Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Курганской областной Думы
от 28 сентября 2004 г. N 3982
Целевая программа Курганской области
"Развитие образования в 2005 - 2007 годах"
Паспорт
целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах"
1) Наименование программы |
Целевая программа Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" |
|||
2) Основание для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Закон Курганской области от 30.06.2000 г. N 334 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области", Закон Курганской области от 04.12.2003 г. N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области" |
|||
3) Государственный заказчик программы |
Администрация (Правительство) Курганской области |
|||
4) Разработчик программы |
Главное управление образования Курганской области |
|||
5) Цели и задачи программы |
Создание устойчиво развивающейся региональной системы образования, обеспечивающей всестороннее удовлетворение образовательных потребностей жителей области, формирование творческой личности, умеющей жить в современном мире, обеспечивающей социально-экономическое развитие региона через: 1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования 2. Повышение качества образования 3. Повышение воспитательного потенциала системы образования 4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования 5. Формирование эффективных экономических отношений в образовании 6. Повышение эффективности управления образованием |
|||
6) Сроки реализации программы |
2005 - 2007 годы |
|||
7) Исполнители программы |
Главное управление образования Курганской области, исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое и межотраслевое управление, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области - районов, городов Кургана и Шадринска (по согласованию), государственные областные образовательные учреждения (по согласованию), государственные федеральные образовательные учреждения (по согласованию), другие организации Курганской области, участвующие в выполнении мероприятий программы (по согласованию) |
|||
8) Ожидаемые конечные результаты программы |
1. Обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию 2. Достижение нового современного качества образования на основе совершенствования организации, содержания, технологии и ресурсного обеспечения образовательной деятельности 3. Создание условий, обеспечивающих социальную защиту и разностороннее развитие обучающихся, воспитанников, их успешное жизненное самоопределение 4. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования 5. Развитие образования как открытой государственно-общественной системы, гибко реагирующей на образовательные запросы населения и потребности рынка труда 6. Эффективное использование ресурсов системы образования |
|||
9) Организация контроля за реализацией программы |
Контроль за исполнением программы осуществляет Главное управление образования Курганской области. Доклад Администрации (Правительства) Курганской области о реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" ежегодно представляется Курганской областной Думе и публикуется в средствах массовой информации |
|||
10) Расчётные объемы и источники финансирования, тыс. руб. (ежегодные объёмы финансирования программы утверждаются законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год) |
Всего: |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
114000 |
32850 |
37250 |
43900 |
|
Всего по программе |
114000 |
32850 |
37250 |
43900 |
Из них из областного бюджета |
114000 |
32850 |
37250 |
43900 |
1. Основные тенденции развития системы образования Курганской области в 1996 - 2003 годах
Дошкольное образование
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Количество ДОУ |
633 |
590 |
534 |
508 |
482 |
443 |
429 |
422 |
Доля муниципальных ДОУ в % |
68,7 |
73,9 |
76,0 |
79.7 |
80,5 |
86,2 |
88,1 |
90,3 |
Детей на 100 мест |
75,8 |
74,7 |
71,0 |
72,5 |
75,7 |
78,0 |
84,9 |
89 |
Доля детей дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ, в % |
45 |
40,1 |
44,1 |
47,1 |
48,3 |
48,8 |
50,0 |
51,7 |
Численность детей, не посещающих ДОУ, которым оказывается педагогическая помощь |
1025 |
1156 |
5178 |
6423 |
6372 |
6628 |
7736 |
9368 |
Доля детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ которым оказывается педагогическая помощь, в % |
2,5 |
10 |
11 |
15,9 |
16,8 |
16,2 |
20,8 |
25,9 |
Доля первоклассников из числа выпускников ДОУ и групп кратковременного пребывания, в % |
59 |
49 |
46,6 |
45 |
37,9 |
38,1 |
65,8 |
69,2 |
Доля ДОУ, использующих новые образовательные программы и технологии, в % |
10,6 |
25,4 |
31,8 |
41,7 |
54,6 |
60,9 |
80,8 |
88,1 |
Тенденции:
1) замедляются темпы закрытия дошкольных образовательных учреждений, растёт доля бюджетных детских садов;
2) расширяется педагогическая помощь семьям в воспитании детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
3) совершенствуется программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования;
4) сохраняется значительное число детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в том числе раннего возраста;
5) остается низким качество питания воспитанников детских садов.
Общее образование
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Количество дневных общеобразовательных учреждений |
893 |
895 |
880 |
869 |
862 |
852 |
836 |
812 |
Количество начальных школ |
382 |
382 |
366 |
355 |
348 |
340 |
326 |
305 |
Количество основных школ |
214 |
210 |
211 |
209 |
210 |
209 |
209 |
208 |
Количество средних школ |
297 |
303 |
303 |
305 |
304 |
303 |
301 |
299 |
Количество обучающихся в дневных ОУ |
159839 |
160483 |
159765 |
155183 |
147394 |
138821 |
130000 |
119106 |
Количество обучающихся в лицеях, гимназиях и классах с углубленным изучением предметов |
13604 |
13128 |
16915 |
16735 |
11101 |
12084 |
13095 |
12227 |
Доля обучающихся в лицеях, гимназиях и классах с углубленным изучением предметов, в % |
8,5 |
8,2 |
10,6 |
10,8 |
7,5 |
8,7 |
10,1 Российская Федерация - 14,3 |
10,3 |
Количество обучающихся в специальных (коррекционных) классах массовых школ |
3356 |
3468 |
3606 |
3720 |
4092 |
3886 |
3649 |
3490 |
Доля обучающихся в специальных (коррекционных) классах массовых школ, в % |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,9 |
Количество детей до 15 лет, не обучающихся в ОУ |
нет данных |
176 |
234 |
313 |
186 |
174 |
139 |
78 |
Отчислено из основной школы в течение учебного года (человек) |
337 |
58 |
638 |
354 |
397 |
397 |
263 |
248 |
Доля выпускников 9-х и 11-х классов, прошедших итоговую аттестацию и получивших документ государственного образца, в % |
98,6 |
95,3 |
97,7 |
97,7 |
98,0 |
98,8 |
98,2 |
98,7 |
Количество выпускников 11-х классов, награждённых золотыми и серебряными медалями |
209 |
230 |
276 |
320 |
295 |
356 |
329 |
322 |
Количество обучающихся, оставленных на повторный курс обучения |
5127 |
4574 |
3968 |
3901 |
3635 |
3780 |
3060 |
2391 |
Доля обучающихся, оставленных на повторный курс обучения, в % |
3,2 |
2,9 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
2,2 |
1,8 |
Тенденции:
1) сокращается контингент детей в общеобразовательных учреждениях, что приводит к закрытию школ, в первую очередь, начальных;
2) сохраняется количество основных и средних школ, сеть которых обеспечивает доступность общего образования;
3) уменьшается число детей школьного возраста, не получающих основного общего образования;
4) началось становление профильного обучения;
5) создаются условия для использования компьютерных технологий в образовательном процессе;
6) наблюдается положительная динамика в формальных результатах образовательного процесса;
7) недостаточно внимания уделяется совершенствованию работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими проблемы в обучении;
8) недостаточно объективна система учёта охвата обучением детей школьного возраста и их образовательного пути;
9) сохраняются негативные факторы и отрицательные воздействия на здоровье обучающихся (перегруженность программ, несовершенство педагогических технологий, низкое качество питания и др.);
10) наблюдается несоответствие предметно организованного содержания общего среднего образования требованиям современной жизни;
11) в образовательный процесс медленно внедряются современные педагогические технологии;
12) сохраняется формализм в оценке качества образования, ослаблена инспекционно-контрольная деятельность за качеством преподавания;
13) сохраняется низкий уровень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Социальная защита детей и подростков
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (человек) |
944 |
742 |
828 |
854 |
953 |
920 |
978 |
1150 |
Из них устроено под опеку (человек) |
574 |
511 |
430 |
503 |
508 |
579 |
596 |
661 |
Всего усыновлено детей |
57 |
97 |
93 |
101 |
108 |
98 |
74 |
59 |
- в т.ч. усыновлено гражданами Российской Федерации |
43 |
63 |
62 |
83 |
74 |
69 |
46 |
38 |
- в т.ч. усыновлено иностранными гражданами |
14 |
34 |
31 |
18 |
34 |
29 |
28 |
21 |
Устроено в дома ребенка, детские дома и др. учреждения (человек) |
370 |
292 |
279 |
351 |
325 |
255 |
262 |
376 |
Доля детей, устроенных в дома ребенка, детские дома и др. учреждения в % |
39,2 |
39,4 |
33,7 |
41,1 |
34,1 |
27,7 |
26,8 |
32,7 |
Количество детей в приемных семьях |
- |
- |
3 |
6 |
6 |
8 |
5 |
95 |
Количество детей на патронате |
- |
- |
- |
- |
- |
81 |
189 |
200 |
Доля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных горячим питанием в столовых, в % |
73,0 |
64,2 |
63,2 |
59,4 |
54,1 |
55,4 |
69,7 |
68,5 |
Количество обучающихся общеобразовательных школ, доставляемых автобусами школ и администраций |
нет данных |
нет данных |
736 |
1312 |
1678 |
2412 |
3410 |
6413 |
Доля обучающихся общеобразовательных школ, доставляемых автобусами школ и администраций сельсоветов в числе нуждающихся в подвозе, в % |
нет данных |
нет данных |
4,1 |
8,4 |
11,2 |
19,1 |
27,0 |
56,0 |
Количество обучающихся в кадетских (мариинских) классах, группах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
620 |
959 |
Количество обучающихся в УНПО, не имеющих основного общего образования |
1415 |
1253 |
1203 |
1090 |
1167 |
1316 |
1420 |
1298 |
Тенденции:
1) в учреждениях государственной поддержки детства идет создание условий для воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенных к домашнийм;
2) развиваются новые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (патронат, приёмная семья);
3) усиливаются социальные функции учреждений начального профессионального образования, идет становление кадетского и мариинского движения;
4) увеличивается количество обучающихся, доставляемых к месту учебы школьными автобусам#;
5) сохраняется высокий охват детей организованным летним отдыхом;
6) растет число детей, находящихся в социально опасном положении, наблюдается их позднее выявление и устройство под государственную защиту;
7) отсутствуют достаточные условия для трудоустройства и обеспечения жильём выпускников детских домов;
8) сохраняется низкий уровень психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, неразвитость муниципальных служб консультативной и экстренной социально-психологической помощи детям и их родителям;
9) в большинстве муниципальных образований не выделяется в полном объеме дотация на организацию питания обучающихся.
Дополнительное образование и воспитание детей и подростков
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Доля обучающихся 1 - 11 классов, занятых в школьных кружках и секциях, в % |
44,0 |
44,3 |
56,7 |
57,2 |
51,6 |
57,9 |
63,7 |
67,6 |
- из них доля учащихся 8 - 11 классов, в % |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
25,0 |
32,5 |
36,7 |
Доля обучающихся 1 - 11 классов, занимающихся в УДОД, в % |
25,3 |
25,7 |
29,4 |
33,5 |
33,1 |
36,0 |
42,0 |
48,2 |
- из них доля учащихся 8 - 11 классов, в % |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
24,3 |
24,9 |
27,2 |
Доля обучающихся 1 - 11 классов, занятых в спортивных секциях УДОД, в % |
11,6 |
13,0 |
13,1 |
11,7 |
12,5 |
13,9 |
15,9 |
19,6 |
Доля обучающихся 1 - 11 классов, занятых в кружках технической направленности УДОД, в % |
2,3 |
2,3 |
3,2 |
3,2 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
3,3 |
Доля долговременных (трёхлетних) образовательных программ, реализуемых УДОД, в % |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
10 |
15,7 |
17,6 |
Тенденции:
1) растёт охват обучающихся 1 - 11 классов творческими объединениями школ и учреждениями дополнительного образования детей, в том. числе старшеклассников;
2) постепенно увеличивается доля учащихся, занятых в спортивных секциях;
3) сохраняется число штатных работников, занятых воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях;
4) недостаточно развивается техническое творчество учащихся;
5) наблюдается ориентация внеклассной, внеурочной деятельности на развлекательно-потребительский аспект в ущерб ценностно-ориентированной деятельности;
6) отсутствует эффективная система повышения и использования воспитательного потенциала семьи;
7) медленно складывается система работы по формированию у учащихся здорового образа жизни, сопротивления наркотикам и другим вредным привычкам.
Профессиональное образование
УНПО |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г |
2002 г. |
2003 г. |
Количество учреждений |
34 |
32 |
33 |
33 |
32 |
32 |
31 |
31 |
- в т.ч. профессиональные лицеи |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
Количество филиалов УНПО |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
6 |
6 |
Количество обучающихся в УНПО |
15624 |
13480 |
13521 |
13164 |
13759 |
12910 |
13329 |
11966 |
Количество обучающихся на 10 тыс. населения |
117 |
119 |
122 |
120 |
125 |
120 Российская Федерация - 114 |
124 |
113 |
Доля выпускников, получивших две и более профессии, в % |
61,4 |
65,9 |
71,6 |
78,6 |
75,0 |
75,8 |
76,8 |
75,8 |
Доля выпускников, получивших повышенные разряды, в % |
22,4 |
24,0 |
26,3 |
24,4 |
26,0 |
30,2 |
29,6 |
28,7 |
Отчислено учащихся в течение учебного года |
738 |
836 |
879 |
571 |
798 |
607 |
613 |
624 |
ССУЗы |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Количество ССУЗов |
24 |
24 |
25 |
25 |
25 |
26 |
27 |
27 |
Количество студентов |
14728 |
15624 |
16123 |
16987 |
17458 |
19646 |
20784 |
21907 |
Студентов на 10 тыс. населения |
133 |
141 |
146 |
155 |
161 |
183 |
196 Российская Федерация - 173 |
206 |
Количество специальностей |
51 |
51 |
57 |
57 |
60 |
67 |
75 |
75 |
Количество филиалов ССУЗов на базе УНПО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
Количество студентов филиалов ССУЗов на базе УНПО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
493 |
412 |
Доля выпускников, получивших направление на работу, в % |
31,6 |
28,1 |
31,7 |
33,0 |
36,2 |
33,4 |
26,2 |
20,5 |
Количество студентов, обучающихся по сопряжённым учебным планам с УНПО |
- |
- |
- |
300 |
1000 |
1500 |
1700 |
2900 |
ВУЗы |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Количество государственных вузов |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество филиалов государственных вузов |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Количество негосударственных вузов |
- |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Количество филиалов негосударственных вузов |
- |
- |
- |
2 |
4 |
7 |
7 |
7 |
Количество студентов |
13747 |
14527 |
15571 |
17184 |
19746 |
22756 |
25446 |
27472 |
Количество студентов на 10 тыс. населения |
124 |
132 |
141 |
156 |
182 |
212 |
240 Российская: Федерация - 414 |
258 |
Количество специальностей |
57 |
57 |
57 |
57 |
61 |
68 |
83 |
83 |
Доля выпускников, получивших направление на работу, в % |
нет данных |
нет данных |
31,8 |
50 |
55,6 |
59,4 |
63,2 |
60,9 |
Количество студентов, обучающихся по сопряжённым учебным планам с ССУЗами |
- |
- |
- |
- |
300 |
700 |
1000 |
2000 |
Тенденции:
1) реализуется принцип доступности начального профессионального образования для молодёжи на бесплатной и внеконкурсной основе;
2) увеличивается число профессиональных лицеев;
3) растёт число выпускников учреждений начального профессионального образования, получающих 2 и более профессии и повышенные разряды;
4) увеличивается контингент студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, расширяется спектр специальностей;
5) идёт развитие интеграционных процессов между разными уровнями профессионального образования;
6) сохраняется недостаточная ориентация содержания профессионального образования и направлений профессионального обучения на потребности рынка труда, решение задач обеспечения профессиональной мобильности и конкурентоспособности специалистов;
7) остается высоким отсев из учреждений начального профессионального образования;
8) сохраняется низкий уровень трудоустройства молодых специалистов.
Кадровое обеспечение
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Доля учителей начальных классов с высшим образованием, в % |
39,4 |
38,9 |
38,4 |
36,7 |
40,6 |
42,2 |
42,4 Российская Федерация - 53,6 |
44,0 |
Доля учителей 5 - 11 классов с высшим образованием, в % |
91,2 |
90,3 |
89,8 |
89,2 |
88,3 |
88,4 |
87,5 Российская Федерация - 91,1 |
87,6 |
Число вакантных должностей в ОУ на 15 октября |
275 |
319 |
288 |
268 |
313 |
321 |
235 |
237 |
Доля молодых специалистов, в % |
20,5 |
17,1 |
18,5 |
17,9 |
16,5 |
15,6 |
14,7 |
14,3 |
Количество учителей, не имеюших педагогического образования |
425 |
708 |
799 |
602 |
584 |
523 |
436 |
382 |
Приём в ВУЗы и ССУЗы по целевому набору (человек) |
31 |
32 |
181 |
389 |
425 |
491 |
320 |
382 |
Количество слушателей курсов повышения квалификации в ИПКРО (тыс. чел.) |
5,44 |
4,20 |
5,57 |
6,90 |
7,47 |
7,09 |
6,33 |
6,49 |
Тенденции:
1) сохраняет основные параметры деятельности система повышения квалификации педагогических работников;
2) стабилизируется снижение образовательного уровня педагогических кадров;
3) расширяется целевая подготовка и переподготовка педагогических кадров по остродефицитным специальностям;
4) продолжает снижаться закрепляемость молодых учителей, остаётся значительным число учительских вакансий;
5) содержание и технологии педагогического образования отстают от потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня;
6) наблюдается недостаточная эффективность деятельности методических служб по подготовке педагогических кадров к работе в современных условиях.
Финансовое и материально-техническое обеспечение
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете области, в % |
27,7 |
28,5 |
28,2 |
31,6 |
25,3 |
26,5 |
30,0 |
28,0 |
Стоимость питания одного воспитанника ДОУ в день (в руб.) |
нет данных |
нет данных |
4,3 |
5,8 |
6,7 |
7,5 |
9,7 |
12,0 |
Сумма расходов на одного обучающегося общеобразовательной школы в год (в руб.) |
1581 |
1988 |
1634 |
2234 |
3158 |
5009 |
9694 |
10763# |
Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, на одного обучающегося УНПО (в руб.) |
754 |
844 |
845 |
1233 |
1141 |
1443 |
1701 |
2384 |
Доля дневных школ с полным благоустройством, в % |
нет данных |
23,77 |
нет данных |
23,2 |
нет данных |
26,1 |
нет данных; Российская Федерация - 51,8 |
25,2# |
Количество школ, имеющих кабинеты информатики/в них рабочих мест с компьютерами |
нет данных |
135/1626 |
нет данных |
131/1578 |
нет данных |
214/1558 |
нет данных |
422/2286 |
Поставлено компьютеров в образовательные учреждения (единиц) |
- |
- |
- |
- |
- |
1029 |
968 |
254 |
Поставка лабораторного оборудования в школы (количество кабинетов физики, химии) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
44 |
128 |
Приобретено школьных автобусов (единиц) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
55 |
49 |
Ввод объектов образования
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
1. Вторая очередь Деулинской школы на 132 места (Каргапольский район) 2. Детский сад-школа на 65 мест (Мишкинский район) 3. Первая очередь детского дома "Гренада" (Кетовский район): спальный корпус N 3, столовая, котельная, административное здание |
1. Вторая очередь детского дома "Гренада" (Кетовский район): корпус N 2 2. Вторая очередь школы в с. Дубровное на 162 места (Лебяжьевский район) 3. Школа в с. Таловка на 132 места (Юргамышский район) |
1. Первая очередь школы в с. Пионерское на 264 места (Макушинский район 2. Школа в г. Щучье на 590 мест |
1. Детский дом "Гренада" (Кетовский район: корпус N 1 2. Первая очередь школы в с. Кызылбай на 120 мест (Шатровский район) 3. Первая очередь школы в п. Плановый на 190 мест (Щучанский район) |
Тенденции:
1) растёт доля расходов на образование в консолидированном бюджете области;
2) несмотря на увеличение расходов на 1 обучающегося, они остаются одними из самых низких в Российской Федерации, в результате чего доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений незначительна;
3) остаётся невысоким уровень благоустройства учреждений образования;
4) началось поэтапное пополнение учебно-материальной базы образовательных учреждений, создание единой информационно-образовательной среды, однако оснащенность образовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием по-прежнему остается невысокой.
Управление системой образования
|
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Доля лицензированных учреждений образования, в % |
- |
- |
35 |
44 |
55 |
71,1 |
88,6 |
94 |
Доля аттестованных учреждений образования, в % |
- |
- |
8 |
13 |
28 |
49,6 |
69,0 |
88 |
Доля аккредитованных учреждений образования, в % |
- |
- |
0 |
0,5 |
7,3 |
25,2 |
45,8 |
78 |
Доля руководителей образовательных учреждений, имеющих квалификацию "Менеджмент в образовании", в % |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
8 |
Количество попечительских советов |
- |
- |
- |
- |
5 |
22 |
46 |
80 |
Количество областных культурно-образовательных центров |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
34 |
80 |
Количество муниципальных культурно-образовательных центров |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
89 |
96 |
Тенденции:
1) создана нормативная правовая база управления образованием на региональном уровне;
2) активизировался процесс лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
3) повысилась информированность участников образовательного процесса и населения о состоянии и качестве образования;
4) расширилась# межведомственное сотрудничество в интересах образования;
5) идёт становление новой формы организации воспитательной работы с детьми и подростками - культурно-образовательных центров;
6) остаётся незначительным количество попечительских советов образовательных учреждений;
7) отсутствует эффективный механизм соорганизации управленческой деятельности по "вертикали" и "горизонтали"; несогласованность в ряде случаев действий инспекторских и методических служб, низка эффективность межведомственного взаимодействия;
8) отмечается недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, особенно в области права, экономики психологии.
Таким образом, несмотря на то, что областная система образования функционирует в последние годы в непростых социально-экономических условиях, она не только сохранила основные параметры деятельности, но и продолжала содержательно развиваться.
Главными итогами деятельности отрасли, работы педагогических коллективов, органов управления всех уровней являются:
1. Сохранение и развитие сети образовательных учреждений, позволяющей реализовать гарантии прав граждан на образование.
2. Создание дополнительных возможностей для обеспечения социальной защиты обучающихся, воспитанников, усиление социальных функций учреждений образования.
3. Активизация процессов обновления организации, содержания и технологий образовательной деятельности.
4. Сохранение динамики роста качественных показателей подготовки выпускников общеобразовательных школ, учреждений государственной поддержки детства, профессиональных училищ.
5. Начало процесса возрождения воспитательного потенциала системы образования.
6. Создание основы для будущего обновления и пополнения кадрового корпуса отрасли.
В то же время в процессе функционирования и развития областной системы образования наблюдается ряд противоречий между:
- повышением роли системы образования в социально-экономическом развитии области и недостаточным уровнем финансового и материального обеспечения образовательных учреждений;
- необходимостью обеспечения государственных гарантий прав граждан на образование и социальной защиты обучающихся, воспитанников и имеющими место нарушениями требований законодательства в этой области;
- возрастающими требованиями к качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки подрастающего поколения и медленно меняющимися формами, содержанием и технологиями образовательной деятельности;
- потребностями общества в формировании сознательной, активной, физически и духовно здоровой личности и отсутствием достаточных условий для этого в образовательных учреждениях и социуме;
- усилением роли учителя в модернизации образования и низким социальным статусом педагогических работников, а также не всегда эффективной системой подготовки и повышения профессионализма педагогических и руководящих кадров;
- важностью реализации демократического, государственно-общественного характера управления образованием и определённой замкнутостью системы образования и отстранённостью общества от решения проблем образования.
Наличие вышеназванных проблем и противоречий в региональной системе образования предопределяют необходимость её серьёзной модернизации с учётом концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Цель, задачи, основные направления развития образования Курганской области
Цель: Создание устойчиво развивающейся региональной системы образования, обеспечивающей всестороннее удовлетворение образовательных потребностей жителей области, формирование творческой личности, умеющей жить в современном мире, обеспечивающей социально-экономическое развитие региона.
Задачи:
1. Обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию.
2. Достижение нового современного качества образования на основе совершенствования организации, содержания, технологии и ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
3. Создание условий, обеспечивающих социальную защиту и разностороннее развитие обучающихся, воспитанников, их успешное жизненное самоопределение.
4. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования.
5. Развитие образования как открытой государственно-общественной системы, гибко реагирующей на образовательные запросы населения и потребности рынка труда.
6. Эффективное использование ресурсов системы образования.
Основные направления развития:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования.
2. Обеспечение современного качества образования.
3. Повышение воспитательного потенциала системы образования.
4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования.
5. Формирование эффективных экономических отношений в системе образования.
6. Повышение эффективности управления образованием.
3. Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты
3.1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования
Направления развития:
1. Оптимизация образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования.
2. Создание социально-педагогических условий, обеспечивающих равные возможности получения качественного образования.
3. Обеспечение образовательных запросов особых категорий детей.
4. Сохранение здоровья и психологическая поддержка обучающихся воспитанников.
Прогнозируемые результаты:
- увеличение числа населенных пунктов, в которых оказывается психологическо-педагогическая помощь детям дошкольного возраста и их семьям, на 10 %;
- охват различными формами дошкольного образования не менее 70 % детей;
- снижение на 20 % отсева из общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
- увеличение в 1,5 раза количества обучающихся, доставляемых к месту учебы школьными автобусами;
- снижение в два раза числа детей школьного возраста вне образования;
- обеспечение эффективности функционирования территориальных школьных округов, включающих не менее 30 % общеобразовательных учреждений области;
- реорганизация не менее 25 % вечерних школ в центры образования;
- создание учебно-технологических объединений, включающих не менее 25 % учреждений начального профессионального образования;
- увеличение числа обучающихся в филиалах образовательных учреждений среднего профессионального образования на 25 %;
- повышение охвата обучающихся творческими объединениями спортивно-технической направленности на 10 %;
- повышение охвата подростков дополнительным образованием на 12 %;
- повышение на 30 % охвата детей с ограниченными возможностями интегрированным обучением в массовых общеобразовательных школах;
- увеличение числа детей, находящихся на патронате и переданных в приемные семьи, в 2 раза;
- создание участков постинтернатной адаптации для 100 выпускников учреждений государственной поддержки детства;
- обеспечение стоимости питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в размере не менее 15 рублей в день;
- охват горячим питанием не менее 60 % обучающихся общеобразовательных школ;
- присвоение областного статуса "Школа Здоровья" не менее, чем 3 % образовательных учреждений области;
- увеличение в два раза числа обучающихся в областной очно-заочной школе для одаренных детей;
- увеличение в 1,5 раза количества психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях.
3.2. Обеспечение современного качества образования
Направления развития:
1. Обновление содержания образования.
2. Совершенствование организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса.
3 Совершенствование системы контроля и оценки учебных достижений.
4 Осуществление образовательного процесса на основе использования современного учебного, лабораторного оборудования и учебно-методической литературы.
Прогнозируемые результаты:
- возрастание роли социально-гуманитарных дисциплин в содержании общего образования;
- совершенствование регионального компонента общего образования, введение менее чем в 70 % общеобразовательных учреждений регионального курса по формированию познавательных способностей обучающихся;
- отработка региональной модели "Профильная старшая школа", введение в 25 % средних школ профильного обучения;
- увеличение количества профессий в учреждениях начального профессионального образования, ориентированных на индивидуальную трудовую деятельность и деятельность в сфере малого бизнеса, в среднем на 20 %;
- повышение удельного веса выпускников образовательных учреждений профессионального образования, получивших направление на работу, на 10 %;
- увеличение доли обучающихся в ВУЗах по сопряженным программам на 20 %;
- увеличение доли долговременных (трёхлетних) образовательных программ, реализуемых учреждениями дополнительного образования детей, в два раза;
- увеличение доли курсовых мероприятий ИПКРО, ориентированных на решение задач модернизации образования, до 50 % в общем объеме учебного времени;
- изменение системы оценки учебных достижений обучающихся:
- 100 % оснащение общеобразовательных учреждений-ресурсных центров территориальных школьных округов учебным, лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой.
3.3. Повышение воспитательного потенциала системы образования
Направления развития:
1. Создание условий для формирования у обучающихся и воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания.
2. Создание условий для формирования инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе у обучающихся и воспитанников.
3. Оптимизация взаимодействия образовательных учреждений с семьёй в интересах обучающихся, интеграция семейного и общественного воспитания.
4. Усиление воспитательного потенциала учебного процесса.
5. Оптимизация профилактики асоциального поведения учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- введение превентивного курса по профилактике употребления психоактивных веществ в 20 % образовательных учреждений;
- снижение в 2 раза числа детей и подростков, не занятых в системе дополнительного образования;
- обеспечение во всех образовательных учреждениях условий для деятельности детских общественных организаций (объединений);
- включение в социально-значимую деятельность культурно-образовательных центров не менее 30 % детей и подростков.
3.4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования
Направления развития:
1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.
2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов.
3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.
4. Повышение престижа и социального статуса педагогических работников.
Прогнозируемые результаты:
- обеспечение своевременного прохождения повышения квалификации 24 % работников образования области ежегодно;
- создание условий для прохождения не менее, чем 200 педагогическими работниками профессиональной подготовки в дистанционной форме;
- сокращение количества педагогических вакансий на 50 %;
- повышение степени закрепляемости молодых специалистов по месту распределения на 25 %;
- сокращение числа учителей-неспециалистов в школах области в два раза:
- повышение доли педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, до среднероссийских показателей;
- сохранение действующих социальных льгот и гарантий педагогическим работникам области.
3.5. Формирование эффективных экономических отношений в системе образования
Направления развития:
1. Реализация новых принципов формирования и исполнения бюджетов на нужды образования.
2. Обеспечение рационального использования внутрисистемных ресурсов.
3. Привлечение в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
Прогнозируемые результаты:
- доведение к 2008 году доли учебных расходов в региональном нормативе финансирования общеобразовательных учреждений до 18 %;
- рационализация хозяйственных расходов во всех областных образовательных учреждениях через установку индивидуальных приборов учёта оказываемых коммунальных услуг;
- увеличение доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности на одного обучающегося учреждения начального профессионального образования на 3 %;
- упорядочение практики оказания платных образовательных услуг и привлечения благотворительных средств в систему образования области.
3.6. Повышение эффективности управления образованием
Направления развития:
1. Оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управления.
2. Развитие государственно-общественных форм управления образованием.
3. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения классификации управленческих работников образования.
4. Оптимизация межведомственного и межотраслевого взаимодействия в системе управления образованием.
5. Обеспечение эффективности инспекционного контроля, совершенствование диагностико-аналитической и планово-прогностической культуры специалистов, методистов, руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений.
Прогнозируемые результаты:
- создание во всех образовательных учреждениях области эффективно действующих органов государственно-общественного управления, наделенных реальными полномочиями;
- увеличение доли руководителей образовательных учреждений, имеющих квалификацию "Менеджмент в образовании", до 15 %;
- реорганизация не менее 80 % муниципальных методических служб;
- создание областного и муниципальных банков данных, обеспечивающих объективную оценку деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием.
4. Механизм реализации программы
Механизм реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:
- совершенствование нормативно-правовой базы сферы образования с целью обеспечения стабильного функционирования и развития образовательных учреждений области;
- максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов;
- расширение межведомственного взаимодействия в интересах образования;
- более активное привлечение общественных ресурсов, осуществление широкого социального партнерства в сфере образования;
- конкурсный отбор инвестиционных проектов, претендующих на использование средств областного бюджета, на принципах экономической и социальной эффективности;
- системный мониторинг состояния областной системы образования на основе совокупности объективных показателей.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы;
- координационного плана совместных действий исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое и межотраслевое управление и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- договоров о сотрудничестве в сфере образования между Главным управлением образования Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных образований районов, городов Кургана и Шадринска.
5. Ресурсное обеспечение программы
Информационные ресурсы. Создание региональных и муниципальных информационных ресурсов путём проведения статистического наблюдения, инспекционного контроля, социологических исследований и экспертизы инновационной деятельности с целью определения степени выполнения программных мероприятий, уровня достижения прогнозируемых результатов, качества результатов образовательного процесса и состояния процесса гуманизации областной системы образования.
Финансовые ресурсы. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" составит 114 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 32,85 млн. руб., в 2006 г. - 37,25 млн. руб., в 2007 г. - 43,9 млн. руб. Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на реализацию программы на соответствующий финансовый год. Расчётные объёмы финансирования приведены в приложении 2 к программе.
Кадровое обеспечение. В процессе реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" намечается формирование необходимого состава специалистов органов управления образованием, сотрудников методических служб, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, способных осуществить эффективные проекты в сфере образования. Предполагается дальнейшее развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Нормативно-правовое обеспечение. Для реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" необходимо принять около 9 нормативно-правовых актов Курганской области, в том числе законы Курганской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Курганской области от 30 июня 2000 года N 333 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" и "О внесении изменений и дополнения в Закон Курганской области от 29.07.1999 N 239 "О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области".
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общее управление целевой программой Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" осуществляет Главное управление образования Курганской области. В целях координации работ по реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" создаётся Дирекция программы. Дирекция целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах":
- разрабатывает мероприятия по реализации программы с определением конкретных работ и необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования;
- организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий программы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает реализацию программных мероприятий;
- при необходимости вносит предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объёмов ресурсов по программе.
Ежегодно по итогам реализации программы Дирекцией формируется доклад, представляемый в установленном порядке Администрации (Правительству) Курганской области и Курганской областной Думе.
В целях обеспечения комплексного контроля за реализацией программы предусматривается:
- осуществление постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем аспектам программы;
- регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях коллегии Главного управления образования Курганской области, областных совещаниях руководителей органов управления и учреждений образования.
7. Оценка социально-экономической эффективности программы
Эффективность целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005-2007 годах" складывается из социально-педагогических, социально-экономических и социально-психологических эффектов, получаемых в результате реализации программных мероприятий.
К социально-педагогическим показателям относится, прежде всего, степень создания условий для организации образовательного процесса: организационно-педагогических, финансовых, материально-технических, учебно-методических, кадровых, а также уровень обеспечения социальных гарантий обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Социально-экономические показатели оценивают результативность образовательного процесса в ее соотношении с потребностями социально-экономического развития области, кроме того, они по ряду позиций определяют экономический эффект проводимых преобразований в сфере образования.
Социально-психологические показатели отражают состояние процесса гуманизации системы образования. К ним можно отнести получаемые на основе социологических исследований данные о характере взаимоотношений участников образовательного процесса и их отношение к происходящим переменам, преобладающих настроениях в школьной среде и т.п.
Предполагается, что итогами реализации целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" станут:
- повышение уровня учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса;
- сохранение действующих социальных гарантий и льгот обучающихся воспитанников и педагогических работников;
- повышение качества образования, более полное удовлетворение образовательных запросов населения и потребностей социально-экономического развития области;
- дальнейшее развитие процессов гуманизации системы образования.
Конкретные показатели эффективности целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" отражены в разделе 3 программы "Основные программные мероприятия и прогнозируемые результаты".
8. Примечание
В тексте целевой программы Курганской области "Развитие образования в 2005 - 2007 годах" и приложениях к ней использованы следующие условные сокращения:
ВУЗы - высшие учебные заведения профессионального образования;
ГлавУО - Главное управление образования Курганской области;
ГУСЗН - Главное управление социальной защиты населения Курганской области;
ДГИПП - Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области;
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения;
ДСХ - Департамент сельского хозяйства Курганской области;
ДФГСЗН - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области;
ИПКРО - Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области";
ККИ - Комитет по культуре и искусству Курганской области;
МОУО - муниципальные органы управления образованием;
ОМС - органы местного самоуправления;
ООБФ "МАМА" - Курганский областной общественный благотворительный фонд содействия защите материнства и детства "Мама":
ОС ВОИР - Курганский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
ОС РОСТО - Курганский областной совет Российской оборонной спортивно-технической организации;
ОУ - общеобразовательные учреждения;
ОШ СО - Курганская региональная общественная организация "Курганский областной штаб студенческих отрядов";
ССУЗы - средние специальные учебные заведения профессионального образования;
УВД - Управление внутренних дел Курганской области;
УДМФКиТ - управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области;
УДОД - учреждения дополнительного образования детей;
УЗО - Управление здравоохранения Курганской области;
УНПО - учреждения начального профессионального образования;
УТ - Управление труда Курганской области.
Руководитель аппарата - |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.