Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации (Правительства)
Курганской области
от 10 июня 2005 г. N 217
Целевая Программа
Курганской области "Производство молока в Курганской области
на 2006 - 2010 годы"
7 февраля 2006 г., 13 ноября 2007 г.
I. Паспорт
целевой Программы Курганской области "Производство молока в Курганской области на 2006 - 2010 годы"
Наименование Программы |
- |
"Производство молока в Курганской области на 2006 - 2010 годы" |
Основание для разработки Программы |
- |
поручение Губернатора Курганской области, распоряжение директора департамента сельского хозяйства от 14 марта 2005 г. N 50 |
Заказчик Программы |
- |
департамент сельского хозяйства Курганской области |
Основные разработчики Программы |
- |
департамент сельского хозяйства Курганской области, Курганский НИИ сельского хозяйства |
Цель Программы |
- |
повышение эффективности молочного животноводства, рост объемов производства молока, сохранение и рост племенной базы молочного животноводства, увеличение сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Курганской области |
Основные задачи Программы |
- |
повысить продуктивность молочного скота и его породные качества, внедрить современные технологии кормления и содержания животных, первичной переработки молока, повысить доходность производства молока и его качественные показатели |
Сроки реализации Программы |
- |
2006 - 2010 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
1) Департамент сельского хозяйства Курганской области; 2) Финансовое управление Курганской области; 3) Администрации муниципальных районов Курганской области (по согласованию); 4) Организации и индивидуальные предприниматели (хозяйства) - участники Программы. |
Мероприятия, исполнителями которых являются хозяйства - участники Программы, реализуются на основе соглашений, заключенных департаментом сельского хозяйства Курганской области по результатам конкурса при исполнении требований (условий) Программы.
Объем и источник финансирования Программы - 352 млн. рублей (областной бюджет). Объем финансирования определен с учетом предполагаемых к выделению собственных средств участников Программы (778,4 млн.руб).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
рост занятости населения и его доходов, обеспечение населения области молочной продукцией |
Продуктивность коров, кг |
- |
рост продуктивности молочного стада до 3200 кг на фуражную корову |
Производство молока, тыс. тонн |
- |
рост объемов производства до 50% к уровню 2005 года |
1. Введение
С целью продолжения успешно действующей областной Программы "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы" разработана целевая Программа Курганской области "Производство молока в Курганской области на 2006 - 2010 годы" (далее именуемая Программа "Молоко").
Программа "Молоко" разработана в соответствии с основными положениями программы экономического и социального развития Курганской области на 2004 - 2010 годы от 17 июня 2003 года N 177, Законом Курганской области от 26 декабря 1997 г. N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства".
Программа представляет собой комплекс мер (систему мероприятий), направленных на стабилизацию развития отрасли молочного животноводства Курганской области.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 33 в пункт 2 раздела I настоящей программы внесены изменения
2. Нормативные правовые акты, использованные при разработке Программы
1. Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 17 июня 2003 года N 177 "О Программе экономического и социального развития Курганской области на 2004 - 2010 годы"
2. Законы Курганской области:
а) Закон Курганской области от 28 октября 1997 года N 79 "Об инвестиционной деятельности в Курганской области, осуществляемой в форме капитальных вложений
б) от 26 декабря 1997 г. N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства"
в) от 4 декабря 2003 г. N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
II. Основное содержание
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На протяжении последних 14 лет отрасль животноводства в большинстве хозяйств Курганской области переживает тяжелейший кризис, началом которого послужила приватизация крупных коллективных предприятий с выделением пая в виде скота и птицы. В результате поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, сократилось в 8 раз. Снижение поголовья велось бессистемно и в большинстве хозяйств, да и в целом по области, сопровождалось снижением продуктивности и породных качеств животных. До принятия Программы "Молоко" надой на корову с 2479 кг упал до 1884 кг в 2000 году. Точно такая же тенденция наблюдалась в получении приростов живой массы крупного рогатого скота.
С 2002 года в Курганской области взят курс на целевое, программное развитие отраслей животноводства. 13 февраля 2002 года одобрена постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 44 и утверждена постановлением Курганской областной Думы от 26 марта 2002 г. N 1089 областная Программа "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы."
Начиная программу "Молоко" в области было всего 57 хозяйств, имеющих более 100 коров и обеспечивающих продуктивность более 2000 кг молока от фуражной коровы.
За 2002 год продуктивность коров участников Программы при прочих равных условиях возросла на 783 кг молока, вследствие чего в целом по области продуктивность коров возросла на 502 кг молока и составила 2265 кг.
В 2003 году в программу вошло уже 102 хозяйства, надаивающих более 2200 кг молока от коров. В 2003 году продуктивность коров по области достигла 2627 кг молока, что на 864 кг больше, чем за 2001 год.
2004 год, несмотря на свою экстремальность по отношению к погодным условиям и состоянием кормовых угодий, подтвердил жизнеспособность Программы "Молоко", когда в целом по области получено 2629 кг молока, что даже несколько больше показателя 2003 года, а 109 участников Программы, имея 82% коров общественного стада области получили 2843 кг молока на корову.
Таблица 1
Динамика поголовья, продуктивности и производства молока в сельскохозяйственных предприятиях
|
1991 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2004 в % к 2000 г. |
Крупный рогатый скот на конец года, тыс. голов |
791,2 |
385,4 |
205,7 |
120,8 |
100,1 |
89,0 |
43,3 |
В т. ч. коров тыс. гол. |
242,7 |
141,6 |
77,4 |
41,7 |
36,6 |
33,2 |
42,9 |
Производство молока тыс. тонн |
619,9 |
249,9 |
159,5 |
111,6 |
100,7 |
90,3 |
56,6 |
Надой молока на 1 корову, кг |
2479 |
1540 |
1884 |
2265 |
2627 |
2629 |
139,5 |
Недостаточное финансирование из областного бюджета программных мероприятий негативно отразилось на выполнении Программы и сохранении маточного поголовья.
Положение в области еще больше усугубилось тем, что из-за сокращения поголовья скота идет сокращение и зооветеринарной службы области, из 2252 специалистов в хозяйствах области сталось всего 313, в том числе в молочном скотоводства 164 человек.
В связи с низкой заработной платой, отсутствием перспективы ушли наиболее квалифицированные специалисты, сокращен до минимума приток молодых специалистов, выпускников высших и средних специальных заведений, низким остается уровень подготовки рабочих массовых профессий.
За годы действия Программы "Молоко" по 40 часовой программе переподготовки руководителей и специалистов хозяйств обучено 214 человек. В области ведется большая работа по техническому перевооружению производства, внедрению новых аппаратов и линий машинного доения коров, проводится работа по организации рабочего места специалиста в животноводстве с использованием компьютерных технологий, современных электронных приборов по определению качества молока. Все шире внедряется антимаститная программа.
В целях укрепления материальной базы молочного животноводства закуплено доильное оборудование ферм в 38 хозяйствах в различной комплектации: доильные аппараты попарного доения и аппараты переменного вакуума работают в 21 хозяйстве, установлено 65 фильтров молока. Водяные вакуумные насосы за 3 года вновь установлены в 43 хозяйствах. Обновлены или вновь установлены охладители молока в 17 хозяйствах. Закуплено и установлено 6 полнокомплектных доильных установок "Молокопровод" и 11 летних доек УДС-ЗБ.
Большое внимание уделяется организации рабочего места специалиста животноводства. Закуплено 28 компьютеров. Племенным репродукторам и претендентам на это звание установлено 12 программ "Селэкс". Во всех случаях работе с программой "Селэкс" обучены специалисты хозяйств и ведется работа по механизированной обработке данных бонитировки скота, первичного зоотехнического учета.
В базовом хозяйстве Программы ЗАО им. Калинина Каргапольского района действует кормоуборочный комплекс "Салют" по приготовлению сенажа в упаковке, кормоцех на колесах КИС-8, установка по плющению зерна "MURSKA"-350. Все эти технологии прекрасно себя зарекомендовали.
Срок действия Программы оказался недостаточным для коренного перелома структуры рационов скота и укрепления кормовой базы хозяйств. Появились только первые, зачастую даже недостаточные попытки перехода на новые ресурсосберегающие технологии, но и они резко меняют к лучшему экономические условия хозяйствования, значительно увеличивают продуктивность животноводства.
Одной из главных причин снижения производства молока стал разрыв между молочным скотоводством и молочной промышленностью, толчком к которому послужило: отсутствие механизма государственного регулирования, усиливающийся диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и средствами производства для нее, и в силу этого неэквивалентный обмен между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, пользующимися монопольным положением в сбыте скоропортящейся продукции.
Учитывая положительное влияние Программы "Молоко", Департамент сельского хозяйства Курганской области считает необходимым продолжение Программы "Молоко" на срок до 2010 года.
В основу обновленной Программы включены предложения хозяйств - участников Программы "Молоко".
2. Цель и задачи Программы
Целевая Программа Курганской области "Производство молока в Курганской области на 2006 - 2010 годы" направлена на продолжение действия предыдущей Программы "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы" и нацелена на:
- восстановление молочного животноводства области;
- перевод молочного животноводства на новые, ресурсосберегающие технологии;
- повышение доходности отрасли;
- расширение сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, исходя из принципов устойчивого развития молочного животноводства;
- удовлетворение потребностей населения области в молочных продуктах;
- сохранение рабочих мест.
Основная цель Программы - через систему технологических и экономических мер сохранить поголовье коров в сельскохозяйственных предприятиях области и создать условия для его наращивания. Увеличить продуктивность коров, повысить качество молока, стимулировать рост производства и товарности молока, эффективность его производства.
Для достижения постановленной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечить внедрение современных технологий кормления и содержания животных;
- создать устойчивую кормовую базу для животноводства области в каждом сельскохозяйственном предприятии за счет организации прифермских и лугопастбищных севооборотов, совершенствование структуры посевных площадей с увеличением объемов высокобелковых культур. Освоение современных методов заготовки кормов, обеспечивающих их высокое качество. Одновременно с этим улучшить подготовку кормов к скармливанию и рациональное их использование, для чего широко использовать белково-минерально-витаминные добавки, заменители цельного молока;
- улучшить селекционную племенную работу и воспроизводство стада, шире использовать возможности компьютерной обработки данных зоотехнического учета. Расширить сеть племенных репродукторов черно-пестрого скота с целью увеличения численности племенного молодняка крупного рогатого скота, подготавливаемого для реализации хозяйствам области;
- обеспечить проведение ветеринарных мероприятий, направленных на профилактику и лечение заболеваний, в т. ч. лейкоза, мастита;
- способствовать интеграции сельхозтоваропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности;
- обеспечить информационно-консультационное и научное обслуживание участников Программы "Молоко";
- организовать подготовку и переподготовку зооветеринарных кадров, проведение семинаров по изучению опыта передовиков.
3. Участники Программы
В Программе вправе принимать участие сельскохозяйственные организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, имеющие в наличии на период вступления коров не менее 100 голов, при условии стабилизации и дальнейшего увеличения поголовья.
Кроме того, участники Программы должны обеспечить продуктивность на фуражную корову по годам:
Таблица 2
Требуемый уровень продуктивности коров по годам
Годы |
Черно-пестрый скот |
2006 |
2800 |
2007 |
2900 |
2008 |
3000 |
2009 |
3100 |
2010 |
3200 |
Решение об участии в программе по каждому хозяйству персонально принимает рабочая комиссия Программы, созданная распоряжением первого заместителя губернатора Курганской области, директора департамента сельского хозяйства Курганской области. Он же утверждает решение рабочей комиссии по составу участников Программы.
Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства в Курганской области принимается ежегодно и утверждается первым заместителем Губернатора Курганской области - директором департамента сельского хозяйства Курганской области и заместителем Губернатора - начальником финансового управления Курганской области в соответствии с настоящей программой и законом Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Порядок определяет условия предоставления субсидий, выделяемых на государственную поддержку животноводства, в том числе Программы "Молоко". Оговариваются условия выплаты субсидий за произведенное и реализованное молоко, за содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах, за покупку племенного молодняка крупного рогатого скота на конкурсной основе, приобретение жидкого азота на зоотехнические цели и реализации семени быков-улучшателей.
Объемы субсидий определяются в рамках сумм, выделенных областным бюджетом, с учетом объемов производства и реализации молока каждым участником Программы, наличия племенного маточного поголовья и купленного племенного молодняка, затрат азота и семени на воспроизводство стада.
С каждым участником Программы ежегодно департаментом сельского хозяйства Курганской области заключаются соглашения, где определяются индивидуальные параметры развития отрасли и выделяемые квоты субсидий областного бюджета при условии выполнения соглашения.
Порядок определяет ставку субсидий за единицу продукции. Основная масса субсидий распределяется пропорционально объемам произведенного и реализованного молока непосредственно товаропроизводителями перерабатывающим предприятиям, учреждениям социальной сферы по прямым договорам, реализованное в собственных торговых точках, магазинах.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 33 в пункт 4 раздела II настоящей программы внесены изменения
4. Кормопроизводство, кормоприготовление и рациональное использование кормов
Решающим условием развития молочного скотоводства, выполнения поставленных программой "Молоко" задач по повышению продуктивности коров, увеличению валового производства молока, является прочная кормовая база, полное обеспечение скота всеми видами кормов высокого качества, скармливания их в подготовленном и сбалансированном виде.
Все корма, заготовляемые в хозяйствах для коров с высокой продуктивностью, по качеству должны быть не ниже первого или второго класса.
Применение детализированных норм кормления осуществляется на основе балансирования рационов по питательности веществами за счет применения специальных комбикормов, белково-витаминных добавок и т.д.
Рационы кормления должны составляться только по фактической питательности кормов, имеющих в хозяйствах, после исследования их в ветеринарных, государственных агрохимических службах или в собственных лабораториях.
Таблица 3
Годовая потребность коров разной продуктивности в энергии и переваримом протеине (жирномолочность 3,8 - 4,0%)
Удой на корову в год |
Затраты кормовых ед. на 1 кг молока |
Требуется на 1 кормовых ед. переваримого протеина |
Требуется на 1 голову в год |
||
корм, ед., кг |
Энергии, (МДж) |
переваримого протеина, кг |
|||
3000 |
1,15 |
98 |
3450 |
41055 |
338 |
3500 |
1,10 |
100 |
3850 |
45430 |
385 |
4000 |
1,05 |
102 |
4200 |
49140 |
428 |
4500 |
1,03 |
104 |
4635 |
53766 |
482 |
5000 |
1,02 |
106 |
5100 |
58650 |
540 |
5500 |
1,01 |
108 |
5555 |
63882 |
600 |
6000 |
1,00 |
110 |
6000 |
69000 |
660 |
Кроме того, вблизи каждой фермы должны быть созданы улучшенные пастбища из расчета не менее 0,3 - 0,5 га на каждую корову, а так же организовать зеленый конвейер для поддержки животных в критические периоды, когда не достает пастбищных кормов.
За период действия Программы предстоит расширить работы по улучшению лугов и пастбищ, увеличить посевы культур, богатых белком: люцерны, клевера, рапса, гороха, вики, козлятника и других высокоурожайных кормовых культур.
Одной из основных причин низкой энергетической и протеиновой ценности кормов является поздние сроки уборки трав.
На ближайшие годы поставлена задача повышение качества всех видов кормов за счет применения современных технологий заготовки, консервирования и хранения в сочетании с оптимальными сроками уборки кормовых культур. Выплата субсидий будет производиться при условии исследования кормов по качественным показателям.
Таблица 4
Основные параметры производства кормов в Курганской области
|
Единица измерения |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2006 г |
Заготовка грубых и сочных кормов на 1 условную голову |
центнеров кормовых единиц (к.ед.) |
26,3 |
27,5 |
28,7 |
30,0 |
32,0 |
121,7 |
Производство зернофуража |
тыс. тонн |
85,8 |
89,2 |
92,3 |
95,4 |
98,4 |
114,7 |
Производство сена |
тыс. тонн |
169,5 |
174,5 |
180,0 |
189,4 |
199,8 |
117,9 |
|
тыс.т.к.ед. |
86,4 |
89,0 |
91,8 |
96,6 |
101,9 |
117,9 |
в т. ч. прессованого |
тыс. тонн |
44,9 |
46,2 |
47,8 |
48,8 |
51,8 |
115,4 |
|
тыс.т.к.ед. |
21,6 |
23,6 |
24,4 |
24,9 |
26,4 |
115,4 |
в т. ч. с досушкой активной вентиляцией |
тыс. тонн |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
214,3 |
тыс.т.к.ед. |
0,35 |
0,41 |
0,51 |
0,61 |
0,76 |
214,3 |
|
Сенаж |
тыс. тонн |
288,1 |
309,0 |
342,0 |
390,0 |
432,7 |
150,2 |
тыс.т.к.ед. |
86,4 |
92,7 |
102,6 |
117,0 |
129,8 |
150,2 |
|
Силос |
тыс. тонн |
159,0 |
165,0 |
170,6 |
176,5 |
183,6 |
115,5 |
тыс.т.к.ед. |
29,4 |
31,3 |
32,4 |
33,5 |
35,7 |
115,5 |
|
в т.ч. из кукурузы молочно-восковой спелости |
тыс. тонн |
127,2 |
137,0 |
145,0 |
150,0 |
156,8 |
123,3 |
|
тыс.т.к.ед. |
25,4 |
27,4 |
29,0 |
30,0 |
31,4 |
123,3 |
в т.ч. с консервантом |
тыс. тонн |
3,2 |
3,6 |
4,4 |
5,2 |
5,9 |
184,4 |
|
тыс.т.к.ед. |
0,6 |
0,7 |
0,84 |
1,0 |
1,12 |
184,4 |
Зеленые корма |
тыс. тонн |
473,4 |
489,0 |
507,0 |
522,0 |
546,8 |
115,5 |
|
тыс.т.к.ед. |
118,0 |
122,0 |
126,4 |
130,5 |
136,7 |
115,5 |
в т.ч. пастбищные |
тыс. тонн |
428,4 |
443,0 |
460,0 |
480,0 |
494,7 |
115,5 |
тыс.т.к.ед. |
111,4 |
115,0 |
119,6 |
124,8 |
128,6 |
115,5 |
В настоящее время в хозяйствах кормоуборочная техника изношена на 80 - 90% в связи с чем необходимо обновление кормозаготовительной техники, согласно таблицы# 5, для улучшения качества заготовки кормов необходимо за 2006 - 2010 годы приобрести 31 кормоуборочной комбайн Дон-680 или другую подобную технику, 15 кормозаготовительных комплексов для приготовления "сенажа в оболочке", кроме того, необходимо закупить пленки и консервантов на общую сумму 15,6 млн. рублей.
Таблица 5
Приобретение кормозаготовительной техники и вспомогательных материалов
Марка |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
||||||
|
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
Дон-680 и др. |
3 |
5700 |
5 |
9500 |
5 |
9500 |
8 |
15200 |
10 |
19000 |
31 |
58900 |
Корм. комплекс "Салют - Пермь" и др. |
2 |
3840 |
2 |
3840 |
3 |
5760 |
3 |
5760 |
5 |
9750 |
15 |
28950 |
Затраты на новые технологии (пленка, консерванты) |
|
2130 |
|
2500 |
|
2950 |
|
3520 |
|
4500 |
|
15600 |
Итого |
|
11670 |
|
15840 |
|
18210 |
|
24480 |
|
33250 |
|
103450 |
Результаты использования кормозаготовительного комплекса "Салют - Пермь" в условиях нашей области наглядно продемонстрировали преимущество "сенажа в упаковке", когда при сохранении 90 - 95 % биологического урожая питательных веществ трав достигнуты высшие классы качества корма и 100 % поедаемость.
Традиционные технологии заготовки силоса и сенажа в бетонированных траншеях не терпят упрощений. Необходимо повсеместное применение современных консервантов и укрывной пленки, гарантировано обеспечивающих качество корма.
Наибольшую эффективность использования кормов животными дает кормление кормосмесями. Для их производства необходимо использовать имеющиеся кормоцеха а также прицепные кормораздатчики - смесители типа КТУ-10А и более современные КИС-8 и т.д. с дозаторами загрузки и раздачи кормов.
Для увеличения молочной продуктивности дойного стада важную роль играет зернофураж и производимые на его основе комбикорма. В качестве премиксов к зернофуражу целым рядом фирм предусмотрено изготовление индивидуальных добавок, позволяющих в каждом хозяйстве производить необходимые комбикорма для балансировки рационов с минимальными затратами.
Широко распространены премиксы фирм "Провими", "Капитал-Прок" и т.д. позволяющих непосредственно в хозяйствах производить полноценные комбикорма для любых групп животных.
5. Техническое перевооружение животноводческих помещений
Центральное место в организации надлежащих условий труда на животноводческих фермах, соблюдения технологии производства молока, занимает механизация производственных процессов.
По состоянию на начало 2005 года на действующих 271 молочных фермах имеется 319 коровников. Средства механизации этих помещений выработали срок эксплуатации: доильные установки изношены на 89 %, холодильные установки - на 61 %, системы водопроводов - на 74 %, водогрейные котлы - на 86 %, навозоуборочные транспортеры - на 71 %.
Таблица 6
Потребность в технических средствах для механизации ферм
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
||||||
Марка |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
кол-во |
сумма тыс. руб. |
Доильные установки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АДМ-8А-100 |
12 |
2136 |
12 |
2136 |
12 |
2136 |
12 |
2136 |
12 |
2136 |
60 |
10680 |
АДМ-8А-200 |
10 |
3080 |
12 |
3696 |
10 |
3080 |
10 |
3080 |
10 |
3080 |
52 |
16016 |
Холодильные установки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РОЗ-2,5 |
13 |
5031 |
13 |
5031 |
15 |
5805 |
14 |
5418 |
13 |
5031 |
68 |
26316 |
РОЗ-5,0 и др. |
10 |
6650 |
11 |
7315 |
11 |
7315 |
11 |
7315 |
12 |
7980 |
55 |
36575 |
Водогрейные котлы |
50 |
920 |
60 |
1104 |
65 |
1196 |
57 |
1048,8 |
57 |
1048,8 |
289 |
5317,6 |
Кормораздатчик - смеситель КИС-8 и др. |
20 |
9600 |
28 |
13440 |
28 |
13440 |
25 |
12000 |
25 |
12000 |
126 |
60480 |
Погрузчик кормов |
15 |
324 |
15 |
324 |
16 |
345,6 |
15 |
324 |
15 |
324 |
76 |
1641,6 |
Навозоуборочный транспортер ТСН-3Б |
30 |
2550 |
32 |
2720 |
32 |
2720 |
34 |
2890 |
35 |
2975 |
163 |
13855 |
Стойловое оборудование ОСК-ф-27 (привязь, поилки, стойки) |
390 |
880,1 |
392 |
885,9 |
392 |
885,9 |
392 |
885,9 |
394 |
890,4 |
1960 |
4428,2 |
Итого |
|
31171,1 |
|
36651,9 |
|
36923,5 |
|
35097,7 |
|
35465,2 |
|
175309,4 |
Намеченный программой рост производства молока ставит соответствующие задачи по совершенствованию и замене средств механизации животноводческих ферм.
На фермах необходимо заменить 112 доильных установок, 123 холодильных установок, 126 кормораздатчиков, 76 погрузчиков кормов, 103 навозоуборочных транспортеров. Требуется замена стойлового оборудования в 189 коровниках. Всего оборудования на общую сумму 175,3 млн. рублей.
ГОСТ Р 52054-2003 "Молоко натуральное коровье - сырье" требует после доения немедленной фильтрации молока и охлаждения не позднее 2 часов после доения до температуры 4 + -2 С. Эти требования можно выполнить используя охладители РОЗ-2,5 или РОЗ-5,0 производства ОАО "Кургансельмаш" или аналогичное оборудование импортного производства. При этой температуре молоко можно хранить 18 - 36 часов, что позволит перевозить молоко на переработку один раз в сутки без ущерба для качества.
Современная мировая практика использует для доения коров аппараты с щадящим режимом попарного доения и аппараты переменного вакуума.
Наиболее экономически целесообразной оказалась технология доения коров аппаратами попарного доения в комплексе с антимаститной программой.
6. Селекционно-племенная работа
В деле дальнейшего увеличения производства молока большое значение имеет селекционная работа, которая включает систему мероприятий по воспроизводству стада, интенсивное выращивание молодняка, оценку животных по собственной продуктивности, отбор и подбор животных, работу с линиями и семействами.
По численности крупного рогатого скота, разводимого в Курганской области, наибольший удельный вес занимает черно-пестрая порода - 94 %, симментальская порода - 5 %. В результате направленной племенной работы рост чистопородных животных увеличивается на 15 %.
Улучшается классный состав крупного рогатого скота. Численность животных, отнесенных к высшим бонитировачным классам элита-рекорд и элита увеличится с 51 % в 2004 году до 60 % в 2010 году.
Основой для совершенствования и качественного преобразования разводимой черно-пестрой породы скота являются племенные заводы и племенные репродукторы. Уровень развития генетического потенциала товарного животноводства находится в прямой зависимости от эффективности селекционной работы и использования искусственного осеменения в животноводстве.
В настоящее время племенные ресурсы молочного скотоводства области сосредоточены в двух племенных заводах: ЗАО "Разлив" Кетовского района и ЗАО "Глинки" г. Курган. Шесть племенных репродукторов: ЗАО "Менщиковское" Кетовского района, ЗАО "Знамя" Куртамышского района, СХПК "Путь Ильича", ООО "Шадринское" Шадринского района, ОАО "Курганское" по племенной работе, КНИИСХ Кетовского района.
Все эти хозяйства имеют лицензии на осуществление совокупной деятельности по разведению и содержанию племенного крупного рогатого скота черно-пестрой породы.
В племенных репродукторах 100% чистопородный скот, 73 % животных отнесено к высшим бонитировачным классам элита-рекорд и элита.
В 2004 году в 46 хозяйствах проведена бонитировка крупного рогатого скота. Комплексной оценкой охвачено 24,9 тысяч голов, в том числе 11 тысяч коров. Из пробонитированного поголовья чистопородного и четвертого поколения животных 98 %, в том числе коров 94 %. К классам элита-рекорд и элита отнесено 51 % животных, что больше по сравнению с прошлым годом на 6 %.
Надой по племенному стаду составил 3023 кг молока. По первой лактации продуктивность 3254 кг. С удоем более 5000 кг и выше имеется 492 головы, что на 221 голову больше уровня прошлого года.
7. Воспроизводство стада крупного рогатого скота
Для укрепления материально-технической базы ОАО "Курганское" по племенной работе для замены спецтранспорта и криогенного оборудования, по причине естественного износа вследствие длительной эксплуатации (более 10 - 15 лет) необходимы финансовые средства согласно таблице.
Таблица 10
Приобретение спецтехники и криогенного оборудования для доставки семени и азота в хозяйства области
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Итого |
||||||
|
кол-во |
тыс. руб. |
кол-во |
тыс. руб. |
кол-во |
тыс. руб. |
кол-во |
тыс. руб. |
кол-во |
тыс. руб. |
кол-во |
тыс. руб. |
ЦТК-1,61-0,25 |
1 |
630 |
|
|
|
|
1 |
630 |
|
|
2 |
1260 |
ЦТК-0,5-0,25 |
|
|
1 |
250 |
|
|
|
|
1 |
250 |
2 |
500 |
Сосуд СДС 30-2 |
20 |
200 |
20 |
200 |
20 |
200 |
20 |
200 |
20 |
200 |
100 |
1000 |
Сосуд СДС 5 |
3 |
15 |
3 |
15 |
2 |
10 |
2 |
10 |
2 |
10 |
12 |
60 |
Итого |
|
845 |
|
465 |
|
210 |
|
840 |
|
460 |
|
2820 |
8. Выращивание ремонтного молодняка
Создание высокопродуктивных стад невозможно без организации выращивания полноценных ремонтных телок и подготовки нетелей к отелу в наиболее экономически обоснованном периоде развития и возраста животного.
Сложившуюся ситуацию в животноводстве за счет программных мероприятий намечается решить улучшением организации выращивания ремонтных телок.
С этой целью намечено:
1. В каждом сельскохозяйственном предприятии организовать фермы или дворы по выращиванию ремонтных телок.
2. В целях получения физиологически крепких телят и коров более высокой продуктивности, продолжить работу по научно-обоснованной подготовке сухостойных коров и нетелей к отелу, обеспечить полноценное кормление по рационам не менее 10 - 11 кормовых единиц на одну голову в сутки, с содержанием 110 - 120 грамм переваримого протеина на одну кормовую единицу, при норме выпойке цельного молока телятам 400 кг (или замене высококачественным заменителем цельного молока не более 80%).
3. В товарных стадах предусмотреть прирост живой массы ремонтного молодняка на удой будущей коровы в год до 3000 кг, к 18 месячному возрасту 330 - 350 кг, на удой до 4000 кг - 380 - 400 кг живого веса. При этом среднесуточный привес живой массы от рождения до 6-месячного возраста должен быть 700 - 750 граммов, от 6 до 12 месяцев 750 - 800 граммов, от 12 до 18 месяцев - 550 - 600 граммов.
Программой намечено улучшение структуры стада, замена низкопродуктивных, не пригодных к воспроизводству коров высокопродуктивными первотелками.
В структуре стада на 100 коров при удое до 3000 кг необходимо иметь 25 - 27 % нетелей; до 4000 кг - 30 - 32 %; 5000 и более 37 - 40 % нетелей, и вводить в стадо не менее 25% первотелок.
Таблица 11
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего за 2006 - 2010 годы |
Покупка племенных телок, нетелей, голов |
120 |
150 |
180 |
250 |
300 |
1000 |
Живой вес, тонн |
42 |
52,5 |
63 |
87,5 |
105 |
350 |
Субсидии на племпокупку из областного бюджета, руб/кг живого веса |
30 |
30 |
35 |
35 |
40 |
|
Сумма субсидий, млн. руб. |
1,26 |
1,575 |
2,205 |
3,063 |
4,2 |
12,303 |
Выплата субсидий из областного бюджета на приобретение племенного молодняка производится хозяйствам - участникам Программы "Молоко" получивших на это право на основе конкурса, проводимом рабочей комиссией Программы с утверждением решения комиссии первым заместителем Губернатора Курганской области - директором департамента сельского хозяйства Курганской области.
9. Профилактика и лечение маститов крупного рогатого скота
В увеличении производства молока, долголетия использования коровы, улучшения технологических свойств и повышении санитарного качества молока особое значение приобретают мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний молочной железы.
В системе профилактики мастита коров предусмотрен комплекс организационно-хозяйственных, инженерных зоотехнических, ветеринарно-санитарных мероприятий.
Необходимо осуществить постоянный контроль за работой доильных установок и молочного оборудования, за состоянием молочной железы.
В случае выявления отклонений незамедлительно устранять отмеченные недостатки.
Для лечения маститов предложено много высокоэффективных суспензий, антибиотических и комплексных лекарственных средств. Важно в каждом хозяйстве выработать комплексные мероприятия лечения и предупреждения заболеваний молочной железы.
После доения вся молочная аппаратура моется и дезинфицируется для этого необходимо иметь запас моющих и дезинфицирующих средств.
Таблица 12
Финансирование мероприятий по профилактике и лечению маститов коров
Мероприятия |
Сумма |
Моющиеся и дезинфицирующие вещества |
617 тыс. руб. |
Лечебные препараты |
1236 тыс. руб. |
Витамины |
2690 тыс. руб. |
10. Информационно-консультационное и научное обеспечение внедрения и реализации Программы "Молоко"
Исполняют информационно-консультационное и научное обеспечение выполнения Программы "Молоко":
- Информационно-консультационная служба департамента сельского хозяйства Курганской области;
- Курганская сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева (по согласованию);
- Курганский научно исследовательский институт сельского хозяйства (по согласованию).
Информационно-консультационное и научное обеспечение выполнения Программы "Молоко" будет проводиться по следующим направлениям:
1. Разработка и внедрение научно-обоснованных рекомендаций по содержанию, кормлению, выращиванию молодняка крупного рогатого скота, применительно к условиям конкретного хозяйства.
2. Расчет специалистами службы оптимальных и сбалансированных рационов кормления сельскохозяйственных животных, исходя из фактического наличия кормов и состояния отрасли кормопроизводства в хозяйстве. Выдача рекомендаций по улучшению кормления и оптимизации рационов в каждом конкретном хозяйстве и обучение работе с компьютерными программами специалистов хозяйств.
3. Разработка севооборотов кормовых культур в хозяйствах для обеспечения полноценного и сбалансированного кормления животных, повышение производства молока и надоя на 1 фуражную корову, предусмотренного условиями Программы.
4. Для реализации Программы продолжить работу по использованию программы "Селэкс" в племенных репродукторах, расширить сеть использования "Селэкса" в хозяйствах, претендующих на лицензирование по этой деятельности. Налаживание модемной связи с информационно-консультационной службой для оперативного решения вопросов - организационных и технологических.
5. Анализ выполнения хозяйствами условий Программы, установленных для участия и достижения показателей, поставленных соглашением на определенный период работы. Проведение расчетов по экономической эффективности использования Программы "Молоко" в хозяйствах и определение лучших, добившихся наиболее высоких результатов.
6. Для реализации Программы науке, обслуживающей сельское хозяйство, организовать внедренческую работу в хозяйствах, участвующих в программе, произвести расчеты экономической эффективности от реализации научных разработок.
11. Кадровое обеспечение молочного животноводства
Важным фактором развития и повышения эффективности молочного животноводства является кадровое обеспечение.
В отрасли животноводства агропромышленного комплекса занято 4600 человек: специалистов, рабочих животноводства.
В настоящее время отрасли недостает 68 зоотехников, в том числе 42 главных зоотехников; 41 ветврача, в том числе 36 главных ветврачей хозяйств с высшим образованием. Недостает 47 операторов по воспроизводству стада КРС, 27 операторов машинного доения коров.
В настоящее время обучается на зооинженерном факультете КГСХА им. Т.С. Мальцева 418 человек.. Ежегодно на этот факультет принимается 75 студентов.
В средних специальных заведениях области ежегодно принимается на факультет зоотехния 30 человек, по подготовке веттехников 120 человек.
Расширяется интеграция Курганского сельскохозяйственного техникума с Уральской государственной академией ветеринарной медицины по ускоренной программе подготовки ветврачей для сельскохозяйственных предприятий области до 25 человек в год.
Программой "Молоко" предусматриваются меры по закреплению выпускников высших и средних специальных учебных заведений на селе.
В этих же целях предусмотрена целевая подготовка зоотехников за счет областного бюджета в КГСХА им. Т.С. Мальцева до 8 человек в год, по договорам с обязательством работы в конкретном хозяйстве в течение не менее 3-х лет после окончания академии.
В Курганской школе управления АПК предусматривается:
- повышать квалификацию зооветспециалистов ежегодно по 70 человек, дополнительно обучать специалистов прочих профессий - 70 человек;
- вновь готовить по 20 операторов по воспроизводству сельскохозяйственных животных;
- на производстве продолжить работу по подготовке и переподготовке операторов машинного доения в количестве не менее 200 человек в год, проводить переподготовку работников животноводства с подтверждением классности.
Таблица 13
Расчет необходимых средств для проведения конкурсов профессионального мастерства работников животноводства
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||||
|
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.). |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.). |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.). |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.). |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.). |
|
Конкурсы операторов по воспроизводству |
||||||||||
Областной |
150 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Всероссийский |
125 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
25 |
Итого |
275 |
|
55 |
|
55 |
|
55 |
|
55 |
|
55 |
|
Конкурсы зоотехников хозяйств |
||||||||||
Областной |
150 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Итого |
150 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
Конкурсы операторов машинного доения коров |
||||||||||
Областной |
210 |
30 |
70 |
|
|
30 |
70 |
|
|
30 |
70 |
Всероссийский |
75 |
2 |
25 |
|
|
2 |
25 |
|
|
2 |
25 |
Итого |
285 |
|
95 |
|
|
|
95 |
|
|
|
95 |
Итого по всем конкурсам |
710 |
|
180 |
|
85 |
|
180 |
|
85 |
|
180 |
Для проведения областных конкурсов профессионального мастерства и участия победителей на всероссийских конкурсах мастеров машинного доения коров, операторов по воспроизводству стада, зоотехников технологов хозяйств, предусмотреть в областном бюджете средства в сумме 0,71 млн. рублей.
Таблица 14
Расчет средств, необходимых на повышение квалификации специалистов
|
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||
|
|
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
Количество человек |
Всего сумма затрат (тыс. руб.) |
Специалисты муниципальных образований в сфере сельского хозяйства |
50 |
2 |
10 |
2 |
10 |
2 |
10 |
2 |
10 |
2 |
10 |
Специалисты хозяйств |
150 |
12 |
30 |
12 |
30 |
12 |
30 |
12 |
30 |
12 |
30 |
Итого |
200 |
14 |
40 |
14 |
40 |
14 |
40 |
14 |
40 |
14 |
40 |
|
|
|
|
|
|||||||
Всего на кадровую подготовку, свод |
4035 |
|
845 |
|
750 |
|
845 |
|
750 |
|
845 |
В том числе: Повышение квалификации |
200 |
14 |
40 |
14 |
40 |
14 |
40 |
14 |
40 |
14 |
40 |
|
710 |
|
180 |
|
85 |
|
180 |
|
85 |
|
180 |
Поддержка специалистов |
3125 |
|
625 |
|
625 |
|
625 |
|
625 |
|
625 |
Постановлением Правительства Курганской области от 13 ноября 2007 г. N 464 в таблицу 16 раздела III настоящего приложения внесены изменения
III. Финансовые затраты на реализацию Программы, источники финансирования и направления использования средств
Таблица 16
Источники финансирования Программы по годам (2006 - 2010) с учетом собственных средств участников Программы
IV. Оценка эффективности реализации Программы
Предусмотренное программой повышение эффективности ведения отрасли молочного животноводства определяется:
- ведением отрасли животноводства в конкретном хозяйстве;
- независимой оценке состояния кормовой базы предприятия, сбалансированности рационов, применением новых технологий;
- повышение экономической эффективности отрасли животноводства за счет снижения затрат на единицу продукции, оптимизации рационов, повышения мотивации труда, повышения квалификации животноводов.
Программа "Молоко" предполагает обеспечение и модернизацию охладителей молока и другого молочного оборудования, связанного с гарантированным получением качества молока.
Таблица 17
Экономическая эффективность применения охладителей молока из расчета хозяйства с поголовьем 300 голов с удоем 3000 кг в год
Характеристика |
Delta-X, Delta-T (Германия); РОЗ-5 (Кургансельмаш) |
Танки типа РПО-2,5: МКА-2000 |
Потребляемая э/энергия на охлаждение 1 тонны молока, кВт/ч |
14,0 |
18,0 |
Стоимость э/энергии, руб. кВт/ч |
1,9 |
1,9 |
Затраты на охлаждение 900 тонн молока в год, руб. |
23940 |
30780 |
Из таблицы видно, что экономия финансовых средства составляет 6840 рублей, то есть на одну корову экономия составляет 22,8 рублей. Из расчета на 31,5 тысяч коров Курганской области экономия составит 718,2 тыс. рублей в год только на электроэнергию для охлаждения молока.
Если задаться вопросом качества реализуемого молока, то в целом по Курганской области потери составят гораздо большие суммы, если учесть, что более 30 % молока реализовано низшими сортами, что ощутимо бьет по финансовой стороне сельскохозяйственных предприятий.
Если развивать тему качества молока, то нельзя не остановиться на проблемах связанных с заболеваниями молочной железы - маститами, которые наносят большой экономический урон.
По официальным данным в год 14 - 15 % коров подвергаются заболеваниям вымени (клинические формы). При заболевании идет снижение продуктивности на 15 - 17 %.
Ущерб хозяйств Курганской области, при учете только разницы между продуктивностью здоровых и переболевших коров с учетом времени лечения, составит в год примерно 43 млн. рублей, без учета стоимости лекарств, затрат труда и т. д.
Современные системы доильных аппаратов, программы и технологии борьбы с маститами максимально снижают процент заболеваемости и улучшают экономическое состояние отрасли.
75 - 80 % успеха в животноводстве - это кормление сельскохозяйственных животных. Один из основных этапов переоснащения животноводства предусматривает более широкое использование современной кормозаготовительной техники, кормосмесителей-раздатчиков кормов.
Использование современной техники в смешивании и раздаче кормов дает прекрасные результаты.
Экономическая эффективность использования кормосмесителя-раздатчика:
- количество коров - 300 гол
- надой на корову - 3000 кг
- цена на молоко - 6 руб./литр
- стоимость трудозатрат - 22,4 руб./ч
- время на кормление - 480 мин. в день
- средняя стоимость кормов - 3,64 руб./кг
Результат при использовании кормосмесителя | |
Увеличение надоев на 10% - 300 кг на корову в год (по мнению ученых возможно увеличение надоев до 30 %) |
540000 руб. в год |
Снижение потребления корма - на 90 кг на корову в год |
71280 руб. в год |
Улучшенное здоровье стада - 672 руб. на корову в год |
201600 руб. в год |
Снижение отходов кормов на 120 кг на корову в год |
95040 руб. в год |
Сокращение трудозатрат- 120 мин. в день |
16352 руб. в год |
Экономия за год |
924272 рубля |
В расчете на 1 корову экономия равна 3081 руб. в год. Потребление кормов снизится за счет лучшей усвояемости питательных веществ корма.
В целом эффект от реализации Программы оценивается конечным результатом - реализацией товарного молока.
Таблица 17
Расчет экономической эффективности
|
Ед. Измер. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2006 - 2010 г. |
Количество Реализованного молока |
Тыс. т. |
83,9 |
92,0 |
101,3 |
107,4 |
115,2 |
499,8 |
Цена реализации за 1 тонну |
Руб. |
8000 |
8500 |
8800 |
9000 |
9500 |
8815 |
Выручка от реализации |
Млн. Руб. |
671,2 |
782 |
891,4 |
966,6 |
1094,4 |
4405,6 |
Себестоимость 1 т молока |
Руб. |
5950 |
6500 |
6900 |
7150 |
7300 |
6813 |
Себестоимость реализованной продукции |
Млн. Руб. |
499,2 |
598,0 |
699,0 |
767,9 |
841,0 |
3405,1 |
Результат. + - |
Млн.руб. |
+ 172,0 |
+ 184,0 |
+ 192,4 |
+ 198,7 |
+ 253,4 |
+ 1000.5 |
Рентабельность |
% |
34,5 |
30,8 |
27,5 |
25,9 |
30,1 |
29,4 |
Реализация Программы позволит создать дополнительные рабочие места на селе, повысить благосостояние работников и пополнить бюджеты всех уровней.
V. Система контроля исполнения Программы
1. Департамент сельского хозяйства Курганской области по итогам полугодия представляет Администрацию (Правительство) Курганской области информацию о выполнении основных мероприятий по Программе.
2. Финансовое управление Курганской области ежеквартально представляет информацию в Администрацию (Правительство) Курганской области информацию об исполнении бюджетных обязательств по Программе
3. Департаменту сельского хозяйства Курганской области, Администрациям муниципальных районов Курганской области (по согласованию):
- дважды в неделю проводить анализ оперативной информации молочной продуктивности коров, валового производства и реализации молока по районам и сельскохозяйственным предприятиям;
- ежемесячно проводить совещания по итогам работы в животноводстве, анализировать ход выполнения Программы с приглашением начальников и главных зооветспециалистов органов местного самоуправления в сфере сельского хозяйства;
- ежегодно проводить совещания-семинары с участием специалистов районов хозяйств ученых по развитию молочного скотоводства области;
- ежемесячно анализировать ход выполнения Программы по селекционно-племенной работе и информировать руководство Департамента сельского хозяйства Курганской области, материалы анализа использовать в проведении совещаний по итогам работы в животноводстве.
Заместитель Губернатора Курганской области - |
А.Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.