Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации Курганской области
от 3 августа 1995 г. N 316
Правила работы
хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной торговой деятельностью
на территории области.
I. Общие положения:
1. Настоящие правила определяют основные требования к работе хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью (юридические лица, граждане-предприниматели), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (в дальнейшем "предприятие").
2. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, на обеспечение# высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
3. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом либо свидетельством и согласовывается с соответствующими органами местной администрации при регистрации. Для вновь открывающихся предприятий торговли необходимым условием является согласование с органами пожнадзора, центрами санэпиднадзора, стандартизации и метрологии.
4. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса. Для граждан-предпринимателей - данных свидетельства на право занятия предпринимательской деятельностью.
5. Режим работы и ассортиментный перечень товаров муниципальным предприятиям торговли устанавливается по решению органов местной администрации. Режим работы и ассортиментный перечень товаров для предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.
6. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
7. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования или в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
8. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами государственной метрологической службы. Положительные результаты проверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о проверке.
9. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые так же подлежат продаже при требовании покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требования.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже.
10. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами при наличии сопроводительных документов поставщика (продавца), в которых указывается полное его наименование, адрес, телефон, имеется печать и подпись. Для поставщиков - граждан-предпринимателей указывается Ф., И., О.,, номер свидетельства, адрес организации, выдавшей свидетельство, адрес места жительства, паспортные данные, подпись.
11. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара (вызов эксперта, проверка: цены, качества, количества) датой его фактического поступления в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а так же причин невозможности оприходования.
12. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшим сроком годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам. Товары с истекшими сроками реализации должны храниться в складском или подсобном помещениях отдельно от качественных товаров с предупредительной записью о запрете их реализации.
О сроках реализации хлеба и хлебобулочных изделий см. Правила продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области
13. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
О санитарных требованиях, см. также Правила продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
14. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т. д.) Сложно-технические товары должны пройти предпродажную подготовку.
III. Продажа товаров.
15. К моменту открытия предприятия в торговом зале должен находиться только товар, подготовленный к продаже. Образцы товара должны быть снабжены четко оформленными ценниками, заверенными подписью материально-ответственного или другого должностного лица. На ценниках на продовольственные товары должны быть указаны следующие реквизиты: для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цену за килограмм или сто граммов;
О требованиях, предъявляемых к оформлению ценников см. также постановление Администрации Курганской области от 4 сентября 1998 г. N 443
- для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цену за единицу емкости или отвеса;
- для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т. п. - наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку;
- для товаров, расфасованных непосредственно в предприятиях торговли, - наименование товара, вес, цена за фасовку;
Согласно Правилам продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области хлебобулочные изделия массой более 0,4 килограмма по просьбе покупателя могут нарезаться на 2 - 4 равные части и продаваться без взвешивания
на непродовольственные товары - наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за килограмм, литр или штуку. При этом следует иметь ввиду, что особенности реквизитов на ценниках, установленных на реализуемые населению меховые товары, изделия из драгоценных металлов и камней, алкогольные напитки и пиво, радиотовары и электробытовые товары предусмотрены в соответствующих правилах продажи меховых товаров (постановление Правительства РФ от 24 мая 1994 года N 553), правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 года N 684), правилах розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории РФ (постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1088), правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (постановление Правительства РФ от 8 октября 1993 года N 995).
Выкладка товаров должна обновляться. Обязательное наличие в предприятии вспомогательного торгового инвентаря, упаковочного материала, исправных контрольно-кассовых машин.
16. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.
17. На реализуемые товары, подлежащие обязательной сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификат соответствия или его заверенную копию, подтверждающий качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей, выданный соответствующим органом.
Подтверждение факта сертификации товара может быть произведено знаком соответствия или товарно-транспортными документами. Изготовитель или поставщик (держатель сертификата-подлинника) маркирует продукцию знаком соответствия способом, обеспечивающим защищенность знака от подделки. Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции, товарно-транспортными документами по каждому наименованию продукции, заверенными подписью и печатью изготовителя или поставщика (держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии) и содержащими сведения о наличии сертификатов соответствия с указанием учетного и регистрационного номеров, срока их действия и органа, выдавшего сертификат. В товарно-транспортных документах указывается так же адрес, телефон и фамилия держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии.
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и ГК РФ предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
О сроках реализации хлеба и хлебобулочных изделий см. Правила реализации хлеба и хлебобулочных изделий в Курганской области
18. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания. Предприятия, реализующие товары в стеклотаре, обязаны принимать от населения стеклотару из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены.
19. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары. По просьбе покупателей продавец обязан отпустить товар в упаковку покупателя. Вес расфасованных товаров продавец обязан по просьбе покупателя проверить в его присутствии.
Согласно Правилам продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области хлебобулочные изделия массой более 0,4 килограмма по просьбе покупателя могут нарезаться на 2 - 4 равные части и продаваться без взвешивания
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
20. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами, - контрольные метры.
21. По решению органов местной администрации в муниципальных предприятиях торговли могут вводиться нормы отпуска товаров одному покупателю.
22. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.
23. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (алкогольные напитки и пиво, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля и другие виды), осуществляются с соблюдением так же и этих правил.
См. Правила продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области
24. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
25. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
26. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие так же проставляется дата и штамп продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками, обмен их осуществляется согласно ст. ст. 17-21 этого Закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они проданы.
По замене хлеба и хлебобулочных изделий см. также Правила продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области
27. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов.
28. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по согласованию с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
IV. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания.
29. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
Согласно Правилам продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области хлебобулочные изделия массой более 0,4 килограмма по просьбе покупателя могут нарезаться на 2 - 4 равные части и продаваться без взвешивания
30. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец показывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
31. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
32. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
V. Расчеты с покупателями.
33. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
34. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.
35. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
печатает чек на контрольно-кассовой машине;
объявляет покупателю общую стоимость покупок;
называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
36. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
37. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
38. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
VI. Права и обязанности покупателя.
39. Покупатель имеет право:
на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
40. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан;
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования;
не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Курганской области при отсутствии воспрещающей надписи разрешается посещение непродовольственных магазинов покупателям с собаками на коротком поводке и в наморднике
производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
VII. Информация покупателей.
41. Предприятия должны обеспечить следующую информацию для покупателей:
указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
выписка из правил розничной торговли отдельными товарами;
порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом, - схема разруба мяса по сортам;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.
По информировании покупателя см. также Правила продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области
42. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров в соответствии со специализацией.
VIII. Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам.
43. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органам госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях - так же и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
О санитарных требованиях, предъявляемых к предприятиям при продаже ими хлеба и хлебобулочных изделий см. Правила продажи хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курганской области
44. Работники в продовольственных предприятиях проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.
IX. Контроль за работой предприятия.
45. Контроль за работой предприятий осуществляется Государственной торговой инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а так же общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст. 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
46. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлении служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации), удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
47. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации или другого представителя предприятия. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
48. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
49. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос перед компетентными органами об ответственности предприятия, вплоть до его ликвидации.
50. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.