Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 30 декабря 2005 г. N 534
Целевая программа Курганской области
"Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006 - 2007 годах"
Паспорт
целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Образование" в Курганской области в 2006 - 2007 годах"
1. Обоснование необходимости принятия Программы
В 1996 - 2004 годах в Курганской области последовательно реализовывались четыре программы развития образования. В настоящее время действует целевая программа Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах".
Использование программно-целевых методов управления системой образования Курганской области способствовало сохранению основных параметров отрасли, активизации инновационных процессов в органах управления и учреждениях образования Курганской области.
Сложилась сеть областных и муниципальных экспериментальных, внедренческих и стажёрских площадок, увеличилось количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию.
Прошедшая в 2002 - 2004 годах компьютеризация образовательных учреждений заложила основы обновления содержания, форм и технологий образовательной деятельности. Началось поэтапное укрепление учебно-материальной базы сельских школ - ресурсных центров территориальных школьных округов. Определённые меры были предприняты по оказанию поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи, одним из результатов которых стало успешное выступление отдельных учащихся школ Курганской области на всероссийских и международных олимпиадах, творческих конкурсах.
Были предприняты усилия по возрождению воспитательного потенциала системы образования, созданию в образовательных учреждениях и окружающем социуме условий для воспитания детей и подростков. Перспективной формой объединения потенциала различных ведомств и общественной инициативы в целях решения проблем местного сообщества и включения детей в социально-значимую деятельность стали культурно-образовательные центры.
В то же время проводимая работа не всегда носила системный, целенаправленный характер. Отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет в полной мере оказывать эффективную адресную поддержку "точек роста", снижает мотивацию к высокоэффективной педагогической деятельности. Несформированность институтов гражданского общества ограничивает использование потенциала общественных ресурсов в решении проблем образования, тормозит развитие социального партнёрства. Исследовательская деятельность учащейся молодёжи слабо ориентирована на решение существующих социально-экономических проблем.
В конечном счёте, содержание и качество образовательных услуг, результаты образовательной деятельности сегодня не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества, государства.
Принятие приоритетного национального проекта "Образование" дает новый мощный импульс развитию системы образования, достижению качественных результатов по наиболее приоритетным и "прорывным" направлениям. Однако его реализация требует скоординированной деятельности органов управления различных уровней, методических служб и общественных структур.
Важно также в условиях инвестирования в систему образования дополнительных финансовых средств обеспечить их рациональное использование и получение максимального социально-педагогического эффекта.
Всё вышесказанное предопределяет необходимость решения целей и задач приоритетного национального проекта "Образование" на территории области программными средствами и обосновывает целесообразность разработки и реализации настоящей Программы.
2. Основные направления реализации Программы
1. Стимулирование общеобразовательных учреждений к активному внедрению инновационных образовательных программ.
2. Информатизация общеобразовательных учреждений, внедрение современных образовательных технологий с использованием информационных компьютерных средств.
3. Развитие творческих молодежных инициатив, поддержка способной и талантливой молодежи.
4. Мотивация к качественному педагогическому труду, государственная поддержка лучших учителей.
5. Усиление воспитательной функции школы.
6. Переход на новую отраслевую систему оплаты труда в общеобразовательных учреждениях.
7. Обеспечение государственных гарантий доступности общего образования.
3. Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты
3.1. Стимулирование общеобразовательных учреждений к активному внедрению инновационных образовательных программ
Направления развития:
1. Выявление и поддержка эффективных моделей образовательных учреждений.
2. Оптимизация образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования.
3. Обеспечение повышения отдачи образовательных ресурсов.
Прогнозируемые результаты:
- государственная поддержка 50 учреждений образования, активно реализующих инновационные образовательные программы;
- развитие сети территориальных школьных объединений;
- оснащение базовых школ территориальных школьных объединений учебно-наглядными пособиями и учебно-лабораторным оборудованием по минимальному перечню.
3.2. Информатизация общеобразовательных учреждений, внедрение современных образовательных технологий с использованием информационных компьютерных средств
Направления развития:
1. Развитие телекоммуникационной образовательной инфраструктуры.
2. Развитие информационных ресурсов системы образования.
3. Повышение квалификации педагогических работников по использованию информационных компьютерных технологий, в том числе дистанционных.
Прогнозируемые результаты:
- увеличение спутникового сегмента информационной коммуникационной сети;
- развитие областного образовательного портала;
- оснащение базовых школ территориальных школьных объединений аппаратно-программными средствами;
- готовность педагогических работников к использованию информационных компьютерных технологий.
3.3. Развитие творческих молодежных инициатив, поддержка способной и талантливой молодежи
Направления развития:
1. Раннее выявление и создание условий для развития одаренных детей.
2. Предоставление молодежи дополнительных возможностей для самореализации.
3. Осуществление государственной поддержки талантливой молодежи.
Прогнозируемые результаты:
- создание банка "Интеллектуальный потенциал Зауралья";
- создание банка творческих молодежных инициатив;
- государственная поддержка способной и талантливой молодежи.
3.4. Мотивация к качественному педагогическому труду, государственная поддержка лучших учителей
Направления развития:
1. Совершенствование дополнительного профессионального образования.
2. Развитие педагогических инициатив.
3. Повышение социального статуса и государственная поддержка работников образования.
Прогнозируемые результаты:
- создание банка передового педагогического опыта "100 лучших учителей Зауралья";
- увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы;
- государственная поддержка лучших учителей.
3.5. Усиление воспитательной функции школы
Направления развития:
1. Создание условий для формирования у обучающихся и воспитанников гражданской ответственности и правового сознания.
2. Создание условий для формирования у обучающихся и воспитанников инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
3. Оптимизация взаимодействия образовательного учреждения с семьей, социумом.
4. Государственная поддержка учителей, осуществляющих функции классного руководства.
Прогнозируемые результаты:
- обеспечение во всех образовательных учреждениях условий для деятельности детских общественных организаций (объединений), органов ученического самоуправления (сoyправления);
- усиление (расширение) взаимодействия школы с социумом;
- стабилизация уровня асоциального поведения обучающихся.
3.6. Переход на новую отраслевую систему оплаты труда в общеобразовательных учреждениях
Направления развития:
1. Установление зависимости оплаты труда от количества обучаемых, уровня сложности предмета, категории учителя, качества педагогического труда.
2. Стимулирование молодых педагогов, руководителей образовательных учреждений.
Прогнозируемые результаты:
- повышение фактической заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений на 10 - 15 %;
- повышение качества педагогического труда.
3.7. Обеспечение государственных гарантий доступности общего образования
Направления развития:
1. Реализация программы "Школьный автобус".
Прогнозируемые результаты:
- стабилизация подвоза обучающихся к месту учебы.
Положения раздела 3 являются основой для разработки системы мероприятий по реализации Программы (приложение 1).
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:
- совершенствование нормативной правовой базы сферы образования с целью обеспечения развития системы образования Курганской области;
- максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию его экономических и управленческих механизмов;
- привлечение общественных ресурсов, осуществление широкого социального партнерства в сфере образования;
- конкурсный отбор инновационных проектов, претендующих на использование средств федерального и областного бюджетов;
- системный мониторинг хода реализации программных мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы;
- сетевых планов-графиков реализации программных мероприятий;
- координационного плана совместных действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое и межотраслевое управление и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- договоров о сотрудничестве в сфере образования между Главным управлением образования Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области;
- соглашение с Федеральным агентством по образованию по вопросам финансирования Программы.
Сетевой график реализации приоритетного национального проекта "Образование" приводится в приложении 3 к настоящей Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Информационные ресурсы. Создание региональных и муниципальных информационных ресурсов путём проведения статистического наблюдения, инспекционного контроля, социологических исследований и экспертизы инновационной деятельности с целью определения степени выполнения программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов и качества результатов образовательного процесса.
Финансовые ресурсы. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы составит 495,8 млн. руб., из них средства федерального бюджета - 268,8 млн. руб., средства областного бюджета - 227,0 млн. руб., в том числе за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований - 145,5 млн. руб.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год. Расчётные объёмы финансирования приведены в приложении 2 к Программе.
Кадровое обеспечение. В процессе реализации Программы намечается формирование необходимого состава специалистов органов управления образованием, сотрудников методических служб, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, способных осуществить эффективные проекты в сфере образования. Предполагается дальнейшее развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Нормативное правовое обеспечение. Для реализации Программы необходимо принять 6 нормативных правовых актов Курганской области.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее управление Программой осуществляет областной Совет по приоритетному национальному проекту "Образование" по проведению конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки из федерального бюджета и учителей общеобразовательных учреждений, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации.
Координацию работ по реализации Программы организует Главное управление образования Курганской области, которое:
- разрабатывает сетевые планы-графики по реализации Программы;
- организует и проводит конкурсный отбор на присвоение федеральных премий;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- при необходимости вносит предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объёмов ресурсов по Программе.
Администрация (Правительство) Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет исполнителей Программы о выполнении мероприятий Программы.
График контрольных мероприятий по реализации Программы приводится в приложении 4 к настоящей Программе.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы складывается из социально-педагогических эффектов, получаемых в результате реализации программных мероприятий:
- в управлении образованием: создание системы государственно-общественного управления образованием;
- в условиях образовательной деятельности: создание кадровых, научно-методических и мотивационных условий реализации приоритетов государственной образовательной политики;
- в образовательном процессе: внедрение современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных; в результатах образовательной деятельности: повышение качества образовательных услуг.
Конкретные показатели эффективности реализации Программы отражены в разделе 3 данной Программы "Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты".
8. Примечание
В тексте Программы и приложениях к ней использованы следующие условные сокращения:
Глав УО - Главное управление образования Курганской области;
ИПКиПРО - Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области";
КГУ - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский Государственный Университет"
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области;
ОЦДОД - Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Курганский областной центр дополнительного образования детей";
Фин. управление - Финансовое управление Курганской области;
ШГПИ - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Шадринский Государственный педагогический институт".
Исполнители Программы, не являющиеся органами исполнительной власти Курганской области, обеспечивают реализацию мероприятий Программы по согласованию с ними.
Заместитель Губернатора Курганской области - |
А.Г. Мазеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.