Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжениюАдминистрации (Правительства)
Курганской области
от 24 ноября 2004 г. N 362-р
Концепция
демографического развития Курганской области на период до 2015 года
Введение
Концепция демографического развития Курганской области на период до 2015 года (далее именуется - Концепция), разработанная в соответствии с распоряжением Губернатора Курганской области от 30 июля 2004 года N 310-р "О разработке Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года", представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов в Курганской области.
В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Курганской области, определены основные цели, задачи, приоритеты и пути решения наиболее острых социальных проблем.
I. Современная демографическая ситуация в Курганской области
К началу 2004 года численность населения Курганской области составила 1004 тыс. человек. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (от 5,3 до 7,8 тыс. человек в год).
Естественная убыль населения в 2003 году была отмечена во всех муниципальных образованиях Курганской области.
В 2003 году превышение числа умерших над числом родившихся составило по Курганской области 7,8 тыс. человек, в 2002 году - 7,4 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула и Курганскую область.
Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2003 году в Курганской области родилось 10357 человек, что на 5712 человек, или в 1,5 раза, меньше, чем в 1990 году.
Снижение уровня рождаемости в Курганской области началось с середины 80-х годов. Современные параметры рождаемости почти в 1,6 раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,39 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.
Характер рождаемости в Курганской области определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков в Курганской области в 2003 году снизилось на 22,5 %. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных брачных союзов привела к тому, что в 2003 году родилось вне брака 28 % детей.
Причиной депопуляции в Курганской области также является высокая смертность. На 2003 год в Курганской области пришелся пик смертности последнего десятилетия: умерло более 18,2 тысяч человек, что на 12,2 % больше, чем в 1993 году. В 2003 году рост числа умерших отмечался в городе Шадринске и 14 районах области.
Общая тенденция динамики смертности населения Курганской области характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин.
Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения Курганской области, которая в настоящее время составляет 63,87 года (в 1991 году - 68,99 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 14 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин.
Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения Курганской области ведет к старению общества. На начало 1992 года детей и подростков в возрасте до 16 лет было зарегистрировано на 60 тыс. человек больше, чем людей пенсионного возраста. На 1 января 2004 года лиц пенсионного возраста было больше, чем детей почти на 35 тыс. человек.
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости. Больше половины детей до года умирают на первом месяце жизни - 63,2 %.
Существенным фактором изменения численности и территориального размещения населения Курганской области является миграция. По итогам 2003 года миграционная убыль населения Курганской области составила 5,2 тыс. человек, что на 6,2 % больше, чем в 2002 году.
После 1992 года в сфере миграции возобновилась тенденция оттока жителей Курганской области (как городских, так и сельских) в другие регионы России.
Традиционно сохраняется миграционная убыль населения Курганской области за счет соседних, экономически более развитых областей (Тюменская, Челябинская, Свердловская), в которых выше уровень жизни населения. Только за последние 10 лет в результате межрегионального обмена с этими областями Курганская область потеряла около 29 тысяч человек, в том числе в 2003 году - 7,2 тысяч человек, что в 2,6 раза больше, чем в 2002 году.
В связи с выездом за пределы области трудоспособного населения (около 70 % мигрантов), в том числе и молодых женщин, сокращается репродуктивный потенциал Курганской области.
Все вышеперечисленные особенности демографического развития Курганской области не могут не вызывать тревогу за последствия происходящих в настоящее время демографических процессов.
Уменьшение численности населения трудоспособного возраста негативно отразится на формировании трудовых ресурсов, вызовет дефицит рабочей силы и снижение экономического потенциала Курганской области.
Старение населения приведет к повышению нагрузки на системы здравоохранения и социальной защиты населения Курганской области.
Отток квалифицированных кадров из региона повлечет ослабление научного, творческого и экономического потенциала.
Анализ демографической ситуации в Курганской области свидетельствует о наличии специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению.
II. Цели и задачи демографического развития
Целями демографического развития Курганской области являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Курганской области являются:
в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни населения;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
совершенствование условий и охраны труда;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
пропаганда здорового образа жизни;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий по социальной поддержке детей и молодежи
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
обеспечение адресной социальной поддержки семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
активизация молодежной политики;
сохранение и развитие образовательного, культурно-нравственного и физического потенциала населения;
в области миграции и расселения
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Курганской области;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем регулирования соответствия необходимых трудовых ресурсов и объемов миграционных потоков в интересах социально-экономического развития Курганской области;
обеспечение интеграции иммигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним;
управление внешней трудовой миграцией.
III. Основные принципы реализации Концепции
К основным принципам реализации Концепции относятся:
консолидация в установленном порядке действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан по разработке и реализации комплексных программ, направленных на стабилизацию и улучшение демографического развития Курганской области;
многоуровневый подход к реализации положений Концепции с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения различных районов Курганской области, а также отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
государственная ответственность, эффективность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти Курганской области, совершенствование законодательной базы, развитие социального партнерства;
межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
равенство всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
постоянно действующая информационная система, направленная на формирование социально-адаптированной личности;
использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью разработки оптимальных подходов к решению проблем демографического развития Курганской области.
IV. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения Курганской области определены следующие приоритеты:
укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет усиления межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику социально-значимых болезней: алкоголизма, токсикомании и наркомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передаваемых половым путем;
обеспечение приоритетного развития и поддержка службы охраны материнства и детства;
реализация государственных гарантий по обеспечению детей бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи;
улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
сохранение потенциала имеющихся в Курганской области сети детских и родовспомогательных лечебно-профилактических учреждений, принятие мер по расширению использования профилактических технологий;
улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и лечения болезней сердечно-сосудистой системы, новообразований и инфекционных болезней;
повышение престижа физической культуры и спорта среди населения;
организация досуга, приобщение к культурным и духовным ценностям.
Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.
Особое внимание должно быть уделено профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий курения, пьянства и алкоголизма у подростков, профилактике отравлений населения алкогольными суррогатами. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также законодательные меры, определяющие места продажи алкогольных напитков и возрастные ограничения при их покупке.
В целях улучшения психического здоровья населения Курганской области необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.
В области укрепления здоровья детей необходимо повысить эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, в том числе по формированию здорового образа жизни; уделить особое внимание диспансеризации детей в сельской местности с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Необходимо сохранение положительной динамики в организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей, в том числе детей из малообеспеченных семей; совершенствование механизма межведомственного взаимодействия, сотрудничества с общественными объединениями; повышение качества услуг в сфере детского отдыха и оздоровления посредством внедрения новых технологий, разработки нестандартных форм работы с детьми и подростками.
В целях организации правильного питания, как одного из факторов, влияющих на здоровье детей, целесообразно реализовать меры по решению проблем обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием.
Особое внимание следует уделять обучению детей и подростков основам правильного питания. Необходимо также принять меры по расширению ассортимента продуктов детского питания в образовательных учреждениях, в том числе продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, йодированной солью.
В области охраны и укрепления репродуктивного здоровья необходимо повсеместное совершенствование и защита прав женщин, в том числе беременных, в части предоставления соответствующих условий труда; развитие социальной поддержки беременной женщины, в том числе увеличение размера пособий; пропаганда современных контрацептивных средств, профилактика абортов, в том числе проведение разъяснительной работы и привитие в обществе отрицательного отношения к абортам.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие в учреждениях здравоохранения сети реабилитационных (восстановительных) отделений и отделений медико-социальной помощи.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на совершенствование механизмов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения Курганской области.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов.
Для поддержки граждан пожилого возраста необходимо совершенствование социальной, медицинской и трудовой (профессиональной) терапии и реабилитации; разработка и реализация программы развития геронтологии и гериатрии на базе учреждений социального обслуживания населения.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения Курганской области необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Сохранению и развитию образовательного, культурно-нравственного и физического потенциала населения Курганской области должны способствовать:
оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечивающей при максимальной доступности для граждан востребованный ими уровень образования;
всесторонняя поддержка одаренных детей;
обеспечение единого культурного пространства, поддержка многообразия культурной жизни;
повышение уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением;
расширение, модернизация и доступность физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения.
V. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий по социальной поддержке детей и молодежи
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, обеспечения гарантий по социальной поддержке детей и молодежи определены следующие приоритеты:
формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
повышение воспитательного потенциала семьи;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-инвалидов и детей-сирот;
дальнейшее развитие таких форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат и приемная семья;
реализация комплекса мер по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и реализацию мер:
по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда;
по повышению уровня заработной платы;
по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;
по снижению численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
по снижению дифференциации доходов самой богатой и самой бедной части населения;
по повышению уровня доходов граждан.
В области совершенствования механизма оказания государственной поддержки семьям с детьми необходимо:
дальнейшее повышение размера ежемесячного пособия на ребенка;
создание единого информационного банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
усиление адресного подхода предоставления социальной помощи малоимущим семьям с детьми;
проведение в установленном порядке широкой разъяснительной работы по налогообложению и правам граждан на получение социальных налоговых вычетов за обучение и лечение детей;
развитие механизмов повышения эффективности использования средств, направленных на улучшение положения детей, усиление контроля за целевым использованием выделенных средств.
В области обеспечения гарантий по социальной поддержке молодежи приоритетным в Курганской области является:
активизация молодежной политики, которая подразумевает создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в современных социально-экономических условиях;
усиление гарантий правовой защищенности подростков и молодежи, предупреждение асоциальных явлений в молодежной среде.
Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных условий: выделение безвозмездных субсидий в случае рождения ребенка, использование механизма льготного кредитования, выделение безвозмездных субсидий на первоначальный взнос для приобретения жилья по механизму ипотечного кредитования.
VI. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения
В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
создание экономических условий, способствующих сокращению эмиграционного оттока населения Курганской области за рубеж, в другие регионы Российской Федерации, и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Курганской области;
привлечение иммигрантов в Курганскую область из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из соседних областей (Челябинской, Свердловской, Тюменской и других) в соответствии с необходимыми объемами, на льготных условиях;
проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Курганской области;
обеспечение сохранности численности населения Курганской области путем привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации на временной, ротационной основе, создание условий для возвращения в Курганскую область эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами;
разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмов поддержания жизнедеятельности и экономического развития Курганской области;
совершенствование мониторинга использования трудовых ресурсов, в том числе и привлекаемой в Курганскую область иностранной рабочей силы, на основе создания соответствующего банка данных.
VII. Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего статистического учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации (по согласованию).
Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.
Эта работа должна постоянно проводиться информационными структурами исполнительных органов государственной власти Курганской области и средствами массовой информации (по согласованию).
VIII. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
проведение кадровой политики, направленной на участие заинтересованных специалистов смежных отраслей знаний в социально-экономической, медико-социальной и социально-психологической сферах, а также подготовку новых специалистов - демографов;
объединение в установленном порядке усилий государственной власти и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Курганской области:
координацию действий исполнительных органов государственной власти Курганской области и органов местного самоуправления (по согласованию), направленных на улучшение демографической ситуации в Курганской области;
разработку и реализацию мероприятий, в том числе целевых программ Курганской области, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации (Правительства) Курганской области от 24 ноября 2004 г. N 362-р "О концепции демографического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.