Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации (Правительства)
Курганской области
от 5 февраля 2001 г. N 62
Областная целевая программа
"Молодежь Зауралья" на 2001-2002 годы
19 июня 2001 г.
Паспорт
областной целевой программы "Молодежь Зауралья" на 2001-2002 годы
Наименование Программы областная целевая программа "Молодежь
Зауралья" на 2001-2002 годы
Основание для разработки - Закон Курганской области от 1 декабря
Программы 1997 года N 91 "О государственной
молодежной политике в Курганской области"
Заказчик и основной - Управление по делам молодежи, физической
разработчик Программы культуре и туризму Курганской области
Цели Программы - обеспечение реализации региональной
государственной молодежной политики;
создание и развитие правовых,
экономических и организационных
механизмов осуществления молодежной
политики, направленных на гражданское
становление, эффективную социализацию
молодежи, самореализацию молодого
человека как активного участника
экономических, социальных и политических
процессов в обществе
Дата принятия решения - 31 мая 2000 года
о разработке Программы
Сроки реализации - 2001-2002 годы
Программы
Исполнители основных - управление по делам молодежи,
мероприятий Программы физической культуре и туризму Курганской
области, военный комиссариат Курганской
области (по согласованию),
главное управление образования
Курганской области,
главное управление социальной защиты
населения Курганской области,
департамент федеральной
государственной службы занятости (по
согласованию), комитет по культуре и
искусству Курганской области,
управление внутренних дел (по
согласованию),
управление здравоохранения Курганской
области.
Объемы и источники - в пределах средств областного бюджета,
финансирования Программы предусматриваемых соответствующим
департаментам, комитетам и управлениям
Ожидаемые конечные - реализация основных направлений
результаты реализации государственной молодежной политики
Программы Российской Федерации на территории
области и создание дополнительных
экономических, организационных и правовых
условий и гарантий, исходя из
региональных особенностей и имеющихся
средств
Организация контроля - Управление по делам молодежи, физической
за исполнением Программы культуре и туризму Курганской области
Введение
Настоящая областная целевая программа "Молодежь Зауралья" на 2001-2002 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Закона Курганской области от 1 декабря 1997 года N 91 "О государственной молодежной политике в Курганской области".
Система мероприятий Программы выстроена в соответствии с "Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года N 5090-1, на основании статистических сведений, проведенных мониторингов и социологических опросов в молодежной среде, опыта работы молодежных структур муниципальных образований Курганской области, с учетом рекомендаций общественного совета при Администрации (Правительстве) Курганской области "Молодежное правительство Курганской области" и мнения молодежных, детских, ветеранских и иных общественных объединений Курганской области.
Содержание проблемы
На протяжении 1996-2000 гг. в области действовала программа "Молодежь Зауралья", утвержденная постановлениями Администрации Курганской области от 9 февраля 1996 года N 66 "Об областной программе "Молодежь Зауралья", от 21 апреля 1997 года N 266 "О программе "Молодежь Зауралья" на 1997-1998 годы" и от 9 марта 1999 года N 128 "О комплексной программе "Молодежь Зауралья" (1999-2000 годы)". За эти годы органами исполнительной власти области были заложены организационные основы региональной государственной молодежной политики.
В качестве областного законодательного обеспечения молодежной политики были приняты Законы Курганской области от 10 февраля 1997 года N 12 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области" и от 1 декабря 1997 года N 91 "О государственной молодежной политике в Курганской области".
Реализация положений Программы "Молодежь Зауралья" привела к определенным результатам.
Сформирована структура мер и мероприятий по решению проблем занятости, социальной поддержки, талантливой молодежи, духовного и физического развития молодежи, оказания поддержки областным молодежным и детским общественным объединениям.
Вместе с тем, общую стратегию Программы, предусматривавшую осуществление мероприятий в условиях значительного финансирования, выдержать не удалось. Сдерживающее влияние на реализацию Программы оказывали также недостаточная нормативная база молодежной политики на муниципальном уровне; отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи; сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении.
Особенно негативное влияние на реализацию Программы оказывало нестабильное и недостаточное финансирование. При утверждении планового финансирования на уровне 1-5 процентов от установленного законодательством области норматива, фактическое финансирование на протяжении ряда лет составляло 50-60 процентов предусматриваемых бюджетных ассигнований и лишь в 1999 году объем фактического финансирования составил практически 100 процентов от планового.
В результате наиболее сложно решаются молодежные проблемы материального характера.
Чрезвычайно слаба и пока не отвечает современным требованиям материальная база созданных в последние годы структур по делам молодежи. Медленно развивается сеть специализированных социальных учреждений для подростков и молодежи.
Во многом, по этим причинам сохраняются тенденции:
- криминализации молодежной среды, ее дальнейшей наркотизации и алкоголизации;
- снижения уровня физического здоровья молодого поколения;
- нестабильности семейных отношений, снижения рождаемости;
- девальвации многих нравственных ценностей;
- отказа большей части молодежи от участия в общественной жизни области.
Решение этих проблем требует программно-целевого подхода.
Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются: обеспечение реализации региональной государственной молодежной политики; создание и развитие правовых, экономических и организационных механизмов осуществления молодежной политики, направленных на гражданское становление, эффективную социализацию молодежи, самореализацию молодого человека как активного участника экономических, социальных и политических процессов в обществе.
Программа предусматривает мероприятия по решению следующих задач:
- обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, досуга и творчества;
- содействие решению социальных проблем молодежи;
- создание эффективной системы поддержки деятельности детских и молодежных объединений и их программ.
При дальнейшей реализации программы актуальной должна явиться задача акцентирования приоритетов и более четкой проработки механизмов достижения программных целей. Принимая во внимание недостаточное финансирование, это необходимо, в первую очередь, для концентрации финансовых и организационных ресурсов в целях выполнения поставленных перед программой задач.
Реализация программы предполагает на всех стадиях этого процесса активное взаимодействие с государственными органами, общественными и, в первую очередь, молодежными и детскими объединениями в качестве экспертов и соисполнителей.
Основные направления реализации Программы
В основу структурирования мероприятий Программы положены два основных подхода к процессу социализации молодежи:
1. Оздоровление демографической ситуации, укрепление института молодой семьи; улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, профилактика наркомании, развитие системы отдыха и оздоровления. Становление дошкольной и внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития. Правовая защита и социальная адаптация; профилактика подростковой преступности. Содействие получению качественного профессионального образования. Становление внутренней свободы и чувства собственного достоинства; воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине.
2. Содействие благоприятному началу трудовой деятельности, решению первичных жилищных проблем. Социально-экономическая поддержка при создании семьи. Решение проблем мотивации труда и привитие ценностных ориентиров; адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в т.ч. вовлечение в цивилизованное предпринимательство. Формирование у молодежи активной жизненной позиции; готовности к участию в общественно-политической жизни, государственной деятельности и управлении. Создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей.
Мероприятия Программы скомпонованы в подпрограммы:
1. Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики.
2. Решение социально-экономических проблем молодежи.
3. Социальная работа с молодежью. Профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде.
4. Организация свободного времени, создание условий для духовного и физического развития молодежи.
5. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
6. Нормативно-правовое, кадровое и методическое обеспечение, управление и контроль за реализацией Программы.
1. Подпрограммой "Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики" (приложение 1) предусмотрено развитие системы информационного обеспечения молодежи, в целях укрепления социальной защищенности молодежи за счет организации доступа к соответствующей информации, включая оказание правовой поддержки молодежи.
2. Подпрограмма "Решение социально-экономических проблем молодежи" (приложение 2) содержит три раздела:
2.1. Разделом "Решение вопросов занятости молодежи" предусматривается создание в области специальных рабочих мест для отдельных категорий молодежи; содействие молодежи в трудоустройстве через реализацию ряда мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, формирование трудовых навыков и опыта путем организации вторичной занятости молодежи, обеспечение лучшей информированности молодежи по вопросам трудоустройства и профессиональной ориентации.
2.2. Раздел "Поддержка молодежного предпринимательства" предусматривает формирование системы поддержки и развития молодежного предпринимательства через оказание государственной поддержки образовательных программ по основам предпринимательства, повышению квалификации и специализации молодых предпринимателей; реализации проектов молодых предпринимателей в сфере производства и услуг населению (прежде всего молодежи) через систему специальных конкурсов и грантов; реализации информационно-аналитических и пропагандистских мероприятий с целью обеспечения юридического и экспертного консультирования, ориентации начинающих предпринимателей на сферу производства товаров и услуг.
2.3. Раздел "Создание условий для материальной самостоятельности молодежи" предусматривает создание основных условий для выравнивания материальных возможностей молодежи прежде всего через создание эффективного финансово-кредитного механизма решения жилищной проблемы, а также внедрение дисконтных и кредитных систем и механизмов для молодежи.
3. Подпрограммой "Социальная работа с молодежью. Профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде" (приложение 3) предусматривается постепенное системное выстраивание элементов специальных служб для молодежи по проблемам социально-психологической, правовой, наркологической помощи и консультирования, социальной реабилитации несовершеннолетних и молодежи, служб помощи молодой семье, инфраструктуры специализированных детских учреждений и т.п.
Предполагаются мероприятия по поддержанию на уровне не ниже достигнутого социальной поддержки отдельным категориям молодежи; обеспечению равных возможностей для молодежи из различных социальных слоев населения; профилактической деятельности, направленной на улучшение здоровья и популяризацию здорового образа жизни молодежи.
Работа с негативными социальными явлениями в молодежной среде организуется исходя из принципов широкой ранней профилактики и устранения причин данных явлений.
Предусматривается поддержка развития новых форм работы с подростками и молодежью по месту жительства, в том числе оказание организационно-финансовой поддержки социокультурной работы клубов различной направленности, внедрение их инновационного опыта.
4. Подпрограмма "Организация свободного времени, создание условий для духовного и физического развития молодежи" (приложение 4) содержит пять разделов:
4.1. Разделом "Воспитание гражданственности, патриотизма и нравственности молодежи" предусматривается организация историко-гражданского, экологического просвещения; методическая поддержка по проблемам развития гражданственности, патриотизма, экологического воспитания; воспитание уважения молодых людей к государственной символике и атрибутике, к историческим традициям и государственным праздникам; организация подготовки подростков к службе в армии; формирование национального и духовного самосознания молодежи; развитие системы формирования правовой и гражданской культуры молодежи.
4.2. Раздел "Работа с талантливой молодежью" предусматривает создание экономических и организационных условий содействия молодежи в творческом развитии; выявление, поддержку и социальную защиту талантливой и одаренной молодежи в сфере науки и техники.
4.3. Раздел "Развитие художественного творчества молодежи" предусматривает оптимизацию системы областных конкурсов, фестивалей по различным жанрам художественного творчества, активизацию данной деятельности на местном уровне.
4.4. Для привлечения широкого круга детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, утверждения среди молодежи здорового образа жизни раздел "Развитие массовой физической культуры и спорта среди детей и молодежи" предполагает объединение усилий государственных и общественных организаций по популяризации физической культуры и спорта среди детей и молодежи области; сохранение и развитие детских, подростковых и молодежных физкультурных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства, системы соревнований, сочетающих доступность спортивных мероприятий и массовость.
4.5. В качестве основных направлений деятельности по разделу "Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха. Организация молодежного туризма и обменов" определяются: организация летнего и круглогодичного отдыха детей и подростков; расширение практики организации профильных лагерей; проведение массовых досуговых мероприятий (праздников); укрепление системы работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства; развитие детского и молодежного туризма как одной из важных форм воспитания и организации досуга молодежи; установление партнерских связей в сфере молодежной политики с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
5. Через мероприятия подпрограммы "Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений" (приложение 5) предполагается:
- оказание государственной поддержки детским и молодежным объединениям;
- создание условий и стимулов для свободной и самостоятельной деятельности таких объединений в интересах социального становления и развития детей и молодежи.
6. Подпрограмма "Нормативно-правовое, кадровое и методическое обеспечение, управление и контроль за реализацией Программы" (приложение 6) предусматривает развитие нормативно-правовой базы региональной молодежной политики, информационное, методическое и научное обеспечение деятельности в сфере молодежной политики, а также подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов по молодежной политике, специалистов по работе с молодежью.
Особенности реализации Программы
Основными принципами, на которых базируется Программа, являются:
- комплексное осуществление молодежной политики;
- инновационный, инвестиционный характер деятельности государства по решению актуальных проблем молодежи;
- учитывание социальной неоднородности молодежи в современных условиях при реализации мероприятий Программы;
- распространение молодежной политики на все молодежные категории, включая детей и подростков.
Программа учитывает комплексный характер государственной молодежной политики, так как вычленение из единого целого отдельных составляющих ее компонентов привело бы к обострению социальных проблем молодежи.
Реализация большинства мероприятий Программы возможна только при участии в них органов местного самоуправления. На областном уровне прежде всего, должны быть сформированы правовые механизмы, кадровое и методическое обеспечение, гарантировано проведение общеобластных мероприятий, участие в межрегиональных и федеральных мероприятиях и программах.
Для реализации мероприятий Программы должны привлекаться некоммерческие организации, включая молодежные и детские объединения. В этом случае используется механизм конкурсного отбора исполнителя.
Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства областного бюджета Курганской области.
Расчетная сумма затрат областного бюджета на осуществление Программы определяется в 22,8 млн.руб., в т.ч. целевое финансирование по статье 446 "Государственная поддержка в области молодежной политики" в 2001 году - 1,885 млн.руб., в 2002 году - 3,422 млн.руб.
Кроме того, на реализацию мероприятий Программы расходуются средства в рамках финансирования конкурсов бизнес-проектов предпринимателей, развития ипотечного кредитования и ряда иных.
Для реализации Программы, в соответствии с действующим законодательством, привлекаются средства бюджета Российской Федерации, бюджетов районов, городов области, фонда занятости населения, социального страхования, иных государственных фондов, а также внебюджетные источники, включая средства юридических и физических лиц, осуществляющих программы по работе с молодежью на территории области.
Затраты
на реализацию Программы по статье "Государственная поддержка в области молодежной политики"
------------------------------------------------------------------------------
Подпрограммы | Затраты тыс.руб.
|----------------------
|Всего |2001 г.|2002 г.
-------------------------------------------------------+------+-------+-------
1. "Информационное обеспечение молодежи и молодежной | 772 | 305,5 | 466,5
политики | | |
| | |
2. "Решение социально-экономических проблем молодежи" |1172 | 187 | 985
| | |
2.1. "Решение вопросов занятости молодежи" | 419,5| 75,5 | 344
| | |
2.2. "Поддержка молодежного предпринимательства" | 141 | 57 | 84
| | |
2.3. "Создание условий для материальной самостоятель- | 611,5| 54,5 | 557
ности молодежи" | | |
| | |
3. "Социальная работа с молодежью. Профилактика нега- | 483 | 173 | 310
тивных социальных явлений в молодежной среде" | | |
| | |
4. "Организация свободного времени, создание условий |1903 | 771,5 |1131,5
для духовного и физического развития молодежи" | | |
| | |
4.1. "Воспитание гражданственности, патриотизма | 669 | 254,5 | 414,5
и нравственности молодежи" | | |
| | |
4.2. "Работа с талантливой молодежью" | 526 | 215 | 311
| | |
4.3. "Развитие художественного творчества молодежи" | 317,5| 146,5 | 171
| | |
4.4. "Развитие массовой физической культуры и спорта | 15 | 5 | 10
среди детей и молодежи" | | |
| | |
4.5. "Развитие системы детского, молодежного и се- | 375,5| 150,5 | 225
мейного отдыха. Организация молодежного туризма, сот- | | |
рудничества и обменов" | | |
| | |
5. "Государственная поддержка деятельности детских | 755,5| 346,5 | 409
и молодежных объединений" | | |
| | |
6. "Нормативно-правовое, кадровое и методическое обе- | 221,5| 101,5 | 120
спечение, управление и контроль за реализацией Програм-| | |
мы" | | |
| | |
Итого |5307 |1885 |3422
------------------------------------------------------------------------------
Механизм реализации Программы
Управление по делам молодежи, физической культуре и туризму Курганской области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы.
Мероприятия, соисполнителями которых являются территориальные органы федеральных органов государственной власти и органы местного самоуправления, реализуются по согласованию с ними.
Взаимодействие Управления по делам молодежи, физической культуре и туризму Курганской области с исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основе совместных решений или договоров, определяющих права и обязанности соисполнителей.
-------------------------------------------------------------
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 19 июня 2001 г. N 239 в данное примечание настоящего приложения внесены изменения
* примечания:
В тексте Программы встречаются сокращения:
ГлавУО - главное управление образования
ГКООС - государственный комитет охраны окружающей среды Курганской
области
ГУСЗН - главное управление социальной защиты населения
ГУЧС - главное управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
ДГССП - департамент гуманитарной сферы и социальной политики
ДГИПП - департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка
ДСЖКХ - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства
ДСХП - департамент сельского хозяйства и продовольствия
ДФГСЗ - департамент федеральной государственной службы занятости населения
ДЭ - департамент экономики
КГС - комитет государственной статистики
ККИ - комитет по культуре и искусству
КПМИ - комитет по печати и массовой информации
ВККО - военный комиссариат Курганской области
омс - органы местного самоуправления
УДМФТ - управление по делам молодежи, физической культуре и туризму
УВД - управление внутренних дел
УЗ - управление здравоохранения
УФМС - управление федеральной миграционной службы
весь период - пункт Программы реализуется в течении всего периода ее действия, 2001-2002 годы
по отд.плану - пункт Программы реализуется в сроки, определяемые исполнителями
Руководитель аппарата - начальник управления |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.