Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Программе "Приоритетный национальный проект
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
в Курганской области"
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области
на 2006-2010 гг."
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2006-2010 годы" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы |
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002-2010 годы" |
Государственный заказчик подпрограммы |
- Администрация (Правительство) Курганской области |
Основные разработчики подпрограммы |
- Главное правление образования Курганской области - Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области |
Цель подпрограммы |
- создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Курганской области |
Основные задачи подпрограммы |
- создание и развитие системы государственной поддержки молодых семей в виде субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; - обеспечение условий для софинансирования приобретения жилья за счет средств бюджетов всех уровней, а также собственных средств граждан и кредитных (заемных) средств; - создание условий для активного использования ипотечного жилищного кредитования при решении жилищной проблемы молодых семей; - разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; - привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем; - обеспечение улучшения демографической ситуации в Курганской области; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в Курганской области. |
Исполнители подпрограммы |
- Главное управление образования Курганской области, - департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, - финансовое управление Администрации (Правительства) Курганской области, - ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию), - финансово-кредитные учреждения (по согласованию). |
Срок реализации подпрограммы |
2006-2010 годы: 1-й этап-2006 год; 2-й этап - 2007-2010 годы. |
Основные мероприятия подпрограммы |
- формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; - разработка нормативных правовых актов по реализации подпрограммы. |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
- общий объем финансирования подпрограммы составляет 1214,1 млн. руб., в том числе: 272,6 млн. руб. средства из областного бюджета, 59,5 млн. руб. предполагаемые средства местных бюджетов, 882 млн. руб. - иные источники финансирования; - дополнительные средства федерального бюджета, выделяемые молодым семьям в виде субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, определяются на конкурсной основе. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников; - развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; - улучшение жилищных условий 1800 молодых семей |
Система организации контроля за реализацией подпрограммы |
- государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией подпрограммы. Органы исполнительной власти Курганской области, участвующие в реализации подпрограммы, представляют ежеквартально государственному заказчику сведения о ходе ее реализации. |
1. Содержание проблемы
и технико-экономическое обоснование
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2006-2010 годы" (далее - подпрограмма) разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Курганской области.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в широком масштабе в практику приемлемых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Демографической ситуации Курганской области присущи все негативные тенденции демографического развития страны в целом. За последнее десятилетие численность населения области уменьшилась почти на 105 тыс. человек. Главная причина сокращения численности жителей Курганской области - естественная убыль населения.
Численность населения области в 2005 г. составила 980 тыс. человек. Численность населения в возрасте от 18 до 30 лет - 199 тыс. человек, что составляет 20% всего населения.
Изменение функций семьи, снижение роли детей в семье во многом определили уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения поколений. В течение последних десяти лет наблюдалась устойчивая тенденция падения рождаемости. В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
Низкий уровень жизни населения привел к кризису семьи. Анализ брачно-семейных отношений за последние годы показывает, что происходит постепенное снижение браков. С 1980 по 2005 годы число заключенных браков снизилось на 36%, а число разводов возросло в 1,5 раз. Коэффициент брачности (число браков на 1000 населения) в 1980 г. составлял 11,0, в 2005 - 6,1. Коэффициент разводимости в 1980 г. составлял 3,4, а в 2005 г. - 3,6.
Всероссийская перепись населения показала, что численность населения продолжает снижаться, значительно увеличилось число семей, состоящих из 2-3 человек.
Поэтому необходимы меры государства, направленные не только на снижение уровня смертности, но и создание условий для повышения рождаемости.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Переход к рыночной экономике требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем малоимущих слоев населения, в том числе молодых семей, количество которых в Курганской области ежегодно увеличивается.
Согласно статистике именно в молодых семьях в возрасте до 30 лет рождается большинство детей. Следовательно, для репродуктивной установки молодых семей необходимо найти решение двух вышеупомянутых проблем.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
По данным социологических опросов большинство молодых семей нуждается в улучшении жилищных условий. На учете при администрациях муниципальных образований области на 01.01.2002 состояло 6229 молодых семей, что составляет 18,8% от общего количества очередников.
Улучшение жилищных условий в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом среднее количество членов семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или живут в общежитиях.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивалась важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики области и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. К настоящему времени удалось создать и внедрить в практику Курганской области механизм поддержки населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей, с целью обеспечения их жильем в виде предоставления ипотечных жилищных кредитов. С 2000 года по 1.09.2004 606 семей получили ипотечные кредиты, из них 63% молодые семьи. Но этого недостаточно для существенного улучшения ситуации по обеспечению жильем молодых семей в области.
Практика работы ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" совместно с ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" по предоставлению ипотечных кредитов молодым семьям выявила следующие особенности:
у молодых семей, как правило, нет в достаточном объеме собственных средств (при существующем порядке предоставления ипотечных кредитов требуется не менее 10 процентов от стоимости жилого помещения);
недостаточен семейный доход для обслуживания ипотечного кредита;
в большей степени, чем у старшего поколения, наблюдается рост по годам семейных доходов, как правило, за счет карьерного роста;
готовность большинства родителей поддержать материально молодую семью в течение 4-6 лет.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Проблема может получить разрешение лишь на основе гарантированных долгосрочных механизмов адресной социальной поддержки молодым семьям в сочетании с рыночным механизмом ипотечного кредитования.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Курганской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: создание и развитие системы государственной поддержки молодых семей в виде субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
обеспечение условий для софинансирования приобретения жилья за счет средств бюджетов всех уровней, а также собственных средств граждан и кредитных (заемных) средств;
создание условий для активного использования ипотечного жилищного кредитования при решении жилищной проблемы молодых семей;
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в Курганской области.
Настоящая подпрограмма является основанием для разработки и утверждения соответствующих программ на уровне муниципальных образований области.
При разработке муниципальных программ рекомендуется предусматривать выполнение мероприятий настоящей подпрограммы и обеспечение их соответствующего финансирования.
В связи с этим:
на областном уровне в рамках настоящей подпрограммы формируется необходимая нормативно-правовая база Курганской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников;
на уровне муниципального образования области муниципальные программы предусматривают разработку плана действий органов местного самоуправления, выделение средств из местных бюджетов и привлечение средств из внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей.
3. Срок и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет выполняться поэтапно в 2006-2010 годах. На первом этапе (2006 год) осуществляется:
участие в федеральном конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002-2010 гг., проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации;
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
создание системы мониторинга реализации подпрограммы.
На втором этапе (2007-2010 годы) осуществляется:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения и мониторинга реализации подпрограммы на территориях муниципальных образований Курганской области;
начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации подпрограммы.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного привлечения бюджетных средств.
4. Участники подпрограммы
Участниками подпрограммы являются молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и постоянно проживающие на территории Курганской области.
В рамках настоящей подпрограммы к молодым семьям относятся:
семьи с зарегистрированным в установленном порядке браком, возраст каждого из супругов в которых не превышает 30 лет;
неполные семьи (мужчина или женщина), возраст которых не превышает 30 лет, имеющие одного и более ребенка.
Участниками подпрограммы могут стать молодые семьи, имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях, или собственные средства, необходимые для оплаты части стоимости приобретаемого жилья.
Приоритетность молодых семей при оказании государственной поддержки в настоящей подпрограмме:
1. Молодые семьи, в которых родилась тройня и более детей.
2. Молодые семьи, имеющие трех и более детей.
3. Молодые семьи, в которых родилась двойня.
4. Молодые семьи, имеющие двух детей.
5. Молодые семьи, имеющие одного ребенка.
6. Молодые семьи, где один из супругов (родитель, воспитывающий ребенка) -выпускник образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Другие молодые семьи.
5. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем.
Система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы; финансовое обеспечение реализации подпрограммы; организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении 1 к настоящей подпрограмме.
Наиболее важными мероприятиями по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации подпрограммы являются следующие:
разработка нормативно-правовых актов, касающихся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы;
разработка правовых финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья. Организационные мероприятия предусматривают:
распределение молодых семей по различным категориям (в зависимости от обеспеченности жильем, количества детей, уровня доходов и других факторов) с составлением местными администрациями соответствующих списков;
определение исполнителей подпрограммы;
организация в региональных средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы;
проведение мониторинга реализации подпрограммы и подготовка информационно-аналитических материалов.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства:
1. федерального бюджета после проведения конкурса по отбору субъекта Российской Федерации на участие в федеральной подпрограмме;
2. областного бюджета в соответствии с законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
3. местных бюджетов;
4. кредитных организаций, используемые для кредитования участников подпрограммы для приобретения или строительства жилья;
5. участников подпрограммы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения или строительства жилья.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, составляет 1214,1 млн. руб.
Средства областного бюджета составляют 272,6 млн. руб. Объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета будет ежегодно уточняться исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Кроме того, в рамках реализации подпрограммы предполагается привлечение внебюджетных средств в размере около 686 млн. руб., из них личные средства граждан (молодых семей) составляют около 196 млн. руб.
Объемы финансирования подпрограммы в 2005-2010 годах приведены в приложении 2 к настоящей подпрограмме.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств Федерального бюджета ежегодно определяется на конкурсной основе исходя из возможностей Федерального бюджета на соответствующий год.
Средства бюджетов всех уровней направляются на предоставление молодым семьям субсидий на приобретение или строительство жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья в размере:
1) 40 процентов от средней стоимости стандартного жилья (10 процентов - за счет средств федерального бюджета, 20 процентов - за счет средств областного бюджета, 10 процентов - за счет средств местного бюджета) для молодых семей, имеющих одного и более ребенка;
2) 35 процентов от средней стоимости стандартного жилья (10 процентов - за счет средств федерального бюджета, 20 процентов - за счет средств областного бюджета, 5 процентов - за счет средств местного бюджета) для молодых семей, не имеющих детей.
Расчет размера субсидии производится исходя из:
1) социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности;
2) средней рыночной стоимости (норматива) приобретения 1 кв. метра общей площади жилья, сформировавшейся на территории муниципального образования, в котором проживает молодая семья-участник подпрограммы.
Социальная норма общей площади жилья, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:
1) для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра;
2) для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), - по 18 кв. метров на каждого члена семьи.
Средняя стоимость стандартного жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по следующей формуле:
СтЖ = Н х РЖ, где:
СтЖ - средняя стоимость стандартного жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.
Норматив стоимости приобретения 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления и не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Курганской области, определяемую федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Молодым семьям при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств местного бюджета в размере не менее 5 процентов от средней стоимости жилья по вышеуказанной формуле.
Средства местного бюджета предоставляются молодой семье для погашения части кредита (займа) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство жилья. Механизм предоставления молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) ребенка (детей) разрабатывается органами местного самоуправления.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
18. Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий местным бюджетам в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального и областного бюджетов на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами местного самоуправления.
19. Объемы ассигнований из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
7. Механизмы реализации подпрограммы
Ежегодно государственный заказчик подпрограммы проводит отбор муниципальных образований для участия в реализации мероприятий подпрограммы.
Муниципальные образования ежегодно представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на участие в подпрограмме.
Условиями участия муниципальных образований в подпрограмме являются:
1) наличие разработанной и утвержденной представительным органом муниципального образования муниципальной подпрограммы, направленной на поддержку приобретения жилья молодыми семьями;
2) наличие разработанного и утвержденного положения о порядке предоставления субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств местного бюджета;
3) подтверждение обязательств по софинансированию подпрограммы из средств местных бюджетов, включая обязательства по финансированию компенсаций, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей);
4) отсутствие нецелевого# использования средств федерального и областного бюджетов, полученных на реализацию подпрограммы в предшествующий год;
5) выполнение индикативных показателей реализации подпрограммы в предшествующий год.
Оценочными критериями участия муниципальных образований в подпрограмме являются:
1) количество молодых семей, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) доля молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в процентах от общего количества семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Признание граждан нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья осуществляется по следующим основаниям:
1) гражданин признан органами местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет до 1 марта 2005 года;
2) гражданин не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
3) гражданин является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
4) гражданин проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Изъявление желания гражданина на признание его нуждающимся в субсидии осуществляется в письменной форме и предоставляется в органы местного самоуправления по месту жительства.
Признание граждан нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья осуществляется органами местного самоуправления. Для признания гражданина нуждающимся в субсидии им предоставляются следующие документы:
1) заявление, подписанное всеми проживающими совместно с заявителем дееспособными членами семьи;
2) документы, содержащие сведения о составе семьи, степени родства и площади занимаемого жилого помещения;
3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, а также подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;
4) документы, подтверждающие предусмотренные жилищным законодательством основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
5) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи:
справка органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи;
справка предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех членов семьи.
Порядок рассмотрения заявления гражданина и вынесения решения о признании его нуждающимся в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья следующий:
1) поступившее заявление гражданина о признании нуждающимся в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления;
2) по результатам рассмотрения заявления с прилагаемыми документами и проверки жилищных условий заявителя принимается решение о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в предоставлении ему субсидии не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления.
Отказ в признании гражданина нуждающимся в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья допускается в случае, если:
1) не представлены в полном объеме необходимые документы;
2) представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья;
3) граждане в течение последних пяти лет совершили действия, в результате которых не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении субсидии.
Решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в предоставлении субсидии должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано гражданином-заявителем в судебном порядке.
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляет Главное управление образования Курганской области совместно с органами местного самоуправления.
Главное управление образования Курганской области:
1) осуществляет разработку нормативной правовой базы подпрограммы и механизма ее реализации, в том числе разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий подпрограммы;
2) оказывает методическую помощь в пределах своей компетенции органам местного самоуправления по вопросам, связанным с предоставлением субсидий;
3) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
4) осуществляет согласование программ, разработанных муниципальными образованиями:
5) готовит документы на конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для участия в федеральной подпрограмме;
6) осуществляет отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме;
7) осуществляет сбор данных о молодых семьях, выразивших желание участвовать в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, и формирует единую по Курганской области базу данных об участниках подпрограммы;
8) определяет объем ежегодного финансирования подпрограммы из областного бюджета, в том числе объем финансовой помощи местным бюджетам в форме субсидий на реализацию подпрограммы;
9) формирует на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список молодых семей для участия в федеральной подпрограмме в планируемом году и предоставляет его в Росстрой;
10) готовит и предоставляет в Росстрой сводную заявку на финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета с учетом средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы в законе Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и обязательств по софинансированию подпрограммы, полученных от органов местного самоуправления;
11) распределяет между органами местного самоуправления пропорционально количеству молодых семей, указанных в заявках, средства областного и федерального бюджетов, предусмотренных на реализацию подпрограммы;
12) осуществляет отбор банков по установленным на федеральном уровне критериям для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям;
13) заключает соглашение с банками на взаимодействие по открытию и обслуживанию именных блокированных целевых счетов граждан - владельцев свидетельств;
14) разрабатывает график выпуска, осуществляет выпуск, оплату и погашение свидетельств;
15) осуществляет ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств;
16) осуществляет финансирование мероприятий подпрограммы в виде субсидий бюджетам органов местного самоуправления в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального и областного бюджетов на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами местного самоуправления;
17) осуществляет контроль за реализацией мероприятий подпрограммы в муниципальных образованиях в пределах своих полномочий, в том числе осуществляет проверку начисления размера субсидий;
18) ежеквартально представляет отчет Администрации (Правительству) Курганской области о выполнении мероприятий подпрограммы;
19) проводит мониторинг реализации подпрограммы на территории Курганской области, подготавливает информационно-аналитические и отчетные материалы для предоставления в Росстрой.
Органы местного самоуправления являются участниками настоящей подпрограммы в случае разработки и принятия муниципальной программы по оказанию поддержки на приобретение или строительство жилья молодым семьям в соответствии с условиями и требованиями настоящей подпрограммы и осуществляют:
1) признание молодых семей нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья в порядке, установленном настоящей подпрограммой;
2) ведение учета молодых семей в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья;
3) до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных документов, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить свидетельство в планируемом году, и представляют его государственному заказчику;
4) предоставление до 15 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы заявки на финансирование мероприятий подпрограммы из федерального и областного бюджетов исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете;
5) выдачу молодым семьям - участникам подпрограммы в установленном порядке свидетельств;
6) финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств местных бюджетов исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов, перечисленных в установленном порядке в виде финансовой помощи;
7) ведение реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств;
8) ежемесячное представление государственному заказчику подпрограммы оперативной информации о реализации мероприятий подпрограммы;
9) ежеквартальное представление отчета государственному заказчику подпрограммы о ходе реализации мероприятий подпрограммы;
10) организацию в средствах массовой информации муниципального образования работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы.
Открытое акционерное общество "Курганская ипотечно-жилищная корпорация", являясь региональным оператором по ипотечному жилищному кредитованию:
1) взаимодействует с государственным заказчиком подпрограммы в части оказания помощи участникам подпрограммы по реализации субсидии, которая будет направлена на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
2) осуществляет помощь участникам подпрограммы в подготовке документов для получения ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья;
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий в размере 35-40 процентов от средней стоимости стандартного жилья на:
1) приобретение жилья при наличии у молодой семьи собственных средств, необходимых для оплаты не менее 60 - 65 процентов от стоимости приобретаемого жилого помещения;
2) оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья;
3) оплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном объеме жилого помещения, которое для участника подпрограммы приобрел жилищно-накопительный кооператив, членом которого он является;
4) строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Курганской области.
Общая площадь приобретаемого молодой семьей жилого помещения в расчете на каждого члена семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство.
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи - участника подпрограммы на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства составляет:
для молодых семей - 2 месяца с даты выдачи свидетельства, указанной в нем, в течение которых молодая семья должна открыть банковский счет, заключить договор банковского счета и сдать свидетельство в банк;
для банков, участвующих в реализации подпрограммы, - 9 месяцев с даты выдачи свидетельства, указанной в нем.
Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в нем и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в нем.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (далее - порядок) утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Порядок устанавливает правила ведения учета молодых семей - участников подпрограммы; правила выпуска, оплаты и погашения свидетельств, правила подтверждения обязательств по финансированию субсидий, предоставляемых молодым семьям, за счет средств областного и местного бюджетов.
Свидетельства выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с ежегодно утверждаемым ими графиком выпуска и распределения свидетельств.
Свидетельства выпускаются в пределах объема субсидии, предусмотренной для Курганской области в федеральном бюджете на соответствующий год, а также объема средств на реализацию подпрограммы, предусмотренных в областном и местных бюджетах.
Выдача свидетельств органам местного самоуправления осуществляется государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с принятым решением о выделении средств федерального и областного бюджетов и выполнении обязательств по финансированию субсидий, предоставляемых молодым семьям за счет местного бюджета.
Выдачу свидетельств молодым семьям осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, обязаны проинформировать молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные потенциальные участники подпрограммы - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Существуют особенности использования субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве субсидии, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный подпрограммой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме.
8. Система контроля за реализацией подпрограммы
Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за выполнением подпрограммы, определяет формы и методы управления реализацией подпрограммы.
Государственный заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения подпрограммы, разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов ее реализации.
Главное управление образования Курганской области, Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, финансовое управление Администрации (Правительства) Курганской области, ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию) ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляют государственному заказчику сведения о реализации подпрограммы.
Государственный заказчик ежегодно представляет отчеты Курганской областной Думе о ходе реализации подпрограммы.
Освещение итогов реализации подпрограммы организуется государственным заказчиком с участием Главного управления образования Курганской области через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
9. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических
последствий реализации подпрограммы
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий 1800 молодых семей;
использование в Курганской области отработанных в ходе реализации подпрограммы механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в Курганской области;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.