Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 5 марта 2001 г. N 800
Основные направления деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году
I. Формирование государственной политики в области образования и ее законодательное обеспечение:
организация деятельности по правовому обеспечению реализации Плана действий и основных мероприятий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы в части реформирования образования, а также общей систематизации и кодификации законодательства в области образования, подготовка законопроектов в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2001 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1875-р; проектов постановлений Правительства Российской Федерации, предусмотренных приказом Минобразования России от 28.08.2000 N 2517 и утвержденным этим приказом планом-графиком;
работа по созданию целостной законодательной нормативной базы деятельности образования, гарантирующей равный доступ к нему всех граждан страны, сохранение единого образовательного пространства, обеспечение реальной автономии образовательных учреждений, развитие демократической системы образования, создание нормативной правовой базы деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
совершенствование механизма управления Федеральной программой развития образования (2000-2005 г.г.), разработка и реализация "Перечня первоочередных (на 2001 г.) работ, вытекающих из системы мероприятий программы" и "Координационного плана совместных действий Минобразования России с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
организация взаимодействия с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания по вопросам разработки, рассмотрения и доработки законопроектов, касающихся отрасли образования, в том числе осуществление совместного рабочего плана законопроектной деятельности;
координация работы в области регионального законодательства в области образования, анализ его на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, оказание регионам методической помощи в разработке законодательства;
участие в подготовке соглашений о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в области образования;
разработка нормативных правовых документов, определяющих перспективы развития системы детского отдыха и оздоровления на ближайшие годы, приведение правовой базы деятельности оздоровительной инфраструктуры в соответствие с новыми социально-экономическими условиями;
подготовка совместно с Минимуществом России необходимых нормативно-методических материалов по вопросам учета, регистрации, оценки и управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом.
II. Обеспечение управления и контроля качества образования:
организация и проведение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе:
подготовка программно-методического обеспечения эксперимента, а также проведение курсов повышения квалификации координаторов субъектов Российской Федерации, отвечающих за проведение эксперимента;
обеспечение межведомственной ранней диагностики и ранней специальной помощи и коррекции детей с выявленными отклонениями в развитии;
организация обучения детей, ранее считавшихся необучаемыми, обеспечение интегрированного обучения и создания адаптивно-развивающей безбарьерной среды в образовательных учреждениях, развитие вариативных моделей непрерывного специального образования от дошкольного до высшего;
доработка и введение в действие государственных образовательных стандартов дошкольного образования, завершение разработки концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное общее);
разработка концептуальных подходов к реализации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования в рамках профессиональных образовательных программ начального профессионального образования с учетом профиля будущей профессии обучающегося;
совершенствование содержания среднего профессионального образования, формирование методологии и организационное обеспечение разработки государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения;
создание системы организационно-методической поддержки инновационных образовательных программ; расширение информатизации образования; развитие преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
разработка учебно-методического сопровождения государственных образовательных стандартов второго поколения, включая примерные программы дисциплин федерального компонента, перечня рекомендуемой литературы по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Разработка перечня необходимого учебного оборудования для реализации государственных образовательных стандартов;
разработка системы внутривузовского контроля качества образования. Создание методических основ оценки уровня подготовленности выпускников высших учебных заведений;
формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования;
разработка программы аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
согласование и утверждение примерных требований к аттестационным технологиям, применяемым при аттестации общеобразовательных учреждений. Разработка программы и научно-методического обеспечения подготовки экспертов, привлекаемых к аттестации общеобразовательных учреждений;
совершенствование процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, в т.ч. с учетом экономических факторов их функционирования, аттестации педагогических и руководящих кадров;
подготовка и реализация федеральной целевой программы "Русский язык";
формирование квалификационных характеристик специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом многоступенчатости высшего профессионального образования и введения квалификаций (степеней) бакалавра и магистра;
разработка государственных образовательных стандартов послевузовского образования и их учебно-методического сопровождения;
разработка и реализация комплекса мер по информатизации образовательного процесса, введению новых педагогических обучающих систем, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные технологии;
обеспечение реализации первого этапа компьютеризации сельских школ;
организация выполнения федеральной целевой программы "Создание единой образовательной информационной среды", научно-технической программы "Создание системы открытого образования", содействие выработке нового поколения учебно-лабораторного и материально-технического оборудования на основе современных технологий в рамках программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования";
формирование единой федеральной системы научно-методического обеспечения развития образования всех уровней и создание системы открытого образования;
развитие и оптимизация ведомственной системы распространения учебной литературы, создание информационной системы учебного книгоиздания Российской Федерации;
содействие созданию условий для разработки учебников нового поколения, мультимедийной продукции для образовательных учреждений Российской Федерации;
дальнейшее совершенствование экспертизы учебных изданий, в том числе на электронных носителях, для всех уровней образования;
развитие информационной инфраструктуры на базе библиотек образовательных учреждений с применением новых технологий, включая совершенствование системы комплектования библиотечных фондов;
развитие инфраструктуры единой телекоммуникационной сети системы образования;
реализация программы реструктуризации сельской малочисленной и малокомплектной школы, разработка специфических проблем содержания и организации учебно-воспитательного процесса в этой школе, усиление его практической направленности в соответствии с условиями современной российской деревни;
разработка и обеспечение выполнения целевой программы "Образование и здоровье", содействие созданию подобных программ в субъектах Российской Федерации и образовательных учреждениях;
дальнейшее развитие воспитания в системе образования России (реализация программы развития воспитания в системе образования России, принятой в октябре 1999 года);
развитие системы дополнительного образования детей на основе реализации межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей России на 2001-2005 годы;
реализация в каждом образовательном учреждении комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса;
реализация Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Минобразования России от 28.02.2000 N 619).
III. Подготовка, повышение квалификации и аттестация кадров:
реализация Комплексной программы развития педагогического образования в России на период до 2010 года, отвечающего потребностям практики в условиях реализации новой структуры и содержания общего образования, оптимизация структуры подготовки педагогических кадров образовательными учреждениями разных типов и видов, расширение возможностей многоуровневой подготовки специалистов на основе координации работы учреждений педагогического образования и региональных органов управления образованием;
организация деятельности учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования по дальнейшему совершенствованию системы повышения квалификации педагогов в свете задач широкомасштабного эксперимента по модернизации образования;
организация (с февраля по декабрь 2001 года) повышения квалификации работников образования сельских школ по освоению новых информационных (компьютерных) технологий;
совершенствование федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, социально-педагогической поддержки и реабилитации детей;
совершенствование аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, повышение стимулирующей роли аттестации в системе переподготовки и регулярного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней;
реализация мер по улучшению подготовки на современном уровне молодых педагогических кадров для высшей школы, прежде всего, путем кардинального повышения эффективности института аспирантуры, разработки и реализации в аспирантуре как исследовательских, так и педагогически ориентированных образовательно-профессиональных программ;
осуществление комплекса мер по дальнейшему совершенствованию системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров, в том числе:
организация работы системы аттестации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Единым реестром ученых степеней и ученых званий и Положениями о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;
введение в действие и обеспечение эффективной работы одобренной Высшей аттестационной комиссией Минобразования России реструктурированной сети диссертационных советов Российской Федерации;
анализ эффективности работы аспирантуры и докторантуры с целью оптимизации подготовки кадров высшей квалификации;
продолжение работы по созданию современной сетевой автоматизированной информационной системы ВАК России, связанной с информационной системой Минобразования России;
подготовка Концепции развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2001-2005 годы;
активизация деятельности Координационного совета по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов, пересмотр состава совета, утверждение нового Положения о совете, придание ему статуса государственно-общественного органа управления дополнительным профессиональным образованием;
IV. Экономика образования, управление и контроль:
стабилизация и укрепление финансового положения системы образования, переход к новым финансово-экономическим отношениям, разработка правовых актов по нормативному финансированию образовательных учреждений с учетом специфики регионов, типов, видов и категорий учреждений;
продолжение работы, направленной на улучшение материального обеспечения работников образования, разработка предложений по совершенствованию оплаты труда в образовании с учетом отраслевых условий и особенностей, включая вопросы установления надбавок за непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях, а также пересмотр норм рабочего времени отдельных категорий педагогических работников;
проведение работы по введению новой системы стипендиального обеспечения студентов;
продолжение работы по внедрению конкурсного порядка финансирования инвестиционных проектов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию;
переход при разработке контрольных цифр приема студентов на систему конкурсного порядка распределения государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием с допуском к конкурсу аккредитованных высших учебных заведений;
разработка механизмов прогнозирования развития среднего профессионального образования, согласование масштабов и структуры подготовки специалистов с потребностями населения и рынка труда;
оптимизация сети учебных заведений в профильном и региональном аспектах;
совершенствование системы управления средним профессиональным образованием в направлении сочетания отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных интересов и потребностей, преодоления ведомственной разобщенности; дальнейшее развитие государственно-общественного характера системы управления;
совершенствование структуры управления государственно-общественными организациями системы высшего профессионального образования;
активизация подготовительной работы по созданию университетских комплексов (в том числе как единого юридического лица), объединяющих структурные подразделения, реализующие программы различных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, техникумы, институты, учреждения дополнительного образования), научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы;
создание предпосылок для создания исследовательских университетов, обеспечивающих приоритетные направления развития экономики, науки и технологий;
осуществление практических мер по реализации порядка оказания дополнительных образовательных услуг на возмездной основе в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также порядка финансирования гимназий и других типов государственных средних школ;
завершение формирования на базе Центрального кадастрового бюро Минобразования России единого отраслевого реестра федеральной собственности в целях повышения эффективности управления ею, защиты имущественных прав учреждений образования, оптимизации и сокращения эксплуатационных расходов, организация работы сети филиалов кадастровых бюро на базе 8 вузов, их финансирования, материально-технического оснащения и апробации первой очереди интерактивной компьютерной информационной системы;
реализация отраслевой программы энергоресурсосбережения, заключение совместных соглашений Минобразования России с администрациями 34 регионов с целью повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
осуществление совместно с органами управления образованием и образовательными учреждениями мер по сокращению числа не завершенных строительством объектов со 138 до 97;
активизация деятельности коллегиальных, в том числе общественных, органов, функционирующих при Минобразовании России: Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Федерального экспертного совета, Экономического совета, других экспертных, консультационных, методических объединений, а также руководящих органов профессиональных союзов и ассоциаций, союзов ректоров высших и директоров средних, начальных профессиональных учебных заведений, привлечение их к выработке, обсуждению и реализации важнейших решений, касающихся деятельности системы образования;
осуществление планового государственного контроля за:
исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
исполнением нормативных правовых актов, касающихся функционирования образовательных учреждений;
обеспечением социальных гарантий участников образовательного процесса и защиты конституционных прав граждан на образование;
активизация и регулирование инспекционно-контрольной деятельности в сфере образования, формирование основ механизма функционирования единой федеральной государственной системы инспектирования и контроля соблюдения законодательства в области образования;
совершенствование нормативных правовых документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и уклад школьной жизни;
контроль совместно с ЦК профсоюза работников народного образования и науки за своевременной и полной выплатой заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и муниципалитетам, погашением задолженности по заработной плате работникам сферы образования;
осуществление мероприятий по реализации утвержденной Правительством Российской Федерации "Федеральной программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 году";
совершенствование организационной структуры центрального аппарата Министерства, уточнение функциональных обязанностей его сотрудников, устранение дублирования в деятельности отдельных подразделений, укрепление исполнительской дисциплины, повышение качества и эффективности управленческих решений.
V. Реализация молодежной политики:
разработка проекта концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществление комплекса мер по реализации федеральной целевой программы "Молодежь России" (2001-2005 годы), в том числе:
по профилактике безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма, развитию системы социальных служб для молодежи и подростково-молодежных клубов;
по развитию системы ювенальной юстиции: правовой защиты и социальной адаптации подростков и молодежи;
по укреплению института молодой семьи, пропаганде здорового образа жизни и просвещения молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний;
по улучшению здоровья молодого поколения, развитию системы отдыха и оздоровления;
по подготовке молодых людей к службе в армии, воспитанию гражданско-патриотического отношения к Родине;
по содействию благоприятному началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости и профориентации молодежи;
по социально-экономической поддержке при создании семьи, содействию решению первичных жилищных проблем;
по решению проблем мотивации труда и привитию новых ценностных ориентиров, адаптации к современным условиям развития рыночной экономики, в т.ч. вовлечению в цивилизованное предпринимательство;
по формированию у молодежи активной жизненной позиции, повышению электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, созданию условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях;
разработка основных направлений и поэтапное внедрение системы государственной поддержки и стимулирования строительства жилья для молодежи;
совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки молодежных, детских и молодежных общественных объединений;
создание совместно с Госкомстатом России системы статистических показателей и организация регулярного сбора информации по проблемам реализации государственной молодежной политики;
создание системы регулярного мониторинга проблем реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации;
содействие разработке региональных программ реализации молодежной политики;
подготовка и проведение спортивных мероприятий Всероссийской универсиады 2001 года;
подготовка и проведение Всемирных зимней и летней универсиад 2001 года;
разработка проекта федеральной целевой программы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002-2006 годы";
реализация Программы мер по профилактике социального сиротства и улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2001-2002 годы (приказ Минобразования России от 07.12.2000 N 3572);
осуществление комплекса мер:
по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения несовершеннолетними обязательного основного общего образования, оказания им соответствующей помощи;
по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и иных образовательных учреждений, оказывающих специализированную помощь несовершеннолетним с проблемами в обучении, развитии, поведении, социальной адаптации.
VI. Организация научных исследований:
развитие научной, научно-технической деятельности организаций системы образования как необходимой составной части процесса обучения, подготовки кадров высшей квалификации;
реализация Концепции государственной научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2000- 2005 годы, направленной на активизацию деятельности высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально-экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных научно-технических программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей;
продолжение развития инфраструктуры научно-технической сферы технопарков, бизнес- и инновационных центров, в том числе на основе типового положения об Университетском учебно-научно-инновационном комплексе (УНИК), создание которых явится первым шагом на пути создания университетских комплексов и федеральных исследовательских университетов; продолжение курса на активное взаимодействие высшей школы с отраслями промышленности, нашедшего отражение в решении коллегии Минобразования России от 10.01.2001, рекомендовавшей расширить практику подписания межотраслевых соглашений о сотрудничестве, генеральной задачей которого является подготовка и переподготовка кадров, способных воспринять, использовать и развивать новые высокие технологии и наукоемкую продукцию, эффективно реализовывать передовые научные достижения в промышленном, а не в опытном производстве, имея в виду привлечь в систему образования в 2001 г. до 400 млн.руб. из отраслей при паритетном финансировании со стороны Минобразования России;
государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы;
дальнейшее расширение фундаментальных научных исследований учреждениями и организациями Министерства, рассматриваемых в качестве основы дальнейшего развития науки и решающего фактора фундаментализации образования. Поддержка этих исследований осуществляется Министерством в рамках тематических планов вузов, грантов и программы "Университеты России";
приоритетное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем всех уровней системы образования, основных направлений ее развития;
поддержка исследований по развитию государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, формированию и закреплению научных кадров в регионах и в стране в целом;
создание системы мониторинга и поддержки талантливой молодежи;
концентрация средств, выделяемых на развитие научных исследований, их структуризация по приоритетным направлениям: фундаментальных исследований, исследований, направленных на развитие системы образования, исследований в областях критических и социально-ориентированных технологий;
повсеместное внедрение нормативно-методической базы проведения научных исследований на основе утвержденного Положения об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Минобразования России и финансируемых из средств федерального бюджета;
формирование и реализация программы содействия развитию научно-исследовательской работы молодых ученых, аспирантов, студентов, поисково-исследовательской деятельности обучающихся в учреждениях общего основного и дополнительного профессионального образования.
VII. Международное сотрудничество:
осуществление комплекса мер по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как международный, так и российский рынок образовательных услуг, определив в качестве приоритетных следующие направления:
содействие российским образовательным учреждениям в расширении экспорта образовательных услуг, развитие международно-договорной базы Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий;
выработка предложений в международные договоры Российской Федерации по вопросам расширения международных академических обменов, интеграции российского образования в международное образовательное сообщество;
расширение международной академической мобильности и доступа иностранных граждан к системе открытого образования российских вузов;
реализация межгосударственной программы мероприятий по формированию общего образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств;
разработка и осуществление инновационных программ, направленных на дальнейшее развитие международного сотрудничества в области образования, инициирование и реализация международных программ и проектов с участием российских образовательных учреждений, распространение позитивных результатов, усиление контроля за целевым использованием инвестиций; повышение эффективности использования государственных стипендий для обучения иностранных граждан, создание условий, способствующих расширению контингента обучающихся на контрактной основе;
развитие функций сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества, создание опорных университетских центров в федеральных округах, формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров международных служб образовательных учреждений России;
формирование системы содействия изучению языков и культуры народов России за пределами Российской Федерации, развитие работы по удовлетворению образовательных потребностей соотечественников в зарубежных странах, поддержка создания российско-национальных университетов, институтов, других образовательных учреждений, оказание помощи в их работе, включая командирование специалистов и преподавателей, предоставление учебной и учебно-методической литературы, другие виды помощи, предусмотренные межправительственными и межведомственными соглашениями;
развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР;
поддержка изучения и преподавания русского языка в образовательных учреждениях государств СНГ и Балтии, зарубежных стран;
совершенствование механизма международных обменов, участия в конференциях, семинарах, ярмарках-выставках образовательных услуг, студенческих и школьных олимпиадах.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2001 г. N 800 "Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.