата на сумму, равную нормативной стоимости жилья, определенного на основе обязательств государства.
Для решения задачи предоставления гражданам иного жилья необходимо привлечение и накопление определенных финансовых ресурсов. Для методического обеспечения мероприятий, направленных на решение данной задачи, рекомендуется использовать "Методику предоставления жилищных сертификатов гражданам, переселяющимся из ветхого и аварийного жилищного фонда"; "Методику консолидации финансовых ресурсов для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", а также "Финансовые инструменты привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках ликвидируемого ветхого и аварийного жилищного фонда", которые в настоящее время разрабатываются специально для Программы и на первом этапе реализации Программы будут утверждены.
Задача 3. Обеспечение развития территорий, на которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд
Мероприятия, направленные на решение этой задачи, должны включать:
- планирование реконструкции и развития территорий, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд;
- поэтапный снос ветхого фонда;
- освобождение и подготовку земельных участков для новой застройки;
- конкурсную продажу участков.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2001-2005 годов. Эти же сроки рекомендуется распространить на реализацию программ муниципальных образований.
Реализация программы будет происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет идти за счет, в основном, бюджетных средств. В то же время должны создаваться предпосылки для крупно-масштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2001-2002 годы) должны быть созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач программы:
- формирование методологических основ оценки и собственно оценка размеров ветхого и аварийного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы;
- начало процесса переселения.
Второй этап программы (2003-2005 годы) должен быть посвящен реализации задачи непосредственного переселения граждан и ликвидации ветхого, аварийного жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого, аварийного жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, представляет собой перечень конкретных мероприятий, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах реализации программы (см. таблицу N 4).
Таблица N 4
-----------------------------------------------------------------------------
N | | | |
за-| Наименование | Исполнитель | Срок |Источники
дач| мероприятий | | |финансирования
---+--------------------+--------------------+----------+--------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
---+--------------------+--------------------+----------+--------------------
Этап I
1 |1.1. Формирование | | |
|методологических ос-| | |
|нов оценки и собст- | | |
|венно оценка разме- | | |
|ров ветхого и ава- | | |
|рийного фонда, под- | | |
|лежащего ликвидации,| | |
|а также необходимых | | |
|ресурсов площади жи-| | |
|лищного фонда для | | |
|переселения граждан:| | |
| | | |
|- разработать "Ме- |Государственная жи- |До 2001 |В пределах средств
|тодику по определе- |лищная инспекция |года |областного бюджета,
|нию непригодности |Курганской области | |выделенных на основ-
|жилых зданий и жилых| | |ную деятельность
|помещений для прожи-| | |
|вания на территории | | |
|Курганской области" | | |
| | | |
|- оценка размеров |Государственная жи- |2001 год |В пределах средств
|ветхого и аварийного|лищная инспекция | |областного и муници-
|жилищного фонда, |Курганской области, | |пальных бюджетов
|подлежащего ликвида-|органы местного са- | |
|ции |моуправления | |
| | | |
|1.2. Формирование | | |
|нормативной и мето- | | |
|дической базы обес- | | |
|печения переселения | | |
|граждан: | | |
| | | |
|- разработать "Ме- |Департамент строите-|2001 год |В пределах средств
|тодику предоставле- |льства и ЖКХ аппара-| |областного бюджета,
|ния жилищных серти- |та Администрации | |выделенных на основ-
|фикатов гражданам, |(Правительства) Кур-| |ную деятельность
|переселяющимся из |ганской области. | |
|ветхого и аварий- | | |
|ного жилищного фон- | | |
|да" | | |
| | | |
|- разработать "Ме- |Департамент экономи-|2001 год |В пределах средств
|тодику консолидации |ки Курганской обла- | |областного бюджета,
|финансовых ресур- |сти | |выделенных на основ-
|сов для решения про-| | |ную деятельность
|блемы переселения | | |
|граждан из ветхого и| | |
|аварийного жилищного| | |
|фонда" | | |
| | | |
|- разработать Мето- |Департамент государ-|2001 год |В пределах средств
|дику привлечения |ственного имущества,| |областного бюджета,
|внебюджетных ис- |промышленной поли- | |выделенных на основ-
|точников финансиро- |тики и потребитель- | |ную деятельность
|вания Программы |ского рынка, област-| |
| |ное финансовое уп- | |
| |равление | |
| | | |
|- разработать Поло- |Областное финансовое|2001 год |В пределах средств
|жение об областном |управление | |областного бюджета,
|целевом бюджетном | | |выделенных на основ-
|фонде для реализации| | |ную деятельность
|Программы | | |
| | | |
|- разработать "Нор- |Государственная жи- |2001 год |В пределах средств
|мативы Курганской |лищная инспекция | |областного бюджета,
|области по техни- |Курганской области | |выделенных на основ-
|ческой эксплуатации | | |ную деятельность
|жилищного фонда" | | |
| | | |
|- разработка муници-|Органы местного са- |2001-2002 |В пределах средств
|пальной норматив- |моуправления |годы |муниципальных обра-
|но-правовой базы ре-| | |зований
|ализации Программы | | |
| | | |
|1.3. Установление |Департамент строи- |2001-2002 |В пределах средств
|очередности сноса |тельства и ЖКХ аппа-|годы |областного бюджета и
|жилищного фонда (по |рата Администрации | |бюджетов муниципаль-
|районам, микрорай- |(Правительства) Кур-| |ных образований, вы-
|онам, участкам, зда-|ганской области, ор-| |деленных на основную
|ниям) и, соответст- |ганы местного само- | |деятельность
|венно, очередности |управления. | |
|переселения граждан | | |
| | | |
2 |2.1. Создание меха- |Департамент экономи-|2001-2002 |В пределах средств
|низмов привлечения и|ки Курганской обла- |годы |областного бюджета и
|аккумулирование фи- |сти, областное фи- | |бюджетов муниципаль-
|нансовых ресурсов |нансовое управление,| |ных образований
|для реализации про- |органы местного са- | |
|граммы |моуправления. | |
| | | |
|2.2. Начало пересе- |Департамент строите-|2003 год |Средства областного
|ления граждан |льства и ЖКХ аппара-| |целевого бюджетного
| |та Администрации | |фонда
| |(Правительства) Кур-| |
| |ганской области, ор-| |
| |ганы местного само- | |
| |управления. | |
Этап II
|2.3. Формирование |Департамент строите-|2003 год |Средства областного
|жилищного фонда для |льства и ЖКХ аппара-| |целевого бюджетного
|переселения граждан |та Администрации | |фонда
|из домов, подлежащих|(Правительства) Кур-| |
|сносу |ганской области, ор-| |
| |ганы местного само- | |
| |управления. | |
| | | |
3 |3.1. Поэтапное пере-|Департамент строите-|2003-2005 |Средства областного
|селение жильцов и |льства и ЖКХ аппара-|годы |целевого бюджетного
|снос ветхого, ава- |та Администрации | |фонда
|рийного жилищного |(Правительства) Кур-| |
|фонда |ганской области, ор-| |
| |ганы местного само- | |
| |управления. | |
| | | |
|3.2. Подготовка ос- |Органы местного са- |2003-2005 |Средства муниципаль-
|вобожденных земель- |моуправления |годы |ных образований
|ных участков для но-| | |
|вой застройки и их | | |
|конкурсная продажа | | |
-----------------------------------------------------------------------------
Ресурсное обеспечение программы
При общей оценке стоимости Программы в 778 млн.руб. (см.таблицу N 3) предполагается, что в первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.
Предполагается переселение граждан из ветхого и аварийного государственного (ведомственного) жилищного фонда площадью 11390 кв.м. и затратами в пределах 100 млн. рублей.
Величина и объем средств областного целевого бюджетного фонда должны ежегодно утверждаться областной Думой в рамках обычных процедур утверждения бюджета. Составление заявки на выделение средств в целевой бюджетный фонд на очередной финансовый год необходимо проводить на основе сформированной сводной областной программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда на очередной год, а также информации о том, как реализуется сводная программа в текущем году. При составлении заявки необходимо также использовать отчеты об исполнении бюджета целевого бюджетного фонда в предыдущих годах. По итогам очередного финансового года орган, управляющий средствами данного фонда (Департамент экономики Курганской области), должен подготовить отчет об исполнении бюджета целевого бюджетного фонда. В отчет должна включаться информация о составленной сводной областной программе по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуре проведения конкурса среди муниципальных программ, результатах конкурса, объеме направленных на реализацию муниципальных программ средств, результатах мониторинга данных муниципальных программ.
В конце каждого отчетного периода муниципальные целевые бюджетные фонды должны представлять данные о расходовании средств, полученных из областного целевого бюджетного фонда. Такая отчетность должна являться обязательным условием получения средств из областного фонда в будущем.
Источником бюджетных средств задействованным для реализации Программы могут стать средства расходуемые на дотирование жилищно-коммунального хозяйства.
Увязка программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно существенно увеличить бюджетные ресурсы, которые являются пока основными финансовыми источниками, а в дальнейшем их доля в финансировании программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет сокращаться.
К бюджетным источникам могут быть отнесены муниципальные ресурсы, в виде передаваемых застройщиками муниципальному образованию квартир во вновь построенных домах.
Муниципальные бартерные ресурсы в виде квартир образуются за счет большей разности между продажной стоимостью жилья и его себестоимостью.
Ключевая задача Программы состоит в формировании внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения граждан и развития освобождающихся территорий.
К внебюджетным источникам могут относится:
- средства хозяйствующих субъектов для переселения граждан из ведомственного ветхого и аварийного жилищного фонда;
- платежи населения в виде платы за найм муниципального жилья, которые отражают дифференциацию потребительских качеств муниципального жилищного фонда и могут использоваться на его реиновацию;
- внебюджетные платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) земельных участков, где расположен ликвидируемый жилищный фонд, под коммерческое строительство;
- кредиты банков;
- муниципальные займы;
- инвестиционные программы, финансируемые на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры;
- предоставление льгот по уплате налогов хозяйствующим субъектам имеющим ветхое и аварийное жилье, а также предоставление квартир жильцам домов, которые состоят в трудовых отношениях с хозяйствующими субъектами.
Управление реализацией Программы
Основной принцип управления Программой состоит в том, чтобы перераспределять ресурсы областного целевого бюджетного фонда в соответствующие муниципальные целевые бюджетные фонды, исходя из имеющихся целевых установок по развитию муниципальных образований и экономической эффективности представляемых муниципалитетами программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом Администрация (Правительство) Курганской области будет поощрять привлечение муниципалитетами внебюджетных средств на решение данной задачи, а также использование средств самого муниципального бюджета.
Функции по управлению областным целевым бюджетным фондом будет осуществлять Департамент экономики Курганской области, согласовывая производственные и технические аспекты задачи с соответствующими подразделениями (Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства аппарата Администрации (Правительства) Курганской области, областное Финансовое управление, Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Курганской области, Комитет по архитектуре и строительству Курганской области). Основная задача Департамента экономики состоит в том, чтобы провести отбор муниципальных проектов, исходя из объемов требуемых финансовых ресурсов, сроков окупаемости и ожидаемой прибыльности, а также осуществить их финансово-экономическую экспертизу.
При этом необходимо разработать процедуры, которые позволяли бы обеспечить возможность конкуренции муниципальных программ за финансовые ресурсы областного целевого бюджетного фонда и прозрачную процедуру принятия решений по распределению бюджетных средств на их реализацию.
Простейшим и одновременно наиболее понятным механизмом распределения средств областного фонда будет являться их распределение пропорционально объему привлеченных муниципалитетом внебюджетных источников, а также средств самого муниципального бюджета, направляемых на финансирование реализации программ.
В процессе реализации Программы необходимо разбить выполнение программных мероприятий на подэтапы, принимая за каждый подэтап один год. Такая разбивка необходима в целях последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах. Кроме того, для управления реализацией Программы требуется составление ежегодных планов, которые готовятся на каждом уровне: муниципальном, областном.
Оценка эффективности программных мероприятий
В целом Программа ставит генеральную задачу ликвидации до 2005 года включительно существующего на настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда и фонда, признанного таковым до 2004 года. Таким образом, показателем абсолютного выполнения программы для каждого конкретного муниципального образования будет служить полное разрешение проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда на его территории, включая:
- предоставление всем гражданам, проживавшим к началу реализации Программы в ветхом и аварийном жилищном фонде, иного жилья удовлетворительного качества;
- ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда;
- оптимальное решение судьбы освободившихся земельных участков с точки зрения развития муниципальных образований.
Заместитель Губернатора Курганской области
руководитель аппарата - управляющий делами
Администрации (Правительства) Курганской области
В.М.Достовалова
Приложение
к областной целевой программе
"Переселение граждан Курганской области
из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах"
Характеристика ветхого и аварийного жилищного фонда,
подлежащего сносу, в соответствии с Программой
----------------------------------------------------------------------------------------------
| | | | Характеристика | |Количество семей, прожи- |Финан-
| | | | земельного | |вающих в жилом доме |совые
| | | | участка | |-------------------------|затра-
| | | |------------------|Кол-| |В том числе |ты для
N |Муниципальное |Кол-|Общая| Пло- |Признак, |иче-|Все-|--------------------|пере-
|образование |во |площ-| щадь,|кол-во |ство|го | | | | | |селе-
| |ква-|адь, | кв.м |ж/д |жи- | |1 |2 |3 |4 |5 и|ния
| |ртир|кв.м | |-----------|ль- | |чел.|чел|чел|чел|бо-|граж-
| | | | |Це-|Ок-|За-|цов | | | | | |лее|дан,
| | | | |нтр|ра-|пр.| | | | | | |че-|тыс.
| | | | | |ина|стр| | | | | | |ло-|руб.
| | | | | | |-во| | | | | | |век|
--+-----------------------+----+-----+------+---+---+---+----+----+----+---+---+---+---+------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12| 13| 14| 15| 16
--+-----------------------+----+-----+------+---+---+---+----+----+----+---+---+---+---+------
| | | | | | | | | | | | | | |
1|Город Курган | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по |1359|45295|140420| 41|146| 7|3528|1373| 399|322|275|242|135|467094
|г.Кургану: 194 ж/д | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
2|Город Шадринск | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по |1079|29716|159725|127| 82| |2133|1064| 493|264|163| 88| 56|303187
|г.Шадринску: 209 ж/д | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
3|Варгашинский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 5 ж/д | 20| 986| 657| | 5| | 22| 12| 4| 7| | 1| | 1652
| | | | | | | | | | | | | | |
4|Далматовский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 7 ж/д | 29| 745| 3568| 3| 4| | 45| 20| 8| 5| 4| 1| 2| 2122
| | | | | | | | | | | | | | |
5|Катайский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 19 ж/д| 29| 864| 35859| | 19| | 52| 27| 15| 4| 3| 5| | 1752
| | | | | | | | | | | | | | |
6|Кетовский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 1 ж/д | 4| 190| 200| 1| | | 13| 5| 2| | 1| 2| | 400
| | | | | | | | | | | | | | |
7|Куртамышский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 5 ж/д | 11| 320| 2123| 4| 1| | 15| 7| 3| 2| 1| | 1| 230
| | | | | | | | | | | | | | |
8|Лебяжьевский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 4 ж/д | 10| 247| 297| | 4| | 14| 10| 6| 4| | | | 742
| | | | | | | | | | | | | | |
9|Макушинский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 1 ж/д | 8| 400| 1463| 1| | | 25| 9| | 4| 3| 2| | 1089
| | | | | | | | | | | | | | |
10|Петуховский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 5 ж/д | 18| 662| 800| 1| 3| 1| 52| 19| 2| 4| 10| 3| | 810
| | | | | | | | | | | | | | |
11|Половинский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 1 ж/д | 9| 336| 400| | 1| | 20| 9| 3| 3| 1| 2| | 200
| | | | | | | | | | | | | | |
12|Сафакулевский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 5 ж/д | 17| 519| 6155| 3| 2| | 36| 17| 8| 2| 5| 1| 1| 2544
| | | | | | | | | | | | | | |
13|Шадринский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 2 ж/д | 2| 65| 2468| 1| 1| | 3| 2| 1| 1| | | | 77
| | | | | | | | | | | | | | |
14|Шатровский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 1 ж/д | 4| 117| 200| 1| | | 9| 3| | 1| 1| 1| | 420
| | | | | | | | | | | | | | |
15|Шумихинский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 54 ж/д| 88| 1939| 39560| 32| 22| | 121| 66| 31| 20| 12| 1| 2| 3174
| | | | | | | | | | | | | | |
16|Щучанский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 17 ж/д| 57| 2235| 10098| 8| 9| 1| 121| 56| 24| 13| 11| 8| | 1840
| | | | | | | | | | | | | | |
17|Юргамышский район | | | | | | | | | | | | | |
|Итого по району: 1 ж/д | 2| 84| 101| | 1| | 3| 2| 1| 1| | | | 252
| | | | | | | | | | | | | | |
|Всего | | | | | | | | | | | | | |
|по области: 532 ж/д |2746|84720|404094|223|300| 9|6212|2701|1000|657|490|357|197|777585
----------------------------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.