Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации (Правительства)
Курганской области
от 17 августа 2004 г. N 282
Целевая программа
Курганской области "Молодежь Зауралья (2005 - 2006 годы)"
Паспорт
целевой программы Курганской области "Молодежь Зауралья (2005 - 2006) годы"
Наименование Программы - целевая программа Курганской области
"Молодежь Зауралья (2005 - 2006 годы)"
Основание для разработки - Закон Курганской области от 1 декабря
Программы 1997 года N 91 "О государственной
молодежной политике в Курганской области"
- Закон Курганской области от 4 декабря
2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях,
программах социально-экономического
развития и целевых программах Курганской
области"
Заказчик и основной - управление по делам молодежи, физической
разработчик Программы культуры и туризма Курганской области
Цель Программы - создание и развитие правовых,
экономических и организационных механизмов
осуществления молодежной политики,
направленных на гражданское становление,
самореализацию молодого человека как
активного участника экономических,
социальных и политических процессов в
обществе.
Сроки реализации Программы - 2005 - 2006 годы
Исполнители основных - управление по делам молодежи, физической
мероприятий Программы культуры и туризма Курганской области;
Главное управление образования Курганской
области;
Главное управление социальной защиты
населения Курганской области;
комитет по культуре и искусству Курганской
области;
управление здравоохранения Курганской
области;
Департамент федеральной государственной
службы занятости населения Курганской
области (по согласованию)
Источники финансирования - областной бюджет
Программы
Ожидаемые - реализация основных направлений
социально-экономические государственной молодежной политики
результаты реализации Российской Федерации на территории
Программы Курганской области и создание
дополнительных экономических,
организационных и правовых условий и
гарантий, исходя из региональных
особенностей и имеющихся средств
Организация контроля за - управление по делам молодежи, физической
исполнением Программы культуры и туризма Курганской области
Введение
Настоящая целевая программа Курганской области "Молодежь Зауралья (2005 - 2006 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с положениями Закона Курганской области от 1 декабря 1997 года N 91 "О государственной молодежной политике в Курганской области".
Система мероприятий Программы выстроена в соответствии с "Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года N 5090-1, Федеральной целевой программой "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1015, Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 года N 4), с учетом рекомендаций общественного совета при Администрации (Правительстве) Курганской области "Молодежного правительства Курганской области".
Содержание проблемы
Актуальность Программы обусловлена необходимостью комплексного решения проблем молодежи в ходе реализации региональной государственной молодежной политики.
Региональная государственная молодежная политика как часть социальной политики Администрации (Правительства) Курганской области направлена на создание условий для самореализации и социализации зауральской молодежи - одной из наименее защищенных категорий населения области.
Численность молодежи в возрасте 18 - 30 лет - 346 тысяч человек или 32% всего населения области.
Анализ ситуации свидетельствует, что доля молодежи среди незанятого населения достаточно высока: свыше 25% от общего числа безработных - это молодежь. Показатели нездоровья детей и молодежи (доля годных к службе призывников составляет 71%, среди инфицированных ВИЧ или больных СПИДом доля молодежи составляет 87% от общего количества) требуют самого пристального внимания. Большую тревогу вызывает наркологическая ситуация в молодежной и, особенно, в подростковой среде (на учете в учреждениях здравоохранения из 4115 человек 392 - это подростки в возрасте до 18 лет). Из числа совершенных преступлений удельный вес подростковой преступности составляет почти 12%. При ухудшающейся демографической ситуации за год заключается 7,6 тысяч браков, а разводятся 5 тысяч семей, на 100 родов ежегодно делается 189 абортов. Более 6 тысяч молодых семей стоят на очереди на улучшение жилищных условий.
Многообразие проблем молодежи определяет межведомственный характер молодежной политики, требует сочетания отраслевого подхода с самым тесным взаимодействием органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.
На протяжении 1996 - 2004 гг. в области действовали:
- областная программа "Молодежь Зауралья",
- областная программа "Молодежь Зауралья" на 1997 - 1998 годы",
- областная комплексная программа "Молодежь Зауралья" (1999 - 2000 годы)",
- областная целевая программа "Молодежь Зауралья" на 2001 - 2002 годы",
- областная целевая программа "Молодежь Зауралья" на 2003 - 2004 годы".
За период реализации указанных программ в области были заложены организационные основы региональной государственной молодежной политики. Сложилась система управления региональной государственной молодежной политикой, состоящая из Управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области, органов местного самоуправления, ряда общественных органов при Администрации (Правительстве) Курганской области, организаций, оказывающих услуги детям и молодежи и молодежных и детских общественных объединений.
В качестве регионального законодательного обеспечения молодежной политики были приняты Законы Курганской области от 10 февраля 1997 года N 12 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и от 1 декабря 1997 года N 91 "О государственной молодежной политике в Курганской области".
В ходе реализации областных программ "Молодежь Зауралья" сложилась система мероприятий по работе с талантливой молодежью, решению проблем занятости, социальной поддержки, духовного и физического развития молодежи, оказания поддержки областным молодежным и детским общественным объединениям, обозначились пути решения материально-экономических проблем молодежи.
Вместе с тем, негативное влияние на реализацию программ оказывают недостаточная нормативная база молодежной политики на федеральном и муниципальном уровнях; нестабильность структуры органов по делам молодежи; недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение молодежной политики.
Определяющим фактором негативного влияния на реализацию программ являлось недостаточное и нестабильное финансирование. На областном уровне фактическое финансирование областной целевой программы Курганской области "Молодежь Зауралья" на 2003 - 2004 годы" в 2003 году составляло 75% предусмотренных бюджетных ассигнований, на 1 июля 2004 года фактическое финансирование составляет 38%. В половине муниципальных образований выделенные на работу с молодежью финансовые средства не позволяют оказывать достаточного влияния на ситуацию в молодежной среде.
Не отвечает современным требованиям материальная база структур по делам молодежи, специализированные органы по делам молодежи есть только в нескольких муниципальных образованиях. Не во всех муниципальных образованиях введена ставка специалиста по делам молодежи. Медленно развивается сеть социальных учреждений для подростков и молодежи.
Анализ достигнутых результатов в ходе реализации вышеуказанных программ и реального положения зауральской молодежи служит основой для определения приоритетных направлений дальнейшего развития молодежной политики в области.
Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- обеспечение реализации региональной государственной молодежной политики;
- создание и развитие правовых, экономических и организационных механизмов осуществления молодежной политики, направленных на гражданское становление, самореализацию молодого человека как активного участника экономических, социальных и политических процессов в обществе;
- реализация положений Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" на территории Курганской области в 2005 году.
При этом Программа решает следующие задачи:
- обеспечение активного участия молодежи в реализации молодежной политики;
- укрепление организационной, материально-финансовой базы региональной молодежной политики;
- обеспечение межведомственного взаимодействия органов государственной власти в сфере молодежной политики;
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений;
- обеспечение реализации системы программных мероприятий в сфере молодежной политики.
Система программных мероприятий
Исходя из целей и задач, Программа состоит из следующих подпрограмм:
1. Подпрограмма "Содействие занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства и решение социально-экономических проблем молодежи" предусматривает:
создание в области специальных рабочих мест для отдельных категорий молодежи;
содействие молодежи в трудоустройстве через реализацию ряда мероприятий по профессиональной ориентации молодежи;
формирование трудовых навыков и опыта путем организации временной и сезонной занятости молодежи, в том числе развитие движения студенческих отрядов и движения трудовых бригад;
поддержку образовательных программ по основам предпринимательства, повышение квалификации и специализации молодых предпринимателей;
поддержку проектов молодых предпринимателей в сфере производства и услуг населению (прежде всего молодежи) через систему специальных конкурсов и грантов;
реализацию мероприятий, направленных на профориентацию и повышение профессионального уровня молодежи;
реализацию информационно-аналитических мероприятий с целью обеспечения юридического и экспертного консультирования, ориентации начинающих предпринимателей на сферу производства товаров и услуг;
поддержку создания эффективного финансово-кредитного механизма для решения жилищной проблемы молодежи, а также внедрение кредитных систем и механизмов для молодежи.
2. Подпрограмма "Социальная работа с молодежью. Профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде" предусматривает:
проведение конкурсов проектов и программ, направленных на решение социальных проблем молодежи;
поддержку системы специальных служб для молодежи по проблемам социально-психологической, правовой, наркологической помощи и консультирования, социальной реабилитации несовершеннолетних и молодежи, служб помощи молодой семье;
мероприятия по социальной поддержке отдельных категорий молодежи;
профилактическую деятельность, направленную на улучшение здоровья и пропаганду здорового образа жизни среди молодежи;
поддержку новых форм работы с подростками и молодежью по месту жительства, с молодой семьей.
3. Подпрограмма "Формирование условий для гражданского становления, воспитания патриотизма, духовности и нравственности молодежи" предусматривает:
методическую поддержку по проблемам развития гражданственности, патриотизма, экологического воспитания;
формирование позитивного отношения молодых людей к государственной символике и атрибутике, к историческим традициям, государственным праздникам и памятным датам;
поддержку системы подготовки подростков к службе в армии;
развитие системы формирования правовой и гражданской культуры молодежи.
4. Подпрограмма "Поддержка талантливой молодежи и развитие художественного творчества молодежи" предусматривает:
создание экономических и организационных условий содействия молодежи в творческом развитии;
выявление и поддержку талантливой и одаренной молодежи в сфере науки и техники;
проведение областных конкурсов, фестивалей по различным направлениям творчества.
5. Подпрограмма "Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха, сотрудничества и молодежных обменов" предусматривает:
организацию летнего и круглогодичного отдыха детей и подростков;
развитие организации профильных лагерей;
проведение массовых досуговых мероприятий (праздников);
развитие системы работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;
установление партнерских связей в сфере молодежной политики с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
6. Подпрограмма "Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений" предусматривает:
проведение конкурсов проектов и программ молодежных и детских общественных объединений;
оказание государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям;
создание условий и стимулов для свободной и самостоятельной деятельности общественных объединений в интересах социального становления детей и молодежи;
оказание поддержки в подготовке кадров молодежных и детских общественных объединений.
7. Подпрограмма "Нормативно-правовое, кадровое, методическое и информационное обеспечение молодежной политики" предусматривает:
развитие нормативной правовой базы региональной молодежной политики;
информационное, методическое и научное обеспечение деятельности в сфере молодежной политики;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью;
анализ реализации молодежной политики на муниципальном и областном уровне, обобщение и распространение передового опыта;
ведение баз данных и реестров;
развитие системы информационного обеспечения молодежи.
Технико-экономическое обоснование Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства областного бюджета Курганской области.
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы составляет 12480 тыс.руб., в том числе целевое финансирование управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области по Программе составляет 12480 тыс.руб., в том числе в 2005 году - 6000 тыс.руб., в 2006 году - 6480 тыс.руб.
Соисполнители мероприятий Программы реализуют мероприятия за счет средств, выделенных на основную деятельность.
Целевые расходы областного бюджета на реализацию Программы "Молодежь Зауралья (2005 - 2006 годы)"
Подпрограммы | Финансовые затраты (тыс.руб.) |
||
2005 | 2006 | всего | |
Подпрограмма "Содействие занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства и решение социально-экономических проблем молодежи" Подпрограмма "Социальная работа с молодежью. Профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде" Подпрограмма "Формирование условий для гражданского становления, воспитания патриотизма, духовности и нравственности молодежи" Подпрограмма "Поддержка талантливой молодежи и развитие художественного творчества молодежи" Подпрограмма "Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха, сотрудничества и молодежных обменов" Подпрограмма "Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений" Подпрограмма "Нормативно-правовое, кадровое, методическое и информационное обеспечение молодежной политики" Итого целевое финансирование Управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области по Программе "Молодежь Зауралья (2005 - 2006 годы)" |
496,5 167 470 962,5 585 835 2484 6000 |
546,5 167 460 1052,5 640 919 2695 6480 |
1043 334 930 2015 1225 1754 5179 12480 |
Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы и ожидаемые результаты
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, позволит:
снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в области, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков, снизить на 10% уровень спроса на наркотические и психотропные вещества среди подростков и молодежи;
повысить уровень доходов молодежи, увеличить на 10% размеры молодежной премии, улучшить социально-бытовые и жилищные условия молодых семей, увеличить на 15% количество клубов молодых семей;
снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличить количество трудоустроенных подростков на 10%, студентов на 20%, повысить деловую активность молодежи;
создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям;
увеличить на 10% количество участников патриотических клубов, поисковых отрядов и объединений, увеличить на 15% количество участников творческих конкурсов, фестивалей, смотров, увеличить количество (до 20) молодежных и детских общественных объединений, имеющих право на государственную поддержку, увеличить на 20% выпуск информационно-методических материалов в сфере молодежной политики, увеличить формирование кадрового резерва молодежной политики на 10%.
Механизм контроля реализации Программы
Управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Взаимодействие управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области с исполнителями мероприятий Программы осуществляется в установленном порядке на основе совместных решений или договоров.
Мероприятия Программы, исполнителями которых являются территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществляются по согласованию с ними.
Раз в полгода управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области запрашивает информацию у исполнителей основных мероприятий Программы. Ежегодно на коллегии управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области утверждается отчет об исполнении целевой программы Курганской области "Молодежь Зауралья (2005 - 2006 годы)".
------------------------------------------
* примечания:
В текст Программы включены следующие сокращения:
ВККО - военный комиссариат Курганской области
ГлавУО - Главное управление образования Курганской области
ГУСЗН - Главное управление социальной защиты населения Курганской области
ДГИПП - Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области
ДФГСЗ - Департамент федеральной государственной службы занятости населения Курганской области
ДСХ - Департамент сельского хозяйства Курганской области
ДЭРИ - Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области
ККИ - комитет по культуре и искусству Курганской области
УДМФТ - управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области
УВД - Управление внутренних дел Курганской области
УЗО - управление здравоохранения Курганской области
ВУЗ - высшее учебное заведение
ССУЗ - среднее специальное учебное учреждение
КГУ - Государственное учреждение высшего профессионального образования "Курганской государственный университет"
КВН - клуб веселых и находчивых
ОМС - органы местного самоуправления
МДОО - молодежные и детские общественные объединения
ОС РОСТО - Курганский областной совет Российской оборонной спортивно-технической организации
ОШСО - областной штаб студенческих отрядов
ГМП - государственная молодежная политика
весь период - пункт Программы реализуется в течение всего периода ее действия, 2005 - 2006 годы
ежегодно - пункт Программы реализуется в отдельные сроки в 2005 и 2006 годах
по отд. плану - пункт Программы реализуется в сроки, определяемые исполнителями.
Руководитель аппарата - |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.