Минобразование России провело анализ деятельности высших учебных заведений по лицензированию и введению новых профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в 1999 и 2000 гг. и отмечает следующее.
Государственные высшие учебные заведения лицензировали в 1999 и 2000 гг. соответственно 1458 и 2198 программ подготовки специалистов, 210 и 195 магистерских программ, а также 695 и 427 программ послевузовского профессионального образования. Значительное число новых программ высшего профессионального образования было лицензировано негосударственными вузами. В среднем каждое высшее учебное заведение лицензирует ежегодно 3-4 новые программы высшего и 1-2 программы послевузовского профессионального образования.
При этом, как правило, высшие учебные заведения направляют в министерство необходимые для решения вопроса о выдаче лицензии документы отдельно по каждой новой образовательной программе. Документы часто представляются сотрудниками вузов, недостаточно владеющими принципами проведения лицензионной экспертизы и не уполномоченными на ответственные действия. Все это говорит о низком уровне планирования вузами работы по развитию учебного процесса и о поспешности в принятии решений.
Руководствуясь необходимостью качественной и плановой организации учебного процесса по новым профессиональным образовательным программам, с целью экономии средств высших учебных заведений на командирование сотрудников вуза в министерство, более оперативного решения вопросов лицензирования новых для высших учебных заведений образовательных программ и сокращения документооборота министерство устанавливает следующий порядок.
Ежегодно в течение апреля высшие учебные заведения независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм направляют в Минобразование России (Управление лицензирования, аккредитации и аттестации) заявку на лицензирование в течение следующего учебного года новых программ высшего и(или) послевузовского профессионального образования (в том числе в действующих филиалах вуза). Заявка должна быть подписана учредителем вуза и согласована с администрацией субъекта Российской Федерации.
Управление до 1 июня формирует график лицензирования вузов и доводит его до высших учебных заведений, подавших заявки.
Высшие учебные заведения в соответствии с графиком направляют в министерство единый комплект документов по всем планируемым к введению в следующем учебном году программам высшего и(или) послевузовского профессионального образования. Комплект документов должен сопровождаться общим заявлением о проведении лицензионной экспертизы и выпиской из решения ученого совета вуза о лицензировании и введении новых профессиональных образовательных программ (в том числе в действующих филиалах вуза).
Документы по каждой образовательной программе, входящей в общий комплект документов, должны соответствовать действующим требованиям. В том случае если высшее учебное заведение с документами планирует направить в министерство своего представителя, последний должен быть уполномочен на принятие ответственных решений: как правило, ректор или проректор по учебной (научной) работе.
В том случае если высшее учебное заведение включено в график проведения комплексной оценки деятельности вуза, единый комплект документов по всем планируемым к введению в следующем учебном году профессиональным образовательным программам представляется в министерство единовременно с документами и материалами, представляемыми к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности вуза в соответствии с приказом Минобразования России от 03.08.2000 N 2394.
Заместитель министра |
В.Д.Шадриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 22 февраля 2001 г. N 24-55-43/10ин "Об упорядочении работы по лицензированию новых для высших учебных заведений профессиональных образовательных программ"
Текст письма опубликован в Межведомственном информационном бюллетене "ОВД", 2001 г., N 9, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2001 г., N 14