Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
(Правительства) Курганской области
от 21 июня 2005 г. N 235
Целевая Программа Курганской области
"Производство зерна с применением ресурсосберегающих технологий в Курганской области на 2005 - 2010 годы"
20 декабря 2005 г.
Паспорт
целевой Программы Курганской области "Производство зерна с применением ресурсосберегающих технологий в Курганской области на 2005 - 2010 годы"
Наименование Программы |
"Производство зерна с применением ресурсосберегающих технологий в Курганской области на 2005 - 2010 годы" |
Основания для разработки Программы |
Поручение Президента Российской Федерации и Губернатора Курганской области по итогам заседания Госсовета в сентябре 2004 года |
Заказчик Программы |
Администрация (Правительство) Курганской области |
Координатор Программы |
Департамент сельского хозяйства Курганской области |
Разработчики Программы |
Департамент сельского хозяйства Курганской области, рабочая группа по разработке Программы |
Цель Программы |
Целью Программы является повышение устойчивости производства зерна в Курганской области в результате внедрения ресурсосберегающих технологий на площади 400 тыс.га. |
Задачи Программы |
Увеличение производства зерна в количестве 580 тыс. тонн с применением ресурсосберегающих технологий на базе предварительно отобранных хозяйств (объединений), техническое перевооружение хозяйств (объединений) - участников проекта, создание научно обоснованной и подтвержденной практикой системы земледелия, обеспечивающей снижение требуемых для производства зерна ресурсов в 2 - 3 раза, при одновременном повышении урожайности в 1,5 раза, дальнейшее развитие системы кредитования долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственное производство, уменьшение зависимости от засушливых погодных условий. |
Срок реализации Программы |
В течение 2005 - 2010 годов |
Перечень основных мероприятий |
Отбор хозяйств (объединений) в 2005 г. - август - сентябрь, в последующие годы - ноябрь - декабрь. Обучение специалистов хозяйств (объединений) - март ежегодно. Привлечение кредитных ресурсов на закупку расходных материалов - до марта ежегодно. Привлечение кредитных ресурсов на закупку техники - до ноября ежегодно. Закупка техники отобранными хозяйствами (объединениями) - февраль - март, ежегодно. Технологический и организационный контроль производства в хозяйствах (объединениях) - апрель - октябрь ежегодно. Возврат бюджетных кредитов по графику возврата. Научные исследования и разработка ресурсосберегающих технологий, адаптированных к условиям Зауралья. Организация консультаций и обучение - ежегодно. Исполнители, получающие денежные средства для реализации программных мероприятий из областного бюджета, за исключением органов государственной власти Курганской области, привлекаются к участию в Программе только на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством |
Исполнители основных мероприятий |
Департамент сельского хозяйства Курганской области Коммерческие банки (по согласованию) Хозяйства (объединения) - участники Программы (по согласованию) Поставщики техники (по согласованию) Аграрный учебный информационный центр (по согласованию) Курганская Государственная сельскохозяйственная Академия им. Т.С. Мальцева (по согласованию) Курганский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (по согласованию) |
Объем и источник финансирования |
Объем и источник финансирования - 130 млн. руб. (областной бюджет - субсидирование 1/3 процентной ставки по кредитам). Объем финансирования Программы определяется с учетом предполагаемых к выделению собственных средств хозяйств (объединений) - участников Программы, поступающих в порядке: - федерального лизинга - 420 млн. руб - кредитов коммерческих банков на срок 3 - 5 лет - 1 млрд. 500 млн. руб. - средства федерального бюджета на субсидирование 2/3 процентной ставки по кредитам - 260 млн. руб. - иных собственных средств участников Программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обновление парка машин в хозяйствах (объединениях) - участниках Программы в результате закупки современных высокоэффективных комплексов машин для ресурсосберегающих технологий. Оптимизация машинно-технологического парка: высокая производительность техники позволяет на 5000 га использовать всего один зерновой комплект, состоящий из 9 машин. На такое же количество гектар по традиционной технологии требуется около 64 единиц техники. Сокращение затрат при возделывании зерновых культур. Экономия затрат на 1 га составляет в среднем 900 руб. Снижение трудоемкости производства в 1,5 - 2 раза. 2 - 3 кратная экономия затрат на ГСМ за счет сокращения операций по обработке почвы. Повышение урожайности за счет внедрения ресурсосберегающих технологий на 50% или на 6,7 центнеров с гектара (за исходную взята урожайность в 13,3 центнеров с гектара) Экономия расходов на борьбу с эрозией почвы за счет ее предупреждения и восстановления почв при использовании технологий сберегающего земледелия. Высокая степень надежности техники позволяет в 2 - 3 раза сократить затраты на ремонт и обслуживание техники, снизить простой машин в период проведения полевых работ, что позволяет уложиться в рекомендованные агросроки. Улучшение финансово-экономического положения сельхозтоваропроизводителей и повышение их конкурентоспособности в результате снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства. Снижение зависимости от засушливых погодных условий и стабилизация сельскохозяйственного производства в результате эффективного влагосбережения. Снижение уровня пожароопасности. |
Система организации контроля за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы в области проводит департамент сельского хозяйства Курганской области. Система контроля предусматривает ежегодную отчетность департамента сельского хозяйства Курганской области о выполнении Программы перед Администрацией (Правительством) Курганской области и Курганской областной Думой до 1 марта последующего года |
I. Агропромышленный комплекс Курганской области
1.1 Природно-климатические условия
Территория Курганской области относится к зоне рискованного земледелия. Среднегодовая сумма осадков по территории области изменяется в пределах от 350 до 440 мм, значительная часть которых теряется и не принимает участие в формировании урожая. Это сокращает урожайность, потенциал плодородия почвы, а генетический потенциал применяемых сортов используется только на 30 - 40%. Необходимо учитывать, что значительная часть всех годовых осадков выпадает в осенне-зимний период, и растения для своего роста могут использовать лишь ту часть влаги, которая сохранилась в почве до периода их вегетации. Периодически повторяющиеся засухи типичны для региона. Так, в 2003 году из-за неблагоприятных погодных условий зерновые культуры погибли на площади 130 тыс. га, в 2004 году на площади 315 тыс.га. Решение проблемы экономного и рационального использования влаги является основной задачей при разработке технологий возделывания зерновых культур.
1.2 Состояние производства зерновых культур.
Зерновое производство является ведущей отраслью сельского хозяйства области, занимая в структуре его товарной продукции свыше 40%. В отдельные годы производство зерна на одного жителя Зауралья превышало 3 тонны, за 1996 - 2000 гг. в среднем оно составило 1,3 тонны, что выше показателей всех других субъектов Уральского района. В последние годы за пределы области вывозится до 0,5 млн.тонн зерна.
Анализ валовых сборов зерна показывает, что производство этой продукции в регионе под влиянием погодных условий подвержено значительным колебаниям.
Степень воздействия неблагоприятных природных условий на урожайность зерновых культур в зауральском земледелии составляет свыше 60%.
Причем с конца 60-х годов и до середины 80-х годов уровень сборов отличался большей устойчивостью (если исключить крайне засушливый 1975 год).
В конце 80-х и особенно в 90-е годы валовые сборы зерна области значительно снизились, а колебания по годам вновь возросли.
Валовой сбор зерна в весе после доработки со всей посевной площади во всех категориях хозяйств.
Показатели |
1976 - 1980 гг. |
1981 - 1985 гг. |
1986 - 1990 гг. |
1991 - 1995 гг. |
1996 - 2000 гг. |
2001 - 2004 гг. |
Валовой сбор зерна, тыс.тонн: |
|
|
|
|
|
|
среднегодовой |
3199 |
2538 |
2044 |
1491 |
1451 |
1099 |
максимальный |
3488 |
3174 |
3073 |
2393 |
2167 |
1447 |
минимальный |
2633 |
1977 |
1136 |
1146 |
978 |
834 |
Среднегодовое производство к предыдущей пятилетке, % |
131 |
79 |
80 |
73 |
97 |
76 |
Другими причинами неэффективности существующего производства зерновых культур в области являются: устаревшая технология возделывания зерновых, изношенность парка сельскохозяйственной техники, истощение почв при существующей системе традиционного земледелия.
Низкие потребительские качества получаемого зерна обусловлены отсутствием возможности закупки минеральных удобрений, средств химической защиты от сорняков, болезней и вредителей, а также невысоким уровнем технологии производства, что в свою очередь приводит к снижению урожайности и к значительным потерям при уборке и хранении урожая.
Для повышения эффективности зернового производства в Курганской области, уменьшению зависимости от засушливых погодных условий требуется внедрение ресурсосберегающих технологий, включающих в себя высокопроизводительную технику, интенсивные сорта зерновых культур, адаптированные к местным условиям, современные средства защиты растений, минеральные удобрения. Важную роль играет система подготовки специалистов, обучение кадров и информационное обеспечение.
Администрация (Правительство) области, учитывая важное значение агропромышленного комплекса, принимает определенные меры по стабилизации положения в этом секторе экономики, но дотационный бюджет области не позволяет осуществить широкомасштабную помощь сельхозтоваропроизводителям. Поэтому в рамках реализации Программы предусмотрено использование средств областного бюджета (субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам), поставки техники с учетом системы федерального лизинга.
1.3 Обоснование внедрения ресурсосберегающих технологий.
В основе ресурсосберегающих технологий лежит минимизация обработки почвы. Это комплекс приемов, направленных на борьбу с деградацией структуры почвы, снижением плодородия, потерей влаги и падением урожайности.
Главные принципы ресурсосберегающих технологий:
- сохранение растительных остатков на поверхности почвы
- использование севооборотов, включающих рентабельные культуры и культуры, улучшающие плодородие почв
- интегрированный подход в борьбе с сорняками, вредителями и болезнями
- использование районированных сортов зерновых культур, отзывчивых к данным технологиям, отличающихся иммунитетом, адаптивностью.
К ресурсосберегающим технологиям относятся минимальная обработка почвы (мульчированный посев) и нулевая технология обработки почвы (прямой посев). Минимальная обработка почвы включает одну или ряд мелких обработок почвы культиваторами. Солома и стерня находится в виде мульчи в верхнем слое почвы. Посев осуществляется по мелко обработанной почве с созданием мульчирующего слоя из стерни.
Одним из важных элементов сберегающих технологий является использование соломы в качестве органического удобрения.
В настоящее время солома используется в качестве удобрения в незначительных объемах. Большинство ее бесполезно сжигается, при этом теряются элементы органического вещества, природная среда загрязняется продуктами горения.
Систематическое внесение измельченной соломы приводит к сохранению и накоплению гумуса, повышает биологическую активность и агрофизические свойства почвы, усиливает процессы фиксации молекулярного азота и способствует снижению потерь азота из почвы, улучшает корневое и воздушное питание растений.
С одной тонны соломы зерновых культур поступает в почву 810 кг органического вещества, до 7 кг азота, 2 кг фосфора, 15 кг калия, а также других микроэлементов.
Ежегодно, с внесением соломы, применять азотные минеральные удобрения из расчета 10 - 12 кг на 1 тонну соломы.
Важное значение имеет технология использования соломы в качестве мульчи. Мульчирование соломой при минимальной обработке почвы уменьшает поверхностный сток и испарение влаги, а оставление стерни и соломы при прямом посеве защищает от ветровой и водной эрозии, уменьшает глубину промерзания почвы и повышает запасы снеговой воды.
Практический опыт доказал, что сберегающие технологии имеют следующие преимущества перед традиционными технологиями:
- увеличение рентабельности сельскохозяйственного производства за счет 2 - 3 кратного сокращения затрат на ГСМ и трудозатрат по сравнению с традиционной технологией. В среднем, расход горючего на 1 га по минимальной технологии составляет 30 литров, по нулевой технологии - 15 л;
- повышение устойчивости сельскохозяйственного производства в результате снижения зависимости от засушливых погодных условий, наличие оптимального уровня содержания влаги в почве;
- улучшение структуры почвы, предотвращение эрозии;
- увеличение посевных площадей за счет ввода в оборот неиспользуемой пашни.
Все эти преимущества позволяют хозяйствам в агроклиматических условиях области производить зерно на стабильно прибыльном уровне.
Данные технологии являются единственной альтернативой для устойчивого развития зернового производства.
II. Цели и задачи Программы
Целью проекта является повышение устойчивости производства зерна в Курганской области в результате внедрения ресурсосберегающей технологии на площади 400 тысяч га.
Период реализации мероприятий - 2005 - 2010 годы.
Задачи:
Увеличение производства зерна с применением ресурсосберегающих технологий на базе предварительно отобранных хозяйств.
Создание научно обоснованной и подтвержденной практикой системы земледелия, обеспечивающей снижение требуемых для производства зерна ресурсов в 2 - 3 раза, уменьшение зависимости от засушливых погодных условий на общей площади 400 тысяч га.
Планируется ежегодное освоение следующих площадей: в 2006 году - 80 тысяч га, в 2007 году - 160 тысяч га, в 2008 году - 240 тысяч га, в 2009 году - 320 тысяч га, в 2010 году - 400 тысяч га.
Техническое перевооружение хозяйств (объединений) - участников проекта;
Создание инфраструктуры реализации проекта, включающей:
- организацию системы долгосрочного и краткосрочного финансирования хозяйств (объединений) на возвратной основе (расходные материалы), развитие системы сбыта зерна на региональном рынке и экспорт зерна;
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство через мероприятия в рамках Программы;
- организацию консультаций и обучения по внедрению ресурсосберегающих технологий посредством создания Аграрного учебно-информационного центра им. Т.С. Мальцева на базе КНИИСХ.
- объединение сельхозпроизводителей - участников проекта в Ассоциацию с целью защиты их интересов. Важнейшие задачи Ассоциации - формирование ценовой политики для продажи зерна, приобретение расходных материалов и утверждение севооборота, своевременное обеспечение товаропроизводителей полной и достоверной информацией о рынке, представление интересов хозяйств (объединений) в отношениях с органами власти.
III. Участники Программы
3.1 Сельскохозяйственные организации
Хозяйства (объединения) являются основным элементом Программы. Отбор хозяйств (объединений) осуществляется с учетом жестких требований, включающих в себя оценку финансового состояния, наличие производственной инфраструктуры для возделывания зерновых культур, уровня профессиональной подготовки производственных кадров, качества производственного и финансового менеджмента.
Наличие площади посева зерновых и зернобобовых культур должно быть не менее 3 тыс.га. на одно хозяйство (объединение). Участники в рамках Программы создают Ассоциацию производителей зерна. Ассоциация является некоммерческой организацией, учрежденной участниками Программы, как орган, призванный координировать работу каждого участника Программы.
Основной функцией Ассоциации является обеспечение взаимосвязи между товаропроизводителями и своевременное обеспечение возврата хозяйствами (объединениями) - участниками Программы привлеченных заемных средств.
Работа Ассоциации заключается в разработке конкретных мер и рекомендаций по каждому хозяйству (объединению) - участнику Программы, представлении их интересов в отношениях с другими организациями и органами власти, организации совместно с департаментом сельского хозяйства технологического и организационного контроля за исполнением мероприятий Программы, а также за целевым использованием кредитных ресурсов.
Ассоциация способствует отбору хозяйств (объединений) - участников Программы, привлечению кредитных ресурсов на закупку техники, обеспечению хозяйств (объединений) - участников Программы расходными материалами.
3.2 Департамент сельского хозяйства Курганской области
Департамент сельского хозяйства Курганской области является разработчиком Программы. В рамках Программы выполняет следующие функции:
- общая координация действий организаций - участников Программы;
- отбор хозяйств (объединений) для участия в Программе;
- поиск деловых партнеров по поставке современной техники для ресурсосберегающих технологий в растениеводстве;
- технологический и организационный контроль производства зерновых культур в хозяйствах (объединениях) - участниках Программы;
- контроль за целевым использованием и возвратом кредитных ресурсов, привлеченных хозяйствами (объединениями);
- своевременное финансирование и контроль целевого использования субсидий областного бюджета.
3.3 Курганский научно исследовательский институт сельского хозяйства
Функции института:
- научные исследования и разработка ресурсосберегающих технологий, адаптированных к условиям Зауралья.
- организация исследований по вопросам экономической эффективности внедряемых технологий;
- организация Аграрного учебно-информационного центра им. Т.С. Мальцева на базе КНИИСХ.
3.4 Аграрный учебно-информационный центр им. Т.С. Мальцева
Функции центра:
- обучение специалистов хозяйств (объединений) - участников Программы современным ресурсосберегающим технологиям;
- консультации хозяйств (объединений) - участников Программы по различным вопросам внедрения современных технологий и эффективной эксплуатации современной сельскохозяйственной техники;
- сбор и первичный анализ информации по различным аспектам внедрения ресурсосберегающих технологий в хозяйствах (объединениях) - участниках Программы;
- создание баз данных по современным технологиям и техники;
- организация и проведение семинаров, конференций, обучающих поездок.
3.5 Коммерческие банки
Для реализации Программы предполагается сотрудничество с курганскими коммерческими банками и отделениями коммерческих банков Российской Федерации в Курганской области.
Функции коммерческих банков:
- кредитование хозяйств (объединений) - участников Программы на приобретение техники через систему субсидированных среднесрочных инвестиционных кредитов.
3.6 Поставщики техники
Поставщики техники определяются Департаментом сельского хозяйства Курганской области после их аккредитации с участием банков - участников Программы. В качестве предполагаемых поставщиков техники могут быть: российско-германское предприятие ЗАО "Евротехника", торговый Дом Корпорация "Агро-Союз", фирма "Матрикс-Агритекс" и другие.
3.7 Страховые компании
В целях обеспечения эффективной защиты экономических и имущественных интересов хозяйств (объединений) - участников Программы от неблагоприятного воздействия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и повышения инвестиционной привлекательности в рамках Программы, осуществляется обязательное страхование поставляемой техники и будущего урожая сельскохозяйственных культур, произведенных на этой технике.
Учитывая территориальные особенности реализации Программы, источники ее финансирования, Программа устанавливает требования к компаниям, специализирующимся на страховании сельскохозяйственных рисков.
Компанией-претендентом может выступать любая компания, зарегистрированная в установленном порядке на территории Российской Федерации, являющаяся налогоплательщиком в бюджет области, обладающая оформленной в установленном законом порядке лицензией на данный вид деятельности и наличием 2-годичного опыта страхования урожая сельскохозяйственных культур.
Компания будет определяться департаментом сельского хозяйства Курганской области на конкурсной основе.
Страховые компании, осуществляющие страхование приобретаемой техники, определяются коммерческими банками - участниками Программы.
IV. Система отбора хозяйств (объединений) - участников Программы
Основными критериями отбора хозяйств (объединений) - участников Программы являются:
- устойчивое финансовое положение хозяйства (объединения);
- отсутствие просроченной задолженности в бюджет и внебюджетные фонды;
- наличие достаточной залоговой базы;
- посевная площадь зерновых культур не менее 3000 гектаров;
- наличие хорошо развитой производственной инфраструктуры;
- наличие профессиональных кадров.
V. Консультации и обучение
Одними из важных компонентов реализации проекта внедрения ресурсосберегающих технологий являются обучение специалистов сельскохозяйственных предприятий, вовлеченных в Программу, а также консультации на местах и всесторонний технологический мониторинг хозяйств (объединений).
К 110-летию Т.С. Мальцева планируется создание Аграрного учебно-информационного центра им. Т.С. Мальцева на базе Курганского научно-исследовательского института сельского хозяйства при участии Национального фонда развития сберегающего земледелия.
Основная цель деятельности Центра - содействие распространению ресурсосберегающих технологий.
Обучение специалистов хозяйств (объединений) - участников проекта на наиболее ответственных технологических этапах будет проводиться экспертами ЗАО "Евротехника", Торгового Дома Корпорация "Агро-Союз", фирмы "Матрикс-Агритех" и преподавателями Аграрного учебно-информационного центра имени Т.С. Мальцева, КГСХА им. Т.С. Мальцева и учеными КНИИСХ. Концепция создания центра содержится в Приложении.
Обучение специалистов на местах осуществляется в виде консультаций при технологическом контроле за осуществлением внедрения ресурсо- и влагосберегающей технологии производства зерна.
В 2006 году запускается система Интернет-обучения современным технологиям, которая также будет доступна хозяйствам (объединениям) - участникам Программы.
VI. Схема организационных мероприятий реализации Программы
Организационная работа по реализации Программы будет проводиться в следующем порядке:
- для участия в Программе хозяйство (объединение) подает заявку, которую направляет вместе с набором документов, отражающих результаты хозяйственно-финансовой деятельности, в департамент сельского хозяйства Курганской области;
- при положительной оценке финансового состояния хозяйства (объединения) департамент сельского хозяйства Курганской области принимает решение о заключении Генерального соглашения;
- между хозяйствами (объединениями) - участниками Программы, департаментом сельского хозяйства Курганской области, коммерческим банком и поставщиком техники заключается Генеральное соглашение об участии в Программе, оговаривающее условия и обязательства всех участников;
- одновременно хозяйство (объединение) на основе Генерального соглашения заключают кредитный договор с коммерческим банком, договор купли-продажи с поставщиком техники, входящей в комплект, где оговаривают условия оплаты и поставки техники и договор с департаментом сельского хозяйства Курганской области на субсидирование процентной ставки;
- после доставки техники на место подписывается акт ее приемки-передачи;
- поставленная техника в обязательном порядке страхуется от стихийных бедствий, пожаров и противоправных действий третьих лиц.
VII. Финансирование Программы
7.1 Источник финансирования
Объем и источник финансирования - 130 млн. руб. (областной бюджет - субсидирование 1/3 процентной ставки по кредитам).
Объем финансирования Программы определяется с учетом предполагаемых к выделению собственных средств хозяйств (объединений) - участников Программы, поступающих в порядке:
- федерального лизинга - 420 млн. руб.;
- кредитов коммерческих банков на срок 3 - 5 лет - 1 млрд.500 млн. руб.;
- средства федерального бюджета на субсидирование 2/3 процентной ставки по кредитам - 260 млн. руб.;
- собственные средства участников Программы - 642 млн. руб.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 декабря 2005 г. N 508 в настоящую таблицу внесены изменения
Сводная таблица объемов денежных средств по техническому перевооружению хозяйств (объединений) - участников Программы
млн. руб
Денежные средства* |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Итого |
Средства хозяйств (объединений) - участников Программы Из них: |
538 |
555 |
564 |
564 |
601 |
2822 |
- полученные: по системе федерального лизинга |
84 |
84 |
84 |
84 |
84 |
420 |
- в качестве кредитных ресурсы коммерческих банков на срок 3 - 5 лет |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
1500 |
- в качестве возмещения 2/3 процентной ставки рефинансирования из федерального бюджета |
26 |
43 |
52 |
52 |
87 |
260 |
- иные собственные средства |
128 |
128 |
128 |
128 |
130 |
642 |
Средства областного бюджета, всего |
13 |
22 |
26 |
26 |
43 |
130 |
Всего средств |
551 |
577 |
590 |
590 |
644 |
2952 |
* Средства будут корректироваться ежегодно с учетом инфляции
7.2 Схемы финансирования приобретения техники
Технику производства ЗАО "Евротехника" можно приобрести с привлечением 3 - 5-летних кредитов с субсидированием процентной ставки и через систему федерального лизинга.
При приобретении техники через систему федерального лизинга первоначальный взнос составляет только 7%, общая процентная ставка составляет около 7% годовых. По сравнению с коммерческим лизингом или коммерческим кредитом с годовой ставкой около 21%, приобретение через систему федерального лизинга позволит сэкономить за 7 лет около 50% от стоимости техники.
Кроме того, ни один коммерческий банк не предоставляет на сегодняшний день кредиты предприятиям АПК сроком на 7 лет. Общая потребность в денежных средствах в течение всего периода действия проекта при приобретении техники через систему федерального лизинга составляет 420 млн. рублей.
Технику производства компаний ТДК "Агро-Союз" и "ДжонДир" можно приобрести с привлечением 3 - 5 летних кредитов.
При покупке техники 30% стоимости оплачивается хозяйствами (объединениями) - участниками Программы за счет собственных средств, 70% за счет привлечения инвестиционных кредитов коммерческих банков-участников Программы, сроком на 3 - 5 лет с субсидированием процентной ставки. Выплаты по обслуживанию кредитной суммы компенсируются за счет средств федерального бюджета в течение 3 - 5 лет в размере 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ и областного бюджета в течении 3 - 5 лет в размере 1/3 ставки рефинансирования ЦБ.
Таким образом, процентная ставка по кредиту для хозяйств (объединений) - участников Программы составит около 3% в год. За 5 лет общая экономия средств за пользование кредитом по сравнению с кредитом без предоставления льгот составит 80%. Общая потребность в кредитных ресурсах в течение 3 - 5 лет составит 1 млрд. 500 млн. рублей. Возмещение процентной ставки за счет федерального и областного бюджета за 5 лет составит 390 млн. рублей.
Предлагаемые схемы финансирования позволяют максимально использовать льготные ресурсы средств федерального бюджета, обеспечивая экономию средств бюджета Курганской области.
7.3 Система краткосрочного финансирования на закупку оборотных средств
Проведенные маркетинговые исследования свидетельствуют, что сложившийся стихийный рынок зерна в Курганской области не отвечает современным требованиям и, к сожалению, не в коей мере не устраивает производителей зерна. В этом плане очень эффективным инструментом для регулирования рынка зерна, поддержки хозяйств (объединений) - участников Программы и уменьшения рисков коммерческих банков является учреждение "Зерновой компании" (ЗК). ЗК создается в рамках Программы.
Существенным отличием ЗК от других сбытовых кампаний является то, что ее основным учредителем (до 75%) является Ассоциация производителей зерна.
Таким образом, деятельность ЗК следует интересам хозяйств (объединений) - участников Программы. ЗК не закупает у хозяйств (объединений) зерно, а продает его по поручению хозяйств (объединений) - участников Программы по фиксированной цене, установленной Ассоциацией. Средства от реализации зерна ЗК перечисляет хозяйствам или как вариант по договору - поручению погашает задолженность хозяйств (объединений) перед банками - кредиторами.
ЗК осуществляет также в рамках Программы и краткосрочное кредитование на закупку оборотных средств.
В первый год реализации Программы краткосрочное кредитование ЗК на закупку оборотных средств будет осуществляться за счет средств хозяйств (объединений) - участников Программы.
Начиная со второго года, ЗК берет краткосрочный банковский кредит. Хозяйства (объединения) - участники Программы выступают в роли гаранта возврата кредита. Гарантии будут обеспечиваться залогом (ценных бумаг, недвижимости и т. п.). В дальнейшем, при наличии у ЗК большого объема договоров на поставку зерна с торговыми домами и прочими закупочными организациями, возможно получение кредитных ресурсов без дополнительных гарантий. На полученные кредитные средства ЗК закупает у поставщиков расходные материалы (средства защиты растений, семенной материал, минеральные удобрения, горюче - смазочные материалы), которые в дальнейшем поступают в хозяйства (объединения). Возврат кредита осуществляется в виде поставки зерна от хозяйств в ЗК, которая продает его и погашает кредиторскую задолженность.
VIII. Ожидаемые результаты внедрения ресурсосберегающих технологий и экономическая эффективность Программы
Ожидаемые результаты:
- снижение зависимости от засушливых погодных условий и стабилизация производства зерна в результате эффективного влагосбережения.
- улучшение финансово-экономического положения сельхозтоваропроизводителей и повышение их конкурентноспособности в результате снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства.
- обновление парка машин в хозяйствах (объединениях) - участниках Программы в результате закупки современных высокоэффективных комплексов машин для ресурсосберегающих технологий. В рамках программы будет приобретено около 110 штук.
- оптимизация машинно-тракторного парка: высокая производительность техники позволяет на 2500, 3000, 5000 га использовать всего один зерновой комплект (в зависимости от используемого шлейфа техники) состоящий из 9 машин. На такое же количество гектар по традиционной технологии требуется около 64 единиц техники.
- сокращение затрат при возделывании зерновых культур. Экономия затрат на 1 га составляет в среднем 900 руб/га. В рамках реализации данной Программы экономия составит около 1 млрд. 58 млн. рублей.
- 2 - 3 кратная экономия затрат на ГСМ за счет сокращения операций по обработке почвы. В рамках Программы экономия затрат на ГСМ составит около 476 млн. рублей (при стоимости дизтоплива 14 руб/кг).
- снижение трудоемкости производства в 1,5 - 2 раза. Увеличение уровня оплаты труда механизаторов в 4 - 5 раз.
- экономия затрат за счет повышения всхожести семян и снижения нормы высева в хозяйствах (объединениях) - участниках Программы составит 25,7 млн. руб.
- повышение урожайности за счет внедрения ресурсосберегающих технологий - на 50% или на 6,7 центнеров с гектара (за исходную взята урожайность в 13,3 ц/га). Это позволит хозяйствам (объединениям) - участникам Программы повысить валовой сбор зерновых на 580 тыс. тонн. При стоимости зерновых в 3000 руб./т дополнительно будет получено 1780 млн. руб.
- в консолидированный бюджет области предполагается увеличение поступления налогов в сумме 121,8 млн. рублей.
- увеличение посевных площадей за счет дополнительного ввода в оборот неиспользованной пашни - 240 тыс.га.
- экономия расходов на борьбу с эрозией за счет ее предупреждения и восстановления почв при использовании технологий сберегающего земледелия.
- высокая степень надежности техники позволяет в 2 - 3 раза сократить затраты на ремонт и обслуживание техники, снизить простои машин в период проведения полевых работ, что позволяет уложиться в рекомендованные сроки.
- срок окупаемости инвестиций 3 года.
IX. Система организации контроля за реализацией Программы
Формы и методы управления реализацией Программы определяются координатором Программы.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент сельского хозяйства Курганской области - координатор Программы.
К основным функциям координатора Программы относятся:
- координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных вопросов;
- подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти Курганской области.
Система контроля предусматривает ежегодную отчетность о выполнении программы перед Администрацией (Правительством) Курганской области и Курганской областной Думой до 1 марта последующего года.
Заместитель Губернатора Курганской области - |
А.Г. Мазеин |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 21 июня 2005 г. N 235 "О целевой Программе Курганской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.