Письмо Минобразования РФ от 27 мая 1997 г. N 12-52-78ин/12-23
"Об организации работы приемной комиссии в средних специальных учебных заведениях"
Письмом Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. N 16-51-331ин/16-13 настоящее письмо признано утратившим силу
Управление учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России направляет для практического применения в работе приемных комиссий "Рекомендации об организации работы приемной комиссии образовательного учреждения среднего профессионального образования Российской Федерации".
Рекомендации
об организации работы приемной комиссии образовательного учреждения среднего профессионального образования Российской Федераций
1. Для координации профориентационной работы, приема документов поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования (далее - образовательное учреждение), проведения вступительных испытаний и зачисления в состав студентов лиц, прошедших по конкурсу, организуется приемная комиссия образовательного учреждения.
2. Приемная комиссия в своей работе руководствуется:
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168;
- Порядком приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 24.04.97 N 793;
- Правилами приема в образовательное учреждение среднего профессионального образования, утвержденными директором (начальником);
- другими нормативными документами Минобразования России и государственных органов управления средним профессиональным образованием.
3. Председателем приемной комиссии является директор (начальник) образовательного учреждения.
Председатель приемной комиссии руководит всей деятельностью приемной комиссии и несет ответственность за выполнение установленных контрольных цифр приема, соблюдение законодательных и нормативных документов по формированию контингента студентов, определяет обязанности ее членов, и утверждает план работы приемной комиссии.
3.1. В состав приемной комиссии обязательно входят:
- заместитель директора по учебной работе;
- заведующие отделениями;
- ответственный секретарь;
- представители организаций, предприятий и учреждений, для которых ведется подготовка специалистов в данном образовательном учреждении.
- представители администрации региона.
3.3*. Ответственный секретарь приемной комиссии назначается директором из числа квалифицированных преподавателей учебного заведения.
3.4. При необходимости в составе приемной комиссии предусматривается должность заместителя ответственного секретаря.
3.5. Приемная комиссия может формировать отборочные комиссии и в филиалах, состав которых утверждается председателем приемной комиссии.
4. Работа приемной и отборочных комиссий оформляются протоколами, которые ведутся в пронумерованном и скрепленном печатью журнале и подписываются председателем и ответственным секретарем приемной (или отборочной) комиссии.
Списки поступающих и зачисленных в студенты печатаются как приложение к протоколу. Всякое внесение в них изменений фиксируется протоколом.
Решения приемной комиссии принимаются простым большинством голосов при наличии не менее 2/3 утвержденного состава.
5. Срок полномочий приемной комиссии составляет один год. Начало работы приемной комиссии не позднее 15 декабря. Работа приемной комиссии завершается отчетом об итогах приема на совете образовательного учреждения.
Срок полномочий отборочных комиссий определяет председатель приемной комиссии.
6. За 2 - 3 месяца до начала вступительных испытаний приказом директора (начальника) создаются предметные экзаменационные комиссии из числа наиболее опытных, квалифицированных и ответственных преподавателей данного учебного заведения и назначаются их председатели.
Допускается включение в состав предметных экзаменационных комиссий преподавателей других учебных заведений.
6.1. Председатель предметной экзаменационной комиссии:
- готовит и представляет к утверждению председателем приемной комиссии материалы вступительных испытаний, участвует в рассмотрении апелляций;
- осуществляет руководство и систематический контроль за работой членов предметных экзаменационных комиссий;
- составляет отчет об итогах вступительных испытаний.
7. Для обеспечения работы приемной и отборочных комиссий не позднее, чем за 2 месяца до начала приема документов, приказом директора утверждается технический персонал из числа преподавателей, инженерно-технических работников и учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения.
8. Составы приемной, отборочных и предметных экзаменационных комиссий, а также технического персонала, за исключением членов, входящих в них по служебному положению, рекомендуется ежегодно обновлять с учетом характеристики предшествующей работы в этих комиссиях не менее, чем на одну треть.
9. Приемная комиссия в подготовительный период координирует работу по профориентации граждан и подготовке их к сдаче вступительных испытаний, заблаговременно готовит бланки необходимой документации, различные информационные материалы, проводит подбор состава предметных экзаменационных комиссий, технического персонала, оборудует помещения для работы ответственного секретаря, технического персонала, обеспечивает условия хранения документов.
10. До начала приема документов приемная комиссия определяет и объявляет:
- перечень специальностей, на которые образовательное учреждение объявляет прием документов в соответствии с лицензией и количество мест на них (контрольные цифры приема и количество дополнительных мест с оплатой за обучение);
- количество мест, выделенных в контрольных цифрах по специальностям для целевого приема;
- перечень вступительных испытаний на каждую специальность, а также систему оценки знаний поступающих;
- порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
- количество мест в общежитиях для приема в образовательные учреждения иногородних;
- порядок приема заявлений от поступающих в филиалы;
- порядок зачисления в образовательное учреждение.
11. Прием документов регистрируется в журнале установленной формы с обязательной нумерацией страниц, прошнурованном и скрепленном печатью учебного заведения. В день окончания приема документов записи в журнале закрываются итоговой чертой с росписью председателя и ответственного секретаря приемной комиссии.
На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные им документы и материалы сдачи вступительных испытаний.
Журналы регистрации и личные дела поступающих хранятся как документы строгой отчетности.
12. Поступающему выдается установленной формы расписка о приеме документов.
13. Иногородним по возможности предоставляется общежитие на время сдачи вступительных испытаний.
14. Не более чем в недельный срок со дня регистрации документов приемная комиссия принимает решение о допуске поступающего к вступительным испытаниям и об условиях его участия в конкурсе и извещает об этом.
15. Поступающим, допущенным к вступительным испытаниям, выдается экзаменационный лист установленной формы.
16. Экзаменационные группы формируются по 25 - 30 человек в порядке регистрации документов.
17. Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии и объявляется не позднее чем за 10 дней до их начала. В расписании вступительных испытаний фамилии председателей предметных экзаменационных комиссий не указываются.
18. Для поступающих проводятся консультации как по содержанию программ вступительных испытаний, так и по организации опроса, критериям оценки, предъявляемым требованиям, порядку конкурсного зачисления и т.п.
19. Вступительные испытания проводятся в сроки, установленные Правилами приема. Продолжительность вступительных испытаний для одного потока должна составлять не более 15 дней. Интервал между испытаниями должен быть, как правило, 2 - 3 дня.
20. Материалы вступительных испытаний (экзаменационные билеты, тесты и т.п.) ежегодно составляются и подписываются председателем соответствующей предметной экзаменационной комиссии не позднее, чем за один месяц до начала вступительных испытаний, и тиражируются в необходимом количестве. Каждый из комплектов опечатывается и хранится как документ строгой отчетности.
21. Председатель приемной комиссии или по его поручению заместитель председателя за 20 минут до начала испытаний выдает председателям предметных экзаменационных комиссий необходимое количество комплектов материалов вступительных испытаний и назначает экзаменаторов в группы. Присутствие на вступительных испытаниях посторонних лиц без разрешения председателя приемной комиссии не допускается.
Рабочий день экзаменаторов не должен превышать 8 часов, включая перерыв на обед.
22. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, поступающий предъявляет паспорт и экзаменационный лист. После проверки личности поступающего взамен экзаменационного листа ему выдается экзаменационный билет (тест и т.п.), бланк листа устного ответа или бланки титульных листов с вкладышами для выполнения письменной работы.
23. Устный экзамен у каждого поступающего принимается двумя экзаменаторами. Опрос одного поступающего продолжается, как правило, 0,25 часа (15 минут).
Одновременно в аудитории должны находиться не более 5 - 6 экзаменующихся на каждого из двух экзаменаторов. Подготовка к ответу должна продолжаться не более 1,5 часа.
Продолжительность письменного испытания для потока устанавливается не более 4 часов (240 минут) без перерыва.
24. При подготовке к устному экзамену экзаменующийся ведет записи в листе устного ответа, а экзаменаторы отмечают правильность и полноту ответов на вопросы билета и дополнительные вопросы. При собеседовании в листе устного ответа фиксируются также вопросы экзаменаторов.
Дополнительные вопросы должны носить уточняющий характер и не выходить за пределы программы.
Оценка ставится цифрой и прописью сначала в экзаменационную ведомость и в экзаменационный лист поступающего. Каждая оценка по устному экзамену как в экзаменационной ведомости, так и в экзаменационном листе подписывается двумя экзаменаторами.
25. Письменные экзаменационные работы (в том числе черновики) выполняются на листах-вкладышах, на которых недопустимы никакие условные пометки, раскрывающие авторство работы.
При сдаче выполненных письменных работ поступающим экзаменатор сверяет с экзаменационным листом правильность заполнения титульного листа.
По окончании вступительного испытания все письменные работы передаются ответственному секретарю.
26. Ответственный секретарь производит шифровку письменных работ, для чего проставляют цифровой или иной условный шифр на титульном листе и на каждом листе-вкладыше.
После шифровки титульные листы хранятся в сейфе у ответственного секретаря, а листы-вкладыши возвращаются председателю предметной экзаменационной комиссии, который распределяет между экзаменаторами письменные работы для проверки.
27. Проверка письменных работ производится только в помещении образовательного учреждения среднего профессионального образования, и только экзаменаторами, членами утвержденной предметной экзаменационной комиссии.
28. Председатель предметной экзаменационной комиссии дополнительно проверяет письменные работы, оцененные экзаменаторами на "неудовлетворительно" и высший балл, а также 5% остальных работ и правильность оценок удостоверяет своей подписью.
Все случаи последующего изменения выставленных экзаменаторами оценок удостоверяются подписью председателя предметной экзаменационной комиссии и утверждаются решением приемной комиссии.
29. Проверенные письменные работы, а также заполненные экзаменационные ведомости с шифром, оценками и подписями проверявших экзаменаторов председателем предметной экзаменационной комиссии передаются ответственному секретарю, которые производят дешифровку работ и вписывают в ведомость фамилии поступающих.
Экзаменационные ведомости после оформления их экзаменаторами закрываются и подписываются ответственным секретарем.
30. Письменные работы и листы устных ответов зачисленных в образовательное учреждение среднего профессионального образования хранятся в их личных делах, а не зачисленных - уничтожаются через шесть месяцев после окончания вступительных испытаний.
31. Поступающие, не явившиеся без уважительных причин на вступительное испытание в назначенное по расписанию время, к дальнейшим испытаниям не допускаются.
При наличии уважительных причин, подтвержденных документами, поступающие могут допускаться к сдаче пропущенных вступительных испытаний по разрешению председателя приемной комиссии или ответственного секретаря в пределах установленных сроков проведения вступительных испытаний.
32. Апелляция поступающих по поводу оценки должна подаваться в день проведения устного испытания или в день объявления оценки по письменному вступительному испытанию.
Дополнительный опрос абитуриентов при рассмотрении апелляций не допускается. Рассмотрение апелляции оформляется актом.
33. Пересдача вступительных испытаний не допускается.
34. Проведение конкурса среди лиц, успешно сдавших вступительные испытания и зачисление в состав студентов, производится в соответствии с Правилами приема в образовательное учреждение среднего профессионального образования и в установленные сроки на заседании приемной комиссии.
35. Решение приемной комиссии о зачислении в состав студентов оформляется протоколом, в котором указываются основания зачисления по конкурсу, вне конкурса.
На основании решения приемной комиссии директор (начальник) издает приказ о зачислении в состав студентов.
Списки зачисленных вывешиваются для общего сведения.
36. Зачисленным в состав студентов по их просьбе выдаются справки установленной формы для оформления увольнения с работы в связи с поступлением в образовательное учреждение среднего профессионального образования.
Иногородним студентам, зачисленным на обучение, высылается письменное извещение.
Лицам, не прошедшим по конкурсу, выдаются по их просьбе справки о сданных вступительных испытаниях для участия в конкурсе в других учебных заведениях. Результаты сдачи вступительных испытаний в таких справках выставляются по общепринятой пятибалльной системе.
------------------------------
* Пункт 3.2 отсутствует в оригинале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 27 мая 1997 г. N 12-52-78ин/12-23 "Об организации работы приемной комиссии в средних специальных учебных заведениях"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2001 г., N 7
Письмом Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. N 16-51-331ин/16-13 настоящее письмо признано утратившим силу