Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности классов охраны зрения общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - классы). Данные учреждения руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации "Об образовании", типовыми положениями "Об общеобразовательном учреждении", "О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", настоящими рекомендациями, договором с учредителем и уставом учреждения.
Цель организации классов - создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:
проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения, коррекции и компенсации его недостатков;
организацию образовательного процесса с учетом недостатков зрения детей;
создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);
обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом динамики развития зрения;
осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.
С учетом интересов родителей (законных представителей), с согласия учредителя, по рекомендации психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в общеобразовательном, специальном (коррекционном) образовательном учреждениях могут создаваться классы охраны зрения (в порядке, предусмотренном для создания специальных (коррекционных) классов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии).
Перевод (направление) обучающихся в классы охраны зрения осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании рекомендаций психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Наполняемость класса, группы продленного дня - до 12 человек, наполняемость класса, группы продленного дня для детей со сложным дефектом - до 5 человек.
Классы охраны зрения комплектуются с учетом возраста обучающихся, остроты зрения и нарушений зрительных функций, а также уровня усвоения образовательной программы.
В классы охраны зрения принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем, видящем, глазу с переносимой коррекцией (при этом учитывается состояние других зрительных функций: поле зрения, форма и течение патологического процесса); дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях глаз, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; дети с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза.
Классы охраны зрения осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:
1-я ступень - начальное общее образование,
2-я ступень - основное общее образование.
Перевод обучающихся классов охраны зрения общеобразовательного учреждения в классы общеобразовательного учреждения осуществляется решением педагогического совета учреждения на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
Перевод обучающихся классов охраны зрения коррекционных учреждений в классы коррекционных учреждений осуществляется решением педагогического совета на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей).
Перевод обучающихся классов охраны зрения общеобразовательного учреждения в коррекционные учреждения осуществляется органами управления образованием на основании рекомендации психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей).
Результаты динамики развития зрения обучающихся классов охраны зрения оформляются в медицинской карте ребенка.
При зачислении в класс охраны зрения на каждого ребенка предоставляется выписка из истории развития.
Образовательный процесс может осуществляться специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности классов охраны зрения.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения с нарушениями речи.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность медицинской сестры (ортоптистки) из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения с глазными заболеваниями.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения для проведения индивидуально-подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию сохранных анализаторов, социально-бытовой ориентировке.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность заместителя руководителя образовательного учреждения из расчета 0,5 единицы не более чем на 5 классов охраны зрения для организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.
Директор образовательного учреждения несет ответственность за организацию работы классов охраны зрения в соответствии с функциональными обязанностями и уставом общеобразовательного учреждения.
Методическую помощь образовательному учреждению оказывают районные (городские) методические кабинеты, учреждения дополнительного профессионального образования.
Контроль за деятельностью классов охраны зрения осуществляется в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего распорядка.
Заместитель министра |
Е.Е.Чепурных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 "О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях"
Текст инструктивного письма опубликован в Межведомственном информационном бюллетене "ОВД" 2001 г., N 10, в журнале "Вестник образования", ноябрь, 2001 г., N 21, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2001 г., N 10