24 сентября, 22 октября 2002 г.
На основании статьи 95 Устава Курганской области, статьи 2 Регламента Курганской областной Думы областная Дума постановляет:
1. Принять Регламент Курганской областной Думы.
2. Опубликовать Регламент Курганской областной Думы в областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Настоящий Регламент Курганской областной Думы вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Признать утратившими силу решения Курганской областной Думы от 25 февраля 1997 года N 91, от 25 января 1999 года N 1494, от 28 апреля 1999 года N 1712, постановления от 14 ноября 2000 года N 3176, от 26 декабря 2000 года N 33, от 20 марта 2001 года N 175.
Председатель |
В.З. Пономарев |
Принят постановлением
Курганской областной Думы
от 23 апреля 2002 г. N 1206
Регламент
Курганской областной Думы
24 сентября, 22 октября 2002 г.
Статья 1. Общие положения
1. Регламент Курганской областной Думы (далее - Регламент) устанавливает порядок деятельности областной Думы.
2. Регламент закрепляет в деятельности областной Думы принципы гласности, свободного обсуждения и решения вопросов.
Раздел I. Внутреннее устройство и органы областной Думы
Глава 1. Председатель областной Думы, заместитель председателя областной Думы
Статья 2. Порядок избрания Председателя областной Думы
1. Председатель областной Думы избирается на ее первом заседании из числа депутатов областной Думы тайным голосованием на срок полномочий областной Думы и исполняет свои обязанности до первого заседания областной Думы следующего созыва.
2. Предложения по кандидатам на должность Председателя областной Думы по предложению депутатов вносятся организационным комитетом по подготовке первого заседания областной Думы. Депутат или группа депутатов вправе внести предложение по кандидатам самостоятельно.
3. В список для тайного голосования на должность Председателя областной Думы вносятся кандидатуры, предложенные организационным комитетом, депутатом или группой депутатов. Самоотвод удовлетворяется без голосования. После принятия самоотводов областная Дума постановлением утверждает список для тайного голосования с голосованием по каждому кандидату.
4. По всем кандидатам, включенным в список для тайного голосования, проводится обсуждение, до начала которого кандидаты на должность Председателя областной Думы имеют право на выступление до 15 минут.
Депутаты областной Думы имеют право задавать кандидату на должность Председателя областной Думы вопросы, высказывать мнение по кандидату, агитировать "за" или "против" кандидата.
На обсуждение каждого кандидата отводится не более тридцати минут.
5. Кандидат считается избранным на должность Председателя областной Думы, если в результате тайного голосования он получил большинство голосов от числа избранных депутатов.
6. В случае, если на должность Председателя областной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
7. Избранным на должность Председателя областной Думы по итогам повторного голосования считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов областной Думы.
Если во втором туре голосования Председатель областной Думы не избран, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.
8. Результаты голосования оформляются постановлением областной Думы об избрании Председателя областной Думы.
9. В случае досрочного прекращения полномочий Председатель областной Думы избирается в порядке, предусмотренным настоящей статьей, из кандидатов, предложенных комитетами областной Думы, депутатом либо группой депутатов.
Статья 3. Порядок избрания заместителя Председателя областной Думы
1. Заместитель Председателя областной Думы избирается тайным голосованием из числа депутатов областной Думы на заседании областной Думы по представлению Председателя областной Думы.
2. Председатель областной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект повестки дня заседания областной Думы вопрос об избрании на вакантную должность заместителя Председателя областной Думы не позднее второго заседания.
3. По представленному кандидату проводится обсуждение и голосование в порядке, предусмотренном для избрания Председателя областной Думы.
4. Заместитель Председателя областной Думы считается избранным, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.
5. Если заместитель Председателя областной Думы не был избран, то проводятся повторные выборы. Голосование по одному и тому же кандидату проводится не более двух раз.
6. Результаты голосования оформляются постановлением областной Думы об избрании заместителя Председателя областной Думы.
Статья 4. Порядок освобождения от должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы
1. Председатель областной Думы, заместитель Председателя областной Думы могут быть освобождены от занимаемой должности. Решение об освобождении Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы от занимаемой должности принимается тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов и оформляется постановлением областной Думы.
2. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя рассматривается областной Думой при поступлении соответственно личного заявления Председателя, заместителя Председателя областной Думы, а также по письменному требованию комитета (комиссии) областной Думы или группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов областной Думы.
3. Вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя Председателя областной Думы рассматривается также по требованию Председателя областной Думы.
4. Основаниями для инициирования вопроса о досрочном освобождении от должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы могут быть:
- превышение полномочий, предусмотренных статьей 5 Регламента областной Думы;
- использование служебного положения в личных целях, установленное соответствующими органами.
5. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы включается в повестку дня заседания, ближайшего после поступления соответствующего заявления или требования.
6. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы ему должно быть предоставлено слово для выступления.
Статья 5. Исполнение обязанностей Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы
1. Председатель областной Думы исполняет свои обязанности в соответствии с полномочиями Председателя областной Думы, предоставленными Законом Курганской области "О Курганской областной Думе".
2. Председатель областной Думы один раз в год информирует депутатов областной Думы об осуществлении своих полномочий.
3. Заместитель Председателя областной Думы замещает Председателя при его отсутствии или в случае невозможности осуществлять им свои полномочия, а также по поручению председателя выполняет его функции.
4. Обязанности заместителя Председателя областной Думы определяются распоряжением Председателя областной Думы.
5. В случае отсутствия Председателя областной Думы и его заместителя обязанности председателя осуществляет один из председателей комитетов или комиссий областной Думы по распоряжению Председателя или его заместителя.
Глава 2. Комитеты, комиссии, временные органы областной Думы
Статья 6. Комитеты, комиссии областной Думы
1. В соответствии с Законом Курганской области "О Курганской областной Думе" из числа депутатов областной Думы формируются комитеты и комиссии для ведения законотворческой работы, подготовки и рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции областной Думы.
2. Количественный и персональный состав комитетов (комиссий), их количество и наименование самостоятельно определяются депутатами областной Думы нового созыва и утверждаются постановлением областной Думы.
Комитеты (комиссии) Думы образуются на срок полномочий Думы данного созыва в составе председателя, заместителя председателя, членов комитетов, комиссий.
3. Специальные полномочия комитетов (комиссий) закрепляются в положении о комитетах (комиссиях), утверждаемом постановлением областной Думой#.
4. Комитеты (комиссии) являются постоянно действующими органами областной Думы и ей подотчетны.
5. Заседания комитетов, комиссий проводятся не реже одного раза в месяц, как правило, в первую декаду месяца.
6. Комитеты самостоятельно формируют текущие и перспективные планы работы.
7. В течение срока полномочий областная Дума вправе расформировать ранее созданные комитеты, комиссии, вносить изменения в их состав, изменять наименование.
Статья 7. Порядок образования комитетов и комиссий
1. Комитеты и комиссии областной Думы образуются на первом заседании вновь избранной Думы.
2. Персональный состав комитетов, комиссий формируется областной Думой на основе свободного волеизъявления депутатов, желающих в них работать. Голосование проводится в целом по составу комитета, комиссии.
3. Все депутаты областной Думы входят в состав комитетов, за исключением Председателя областной Думы и его заместителя. При этом депутат может быть членом не более чем двух комитетов и одной комиссии и занимать должность председателя не более чем в одном комитете или комиссии, за исключением временных органов областной Думы.
Численный состав каждого комитета, комиссии не может быть менее 3 депутатов.
4. Комитеты, комиссии избирают из своего состава председателя, заместителя председателя. Председатель, заместитель председателя комитета, комиссии избираются открытым голосованием на заседании комитета, комиссии большинством голосов от числа членов комитета, комиссии. Председатель, заместитель председателя комитета, комиссии утверждается постановлением областной Думы.
Предложения по кандидатуре председателя комитета, комиссии вправе внести депутат, являющийся членом этого комитета, комиссии, а также Председатель областной Думы. Предложение по кандидатуре заместителя председателя комитета, комиссии вносит председатель комитета, комиссии.
5. Если в ходе голосования ни один из кандидатов на должность председателя комитета, комиссии не наберет необходимого количества голосов, выдвигается иная кандидатура, либо после дополнительной аргументации и обсуждения повторно обсуждается ранее отклоненная кандидатура с последующим голосованием.
В случае повторного неизбрания на должность председателя комитета или комиссии или неутверждения его кандидатуры на заседании областной Думы, кандидатура этого депутата более не рассматривается.
Заместитель председателя комитета или комиссии избирается аналогичным образом.
6. Изменение состава комитета, комиссии осуществляется в связи с личным заявлением депутата о выходе из состава комитета (комиссии) и (или) включении в состав комитета (комиссии).
Комитет, комиссия вправе освободить председателя, заместителя председателя комитета или комиссии от исполнения ими обязанностей большинством голосов от числа членов комитета, комиссии. Решение комитета или комиссии об освобождении председателя, заместителя председателя комитета или комиссии утверждается постановлением областной Думы.
Статья 8. Полномочия комитетов, комиссий
1. Комитеты, комиссии областной Думы имеют равные права и несут равные обязанности и ответственность.
2. Комитеты, комиссии областной Думы вправе:
- вносить предложения в повестку дня заседания областной Думы;
- вносить проекты законов, иных нормативных правовых актов на рассмотрение областной Думы;
- рассматривать проекты законов, иных нормативных правовых актов, вносимых в областную Думу субъектами законодательной инициативы, давать по ним свои предложения и замечания;
- поручать членам комитета и комиссии выступать с докладами и содокладами на заседаниях областной Думы;
- вносить предложения об образовании органов областной Думы;
- вносить предложения о составе приглашенных на заседание областной Думы;
- организовывать и проводить депутатские слушания по вопросам, относящимся к полномочиям комитетов, комиссий;
- обращаться к Председателю областной Думы, его заместителю, Губернатору области, органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию областной Думы;
- запрашивать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц необходимые документы, заключения по ним и иные материалы по вопросам ведения комитетов;
- проводить семинары, совещания с приглашением руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению комитетов, комиссии;
- готовить предложения на заседание областной Думы и разрабатывать проекты федеральных законов, изменений и дополнений в действующие федеральные законы для внесения на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам, входящим в компетенцию комитетов, комиссий;
- осуществлять контроль за выполнением законов и иных нормативных правовых актов, постановлений областной Думы по вопросам, относящимся к ведению комитетов, комиссий, собственных решений;
- разрабатывать совместно с органами исполнительной власти области мероприятия по выполнению предложений, высказанных депутатами на заседании областной Думы, осуществлять контроль за их выполнением;
- проводить закрытые заседания;
- создавать рабочие группы с привлечением депутатов областной Думы, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых;
- привлекать к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов.
3. Вопросы, относящиеся к полномочиям нескольких комитетов, комиссий, могут по инициативе комитетов, комиссий рассматриваться комитетами, комиссиями совместно.
Комитеты, комиссии по вопросам, находящимся на их рассмотрении, могут запрашивать мнение других комитетов, комиссий.
4. Член комитета, комиссии участвует в деятельности комитета, комиссии, содействует проведению в жизнь его рекомендаций, выполняет поручения комитета, комиссии, его председателя, лично присутствует на заседаниях.
В случае невозможности прибыть на заседание комитета, комиссии депутат обязан известить об этом председателя комитета, комиссии.
5. Член комитета, комиссии пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым комитетом, комиссией, имеет право предлагать вопросы и проекты постановлений и решений для рассмотрения комитетом, комиссией, участвовать в их подготовке и обсуждении, вносить по ним свои предложения и замечания.
Член комитета, комиссии, предложения которого не получили поддержки комитета, комиссии, может внести их в областную Думу в письменной или устной форме.
Члены комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии или по своей инициативе могут совместно изучать вопросы, относящиеся к ведению комитета, комиссии, делать свои обобщения и выводы, вносить предложения в комитет, комиссию.
Статья 9. Организация работы комитетов, комиссии
1. Комитеты, комиссии работают в соответствии с планами работы на год и квартал, утвержденными на их заседаниях.
2. Заседание комитета, комиссии до избрания председателя комитета, комиссии ведет старейший по возрасту член комитета, комиссии.
3. Председатель комитета, комиссии созывает и отменяет заседание по своей инициативе, по предложению не менее одной трети членов комитета, комиссии или по поручению Председателя или заместителя Председателя областной Думы.
4. О созыве заседания комитета, комиссии председатель комитета или комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов комитета, комиссии.
5. Заседание комитета, комиссии открывает, ведет и закрывает председатель или заместитель, а в случае их отсутствия один из членов комитета, комиссии по поручению председателя комитета, комиссии.
6. Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа членов комитета, комиссии.
7. Решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комитета, комиссии, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. Решения, принимаемые комитетом или комиссией областной Думы, носят рекомендательный характер.
При проведении совместных заседаний нескольких комитетов, комиссий голосование проводится раздельно по каждому комитету, комиссии.
8. Комитет, комиссия осуществляет свою деятельность на принципах свободы обсуждения и гласности. На заседаниях комитета, комиссии вправе присутствовать представители органов исполнительной власти области, а также, с согласия председателя комитета или комиссии, представители иных заинтересованных государственных и общественных органов и организаций, а также граждане.
9. В заседаниях комитетов, комиссий могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в состав комитета, комиссии.
10. Комитеты, комиссии могут проводить выездные заседания.
11. Решения и рекомендации комитетов, комиссий областной Думы по вопросам, относящимся к их полномочиям, направляются соответствующим органам, организациям и подлежат обязательному рассмотрению.
12. Работу комитета, комиссии организует его председатель.
Председатель комитета, комиссии:
- координирует деятельность комитета с Председателем и заместителем Председателя областной Думы, другими комитетами и комиссиями;
- входит в областную Думу с предложениями о подготовке проектов законов по вопросам ведения комитета, заключении соответствующих договоров;
- организует подготовку предложений и замечаний по проектам федеральных законов, в отдельных случаях - их публичное обсуждение;
- осуществляет анализ содержания законодательных инициатив, поступающих от субъектов законодательной инициативы по вопросам ведения комитета, комиссии;
- представляет комитет, комиссию при проведении региональных, областных, зональных встреч, семинаров, совещаний по вопросам ведения комитета, комиссии;
- созывает или отменяет заседания комитета, комиссии, обеспечивает подготовку материалов к заседаниям;
- приглашает для участия в заседаниях комитета, комиссии представителей Администрации (Правительства) области, органов местного самоуправления, организаций, ученых, специалистов, экспертов;
- представляет к утверждению планы работы комитета, комиссии;
- представляет законопроекты и иные акты, разработанные комитетом, комиссией, для рассмотрения областной Думой;
- выступает на заседаниях областной Думы с докладами или содокладами по законопроектам, переданным на рассмотрение комитету, комиссии;
- информирует областную Думу о работе комитета, комиссии;
- организует подготовку и проведение депутатских слушаний;
- организует работу по выполнению решений и рекомендаций комитета, комиссии и информирует членов комитета, комиссии о# их выполнении;
- представляет комитет, комиссию в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, средствами массовой информации и гражданами;
- разрабатывает и вносит предложения по установлению обязанностей заместителя председателя комитета, комиссии, членов комитета по осуществлению полномочий комитета, комиссии;
- дает отдельные поручения членам комитета, комиссии.
13. Заместитель председателя комитета, комиссии:
- выполняет установленные председателем комитета, комиссии обязанности;
- выполняет по поручению председателя отдельные его функции;
- замещает председателя в случаях его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей.
14. Совместные заседания комитетов, комиссий ведет один из председателей этих комитетов, комиссий по согласованию между собой.
15. Решения, заключения и рекомендации комитета, комиссии подписываются его председателем или председательствующим.
16. Протоколы заседаний подписываются председательствующим на заседании.
17. Протоколы комитета, комиссии, их решения, заключения, рекомендации и другие материалы хранятся в делах комитета, комиссии.
18. Комитеты, комиссии информируют избирателей, общественность о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год.
19. Председатель комитета не реже одного раза в год информирует областную Думу о работе комитета.
Статья 10. Обеспечение деятельности комитетов, комиссии
1. Организационное, правовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение работы комитетов, комиссий осуществляется аппаратом областной Думы.
2. За комитетами, комиссиями закрепляются специалисты организационного отдела и правового управления аппарата областной Думы.
Статья 11. Временные органы областной Думы
1. Для решения конкретных задач Думой из ее состава могут создаваться временные комиссии или рабочие группы. Функции, полномочия, состав и председатель временных комиссий, рабочих групп определяются Думой при их создании.
2. По результатам деятельности временная комиссия, рабочая группа предоставляет областной Думе доклад по существу вопроса, для решения которого она была создана.
3. Временные органы областной Думы могут создаваться по инициативе Председателя областной Думы, его заместителя, комитетов, комиссий и депутатов.
4. К работе временных комиссий могут привлекаться специалисты и эксперты.
Статья 12. Депутатские объединения: фракции, депутатские группы
1. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым в областной Думе, депутаты могут объединяться во фракции и депутатские группы по партийному, профессиональному, территориальному и другим признакам.
2. Фракции и депутатские группы - это добровольные объединения депутатов численностью не менее трех человек. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
3. Фракцией признается объединение депутатов областной Думы, представляющих интересы политической партии, общественно-политического движения или объединения, зарегистрированного в установленном законодательством порядке. Депутату принадлежит право вступления во фракцию независимо от принадлежности к избирательным объединениям, партиям.
В депутатские группы депутаты объединяются по профессиональным, территориальным и иным признакам для решения региональных, экономических, социальных и иных задач.
Статья 13. Порядок образования фракций и депутатских групп
1. Решение о создании принимается на организационном собрании фракции или депутатской группы и оформляется протоколом. В протоколе указываются наименование фракции, депутатской группы, цели и задачи создания, численность, фамилии и инициалы, номера избирательных округов депутатов, вошедших во фракцию, депутатскую группу, фамилия и инициалы руководителя фракции, депутатской группы.
2. Для регистрации фракции, депутатской группы на имя Председателя областной Думы направляются следующие документы:
- уведомление о создании фракции, депутатской группы и положение о фракции и депутатской группе;
- протокол организационного собрания фракции, депутатской группы, включающий решение о создании фракции, депутатской группы, с указанием информации об официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных представлять ее интересы на заседаниях областной Думы, в государственных органах и общественных объединениях.
3. Фракция, депутатская группа считается зарегистрированной после поступления в областную Думу письменного уведомления и других документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Председатель областной Думы обязан проинформировать депутатов о создании депутатской фракции, группы на ближайшем заседании областной Думы. Для информации о целях и задачах вновь образованной депутатской фракции, группы по решению Думы ее представителю на этом же заседании может быть предоставлено время для выступления.
4. Депутатские объединения, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами депутатской фракции, группы.
Статья 14. Порядок вступления депутатов во фракции и депутатские группы и выбытия из них
1. Депутаты областной Думы, не вошедшие ни в одну из фракций или депутатских групп при их создании, либо выбывшие из фракции, депутатской группы, в дальнейшем могут войти в любую из них при согласии фракции, депутатской группы. Депутат входит в состав фракции, депутатской группы на основании решения большинства от общего числа членов фракции, депутатской группы по его письменному заявлению.
2. Депутат областной Думы не может входить более чем в одну фракцию, но может входить в одну фракцию и депутатские группы.
3. Депутат выводится из состава фракции, депутатской группы на собрании фракции или депутатской группы. Основаниями вывода депутата из фракции, депутатской группы является поданное им письменное заявление или решение большинства от общего числа членов фракции, депутатской группы.
4. Фракции и депутатские группы обязаны представлять в областную Думу сведения об изменении в своем составе. Данная информация доводится Председателем или заместителем Председателя областной Думы до сведения депутатов на ближайшем заседании областной Думы.
Статья 15. Организация деятельности фракций и депутатские# групп
1. Деятельность фракций и депутатских групп организуется ими самостоятельно.
Фракции и депутатские группы разрабатывают и принимают положение о фракции или депутатской группе, которое является внутренним документом фракции или депутатской группы и определяет взаимоотношения депутатов внутри них. Положение о фракции или депутатской группе не может противоречить Регламенту областной Думы.
Фракции, депутатские группы принимают решения на собраниях фракций, депутатских групп. Собрания фракции, депутатской группы оформляются протоколом.
2. Руководство фракцией, депутатской группой осуществляют ее руководитель и заместители руководителя, избираемые большинством голосов от общего числа членов фракции, депутатской группы.
Статья 16. Полномочия фракции# и депутатских групп
1. Фракции и депутатские группы вправе:
- разрабатывать в установленном порядке проекты нормативных правовых актов областной Думы;
- проводить обмен мнениями по вопросам, рассматриваемым в областной Думе;
- проводить консультации и иные согласительные мероприятия с другими фракциями и депутатскими группами;
- распространять среди депутатов областной Думы свои программы, предложения, обращения и другие материалы;
- выступать на заседании областной Думы по любому обсуждаемому вопросу;
- включать своих представителей во временные депутатские комиссии, рабочие группы, в том числе согласительные;
- осуществлять иную деятельность, не запрещенную действующим законодательством.
2. Для выработки совместных решений представителями различных фракций и депутатских групп могут проводиться совместные консультации, совещания, заседания.
3. Фракции, депутатские группы могут проводить свои пресс-конференции и представлять информацию о своей деятельности в средства массовой информации другим способом.
Статья 17. Перерегистрация фракций и депутатских групп и прекращение их деятельности
1. Один раз в год в январе осуществляется перерегистрация фракций, депутатских групп. Руководители либо заместители руководителей фракций, депутатских групп направляют в областную Думу сведения о численности и составе фракции, депутатской группы.
2. В случае, если число членов фракции, депутатской группы становится менее трех, то по истечении месяца с этого дня деятельность соответствующей фракции, депутатской группы считается прекращенной. Председатель областной Думы информирует депутатов о прекращении деятельности фракции, депутатской группы на ближайшем заседании.
3. Фракция, депутатская группа может принять решение о самороспуске. Решение о самороспуске подписывается руководителем фракции, депутатской группы и направляется Председателю областной Думы.
Раздел II. Общий порядок работы областной Думы
Глава 3. Начало работы областной Думы. Порядок проведения заседаний областной Думы
Статья 18. Порядок проведения первого заседания областной Думы
1. Председатель областной Думы прежнего созыва созывает общее собрание депутатов вновь избранной Думы не позднее чем через две недели после избрания, на котором избирается организационный комитет по подготовке первого заседания областной Думы и его председатель, а также формируется проект повестки дня первого заседания областной Думы.
2. Первое заседание областной Думы нового созыва созывается Председателем областной Думы предыдущего созыва. Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем через 3 недели после избрания. Губернатор Курганской области может созвать первое заседание областной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат и ведет его до избрания Председателя областной Думы.
4. На первом заседании областная Дума:
- заслушивает сообщение председателя избирательной комиссии Курганской области о результатах выборов в Курганскую областную Думу;
- избирает Председателя областной Думы;
- формирует комитеты, комиссии;
- рассматривает иные вопросы повестки дня заседания.
Статья 19. План работы областной Думы
1. Работа областной Думы осуществляется по плану, утвержденному областной Думой.
2. Заместитель Председателя областной Думы организует работу по формированию плана работы на основе предложений Председателя областной Думы, комитетов и комиссий областной Думы, депутатов областной Думы, Губернатора области, органов местного самоуправления и решений областной Думы.
3. Контроль за выполнением плана работы осуществляет Председатель областной Думы.
Статья 20. Полномочия председательствующего на заседании
Председательствующий на заседании Думы:
- объявляет об открытии и закрытии заседания;
- руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
- обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента;
- предоставляет слово для выступления в порядке поступления, в необходимых случаях может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов этого изменения, в случае нарушения выступающим Регламента вправе предупредить его;
- организует проведение консультаций с депутатами, специалистами в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе заседания;
- ставит на голосование каждое предложение депутатов в порядке поступления;
- организует голосование, подсчет голосов и оглашает результаты голосования;
- организует ведение протокола, фонограммы заседания и подписывает протокол;
- при нарушении порядка в зале заседания вносит предложение об удалении нарушителя, не являющегося депутатом, из зала;
- при открытом голосовании без использования электронной системы для голосования голосует последним;
- осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом.
Статья 21. Формирование повестки дня заседания областной Думы
1. Проект повестки дня заседания областной Думы формируется Председателем областной Думы на основании предложений субъектов законодательной инициативы, не позднее чем за 12 дней до дня заседания Думы. При необходимости может быть сформирована дополнительная повестка дня заседания. Проект повестки дня заседания (в том числе дополнительной) формируется таким образом, чтобы продолжительность заседания не превышала время, установленное настоящим Регламентом для проведения заседания областной Думы.
2. Не включаются в повестку дня заседания проекты нормативных правовых актов, внесенные с нарушением процедуры, установленной главой 6 настоящего Регламента, и вопросы, вносимые без необходимых документов на день формирования повестки дня заседания.
Изменения и дополнения могут вноситься в проект повестки дня на заседании областной Думы.
3. Предложения комитетов, комиссий, депутатов областной Думы о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания ставятся на голосование в порядке очередности их поступления.
4. Решение о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании областной Думы.
5. После внесения изменений и дополнений проект повестки дня заседания принимается в целом большинством голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы.
6. Обсуждение вопросов на заседании областной Думы проходит в порядке, утвержденном повесткой дня заседания.
Статья 22. Информирование о заседаниях областной Думы
Время созыва, место проведения, основные вопросы повестки дня заседания областной Думы Председатель Думы (в случае проведения первого заседания областной Думы - организационный комитет по проведению первого заседания областной Думы) доводит до сведения населения через областные средства массовой информации и сообщает депутатам областной Думы не позднее чем за неделю до дня заседания.
Статья 23. Правомочность заседания областной Думы
1. Заседание областной Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов областной Думы. В случае присутствия менее двух третей от числа избранных депутатов Председатель областной Думы своим распоряжением может перенести заседание на другое время.
2. В случае сложения депутатских полномочий частью депутатов областной Думы, если число оставшихся депутатов областной Думы не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы, заседание областной Думы правомочно при условии присутствия на заседании двух третей депутатов от числа оставшихся депутатов областной Думы.
Статья 24. Порядок созыва и время проведения заседаний областной Думы
1. Заседание областной Думы созывается Председателем областной Думы, а в его отсутствие - заместителем Председателя областной Думы, не реже одного раза в месяц. О созыве заседания и его предполагаемой повестке дня издается распоряжение.
2. Заседания областной Думы проводятся в третий или четвертый вторник каждого месяца. Заседания проводятся с 10 до 17 часов с перерывами с 11 часов 30 минут до 11 часов 45 минут, с 15 часов 30 минут до 15 часов 45 минут и обеденным перерывом с 13 до 14 часов.
При необходимости заседание областной Думы может быть перенесено на другой день, а время заседания и перерыва изменено.
3. Решение о времени возобновления работы принимается одновременно с принятием решения о перерыве в заседании Думы.
4. По решению областной Думы месячный перерыв в работе областной Думы, как правило, предусматривается в июле.
Статья 25. Регистрация лиц, прибывших на заседание областной Думы
1. Регистрация депутатов и приглашенных лиц, прибывших на заседание, начинается за час до его начала. В ходе заседания может быть проведена перерегистрация депутатов. Решение о перерегистрации принимает председательствующий.
Статья 26. Использование электронной системы
1. Заседание областной Думы, как правило, проводится с помощью электронной системы сопровождения заседаний (далее - электронная система), если иное не предусмотрено Регламентом или решением Думы. Электронная система может быть использована для:
- подсчета голосов и определения результатов открытого голосования;
- подачи заявок депутатов для предоставления слова;
- формирования протокола заседания.
2. Если после определения результатов поименного открытого голосования с использованием электронной системы голосования от депутата поступает письменное заявление о недостоверности его волеизъявления, зафиксированного электронной системой, специалист по техническому обслуживанию электронной системы с участием данного депутата проверяет исправность работы сенсорного пульта участника (далее - СПУ) депутата. Для этого по предложению председательствующего депутату предлагается нажать поочередно кнопки ("за", "против", "воздержался") с демонстрацией результатов на электронном табло. Результаты проверки фиксируются. Если зафиксированы сбои и неточности в работе СПУ депутата, то по предложению председательствующего областная Дума может возвратиться к повторному голосованию по этому вопросу. Если не зафиксирована техническая неисправность СПУ депутата, то результаты голосования после их объявления пересмотру не подлежат.
Статья 27. Обязанности депутатов в связи с участием в работе областной Думы
1. Депутат областной Думы лично участвует в заседаниях областной Думы.
2. Депутаты, в случае невозможности принять участие в заседании, сообщают Председателю областной Думы или его заместителю о причине неявки.
Уважительными причинами отсутствия на заседании областной Думы могут быть:
- болезнь;
- командировка;
- отпуск;
- иные причины, признанные Председателем областной Думы (в отсутствие Председателя - его заместителем) уважительными.
Депутат не вправе делегировать свои полномочия при голосовании другому лицу.
3. Депутаты, не прибывшие на заседание Думы без уважительных причин, по представлению мандатной комиссии постановлением Думы могут быть лишены частично или полностью суммы возмещения расходов, связанных с осуществлением их депутатских полномочий.
4. Председатель областной Думы вправе информировать избирателей об участии депутатов в работе областной Думы через средства массовой информации.
5. Депутат, выступающий на заседании областной Думы, не вправе нарушать правила депутатской этики: употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов областной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий призывает к порядку выступающего, а в случае повторного нарушения правил депутат может быть лишен права выступления в течение всего дня заседания решением Думы, принимаемым большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 28. Внеочередные заседания Думы
1. Внеочередные заседания Думы созываются по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов, Председателя Думы, Губернатора области, комитетов (комиссий) областной Думы в недельный срок и оформляются распоряжением Председателя областной Думы.
2. Предложения о созыве внеочередного заседания Думы направляются ее Председателю в письменном виде с указанием вопросов, которые предлагается внести в повестку дня заседания, и кратким обоснованием необходимости проведения внеочередного заседания.
3. Извещение о времени и месте проведения внеочередного заседания направляется депутатам и публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за три дня до его проведения, с указанием вопросов, которые предлагается рассмотреть.
Статья 29. Открытые заседания областной Думы
1. Заседания Думы являются открытыми.
2. На заседания областной Думы могут быть приглашены представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, граждане для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областной Думой вопросам.
3. На заседаниях Думы могут присутствовать представители средств массовой информации.
4. Вопрос о составе приглашенных на заседание решается Председателем областной Думы с учетом предложений комитетов, комиссий, депутатов.
5. Приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу областной Думы. По решению председательствующего приглашенным может быть предоставлено слово для выступления.
Статья 30. Закрытые заседания областной Думы (закрытое слушание вопроса)
1. Областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания либо о закрытом слушании вопроса.
2. Сведения о содержании закрытых заседаний Думы, закрытого слушания вопроса на заседании областной Думы, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, не могут быть использованы депутатами в целях, не связанных с деятельностью Думы.
Статья 31. Выступления на заседаниях областной Думы
1. Продолжительность докладов, содокладов устанавливается председательствующим на заседании Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками.
2. Время выступления не должно превышать:
20 минут - для доклада,
15 минут - для содоклада,
7 минут - для заключительного слова;
5 минут - при обсуждении повестки дня заседания, кандидатур на выборные должности, при постатейном обсуждении проектов правовых актов;
3 минут - для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок, ответов на вопросы, повторных выступлений;
1 минуты - по порядку ведения заседания, по процедуре голосования.
Количество выступлений одного лица по одному вопросу не должно превышать трех раз.
Нумерация приводится в соответствии с источником
2. Никто не вправе выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило может лишаться председательствующим слова без предупреждения.
3. Каждый участник прений должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание не учтено, председательствующий может прервать выступление.
4. Перед началом обсуждения устанавливается продолжительность прений, как правило, не более одного часа по каждому вопросу. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом. Депутаты областной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к протоколу заседания областной Думы.
5. После принятия решения о прекращении прений председательствующий выясняет, кто из желающих выступить, но не выступивший, настаивает на выступлении, и с согласия областной Думы предоставляет ему слово.
Статья 32. Ответственность за нарушение порядка проведения заседания областной Думы
1. За несоблюдение порядка на заседании к депутату областной Думы могут применяться следующие меры воздействия:
- призвать к порядку;
- лишить права выступления.
2. Призвать к порядку вправе председательствующий. Депутат призывается к порядку председательствующим в случае, если он:
- выступает без разрешения;
- допускает в своей речи оскорбительные выражения;
- нарушает правила депутатской этики;
- допускает иные нарушения.
3. Лишение права выступления принимается областной Думой простым большинством голосов от числа присутствующих депутатов по предложению депутатов, в случаях, определенных Регламентом.
Статья 33. Протокольные поручения
1. В ходе заседания Дума вправе дать протокольное поручение.
Такие поручения даются по предложению председательствующего на заседании Думы, а также по предложениям комитетов, комиссий или депутатов Думы.
2. Протокольные поручения оглашаются председательствующим и ставятся на голосование.
3. Протокольное поручение оформляется как выписка из протокола, подписывается председательствующим и направляется исполнителю в течение 5 дней со дня принятия.
4. Протокольное поручение должно иметь порядковый номер, дату заседания, наименование вопроса, в ходе рассмотрения которого оно было дано, фамилию внесшего предложение и содержание самого поручения с указанием ответственных за исполнение. Исполнитель не позднее 15 дней со дня получения протокольного поручения или в иной установленный Думой срок информирует Председателя областной Думы и инициатора поручения о результатах или ходе его выполнения. Контроль за исполнением протокольных поручений осуществляется в порядке, предусмотренном главой 12 настоящего Регламента.
Глава 4. Порядок голосования и принятия решений
Статья 34. Общие принципы голосования
1. При голосовании по одному вопросу депутат областной Думы имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.
2. Депутат областной Думы лично осуществляет свое право на голосование. Депутат областной Думы, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос после завершения голосования либо способом, отличным от принятого областной Думой для голосования по данному вопросу, или передать свое право на голосование другому депутату областной Думы.
3. Депутат, отсутствующий по уважительной причине при голосовании, вправе передать заблаговременно по тем или иным вопросам повестки дня заседания свое волеизъявление в форме письменного заявления в адрес председательствующего. В этом случае при голосовании волеизъявление депутата должно быть оглашено председательствующим и учтено при определении результатов голосования.
Статья 35. Виды и способы голосования
1. При принятии решений на заседаниях областной Думы используются следующие виды голосования: открытое голосование и тайное голосование. Открытое голосование может быть поименным.
2. Открытое голосование, как правило, осуществляется с использованием электронной системы, если настоящим Регламентом или решением Думы не предусмотрено иное. В другом случае открытое голосование осуществляется с использованием карточек для голосования.
Статья 36. Принятие решений
1. Устав Курганской области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Законы Курганской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
3. Постановления принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
4. Решения по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
К процедурным вопросам относятся:
- о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о протокольном поручении;
- о возвращении к рассмотренному вопросу;
- о виде и способе голосования, если настоящим Регламентом не установлено иное;
- о проведении повторного голосования;
- о включении в повестку дня заседания Думы дополнительных вопросов;
- об исключении из утвержденной повестки дня заседания отдельных вопросов;
- об изменении очередности рассмотрения вопросов утвержденной повестки дня заседания;
- о прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
- об избрании счетной комиссии для проведения тайного голосования;
- иные вопросы, устанавливающие порядок проведения заседания областной Думы.
5. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол заседания областной Думы.
Статья 37. Порядок проведения открытого голосования
1. При проведении открытого голосования подсчет голосов организует председательствующий.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании областной Думы уточняет формулировки предложений и последовательность, в которой они ставятся на голосование.
3. После объявления председательствующим на заседании областной Думы о начале голосования никто не вправе прервать голосование.
4. По окончании подсчета голосов председательствующий на заседании областной Думы объявляет, принято решение или не принято или отклонено.
5. Если при определении результатов голосования выявятся процедурные ошибки голосования, то проводится повторное голосование.
6. В случае, если при голосовании не было набрано необходимое количество голосов для принятия решения, вопрос снимается с рассмотрения.
Статья 38. Поименное открытое голосование
1. Поименное голосование может проводиться по решению областной Думы. При проведении поименного голосования без использования электронной системы (без использования СПУ) голосование проводится посредством поименного опроса.
2. При проведении поименного голосования с использованием электронной системы депутат вправе по письменному запросу получить отчет о результатах этого голосования.
Статья 39. Порядок проведения тайного голосования
1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в количестве 3 человек. В счетную комиссию не могут входить Председатель и заместитель Председателя Думы.
Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов от числа избранных членов комиссии. Счетная комиссия избирает на заседании из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Счетная комиссия до начала голосования:
организует изготовление бюллетеней для тайного голосования;
проверяет и опечатывает ящик для тайного голосования;
обеспечивает условия для соблюдения тайны голосования;
разъясняет порядок и определяет место для голосования.
2. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею форме, утвержденной Думой.
3. Председатель счетной комиссии объявляет о времени и месте голосования, порядке и продолжительности его проведения.
4. Каждому депутату выдается один бюллетень для тайного голосования. Бюллетени выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов под роспись.
5. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование в пределах продолжительности отведенного времени. Бюллетень заполняется депутатом в месте, определенном для тайного голосования. Заполненные бюллетени опускаются в ящик для тайного голосования.
6. Ящик для тайного голосования вскрывается счетной комиссией после окончания голосования. Перед вскрытием ящика все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются счетной комиссией.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы и бюллетени, по которым нельзя установить волеизъявление депутата.
7. Результаты голосования рассматриваются на заседании счетной комиссии, в протокол заносятся:
- число депутатов;
- число бюллетеней, выданных депутатам;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
- число голосов, поданных по каждой из строк бюллетеня;
- число бюллетеней, признанных недействительными.
8. Протокол подписывается всеми членами счетной комиссии и прилагается к протоколу заседания Думы.
9. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Думы.
Глава 5. Депутатские слушания
Статья 40. Подготовка депутатских слушаний
1. Депутатские слушания проводятся по инициативе комитетов и комиссий Думы, Председателя Думы или группы депутатов численностью не менее 1/5 от установленного числа депутатов.
На депутатских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; проект областного бюджета и отчет о его исполнении; важнейшие проблемы социально-экономического и культурного развития области, а также иные вопросы, входящие в компетенцию областной Думы.
2. Тематика и дата проведения депутатских слушаний утверждается постановлением Думы.
3. Организация проведения депутатских слушаний возлагается Председателем областной Думой# на соответствующий комитет, комиссию областной Думы.
4. План организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению депутатских слушаний утверждается Председателем Думы.
5. Информация о теме, времени и месте проведения депутатских слушаний публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 5 дней до их начала.
6. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется комитетом, комиссией Думы, ответственными за их организацию и проведение.
Статья 41. Проведение депутатских слушаний
1. Председательствующим на депутатских слушаниях является председатель комитета (комиссии), ответственного за организацию их проведения, или уполномоченный им депутат данного комитета (комиссии).
Председательствующий ведет депутатские слушания и следит за порядком обсуждения.
2. Не допускается проведение депутатских слушаний во время, отведенное для заседаний областной Думы.
3. Депутатские слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о сути обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии областной Думы или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 40 минут), после чего предоставляется слово для выступления приглашенным лицам и участвующим в депутатских слушаниях депутатам (до 7 минут).
4. Продолжительность депутатских слушаний определяет ответственный комитет, исходя из характера обсуждаемых вопросов. Комитет, комиссия может принять решение о перерыве в ходе депутатских слушаний и о проведении их в другое, удобное для депутатов областной Думы.
5. Все желающие выступить на депутатских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего.
6. После выступления лиц, приглашенных на депутатские слушания, следуют вопросы депутатов областной Думы, приглашенных лиц и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
7. Участники депутатских слушаний обязаны соблюдать порядок. При необходимости председательствующий вправе удалить нарушителей порядка из зала, в котором проводятся депутатские слушания.
8. Во время депутатских слушаний ведется протокол.
Статья 42. Документы, принимаемые по результатам депутатских слушаний
1. Информационные материалы, проекты рекомендаций, которые предполагается принять по результатам депутатских слушаний, готовятся ответственным комитетом, комиссией Думы.
2. По результатам депутатских слушаний принимаются рекомендации, которые полностью или частично могут выноситься на обсуждение областной Думы ответственным комитетом, комиссией областной Думы.
Раздел III. Законодательная процедура. Рассмотрение иных вопросов
Глава 6. Порядок внесения проектов законов и иных правовых актов в областную Думу
Статья 43. Право законодательной инициативы
1. Право внесения проектов нормативных правовых актов в областную Думу принадлежит только субъектам законодательной инициативы в областной Думе, определенным в Уставе Курганской области.
О порядке принятия областной Думой нормативных правовых актов, опубликования и вступления в силу см. Закон Курганской области от 14 февраля 1995 года N 3
2. Субъекты законодательной инициативы вправе отозвать внесенный ими проект в любое время до утверждения повестки дня заседания областной Думы.
О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления в Курганской области см. Закон Курганской области от 14 марта 1997 года N 22
Статья 44. Требования к проекту нормативного правового акта, внесенного в порядке законодательной инициативы
1. Проект нормативного правового акта представляется в областную Думу на бумажном, а при условии превышения двух страниц и электронном носителях.
Постановлением Курганской областной Думы от 22 октября 2002 г. N 1717 в пункт 2 настоящей статьи внесены дополнения
2. Необходимым условием внесения законопроекта в областную Думу в порядке законодательной инициативы, если иное не установлено областным законом, является представление:
- текста законопроекта;
- пояснительная записка с обоснованием необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства;
- предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
- перечня законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
- финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных, финансовых и иных затрат за счет средств областного бюджета).
3. Текст проекта нормативного правового акта должен быть логичным, язык - точным, кратким и ясным для понимания, исключающим двоякое толкование. При наличии в тексте малоизвестных, технических и иных терминов должны быть введены их определения. Не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов.
Проект нормативного правового акта может содержать преамбулу, в которой указываются цели его издания, нормативные предписания в преамбулу не включаются.
В законопроектах нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих название и порядковый номер. Статья может состоять из пунктов и подпунктов, пронумерованных в пределах данной статьи цифрами с точкой. Статья, пункт, подпункт начинаются с абзацного отступа и могут включать части, образуемые одним или несколькими абзацами.
Близкие по содержанию статьи значительных по объему законопроектов объединяются в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Главы и разделы имеют названия и нумерацию.
4. Если форма представленного проекта нормативного правового акта не отвечает требованиям настоящей статьи, то такой проект возвращается субъекту законодательной инициативы Председателем областной Думы.
Статья 45. Направление проектов нормативных правовых актов в комитеты, комиссии областной Думы
Проект нормативного правового акта, внесенный в областную Думу, направляется Председателем в 2-дневный срок в правовое управление областной Думы на правовую экспертизу, которая проводится в течение 10 дней.
Затем проект нормативного правового акта направляется Председателем в соответствующий комитет, комиссию, который назначается ответственным за подготовку проекта для рассмотрения на заседании областной Думы.
Статья 46. Обсуждение проекта нормативного правового акта в комитетах, комиссиях областной Думы
1. Обсуждение проекта нормативного правового акта в комитетах, комиссиях областной Думы проводится открыто и гласно.
На их заседания приглашаются представители субъектов законодательной инициативы, внесших проект нормативного правового акта.
2. Депутаты областной Думы, не участвовавшие в работе ответственных комитетов, комиссий, вправе направлять им свои замечания и предложения в письменном виде, которые должны быть рассмотрены.
3. При наличии письменного согласия автора (субъекта законодательной инициативы, внесшего проект) в проект нормативного правового акта до вынесения его на первое чтение ответственным комитетом (комиссией) могут вноситься изменения, дополнения.
Статья 47. Направление текста проекта нормативного правового акта
1. Текст проекта нормативного правового акта, подготовленный к рассмотрению на заседании областной Думы, а также материалы к нему направляются депутатам областной Думы за 10 дней до рассмотрения данного проекта нормативного правового акта на заседании областной Думы.
2. Проект нормативного правового акта, рассмотренного комитетом (комиссией) и рекомендованный для рассмотрения на заседании областной Думы, включается в повестку дня очередного заседания Думы.
3. Проект нормативного правового акта, представленный комитетом (комиссией) после формирования повестки дня заседания Думы, депутатам не направляется.
Глава 7. Порядок рассмотрения и принятия законов и постановлений
Статья 48. Порядок рассмотрения и принятия законов Курганской области и постановлений областной Думы
1. Законы Курганской области принимаются не менее чем в двух чтениях.
2. Постановления принимаются в целом либо по пунктам.
3. Предложение о внесении изменений, дополнений в проект на заседании областной Думы ставится на голосование, если оно оформлено в письменном виде.
О порядке принятия областной Думой нормативных правовых актов, опубликования и вступления в силу см. Закон Курганской области от 14 февраля 1995 года N 3
Статья 49. Принятие решения по результатам обсуждения законопроекта
1. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении областная Дума принимает одно из следующих решений:
- принять законопроект в первом чтении;
- отклонить законопроект;
- отложить рассмотрение законопроекта;
- направить законопроект на экспертизу.
2. По результатам обсуждения законопроекта во втором чтении (последующем чтении) областная Дума принимает одно из следующих решений:
- принять закон;
- принять законопроект во втором чтении (последующем чтении);
- отклонить законопроект.
3. Каждое принятое решение оформляется постановлением областной Думы.
4. Если по итогам голосования не принято ни одно из предложенных решений, то законопроект снимается с дальнейшего рассмотрения.
Статья 50. Рассмотрение законопроекта в первом чтении
1. При рассмотрении областной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, дается общая оценка концепции законопроекта, соответствие его федеральному и областному законодательству.
2. Обсуждение начинается с доклада представителя субъекта законодательной инициативы и содоклада ответственного комитета, комиссии.
3. При рассмотрении законопроекта областная Дума заслушивает предложения комитетов, комиссий, депутатов, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
4. В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Областная Дума может принять решение об опубликовании для обсуждения населением законопроекта, принятого в первом чтении.
Статья 51. Поправки к проекту закона, принятому в первом чтении
1. Поправки к проекту закона, принятому в первом чтении, вправе вносить в областную Думу только субъекты законодательной инициативы и комитеты и комиссии областной Думы.
2. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, как правило, вносятся в ответственный комитет, комиссию в письменном виде не позднее чем за 30 дней до начала второго чтения по законопроекту.
3. Ответственный комитет, комиссия областной Думы изучает поправки и проводит их обсуждение.
Авторы поправок или их представители вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок в комитете, комиссии областной Думы.
4. Ответственный комитет, комиссия рассматривают поправки, принимают или отклоняют их большинством голосов от числа присутствующих членов комитета, комиссии. При этом поправки, с которыми комитет, комиссия согласились, вносятся в текст законопроекта. На рассмотрение областной Думы представляется таблица непринятых комитетом, комиссией поправок с обоснованными предложениями комитета, комиссии по отклонению поправок.
Не рассматриваются комитетом, комиссией областной Думы поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, противоречащие нормам Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
5. Поправки, внесенные несвоевременно, ненадлежаще оформленные и не содержащие редакцию пунктов, статей, частей законопроекта, комитетами, комиссиями, областной Думой не рассматриваются.
Статья 52. Рассмотрение законопроекта во втором чтении (последующем чтении)
1. При втором чтении (последующем чтении) проекта закона в областной Думе с докладом выступает председатель ответственного комитета, комиссии областной Думы.
2. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта закона в комитете, комиссии областной Думы, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
3. После выступления докладчика и ответов на вопросы проект закона принимается за основу.
4. Обсуждение законопроекта во втором чтении (последующем чтении), как правило, проводится постатейно.
5. По требованию комитета, комиссии областной Думы, депутата областной Думы председательствующий может поставить на голосование вопрос о рассмотрении каждой отклоненной поправки отдельно.
6. После рассмотрения всех поправок председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона в целом.
Глава 8. Порядок рассмотрения иных вопросов
Статья 54. Официальное толкование нормативных правовых актов, принятых Курганской областной Думой
1. Официальное толкование нормативных правовых актов, принятых областной Думой, производится только областной Думой в случае обнаружения неясностей в содержании закона области и иного нормативного правового акта, неправильной или противоречивой практики их применения.
2. Результатом официального толкования законов области и иных нормативных правовых актов должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания.
3. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые законы области и иные нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускаются лишь в случаях явного расхождения смысла и текста закона области и иного нормативного правового акта.
4. Официальное толкование вступивших в силу Устава и законов области осуществляет областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов права законодательной инициативы путем принятия постановления.
Глава 9. Участие Курганской областной Думы в формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Статья 55. Рассмотрение кандидатур для избрания представителя в Совете Федерации от Курганской областной Думы
1. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) от Курганской областной Думы вносятся на ее рассмотрение Председателем областной Думы.
2. Альтернативные кандидатуры могут вноситься:
2.1 группой депутатов областной Думы в письменной форме, если данный документ подписан не менее чем 1/3 от установленного числа депутатов областной Думы;
2.2 группой депутатов или отдельным депутатом областной Думы в устной форме в процессе рассмотрения на заседании областной Думы данного вопроса, если за внесение данной кандидатуры (кандидатур) проголосуют не менее 1/3 от установленного числа депутатов областной Думы.
3. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации до рассмотрения вопроса об избрании представителя в Совете Федерации от областной Думы на ее заседании могут предварительно рассматриваться на заседаниях комитетов областной Думы.
4. Кандидаты могут присутствовать на заседаниях комитетов областной Думы, на которых рассматриваются их кандидатуры.
К заседанию комитетов кандидаты представляют сведения, указанные в абзаце 2 пункта 6 настоящей статьи.
5. Депутатам, присутствующим на заседании областной Думы, выдаются представленные кандидатом в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации":
а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания;
б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
В случае непредставления указанных сведений в областную Думу до дня заседания областной Думы, на котором рассматривается вопрос об избрании представителя в Совете Федерации, данная кандидатура на заседании областной Думы не рассматривается и в бюллетень для тайного голосования не включается.
6. Рассмотрение вопроса об избрании представителя областной Думы в Совете Федерации начинается с доклада Председателя областной Думы, уполномоченных лиц от групп депутатов, внесших альтернативные кандидатуры (в случае внесения альтернативных кандидатур).
Доклад должен содержать:
- сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность и по возможности сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения).
7. Обсуждение кандидатур осуществляется в соответствии с порядком, установленным настоящим Регламентом.
Статья 56. Принятие решения об избрании представителя в Совете Федерации от Курганской областной Думы
1. Решение об избрании представителя в Совете Федерации от областной Думы принимается тайным голосованием и оформляется постановлением.
2. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от числа избранных депутатов областной Думы.
3. Если по итогам голосования представитель в Совете Федерации от областной Думы не будет избран, то проводятся повторные выборы.
4. Кандидат, не избранный по итогам голосования на должность представителя в Совете Федерации от областной Думы, при проведении повторных выборов может участвовать в выборах.
5. Постановление об избрании представителя в Совете Федерации от Курганской областной Думы направляется в Совет Федерации в течение пяти дней со дня вступления его в силу.
Статья 57. Прекращение полномочий члена Совета Федерации - представителя от Думы
1. Предложения о досрочном прекращении полномочий вносится на рассмотрение Думы Председателем Думы или группой депутатов в письменном виде, если данный документ подписан не менее одной трети от установленного числа депутатов.
2. О предстоящем рассмотрении вопроса член Совета Федерации извещается не позднее чем за семь дней до рассмотрения данного вопроса на заседании Думы.
3. При присутствии члена Совета Федерации ему предоставляется слово для выступления.
4. Решение Думы о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением областной Думы. Если решение о досрочном прекращении полномочий не принято, досрочное прекращение полномочий считается несостоявшимся.
5. Постановление Думы направляется в Совет Федерации не позднее пяти дней со дня его вступления в силу.
Статья 58. Рассмотрение вопроса о постановлении Губернатора Курганской области о назначении представителя в Совете Федерации от Администрации (Правительства) Курганской области
1. Рассмотрение вопроса о постановлении Губернатора Курганской области о назначении представителя в Совете Федерации от Администрации (Правительства) Курганской области проводится на очередном либо внеочередном заседании областной Думы после поступления в областную Думу соответствующего постановления Губернатора Курганской области о назначении представителя в Совете Федерации от Администрации (Правительства) Курганской области.
2. Голосование производится против назначения данного представителя в Совете Федерации от Администрации (Правительства) Курганской области.
3. Решение областной Думы по данному вопросу оформляется постановлением.
Глава 10. Порядок рассмотрения проектов федеральных законов, представляемых областной Думой в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
Статья 59. Представление проекта федерального закона
1. Проект федерального закона для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) может быть представлен в областную Думу только субъектом законодательной инициативы в областной Думе.
2. Проекты федеральных законов в областную Думу вносятся со всеми необходимыми, в соответствии с Регламентом Государственной Думы, материалами.
Статья 60. Порядок рассмотрения проекта федерального закона
1. Проект федерального закона, рассмотренный и одобренный областной Думой, направляется в Государственную Думу.
2. По данному вопросу областная Дума принимает постановление.
Статья 61. Отклонение законопроекта
В случае, если областная Дума отклоняет представленный проект федерального закона, то Дума извещает об этом субъект законодательной инициативы в течение 10 дней.
Глава 11. Порядок преодоления возникших разногласий между областной Думой и Губернатором Курганской области
Статья 62. Согласительные комиссии
1. Для преодоления возникших разногласий между областной Думой и Губернатором Курганской области по проектам нормативных правовых актов, вопросам осуществления их полномочий и иным вопросам может создаваться согласительная комиссия на паритетной основе на срок не более двух месяцев.
2. Согласительная комиссия создается по инициативе областной Думы, Губернатора Курганской области.
Статья 63. Порядок создания согласительных комиссий
1. Члены согласительной комиссии от областной Думы избираются областной Думой открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы.
2. Члены согласительной комиссии от Губернатора Курганской области включаются в состав группы по представлению Губернатора Курганской области.
Статья 64. Порядок деятельности согласительных комиссий
1. Согласительная комиссия открытым голосованием избирает из состава комиссии от обеих сторон двух сопредседателей, которые поочередно ведут заседания комиссии.
2. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения проекта нормативного правового акта или только те вопросы, по которым возникли разногласия между областной Думой и Губернатором Курганской области, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих глав, статей, частей и пунктов проекта нормативного правового акта.
3. Комиссия принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов комиссии от каждой из сторон.
4. По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению разногласий. Протокол подписывается обоими сопредседателями комиссии и вносится на рассмотрение депутатов областной Думы, второй экземпляр передается Губернатору области.
Оглашают протокол согласительной комиссии на заседании областной Думы сопредседатели либо один из сопредседателей или членов согласительной комиссии по поручению согласительной комиссии.
В случае отклонения областной Думой одного или нескольких предложений согласительной комиссии, областная Дума вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо о прекращении ее деятельности.
5. При рассмотрении вопросов, по которым возникло разногласие, областной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, областной Думой не рассматриваются.
6. Областная Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Глава 12. Осуществление контрольной деятельности областной Думы
Статья 65. Контрольная деятельность Думы
1. Областная Дума непосредственно, через комитеты, комиссии или отдельных депутатов, а также через Контрольно-счетную палату осуществляет контроль за исполнением принятых Думой нормативных правовых актов.
2. Контрольная деятельность Думы осуществляется в формах:
- заслушивание отчетов, информации;
- направление депутатских запросов;
- снятие с контроля постановлений областной Думы.
Статья 66. Депутатский запрос
1. Депутатским запросом считается обращение депутата (группы депутатов) в органы государственной власти, местного самоуправления, организации и к их должностным лицам, признанное таковым постановлением областной Думы.
2. Депутатский запрос выносится депутатом (группой депутатов) на заседание областной Думы в письменной форме и включается в повестку дня заседания.
О депутатском запросе см. также Закон Курганской области от 9 июня 1995 года N 16.
Статья 67. Заслушивание информации на заседании областной Думы
1. Областная Дума по предложению Председателя, заместителя Председателя областной Думы, комитетов и комиссий, депутатов заслушивает информации о ходе выполнения постановлений, протокольных поручений, принятых областной Думой, депутатских запросов и в иных случаях.
2. После рассмотрения информации Дума вправе:
- снять с контроля как выполненное;
- продлить срок исполнения;
- возложить контрольные полномочия на иное лицо;
- отменить соответствующее постановление;
- изменить постановление или дополнить его;
- принять дополнительное постановление.
Статья 68. Порядок прохождения документов
1. Документы, поступающие в областную Думу, подлежат обязательной регистрации.
2. Обращения, письма и иные документы, направленные на имя конкретного депутата областной Думы, не регистрируются и направляются непосредственно адресату.
Председатель |
В.З. Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Курганской областной Думы от 23 апреля 2002 г. N 1206 "О Регламенте Курганской областной Думы"
Регламент, утвержденный настоящим постановлением, вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Новый мир" от 18 мая 2002 г. N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Курганской областной Думы от 31 мая 2022 г. N 189
Изменения вступают в силу с 2 июня 2022 г.
Постановление Курганской областной Думы от 29 июня 2021 г. N 360
Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.
Постановление Курганской областной Думы от 30 марта 2021 г. N 127
Изменения вступают в силу с 11 апреля 2021 г.
Постановление Курганской областной Думы от 31 августа 2020 г. N 406
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2020 г.
Постановление Курганской областной Думы от 28 апреля 2020 г. N 215
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2020 г.
Постановление Курганской областной Думы от 31 марта 2020 г. N 193
Изменения вступают в силу с 2 апреля 2020 г.
Постановление Курганской областной Думы от 23 апреля 2019 г. N 282
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2019 г.
Постановление Курганской областной Думы от 26 февраля 2019 г. N 59
Изменения вступают в силу с 2 марта 2019 г.
Постановление Курганской областной Думы от 8 февраля 2019 г. N 17
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2019 г.
Постановление Курганской областной Думы от 28 ноября 2017 г. N 564
Изменения вступают в силу с 6 декабря 2017 г.
Постановление Курганской областной Думы от 30 мая 2017 г. N 197
Изменения вступают в силу после дня официального опубликования названного постановления, за исключением изменений, внесенных подпунктом 1, абзацем третьим и четвертым подпункта 2, подпунктом 3 пункта 1 названного постановления, вступающих в силу через десять дней после официального опубликования настоящего постановления, и за исключением изменений, внесенных подпунктом 4 пункта 1 названного постановления, вступающих в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"
Постановление Курганской областной Думы от 28 марта 2017 г. N 83
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 25 февраля 2016 г. N 44
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 27 октября 2015 г. N 76
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 23 декабря 2014 г. N 734
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 25 ноября 2014 г. N 649
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 22 апреля 2014 г. N 238
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 25 июня 2013 г. N 336
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 28 мая 2013 г. N 266
Постановление Курганской областной Думы от 26 февраля 2013 г. N 35
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. N 565
Постановление Курганской областной Думы от 25 сентября 2012 г. N 302
Постановление Курганской областной Думы от 28 февраля 2012 г. N 24
Постановление Курганской областной Думы от 29 ноября 2011 г. N 492
Постановление Курганской областной Думы от 25 октября 2011 г. N 407
Постановление Курганской областной Думы от 23 июня 2010 г. N 177 (в редакции постановления Курганской областной Думы от 27 сентября 2011 г. N 302)
Изменения применяются в отношении депутатов Курганской областной Думы шестого и последующих созывов
Постановление Курганской областной Думы от 28 июня 2011 г. N 232
Изменения вступают в силу с 1 октября 2011 г.
Постановление Курганской областной Думы от 28 июня 2011 г. N 232
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 29 марта 2011 г. N 87
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 28 декабря 2010 г. N 458
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Постановление Курганской областной Думы от 26 октября 2010 г. N 333
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления
Постановление Курганской областной Думы от 23 июня 2010 г. N 177
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного постановления
Абзацы второй, третий подпункта 1, подпункты 2, 3, абзацы четвертый, пятый, шестой подпункта 5, подпункты 7, 9, 12, 13 пункта 1 названного постановления применяются в отношении депутатов Курганской областной Думы шестого созыва
Постановление Курганской областной Думы от 27 апреля 2010 г. N 38
Положения статьи 66.1 Регламента Курганской областной Думы (в редакции названного постановления) распространяются на отношения по представлению и заслушиванию ежегодных отчетов Губернатора Курганской области о результатах деятельности Правительства Курганской области, в том числе по вопросам, поставленным Курганской областной Думой, начиная с отчета за 2010 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Постановления
Постановление Курганской областной Думы от 25 февраля 2010 г. N 4231
Постановление Курганской областной Думы от 24 ноября 2009 г. N 4132
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Постановление Курганской областной Думы от 23 декабря 2008 г. N 3703
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Постановления
Подпункты 1-5 пункта 1 названного Постановления вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Постановление Курганской областной Думы от 25 ноября 2008 г. N 3607
Постановление Курганской областной Думы от 22 апреля 2008 г. N 3097
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Постановления
Постановление Курганской областной Думы от 25 декабря 2007 г. N 2850
Постановление Курганской областной Думы от 27 февраля 2007 г. N 2100
Постановление Курганской областной Думы от 30 ноября 2006 г. N 1917
Постановление Курганской областной Думы от 22 марта 2005 г. N 277
Постановление Курганской областной Думы от 21 февраля 2005 г. N 158
Постановление Курганской областной Думы от 25 января 2005 г. N 98
Постановление Курганской областной Думы от 22 октября 2002 г. N 1717
Постановление Курганской областной Думы от 24 сентября 2002 г. N 1661
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления