Постановление Администрации (Правительства) Курганской области
от 25 декабря 2006 г. N 491
"О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 381 "О целевой программе Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы"
Постановлением Правительства Курганской области от 9 октября 2007 г. N 425 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2008 г.
В целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Курганской области, а также в соответствии с методикой создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 28 апреля 2006 года, рекомендованной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить следующие изменения и дополнения в приложении к постановлению Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 381 "О целевой программе Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы":
1) раздел "Основание для разработки Программы" Паспорта программы дополнить абзацем следующего содержания: "Федеральный закон от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
2) раздел "Объемы и источники финансирования Программы" Паспорта программы изложить в следующей редакции:
"Общие расходы на реализацию Программы составляют 187,0 млн. руб., из них: 94,9 млн. руб. - областной бюджет; 92,1 млн. руб. - привлеченные средства (по согласованию), в том числе: - в 2006 году - 32,7 млн. руб., из них: 16,7 млн. руб. - областной бюджет; 16,0 млн. руб. - привлеченные средства; - в 2007 году - 33,7 млн. руб., из них: 16,7 млн. руб. - областной бюджет; 17,0 млн. руб. - привлеченные средства; - в 2008 году - 37,3 млн. руб., из них: 18,8 млн. руб. - областной бюджет; 18,5 млн. руб. - привлеченные средства; - в 2009 году - 40.3 млн. руб., из них: 20,8 млн. руб. - областной бюджет; 19,5 млн. руб. - привлеченные средства; - в 2010 году - 43,0 млн. руб., из них 21,9 млн. руб. - областной бюджет; 21,1 млн. руб. - привлеченные средства. Привлеченные средства участников Программы необходимы для осуществления процесса развития мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области, но они не являются источниками финансирования мероприятий настоящей Программы. Исполнители, получающие денежные средства для реализации программных мероприятий из областного бюджета, за исключением органов государственной власти Курганской области, привлекаются к участию в Программе только на конкурсной основе, если иное не установлено действующим законодательством Российской Федерации.";
3) пункт 2 раздела "Задачи Программы" Паспорта программы после слов "крестьянских (фермерских) хозяйств" дополнить словами "и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов";
подпункт 1 пункта 3 дополнить словами "путем организации доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, а также к транспортным услугам";
4) в раздел "Сущность решаемых проблем" Паспорта программы внести следующие дополнения:
после слов "недостаточностью кредитования через кредитные организации граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" дополнить словами ", крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов";
после слов "недостаточным уровнем закупок товарной сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" дополнить словами ", и крестьянских (фермерских) хозяйств";
5) в разделе I Программы "Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами":
"Динамика производства сельскохозяйственной продукции и поголовья скота в личных подсобных хозяйствах"
изложить в следующей редакции:
Показатель |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2004 г. в % к 2001 г. |
Производство, тыс. тонн: - картофеля |
500,0 |
462,0 |
360,0 |
300,0 |
60,0 |
- других овощей |
180,0 |
174,0 |
166,6 |
160,0 |
88,9 |
- произведено (реализовано на убой в живом весе) скота и птицы |
45,9 |
42,0 |
47,5 |
44,8 |
95,4 |
- молока |
287,9 |
290,5 |
301,4 |
269,4 |
93,5 |
- яиц, млн. шт. |
101,7 |
99,2 |
106,2 |
104,1 |
102,4 |
Численность скота на начало года, тыс. голов: крупный рогатый скот |
200,6 |
197,9 |
197,5 |
167,3 |
83,3 |
в т.ч. коровы |
105,8 |
99,4 |
96,7 |
78,1 |
73,8 |
свиньи |
117,8 |
93,6 |
110,2 |
82,0 |
69,6 |
овцы и козы |
99,9 |
96,3 |
94,4 |
84,0 |
84,0 |
лошади |
16,9 |
16,8 |
16,6 |
15,7 |
92,8 |
6) в разделе II Программы "Основные механизмы реализации Программы":
в абзаце 3 пункта 2 "Создание государственной системы финансовой поддержки" слова "и инвестиционного" исключить;
абзац 4 пункта 2 "Создание государственной системы финансовой поддержки" изложить в следующей редакции:
"Выделение средств из областного бюджета на финансово-кредитную поддержку будет осуществляться на возвратной и возмездной основе";
в абзаце 5 пункта 2 "Создание государственной системы финансовой поддержки" слово "дотирования" заменить словом "субсидирования";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В абзаце 5 пункта 2 слово "дотирования" не содержится
дополнить пунктом 4 "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств" следующего содержания:
"На 1 января 2006 года в области зарегистрировано 2722 крестьянских (фермерских) хозяйства. Несмотря на многочисленность крестьянские (фермерские) хозяйства в настоящее время не оказывают существенного влияния на продовольственную ситуацию в области. Для их эффективного развития необходимы реализация на практике системы государственной поддержки, создание и стимулирование сети специализированной мелкотоварной торговли сельскохозяйственной продукцией, совершенствование земельных отношений, налоговой и кредитной политики, а также ряд других мер. Поэтому развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из направлений настоящей Программы.
В качестве программных мер, способствующих их развитию, предусматриваются:
- привлечение кредитных ресурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с последующим субсидированием за счет областного бюджета ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации в размере 5 %;
- предоставление бюджетных кредитов;
- организация переработки и сбыта производимой продукции путем кооперирования в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Основными видами растениеводческой продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, являются зерновые культуры.
Планируемые объемы производства продукции растениеводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Производство: - зерновых культур |
225,2 |
226 |
227 |
228 |
229 |
230 |
102,1 |
- картофеля |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,75 |
1,8 |
1,8 |
112,5 |
- овощей |
0,8 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
в 3,7 раза |
Несмотря на некоторую стабильность животноводческая отрасль в крестьянских (фермерских) хозяйствах является второстепенной в общем объеме производства валовой продукции, что хорошо видно из приведенной ниже таблицы.
Планируемые объемы производства продукции животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Скот и птица (выращивание) в живом весе |
1,8 |
1,84 |
1,9 |
1,95 |
2,0 |
2,0 |
111,1 |
Молоко |
6,8 |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
125 |
Яйцо, млн. шт. |
1,5 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
166,6 |
Планируемый объем реализации сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. тонн
Показатель |
2005 г. |
2006 г. прогноз |
2007 г. прогноз |
2008 г. прогноз |
2009 г. прогноз |
2010 г. прогноз |
2010 г. в % к 2005 г. |
Зерновые культуры |
112 |
115 |
117 |
118 |
119 |
120 |
107,1 |
Картофель |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,35 |
1,4 |
1,4 |
127,2 |
Овощи |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
в 4 раза |
Мясо |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
162,5 |
Молоко |
0,42 |
0,45 |
0,5 |
0,55 |
0,6 |
0,7 |
166,6 |
С целью организации сбыта производимой сельскохозяйственной продукции в рамках национального проекта "Развитие АПК" создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые будут осуществлять данную работу.
Реализация перечисленных мероприятий в полном объеме позволит крестьянским (фермерским) хозяйствам наравне с личными подсобными хозяйствами выполнять важную роль в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения области.";
дополнить пунктом 5 "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов" следующего содержания:
"Мелкотоварный сектор сельских территорий в продовольственном балансе области имеет важнейшее значение. И в то же время производственный и социальный потенциал крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно, большинство из них ведут слаборазвитое и низкотоварное производство, при этом испытывая ряд существенных проблем экономического и социального характера:
дефицит финансово-кредитных ресурсов, слабая доступность к рынкам коммерческого кредита;
отсутствие эффективной системы материально-технического снабжения, в том числе качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
неразвитость бухгалтерских, экономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера по эффективной организации производства, в повышении квалификации;
недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования, большой износ технических средств, необходимость их ремонта и замены, в большинстве хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда;
проблемы сбыта произведенной продукции (недоступность к основным рынкам сбыта, дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.
Как показывает опыт, наиболее приемлемым способом решения перечисленных проблем является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов - сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих, кредитных и других. Поэтому неслучайно развитие сельской потребительской кооперации определено в качестве важнейшей задачи приоритетного национального проекта по направлению "Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК".
В целях реализации приоритетного национального проекта на территории Курганской области в 2006 - 2007 годах предусмотрено создание восьми сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и сорока восьми заготовительных, снабженческо-сбытовых кооперативов по оказанию услуг крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства.
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Курганской области, как и по всей России, будет осуществляться через формирование трехуровневой системы, базовыми элементами которой будут являться сельскохозяйственные потребительские кооперативы всех видов. Так, в 2006 году на базе десяти сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов первого уровня создан "Региональный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Кредит".
Реализация мероприятий Программы по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Курганской области будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2006 год) особое внимание уделяется информационной, консультационной работе по созданию кооперативов среди глав сельских поселений, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и других потенциальных членов кооперативов.
Отрабатывается нормативная правовая база, оказывается помощь в процессе регистрации кооперативов в налоговых органах и во взаимодействии кооперативов с кредитными организациями области, в том числе путем привлечения последних в качестве ассоциированных членов.
Второй этап (2007 год) предусматривает развитие и расширение услуг, предоставляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, укрепление их материальной базы, переход к устойчивой экономической деятельности, а также создание сети новых кооперативов, в том числе на базе продовольственных рынков, находящихся в муниципальной собственности. На данном этапе реализации Программы предусматривается более активное вовлечение в члены кредитных кооперативов владельцев личных подсобных хозяйств, привлечение вкладов сельского населения и расширение ссудо-сберегательной деятельности.
Для создания, технического оснащения и устойчивой организации хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в связи с ограниченными на первоначальном этапе собственными финансовыми и материальными возможностями кооперативам необходим стартовый капитал.
Поэтому одним из пунктов мероприятий настоящей Программы предусмотрено в течение 2006 - 2010 годов предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам бюджетных кредитов на сумму 81,0 млн. рублей, а также возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам банков.
С начала реализации национального проекта стало очевидным, что субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам является недостаточной мерой для обеспечения необходимых стартовых условий по причине невозможности получения кредитов из-за отсутствия залоговой базы, особенно у вновь образованных кооперативов.
Таким образом, нужны более действенные меры государственной поддержки деятельности кооперативов на всех уровнях власти, которые должны быть направлены на оказание им финансовой и материальной поддержки. Это предоставление гарантий и поручительств, выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала, вклад в фонды финансовой помощи, передача в собственность или долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, неиспользуемых помещений и оборудования.
Так, для решения основной проблемы получения кредитов кооперативами первого и второго уровней необходимо на муниципальных и региональном уровнях создать муниципальные и региональный имущественные залоговые фонды.
Все это позволит снизить риск несвоевременного возврата денежных средств кредитным организациям, следовательно, увеличить доступность большего количества заемщиков к кредитным ресурсам.
Реализация программных мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации на территории области предполагает решение таких основных задач, как создание системы государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов; создание регионального фонда поддержки сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов второго уровня; обеспечение доступности кредитных ресурсов банков для крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов; наполнение продовольственного рынка области, в том числе и социальной сферы, собственной сельскохозяйственной продукцией, производимой мелкотоварным сектором области.
В результате реализации Программы создаваемая сеть потребительских кооперативов к 2010 году позволит увеличить объем реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами области, ведущими личное подсобное хозяйство, в т.ч. скота и птицы на 20 %, молока на 15 % к уровню 2005 года.
Социальная значимость мероприятий Программы по развитию сельскохозяйственной кооперации заключается в повышении уровня доходов и увеличении трудовой занятости сельского населения, развитии инфраструктуры сети в сфере заготовки, производства, реализации сельскохозяйственной продукции и кредитно-сберегательной деятельности.";
пункты 4 и 5 считать пунктами 6 и 7 соответственно;
7) в разделе III Программы "Технико-экономическое обоснование Программы":
в абзаце 1 показатель "4,6 %" заменить на показатель "9 %";
8) таблицу "Мероприятия целевой программы Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы" считать приложением к целевой программе Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы", изложив в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Направить настоящее постановление в Курганскую областную Думу.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области - директора департамента сельского хозяйства Курганской области Логинова Н.П.
Губернатор |
О.А. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 25 декабря 2006 г. N 491 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 381 "О целевой программе Курганской области "Развитие мелкотоварного производства сельских территорий Курганской области на 2006 - 2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Курганской области от 9 октября 2007 г. N 425 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2008 г.