Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 декабря 2006 г. N 491 в раздел II настоящей Программы внесены изменения
Раздел II. Основные механизмы реализации Программы
Основная цель Программы - создание условий и разработка механизмов обеспечения занятости и увеличения доходов сельского населения, повышение эффективности деятельности личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, обеспечение социальной защищенности сельского населения.
1. Организационно-правовое обеспечение
Программа предполагает осуществление мероприятий, направленных на разработку правовых документов, содействие в реализации физическим и юридическим лицам - участникам программы их прав собственности на землю, консультирование участников программы по вопросам действующего законодательства, разработку предложений по совершенствованию нормативных документов на областном и муниципальном уровнях. Федеральная целевая программа, совпадающая с задачами настоящей Программы, отсутствует.
2. Создание государственной системы финансовой поддержки
Разработка рыночных отношений объективно требует формирования системы финансовой поддержки субъектов мелкотоварного производства на селе и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
При этом наряду с существующей банковской системой предполагается задействовать сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, отвечающие потребностям средних и мелких предпринимателей в сельском хозяйстве. Основными задачами оказания финансовой поддержки должны стать работа по упрощению процедуры предоставления займов мелким заемщикам и равный доступ участников программы к финансовым ресурсам.
Система финансово-кредитного обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и личных подсобных хозяйств будет направлена на создание условий для укрепления их материально-технической базы, увеличение объемов и повышение эффективности производства, развитие производственной инфраструктуры.
Выделение средств из областного бюджета на финансово-кредитную поддержку будет осуществляться на возвратной и возмездной основе.
Средства будут предоставляться в форме: кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, через сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы; личных подсобных хозяйств за реализованную продукцию (молоко - сдача свыше 3 тонн на хозяйство, по 300 рублей за каждую тонну).
Предусматривается предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит.
3. Развитие личных подсобных хозяйств
Одно из главных направлений Программы - развитие личных подсобных хозяйств и повышение доходов сельского населения как важнейшей формы самозанятости. В качестве мер, способствующих развитию, предусматриваются:
- привлечение личных подсобных хозяйств к продовольственному обеспечению социальных учреждений районов;
- совершенствование механизмов сбыта продукции личных подсобных хозяйств;
- увеличение доступа владельцев личных подсобных хозяйств к рынкам материально-технических ресурсов;
- укрепление правового статуса личных подсобных хозяйств;
- увеличение предельного размера землепользования в расчете на одно личное подсобное хозяйство в соответствии с действующим законодательством и повышение плодородия земель;
- создание условий по обеспечению населения гарантированной оплатой за счет аренды земли арендодателями через совершенствование договорных условий аренды земельных долей, при этом в договорах предусматривать оказание услуг в счет арендной платы;
- кооперирование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Основными видами растениеводческой продукции, производимой гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, являются картофель и другие овощи.
Планируемые объемы производства продукции растениеводства личными подсобными хозяйствами, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. оценка |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Производство: |
|
|
|
|
|
|
|
- картофеля |
384,0 |
385,0 |
400,0 |
420,0 |
440,0 |
460,0 |
119,8 |
- других овощей |
163,4 |
170,0 |
172,0 |
174,0 |
176,0 |
180,0 |
110,2 |
Для производства растениеводческой продукции в личных подсобных хозяйствах необходимо:
- обеспечение граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, высокоурожайными сортами картофеля и других овощных культур;
- увеличение объемов закупок картофеля и других овощей;
- оказание практической помощи в приобретении минеральных удобрений, средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.
Планируемые объемы производства продукции животноводства и поголовья скота в личных подсобных хозяйствах
Показатель |
2005 г. оценка |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Скот и птица (выращивание) в живом весе, тыс. тонн. |
36,8 |
37,3 |
37,5 |
37,8 |
38,0 |
38,5 |
104,6 |
Молоко, тыс. тонн. |
258,0 |
259,0 |
264,0 |
270,0 |
275,0 |
280,0 |
108,5 |
Яйца, млн. штук. |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
111,5 |
112,0 |
101,8 |
Крупный рогатый скот на начало года, тыс. голов. |
150,4 |
152,0 |
153,0 |
155,0 |
160,0 |
160,0 |
106,4 |
в т.ч. коровы |
74,6 |
76,0 |
76,0 |
77,0 |
78,0 |
78,0 |
104,6 |
Свиньи, тыс. голов. |
59,3 |
60,0 |
65,0 |
67,0 |
70,0 |
73,0 |
123,1 |
Овцы и козы, тыс. голов. |
84,5 |
85,0 |
87,5 |
89,5 |
89,8 |
93,0 |
110,1 |
Развитие животноводства в личных подсобных хозяйствах является важным резервом увеличения объемов производства и реализации молока, мяса и яиц в области.
В целях наращивания производства продукции животноводства необходимо осуществить ряд мероприятий, обеспечивающих увеличение поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах:
- создание условий для закупок животноводческой продукции;
- создание соответствующих условий содержания;
- увеличение продажи молодняка крупного рогатого скота, свиней и птицы сельскохозяйственными предприятиями;
- обеспечение организации заготовки кормов в соответствии с потребностями;
- обеспечение организации пунктов по искусственному осеменению и ветеринарному обслуживанию скота в личных подсобных хозяйствах.
Планируемая продажа сельскохозяйственными предприятиями молодняка скота и птицы населению
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Молодняк крупного рогатого скота, гол. |
5500 |
6000 |
6500 |
7000 |
7500 |
Поросята, гол. |
9900 |
11000 |
1300# |
14000 |
15000 |
Птица, тыс. гол. |
890 |
900 |
950 |
1000 |
1100 |
Развитие кооперации при выращивании мяса между репродукторами молодняка и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.
"Схема организации производства мяса на основе кооперации"
Увеличение объемов производства мяса в личных подсобных хозяйствах и повышение его товарности возможно при осуществлении комплекса мероприятий:
- развитие кооперации между сельскохозяйственными товаропроизводителями по выращиванию и откорму животных и птицы, оказание в рамках этой кооперации помощи в создании и расширении материальной базы личных подсобных хозяйств;
- продажа личным подсобным хозяйствам сбалансированных комбикормов, кормовых добавок, ветеринарных медикаментов;
- создание производственных и потребительских кооперативов для решения вопросов материально-технического обеспечения и сбыта продукции, а также консультирования.
4. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
На 1 января 2006 года в области зарегистрировано 2722 крестьянских (фермерских) хозяйства. Несмотря на многочисленность крестьянские (фермерские) хозяйства в настоящее время не оказывают существенного влияния на продовольственную ситуацию в области. Для их эффективного развития необходимы реализация на практике системы государственной поддержки, создание и стимулирование сети специализированной мелкотоварной торговли сельскохозяйственной продукцией, совершенствование земельных отношений, налоговой и кредитной политики, а также ряд других мер. Поэтому развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из направлений настоящей Программы.
В качестве программных мер, способствующих их развитию, предусматриваются:
- привлечение кредитных ресурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с последующим субсидированием за счет областного бюджета ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации в размере 5 %;
- предоставление бюджетных кредитов;
- организация переработки и сбыта производимой продукции путем кооперирования в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Основными видами растениеводческой продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являются зерновые культуры.
Планируемые объемы производства продукции растениеводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Производство: - зерновых культур |
225,2 |
226 |
227 |
228 |
229 |
230 |
102,1 |
- картофеля |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,75 |
1,8 |
1,8 |
112,5 |
- овощей |
0,8 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
в 3,7 раза |
Несмотря на некоторую стабильность животноводческая отрасль в крестьянских (фермерских) хозяйствах является второстепенной в общем объеме производства валовой продукции, что хорошо видно из приведенной ниже таблицы.
Планируемые объемы производства продукции животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Скот и птица (выращивание) в живом весе |
1,8 |
1,84 |
1,9 |
1,95 |
2,0 |
2,0 |
111,1 |
Молоко |
6,8 |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
125 |
Яйцо, млн. шт. |
1,5 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
166,6 |
Планируемый объем реализации сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Зерновые культуры |
112 |
115 |
117 |
118 |
119 |
120 |
107,1 |
Картофель |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,35 |
1,4 |
1,4 |
127,2 |
Овощи |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
в 4 раза |
Мясо |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
162,5 |
Молоко |
0,42 |
0,45 |
0,5 |
0,55 |
0,6 |
0,7 |
166,6 |
С целью организации сбыта производимой сельскохозяйственной продукции в рамках национального проекта "Развитие АПК" создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые будут осуществлять данную работу.
Реализация перечисленных мероприятий в полном объеме позволит крестьянским (фермерским) хозяйствам наравне с личными подсобными хозяйствами выполнять важную роль в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения области.
5. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Мелкотоварный сектор сельских территорий в продовольственном балансе области имеет важнейшее значение. И в то же время производственный и социальный потенциал крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно, большинство из них ведут слаборазвитое и низкотоварное производство, при этом испытывая ряд существенных проблем экономического и социального характера:
дефицит финансово-кредитных ресурсов, слабая доступность к рынкам коммерческого кредита;
отсутствие эффективной системы материально-технического снабжения, в том числе качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
неразвитость бухгалтерских, экономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера по эффективной организации производства, в повышении квалификации;
недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования, большой износ технических средств, необходимость их ремонта и замены, в большинстве хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда;
проблемы сбыта произведенной продукции (недоступность к основным рынкам сбыта, дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.
Как показывает опыт, наиболее приемлемым способом решения перечисленных проблем является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов - сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих, кредитных и других. Поэтому неслучайно развитие сельской потребительской кооперации определено в качестве важнейшей задачи приоритетного национального проекта по направлению "Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК".
В целях реализации приоритетного национального проекта на территории Курганской области в 2006 - 2007 годах предусмотрено создание восьми сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и сорока восьми заготовительных, снабженческо-сбытовых кооперативов по оказанию услуг крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства.
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Курганской области, как и по всей России, будет осуществляться через формирование трехуровневой системы, базовыми элементами которой будут являться сельскохозяйственные потребительские кооперативы всех видов. Так, в 2006 году на базе десяти сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов первого уровня создан "Региональный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Кредит".
Реализация мероприятий Программы по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Курганской области будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2006 год) особое внимание уделяется информационной, консультационной работе по созданию кооперативов среди глав сельских поселений, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и других потенциальных членов кооперативов.
Отрабатывается нормативная правовая база, оказывается помощь в процессе регистрации кооперативов в налоговых органах и во взаимодействии кооперативов с кредитными организациями области, в том числе путем привлечения последних в качестве ассоциированных членов.
Второй этап (2007 год) предусматривает развитие и расширение услуг, предоставляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, укрепление их материальной базы, переход к устойчивой экономической деятельности, а также создание сети новых кооперативов, в том числе на базе продовольственных рынков, находящихся в муниципальной собственности. На данном этапе реализации Программы предусматривается более активное вовлечение в члены кредитных кооперативов владельцев личных подсобных хозяйств, привлечение вкладов сельского населения и расширение ссудо-сберегательной деятельности.
Для создания, технического оснащения и устойчивой организации хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в связи с ограниченными на первоначальном этапе собственными финансовыми и материальными возможностями кооперативам необходим стартовый капитал.
Поэтому одним из пунктов мероприятий настоящей Программы предусмотрено в течение 2006 - 2010 годов предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам бюджетных кредитов на сумму 81,0 млн. рублей, а также возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам банков.
С начала реализации национального проекта стало очевидным, что субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам является недостаточной мерой для обеспечения необходимых стартовых условий по причине невозможности получения кредитов из-за отсутствия залоговой базы, особенно у вновь образованных кооперативов.
Таким образом, нужны более действенные меры государственной поддержки деятельности кооперативов на всех уровнях власти, которые должны быть направлены на оказание им финансовой и материальной поддержки. Это предоставление гарантий и поручительств, выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала, вклад в фонды финансовой помощи, передача в собственность или долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, неиспользуемых помещений и оборудования.
Так, для решения основной проблемы получения кредитов кооперативами первого и второго уровней необходимо на муниципальных и региональном уровнях создать муниципальные и региональный имущественные залоговые фонды.
Все это позволит снизить риск несвоевременного возврата денежных средств кредитным организациям, следовательно, увеличить доступность большего количества заемщиков к кредитным ресурсам.
Реализация программных мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации на территории области предполагает решение таких основных задач, как создание системы государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов; создание регионального фонда поддержки сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов второго уровня; обеспечение доступности кредитных ресурсов банков для крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов; наполнение продовольственного рынка области, в том числе и социальной сферы, собственной сельскохозяйственной продукцией, производимой мелкотоварным сектором области.
В результате реализации Программы создаваемая сеть потребительских кооперативов к 2010 году позволит увеличить объем реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами области, ведущими личное подсобное хозяйство, в т.ч. скота и птицы на 20 %, молока на 15 % к уровню 2005 года.
Социальная значимость мероприятий Программы по развитию сельскохозяйственной кооперации заключается в повышении уровня доходов и увеличении трудовой занятости сельского населения, развитии инфраструктуры сети в сфере заготовки, производства, реализации сельскохозяйственной продукции и кредитно-сберегательной деятельности.
6. Развитие несельскохозяйственного предпринимательства на селе
В современных условиях, когда трудно изыскать значительные материальные и финансовые ресурсы для организации местной промышленности, развитие несельскохозяйственного предпринимательства является важным источником занятости сельского населения. Роль несельскохозяйственного предпринимательства будет возрастать по мере сокращения удельного веса сельскохозяйственного производства в муниципальной экономике, который имеет ряд преимуществ:
- относительно небольшие капитальные вложения при организации производства;
- дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость по основному месту работы;
- возможность использования надомного труда и поэтому относительно небольшой штат постоянных сотрудников на предприятии;
- возможность использования дешевых материалов и вторичного сырья для производства многих изделий;
- возможность привлечения к занятиям промыслами представителей различных возрастных и социальных групп населения.
К основным направлениям развития несельскохозяйственного предпринимательства относятся:
- сельская торговля;
- народные промыслы и ремесла;
- бытовое и социально-культурное обслуживание населения;
- заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого прикладного сырья;
- заготовка и переработка древесины, деревообработка, производство строительных материалов и строительство;
- рыболовство;
- транспортные услуги.
Одним из основных направлений несельскохозяйственного предпринимательства является рыболовство. В целях увеличения организации рабочих мест необходимо задействовать имеющийся потенциал рыботоварного производства в районах, организовать бригады по зарыблению, выращиванию и реализации рыбы, передать им в аренду водоемы, обеспечить рыбопосадочным материалом, оказать содействие в реализации товарной продукции, определить меры государственной поддержки из областного бюджета.
Устойчивое производство и реализация рыбы позволит обеспечить социальную стабильность трудовых коллективов и дополнительную организацию рабочих мест.
7. Информационно-консультативное обслуживание мелкотоварного сектора на селе
В процессе обучения будет задействована и информационно-консультационная служба фонда "Губернаторский фонд поддержки АПК".
Осуществление консультативной информационной помощи мелкотоварному сектору на селе будет проводиться через организацию информационных центров в районах с последующим предоставлением информации на бумажном носителе.
Кроме того, предусматривается оказание консультативной информационной помощи в районах, где не будут действовать информационные центры, посредством проведения собраний (сходов) сельских жителей и через сеть сельских библиотек.
Информационно-консультативное обслуживание будет проводиться в виде семинаров, лекций по вопросам наиболее продуктивных пород скота, сортовых семян картофеля и других овощей, высокоэффективных минеральных удобрений, содействия в подготовке правовых документов, технико-экономических обоснований, бизнес-планов и других документов по организации сельскохозяйственного производства и кооперации.
Информирование будет осуществляться с помощью органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.