Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждаемая часть проекта
1. Основные положения градостроительного развития города
Генеральный план города Кургана является основным юридическим градостроительным документом, определяющим в интересах населения и с учетом государственных задач - параметры развития города, направление и границы территориального развития, функциональное и строительное зонирование территории, уровень развития основных городских систем, в т.ч. принципиальные решения по размещению объектов городского значения, по транспортному обслуживанию, инженерному оборудованию и благоустройству, охране природы, очередности освоения территории.
Город Курган - административный, промышленный и культурный центр Курганской области, занимает выгодное географическое положение в центре Курганской области, на транссибирской железнодорожной магистрали, в системе других транспортных связей, что способствует развитию экономических отношений с окружающими регионами.
Город обладает значительными природными и экономическими ресурсами, создающими предпосылки для развития различных отраслей народного хозяйства. Наряду с огромным потенциалом машиностроительного комплекса город одновременно является центром ресурсной сельскохозяйственной области.
Основная стратегическая задача современного развития города - комплексный геолого- градостроительный подход, поиски концепции создания наиболее экономически выгодной и наименее опасной для природной среды и населения - хозяйственной деятельности, с учетом, что город не только центр производства, но и представляет собой материально-пространственную среду обитания человека.
Современное население города (на 1 января 1997 г.) - 369,2 тыс.чел.
в т.ч. - трудоспособного возраста - 222,0 тыс.чел. (60%)
Занятость по отраслям народного хозяйства:
- в сфере производства - 178,0 тыс.чел. (80%)
в сфере обслуживания - 44,0 тыс.чел. (20%)
На расчетный срок
(ориентировочно) население - 400,0 тыс.чел.
в т.ч. - трудоспособный возраст - 244,0 тыс.чел.(61%)
Занятость по отраслям народного хозяйства:
- в сфере производства - 14 6,0 тыс.чел. (60%)
- в сфере обслуживания - 98,0 тыс.чел.(40%)
Территориальное развитие
(в городской черте) - с 17620 га до 39280 га.
2. Основные проблемы города
1) Отсутствие работающих правовых механизмов градорегулирования для социально эффективного и экономически обоснованного взаимодействия между всеми участниками градостроительного процесса, в т.ч. необходимо разработать:
Градостроительный Устав города;
Градостроительный кадастр (ГИС) города;
Систему регулирования земельных отношений (ЗОНИНГ);
Комплексную оценку стоимости земли в новых границах города.
2) Необходимость изменения отраслевой структуры народного хозяйства и наряду с восстановлением функционирования машиностроительного комплекса - развитие местной перерабатывающей промышленности, отказ от размещения новых крупных предприятий, замена основных производственных фондов, широкое распространение подрядных кооперативных и арендных отношений, создание условий для частного предпринимательства в развитии городского хозяйства.
3) Улучшение экологической обстановки, разработка защитных мер по предотвращению возможных ЧС, создание надежной защиты от возможных экологических аварий и катастроф, от паводковых явлений, необходимость разработки "Комплексной схемы охраны окружающей среды" (КСООС), эколого-экономическое обоснование правового зонирования.
4) Создание инженерной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, модернизация, реконструкция и замена ветхих инженерных коммуникаций и объектов, создание систем инженерного оборудования в периферийных и новых районах города, создание городской программы "ресурсо и энергоснабжения" на основе перевооружения всех систем коммунального хозяйства, внедрения в практику автономных систем жизнеобеспечения.
5) Проведение дополнительных инженерно-технических обоснований необходимости создания в городе нового энергоисточника с учетом применения новых технологий в программы энергоснабжения, на основе использования природного газа в качестве основного топлива и парогазовых установок.
6) Создание организационных, правовых, экономических и градостроительных предпосылок для строительства в городе "доступного жилья" нового типа по программе "Свой дом". Максимальное использование существующих мощностей строительного комплекса, перевооружение его на выпуск строительных конструкций современного профиля для обеспечения доступного экономически выгодного жилья, разукрупнение комплекса и привлечение частных фирм и объединений.
7) Коренной пересмотр подходов к проблеме формирования и развития социальной инфраструктуры, оптимизация системы культурно-бытового обслуживания, разукрупнение объектов соцкультбыта с привлечением инвестиций частных фирм и объединений.
8) Решение проблем модернизации и развития муниципального транспорта, создание дублеров основным магистралям, развитие троллейбусного и автобусного парков машин, вынос из города "транзитных" потоков транспорта путем создания обходных трасс авто и железнодорожного движения.
9) Осуществление программы земельнохозяйственного устройства в границах новой городской черты, завершения системы городского кадастра земель и всех прикладных программ по использованию кадастровой информации, учет градостроительной ценности каждого участка, введение дифференцированных учетных ставок земельного налога.
10) Решение проблемы размещения городского объектов вне границ городских земель, совместно с администрацией Кетовского района на основе разработки проекта "Пригородной зоны" (зоны взаимных интересов) по рациональному использованию прилегающих к городу территорий.
3. Первоочередные мероприятия
Первоочередные мероприятия определены с учетом основных приоритетных задач развития города, без решения которых невозможно достижение его устойчивого развития на ближайший период.
Программа первоочередных мероприятий имеет 8 блоков.
Блок - 1. Мероприятия по строительству жилого фонда для обеспечения нормативной жилобеспеченности в размере 18 кв.м. на человека, в т.ч.:
- Размещение капитального жилого фонда смешанной этажности общей площадью 450 тыс. кв.м., в Центральном, Заозерном, Западном районах и в Рябково:
- Размещение усадебной и коттеджной индивидуальной застройки, общей площадью 200 тыс. кв.м. в районах - Заозерном, Рябково, Керамзитовый, Утяк и Арбинка.
Блок - 2. Инженерная защита города, в т.ч.:
- Комплекс мероприятий по реконструкции существующих водооградительных защитных дамб, в т.ч. наращивание верховых отметок, укрепление откосов по нормативным требованиям, усиление конструкций дамб в местных аварийных участков, ликвидация остатков старых дренажных труб.
- Реконструкция и поднятие до расчетных отметок участков автодороги Курган -Тюмень и автодороги "Байкал" у очистных сооружений, строительство шлюза - регулятора.
- Окончание строительства защитной дамбы в районе Вороновка.
- Разработка "Проекта ливневой канализации" в новых границах города.
- Организация проектных проработок специализированным институтом для изыскания условий по увеличению пропускной способности поймы р. Тобол в период паводков редкой повторяемости.
Блок - 3. Водоснабжение и канализация.
- Строительство III очереди водозаборных сооружений "Арбинка" с очистными сооружениями и организацией реагентного хозяйства, прокладка второго водовода (4 км) и третьего водовода (22 км), строительство 4-х насосных станций III-го подъема с резервуарами в новых районах города.
- Реконструкция и перевооружение существующего гидроузла на р. Тобол.
- Прокладка магистральных и разводящих сетей водопровода (16 км).
- Реконструкция существующих КОС, строительство комплекса доочистки.
- Строительство разгрузочного коллектора по Омской улице (4 км), напорных трубопроводов (8 км), самотечных коллекторов (6 км).
- Реконструкция существующих насосных станций канализации (4 объекта) по типу финских.
- Реконструкция существующих сетей водопровода, ликвидация утечки на сетевом хозяйстве, исключение потребления "питьевой воды" для технических нужд.
- Разработка "Проектов реконструкции и развития инженерных сетей города", в т.ч.:
сетей водоснабжения;
сетей канализации.
Блок - 4. Очистка территории.
- Расширение территории существующего полигона ТБО, организация сливной станции и скотомогильника, приобретение уборочных машин (20 ед.).
- Изыскание территорий в пригородной зоне для организации полигона токсичных промотходов (С33-3 км).
- Изучение вопроса и начало проектирования площадки ОПЭК (опытно-промышленный комплекс) по переработке ТБО и промотходов города.
- Постановка вопроса перед НТО с нейтрализации или предотвращению промышленных стоков от МПО "Синтез".
Блок - 5. Теплоснабжение.
- Завершение строительства и ввод в строй Северной котельной мощностью на 1 очередь - 190 Гк/час, строительство трубопроводов Ф - 500 и 1000 мм от Северной котельной в Заозерный район, строительство разводящих тепловых сетей.
- Создание (разработка) городской "программы энергоснабжения" в т.ч. изучение вопроса и изыскание возможностей на местном уровне применения автономных, экологически чистых (на газе) источников теплообеспечения в новых или отдельных районах усадебной (коттеджной) застройки.
- Проведение работ по дополнительному инженерно-технико-экономическому обоснованию необходимости создания в городе нового энергоисточника, с учетом применения новых технологий, возможности перевооружения существующих источников, а также в свете проведения "программы энергоснабжения", на основе использования природного газа в качестве основного топлива и применения паро-газовых установок в связи с этим возврат к проблеме размещения ТЭЦ-2.
- Разработка (корректура) "Схемы теплоснабжения" в новых границах.
Блок - 6. Газоснабжение.
- Обеспечение природным газом на индивидуально-бытовые нужды населения районов усадебной и коттеджной застройки в т.ч. - Рябково, Керамзит, Утяк.
- Разработка "Схемы газоснабжения" на территории города в новой городской черте.
Блок - 7. Энергоснабжение.
- Окончание строительства эл/подстанции 220/110/10 "Северная" .
- Строительство 4-х электроподстанций, в т.ч.
п/ст. 110/10 кв. "Базовая" в районе Омской улицы;
п/ст. 2110/10 кв. в районе Северной котельной,
п/ст. 110/10 кв. на заводе ЖБИ-2.
п/ст.110/10 кв. для электроснабжения водозабора "Арбинка".
Блок - 8. Транспорт.
В целом транспортная сеть существующего города сложилась. Требуется на ближайший период:
- Организация системы дублеров основным магистралям города, в т.ч.
- завершение пробивки магистрали в створе ул.Бурова-Петрова - Аргентовского (дублер проспекту Машиностроителей), пробивка и спрямление ул.Бажова (дублер улице К.Мяготина) и в Северном районе организация магистрали по трассе ул.Промышленной (дублер улице Дзержинского).
- Организация участков магистралей для связи районов между собой, в т.ч. - по ул.Чернореченской и 9 Мая (связь Заозерного района с Рябково), пробивка трассы в створе ул.Панфилова с выходом на путепровод у Автобусного завода (связь Западного района с Северным, минуя центр).
- Улучшение технического состояния существующих магистралей (текущая работа по содержанию транспортной системы города), в т.ч. расширение рабочих параметров улиц - Панфилова, Бурова-Петрова, Пугачева.
- Окончание строительства двух путепроводов - у станции Заводской и у Автобусного завода.
- Организация троллейбусного маршрута по трассе пр.Голикова - ул. Промышленная - Северная котельная (6 км), а также от проспекта Машиностроителей по ул.Дзержинского, по ул. Пугачева до пр.Гагарина (4.5 км).
4. Предложения по разработке комплексной системы градорегулирования
В новых условиях градорегулирования, когда генеральный план все больше становится стратегическим прогнозом, только конечные стадии проектов получают правовой статус, при этом необходимо не потерять при их разработке преемственность проектных решений в следующей цепочке по стадиям:
- проект - прогноз (генеральный план или его концепция);
- проект - программа и проект регламент;
- проект отдельных участков, территорий и т.д.
На стадии проект - прогноз (генеральный план) - определяется долгосрочная политика развития города, распределение его ресурсов, обобщенное формулирование целей главных задач, гибкость предлагаемых решений.
На стадии проект - программа - разрабатывается более конкретные технические решения и расшифровка поставленных проблем по направлениям хозяйственной деятельности, в т.ч.:
Комплексная схема охраны окружающей среды - необходимо разработать.
Схемы развития всех инженерных сетей (водопровода, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, инженерной защиты и т.д.) - необходима их корректура с учетом современных требований и расширения городской черты.
Градостроительная оценка стоимости земли - то же.
ИТМ ГО и ЧС - выполнены.
Проект охраны памятников истории - выполнен.
На стадии проект - регламент как юридическое закрепление вопросов градорегулирования , в т.ч.:
Градостроительный кодекс (Устав) города - пока нет.
Градостроительный зональный регламент (ЗОНИНГ) - пока нет.
Кадастр городских территорий - разрабатывается.
Проект городской черты - разработан и утвержден.
Кроме того, необходимо развитие геоинформационной электронной системы (ГИС). Эта система дает возможность новых подходов к управлению городскими территориями, оперативному решению многих текущих вопросов. Появляется возможность многоуровневого анализа различных градостроительных факторов, оперативного получения любой информации о городе, городских системах, комплексного анализа их взаимодействия.
Работа в геоинформационной системе дает возможность администрации города и всем ее службам - оперативно решать и разрешать конкретные вопросы застройки, работы инженерных систем городского коммунального хозяйства, транспорта и т.д.
<< Приложение. г. Курган Генеральный план |
||
Содержание Решение Курганской городской Думы от 16 апреля 1997 г. N 46 "Об утверждении генерального плана города Кургана" (утратило силу) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.