Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 5 октября 2004 г. N 350
Целевая программа
Курганской области "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005 - 2010 годы"
23 мая 2006 г.
Паспорт
целевой программы Курганской области "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005 - 2010 годы"
Наименование программы |
- целевая программа Курганской области "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005 - 2010 годы" |
Основание для разработки программы |
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Закон Курганской области от 04.12.2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области" |
Государственный заказчик программы |
- Администрация (Правительство) Курганской области |
Основные разработчики программы |
- управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области - Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области |
Цель программы |
- создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Курганской области |
Основные задачи программы |
- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; - привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем; - обеспечение улучшения демографической ситуации в Курганской области; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в Курганской области. |
Исполнители программы |
- управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области, - Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, - Департамент сельского хозяйства Курганской области, - Главное управление образования Курганской области, - финансовое управление Курганской области, - ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию), - финансово-кредитные учреждения (по согласованию) |
Срок реализации программы |
2005 - 2010 годы: 1-й этап - 2005 - 2006 годы; 2-й этап - 2006 - 2010 годы |
Основные мероприятия программы |
- формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; - разработка нормативных правовых актов по реализации программы |
Объем и источники финансирования программы |
- общий объем финансирования программы составляет 1236 млн. рублей; дополнительные средства федерального бюджета, ежегодно выделяемые молодым семьям в виде субсидий при рождении ребенка, определяются на конкурсной основе |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников; - развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; - улучшение жилищных условий 1800 молодых семей. |
Система организации контроля за реализацией программы |
- государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией программы. Органы исполнительной власти Курганской области, участвующие в реализации программы, представляют ежеквартально государственному заказчику сведения о ходе ее реализации. |
1. Содержание проблемы и технико-экономическое обоснование Программы
Целевая программа Курганской области "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005 - 2010 годы" (далее Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Программа предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Курганской области.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в широком масштабе в практику приемлемых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Демографической ситуации Курганской области присущи все негативные тенденции демографического развития страны в целом. За последнее десятилетие численность населения области уменьшилась почти на 105 тыс. человек. Главная причина сокращения численности жителей Курганской области - естественная убыль населения.
Численность населения области в 2004 г. составляет 1004 тыс. человек. Численность населения в возрасте от 18 до 30 лет - 191,646 тыс. человек, что составляет 19 % всего населения.
Изменение функций семьи, снижение роли детей в семье во многом определили уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения поколений. В течение последних десяти лет наблюдалась устойчивая тенденция падения рождаемости. В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
Низкий уровень жизни населения привел к кризису семьи. Анализ брачно-семейных отношений за последние годы показывает, что происходит постепенное снижение браков. С 1980 по 2003 годы число заключенных браков снизилось на 35,5 %, а число разводов возросло в 1,51 раз#. Коэффициент брачности (число браков на 1000 населения) в 1980 г составлял 11.0, в 2003 - 7,6. Коэффициент разводимости в 1980 г. составлял 3.4, а в 2003 г. - 5.5.
Всероссийская перепись населения показала, что численность населения продолжает снижаться, значительно увеличилось число семей, состоящих из 2-3 человек. Поэтому необходимы меры государства не только на снижение уровня смертности, но и создания условий для повышения рождаемости.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Переход к рыночной экономике требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем малоимущих слоев населения, в том числе молодых семей, количество которых в Курганской области ежегодно увеличивается.
Согласно статистике именно в молодых семьях в возрасте до 30 лет рождается большинство детей. Так в 2003 году у молодых женщин родилось 8482 младенцев, что составляет 81,8 % от общего числа рожденных. Следовательно, для репродуктивной установки молодых семей необходимо найти решение двух вышеупомянутых проблем.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
По данным социологических опросов большинство молодых семей нуждается в улучшении жилищных условий. На учете при администрациях муниципальных образований области на 01.01.2002 состояло 6229 молодых семей, что составляет 18,8 % от общего количества очередников.
Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом среднее количество членов семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или живут в общежитиях.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.# Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивалась важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики области и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. К настоящему времени удалось создать и внедрить в практику Курганской области механизм поддержки населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей, с целью обеспечения их жильем в виде предоставления ипотечных жилищных кредитов. С 2000 года по 1.09.2004 года 606 семей получили ипотечные кредиты, из них 63 % молодые семьи. Но этого недостаточно для существенного улучшения ситуации по обеспечению жильем молодых семей в области.
Практика работы ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" совместно с ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" по предоставлению ипотечных кредитов молодым семьям выявила следующие особенности:
у молодых семей, как правило, нет в достаточном объеме собственных средств (при существующем порядке предоставления ипотечных кредитов требуется не менее 10 процентов от стоимости жилого помещения);
недостаточен семейный доход для обслуживания ипотечного кредита;
в большей степени, чем у старшего поколения, наблюдается рост по годам семейных доходов, как правило, за счет карьерного роста;
готовность большинства родителей поддержать материально молодую семью в течение 4 - 6 лет.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Проблема может получить разрешение лишь на основе гарантированных долгосрочных механизмов адресной социальной поддержки молодым семьям в сочетании с рыночным механизмом ипотечного кредитования.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Курганской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем.
Настоящая Программа является основанием для разработки и утверждения соответствующих программ на уровне муниципальных образований области.
При разработке муниципальных программ рекомендуется предусматривать выполнение мероприятий настоящей Программы и обеспечение их соответствующего финансирования.
В связи с этим:
на областном уровне в рамках настоящей Программы формируется необходимая нормативно-правовая база Курганской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников;
на уровне муниципального образования области муниципальные программы предусматривают разработку плана действий органов местного самоуправления, выделение средств из местных бюджетов и привлечение средств из внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей.
3. Срок и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2005 - 2010 годах.
На первом этапе (2005 - 2006 годы) будут осуществляться:
участие в федеральном конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации;
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
создание системы мониторинга реализации Программы.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения;
начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации Программы.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного привлечения бюджетных средств.
4. Участники Программы
Участниками Программы являются молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и постоянно проживающие на территории Курганской области.
В рамках настоящей Программы к молодым семьям относятся:
семьи с зарегистрированным в установленном порядке браком, возраст каждого из супругов в которых не превышает 30 лет;
неполные семьи (мужчина или женщина) возраст, которых не превышает 30 лет, имеющие одного и более ребенка.
Приоритетность молодых семей при оказании государственной поддержки в настоящей Программе:
1. Молодые семьи, в которых родилась тройня и более детей.
2. Молодые семьи, имеющие трех и более детей.
3. Молодые семьи, в которых родилась двойня.
4. Молодые семьи, имеющие двух детей.
5. Молодые семьи, имеющие одного ребенка.
6. Молодые семьи, где один из супругов (родитель, воспитывающий ребенка) - выпускник образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Другие молодые семьи.
5. Виды государственной поддержки в обеспечении жильем молодых семей
Государственная поддержка в обеспечении жильем участников Программы осуществляется в следующих видах:
1) выделение ипотечных кредитов под льготный процент для приобретения жилья в рамках реализации областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области до 2010 г. и на перспективу до 2015 г.", утвержденной постановлением Курганской областной Думой от 23.09.2003 г. N 2519 (далее Ипотечная программа);
2) предоставление молодым малообеспеченным семьям безвозмездных субсидий на покрытие первоначального взноса для последующего приобретения жилья в рамках реализации Ипотечной программы;
3) предоставление субсидий при рождении (усыновлении) ребенка, молодым семьям, которые приобрели жилье в рамках Ипотечной или областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года", утвержденной Постановлением Курганской областной Думы от 28 октября 2003 года N 2568 (далее Сельская программа) и в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 6.07.2004 г. N 228 "Об утверждении порядка предоставления средств областного бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности".
Льготный процент по ипотечному кредиту молодым семьям для приобретения жилья в рамках реализации областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области до 2010 г. и на перспективу до 2015 г." устанавливается в размере 5 % годовых.
Размер безвозмездной субсидии на покрытие первоначального взноса для последующего приобретения жилья в рамках реализации Ипотечной программы молодым малообеспеченным семьям рассчитывается исходя из:
- социальной нормы жилья, установленной Законом Курганской области от 07.10.1997 г. N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";
- стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения определяется по цене равной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Курганской области, определяемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики России в установленном порядке.
Размер безвозмездной субсидии на покрытие первоначального взноса для последующего приобретения жилья в рамках реализации Ипотечной программы молодым малообеспеченным семьям рассчитывается по формуле:
Р (руб.) = (С х Н) х 0,10;*
Р - размер бюджетной субсидии;
С - стоимость одного квадратного метра жилой площади;
Н - социальная норма жилья, установленная для семей разной числен-
ности;
0,10 - коэффициент.
*Размер безвозмездной субсидии на покрытие первоначального взноса для
последующего приобретения жилья в рамках реализации Ипотечной программы
молодым малообеспеченным семьям не должен превышать размера 10 %
стоимости приобретаемого жилья.
Размер субсидий при рождении (усыновлении) ребенка, предоставляемых молодым семьям, которые приобрели жилье в рамках Ипотечной и Сельской программ, определяется исходя из стоимости 18 квадратных метров общей площади жилья по цене, равной 0,65 от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Курганской области, определяемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики России в установленном порядке. Субсидия предоставляется при рождении каждого ребенка единоразово.
Субсидии при рождении (усыновлении) ребенка молодым семьям, которые приобрели жилье в рамках реализации Ипотечной программы предоставляются за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, переданных областному бюджету Курганской области в порядке межбюджетных отношений на реализацию Программы, при условии успешного участия Программы в федеральном конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации.
Субсидии при рождении (усыновлении) ребенка молодым семьям, которые приобрели жилье в рамках Сельской программы, предоставляются исключительно за счет средств федерального бюджета, при условии успешного участия настоящей Программы в вышеуказанном федеральном конкурсе.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) ребенка, которые приобрели жилье в рамках Ипотечной и Сельской программ устанавливается постановлением Администрации (Правительства) Курганской области.
Порядок предоставления безвозмездной субсидии на покрытие первоначального взноса для последующего приобретения жилья в рамках реализации Ипотечной программы молодым малообеспеченным семьям устанавливается постановлением Администрации (Правительства) Курганской области.
6. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем.
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 1.
Наиболее важными мероприятиями по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации Программы являются следующие:
разработка нормативно-правовых актов, касающихся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы;
разработка правовых финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья. Организационные мероприятия предусматривают:
распределение молодых семей по различным категориям (в зависимости от обеспеченности жильем, количества детей, уровня доходов и других факторов) с составлением местными администрациями соответствующих списков;
определение исполнителей Программы;
организацию в региональных средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
проведение мониторинга реализации Программы и подготовку информационно-аналитических материалов.
7. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком с участием заинтересованных органов исполнительной власти и уполномоченных ими организаций, органов местного самоуправления.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
организацию нормативно-правового и методологического обеспечения реализации Программы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов;
формирование единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям;
подготовку предложений по объемам и условиям выделения средств областного бюджета для решения жилищных проблем молодых семей;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов.
Управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области осуществляет:
сбор информации для определения объемов государственной поддержки молодым семьям;
создание и организацию работы комиссии по предоставлению безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям на покрытие первоначального взноса при строительстве (приобретении) жилья;
участие в разработке нормативно-правовых актов и организационных механизмов;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы через региональные средства массовой информации;
мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта.
ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию) осуществляет: консультационные, риэлторские, оценочные услуги молодым семьям - участникам Программы;
создание и ведение базы данных молодых семей, участвующих в Программе;
участие в разработке нормативно-правовых актов, финансовых и организационных механизмов;
предоставление ежемесячно в управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области списков молодых семей, претендующих на получение безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям на покрытие первоначального взноса при строительстве (приобретении) жилья и списков молодых семей, претендующих на получение субсидий при рождении (усыновлении) ребенка;
осуществление выдачи субсидий молодым семьям.
8. Источники финансирования Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости приобретаемого жилья;
б) средства областного бюджета, направляемые на следующие цели:
- предоставление молодым малообеспеченным семьям безвозмездных субсидий на покрытие первоначального взноса при строительстве (приобретении) жилья;
- субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам для молодых семей;
- предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий.
в) бюджетные средства муниципальных образований области, направляемые на предоставление молодым семьям субсидий в размере части стоимости приобретаемого жилья при использовании механизма ипотечного кредитования;
г) средства федерального бюджета, переданные областному бюджету Курганской области в порядке межбюджетных отношений на реализацию Программы, при условии успешного участия Программы в федеральном конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации;
д) средства кредитных организаций, направляемые на предоставление ипотечных жилищных кредитов молодым семьям.
9. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 1236,0 млн. рублей.
Средства областного бюджета составляют 334 млн. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета будет ежегодно уточняться исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Кроме того, в рамках реализации Программы предполагается привлечение внебюджетных средств в размере около 686 млн. рублей, из них личные средства граждан (молодых семей) составляют около 196 млн. руб.# рублей.
Объемы финансирования Программы в 2005 - 2010 годах приведены в приложении 2.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно определяется на конкурсной основе исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
10. Система контроля за реализацией Программы
Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Государственный заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения Программы, разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов ее реализации.
Управление по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области, Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, Департамент сельского хозяйства Курганской области, Главное управление образования Курганской области, ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию) ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляют государственному заказчику сведения о реализации Программы.
Государственный заказчик ежегодно представляет отчеты Курганской областной Думе о ходе реализации Программы.
Освещение итогов реализации Программы организуется государственным заказчиком с участием Управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
11. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий 1800 молодых семей;
использование в Курганской области отработанных в ходе реализации Программы механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в Курганской области;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в Курганской области.
Руководитель аппарата - Начальник управления |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.